Советы родителям как уговорить ребенка лечить зубы. Монстр или Зубная фея? Если ребенок не дает лечить зубы

детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011

Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или проезжала мимо детской стоматологической поликлиники, на меня накатывал огромный страх, я сразу вспоминала неприятный запах лекарств, противный звук бормашины, врачей и мне становилось не по себе. А когда к нам в школу приезжали стоматологи, ужас вместе с запахом стоматологических препаратов распространялся по коридорам, и самая строгая учительница казалась нам просто ангелом по сравнению с врачом.

Почему же при этом одного ребенка удается вылечить, и он преодолевает страх и дальше ходит к врачу с удовольствием, а другой сопротивляется до последнего, выматывая всех взрослых вокруг, и для него приходится искать какие-то другие способы решения проблемы. Что же взрослые могут сделать, для того чтобы ребенок спокойно переносил стоматологические процедуры.

Я познакомилась с Аней (имя изменено), когда ей было четыре года. Это была симпатичная маленькая девочка, которая очень любила рисовать и играть на компьютере. Когда она засмеялась, я обратила внимание, на то, что у нее черные все верхние передние зубы. Ее мама рассказала мне, что дочка сильно боится лечить зубы, поэтому их пришлось посеребрить, чтобы инфекция не перешла на другие, из-за этого зубы стали черными, их теперь никак не отчистить, приходится ждать, пока они поменяются. Она сказала, что сначала девочка не боялась, но так как у доктора ей было больно, то пришлось силой заставить сидеть ее, в то время как врач ставила пломбу. К сожалению, когда они пришли к врачу, зуб было необходимо срочно лечить, так как он беспокоил девочку. Аня кричала, плакала, вырывалась, но взрослые не отпускали, так как им нужно было закончить работу. Уже в этот момент мама поняла, что делает что-то неправильно, но останавливаться было поздно.

В следующий раз Аня наотрез отказалась идти к врачу, хотя оставалось еще много зубов, которые нужно было лечить, тогда ее повели против ее воли и посеребрили зубы. Я попробовала поговорить с девочкой о микробах, которые разрушают зубки и о ежедневной гигиене, она слушала с большим интересом, оказывается, ей об этом никто не рассказывал. В последствие ее мама рассказала мне, что Аня теперь с большой ответственностью относится к чистке зубов, все время вспоминает про микробов.

Давайте рассмотрим ошибки,
которые делают родители, пытаясь вылечить ребенку зубы:

Ошибка первая: привести ребенка к врачу, когда у него уже что-то болит.

В общем-то, позиция родителей логична: «Для чего идти к врачам, если ничего не болит». Но с другой стороны, ребенку нужно время, для того чтобы привыкнуть к врачу и доверять ему. Стоматологическое лечение специфично, во время него используется много разных необычных аппаратов, инструментов, ребенок должен познакомиться с ними, понять как они действуют, чтобы они не пугали его, а на это нужно время.

Вспомните себя, ведь когда у вас что-то болит, вы становитесь капризны, раздражительны, вам тяжелее терпеть неудобства. В этот момент вам нужен комфорт и люди, которым можно доверить свою боль, а не новая обстановка, где необходимо взаимодействовать с новыми людьми и усваивать кучу новой информации. Для ребенка это важно вдвойне. Родители часто совершают эту ошибку потому что, неосознанно избегают или откладывают посещение врача вместе с ребенком и тем самым усугубляют положение. Происходит это, как правило, потому, что у родителя самого существует страх медицинских процедур. Таким образом родительские установки напрямую формируют у ребенка аналогичные, так страх врачей передается из поколения в поколение.

Анина мама рассказала мне позже, о том, что она в детстве очень сильно боялась всяких медицинских процедур и не позволяла себя лечить. Страх формирует у родителей особое отношение к чувствам детей, они думают, что бояться врачей — это нормально, таким образом, неосознанно подкрепляют чувства ребенка.

Исходя из вышеперечисленного, хочется дать родителям следующие рекомендации: познакомьте ребенка со стоматологом как можно раньше. Начинать посещения можно, когда ребенку исполнится один год. Выберите подходящего врача, который специализируется на работе с детьми, приходите к нему регулярно, чтобы это мероприятие стало для малыша привычным, чтобы он научился доверять доктору. Как бы вам не хотелось отложить визит, сделайте посещение врача неприкасаемым правилом. Не позволяйте своим страхам проникать в жизнь ребенка.

Ошибка вторая: не мотивировать ребенка лечиться.

