Щенок дрт проявляет агрессию к ребенку. Собака агрессивна к детям - дрессировка и поведение собак - блог о собаках - собака - стиль жизни. Больно мне, больно. Агрессия собаки из-за боли

Если домашняя собака рычит на маленьких детей или пытается укусить их, это, само собой разумеется, вызывает беспокойство родителей. Им хотелось бы узнать мнение специалиста о том, насколько в действительности эта ситуация опасна для ребенка и как действовать в этих условиях. Опыт показывает, что такого рода проблему можно разделить на две общие категории.

Во-первых, речь может идти о самозащите в обычном понимании этого слова. Собака рычит и пытается кусаться, потому что ребенок слишком близко подходит к ней, гладит ее, тянет за хвост, бьет по спине, наступает на лапы. Как правило, при приближении ребенка собака ведет себя настороженно и пытается избежать контакта с ним. Часто собака пугается и пытается убежать. Собака пытается укусить только в том случае, если ей отрезают пути отхода. Это типичная модель агрессии, вызванной страхом. В других случаях страх не столь очевиден. Собака терпит присутствие ребенка, иногда даже приближается к нему и ведет себя нормально, пока тот не причинит ей боль или неприятные ощущения, что заставит животное рычать и кусаться. Это типичный пример агрессии, вызванной неприятными раздражителями.

Вторая категория проблем, по-видимому, является формой агрессии соперничества или доминантной агрессии. Собака реагирует угрожающим рычанием на попытки ребенка приблизиться к ней или дотронуться до нее, например, когда та отдыхает. Бывает так, что собака рычит на ребенка и в других ситуациях, когда воспринимает его как соперника, например, при игре с одним из родителей на полу. При проявлении агрессии в этой форме собака не показывает признаков страха перед ребенком. По-видимому, это также не является реакцией на неприятные физические раздражители, вызывающие чувство неприязни. Скорее, это напоминает поведение животного, занимающего более высокую ступень иерархической лестницы, в отношении молодого животного, нарушившего один из неписаных законов социальной жизни стаи.

Относительно данной системы классификации следует сделать несколько замечаний. Во-первых, здесь идет речь об эмпирической классификации, основанной на изучении материалов по данному вопросу и личном опыте, полученном в результате изучения нескольких случаев такого характера. Поэтому эту систему следует рассматривать лишь в качестве вспомогательного средства. Во-вторых, эта классификация наглядно показывает, что мотивация собак в разных случаях может быть совершенно различной. Ребенок может быть источником неприятных раздражителей, вызывающих у собаки неприятные ощущения и страх. В то же время собака может считать его соперником или невоспитанным выскочкой, занимающим более низкое положение в иерархии стаи. В-третьих, различные категории не являются взаимоисключающими. Например, вполне возможно, что многие собаки рычат вследствие самых различных причин, обусловленных разной мотивацией, как инстинктом самозащиты, так и стремлением к лидерству.

Иногда мотивация меняется с течением времени. Собака не знает, как вести себя по отношению к ребенку, и поэтому ее поведение изменяется в зависимости от конкретного момента времени. Эта последняя, наиболее интересная форма проявления встречается регулярно. Вероятно, многие собаки просто не знают, как обращаться с таким маленьким, надоедливым, шумным, дружелюбно настроенным, но в то же время опасным и непредсказуемым членом семьи, которого столь сильно балуют другие взрослые. Иногда ребенок с веселым смехом дергает собаку за шерсть и во все горло кричит, когда та хочет с ним поиграть. Маленькие дети боятся намного меньше, чем многие взрослые, когда собака на них рычит. Понятно, что из-за этого взаимоотношения собаки и малыша имеют намного более сложный и нестабильный характер, чем отношение собаки к детям более старшего возраста или взрослым членам семьи. В сущности, собака в зависимости от ситуации может воспринимать ребенка как партнера по играм, плохо воспитанного выскочку, нарушающего иерархию стаи, соперника-конкурента, источник опасности, мучителя или причину стресса и относиться к нему соответствующим образом.

В любом случае для удобства рассмотрения проблемы стоит сделать небольшое резюме:

Агрессия самозащиты

Вызвана настоящими аверсивными стимулами, исходящими от ребенка, которыми могут быть не только сильные, потенциально очень болезненные и вызывающие страх удары, подергивание за хвост, ковыряние в ушах, но и довольно легкое похлопывание по спине или пощипывание за шерсть. Агрессия, обусловленная страхом, вызвана приближением или замахом, прикосновением человека, которого собака боится, т.е. в данном случае из-за страха перед конкретным ребенком вследствие плохого обращения или испуга от шумных игр, резких движений, криков и т.д. или же страха перед всеми маленькими детьми, вызванного жестоким обращением в прошлом или недостаточным опытом общения с такими детьми.

Агрессия соперничества (в борьбе за лидерство)

В ответ на демонстрацию своего превосходства со стороны ребенка (например, ребенок дотрагивается до собаки или гладит ее) или в ситуациях соперничества (например, во время игры со взрослым членом семьи, а также когда ребенок берет в руки игрушку собаки или приближается к ней, когда та ест).

Спровоцировать агрессивное поведение в отношении детей могут:

1. Неправильное или некорректное поведение ребенка (например, ребенок бьет собаку, щиплет ее за шерсть, дергает за хвост и т.д.)

2. Ограниченный опыт предыдущих контактов с детьми в частности и с людьми вообще(возможный источник глубокого недоверия/страха перед всеми детьми)

3. Генетическая предрасположенность собаки к агрессии (например, склонность к агрессии борьбы за лидерство, пугливость, повышенная чувствительность к шуму, низкий порог торможения для рычания/укусов)

4. Непреднамеренное поощрение агрессивного поведения другими членами семьи (например, поглаживание/отвлечение внимания для того, чтобы собака перестала рычать, или если взрослый в присутствии ребенка уделяет меньше внимания собаке, меньше гладит и играет с ней, ребенок может стать источником неприятного раздражения)

5. Неприятные, травмирующие переживания, связанные с ребенком (страх перед ребенком после причиненной им острой боли или сильного страха)

6. Недостаточное обучение и общая невоспитанность собаки (рычание и попытки укусить людей, к которым хозяин собаки в других условиях относится терпимо)

Возможные меры коррекции агрессивного поведения

1. Улучшение понимания ситуации хозяином животного (например, возможных серьезных последствий для ребенка; необходимо объяснить детям, что рычание- это одна из форм угрозы, которую следует воспринимать всерьез)

2. Исключение проблемных ситуаций (например, изоляция собаки и ребенка друг от друга, когда они не находятся под присмотром)

3. Отказ от контрпродуктивных методов коррекции поведения (собаку не стоит наказывать, но, например, необходимо уделять собаке больше внимания в отсутствие ребенка)

4. Изменение основных правил общения внутри семьи (например, кормление по расписанию и с выполнением команд, а внимание, игра, лакомство и прочие бонусы будут даваться только в присутствии ребенка)

5. Исключение непреднамеренного поощрения проблемного поведения (в случае проявления агрессии хозяин не должен гладить собаку, успокаивать ее или пытаться отвлечь внимание)

6. Методы систематической коррекции поведения (например, в некоторых случаях можно использовать метод десенсибилизации/выработки противоположного рефлекса для подавления страха перед ребенком)

7. Обучение правильному поведению в потенциально проблемных ситуациях (сочетание поощрения за миролюбивое поведение и мягкого наказания за проявление агрессии по отношению к детям)

8. Выработка послушания при помощи обычных методов (например, для усиления контроля хозяина над собакой в потенциально проблемных ситуациях)

9. Механические вспомогательные средства (использование намордника в потенциально опасных ситуациях)

Пример

16-летнего мальчика дважды укусила двухлетний кобель, когда подросток пытался наказать его: один раз ударом руки, а второй раз ударом поводка. Видно, что собака явно испытывает страх перед мальчиком и рычит на него, когда он подходит слишком близко, в особенности, в помещении. Других членов семьи собака не боится, причем на улице она намного более спокойно реагирует на мальчика.

