Страх летать на самолетах: пошаговые методы борьбы. Спокойствие, только спокойствие. Чего боятся россияне

Даже самые смелые люди иногда чувствуют себя некомфортно при виде самолета, в котором им нужно лететь. Особенно страшно становится во время поднятия по трапу, когда человек понимает, что у него под ногами больше нет земли, и его безопасность зависит от фортуны.

«А если самолет сломается или в него ударит молния? Что тогда будет?» – такие вопросы возникают в голове у каждого. Для многих это всего лишь философская заковырка. Но есть и те, у кого при таких мыслях начинается паническое состояние и они не могут справиться с ним. Таким людям становится страшно летать, им постоянно кажется, что с самолетом что-то случится во время нахождения в воздухе. Наличие такого страха может существенно подпортить жизнь, ведь перелеты представляют собой часть жизни множества людей. На самолетах человек летит в командировку, на отдых, к родным людям. Как же перестать бояться полетов?
Прежде всего, нужно понять есть ли у человека боязнь летать или это всего лишь чрезмерная эмоциональность. Чувство легкого дискомфорта или тревожности характерно почти для всех людей. Настоящий страх заставляет человека полностью отказаться от полетов. Если все же придется лететь, перелет станет для него каторгой.
Кроме этого некоторые люди принимают за аэрофобию боязнь закрытых пространств или высоты. Бывают настолько сложные случаи этого явления, что человеку не обойтись без помощи психолога. Но если фобия не настолько сильная, с ней можно справиться и самостоятельно.

Чего не нужно делать при боязни самолетов?

Человеку, который боится летать, нельзя употреблять алкогольные напитки перед полетом. Сначала ему, конечно, станет легче. Он на какое-то время забудет, что предстоит лететь, но позже тревожность усилится еще больше. Причем в сухом помещении, при низком атмосферном давлении, алкоголь действует сильнее. Даже 50-100 грамм вина могут вызвать опьянение, которое быстро сменится симптомами похмелья.
Не нужно проявлять особый интерес к самолетам и искать в сети статьи о крушении воздушных судов именно той модели, на которой вы должны лететь. Во время поднятия по трапу, не забывайте, что в нынешнее время авиатранспорт является самым безопасным. Естественно, все бывает, и даже самолеты иногда разбиваются. Это случается не чаще двух раз в год. Если посмотреть статистику количества полетов, станет понятно, что самолеты терпят крушение крайне редко. Подумайте: ежедневно совершается минимум 10000 рейсов. Ежесекундно в полете находиться около десяти тысяч самолетов. За год они транспортируют примерно 5 миллиардов людей. Из них гибнет 300-400 человек. То есть из воздуха не возвращается один человек из 12 миллионов. Это ничтожная цифра. На дорогах, которыми все передвигаются каждый день, гибнет в сотни раз больше людей.

Самые частые стереотипы

При изучении боязни летать на самолете, ученые выяснили, что 65% людей, страдающей аэрофобией, бояться попадания в турбулентные зоны, и думают, что в этот момент самолет может упасть.
Еще одно заблуждение – люди думают, что авиакомпании используют старые самолеты, которые часто ломаются. Это миф. Все самолеты российских авиакомпаний полностью безопасные и у них есть соответствующие сертификаты.
Не стоит беспокоиться, если возраст самолета, на котором вам нужно лететь, составляет больше 10 лет. У самой большой мировой авиакомпании Delta Air Lines 50% самолетов старше 20 лет. И это не значит, что в техническом плане у них есть дефекты. Ресурс воздушных судов составляет как минимум 30 лет.

