Сикстинская капелла в Ватикане: венец творения Микеладжело. Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские Сикстинская капелла расписанная микеланджело

5 веков разделяют создание Сикстинской капеллы и последнюю ее реставрацию, открывшую миру неизвестные особенности колористической техники Микеланджело. Однако потери, которые сопутствовали неожиданным цветовым находкам, столь ощутимы и выразительны, словно нарочно призваны напомнить нам о преходящем характере всего земного, о необходимости бережного отношения к искусству, которое стремится увести человека за рамки обыденности, открывая двери в иные плоскости существования.

Появлением этого архитектурного памятника христианского искусства мы обязаны Франческо делла Ровере, он же римский папа Сикст IV, фигура неоднозначная в результатах своих церковных дел, но целеустремленно покровительствовавшая искусствам и наукам. Руководствуясь религиозными мотивами при создании домовой церкви, вряд ли он мог предугадать, что для всего мира Сикстинская капелла станет символом целой эпохи - эпохи Возрождения, двух ее ипостасей из трех, Раннего Возрождения и Высокого.

Основным назначением капеллы было служить помещением для избрания пап на собрании кардиналов. Она была освящена и посвящена Успению Богородицы в августе 1483 г. по Юлианскому календарю. Сегодня Сикстинская капелла - непревзойденный музей Ватикана, в котором хранятся драгоценные фрески на темы библейских сюжетов.

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;


Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок - около 11 месяцев - было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная - историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы - это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков - ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды - в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Роспись свода Сикстинской капеллы

Когда Микеланджело расписывал капеллу, то не выбирал единственную позицию, с которой должна рассматриваться каждая фреска с библейскими сюжетами. Пропорции каждой фигуры и размеры групп определяются их собственной абсолютной значимостью, а не относительной иерархией. По этой причине каждая фигура сохраняет свою индивидуальность, за каждой фигурой или группой фигур прописан собственный фон.


Роспись плафона технически была наиболее сложной задачей, так как работа проводилась на лесах в течение 4 лет, что на самом деле является коротким сроком для труда такого масштаба. Центральную часть свода занимают 9 фресок из трех групп, каждая из которых объединена единой ветхозаветной темой:

  • Сотворение мира («Отделение света от тьмы», «Создание солнца и планет», «Отделение тверди от вод»);
  • История первых людей («Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая»);
  • История Ноя («Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя»).

Фрески центральной части потолка окружены фигурами пророков, сивилл, предков Христа и не только.


Нижний ярус

Даже если вы никогда не посещали Ватикан, на многочисленных фото Сикстинской капеллы, доступных в сети, можно легко заметить, что самый нижний ярус задрапирован портьерами и не привлекает внимание. Лишь в праздничные дни эти драпировки убирают, и тогда взгляду посетителей открываются картинные копии гобеленов.

Гобелены, тоже работы XVI века, были сотканы в Брюсселе. Сейчас сохранившиеся семь из них можно увидеть в музеях Ватикана. А вот рисунки, или картоны, по которым они были созданы, находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Их автор с честью выдержал испытание работой рядом с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, и жизнь апостолов является центральной темой сохранившихся шедевров, не уступающих по своей эстетической значимости ни фресковой живописи Микеланджело, ни росписи своего учителя Перуджино.

Музей сегодня

Сикстинская капелла находится в музейном комплексе Ватикана, который представляет собой 13 музеев, расположенных в двух Ватиканских дворцах. Четыре экскурсионных маршрута по духовной сокровищнице Италии заканчиваются посещением Сикстинской капеллы, которая скрыта между Базиликой Святого Петра и стенами Апостольского дворца. Не так сложно узнать, как добраться к этому мировому музею, но если реальное путешествие для вас пока недоступно, то на официальном сайте Ватикана можно совершить виртуальную экскурсию. Так или иначе, все дороги, как говорится, ведут в Рим.

Похожая на крепость, капелла внешне не каждому покажется особенно привлекательной, однако концептуальность здания скрыта от взгляда современных туристов и требует погружения в контекст Библии. Сикстинская капелла имеет строгую прямоугольную форму и ее размеры отнюдь не случайны - 40,93 на 13,41 м в длину и ширину, что является точным воспроизведением указанных в Ветхом Завете размеров Храма Соломона. Под крышей скрывается сводчатый потолок, дневной свет проходит через шесть высоких окон северной и южной стен церкви. Здание спроектировал Баччо Понтелли, а постройкой руководил инженер Джованнино де’Дольчи.