Подростку следует полностью взять на себя кормление собаки.

При наличии достаточного времени ему следует взять на себя обязанность выгуливать собаку.

Во время этих прогулок мальчик должен вести себя уверенно и спокойно, не угрожая собаке. Ни в коем случае не следует подвергать собаку физическим наказаниям (например, бить, дергать за поводок).

Другим членам семьи следует также воздерживаться от использования чрезмерно строгого наказания (то есть, следствием наказания должен быть лишь легкий испуг или реакция послушания).

Подростку ни в коем случае не следует приближаться к собаке, чтобы погладить или поиграть с ней. Вместо этого ему следует подождать, пока собака сама не подойдет к нему, даже если для этого потребуется несколько дней или недель.

Можно также во время ежедневных прогулок с собакой выполнять два-три коротких (не более 5 минут) упражнения на выработку послушания. Мальчику следует подозвать собаку и поощрить ее лакомством за выполнение четырех основных команд: "ко мне", "сидеть", "место", "стоять". Команды отдаются спокойным голосом. В случае ошибки собаку ругать не следует.

Для ускорения процесса подавления чувства страха все остальные члены семьи должны полностью игнорировать собаку, пока не наметятся первые тенденции улучшения. В принципе, в течение следующих двух-трех недель сын должен быть единственным человеком, который гладит собаку, говорит, гуляет, играет с ней и т.д.

Характерна для щенков или молодых собак
- Лай, рычание, прихватывание при игре
- Может начаться со звуков, характерных для игры, и превратиться в серьезное рычание в ответ на более грубую игру.
- Собака может никогда не научиться играть (рано осиротевшие или грубо игравшие в детстве щенки)
- Играет грубо и при игре с другими собаками рычит по-настоящему, а не «по-игровому»
- Хватает зубами руки, ноги, одежду человека, в игре перетягивает игрушку, прихватывая кисти рук.

Правила, которые помогут избежать игровой агрессии

Играя, собака развивает свои навыки и способности. Чтобы игра не переросла в серьезную агрессию и борьбу за доминирование в стае, следует знать и придерживаться ряда правил:

Вы должны постоянно выигрывать в игре «по перетягиванию» игрушки. Собака должна сдаться и вернуть предмет, с которым вы играете.
- В конце игры забрать предмет или игрушку до следующего раза. Таким образом вы даете понять, что это ваша игрушка, и вы разрешаете ею поиграть.
- Не позволяйте уносить игрушку или трепать ее продолжительное время в одиночестве. Это увеличит собственнические амбиции собаки и может привести к серьезным проблемам по мере ее взросления.
- Учите щенка играть в спокойные игры. Запрещайте ему обращаться с членами семьи бесцеремонно и грубо.
- Не стоит начинать игру, если вы не уверены, что сможете забрать игрушку у своей собаки. С большими породами собак вообще не стоит играть в такие игры, когда это уже не щенок, так как, окрепнув, собака будет стараться доминировать в игре. И это может со временем у нее получиться.

Моя еда, и я ее ем. Агрессия собаки, связанная с пищей.

Рычание во время еды при приближении или появлении в поле зрения других собак или людей. Может проявляться при очень больших дистанциях.
- Собака кусается, если чувствует угрозу (реальную или мнимую) лишиться своей пищи.
- Разворачивается и активно защищает пищу либо продолжает торопливо хватать ее, часто роняя и не переставая рычать.
- Собака может быть неагрессивной при виде обычной для нее пищи, но агрессия усиливается при виде жевательных или настоящих костей, остатков еды хозяев или лакомств.

Такая агрессия является лучшим индикатором риска развития агрессии, связанной с доминированием.

Агрессивное поведение собаки, связанное с пищей, надо пресекать следующим образом:

1. Усадите собаку командой «сидеть» и «ждать».

2. После этого, поставив миску с едой рядом с собакой, скоман дуйте «нельзя» или «фу», не давая собаке сразу приступить к еде.

3. После определенной паузы, разрешив собаке приступить к еде, дайте команду «можно» и ли «еда». Собака должна понять, что она ест только с вашего разрешения.

4. Прервать трапезу собак и командой «сидеть» и забрать миску с едой. Собака должна дать это сделать без каких-либо претензий, рыков и выпадов.

5. Похвалить собаку и дать лакомство, если она хорошо выполнила команду.

6. Если собака срывается, не реагирует на «фу», «сидеть» и проявляет агрессию, оттащите ее за поводок от корма и уберите его. Отправьте собаку на место.

7. Повторять упражнения до тех пор, пока агрессия не прекратится.

Чтобы не развивалась агрессия, связанная с пищей, следует соблюдать ряд правил:

Собака должна есть после того, как поедят все члены семьи. В стае собака низшая по рангу ест самой последней.
- Не поощряйте попрошайничество, не кормите со стола. Это может привести к тому, что собака будет добиваться всего, чего она хочет, тем самым начать доминировать.
- Не давайте лакомство просто так, собака должна заслужить его.

Территориальная агрессия у собак.

Собака лаем, рычанием и укусами.

Территория включает и стационарные участки (дом), и движимые (автомобиль).

Собака защищает территорию независимо от того, кто при этом присутствует.

Агрессия усиливается при наличии любого типа изгороди или ограничения свободы (т. е. когда границы участка четко определены).

Агрессия усиливается по мере сокращения расстояния между собакой и противником.

Собака не агрессивна в отсутствие охраняемой территории, но может быстро ее проявить, например, в новом вольере.

Если вы не растите собаку-охранника или хотите это сделать правильно, то вам пригодятся следующие советы:

В вашем присутствии не позволяйте кидаться на забор и ограждение, если кто-то проходит рядом или вы ведете беседу через забор с соседом.

Позволяйте питомцу охранять территорию и проявлять признаки ее защиты по команде «чужой», «охрана» или «голос».

Не подкрепляйте нежелательное поведение – кидание и лай на проезжающие машины и проходящих мимо людей.

Если вы хотите, чтобы собака стала настоящим защитником семьи и дома, ее необходимо учить как послушанию, так и специальным навыкам защиты и пройти специальные курсы по охране дома и автомобиля.

Собственническая агрессия или "своё не отдам"

Собака не отдает игрушки и другие предметы, в том числе похищенные во время игры с партнером (человеком или животным).

Может принести предмет для игры, а затем рычать, если кто-нибудь пытается его взять.

Собака защищает объект, за которым наблюдает на расстоянии.

Следует помнить и приучать щенка, что игрушки или другие предметы при надлежат вам, а не вашей собаке, и вы разрешаете собаке пользоваться ими.

Проявление защитной агрессии:

Направлена на защиту хозяев от других людей или собак.

Объектом охраны и защиты может быть выбран один человек.

Собака становится между охраняемым лицом и окружающими.

Собака лает, рычит, прихватывает, кусается; проявления агрессии обычно усиливаются при сближении противника с охраняемым объектом.

Реакция может быть спровоцирована быстрыми движениями и объятиями.

В отсутствие охраняемого человека агрессия не проявляется.

Агрессия, обусловленная страхом:

Собака может лаять, рычать, прихватывать руку, переворачиваясь при этом на спину.

Может трястись и дрожать во время и после агрессивных действий, укусить сзади и убежать.