  1. Первый совет. Подготовьтесь к перелету. Тщательная подготовка помогает снизить уровень тревожности. Она связана с тем, что почти у всех людей тревожность вызывает не нахождение в самолете, а новая обстановка или необычные события. При планировании и вдумчивых сборах появляется ощущение контроля ситуации и человек понимает, что все решения он принимает сам. За неделю до полета следует обдумать, какие вещи нужно взять с собой и записать их на листике бумаги. При сборе складывайте все предметы точно по списку. Также необходимо составить список дел, которые будут выполнены перед отлетом. Укладывая каждую вещь, вычеркивайте её из списка. Это будет действовать на подобии медитации и поможет снизить уровень боязни летать.
  2. Второй совет. Перед полетом не вспоминайте о нем. Подумайте о чем-нибудь хорошем. Зацикленность на самолете заставляет человека еще больше бояться летать. Он думает: «Сейчас мне нужно будет несколько часов находиться на большой высоте». Повторяя такую мысль можно расшатать нервы еще до попадания в воздушное судно. Во время ожидания своего рейса послушайте музыку, посмотрите кино, пообщайтесь с родственниками, почитайте книгу. Все это подавит панику и поможет притупить чувство боязни летать.
  3. Третий совет. Чтобы не бояться самолетов всегда перед полетом думайте о хорошем. Никогда не обращайте внимания на свои предчувствия. Это только усугубит ситуацию. Подумайте о цели вашего перелета, куда вы летите, к кому и кто вас встретит после приземления. Придумайте несколько причин, почему вы должны полететь. Повторяйте эту мысль в своей голове до схождения с самолета.
  4. Четвертый совет. Сконцентрируйтесь не только на себе, но и на других людях. Поймите, что вы не единственный кого заботит безопасность в самолете. Миллионы людей ежедневно летают и им тоже это не особо нравиться, но ничего не могут поделать, поскольку другого варианта нет. Посмотрите на тех, кому предстоит лететь с вами в одном самолете. Если среди пассажиров есть пожилые люди, помогите одному из них нести чемодан. Это отвлечет вас, а чувство нахождения «в одной лодке» притупит боязнь летать. Вы понимаете, что в данном случае у вас с ними одна судьба.
  5. Пятый совет. Помолитесь. Это поможет вам снять тревогу и приобрести душевный покой. Соответственно мысли о самолете будут на втором плане.
  6. Шестой совет. Во время ожидания в аэропорту порадуйте себя чем-нибудь необычным. Приобретите книгу или журнал, которые вы бы никогда не купили в обычных условиях или съешьте какое-нибудь специфическое блюдо. Это поможет успокоить нервы.
  7. Седьмой совет. Будьте уверенным в себе, независимо от внутренних чувств. Сев в кресло самолета улыбнитесь соседу, даже если в этот момент вас в буквальном смысле трясет. Кто знает, может интересная беседа, завязавшаяся с новым знакомым, отвлечет вас. Тогда полет будет более приятным и быстрым.

Такие простые советы помогут вам расслабиться и снизить уровень беспокойства перед полетом. Конечно же, чудес не бывает и полностью перестать бояться летать невозможно. Однако можно улучшить самочувствие во время полетов.

Я боюсь летать на самолете, как мне преодолеть страх полета на самолете
Кто-то боится крыс, кто-то с ума сходит в лифте и вообще в замкнутом пространстве, кто-то боится плавать…
Это фобии человека — повышенная реакция, невроз вследствие какой-то ситуации, в которую человек всеми силами и средствами попадать не хочет.

Я боюсь летать. У меня аэрофобия.
Да, вот так.
Видели в фильмах как принято знакомиться вступая в общество анонимных алкоголиков: человек осознаёт и признаётся в своём пристрастии к огненной воде. Вот так и я сейчас постараюсь разложить по полочкам эту аэрофобию и выкинуть её на помойку.

Краткое отступление: летать на самолётах начал в совершеннолетнем возрасте.
И сразу же начал летать много: по СССР, позже за границу. Но не более 3 часов в самолёте. Никаких страхов не испытывал.
Турбуленция на высоте забавляла, ремень безопасности все время полёта болтался не пристёгнутым.

В те времена в самолётах ещё можно было курить. Время полёта пролетало незаметно в прогулках по салону между кормёжками и знакомствами с новыми людьми. В задней части ИЛ-86 которые возили челноков в ОАЭ был спуск вниз, почему-то там валялось колесо на котором стояли стаканчики с окурками и по полу катались пустые бутылки из под вискаря…
Весёлое время было.

Потом курить на борту самолетов запретили. Сначала на рейсах западных авиакомпаний, ну а потом сдался Аэрофлот.
Хочу заметить, что такой фишки как экран с фильмами и выбором музыки тогда в самолётах не было.
И вот когда курить на протяжении всего полета запретили, у меня появилось свободное время. А в свободное время когда тебя везут и от тебя ничего не зависит от нечего делать волей-неволей начинаешь прислушиваться к звукам, к вибрации и вообще начинаешь контролировать процесс движения — а вот это и есть начало страхов.

Причём боязнь моя была избирательной: я боялся взлёта, потом турбуленции во время полёта в эшелоне, а как только самолёт начинал снижение — страх улетучивался.
Я объясняю это бородатым анекдотом про Василия Ивановича с Петькой во время затяжного пряжка с парашютом: «… В.И.! До земли осталось 2 метра! Дергайте кольцо! Ты что, Петька! С русской печи не прыгал?»