Аня, когда первый раз шла к врачу не понимала, зачем ей это нужно, она намного позже узнала о микробах и кариесе. В медицинском кабинете, так или иначе, приходится терпеть некоторые неудобства, например, показывать рот незнакомому человеку, чувствовать, что в него льется вода, помещаются разные инструменты, человек должен представлять, для чего ему все это. Опыт показывает, что если у ребенка нет вообще никакой мотивации (т.е. он не понимает, зачем пришел к доктору, не хочет идти), то вылечить его оказывается достаточно сложно. Маленькие дети не могут сами себя побуждать к чему-либо, эту функцию должны выполнять за них взрослые. Поэтому мотивацию для ребенка нужно создавать. Лучше, конечно, чтобы мотивация была истинной, т.е. лечение ради достижения здоровья. Но у маленьких детей она бывает редко, чаще внешняя (получение подарка, одобрения). В случае Ани, наилучшим мотивом для нее было бы избавление от боли, дискомфорта, который она испытывала. Нужно было бы объяснить ей, что только врач может помочь ей чувствовать себя лучше, никто другой этого сделать не сможет. А для того чтобы у доктора все получилось быстро и хорошо, она должна помогать ему и делать все как он скажет. Объяснить, почему зуб болит, что там поселились микробы, которых нужно прогнать. Дети, кстати, очень живо представляют себе эту картину, и с удовольствием включаются в борьбу против вредителей. Для наглядности можно все это нарисовать вместе. Таким образом, чтобы лечение состоялось и прошло нормально, рассказывайте своему ребенку, независимо от возраста, куда он идет и для чего ему это нужно.

Ошибка третья: применять насилие при лечении

Вследствие первых двух ошибок, Анина мама совершила третью. Ребенок тревожен, не в лучшем физическом состоянии в незнакомой обстановке, с ним не церемонятся, а сразу пытаются совершить какие-то манипуляции с его телом, конечно девочка стала сопротивляться. Ну а мама, наоборот, с одной стороны, она понимает, что ребенка надо лечить, с другой ей своего ребенка жалко, с третьей, она хочет быть хорошей матерью в глазах врача. Врач просит помочь ему и предлагает удержать ребенка силой во время лечения, это проще, чем искать другие способы договориться с малышом. Мама интуитивно понимает, что так делать нельзя, но не решается противостоять авторитету врача. Этот феномен можно назвать: «Насилие от бессилия», когда взрослые ничего другого не находят как физически удерживать ребенка во время проведения процедуры, наказывать, принуждать к лечению.

Начинается все безобидно и взрослым кажется, что надо только объяснить малышу, что они не принесут ему вреда, и он поймет, и откроет рот, и будет спокойно сидеть. Но не тут-то было, врач, ассистент и мама объясняют ребенку, но он рот не открывает. На каждый следующий посыл от взрослых идет отказ. Взрослые сначала стараются мягко по-хорошему, обещают подарки, хвалят, но ничего не происходит. Наоборот ребенок еще больше вжимается в кресло, наступает момент, когда он вообще не слушает никаких слов, ему надо отсюда встать. У взрослых уже включилась доминанта, и они хотят завершить процесс. Они думают, ну что за абсурд, они что, делают что-то плохое, ведь зуб надо лечить, и начинают давить.

Постепенно они отбирают подарки, которые только что наобещали, потом начинают угрожать, что ребенок не получит ни одной конфеты, что за дверью стоит дядя со шприцом и он сейчас зайдет, что мама не будет с ним разговаривать, чтобы к врачу он больше не приходил. Ситуация превращается из безобидной, в очень даже обидную: взрослые агрессивно давят на ребенка, он им противостоит, спасает себя, но теряет любовь окружающих. И ведь это они его затащили в эту ловушку. Начинают держать руки, ноги, рот открытым, ну как тут поверишь, что тебе не хотят зла. Ребенок сначала капризничал от тревоги, теперь он обижен. Его не слышат, не принимают, мама с ними заодно. Это становится похожим на насилие, ребенок кричит от отчаяния. В лучшем случае удается заляпать зуб кое-как, но тогда врач не может дать никакой гарантии на пломбу и расстраивается мама, да и ребенок. Все было зря. В худшем – ребенок уходит очень обиженный, он не оправдал надежд, родитель потерял время и перед ним по-прежнему проблема здоровья ребенка, только теперь он еще и не доверяет врачам.