Собака съеживается и пытается убежать; загнанная в угол, становится опасной.

Причинами такого поведения может быть болезненная медицинская процедура, жестокое обращение, необоснованное наказание, плохое разведение и выращивание собаки в условиях, бедных впечатлениями и с недостатком общения. Почти всегда от страха кусаются собаки, которые имеют неуравновешенный темперамент и слабую нервную систему.

Если ваша собака проявляет именно этот тип агрессии, проведите несколько тренировочных занятий, которые помогут ей установить добрые отношения с окружающими и увериться в собственной безопасности. Например, если собака боится идущих навстречу людей, попросите своих знакомых подходить к вам и давать собаке кусочки чего-нибудь вкусного, погладить ее и успокоить.

С раннего возраста знакомьте щенка со всевозможными предметами и явлениями нашей повседневной жизни. Берите его с собой везде. При этом внимательно следите, чтобы ничто не причинило собаке вреда или сильно ее не напугало. Если что-то напугало вашего любимца, присядьте, погладьте и словами успокойте его. Пусть он почувствует вашу поддержку и уверенность.

Больно мне, больно. Агрессия собаки из-за боли.

Обычно проявляется в ответ на манипуляцию, а у собак, уже имевших опыт болевого воздействия, – перед манипуляцией.

Собака не обязательно отступает – может прихватывать зубами руку в попытке прекратить болевое воздействие или предчувствуя его.

Агрессия возникает в ответ на грубую игру со стороны детей или других собак, особенно если собака старая.

Нередко нарастает и переходит в агрессию, обусловленную страхом.

Не бейте в таком случае собаку за непослушание, не причиняйте ей боль или физический дискомфорт. Успокойте, поощрите хорошее поведение. Не повышайте голос, следите, чтобы раздражающие факторы не повторялись, и соблюдайте спокойствие, даже если собака кусается.

Я - лучший. Внутривидовая агрессия у собак.

Обычно возникает между кобелями или между суками и связана с поддержанием социальной иерархической структуры.

Входит в репертуар полового поведения (усиливается у кобелей, если среди них появляется течная сука).

Обычно начинается в период наступления социальной зрелости (в возрасте 18–24 месяцев).

Конфликты могут начинаться с пристального взгляда, толчков или с оттеснения корпусом от пищи, участия в игре или контактов с хозяином.

Бывает генерализованной, но может происходить только в отдельных, специфических ситуациях, связанных с соперничеством, например, контролирование доступа к кровати, дверям или в определенную комнату.

Может усиливаться под влиянием эндогенных гормонов, но, будучи социальной, обычно возникает и между живущими в одном доме кастрированными собаками, в том числе кастрированными в раннем возрасте.

Жертвами агрессии нередко бывают старые и ослабленные животные.

Внимание! объектом часто становятся и заболевшие собаки

Большинство конфликтов кобелей заканчивается только демонстрацией угроз, если не вмешиваются владельцы.

Но если какой-нибудь из владельцев попытается предотвратить якобы назревающую драку, то один из кобелей может решиться на атаку. Придется разнимать собак, которые могут получить травмы и при этом еще и укусить кого-либо из владельцев. Если рядом есть течная сука, нужно изолировать ее или кобелей. В такие периоды можно давать кобелям успокоительные или обрабатывать суку специальными спреями, перебивающими запах, так как инстинкты размножения у кобелей очень сильны и могут доставить массу хлопот.

Материнская агрессия суки.

Собака защищает игрушки и подстилку от людей и собак
- В присутствии щенков подает голос с большого расстояния
- Может прихватывать зубами, обычно с подачей голоса, если у нее забирают щенка.
- При постоянном беспокойстве может съесть игрушку или щенка.
- Агрессия зависит от гормонального статуса, поведение нормализуется с изменением уровня гормонов.

Эта агрессия, как правило, уменьшается по мере взросления щенков и прекращения кормления их материнским молоком.

Хищническая агрессия

Собака молча преследует мелких млекопитающих и птиц
- Может также преследовать детей или, молча и пуская слюни, пристально смотреть на них.
- Выслеживает и преследует велосипедистов и катающихся на скейтборде.

Такую агрессию могут спровоцировать пронзительные звуки, нескоординированные движения и внезапное молчание. Собака в таких случаях становится опасной.

Положительные результаты дает прохождение с собакой курса послушания и коррекция ее иерархического положения в семье. Некоторые собаки во время погони за «жертвой» легче прекращают ее по команде «лежать!», а другие – по команде «ко мне!». О трабатывается это, например, во время игры с предметами: вы бросаете предмет и укладываете бегущую за ним собаку (если нужно, используйте длинный поводок или дрессировочный ошейник). Одновременно это поможет вашему утверждению как лидера стаи и улучшит управление собакой.

Агрессия у собаки к детям.

Нужно учить детей умению вести себя с незнакомыми собаками. Укусов было бы гораздо меньше, если бы дети знали эти правила:

1. Нужно всегда спрашивать разрешения, прежде чем погладить собаку
2. Никогда не следует дразнить незнакомую собаку
3. Если собака догоняет ребенка, тому нужно остановиться и стоять неподвижно
4. Не следует глядеть собакам в глаза – они расценивают прямой взгляд как вызов

Распознаем агрессивно настроенную собаку и избегаем.

Агрессивно настроенная собака слегка выгибает спину, поджимает хвост, обнажает клыки и резцы, прижимает уши к голове. Чаще всего животное лишь имитирует нападение и не собирается кусать по-настоящему. При этом его передние лапы широко расставлены, морда слегка опущена, голова держится на уровне спины, старается не смотреть в глаза. Если вы не спровоцируете собаку, атаки не произойдет. Главное – не поворачиваться к собаке спиной.

Если уши собаки стоят торчком, на морде появились складки вокруг глаз и на лбу, а нос вытянут и пасть оскалена, значит, собака не боится вас и готова к атаке. Шерсть у такой собаки вздыблена, глаза краснеют, зрачок расширен, и животное пристально смотрит вам в глаза. Если хвост поднят вверх и энергично двигается, животное уверено в победе, вероятность нападения возрастает, и вы можете быть укушены.

При встрече с собакой стоит соблюдать несколько простых правил, обеспечивающих безопасность. Никогда не дразните собак, не кричите, не провоцируйте их на агрессию. Также нельзя подкрадываться, внезапно и громко обращаться к ее хозяину, делать резкие движения. Любое из перечисленных действий означает для собаки нападение на нее, ее хозяина или территорию, и она может агрессивно отреагировать.

Константин Маркин

Не все собаки терпят выходки детей.

Причины нападения собак на детей

Собака может по разному реагировать на невинного, дружелюбного годовалого малыша, мало что понимающего в этом мире. Собаки часто кусают маленьких детей, потому что боятся их и пытаются защитить себя. Иногда они их грубо прогоняют, потому что те им мешают и доставляют неприятные ощущения. Бывает и так, что собаки рычат и кусают детей, потому что считают их молодняком, которому необходимо указать место в семейной иерархии. Такие проблемные ситуации, как и в случае агрессии борьбы за лидерство, проявляются в двух формах. Собака реагирует на демонстрацию превосходства со стороны индивида, которого она считает ниже себя в иерархии (например, когда ребенок дотрагивается до собаки определенным образом, наклоняется над ней или пристально смотрит на нее).

Собаки нападают на новорожденных, как правило, в течение первого дня после того, как ребенка привезли домой, «когда собака неожиданно сталкивается с ребенком, оставленным без присмотра».