Главная причина страха полета: масса свободного времени при нахождении в замкнутом пространстве и как следствие скукотища, ничегонеделание.
В это время будучи лишённым свободной коммуникации с людьми; осознанием того, что самолёт не автобус и нельзя попросить водителя остановиться чтоб размяться; а во время ночных полётов над океаном невозможность проверить привычную систему координат «земля-небо» через иллюминатор… всё это вызывает тревогу.
А далее физиологические факторы: выброс в кровь определённых гормонов, учащение пульса и как следствие — все спят как миленькие, а ты как дурак сидишь и контролируешь автопилот.

Лекарства от аэрофобии

Теперь, когда причины моего страха перед полетом найдена, остаётся найти лекарство от аэрофобии.
Этим лекарством может быть:

— собеседник (так же не спящий в ночи) и это лучший вариант
— интересная книга, от которой сложно оторваться
— фильм с лихо закрученным сюжетом, который заставляет сопереживать героям и таким образом выключает противный приборчик контроля в голове
— довольно громкая музыка, которая глушит этот приборчик и его побеждает сон
— какое-то нейтральное занятие, позволяющее скоротать время в неудобном кресле: кормёжка на борту, развоз напитков, обработка фотографий на ноутбуке
— походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте
— интернет WiFi на борту — позволяет работать, творить и забыть обо всём

Как уснуть на борту самолета

Второй вариант лекарства от тревоги в полете — это сон.
Если не спится, то я утомляю свой автопилот музыкой и чем ритмичнее и громче она будет — тем быстрее придёт сон.
Помочь сможет ритмичное и глубокое дыхание с паузами. Как учат на йоге.

Можно попробовать успокоительные, которые сейчас продаются в аптеках — они позиционируются специально для сна в самолёте.
Сам не пробовал, не знаю.
Но на Форуме Винского вы можете .

Кто-то полагается на алкоголь, но я не хочу рекомендовать этот метод: напился до беспамятства и уснул.
Это грозит тем кто много летает или по роду деятельности много сидит — тромбозом вен нижних конечностей… .

Знание как устроен самолет

Еще одна пилюля от страха полета — знание основ аэродинамики и конструктивных особенностей самолёта.
Самолёты рождены летать. Чтобы самолёт разучился летать надо очень и очень сильно постараться.
Ну и потом — чего боятся! Вы добровольно зашли в него, доверив свою безопасность пилотам и страхом вы им не поможете держать штурвал.
Современные самолёты автоматизированы так, что могут сами садиться.
А то, что иногда во время полёта самолёт машет крыльями — то и птицы машут, поэтому и летают.

Почувствуйте полет сами
Последний вариант: найдите ближайший к дому аэроклуб и (лучше реактивном) в то время когда лётчик будет исполнять фигуры высшего пилотажа.

После этого вы точно перестанете бояться летать на пассажирских самолётах, которые после табуретки покажутся вам бесшумными лимузинами.
Вы почувствуете, что прочность конструкции самолёта превосходит прочность вашего позвоночника и турбуленция на борту Боинга или Аэробуса с размазыванием чая с макаронами по креслам и стенам салона — это просто детский лепет.

Летайте в бизнес классе

На дальние расстояния лучше летать первым или бизнес классом.
Там, лёжа с подушкой под головой в хороших наушниках вам будут снится приятные сны.
Но это стоит денег и тем, кто может себе это позволить моя рекомендация не нужна — итак летают.

Ссылки для самостоятельных путешественников:

Авиабилеты дешевле чем везде — с помощью

Каждая новая авиакатастрофа поселяет в людей очередную порцию страха перед полётами. Хорошо, если перелёт можно заменить поездкой на поезде. А если альтернативы нет? Как победить свой страх? Как успокоить ребёнка, если ему страшно? Советует психолог Дмитрий Воедилов .

Если очень нервничаете перед полётом и в самолёте, нужно попробовать рассуждать логически. Во-первых, катастрофы могут поджидать человека везде. Это надо воспринять как некую данность, которую мы не в силах изменить. В конце концов, можно на улице получить кирпичом по голове и умереть. Или поскользнуться и упасть с тем же исходом. Как говорится, от судьбы не уйдёшь. Более того, человек всегда умирает не вовремя, в самый неподходящий момент. Но… если бояться жить, то это уже не жизнь, а сплошной стресс. Во-вторых, автокатастрофы случаются намного чаще, чем разбиваются самолёты, а вот реже всего случаются катастрофы с поездами. Даже лифты падают не так уж редко. Но мы же не можем перестать использовать транспортные средства.