Никогда не применяйте насилие, для того чтобы вылечить ребенку зубы. В лучшем случае вы решите небольшие проблемы на данный момент, но приобретете большие проблемы на будущее. Так как в душе ребенка надолго поселится страх, который будет препятствовать не только нормальному взаимодействию с врачами, но и хорошему уходу за зубами. Ведь психика человека так устроена, что избегает соприкосновения со всем, что может напомнить о травме.

Вернемся к Ане. Так или иначе, а нужно было заниматься ее зубами, и мама записала ее на очередной прием к стоматологу. Он был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от дома девочки, так что ей пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут.

Аня не хотела идти, капризничала и еле двигалась. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека, стоя у письменного стола. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения и один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи, Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.
Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и детского психолога, но это уже другая история.

Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время

Аня итак была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Получается, поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен, натянут как струна. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть разные игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так, ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала таким образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, соответственно нужно прийти в клинику заранее.

Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать

Именно так делала Анина мама, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги, просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем ему туда идти. Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр, иначе действительно, зачем это мероприятие. Поэтому, если родитель обещает ребенку, что ему ничего не будут делать в кабинете, он совершенно сознательно его обманывает, вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз. Здесь есть такой тонкий момент, родитель, таким способом, переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка» — думает он, а дальше врач пусть думает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всей операции под сомнение с самого начала.

Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому, если ребенок задает вопросы: « А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на скажите что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов, осмотр, значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка, например такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, это естественно, так как ему непонятно и от этого тревожно.

Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом, следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской, таких как: «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», вырывать зуб, лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.

Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками

Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать он отказался, так что вошел в уличной обуви, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть.

Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ, она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в ней находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал, они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.

Этот довольно яркий пример, хорошо иллюстрирует ситуации, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает, он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Соответственно тревога, которая итак присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов нагнетается, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи, они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае.

Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия, они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача, это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.

Ошибка седьмая: торопить процесс

Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось приключения ее на сегодня еще не были закончены, через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту, там ей сделали профессиональную гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости, той, что была до этого. Сегодня ее ждал еще один прием, у хирурга, от него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли Мила придет в клинику в следующий раз с радостью.

Такая ситуация встречается не так уж редко. Заключается она в том, что родители хотят сделать все и сразу. Видят, что ребенок хорошо сидит лечится, просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка, в силу возраста, хватает внимания и терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения, испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.
Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у дочки или сына позитивные воспоминания о докторе и лечении.

Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой. В этом процессе двигаться лучше постепенно, от маленькой работы к большой, от простого к сложному, только тогда результат будет устойчивый и положительный: ваш ребенок научится следить за зубами сейчас и продолжит делать это в будущем, когда вырастет.

Здесь описаны основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на их поведении в кабинете. В основном с помощью соблюдения несложных правил, этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают, значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту

Почему я говорю только об ошибках родителей и обращаюсь к ним. Потому, что ребенок не имеет достаточно функций, для того чтобы проконтролировать свое поведение и эмоции. А врач стороннее лицо и не всякий раз будет заботиться о вашем ребенке. Кто еще кроме родителей, может повлиять на это. Опыт работы в стоматологии с детьми, которые боятся, дал мне очень много. Это была яркая эмоциональная работа. По крайней мере, я знаю, когда моим детям необходимо будет лечить зубы, я постараюсь сделать все, чтобы они не боялись врачей.

Доброго денёчка, мои читательницы! Помните своё первый визит к стоматологу в детстве? Такое не забывается, правда? После прочтения поста обязательно поделитесь своими историями на этот счёт. Ну а пока расскажу свою.

Стоматолог с бормашиной в руках «настиг» меня впервые примерно в 3 классе начальной школы. Мы с одноклассниками стояли у кабинета зубного в ожидании простого осмотра. Некоторые побаивались, другие вообще убегали и прятались в уборной. Я же с гордым видом ждала своей очереди, чтобы выйти от врача с видом победительницы, ведь все всегда удивлялись, какие белые и здоровые у меня зубки. И вот я захожу. Стоматолог, женщина с рыжей кудрявой шевелюрой, повелела мне садиться в кресло. Я смело уселась поудобнее. «Хм, вижу небольшую дырочку, — нахмурилась врач. — Давай-ка залечим».

Такого поворота я ну никак не ожидала и вся сжалась, увидев страшные блестящие инструменты. Да это же орудия пыток, почему я раньше их не замечала. Описать свои ощущения, когда бормашина орудовала у меня вот рту, сейчас уже сложно. Было больно, противно, а закончилось всё тем, что из-за малюсенькой точки на зубе мне рассверлили его почти полностью и заляпали страшной коричневой (!) пломбой. Пользуясь случаем, передаю привет той самой «зубной фее», которая надолго отбила у меня желание лечить зубы.