Другой формой является проявление агрессии собакой в борьбе за ограниченные ресурсы (например, кость, игрушка, место рядом с хозяином на софе, поглаживание или просто внимание). В принципе, многие случаи проявления агрессии по отношению к детям младшего возраста можно рассматривать как форму проявления агрессии соперничества, которая полностью соответствует агрессии, проявляемой по отношению к другим членам семьи или к другим собакам.

Генетическая предрасположенность

В сложной структуре человеческой семьи определенную роль играют разнообразные генетические различия. Эти различия способствуют пониманию причин агрессивной реакции некоторых собак на маленьких детей в тех ситуациях, когда большинство собак ведут себя миролюбиво.

Большинство этологов предполагают у некоторых собак наличие генетической предрасположенности к агрессии, вызванной страхом или стремлением к лидерству. Вполне оправдано и предположение о частичной генетической обусловленности таких явлений:

  • повышенная чувствительность к шуму;
  • низкий порог возбудимости при лае, рычании или укусах.

На характер реакции собаки на приближение раскованного ребенка, еще не обладающего достаточной координацией, и его неуклюжие попытки завязать игру могут сильно повлиять на генетически обусловленные различия в «личности» собаки, и таких ее черт, как игривость, уравновешенность, возбудимость и т.д. В повседневной жизни не существует реальной возможности определения значения таких потенциальных генетических факторов. Тем не менее, обоснованным является предположение, что эти факторы оказывают влияние на клиническую картину проявления многих проблем и ограничивают возможности мер коррекции поведения.

К генетической предрасположенности можно отнести и охотничьи инстинкты собак. В данном случае причиной естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило в этом случае агрессия сначала выражена не резко, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия повышается и может кончиться очень серьёзными покусами.

Породные особенности – собаки лишенные агрессии к детям:

  • боксер - 91%;
  • беспородные собаки и метисы - 66%;
  • спаниели - 62%;
  • эрдельтерьер - 61%;
  • цвергшнауцер - 54%;
  • доберман - 51%;
  • немецкая овчарка - 50%;
  • ротвейлер - 50%;
  • среднеазиатская овчарка - 42%;
  • ризеншнауцер - 41%;
  • восточно-европейская овчарка - 39%;
  • черный терьер - 33%;
  • колли - 28%;
  • кавказская овчарка - 16%;
  • московская сторожевая - 12%.

Но нет породы, которую можно порекомендовать со стопроцентной уверенностью. В этом вся проблема. Выбирая животное, обязательно нужно посмотреть, как оно ведет себя дома с членами семьи, с детьми, с домашними животными. Если собака психопатка, истеричка - ее брать нельзя. А вообще чем более массивный костяк в любой породе - тем флегматичнее животное, тем труднее довести его до «нужной» кондиции и, соответственно, тем реже оно кусается.

Непреднамеренное поощрение хозяином

В данном случае речь идет о различном отношении к собаке со стороны взрослых членов семьи в зависимости от присутствия или отсутствия ребенка. Для того, чтобы у собаки, которая до появления ребенка находилась в центре внимания не зародилась к нему ревность, многие родители сознательно пытаются уделять полагающееся ей внимание. Однако проблема заключается в том, что в отсутствие ребенка собаке уделяется намного больше внимания, ее больше ласкают и играют с ней . Это происходит или намеренно (ведь вполне логично, что хозяин уделяет собаке определенную часть своего времени) или непроизвольно (у хозяина находится время для собаки только тогда, когда ребенок спит). Такая ситуация может привести к тому, что собака будет воспринимать присутствие ребенка как индикатор тою, что теперь у нее будет меньше возможности для контакта со своим хозяином, который доставляет ей столько радости.

Собаки могут нападать на детей, защищая территорию.

Эксперименты с животными показывают, что раздражители, которые ассоциируются с окончанием или сокращением интенсивности позитивного поощрения, воспринимаются как неприятные и, возможно, являются причиной попыток уклонения от контакта. Например, голубь быстро усваивает, по какой пластинке на стене надо стучать клювом, чтобы получить вознаграждение. Интересно, что Азрин, Хатчинсон и Хейк доказали, что голуби в первое время после того, как перестали получать вознаграждение, проявляли повышенную готовность к агрессии по отношению к другим голубям, находившимся рядом. В данном случае речь шла о так называемой «перенацеленной агрессии». Это показывает, какое отрицательное влияние оказывает на животное прекращение возможности получать желанное вознаграждение.

Неизвестно, является ли это причиной того, что собака начинает воспринимать ребенка как условный аверсивный раздражитель, который следует «игнорировать», избегать, а иногда и атаковать. Тем не менее, такая возможность теоретически существует. В такой ситуации возникает шанс использования способностей собаки к обучению в интересах хозяина и сделать ребенка позитивным стимулом. Для этого достаточно уделять собаке в присутствии ребенка больше внимания, чем обычно. Такую определенную манипуляцию вниманием, уделяемым взрослыми членами семьи собаке, можно включить в курс терапии в качестве стандартного элемента.

Непреднамеренное поощрение другими членами семьи

Складывается впечатление, что практически во всех случаях проявления агрессии и страха имеет место и еще один причинный фактор, зависящий от способности собаки к обучению. Речь идет о непреднамеренном поощрении проблемного поведения другими членами семьи, которые пытаются подавить такое поведение, успокаивая животное (например, разговаривая с ним или поглаживая его) или стремясь отвлечь его внимание (например, лакомством, игрушками или игрой).

Большинство случаев нападения происходит при первом знакомстве собаки с ребенком.

Причиной широкого распространения такого подхода к данной проблеме является Эффективность этого способа. Часто таким образом удается устранить поведенческие дефекты в конкретной ситуации. Однако в долгосрочной перспективе этот метод приносит совершенно иной результат. Таким способом хозяева лишь поощряют девиантное поведение и косвенно способствуют тому, что собака в будущем в похожих ситуациях будет вести себя еще хуже.

Недостаточное обучение

Во многих ситуациях многие люди проявляют удивительную терпимость к своему любимцу, когда тот лает, . Как правило, такое поведение формируется еще в щенячьем возрасте, когда молодая собака проявляет агрессию во время игры. Такая форма поведения закрепляется в течение последующей жизни, например, когда собака агрессивно реагирует на прохожих, которые встречаются ей на улице. В большинстве случаев по отношению к младшим членам семьи такое недостаточное обучение не играет столь значительной роли.

Однако если хозяин с самого начала не будет стремиться сформировать у собаки высокий порог торможения агрессии по отношению к людям, то животное практически не будет испытывать торможения и будет склонно к проявлению вышеописанных форм поведения, которые в конце концов могут быть направлены на любого человека, включая маленьких детей.

Как отучить собаку нападать на детей

Прежде всего, необходимо объяснить владельцу собаки специфическую природу проблемного поведения, его соотношение с нормальным поведением собаки и причины возникновения отклонений. В этой связи целесообразно обсудить отдельные основополагающие аспекты поведения собак. Часто речь идет о существующих уже долгое время проблемах, которые со временем становятся все более серьезными, если с собакой обращаться «нормально», то есть как с другими собаками. Согласиться с тем, что возникновение проблемы объясняется только недостаточным вниманием владельца и допущенными ошибками, можно лишь в отдельных случаях, даже если большинство владельцев склонны видеть, причину именно в этом и с самого начала готовы этому поверить.

Совместные прогулки могут снизить агрессивность собаки.

Выявление и корректировка ошибочных взглядов владельцев животных

Люди думают, что хорошее обращение с животными - это ласковое отношение к ним и исполнение всех их желаний. С такими ошибочными представлениями часто соседствуют распространенные формы отношения к животным, способствующие возникновению проблемы. Без должной корректировки это может снизить готовность владельца животного согласиться с предложенными методами исправления поведения.