Если не можете справиться с паникой логически, попробуйте принципиально иной путь — талисманы на удачу, молитвы (при аэропортах обычно есть храмы). Во многих психотехниках такого рода влияние на состояние и сознание называют работой «якоря» — это любые сигналы, которые вводят человека в определённое состояние, например, спокойствия, уверенности в том, что всё будет хорошо и т. д. Правда, действуют ритуалы и талисманы только на тех, кто в них верит.

В случае, когда страх и эмоции зашкаливают, а деваться некуда — надо лететь, к примеру, в командировку, можно принять успокоительные лекарства перед полётом.

Ещё один способ бороться с авиакатастрофами — комбинировать маршруты движения. Например, в Польшу нужно лететь двумя самолётами с пересадкой. Чтобы исключить второй самолёт, можно долететь до Калининграда, а оттуда доехать до Гданьска на такси — даже дешевле получится. Если совсем боитесь самолётов — рассматривайте путешествия на поезде.

Планируя отдых, не экономьте на билетах, покупая рейсы в надёжных авиакомпаниях. За безопасность надо платить. Определитесь: вы хотите сэкономить на лишнюю бутылку виски, которую потом выдуть на пляже, но при этом сидеть и колотиться, размышляя, долетите ли вы до него вообще, или заплатить за своё спокойствие. Ведь катастрофы чаще всего случаются из-за устаревшего оборудования, неподготовленности персонала, в том числе технического, который обслуживает полёты.

Выбирайте в попутчики спокойных, не нервных людей, разговор с которыми может успокоить. Либо до последней минуты перед взлётом разговаривайте с близкими и друзьями по телефону — пусть они вас отвлекают.

Что делать, если ребёнок боится летать в самолёте? Дети смотрят прежде всего на поведение взрослых и копируют их реакцию. Когда родители спокойны, то и ребёнок обычно не станет переживать. Так что нельзя показывать свой страх. Не акцентируйте дома внимание на трагических событиях, особенно, если ребёнок сам не видел новостей по ТВ. Если путешествуете с маленьким ребёнком, постарайтесь превратить перелёт в приключение и интересную игру, даже праздник. Планируя полёт, соберите ребёнку рюкзачок, прочие аксессуары. В самом аэропорте рассматривайте с ним другие самолёты, купите подарок, что-то вкусное. Когда самолёт начинает взлетать или садиться, многие дети начинают бояться. Успокойте, сказав, что это похоже на качели или карусели. Перед посадкой заведите разговор о том, что его ждёт впереди — красивая гостиница, море, город и т. д.

Если ребёнок уже не маленький, с ним можно применять ту же логику, что и для взрослых. Понятно, что взрослость наступает вовсе не ровно в тот день, когда ребёнку исполнилось 18 лет или в 14 лет, когда он получил паспорт. Всё индивидуально. На кого-то подействуют убеждения типа: ты очень храбрый, ты же будущий солдат, а потому ничего не боишься. На других — те же талисманы и амулеты.

Если катастрофа произошла недавно, в городе объявили траур, кто-то из знакомых потерял близких и т. д., то есть ваш впечатлительный ребёнок всё воспринимает близко к сердцу, а у вас уже куплены билеты на самолёт, лучше перенести поездку. Время лечит, эмоции ослабевают, чем дальше отодвигается событие. Да, вы можете потерять деньги. Но стоят ли они душевного спокойствия детей? Всё равно не получится полноценного отдыха, если ребёнок будет бояться поездки, а не наслаждаться в полной мере каникулами.

Если вы хотите побороть страх перед полетом, то вы должны знать об одном достаточно эффективном методе. Методе, результативность которого при лечении различных фобий, в том числе и аэрофобии, подтверждена многочисленными научными исследованиями. Имя ему – систематическая десенсибилизация (десенситизация).

Суть метода состоит в вызывании в сознании тревожных образов одновременно с использованием релаксационных техник. Определенное количество повторений обычно приводит к снижению уровня тревоги, вплоть до полного ее исчезновения. В дальнейшем человек, оказавшись в ситуации, ранее его пугающей, вдруг обнаруживает, что тревога и страх ушли.

Вполне естественно, что этот метод широко применяется психотерапевтами для того, чтобы помочь людям преодолеть страх полетов на самолете. Но особая прелесть состоит в том, что его легко осуществлять самостоятельно. И при достаточной настойчивости вы с большой вероятностью сможете побороть аэрофобию.