К счастью, современным деткам создают все условия для того, чтобы они шли на приём к стоматологу не с дрожащими коленями, а с улыбкой. Но бывает, что несмотря на все ухищрения, ребёнок не даёт лечить зубы, что делать в этом случае? Разберёмся?

Пример со знаком «+»

Учёными доказано, что страх не возникает из ниоткуда. Изначально у малыша, ни разу не видевшего зубного врача и не лечившего зубы, его нет! Берётся он…от нас, родителей. Признавайтесь, наверняка, не раз обсуждали при малыше собстенные походы к стомаатологу, в подробностях описывая, как в этот раз «зверствовал» врач. Детское подсознание как губка впитывает такие вещи.

В понимании ребёнка зубной - изверг, который не лечит, а причиняет ещё большую боль и страдания. Поэтому первое, что нужно запомнить - держите свои эмоции при себе. Примите во внимание следующие советы психолога, и старайтесь их соблюдать.

  • Не пугайте малыша врачами! Любыми: зубным, хирургом, терапевтом. Старайтесь сформировать у крохи положительный образ доктора, как в сказке про Айболита: «Всех излечит, исцелит…»
  • Никогда не говорите ребёнку: «Ты ведешь себя как маленький/как капризная девочка». Это не действует! Приведу в пример любимого стоматолога своего сына. Он всегда абсолютно спокойным тоном, не реагируя на начинающуюся истерику маленького пациента, говорит: «Иван, ну что ты, ты же мужчина!». И о чудо, мой ребёнок успокаивается и даже открывает рот пошире, пресиполненный гордости за себя.
  • Больше рассказывайте о пользе лечения зубов в игровой форме. Найдите в Интернете стихи на эту тему, а можно вместе с малышом сочинить свою сказку и вспоминать её каждый раз перед походом к врачу.
  • После собственных походов к зубному, никогда не выказывайте негативных эмоций. Наоборот, говорите о том, насколько лучше себя сейчас чувствуете. Для наглядности широко улыбнитесь, продемонстрировав малышу «отремонтированные» красивые зубы.

Первое впечатление

Впервые знакомство со стоматологом крохе предстоит во время планового медосмотра в 1 год. Заранее расскажите ребёнку, что врач очень добрый, хороший, он хочет заботиться о твоих зубках и всего лишь посмотрит, насколько правильно они растут, не болеют ли. Можно заранее побывать в зубном кабинете «на экскурсии», рассмотреть плакаты на стенах, потрогать страшную с виду аппаратуру. Тогда придя на приём, маленький пациент почувствует себя уже в знакомой обстановке и не будет так бояться.

Сейчас существует множество частных клиник, где врачи одеты в яркие костюмы, кресла стилизованны под диковинных животных, машины или самолёты. Здесь показывают мультики и полно игрушек. Ну как не захотеть прийти сюда ещё и ещё? Поэтому, если вы располагаете средствами, лучше отвести ребёнка в такую вот «сказочную» стоматологию. Пусть из детства у него останутся лишь хорошие воспоминания о лечении зубов.

«Награда» за мужество

Бывает, что первый визит к зубному врачу не задался. Например, доктор грубо и резко разговаривал, повышал голос на родителей, чтобы крепче держали несговорчивого пациента. Поверьте, бывает и такое. Как быть в этой ситуации? После таких стрессовых визитов бывает очень трудно восстановить «подмоченную» репутацию стоматологов. Но постараться нужно. Они же не все такие. Для некоторых это действительно призвание, они умеют найти подход к любому ребёнку и работу свою выполняют на отлично.

Важно найти именно «своего» доктора, к которому малыш будет идти всегда с удовольствием, не как на казнь, а как на дружескую встречу. Не возбраняется и поощрять ребёнка за хорошее поведение и терпение в стоматологии игрушками или сладостями. Только обязательно сдерживайте обещание.

Не заплакал, широко открывал ротик, вёл себя, как взрослый - получи подарок. Запомните, здесь «кнут» противопоказан, только «пряник», ласковые слова, терпеливые объяснения. Вы должны сделать так, чтобы стоматолог был для малыша доброй зубной феей, а не монстром.

Молочные зубки, хотя и временные, но их здоровье очень важно сохранять. Не забывайте ругалярно их чистить, посещать зубного врача хотя бы раз в полгода. Уверена, что теперь вы пойдёте туда без страха. Вы ведь знаете, как нужно действовать.