При этом речь часто идет об устоявшихся представлениях человека о своей собаке, своих действиях и общих принципах содержания животных. Из этого следует два вывода:

  • во-первых, если усомниться во мнении владельца животного по столь важным вопросам, то существует опасность поставить его в ситуацию сильнейшего психологического дискомфорта. Поэтому консультант, пытаясь исправить такие взгляды, должен вести себя очень тактично. Лучше разъяснять допущенные ошибки на примере третьих лиц. Если владелец животного проявляет настойчивость, то и консультант должен быть упорным, оставаясь при этом вежливым.
  • второй и важнейший вывод состоит в том, что эти устоявшиеся мнения, стоящие на пути успешного разрешения проблемы, тяжело поддаются изменению. Так, при драке двух кобелей их владельцы, как правило, вступаются за более слабого, даже если его поведение и стало причиной возникновения проблемной ситуации. Как правило, они не могут симпатизировать агрессору, так как это противоречит их демократическим убеждениям и родительским инстинктам. Кроме того, как уже упоминалось в главе 2, иногда практически невозможно убедить некоторых владельцев в том, чтобы они прекратили обращаться со своими агрессивными собаками, как с маленькими детьми, так как такой совет потряс бы основы их представлений о том, что означает хорошее содержание животного.

И, тем не менее, именно этому необходимо уделить основное внимание во время консультации. Без изменения таких взглядов и представлений, мешающих человеку пересмотреть свое отношение к собаке, даже самый эффективный метод коррекции поведения может оказаться несостоятельным из-за неготовности или неполной готовности к сотрудничеству.

Не зависимо от того, обучена собака или нет, она просто не способна надёжно и безошибочно оценить, кого и когда следует укусить, а кого нет. Таким образом, ответственность всегда лежит целиком на хозяине. Это он должен постоянно и тщательно просчитывать возможные реакции собаки в повседневных ситуациях и сдерживать животное, если есть какая-то вероятность, что собака проявит агрессию там, где нет реальной опасности.

Агрессия собаки к детям - самый жуткий кошмар, который я, и как отец, и как собаковод, только могу себе представить!

Согласитесь, что трудно вообразить себе трагедию страшнее и одновременно нелепее, чем изувеченный домашним любимцем ребенок!

Тем более чудовищно, что подобного рода драмы случаются с ужасающей регулярностью.

Как же так происходит, что, по определению, преданное и верное четвероногое существо, призванное любить и защищать ребёнка, учить малыша быть добрее и человечнее, вдруг становится его самым безжалостным изувером?

В чем причины собачьей агрессии к детям?

Кто виноват в произошедшем: дитя или пес?

Кто спровоцировал конфликт: ребёнок или собака?...

Агрессия собаки к детям дома. Главная причина

Увы, настойчиво ища ответы на эти, казалось бы, животрепещущие вопросы, мы на самом деле обмишурились и уже загнали себя в тупик!
А все потому, что изначально повели поиск в неправильном направлении, перекладывая ответственность за произошедшее, что говориться, «с больной головы на здоровую».

Потому что корень всех кинологических зол - это вовсе не собака и, уж тем более, не ребенок. Корень всех кинологических зол - это, в первую очередь, неправильное с собакой обращение!

Вот почему, только меняя манеру обращения с собакой на правильную, мы железно страхуем себя от всех кинологических проблем, в том числе и от такой леденящей кровь жути, как агрессия к детям.

Агрессия собаки к детям дома. Беспроигрышная формула

Перво-наперво запомните, а лучше запишите, что единственная беспроигрышная формула взаимоотношений ребёнка и собаки - это безапеляционное: ребёнок всегда прав !

Только так, и никак иначе, звучит ключевой императив построения безопасных взаимоотношений между детьми и собаками!
Все другие приходящие на ум варианты и измышления - заведомый и смертельно опасный риск!

Однако и подобная основополагающая доминанта, надо признать, не берётся с бухты-барахты.
Полноценная реализация императива абсолютного приоритета ребенка, как основы 100% безопасности любого общения детей и собак, не возможна без надежного фундамента безукоризненной дрессировки четвероногого любимца.

Значит беспроигрышная формула безопасности детей - это безапеляционная правота ребенка, основанная на грамотной дрессировке собаки и тотальном соблюдении лидерских привилегий!

Вот почему любые, даже самые мелкие, компромиссы в послушании четвероногого любимца, или пренебрежение лидерскими привилегиями, - категорически недопустимы, как в отношении хозяев, так, тем более, в отношении детей!
Тогда, и только тогда, вы достигните подобного полноценного результата.

Почему я утверждаю? Да потому что бультерьер у меня безупречно послушен.

И, если ваша собака настолько же послушна, а соблюдение привилегий в пользу всех членов семьи такая же жизненная аксиома, как чистка зубов по утрам, то и вы, и тем более ваш малыш в полной безопасности.

Если же продемонстрировать подобное послушание со своей собакой вы не в состоянии, если надменно пренебрегаете лидерскими привилегиями, наивно полагая, что неумолимые законы природы вас не касаются, то опасность уже притаилась рядом!

И, поверьте, от количества тут же приведенных отговорок, обьективная реальность ни чуть не изменится. Потому что без полноценного послушания, отсутствие агрессии в отношении ребёнка - это всего лишь дело крайне ненадежного случая!

Например, лет восемь назад, за помощью в воспитании собаки ко мне обратился владелец десяти месячной восточно-европейской овчарки.
По мимо прочих типичных недочетов, хозяин был серьезно обеспокоен все более частыми и агрессивными выпадами собаки в отношении пятилетней дочери. Дело, ни много ни мало, уже дошло до покусов...
Встретились.
На первом же занятии подробно разбираем допущенные владельцем промахи...
...Внимательно слушая меня, хозяин тискает овчарочку, а та, в ответ, слегка прихватывает его за руки...
Не смотря на кажущуюся умилительность наблюдаемой мною картины, я вынужден сделать владельцу категорически строгое замечание о том, что собака ни при каких условиях не смеет прихватывать хозяев зубами, даже в игре.
- Но, она меня всегда берет за руку мягко и аккуратно... - пытается оправдываться владелец.
- Вас, да! Но всего полчаса назад вы жаловались на покусы собакой пятилетней дочурки! Улавливаете закономерность?..

И, действительно, не нужно быть провидцем, чтобы отследить роковую связь между "безобидной" с виду игрой хозяина и агрессией овчарочки в отношении ребенка!
Ведь, если собаке позволенно слегка прихватывать хозяина - взрослого дядьку, то что мешает той же овчарочке в полную силу применить зубки в отношении робкой малышки?

Увы, а скорее даже к счастью, но такова неумолимая природная логика действий любой собаки. И наш четвероногий друг - сложное в своем поведении социальное животное - отлично понимает, кому нужно "сказать здрасьте", а кого можно и "послать".

Почему "к счастью"?
Да потому что плохо, когда логики нет! Тогда не за что зацепиться...
А когда она, эта самая логика, есть, то, опираясь на знания, ее легко можно использовать себе на пользу!
(Чем, кстати, я и занимаюсь последние 20 лет профессиональной практики...)

Поэтому, помятуя, что агрессия к детям начинается с самых казалось бы безобидных мелочей (вроде дурацкой игры с лёгким прикусыванием), нужно просто этих мелочей не допускать!
Если же презреть правила поведения с собакой, то проблемы, в том числе и с покусами детей - всего лишь вопрос времени!

Например, исходя из статистики, самолёт самый безопасный вид транспорта (конечно, при условии грамотной эксплуатации). Но стоит только пренебречь какой-то мелочью и катастрофа не избежна...
Слава Богу, кинология куда проще авиации, а значит соблюдение основных кинологических правил даже не потребует от вас высшего образования и значительных усилий. Несложные правила, помноженные на здравый смысл и любовь к детям, станут железной гарантией 100%-но безопасного общения детей и собак.

Вот почему, так скажем, "ложноочаровательные" примеры, приведенные ниже, меня ни чуть не вдохновляют.

Все это умилительно, но абсолютно не правильно, а потому крайне опасно!

Мы воочию видим буквальное нарушение лидерских привилегий, подробно описанных в моей книге "Собака в доме: друг или враг?!". А, если в корне нарушена техника "кинологической безопасности", значит потенциальная угроза уже существует, и ее всплеск - это только вопрос обстоятельств и времени.

Нет, если бы, владельцы тех же булей показали бы такое же управление собакой, какое продемонстрировал я, то с моей стороны не было бы никаких нарицаний. Но беда в том, что с таким нарушением основополагающих привилегий (в частности, собака на диване) это просто невозможно.

Не верите?
Тогда вот вам для наглядности только один из множества очевидных примеров подобного рода кинологического разгильдяйства, неумолимо приведшего к страшной трагедии.

Агрессия собаки к детям дома. Пример вопиющего кинологического ханжества

Статья из сети:


Вот такая вот трагическая история с целым каскадом авторских обвинений в адрес собак и заводчиков.

А теперь, давайте попробуем разобрать ее, опираясь уже на полученные знания, тем паче, что при более внимательном рассмотрении вскрываются весьма "показательные" факты.

Так, например, оказывается, что виновниками трагедии назначены вовсе не те!
Почему?
Начнем с самого главного.

Правильно и грамотно дрессированная собака никогда и ни при каких обстоятельствах не тронет никого из членов семьи, даже самых маленьких детей и немощных стариков!!! Причем это правило работает с собаками совершенно всех пород. Без каких-либо исключений!!!

Заучите подобное правило, как строевой устав, и больше никому не рассказывайте сказки о каких-то там «нездоровых» собаках! За свою более чем двадцатилетнюю профессиональную практику я видел массу невоспитанных, но ни одной «нездоровой на голову» собаки!!! (Чего, увы, не могу сказать о некоторых людях!)

История же, свидетелями которой мы стали – это как раз вопиющий случай безалаберного, ханжеского, а главное – безграмотного обращения с собакой, в чем ни золотистый ретривер, ни ребенок - совсем не виноваты!

А теперь подробнее...
Автор статьи начинает с того, что заявляет, какая она «опытная» владелица:
«С 5 мес. мы пошли с Сеней на курсы дрессировки, т.к. до него у меня были 2 овчарки и всю важность дрессировочного процесса я понимала».

Это, мягко говоря, туфта! Рассказы о том, что до этого у автора статьи были "две овчарки" – для наивных дилетантов. Данная фраза нам ничего не говорит о том, как и, главное, чем занималась хозяйка на дрессировочных курсах. Зато из личного опыта скажу, что человек, который "думает, что знает" часто-густо гораздо хуже зеленых новичков. (За свою практику таких я повидал немало.)

Как-то звонит мне одна женщина и обращается за помощью в воспитании очень проблемного стаффордшира.
- Хорошо, - говорю. – Поработаем. Для начала проведем с вами первое занятие, где я подробно расскажу об основных моментах в поведении собак…
- Не надо мне ничего рассказывать! – заявляет мне хозяйка. – У меня это уже третья собака! Я уже и так все знаю!
- Ну, ладно, - для виду соглашаюсь я. – Только, если бы вы все знали, то тогда бы ко мне за помощью не обращались!
Разве подобное не очевидно?!

Не поверим мы так же и заявлениям о «внезапности нападения» собаки:
«В 14 мес. Сеня внезапно бросился на моего старшего сына(ему 10 лет)».
«Внезапное», или как еще называют "продвинутые" собачники, «ничем не мотивированное» нападение собаки - это такой же бред, как и внезапная беременность!
Всем, мало-мальски дружащим с головой людям, доподлинно известно, какие именно действия (скажем, акты) должны предшествовать беременности. Без этой простой и приятной последовательности детей ни у кого никогда не получается. Исключение составляет лишь один единственный случай в истории, за девять месяцев до начала нашей эры... Но, брать его за правило было бы, на мой взгляд, слишком самонадеянно:)

Зато, в статье неоднократно «кричит и выпирает» упоминание о регулярном рычании собаки на детей!
«Были попытки рычать когда он ел на кухне».
«Позже от наших друзей и знакомых я стала слышать что их ретриверы рычат на их детей».
А это значит, что нужно быть "клиническим оптимистом", чтобы не понимать, что за подобным угрожающим рычанием на детей последует в ближайшем будущем!!!

Так что с «внезапностью нападения» тоже совершенно не складывается. Кроме того, хозяйка рассказывает нам сказки об отличном послушании, но, тут же, буквально в том же предложении заявляет прямо противоположное:
«Пес он рос послушный, чуть агрессивный к собакам одного пола, с детьми всегда играл с радостью и азартом. Были попытки рычать когда он ел на кухне , но мы это быстро пресекали и очень часто по вечерам его кормил кто то из детей. Детей он также слушался на отлично. Конечно не всегда было все гладко, приходилось иногда учить его общаться с детьми, особенно с младшим сыном(7 лет) » .
В виду столь явного вопиющего противоречия – придется рубануть с плеча.

Запомните!

Либо собака безукоризненно(!) слушается всех членов семьи, либо во всех остальных случаях - у вас проблемы с невоспитанной собакой («агрессивный к собакам» , «попытки рычать, когда ел на кухне» «не все гладко… с детьми» )!
Но, по словам хозяйки, выходит, что собака, скажем, с трех до четырех слушалась, а с пяти часов вечера уже срывалась с цепи от бешенства?
Как такое возможно - я не знаю. И если кто-то знает, то пусть мне объяснит...

Кормить же собаку – это полная чушь. Таким образом, очков в глазах собаки нисколечко не наберешь!
Вот если бы дети, под руководством матери забирали бы миску или кость у пса, толку было бы куда больше!

Кроме всего вышеперечисленного, я, как специалист, вижу в тексте также множество недомолвок, которые при ближайшем рассмотрении выявляют картину просто вопиющей кинологической безграмотности автора статьи.
Например.
«…У Сени было постоянное место где он спал по ночам и днем. Большая лежанка всегда лежала в углу гостиной. Но иногда Сеня спал около диванов и вдоль стен. В этот раз он спал около дивана на кот. вся семья садилась смотреть телевизор.
Сын прошел мимо него и хотел сесть на диван. Собака вскочила и бросилась на него….»

В данном случае, за простыми на первый взгляд фразами скрывается бездна ошибок. Ведь если присмотреться, то перед нами лидерская привилегия «Кто кому уступает дорогу» в чистом виде: ребенок прошел от собаки непочтительно близко, за что и поплатился!

И вот теперь, после всего этого, как относиться к «сказкам» барышни, про то, что она "грамотный и ответственный" владелец, что "всю важность дрессировочного процесса " она "понимала ", что собака у нее послушна и легко управляется детьми, если воочию видно, что статусные отношения между ребенком и собакой урегулированы категорически неправильно и решены в пользу собаки!