Как это работает?

Есть такой замечательный анекдот о знаменитом русском ученом И.П. Павлове, том самом, который ставил эксперименты на собачках. Вот этот шедевр.

Сидит, значит, академик Павлов в кафе. Вдруг раздается телефонный звонок. «Чёрт, собак забыл покормить», – подскакивает Павлов.

О чем этот анекдот? О том, что условные рефлексы вырабатываются не только у собак. Представьте себе мозг Павлова. Там, среди прочего, есть 2 нейронные цепочки. Одна из них отвечает за восприятие звуков, другая – за кормление питомцев. Ранее, до экспериментов, они не были никак связаны друг с другом. Однако вследствие того, что Павлов много раз давал животным корм именно после звонка, его мозг выработал ассоциативную связь между звонком и кормлением. Другими словами, у него у самого возник условный рефлекс на звонок. Причем возник самопроизвольно!

Вы спросите: какое отношение все это имеет к боязни летать на самолете? Да самое прямое! У любого человека в мозге есть нейронная цепочка, которая отвечает за эмоцию страха, и есть цепочка, в которой хранится информация о самолетах и воздушных путешествиях. И они в норме НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом! А вот у аэрофоба они-то волею судеб как раз и оказались связанными!

Стоит «простимулировать» одну из них, как возбуждается другая. Попросите человека, который страдает от боязни перелетов, пофантазировать о возможном полете на самолете. (Если же вы сами из таких, то и ходить далеко не нужно). Наверняка эти мысли вызовут типичный приступ тревоги с типичными симптомами: сердцебиением, повышением давления, тошнотой, одышкой, потливостью, а иногда и ощущением будто вот-вот упадешь в обморок.

Не нужно быть Павловым, чтобы догадаться, что решение проблемы заключается в разъединении этих нейронных цепочек. То есть связь между центром страха и «хранилищем» информации о полетах должна быть убрана за ненадобностью.

Как это сделать? Один из способов – это как раз и есть метод систематической десенсибилизации. Если представлять пугающее событие мнгогократно, но в безопасной обстановке и сопровождая это релаксационными техниками, то тревога уходит. То есть патологическая связь между двумя упомянутыми центрами растворяется, взамен же возникает другая, более адаптивная. Неплохо, не так ли?

В нашей статье мы разберемся как это делать правильно и максимально эффективно.

Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии

Исследователи сходятся в оценках эффективности метода. Так, вероятность успеха при лечении страхов доходит до 90%. Особенно, если фобия относится к типу «специфических», т. е. тревога вызывается строго определенными стимулами (в противовес агорафобии и социальной фобии, где страх может быть вызван широким спектром ситуаций). В этой связи боязнь летать на самолете – отличная мишень для применения метода десенсибилизации.

Результат техники практически не зависит ни от интенсивности беспокойства, ни от стажа проблемы или от того, как именно – сразу или постепенно – появлялась фобия. Правда, избавиться от страха полета будет сложнее, если он основан на сильной (выше, чем у большинства людей) боязни высоты, идущей с детства.

Метод систематической десенсибилизации точно не поможет лишь в одном случае. А именно когда мы имеем дело не с фобией, а с навязчивыми мыслями (обсессиями).

Отличить одно от другого достаточно легко. При фобии человек не будет испытывать страха, если лететь никуда не надо. Разве что тревогу, если заставлять его думать об этом специально.

При навязчивостях человек постоянно возвращается к пугающим мыслям о перелете, всевозможным опасностям, подстерегающим его в самолете. Даже когда нет никакой потребности куда-либо лететь. Причем в большинстве случаев это происходит «автоматически»: мысли и страхи всплывают в сознании непроизвольно. В подобных случаях необходимо использовать другие методы психотерапии.

Для успешного применения систематической десенсибилизации с целью преодоления страха перед полетом весьма полезно владение информацией о пассажирских самолетах. Хотя бы на элементарном уровне. Не помешает также и знание статистики, согласно которой, кстати, воздушный транспорт намного безопаснее автомобильного.

Избавляемся от страха перед полетом самостоятельно

Сама процедура десенсибилизации состоит из 4-х этапов:

  1. Обучение техникам релаксации;
  2. Создание журнала тревожных ситуаций;
  3. Ранжирование ситуаций по степени вызываемой тревоги;
  4. Последовательное «соединение» каждой из ситуаций с релаксацией.

Этап №1. Техники релаксации.