А теперь я вас ненадолго оставлю, но вы не расходитесь. Свои замечания и комментарии можете оставить чуть ниже. Когда вернусь, я обязательно их прочту. Пока-пока!

Каждое посещение стоматологического кабинета является причиной паники для малыша и испытания нервов его родителей, даже если лечение будет происходить под наркозом. О том, как уговорить малыша лечить зубы и надо ли это делать данный материал.

Психологи считают, что специально уговаривать кроху лечить зубы – занятие бесперспективное и не дает никого эффекта. Любые уговоры дают повод вашему любимцу подозревать, что за дверями дантиста его ждет нечто, не совсем приятное. Для визита к зубному специалисту, даже в профилактических целях, требуется психологическая подготовка ребенка, и чем раньше ее начать делать, тем будет лучше для него самого.

Не секрет, что родители – пример детям для подражания в каждой мелочи, поэтому полезно будет убедить малыша в том, что регулярные посещения дантиста – необходимый атрибут взрослой жизни. Будет лучше, если первое посещения дантиста не вызовет у ребенка неприятных воспоминаний, в этом случае все последующие посещения зубного кабинета пройдут без капризов и дадут детям только положительные эмоции или болезненность процедур будет ослаблена наркозом.

Никогда не следует обсуждать при детях чужой опыт лечения зубов, особенно неудачный. Также не нужно применять в отношении стоматологов негативные эпитеты и глаголы «рвать» и пр. Будет ни к чему усиливать и без того негативную ауру, которая сформировалась вокруг стоматологических кабинетов и делают их столь нежеланными для юных пациентов.

Неплохо во время визита к доктору подарить крохе какой-нибудь подарок, например, игрушку. И лучше пусть это сделает врач, налаживая, таким образом, дружеские отношения с маленьким пациентом. Увидите, что ребенок даже будет ожидать очередного похода в больницу и меньше его бояться, главное, чтобы стоимость презента не давала повода малышу шантажировать родителей.

Ели уж приходится лечить зубы у карапуза, делать это нужно отрыто, не обманывая его, что процедура будут абсолютно безболезненной. Этим вы уговариваете, прежде всего, себя самого. Ваша боязнь за ребенка непонятным образом распространяется на малыша и он, несмотря на все ваши уговоры, начинает капризничать. Говоря о возможных неприятных ощущениях, вы бессознательно настраиваете малыша терпеть боль реальную, которую он естественно боится, в независимости от того, будет применяться наркоз, или нет.

Чтобы уговорить кроху пойти лечить зубы не нужно сильно настаивать, важно, чтобы он добровольно согласился на эту процедуру, а не делал его в угоду вам. Не стоит давать обещаний, что она будет заключаться только в поверхностном осмотре и больно не будет или будет использован наркоз. Столкнувшись с действительностью и поняв, что его обманули, ребенок станет бояться визитов к врачу еще больше, его будет труднее уговорить пойти в поликлинику, и что хуже всего, он утратит долю доверия к медицинским работникам и к папе с мамой. Совет, лучше всего, быть в подобной ситуации с малышом предельно откровенным.

Возможность ребенка уговорить лечить зубы во многом зависит от квалификации персонала поликлиники. Предпочтительнее, если лечить зубы будут грамотные и добрые врачи в спокойной атмосфере и делать это с любовью. Зубные кабинеты, предназначенные для детей, часто оборудованы аппаратурой для воспроизведения мультипликационных фильмов, играми и игрушками, а лечат зубки преимущественно под наркозом. Многие частные работодатели требуют, чтобы врачи, работающие с детьми, могли эффективно и быстро справиться страхом перед стоматологом, перестанет его бояться. Многих родителей смущают высокие цены в частных стоматологических кабинетах, но лечение проблем зубами у ребенка, полученных в результате непрофессионального предоставления услуг обойдется дороже, да и уговорить ребенка лечить зубки в частной клинике будет легче. Попытка сэкономить на здоровье детей ни к чему хорошему не приведет, а только ухудшит состояние крохи, делать этого не следует.

Видео «Как приучить малыша чистить зубы»

Почему не следует бояться стоматолога

Прежде чем пытаться уговорить ребенка лечить зубы даже под наркозом, родителям нужно самим побороть свой страх перед дантистом, вернее к той боли, которую перестоит перенести ребенку в стоматологическом кресле, быть может и без наркоза. Детям такой страх свойственно чувствовать. Да и бояться практически нечего. Современное оборудование и технологии, применяемые в детской стоматологии позволяют проводить большинство операций без боли. речь идет не только о применении наркоза. Специальное оборудование и медикаменты, пришедшие на смену «ужасным» бор-машинам значительно очеловечили лицо современного стоматолога, так что отпала необходимость уговаривать детей посетить современный стоматологический кабинет, где дети весело и с охотой проводят время и не кали не боятся.