Во всяком случае, нарушение в трёх из пяти лидерских привилегий налицо: в требовании внимания («агрессивный собакам одного пола» – отсутствие должного контроля, то есть послушания), в еде («попытки рычать, когда ел на кухне» ) и требовании уступить дорогу(«сын прошел мимо… собака вскочила и бросилась на него» )! По опыту же могу добавить, что, учитывая количество допущенных ошибок, и с остальными привилегиями, видимо, тоже было не все гладко. Потому, что все это звенья одной цепи. А дыма без огня, как известно, не бывает!

И вот, сосчитав "минусы" и пока не найдя ни одного "плюса", вопрос первый , который сразу же возникает: как такое количество очевидных ошибок возможно допустить действительно опытному и грамотному владельцу?

Вопрос второй : как после всех допущенных ошибок, можно считать нападение собаки «внезапным»? Разве возможен, при таких раскладах, еще какой-то другой вариант развития событий?!

Значит, учитывая все выше перечисленное, напрашивается логичный вывод: не смотря на утверждения автора статьи, ни с кинологической грамотностью, ни с внезапностью нападения собаки - абсолютно не сложилось, а все ее утверждения абсолютная и несусветная чушь!

Примерно то же самое происходит и в следующий раз.
«В 2 года, Сеня бросился на сына второй раз. Это произошло утром. У сына был один урок в школе, мы с Сеней встретили его, и пришли домой. Я положила собаке еду. Он ее все съел, и лег у моих ног. В это время на кухню зашел сын. Сеня почему то рванул стрелой на него, без рычания и злобы. Мне даже показалось что он ему просто обрадовался. Но через секунду, когда пес повалил моего сына, я услышала крики от боли...»

Как видим, не смотря на всю «кипучую работу» по дрессировке, о которой нам заливает автор статьи, "воз и ныне там". Потому что без соблюдения лидерских привилегий любые попытки дрессировать собаку – это, как доказано в моей книге "Собака в доме: друг или враг?!", переливание из пустого в порожнее.

Кроме того, очень показательный момент, что пес накинулся на ребенка, находясь именно у ног матери!
Конечно же, это всего лишь мое предположение, но уж слишком, буквально до боли, подобное напоминает ситуации, когда конфликтами и одёргиванием детей от собаки («перестала оставлять собаку наедине с детьми» ) родители подрывали авторитет детей и сами же провоцировали своих четвероногих любимцев на нелицеприятные действия…

Однако, автор статьи не унимается, и, как пример «неадекватности» золотистого ретривера, приводит следующие слова: «Сеня почему то рванул стрелой на него, без рычания и злобы. Мне даже показалось что он ему просто обрадовался».
Особенно, в этом контексте, мне нравиться слово «почему то» . А то ж, непонятно!
Напротив, все более чем закономерно. Пес настолько вжился в роль главного в отношениях с детьми, что ему даже угрожать рыком не надо! Он безо всякой «злобы» уверенно и жестоко, как и положено в собачьей стае, за нарушение привилегии, ставит своего подчиненного-ребенка на место! В чем же здесь, простите, «неадекватность» пса? «Странно и неадекватно», было бы как раз наоборот, если бы золотистый ретривер не строил бы и не грыз ребенка при такой массе допущенных ошибок!

Вот и спрашивается: в конце концов, за что усыпили собаку? За что охаяли питомник, который, по всей видимости, в действительности разводит классных золотистых ретриверов?

Ну, и, конечно же, зададим главный русский вопрос: кто виноват?
- Но, - возмутится внимательный читатель. – Ведь хозяйка «всю важность дрессировочного процесса… понимала» и пыталась дрессировать собаку: пошла «с Сеней на курсы дрессировки» !

Это действительно так.
Но, «ходить» на курсы или действительно правильно и кропотливо дрессировать собаку – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Уж сколько я на своем веку повидал хозяев, которые именно «ходят» на занятия и площадки, видимо считая, что от одного этого хождения их собака сразу же «поумнеет».

Кроме того, когда человек считает, что он все знает, то он уже никого и никогда не слышит. Так что поставить на место такого «всезнающего» хозяина и заставить действительно прилежно и грамотно воспитывать собаку - задачка не из простых, и по зубам далеко не каждому профессиональному инструктору.

Вот почему я не могу упрекать «учителей» этой барышни. Ведь как вы помните: «никто так не слеп, как тот, кто не желает видеть».
А утверждаю я это потому, что в статье есть грубейшие ошибки хозяйки, неуклюжие попытки оправдаться и свалить вину на своего пса, на заводчиков (в чью компетенцию воспитание собаки ни как не входит), но нет ни одного упоминания о консультациях с настоящими специалистами-дрессировщиками, на некомпетентность которых, мы бы тогда могли пенять. Нет в тексте ни одного слова о попытках поиска какого-то выхода из создавшегося положения. Нет! Автор «все знает», и поэтому она уверенно рулит от трагедии к трагедии!..

А вот то, что золотистый ретривер регулярно «жрал» детей – это, учитывая все ошибки, допущенные в воспитании, – железная закономерность.
Потому что у этих собак характер слабый. И если бы на месте ретривера была бы невоспитанная порода с характером посильнее, то она, однажды "порвав" ребенка, дальше стала бы "рвать" взрослых. А золотистому «слабачку» храбрости хватало лишь на детей. Поэтому он и грыз их из раза в раз...

Вот только не надо думать, что если у вас дети, то вам нельзя заводить ретривера. Вовсе нет! Любая правильно воспитанная собака никого и никогда не тронет. А любая неправильно воспитанная порода – это ящик Пандоры, готовый распахнуться в самый неподходящий момент!

В принципе, эту статью можно потрошить и дальше. Но даже, исходя из уже приведенных примеров, если отбросить все враки и глупости, перед нами - безграмотная хозяйка, которая своей же принципиальной ханжеской глупостью и недальновидностью сама же подставила детей собаке в зубы! А потом, за это же, еще и свела счеты с ни в чем неповинным питомцем, попутно очернив заводчиков такой замечательной породы, как золотистый ретривер.

И вот теперь, эта горе-"специалистка", которая взяла в питомнике двухмесячного (!) отличного пса, породы золотистый ретривер, и своей «высококлассной дрессировкой» вырастила из него «социального урода»: агрессивного к собакам и жрущего ее же детей.
Воспитала совершенно неуправляемое, истерично-агрессивное чмо из породы, которая во всем мире по праву считается первоклассным компаньоном, потому что, как вы помните, отличается слабеньким характером, а значит априори дрессируется легко и беспроблемно не только настоящим профессионалом, но и просто неравнодушным любителем!

Так вот, эта самая «горе-дрессировщица» еще и раздает рекомендации о том, кому и каких собак заводить:
«Когда я узнала что еще один пес укусил ребенка(его сразу отдали), а потом еще произошла серия покусов у меня предположения превратились в уверенность - НЕЛЬЗЯ ЗАВОДИТЬ В СЕМЬИ С ДЕТЬМИ КРУПНЫХ СОБАК».
А, кроме того, еще смеет давать советы профессионалам:
«ДОРОГИЕ ЗАВОДЧИКИ ЗАДУМАЙТЕСЬ - ИЗ ТЫСЯЧИ СЛУЧАЕВ, ОДИН МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ С СОБАКОЙ ИЗ ВАШЕГО ПИТОМНИКА, СТОИТ ЛИ ПРОДАВАТЬ ЭТИХ СОБАК В СЕМЬИ К ДЕТЯМ?»
И только сама «горе-дрессировщица», обвинив в своих же ошибках всех вокруг, как вы понимаете, вся «белая и пушистая»:
«С сыном сейчас все отлично, шрамы мешают жить, но затягиваются. Я плакала почти год и не могла понять - как это произошло».
Ах, ну просто «невинная овечка»!
Дальше, «всезнающая» хозяйка пишет:
«Сейчас я реабилитирую сына как могу.О собаках в доме он слышать не хочет, на улице от собак отходит» .
Ну, и, слава Богу, скажу я. Ведь, исходя из вышеприведенной статьи, нам совершенно не трудно догадаться, какая судьба ожидала бы следующую собачку и несчастного сына у этой горе-хозяйки!

А из всего вышеперечисленного я могу вывести одно единственное пророчество: пока собак будут заводить разнообразные самодовольные, безграмотные и безответственные ханжи – собаки будут опасны и для хозяев, и для окружающих, и, что самое страшное, для детей.
Это так же верно, что к гадалке не ходи!

Потому что если человек занимается каким-либо делом, то он должен брать на себя всю ответственность, а не винить в своей дурости несчастное животное!
Вот почему я, как меня не уламывай, не могу спокойно относиться к спесивой, ханжеской убежденности автора статьи в собственной непогрешимости и безапеляционному отрицанию своей вины в страшной трагедии, которая в результате закончилась физическими и эмоциональными увечьями ребёнка, а так же расправой над нормальной во всех отношениях собакой.
А поскольку мы с вами не ханжи, то это, однозначно, не наш метод!

Агрессия собаки к детям дома. Принципы абсолютного исключения агрессии к детям

Исходя из приведенных выше очевидных примеров, можно с легкостью сформировать принципы 100% безопасного общения ребёнка и собаки, попутнопопутно, четко выделив зоны ответственности всех участников общения.

1. Неукоснительное соблюдение лидерских привилегий в пользу хозяев и, особенно, ребёнка

Это однозначная зона ответственности хозяев.

Потому что дитя взрослым лишь подражает.

А значит именно на родителей ложится обязанность не только поддерживать более высокий статус ребёнка в глазах собаки, но и личным примером задавать правильный тон общения детей с четвероногим питомцем.

(!) Бывает, что вследствии уже допущенных ошибок, хвостатый любимец позволяет себе фамильярные или агрессивные выпады в сторону ребенка, и малыш откровенно побаивается собаки.
В такой критической ситуации принуждать детей к каким-то, пусть даже необходимым и трижды правильным действиям, категорически нельзя. Эффект от такого, пусть и "благого", но насилия, как правило обратный!

Поэтому сначала у ребенка нужно снять "комплекс страха" перед собакой.
И лучшим помощником в этом деле будет качественный, профессионально сшитый кожанный намордник.

Находясь в нем, при контакте с малышом собака лишается возможности его "обидеть". Кроме того, с непривычки, намордник нередко оказывает на животное резкотормозящее, почти ступорное действие, благодаря чему ребёнок получает карт-бланш делать с собакой, что ему только заблагорассудится, мягко и постепенно, привыкая не только не бояться, но и, откровенно уверенно доминировать над четвероногим питомцем!

2. Безукоризненная дрессировка собаки

Опять и снова зона ответственности взрослых владельцев собаки. Потому что для ребёнка дрессировка собаки - это должна быть всего лишь развивающая игра в воспитание и ответственность (естественно, под чутким родительским руководством).

3. Безапеляционный императив: ребёнок всегда прав

Снова зона ответственности хозяев. Потому что именно на совести взрослых лежит вина за неправильно сформированные отношения между детьми и собакой (например, за несвоевременное одергивание ребёнка в контактах с питомцем и несуразные запреты, которые лишь подрывают авторитет малыша в глазах хвостатого любимца).

Запомните!

Ребёнка никогда нельзя грубо одергивать от собаки, а всегда только мягко направлять в игровой манере!
Потому что, с одной стороны, это самый лучший способ детского обучения, а с другой, такой аккуратный, взвешенный подход не только укрепит ваш контакт с ребенком, но, кроме того, не даст собаке ни малейшего повода усомниться в авторитете малыша!

Агрессия собаки к детям дома. Вывод

И вот теперь, пройдясь по всем вышеперечисленным пунктам, скажите мне в каком из них ответственность за исполнение лежит на ребенке? А на собаке?

Поэтому и конечный вывод очевиден: за правильные и безопасные взаимоотношения детей с собаками - всегда и всюду ответственность лежит исключительно на взрослых ! Только от их кинологической грамотности зависит качество и безопасность общения ребёнка и собаки!

Р. S. Статья "Агрессия к детям" рассматривает только ситуацию взаимоотношений собаки с хозяйскими детьми.

Желаю успеха.
Инструктор-дрессировщик собак Сергей Шаргородский, Киев

Во-первых, это может быть обычная самозащита со стороны собаки. Возможно, собака рычит и кусается потому, что ребенок слишком близко подошел и к примеру, бьет ее по спине. Обычно при приближении ребенка собака проявляет настороженность, она пытается избежать контакта. Очень часто собака пугается и хочет убежать, а кусаться собака начинает в том случае, если она не может этого сделать. Таким образом, агрессия со стороны собаки просто вызвана страхом. Но бывает, что страх собаки не столь очевиден. Она может терпеть присутствие малыша, даже позволяет приблизиться ему, однако если ребенок причиняет боль или какие-то дискомфортные ощущения, то сразу начинает рычать и пытается укусить. Такая модель поведения является примером агрессии, вызванной раздражителями.

Существует и вторая категория проблемы проявления агрессии собаки. В таком случае поведение собаки является проявлением соперничества, собака проявляет доминантную агрессию. В данном случае собака может начать угрожающе рычать на любые попытки ребенка подойти к ней, когда она, например, отдыхает. Случается, что собака рычит и в других ситуациях, когда видит в ребенке своего соперника. Такое может случиться, например, при игре на полу с родителями. В таком случает собака не показывает никаких признаков страха. Скорее всего, это также и не реакция на неприятные физические раздражители, которые вызывают чувство неприязни собаки к ребенку. Больше всего это походит на поведение животного, которое занимает более высокую ступень в иерархической лестнице. Таким образом собака показывает, что ребенок нарушает неписанный закон социальной жизни стаи.

Можно выделить несколько причин, по которой собаки могут вести себя агрессивно по отношению к ребенку:

  • Некорректное поведение самого ребенка
  • Небольшой опыт контактов с людьми ранее, в том числе с детьми
  • Предрасположенность собаки к агрессивному поведению, заложенная генетически
  • Непреднамеренное поощрение агрессии со стороны других членов семьи
  • Травмирующие и неприятные переживания, которые связаны с ребенком
  • Невоспитанность собаки или недостаточное ее обучение

Агрессивное поведение собаки в некоторых случаях вполне можно подкорректировать. Для это необходимо следовать следующим правилам:

Хозяину собаки следует ясно и четко понимать ситуацию, происходящую между животным и ребенком. Необходимо объяснить ребенку, что рычание – это форма угрозы со стороны собаки, а потому восприниматься рычание должно серьезно.

Следует исключить проблемные ситуации. Если ребенок и собака остаются без присмотра, то собаку следует изолировать или ограничить доступ ребенка к собаке.

Не стоит использовать контрпродуктивные методы коррекции, т. е. нельзя за агрессивное поведение наказывать собаку. В отсутствии ребенка желательно уделять побольше внимания собаке.

Необходимо изменить основные правила общения внутри семьи. Кормление и воспитание (или обучение) следует проводить по расписанию, а игры, лакомство, внимание стоит преподносить только в присутствии ребенка.

Исключить поощрение агрессии непреднамеренного характера. Если собака рычит, то хозяин ни в коем случае не должен ее гладить, отвлекать и как-то успокаивать.

Применять методы коррекции поведения. Например, можно использовать метод выработки противоположного рефлекса для того, чтобы подавить страх перед ребенком.