Здесь мы предполагаем, что вы уже обучились техникам расслабления и уже являетесь специалистом по или . Если нет, то обратитесь к соответствующим статьям (см. ссылки).

Какой способ релаксации лучше? Советовать какой-то конкретный мы не будем, выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы вам он нравился.

Этап №2. Создание журнала тревожных ситуаций

Здесь вы должны извлечь из вашего сознания все возможные ситуации, которые связаны со страхом перед полетом, записав их в специальный журнал.

Сюда нужно включить также сопутствующие полету процедуры, например, регистрацию, нахождение в терминале и т. д. Также здесь должны быть перечислены происшествия, происшедшие с вами в реальности. Например, у вас имеется опыт того как ваш самолет попал в зону высокой турбулентности. И, конечно же, не забудьте записать ситуации, которые вы не переживали на личном опыте, но которые периодически случаются. Например, вы видите как кому-то в салоне самолета стало плохо.

Важно, чтобы ситуации были записаны не сухо и коротко, а представлены в достаточно ярких деталях. То есть они должны быть действительно волнующими. Так, вы можете сделать заметку: «Прохожу таможенный контроль», а можете записать: «Прохожу таможенный контроль, работник берет мои документы и, хмурясь, пристально вглядывается мне в глаза». Второй вариант лучше. А иначе методика не даст ожидаемого результата.

Часто люди, которые используют эту методику для преодоления страха перед полетом, допускают серьезную ошибку. В список тревожащих ситуаций они записывают что-то вроде: «Во время взлета самолета я слышу гул двигателя, у меня начинается паническая атака». Зачем программировать себя на возникновение панической атаки?! Не нужно этого делать. Ситуации должны быть красочными, но объективными, без описания своих возможных тревожных чувств по этому поводу. Тем более, что мы планируем сделать их адекватными и спокойными.

Этап №3. Ранжирование ситуаций по степени тревожности.

Допустим, по предыдущему шагу у вас получился список из 15-20 тревожащих ситуаций, касающихся аэропорта, самолета и самого перелета. Теперь вам их нужно расположить в порядке увеличения связанного с ними уровня беспокойства.

Это можно сделать несколькими способами. Но лучше поступить следующим образом. Выпишите ситуации на отдельные карточки и разложить их одна за другой так, что каждая последующая более «заряжена» страхом, чем предыдущая.

У вас получится приблизительно такая последовательность:

Примерный список ситуаций. Кликните мышкой, чтобы посмотреть

  1. Резервирование билетов на самолет через Интернет.
  2. Сбор чемоданов;
  3. Регистрация в аэропорту;
  4. Таможня;
  5. Ожидание в терминале;
  6. Поездка в аэропорт на такси;
  7. Прохождение по трапу на борт;
  8. Прохождение мимо кабины пилотов;
  9. Поиск своего места;
  10. Среди пассажиров есть люди с арабской внешностью.
  11. Самолет летит ровно на определенной высоте.
  12. Самолет в воздухе делает небольшой поворот согласно маршруту;
  13. Борт идет на посадку;
  14. Самолет разгоняется по взлетной полосе, звук двигателя;
  15. Самолет отрывается от земли и набирает высоту;
  16. Турбулентность;
  17. Турбулентность, стюардесса успокаивает кого-то из пассажиров.

Обратите внимание на следующую деталь. Ситуации располагаются именно по увеличению уровня беспокойства, а не в той последовательности, в которой они происходят во времени.

Разумеется, у вас будут свои представления, причем изображенные не схематически, как у нас для экономии места, а в подробностях. И, конечно, своя иерархия.

[свернуть]

Затем вам следует тщательно оценить интенсивность вашей тревоги по поводу каждой из этих ситуаций по 100-балльной шкале. Оценки следует проставлять карандашом на оборотной стороне карты. Не забывайте придерживаться следующей рекомендации: меньше размышляйте, а записывайте первое число, пришедшее к вам в голову.

Кстати, может оказаться так, что одна или две ситуации получат оценку «0». Т.е. вы их выписали, но, как оказалось, они вас не тревожат. Что ж, прекрасно. Можете смело убрать эти карточки из вашего списка.

Баллы Уровень тревоги
1-19 Низкая тревога
20-39 Тревога ниже среднего
40-59 Средняя тревога
60-79 Тревога выше среднего
80-100 Высокая тревога

Важное условие: в каждой категории должно находиться минимум 2 карточки. Если это не так, значит, возвращайтесь к предыдущим этапам. Попытайтесь придумать еще ситуаций, попробуйте более внимательно проставить оценки в баллах.