Сикстинская капелла была несколько раз отреставрирована. Последняя реставрация, завершившаяся в 1994 году, раскрыла колористический талант Микеланджело. Фрески засияли новыми красками. Они предстали в том цвете, в котором были написаны. Лишь голубой фон фрески Страшного суда посветлел, поскольку лазурит, из которого была сделана синяя краска, не обладает большой стойкостью.

Однако часть прорисовки фигур сажей была счищена вместе с сажей свечной копоти, и это сказалось, к сожалению, не только на очертаниях фигур, создав впечатление незавершенности, но некоторые фигуры потеряли также и выразительность взгляда. Отчасти это произошло по той причине, что Микеланджело работал в нескольких техниках при создании фресок, которые требовали разного подхода при очищении.

Кроме того, реставраторам приходилось работать над ошибками предыдущих реставраций. Быть может, неожиданность полученного результата должна напомнить нам еще раз о том, что смотреть на произведения настоящих творцов надлежит с открытой душой - и тогда взору пытливых открываются новые тайны.

Сикстинская капелла (Sistina capрella) — центр притяжения всех, кто отправляется в музеи Ватикана, и мало кого останавливает тот факт, что даже просто для того, чтобы дойти от входа в музеи до знаменитой капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, дабы избрать нового Папу, любопытному туристу придется потратить несколько часов.

Любопытно, что изначально никто не собирался делать Сикстинскую капеллу центром всеобщего притяжения. Как часто бывает в жизни — все произошло почти случайно.

НАЗЛО РАФАЭЛЮ

Прежде чем попасть в Сикстинскую капеллу турист неизбежно должен пройти сквозь красивейшие покои, украшенные фресками на тему «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встреча Льва I с Аттилой». Когда узнаешь, что создал эти фрески не кто-нибудь, а сам Рафаэль, вопросы относительно того, почему они выполнены столь мастерски, отпадают сами собой.

На фото: Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати, их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).

Фреска «Диспут» («Спор о Святом причастии»), Рафаэль Санти, Stanza делла Segnatura, 1509 год

А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, поэтому они сговорились и порекомендовали Буонарроти Папе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ФРЕСКИ НА ПОТОЛКЕ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ?

Над потолком Сикстинской капеллы Микеланджело начал работать в 1508 году. Роспись художник делал лежа на спине, с кисточкой в руках. Известно, что во времена Ренессанса художник должен был быть и инженером, поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации своих замыслов Буонарроти разработал собственную конструкцию «летящих лесов».

Фреска «Сотворение Адама», многие предполагают, что Творца Микеланджело изобразил в человеческом мозге

Они представляли собой настил, который опирался на крепления, вмонтированные в отверстия в стенах у верхней части окон. Этот хитрый прием позволил художнику работать сразу на всей поверхности свода. А ниже лесов было натянуто еще одно полотно, чтобы предотвращать падение краски на пол.

КАКИЕ ИМЕННО ФРЕСКИ СОЗДАЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО?

Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли, и Козимо Росселли, и Гирландайо, и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».

«Сотворение Солнца, Луны и Земли» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы

Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Но, не тут-то было.

МУКИ «СТРАШНОГО СУДА»

После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером, и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда», и, несмотря на то, что Буонарроти отказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.

«Страшный суд» (Giudizio universale), название фрески можно также перевести, как «Последний суд» или «Последний приговор»

Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер, и художник посчитал вопрос закрытым. Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался, и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции, и от идеи пришлось отказаться.

Святой Варфоломей на фреске «Страшный суд» — автопортрет Микеладжело

«Страшный суд» был завершен в 1541 году. По силе впечатления, оказываемого на зрителя, фреска не уступает ветхозаветным сценам на куполе капеллы, и все же чувствуется, что эта работа далась мастеру непросто, как говорится, через надрыв. Недаром же на фреске можно увидеть автопортрет самого Микеланджело, и он считается одним из самых жутких в истории искусств, ведь художник изобразил себя в виде Святого Варфоломея, того самого, с которого живьем содрали кожу.