Если страх перед стоматологическими процедурами, неважно, проводятся ли они с наркозом или без него, можно попытаться его побороть на личном примере.

Для этого, одному из родителей придется сделать визит в стоматологическую клинику, важно, чтобы при этом присутствовал ребенок. Причем посещение врача должно быть сделано в бодром и праздничном настроении. После того, как вы продемонстрируете малышу здоровые и крепкие зубы, которые вы получили в результате визита в поликлинику, уговорить ребенка последовать за вами не составит труда, ведь этим он покажет вам, какой он стал взрослый и совсем не боится. По крайней мере, именно такой реакции от детей ждет большинство психологов.

Но все же, материальное стимулирование является наиболее действенным способом ребенка убедить малыша пойти лечить зубы, пусть даже оно будет незначительным по стоимости. Важно то, что если ребенку было обещана, к примеру, игрушка после посещение поликлиники, он должен обязательно ее получить, и без всяких отговорок. Если этого не произойдет, то доверие в семье будет надолго утрачено. Радикальным, способом, который можно сравнить небольшим шантажом, является случай, когда желанный подарок вручается после, а не до того как кроха сделала визит в стоматологический кабинет, которого так боится кроха.

Во всех перечисленных методах важно, чтобы малыш самостоятельно дал свое согласие лечить зубы. Любые способы принуждения здесь недопустимы. Малейшее применение силы может надолго отвратить желание ребенка лечить зубы, если таковое и было ранее. А лечить их необходимо, ведь любые осложнения в ротовой полости у младенца, влекут за собой трудноизлечимые болезни, лечение которых будет дорогостоящим или не дают ожидаемых результатов.

Видео «Как подготовить малыша к визиту стоматолога»

В ролике вы узнаете, что сказать вашему первенцу, чтобы тот не боялся пойти на прием к стоматологу.

Как бы не старались родители следить за здоровьем детских зубов, первые проблемы могут возникнуть у малышей даже в самом раннем возрасте. Чаще всего, основной причиной этого является генетическая предрасположенность, и если мама или папа – частые «гости» в кабинете стоматолога, то, скорее всего, кроху ждет такая же участь. Именно поэтому родители должны тщательно следить за ротовой полостью ребенка и знать, когда и как нужно лечить детские зубы.

Лечение зубов детям

С какого возраста можно лечить зубы ребенку

Как бы не старались стоматологи проводить «просветительскую» работу среди родителей, некоторые мамочки упорно считают, что молочные зубы лечить не нужно, так как они все равно выпадут. Тем не менее, специалисты не устают повторять о том, что зуб, который начал портиться – это:

  • очаг инфекции во рту;
  • вероятность неприятного запаха;
  • эстетически некрасивый вид.

И если с последними двумя пунктами можно смириться, то первый способен повлечь немало опасных последствий в виде снижения иммунитета малыша, возникновения острых респираторных заболеваний, фарингита, ларингита, а также болезней желудка и кишечника.

Кроме того, разрушенный молочный зуб может «передать» инфекцию зачатку зуба постоянного, вследствие чего он может расти поврежденным, либо не вырасти совсем.

Одним из серьезных осложнений невылеченн ого кариеса является пульпит молочного зуба – воспалит

ельное заболевание внутренних тканей, симптомом которого является острая боль. Пульпит имеет несколько форм и стадий, самая сложная из которых может привести к удалению зуба.

ВАЖНО: «Потеря» молочных зубов ранее срока их естественной смены может вызвать у ребенка проблемы с пережевыванием пищи, а так же привести к развитию нарушения прикуса.

Вот почему так важно вовремя остановить разрушение молочных зубов и сохранить здоровье ребенка в целом. И начинать лечение нужно уже с момента обнаружения первых тревожных симптомов , независимо от возраста малыша.

Зачем нужны детские стоматологи

Уже на этапе прорезывания зубов педиатр может направить ребенка на прием к детскому стоматологу. Данный специалист подскажет, как облегчить процесс роста зубов, обучит правилам соблюдения гигиены полости рта, а также профилактики кариеса.

Детский стоматолог способен ответить на многие вопросы: о пустышке, сладостях, чистке зубов и т. д.