Но предположим, что у вас все получилось. Что ж, отлично! Вы проделали хорошую работу и теперь нужно дать вашему организму отдых. Сложите карточки по порядку, отложите их в сторону на сутки и приготовьтесь к последней проверке.

На следующий день перемешайте карточки и попытайтесь снова расположить их по порядку, не подглядывая на цифры на обратной стороне. Вам удалось воспроизвести иерархию без ошибок? Ответ положительный? Поздравляем, вы готовы одержать победу над страхом полетов на самолете! Если нет, значит, что-то идет не так. Наш совет: получите консультацию у психолога или психотерапевта соответствующего профиля.

Этап №4. Последовательное «соединение» пугающих ситуаций с релаксацией

Как мы уже отмечали ранее, метод систематической десенсибилизации позволяет последовательно уменьшать степень тревоги, «привязанной» к определенным ситуациям. Это достигается многократным вызыванием у себя в воображении этих ситуаций, в то время как вы находитесь в состоянии глубокой расслабленности.

  • Первое, на что вы должны обратить внимание – это обстановка, в которой вы будете делать упражнения. Она должна быть спокойной и безопасной. Если это ваша комната, то туда никто не должен входить. Отключите также телефон.
  • Исходите из того, что длительность сессии десенсибилизации должна быть равна 30 минутам. Однако вы не должны пытаться уменьшить у себя чувствительность более чем к 3-м ситуациям за 1 сессию.
  • Каждое последующее занятие должно начинаться с той карточки, которую вы успешно проработали в прошлый раз.
  • Если вы действительно хотите преодолеть страх перед полетом, то мы рекомендуем заниматься ежедневно. Список тревожных ситуаций, состоящий из 16 пунктов, вы проработаете где-то за 2-3 недели.
  • Если же вам предстоит перелет в ближайшем будущем, то мы советуем проводить сессии 2 раза в день. Соответственно, это позволит вам добиться результата быстрее.

Точная последовательность действий

Итак, вы полны решимости преодолеть все ваши страхи перед полетами на самолете. Вы выделили время, обустроили рабочее пространство и карточки с ситуациями лежат перед вами. Теперь вашей задачей будет проработка каждой ситуации. Сама проработка состоит из 6 шагов:

Шаг 1. Добейтесь хорошей степени расслабленности с помощью выбранной вами техники.

Шаг 2. Прочтите соответствующую карточку и представьте, будто вы находитесь как раз в центре описанных событий. (Напоминаем, на первой сессии вы берете самую первую карточку, последующие же вы всегда начинаете с последней успешно проработанной ситуации). Время концентрации на ситуации – от 5 до 30 секунд, в зависимости от того, сколько сможете вытерпеть. Постарайтесь не выходить из состояния релаксации.

Шаг 3. Прекратите воображать ситуацию и определите уровень испытываемого вами беспокойства по шкале 0 – 100. Если ваши мышцы напряглись, значит, расслабьте их вновь. Добейтесь расслабленности вновь и побудьте в этом состоянии 30 секунд.

Шаг 4. Перечитайте описание ситуации вновь, вообразив себя ее участником столько, сколько сможете вытерпеть. Но не более 30 секунд.

Шаг 5. Остановитесь и снова определите свой уровень тревожности. Если есть хотя бы небольшая тревога, возвращайтесь к шагу 2. Если все хорошо, значит, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Переходите к следующей ситуации строго по сконструированной вами иерархии. Повторите описанную выше процедуру, начав с шага 1.

Полезный совет . Каждую сессию вам следует заканчивать несколькими минутами релаксации. Подумайте о чем-то хорошем и приятном, том, что доставляет вам удовольствие.

Решение возможных проблем при использовании метода

Практически каждый второй, кто использует метод систематической десенсибилизации для того, чтобы побороть страх полета, сталкивается с такими затруднениями.

  1. Не получается вызвать у себя беспокойство на шаге 2.
  2. Степень тревоги не уменьшается, даже после многих повторений циклов.

Тем не менее, все решаемо, повода для паники нет. Давайте сперва разберемся в причинах этих затруднений.

Как правило, минимально необходимый уровень беспокойства не удается вызвать потому, что ситуация не описана достаточно ярко. Что нужно сделать? Очевидно, описать ситуацию детальнее. Как вариант, можно попробовать вообразить ее дольше, чем 30 секунд.

Иногда бывает так, что ситуация прорабатывается спонтанно еще во время ее записывания на карточку. Что ж, наш совет таков: безболезненно удалите ее из общего перечня.