НИКАКОЙ ОБНАЖЕНКИ ИЛИ, КАК ХУДОЖНИК СТАЛ ШТАНОПИСЦЕМ

Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллы Павлу IV Карафа не понравились, и, воспользовавшись тем, что Тридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.

«Ад» — фрагмент фрески «Страшный суд»

Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Он сообщил Папе, что «Удалить наготу легко, для этого всего лишь нужно привести весь мир в приличный вид», то есть, проще говоря, снова не слишком вежливым образом послал понтифика.

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Поза, мол, у них слишком неприличная.

Одетые в тоги Святая Екатерина и Святой Власий

Что характерно, саркастичные римляне, не упускавшие случай позлословить на тему ближнего своего, немедленно окрестили Даниеле да Вольтерра «Il Braghettone», что означает «штанописец» или «исподнишник». Под таким прозвищем он и вошел в мировую историю искусств. Бедолага!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Роспись Сикстинской капеллы (BriYYZ / flickr.com) Во дворе Сикстинской капеллы (robertsharp / flickr.com) Сикстинская капелла с Купола Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» (Dennis Jarvis / flickr.com) Dennis Jarvis / flickr.com Роспись потолка Сикстинской капеллы (Colin Tsoi / flickr.com) Camille King / flickr.com Camille King / flickr.com Потолок Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com) Dennis Jarvis / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Lisa Cancade Hackett / flickr.com Внутри Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com) Потолок Сикстинской капеллы в ВатиканеMatthew Riley / flickr.com Кадр из документального фильма (Luis Brizzante / flickr.com)

Сикстинская капелла – это не только церковь, которая находится в Ватикане – районе города Рима, но и величайшее произведение искусства.

Слово «капелла» переводится на русский язык как часовня. Но Сикстинская капелла не является часовней из-за определенных специфических особенностей. Это самая настоящая церковь Ватикана.

В оформлении капеллы есть множество сюжетов из Библии от сотворения мира до апокалипсиса. Здесь изображено огромное количество персонажей, начиная от Адама. Над ней трудились знаменитые художники и архитекторы такие как Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Пентуриккио, Гирландайо.

Сикстинская капелла построена и оформлена росписью в эпоху Ренессанса. Микеланджело Буонарроти — автор самых известных фресок в Ватикане, доживших до наших дней (одна из самых знаменитых — «Страшный суд»).

Строилась Сикстинская капелла в XV веке, с 75 года по 83. Возвести Сикстинскую капеллу приказал, сидящий тогда на папском престоле Ватикана Сикст IV. Хотя при этом понтифике появилась инквизиция, вершился суд над еретиками, происходили регулярные сожжения вероотступников, однако, он хорошо относился к науке и искусству.

Сикстинская капелла с Купола Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com)

Среди местного населения были недовольные правлением папы, поэтому новая Сикстинская капелла должна была стать еще и убежищем, помимо всего прочего. Кстати, раньше на этом месте была Великая капелла, от нее остался фундамент и фрагмент нижнего яруса.

Во время строительных работ Сикстинская капелла выросла на 3 этажа. Архитектором капеллы стал Баччо Пантелли, а куратором строительства был Джордже де Дольче.

Так как церковь несла на себе и оборонительную функцию, внешне Сикстинская капелла выглядит достаточно непреступно и скромно. Ее строили в форме прямоугольника по Библейскому описанию храма Соломона, который считается самым первым в истории. Точно соблюдены размеры, указанные в Ветхом завете: 40,9 метров на 13,4.

Вид изнутри

Изнутри Сикстинская капелла в Ватикане разделяется на три части – яруса.

Средний ярус изображает Библейские сюжеты с участием Моисея и Христа. Он был оформлен художниками Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Гирландайо и Россели.

Роспись потолка Сикстинской капеллы (Colin Tsoi / flickr.com)

Верхний ярус был оформлен изображениями правящих понтификов. 11 из них творение Боттичелли. Среди них первый папа Ватикана – Святой Петр.

На самом нижнем ярусе помещены регалии понтифика Ватикана. Над алтарем возвышалась фреска «Вознесение Марии», в настоящее время здесь изображен Страшный суд.

Потолок Сикстинской капеллы был оформлен как небо со звездами. Все это работы художников Возрождения.