В более старшем возрасте, если у ребенка уже имеются проблемы, врач сможет подобрать подходящую для маленького пациента методику, с помощью которой процесс разрушения зубов будет замедлен либо приостановлен совсем.

С целью проведения профосмотров нужно приводить малыша на прием к детскому стоматологу три-четыре раза в год. Благодаря частым осмотрам, кариес может быть выявлен на самой ранней стадии и не повлечет негативных последствий.


Детский стоматолог

Где лечить зубы ребенку

Наверное, каждый третий взрослый может с некоторым ужасом припомнить свой первый визит к стоматологу, который на всю жизнь стал причиной страха перед стоматологическим кабинетом.

«Стандартные» условия в государственных клиниках и отсутствие психологической подготовки докторов к общению с детьми привели к тому, что наше поколение записывалось на прием лишь в случае, когда уже совсем «невмоготу».

Сегодня же существуют специализированные детские стоматологические кабинеты и даже целые клиники, поход в которые не вызовет никаких отрицательных эмоций. Современное оборудование и методики лечения снижают все болезненные ощущения, а квалифицированные специалисты смогут найти подход даже к самым маленьким детям.

К счастью, на сегодняшний день есть возможность выбора места лечения детских зубов. Подобные услуги предоставляются как городскими поликлиниками, так и частными кабинетами. Выбирая клинику, следует детально изучить отзывы о врачах и условиях лечения .

Сперва можно наведаться туда без малыша и «разведать обстановку». Важно все: и квалификация врачей, и отношение к малышам, и общая атмосфера. Если на уровне интуиции кажется, что что-то «не так» - лучше продолжить поиски. Ведь очень важно, чтобы посещение врача – стоматолога было как можно менее травматичным для детской психики.

Как лечат зубы детям

Основным различием кариеса молочных и постоянных зубов является то, что в первом случае течение его проходит намного стремительнее из-за более тонкой эмали молочного зуба. И если «упустить» момент, то лечение может быть уже не целесообразным, и зуб придется удалять. Вот почему так важны профилактические осмотры.

Но если проблема уже возникла и визит к стоматологу откладывать дальше некуда, важно, чтобы процесс лечения проходил поэтапно:

Знакомство с доктором

Первое посещение стоматолога не должно вызывать никаких болевых ощущений. Пусть ребенок пройдется по кабинету, задаст волнующие вопросы, сядет в кресло (на руки к маме или самостоятельно). Доктор посмотрит на зубки, постучит по ним, пообщается с крохой и назначит время следующего приема. Важно, чтобы первый визит оставил у ребенка лишь положительные впечатления.

Подготовка

На данном этапе доктор объясняет ребенку (на его языке), что произошло с зубом и как ему помочь. Важно озвучить действия, которые будут проводиться, чтобы никакое движение не стало для малыша неожиданностью и не напугало его.

Лечение

Данная стадия – самая ответственная и сложная. Сегодня во время манипуляций нередко практикуется просмотр детьми. Это отличный способ, который действительно работает, помогая ребенку отвлечься , расслабиться и дать доктору сделать все необходимое. Происходит все легко и просто: малыш удобно лежит в кресле, следя за увлекательным сюжетом на экране, прикрепленном к потолку.


Ребенок смотрит мультик во время лечения

Если участок поражения зуба небольшой, могут применяться технологии, которые подходят даже двухлетним детям:

  • шлифовка поверхности с последующим нанесением реминерализирующего средства;
  • пропитка кариозного пятна специальным препаратом, который герметично «закрывает» его и останавливает процесс разрушения.

Если область поражения кариеса достаточно большая и необходимо применение бормашины, ребенку могут предложить наркоз. Он может быть:

  • местным, который делается в два этапа: сначала обезболивается место укола, а затем – вводится непосредственно шприц с анестезией;
  • общим, потребность в котором возникает, если необходимо длительное лечение за одно посещение (более шести зубов), если ребенок слишком активен, эмоционален, агрессивен.

ВАЖНО: Во время лечения ребенка под общим наркозом в кабинете, помимо стоматолога и его ассистента, обязательно присутствие врача-анестезиолога и медсестры-анестезиста.

Если молочный зуб спасти не удалось, а время смены зубов еще далеко (нередко такое случается у детей 4-5 летнего возраста), на месте удаленного зуба врач ставит специальный «удерживатель пространства», благодаря которому зубной ряд не искривляется, а дикция не нарушается;

Поощрение

Важно, чтобы после процедуры ребенок почувствовал себя настоящим героем, а возможные неприятные ощущения быстро забылись. Некоторые клиники практикуют небольшие сувениры и грамоты для детей по окончании приема. Если такой услуги нет – следует позаботиться о положительных эмоциях для ребенка самостоятельно, заранее купив подарочек и незаметно отдав его врачу.

Подобный ход не только «сотрет» все неприятные впечатления, но и поможет без лишних проблем и уговоров повторить визит к врачу при надобности.

Как видно, процесс лечения детских зубов намного обширнее, чем работа со взрослым пациентом, которая, зачастую, состоит лишь из непосредственно лечения (и очень редко – подготовки). Кроме того, стоматологу необходимо в максимально короткий срок (пока малыш сидит спокойно) качественно провести все нужные манипуляции, не доставив при этом болезненных ощущений маленькому пациенту.

Что делать, если ребенок не дает лечить зубы

Зачастую поведение малыша во время приема у стоматолога напрямую зависит от его возраста. И если для ребенка, которому 3 года волнение, плачь, и желание вырваться являются нормальной реакцией, то семилетний ребенок уже вполне может контролировать свои эмоции.


Ребенок не дает лечить зубы

И если в его поведении присутствуют подобные проявления, следует немедленно искать их причину. Необходимо проанализировать, что именно побуждает ребенка к такой реакции: он боится самой процедуры, конкретного врача или врачей в целом, а, может быть, это лишь способ манипулировать родителями с целью получить желаемое?

После того, как установлена причина страха, следует поговорить с ребенком о том, что его тревожит. А после, обсудить сложившуюся ситуацию со стоматологом, а иногда (если страх перешел в фобию) и с психологом.

ВНИМАНИЕ: Если ребенок просит, чтобы мама осталась с ним в кабинете врача, важно пойти малышу на встречу. Но если в ее присутствии он начинает вести себя неконтролируемо и не дает врачу закончить процедуру, маме лучше покинуть кабинет, предоставив разрешение ситуации специалисту.

Прежде, чем сказать малышу о предстоящем визите к стоматологу, родители (особенно мама) должны побороть собственное волнение и ни в коем случае не показывать его ребенку.

А чтобы свести к минимуму любые негативные моменты при посещении врача, психологи рекомендуют соблюдать некоторые правила:

  • с самого раннего возраста следует объяснять детям, что зубы нужно беречь, следить за ними и проверять у доктора, первый визит к которому лучше запланировать в возрасте годика;
  • можно играть с малышом «в стоматолога», леча зубы куклам и мишкам. Важно, чтобы ребенок воспринимал данный процесс как полезное и важное мероприятие, не наделяя его никакими негативными свойствами;
  • перед приемом у врача можно посмотреть различные мультфильмы или интересные видео о том, как лечат зубы малышам;
  • поход к доктору лучше планировать на утренние часы, чтобы ребенок за день не успел себя «накрутить»;
  • не стоит «обещать» ребенку, что будет «не больно», если на самом деле его ждет укол или другая болезненная процедура. Мало того, что он, уверенный в безобидности процедуры испугается, испытав резкую боль, данный стресс может стать причиной категорического неприятия стоматолога в дальнейшем;
  • объясняя ребенку, что будет происходить, не стоит также и «углубляться» - пусть это сделает врач на адаптированном для малыша языке. Родителям стоит ограничиться общими фразами в спокойном тоне;
  • очень важно оградить ребенка от «страшных» историй посещения стоматолога. Важно следить за тем, чтобы в присутствии малыша вообще не обсуждались темы подобного рода. Кроме того, при ребенке категорически недопустимо отзываться о врачах плохо. Малыш должен усвоить, что доктор – это человек, который делает добро, помогая людям не болеть и быть здоровыми;
  • не нужно ругать, стыдить или унижать малыша, сравнивать его с другими «смелыми» детьми, если он запаниковал и не «дался» полечить зуб. Лучшее в данной ситуации – спокойный и откровенный разговор с высказыванием надежды на положительный исход следующего посещения;
  • важно отыскать «своего» стоматолога, который смог бы завоевать доверие ребенка, найти к нему подход и настроить на позитив.

Видео. Как лечат зубы детям профессионалы

Мультик про зубы, который можно показать ребенку

Заключение

Чтобы поход к стоматологу не вызывал у ребенка «дрожь в коленках», родители с самого раннего возраста должны внушить маленькому человечку необходимость регулярного ухода за зубами и посещения врача.

Профилактические осмотры, «добрый доктор» и отсутствие негативных эмоций помогут малышу сохранить зубы здоровыми, чтобы в будущем он мог стать обладателем красивой белоснежной улыбки!