Проблема с плохо снижающимся уровнем беспокойством чаще всего бывает связана со слишком резким скачком «заряженности». А ведь она должна повышаться от ситуации к ситуации плавно!

Что надо сделать в этом случае? Сначала проверить, а правильное ли она место занимает в иерархии? Если нет, значит, список нуждается в корректировке. Внесите необходимые исправления.

Если все правильно, значит, следует разбить сложную ситуацию на 2-3 составляющие, затем разместите их на промежутке между последней успешно проработанной картой и той, на которой вы споткнулись.

Или, быть может, вы слишком нетерпеливо стремитесь получить результат и концентрируетесь на дискомфорте дольше, чем нужно? Попробуйте сократить это время.

Тяжело в учении — легко в бою!

Вся процедура систематической десенсибилизации в борьбе со страхом полета может оказаться бесполезной, если вы не поставите жирную точку в этом деле. Вам необходимо совершить полет на самолете!

Фото 1920-х годов. Но вам вовсе необязательно повторять трюк.

Исследования показывают, что результаты десенситизации будут долгосрочными, только если упражнения подкреплены реальным «экспериментом».

Да, вы будете немного волноваться, но наблюдаемый уровень волнения в каждой из ситуаций будет в несколько раз менее интенсивным. Вы легко это преодолеете. А совершив первый полет, вы заметите, что следующий осуществить будет намного легче!

Инструкция

Соберите информацию о самолетах и авиаперелетах. Страхи часто возникают из-за недостаточной осведомленности в этом вопросе, в результате чего любая встряска может вызвать приступ паники. Черпая информацию с сайтов авиакомпаний, а не из фильмов-катастроф, вы будете знать, что не все, что происходит с в воздухе, объясняется исключительно отказом двигателей.

Посетите аэропорт и понаблюдайте, как самолеты благополучно приземляются на взлетно-посадочную полосу. Психологи советуют визуально закреплять позитивные образы, в данном случае образ успешно окончившегося перелета. Рассмотрите выходящих пассажиров и тех, кто встречает их цветами или объятиями. В дальнейшем воспроизводите увиденное в своей памяти.

Посетите специальный тренинг для страдающих . Частотным методом борьбы со страхом является метод погружения в виртуальную реальность. При помощи компьютерной программы и специального шлема ситуация полета воссоздается во всех подробностях с разных позиций: пилота и пассажира. Победить страх, вызванный виртуальной реальностью, гораздо легче, поскольку программа будет постепенно приучать вас к авиаперелету. Иммунитет, который вырабатывает психика во время подобных упражнений, поможет справиться с паникой и на борту настоящего самолета.

Выполняйте расслабляющие упражнения. Находясь в аэропорте или в пассажирском кресле, приведите в норму дыхание и постарайтесь расслабиться. Делайте носом глубокий вдох, а потом медленно выдыхайте, мысленно считая до трех. При этом можно поднимать и опускать плечи с максимальной амплитудой. Снизив мышечное напряжение в области шеи, вы почувствуете, что беспокойство также отступает.

Найдите себе занятие на время перелета. Чтобы отвлечься от ненужных мыслей слушайте музыку, читайте или смотрите кинофильмы. Ноутбук является настоящим спасением для всех, то страдает аэрофобией. Единственным минусом является то, что им нельзя пользоваться во время посадок и перелетов.

Видео по теме

Обратите внимание

Не стоит заглушать фобию алкоголем. Кроме прочих побочных действий, он может усилить страхи.

Боязнь самолетов - это самая распространенная фобия в мире. Однако в большинстве случаев это не болезнь, а просто мнительность, которую можно преодолеть. Если полет для вас всегда стресс и одна мысль о нем вызывает дрожь, воспользуйтесь простыми советами.

Инструкция

Выбирайте крупные авиакомпании, желательно те, в которых работает кинологическая служба. Перед взлетом служебные собаки проверяют самолет и пассажиров на наличие наркотиков, оружия и взрывчатки. Таких собак не обманешь.

Старайтесь одеться в свободную одежду, не сковывающую движений. Запаситесь леденцами на случай, если заложит уши.

Постарайтесь приехать в аэропорт заранее. Проведите 30-45 минут у окна, наблюдая, как садятся и взлетают самолеты - с ними ничего опасного не происходит. В толчее аэропорта вы почувствуете себя не одиноким: каждый день совершают авиаперелеты миллионы людей, а для некоторых это ежедневная работа. Конечно, чем реже человек летает на самолетах, тем больше он этого боится.