Возможно, Сикстинская капелла в Ватикане дошла бы до наших дней в таком виде, в каком она была в те времена. Но на потолке появилась трещина в начале XVI века в результате раскопок для строительства, происходящих неподалеку. И все фрески впоследствии заменили знаменитые работы Микеланджело Буонарроти.

Кто расписывал Сикстинскую капеллу?

Через 8 лет после начала строительства Сикстинская капелла начала исполнять свои функции. Первую мессу здесь отслужили в 1483 году, прославляя Вознесение Марии на небеса.

Кадр из документального фильма (Luis Brizzante / flickr.com)

В начале XVI века, церковь решили реконструировать, заменить старые фрески на новые. Юлий II поручил роспись капеллы Микеланджело Буонарроти.

Сначала знаменитый художник не хотел браться за эту работу, но понтифик умел настоять на своем.

Почему он выбрал именно Микеланджело доподлинно неизвестно, ведь в то время художник специализировался по скульптуре. Есть версия, что Браманте как-то повлиял на правящего тогда папу.

Интересный факт — год рождения Микеланджело и год начала строительства Сикстинской капеллы совпадают. В 1515 году понтифик Лев X заказал другому художнику Рафаэлю шпалеры для оформления нижней части капеллы.

Потолок Сикстинской капеллы: роспись и фрески Микеланджело Буонарроти

Кстати говоря, леса, которые были необходимы при росписи капеллы, тоже были сконструированы Микеланджело так, что они не мешали церковным службам. Такой тип лесов в дальнейшем использовался для работ над оформлением других церквей Ватикана.

Потолок Сикстинской капеллы мастеру было сложно расписывать, приходилось постоянно задирать голову. Поэтому работа длилась очень долго.

Такой непростой труд, который длился несколько лет, очень неблагоприятно сказался на здоровье великого мастера. Но он справился со своей работой и за 4 года расписал 600 квадратных метров потолка. На них изображены 343 персонажа из Библии начиная от Адама.

Потолок Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)

Свод был завершен в 1512 году, и церковь была открыта. В это же время другой выдающийся художник Рафаэль заканчивал свои «останцы» Ватикана. Две этих работы: свод Микеланджело и фрески Рафаэля – величайшие произведения искусства эпохи Ренессанса.

Вместо сияющих звезд небосвода, на потолке появилось множество библейских изображений, начиная от сотворения мира. Само пространство поделено на части. Художник использовал искусство оптической иллюзии, чтобы сделать потолок визуально выпуклым.

Роспись Сикстинской капеллы (BriYYZ / flickr.com)

В углах можно увидеть сюжеты, посвященные спасению еврейского народа. Это Ветхозаветные сюжеты «Медный змей», «Давид и Голиаф», «Казнь Амана», «Юдифь и Олоферн». В центральной части располагаются изображения, посвященные сценам из Ветхого завета, то есть периода, начинающегося от сотворения мира и появления первого человека Адама. Всего их девять. Известные работы среди них: «Сотворение Мира», «Грехопадение» и «Всемирный потоп».

«Сотворение мира» включает в себя все 7 дней, среди которых: «Отделение света от тьмы», «Сотворение небесных светил и растений», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы».

Фреска, изображающая создание Богом Адама, является достаточно известной. На ней Адам лежит на земле, в его позе чувствуется слабость, а на небе, чуть возвышаясь над Адамом, изображен Бог в окружении бескрылых ангелов. Бог протягивает руку Адаму.

Предполагается, что когда Адам коснется творца, он оживет. С прикосновением Господь отдает Адаму свою силу. По периметру капеллы изображены пророки и сивиллы, восседающие на престолах. Кроме того здесь можно увидеть изображения предшественников Иисуса. И все это великолепие вмещает в себя свод Сикстинской капеллы.

Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»

Наиболее известная и призванная шедевром – фреска под названием «Страшный суд». К ней приступил Микеланджело через 25 лет после росписи свода, уже в 61-летнем возрасте. Ее заказал великому мастеру понтифик Климент VII. Четыре года художник трудился над ней. Она очень отличается от других, например, от «Сотворения мира».

Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» (Dennis Jarvis / flickr.com)

Фреска «Страшный суд» изображает вселенскую трагедию и катастрофу, где присутствует многочисленные изображения святых и ангелов, грешников и демонов. В центре всего этого стоит Иисус Христос, вид у него грозный и беспощадный, он вершит великий суд над людьми.

Вся фреска, изображающая Страшный суд, разделена на три части. Верх занимают ангелы. В центре изображение Иисуса и Девы Марии. Низ фрески иллюстрирует вознесение праведников и падение вниз в подземный Ад грешников. Также здесь можно увидеть и воскрешение умерших.

Фрески других авторов

На остальных стенах можно увидеть фрески и других авторов. Например, на северной стороне есть целая серия работ Перуджино, раньше она начиналась с фрески, иллюстрирующей Рождество. К сожалению, ее потеряли во время работы Микеланджело над «Страшным судом».

Внутри Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)

Теперь серия начинается с работы под названием «Крещение» и иллюстрирует всю земную жизнь Иисуса. А заканчивается изображением «Последняя Вечеря».

На заднем плане этой картины виднеются сцены, изображающие казнь Христа. Воскресение иллюстрируется уже на стороне входа в церковь.

На противоположной стене изначально была серия фресок Перуджино о Моисее. Это сцены из Ветхого завета иллюстрирующие самые ключевые моменты этой истории. Среди них: «Путешествие в Египет», далее «Убийство египтян», «Горящий куст», «Борьба с пастухами».

Пространство между окон занято фресками, изображающими первосвященников, повернутых в профиль. Это работы Боттичелли, Перуджино, Рассели и Гирландайо. Восточная стена оформлена сценами конца жизни Христа и Моисея.

Цитата сообщения

Сикстинская капелла - полный обзор росписей на потолке

Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино (Джорджио) де Дольчи (Giovannino de Dolci) по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV (по имени которого и получила своё название).

Сейчас Сикстинская капелла - это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.



23. Сикстинская капелла, Южная Стена — Моисей с Таблицами Закона (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Моисей получает таблицы от Бога, на горе Синай. Спящий молодой человек - это Джошуа.
Слева, на переднем плане: Моисей и Джошуа вернулись и показывают таблицы людям.



24. Сикстинская капелла, Южная Стена — Наказание Корея, Дафана и Авирона (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1482 год)
Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых закидать камнями Моисея.
В центре: Арон (с митрой) подвергается нападению людьми, которые оспаривают его духовенство.
Слева: Моисей обращается к Богу с просьбой наказать мятежников.



25. Сикстинская капелла, Южная Стена — Последний вздох Моисея и его смерть (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)
Справа: Моисей обращается к толпе слушателей.
Слева: Он передает лидерство своему преемнику — Джошуа.
В центре: Ангел показывает Моисею Землю Обетованную, которой он никогда не достигнет.
Слева: Люди оплакивают его смерть.



26. Сикстинская капелла, лицом к алтарю.



27. Перед входом в Сикстинскую капеллу.



28. Сикстинская капелла, вид снаружи.



29. Сикстинская капелла. Встреча Папы Бенедикта XVI и художников со всего мира.

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, как гимн физической и духовной красоте. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти — один из титанов итальянского Возрождения. Если бы за всю свою долгую жизнь он создал лишь фрески Сикстинской капеллы , то и тогда эту жизнь по праву можно было бы назвать подвигом. Но несравненный скульптор, живописец, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений! И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей на гробнице папы Юлия II.

Внешний вид капеллы

Вид на алтарную стену

Вид от алтарной стены

Подняв головы вверх, надолго застывают люди перед творениями Микеланджело, и не в силах порой сдержаться вполголоса обмениваются восторженными впечатлениями. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.

Фрески потолка, 1511-1512
Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.

Капелла имеет прямоугольную форму (40,93 м в длину и 13,41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы — 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод.
В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо ... На одной стене изображены сцены из жизни Христа , на другой — из жизни Моисея . Однако свод был покрыт живописью, изображающей звездное небо.


Чтобы увидеть фрески знаменитых художников, нажми здесь:

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте , главного архитектора собора Святого Петра. Микеланджело был настроен критически ко всему, что его окружало. Он не питал симпатии ни к кому из великих мастеров того времени, а с Браманте у него сложились напряженные отношения. И тот задумался избавиться от соперника.
Зная силу Микеланджело-скульптора, Браманте решил отстранить его от скульптур и заставить заниматься живописью. Расчет был прост. Художник, не имевший дел с фресками, потерпит неудачу и впадет в отчаяние. И Браманте настоятельно рекомендует папе: не доверять никому роспись капеллы, кроме Микеланджело.
Скульптор, конечно же, понимал этот замысел Браманте и был страшно зол. Кисти он предпочитал резец скульптора, мечтая воздвигнуть грандиозное сооружение со множеством статуй, в которое задумал превратить давно заказанную ему Юлием II гробницу, а его заставляли переключаться на живопись. Напрасно он отказывался, говорил, что «живопись — не его дело», что с техникой фрески он не знаком. Папа был неумолим и Микеланджело пришлось все же согласиться выполнить ответственнейший заказ, как бы бросив тем самым вызов врагам и завистникам, и в первую очередь самому себе. Заметка самого Микеланджело 10 мая 1508 года «сегодня я начал работать» указывает дату начала этого грандиозного труда.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года . Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры) . Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:

Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Юлию II не терпелось поскорее увидеть фрески на своде капеллы, и его очень раздражало нежелание художника показать свою работу. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И в ответ услышал: «Когда смогу». Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку».
31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен, и капелла открыта. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Эти две работы — свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля — стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения.
Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы.
В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах.
Несколько меньше них — группы фигур в распалубках* нал окнами и люнетах** . В них художник изобразил многочисленных предков Христа.


*распалубка — треугольный свод, образованный двумя криволинейными ребрами;
**люнет — арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонталью;
в люнетах помещаются окна; глухие люнеты украшают росписью.

При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, изображающих основные библейские события . Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Вот некоторые из этих фресок:


Сотворение солнца и луны и
сотворение животных и растений, 1511

Грехопадение и изгнание
Адама и Евы из рая, 1510

Сотворение Адама, 1510

Всемирный потоп, 1509

Чтобы увидеть все фрески на библейские сюжеты, нажми здесь:

В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей , сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant"Angelo в 1797 году.
Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Как и во всей росписи Сикстинской капеллы, мастер стремился при помощи человеческого тела показать сложную внутреннюю жизнь человека, охватившие его страсти. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности; прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни.
Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Большинство же из них дано в сильном движении, их фигуры и лица выражают напряженное внимание и беспокойство. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

Чтобы увидеть все фрески, изображающие юношей, нажми здесь:

В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл , сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Здесь, как и всюду, основной темой является человек, человек в действии, в напряжении, которое чувствуется в каждом движении тела. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Мастер стремился подчеркнуть в их образах сверхчеловеческую мощь и нравственное совершенство. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.


Пророк Иезекиил

Ливийская сивилла

Дельфийская сивилла

Пророк Захария

Чтобы увидеть все фрески, изображающие пророков, нажми здесь:

Группы фигур в распалубках и люнетах изображают многочисленных предков Христа .
Перед вами несколько фресок в распалубках (небольшие треугольные своды, образованные двумя криволинейными ребрами):

А вот фрески, расположенные в люнетах (арочные проемы в своде или стене над окнами, ограниченныу снизу горизонталью):

Чтобы увидеть все фрески, изображающие предков, нажми здесь:

Четыре угловых распалубки вдвое больше остальных и заполнены изображением четырех драматических эпизодов из жизни древних евреев :

Юдифь и Олоферн, 1509, распалубка свода

Давид и Голиаф, 1509, распалубка свода

Медный змий, 1511, распалубка свода

Падение Амана, 1511, распалубка свода

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв.м) совсем один, без помощников. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование.
Четыреста фигур (высотой до 2,5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых. Мастера обвинили в кощунстве: в святом месте он изобразил обнаженные тела! В начале 1564 года (через 20 лет) одному из учеников Микеланджело было поручено «одеть» 25 фигур фрески! Так появились на них стыдливые драпировки. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе.
Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», — решил он. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра, и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Итогом этих исследований стала книга «Тайное искусство Микеланджело», опубликованная в прошлом году в Бразилии.

В ходе своей работы бразильские врачи выяснили, что еще один американский врач, некто Гарабед Экноян, нашел изображение почки в «Отделении земли от воды». В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела.
Некоторые их них тематические. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.

Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Некоторые считают, что слишком много воображения. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что, и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». (Я согласна с этим высказыванием, а вы?)
В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле? Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле.