Самостоятельный сон ребенка методики. Как уложить ребенка спать без слез и капризов. Когда детям нужно отправляться в постель

Если ребёнка в 1 или 5 месяцев невозможно уложить спать, то лучше всего обратиться к детскому врачу. А вот в случае отсутствия серьёзных причин для беспокойства можно использовать одну из методик быстрого засыпания или прислушаться к популярным советам от опытных специалистов.

Вопрос, как правильно укладывать спать новорождённого или ребёнка немного постарше, не имеет однозначного ответа. Предпосылками бессонницы могут стать кишечные колики, режущиеся зубки, плохое самочувствие.

Существуют некоторые правила и возрастные особенности, которые позволят узнать лучше малыша и понять, как уложить новорождённого спать ночью.

Многие медики убеждены, что для младенца не так важно соблюдать особый режим, поскольку до года биологические ритмы ещё до конца не установлены. Кроме того, на качество и продолжительность сна влияют также темперамент и особенности нервной системы.

Популярные методы укладывания

Как уложить спать ребёнка без особых проблем? Существует множество действенных методов, известных ещё со стародавних времён – так называемых бабушкиных советов.

Например, многие до сих пор применяют колыбельные песенки, поскольку убаюкивающий мамин голос нельзя заменить никакими современными технологиями. Причём крохе важна не эстетика песни, а эмоциональный настрой и успокаивающий ритм. Как ещё уложить ребенка спать?

Этот метод должен учитывать возраст, особенности нервной системы ребёнка. Под ритуалом в данном случае понимается какое-либо действие, которое повторяется каждый день в определённое время, причём не важно, сейчас лето или зима.

Детей младше 6 месяцев поможет успокоить нахождение в привычной обстановке. А вот создать проблемы с засыпанием способно нарушение ритуала – перемена кроватки, помещения, пижамы, маминой причёски, появление незнакомых людей в комнате и пр.

Если ребёнку уже исполнилось 6 месяцев, необходимо обязательно создать свой собственный ритуал, который бы ассоциировался у крохи с засыпанием. Самое главное правило – этот «обряд» должен быть связан исключительно с положительными эмоциями.

Примером таких «сонных» действий являются:

  • «прощание с солнцем». Мама берёт кроху на ручки, подносит к окну и говорит, что солнце, а также все звери уже заснули, следовательно, и маленьким детям также пора «баиньки». Затем шторки задёргивают, свет выключают, а ребёнка кладут в кроватку;
  • чтение сказочных историй, стихотворений, просмотр красочных картинок;
  • обнимание ребёнком любимого плюшевого мишки;
  • напевание колыбельной песенки;
  • наблюдение за аквариумными рыбками и пр.

Подобные ритуальные действия обычно позволяют без проблем усыпить ребёнка, который уже понимает их смысл. Однако когда малыш заболевает, даже такой метод не всегда срабатывает.

Вопреки опасениям многих мамочек, укачивать ребёнка можно, разумеется, если не имеются какие-либо медицинские противопоказания. Напротив, некоторые врачи убеждены, что умеренное укачивание способно принести пользу детскому организму.

Ритмическое покачивание, повторяющее сердцебиение, стабилизирует биологические ритмы малыша.

Важно лишь помнить, что у малышей вестибулярный аппарат несовершенен, поэтому вопрос, как укачать малыша правильно, действительно актуален.

Главное – действовать крайне осторожно, медленно покачивая вперёд-назад малыша, удерживаемого на ручках.

Подобные монотонные движения воздействуют на человеческий организм, словно снотворный аппарат.

С другой стороны, укачивая ребёнка постоянно, родители рискуют превратить эту привычку в своеобразную психологическую зависимость.

Поэтому, если есть возможность обойтись без укачиваний, то следует ей воспользоваться. В такой ситуации не придётся потом отучать малыша от привычки засыпать от постоянных покачиваний и лишь при условии нахождения на маминых ручках.

У малышей и в 2, и в 4 месяца развит сосательный рефлекс, который они стремятся удовлетворить всеми доступными способами. Если уложить спать ребёнка не получается, можно предложить ему соску, которая позволит успокоиться и заснуть.

После того, как ребёнок заснёт, пустышку лучше вынуть. В ином случае существует риск возникновения новой нежелательной привычки – сосание соски.

В пять или шесть месяцев рефлекс сосания начинает угасать. А когда малышу исполнится годик, от силиконового помощника вообще лучше отказаться и найти другие методы, позволяющие ребёнку успокоиться перед засыпанием.

Музыкальные произведения

Укладывать малыша можно или в тишине, или под соответствующее музыкальное сопровождение. Мелодии для засыпания нужно выбирать успокаивающие. С этой ролью превосходно справятся шум океана, дождевых капель, пение пернатых и т.д.

Кстати, педиатры не рекомендуют укладывать спать грудничка в абсолютной тишине. Если родители ведут себя стишком тихо, то ребёнок станет реагировать на любой шорох. Однако и приучить кроху засыпать под работающий телевизор также нежелательно.

Пеленание

Этот способ работает как для скорейшего засыпания, так и для быстрого успокоения новорождённого ребёнка. Малыш, особенно если ему меньше 4 месяцев, частенько ворочается во сне, раскидывая руки и нарушая тем самым свой собственный сон.

Если вы не знаете, как уложить спать 2-месячного ребёнка, попробуйте его запеленать, достаточно плотно, но не очень туго. Теснота пелёнки создаёт у малыша ассоциацию с маминой утробой, поэтому скорее успокаивает и убаюкивает.

Чтобы можно было быстро и беспроблемно уложить малыша спать, необходимо у него создать стойкую ассоциацию: постель – это место для засыпания и сладких сновидений, а не для игровой деятельности или обычного отдыха.

Представьте, если мама будет класть кроху в кровать практически на весь день, за исключением времени на прогулку и кормление. В этом случае у ребёнка не возникнет необходимая связь, сигнализирующая о том, что пора закрывать глазки при укладывании в постель.

Конечно, иногда получается, что ребёнок засыпает, где придётся: в автолюльке, прогулочной коляске, на маминых ручках или стуле для кормления. Однако, приучать нужно именно к кроватке, которая становится идеальным местом для сна.

Более подробную информацию о том, как приучить ребёнка , читайте в статье детского психолога. Из этого материала вы сможете узнать плюсы и минусы совместного сна, а также возможные ошибки приучения.

«Выход — вход»

Достаточно неоднозначный способ, его смысл заключается в том, что ребёнка нужно положить в кроватку и сразу же выйти на пять — семь минут, не дожидаясь, когда маленький нехочуха уснёт.

Если за этот период малыш так и не заснул, то матери необходимо вернуться, постараться его успокоить, убаюкать и снова покинуть комнату, чтобы малыш смог задремать самостоятельно.

Обычно через несколько суток ребёнок понимает, что нужно засыпать «своими силами». Поэтому этот метод больше подойдёт для малышей в 2 года или чуть младше, но не для новорождённых.

Ласка и объятия

Успокаивать ребёнка можно с помощью нежных поглаживаний, когда тот уже расположился в постели. Одним детям нравится, когда им гладят брови, ушки, ладошки. Другие успокаиваются от ласковых прикосновений к спинке или животику.

Подобная особенность характерна для детей младше 6 месяцев, у которых тактильные ощущения развиты достаточно сильно. Поэтому на вопрос, как быстро уложить ребенка спать, можно ответить просто: чаще прикасайтесь к крохе или прижимайте его к себе.

Самоуспокоение

Если ни один метод так и не сработал и проблема, как уложить грудничка спать днём или ночью, не решена, нужно успокоиться, прежде всего, маме. Женщина, старающаяся усыпить своё чадо, слишком сильно старается, в результате кроха ощущает напряжение и ещё сильнее плачет.

Поэтому матери необходимо отказаться от чрезмерных усилий и попробовать просто отвлечь малыша любым способом: показать что-то яркое, включить незнакомую музыку, поплясать с ним. После снятия напряжения ребёнок начнёт успокаиваться и быстрее заснёт.

Педиатры рекомендуют разобраться в подоплёке детской бессонницы и устранить её. Поэтому родителям необходимо убедиться, что ребёнок не болен, накормлен, его не беспокоит слишком высокая или низкая температура воздуха в помещении.

Авторские методики

Вопросом, как правильно укладывать ребёнка спать, задаются не только родители, но и специалисты – сомнологи или педиатры. Они предлагают свои собственные методики, которые предполагают или самостоятельное быстрое засыпание малыша, или выполнение матерью определённых последовательных действий.

Уже несколько десятилетий методику американского педиатра Карпа применяют на практике родители по всему миру. Она состоит из 5 действенных приёмов:

Все эти шаги можно использовать комплексно или по отдельности. Кому-то удаётся отправить малыша на дневной сон или уложить ночью уже после укачивания, другие родители отмечают, что ребёнок мгновенно успокаивается при шипении над его ушком («белый шум»).

Эта методика испанского педиатра больше подойдёт для деток старше полутора лет, которые уже немного понимают произносимые родителями слова. Для новорождённых такой способ укладывания неприемлем.

Метод самостоятельного засыпания от доктора Эстивиля состоит в том, что мать в течение светлого времени суток регулярно говорит малышу, что тот сегодня спит в своей собственной кроватке без укачивания и напоминания.

В вечернее время мама укладывает кроху в постель, желает приятных снов и говорит, что зайдёт проверить его через минутку. Затем она выходит из комнаты и запирает дверь. Эти 60 секунд необходимо выдержать, хотя малыш будет громко плакать.

В течение недели продолжительность уединения ребёнка увеличивается. При этом матери не нужно жалеть его, а объяснять одними и теми же словами, почему он теперь спит в своей кроватке. Педиатр даже разработал специальную табличку промежутков, через которые малыша проведывают.

Эта методика засыпания имеет как последователей, так и противников. Поэтому ориентироваться стоит не на мнение других родителей в сети, а на своего собственного ребёнка.

Метод Натана Дайло

Можно ли уложить грудничка спать за минуту? Оказывается, и такое возможно, если подходить к делу с определённой фантазией. Так, молодой отец из Австралии на видео показал, как за 40 секунд погрузил в спокойный сон своего двухмесячного сынишку, проводя по его лицу бумажной салфеткой.

Как объясняют специалисты, ничего экстраординарного в этом нет, поскольку многие новорождённые дети подобным образом реагируют на прикосновение мягкого предмета к лицу, ушам. Также нередко срабатывает прикосновение к ногтям на руках или ногах.

Естественно, гарантированный способ убаюкивания младенца или ребёнка постарше отыскать нелегко. То, что подходит одному малышу, может не подействовать на другого. Отыскать наиболее подходящий вариант поможет метод проб и ошибок.

Популярный теледоктор Евгений Комаровский выделяет 10 основных рекомендаций, выполнение которых поможет обеспечить малышу и другим домочадцам здоровый сон.

  1. Расставьте приоритеты . Первый пункт другими словами – отдыхать должны все члены семьи. Для новорождённых необходимо, чтобы мать была спокойной, счастливой и выспавшейся.
  2. Определите режим сна . Распорядок сна и бодрствования должен учитывать в обязательном порядке особенности дневного режима родителей, а также биоритмы младенца. Причём соблюдать время засыпания нужно каждый день.
  3. Решите, где будет спать ребёнок . Комаровский считает, что младенец должен спать один в отдельной кроватке. В такой ситуации взрослые выспятся, а в 1 год постель можно переместить в другую комнату. Впрочем, мама может укладывать кроху и рядом с собой.
  4. Не бойтесь будить малыша . Нередко вопрос, как уложить ребёнка спать днем, плавно перетекает в проблему его нежелания спать ночью. Поэтому отрегулируйте время дневного сна.
  5. Оптимизируйте кормление . Проследите, как реагирует ребёнок на еду. Если после приёма пищи его тянет ко сну, кормите плотно вечером. Если же ситуация обратная и кроха хочет играть после молока, напротив, уменьшите количество пищи.
  6. Увеличьте активность днём . Сделайте режим бодрствования более активным: гуляйте на улице, общайтесь с людьми и животными, наблюдайте за окружающим миром, играйте. Это увеличит продолжительность ночного сна.
  7. Обеспечьте свежий воздух . Если в комнате душно, малыш попросту не уснёт. Также не способствует здоровому сну и низкая влажность воздуха. Приведите эти параметры к оптимальным показателям.
  8. Купайте ребёнка . Тёплая водичка снимет усталость, улучшит настроение, а также расслабит маленького купальщика.
  9. Подготовьте кроватку . Комаровский советует каждый раз отслеживать, правильно ли организовано спальное место. Важно приобретать только качественные простыни, матрасы и пелёнки.
  10. Не забудьте о подгузнике . Качественный одноразовый подгузник позволит ребёнку выспаться, а маме отдохнуть. Поэтому не стоит бояться использовать эти гигиенические принадлежности.

В качестве заключения

Вопрос, как уложить ребёнка спать за 5 минут, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности. Чтобы малыш смог засыпать быстро и без слёз, придётся перепробовать множество методов и воспользоваться самыми разными рекомендациями.

Важно лишь не забывать о себе и своём психологическом здоровье. Согласитесь, что издёрганная мать и уставший отец никак не поспособствуют скорому засыпанию ребёнка. Поэтому оставайтесь спокойными и решайте проблему без лишних нервов.

Итак, существует четыре очень эффективных метода научить ребенка засыпать самостоятельно. Но чтобы правильно выбрать способ, подходящий именно в вашем конкретном случае, вам необходимо .

МЕТОД САМОУСПОКОЕНИЯ

Заключается в мягком воздействии словесных и тактильных «успокоительных» средств, которые помогут малышу научиться засыпать и успокаиваться после пробуждения самостоятельно.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ:

Если ваш ребенок плохо засыпает, ритуалы подготовки ко сну начинайте каждый день в одно и тоже время. Не забудьте, что успокоению способствуют: теплая ванна, приглушенный свет, сказка на ночь (мягкие интонации материнского голоса хорошо убаюкивают ребенка), тихая спокойная музыка. Когда придет время сна, кладите малыша в кроватку и оставайтесь рядом. Как только заметите, что его глазки закрылись, аккуратно выходите из комнаты. Если кроха почувствовал это и заплакал, вернитесь, но не берите его на руки, а начинайте тихо говорить. Главная задача – сделать так, чтобы он, услышав ваш голос, успокаивался, а затем засыпал сам. Постепенно малыш привыкает к тому, что, когда он просыпается ночью, его не берут на руки. В свою очередь вы с помощью радионяни можете успокоить младенца своим голосом не вставая. Спустя две-три недели такого режима ребенок уже может спать более-менее длительное время один в своей кровати.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

Это достаточно гуманный и относительно безболезненный способ приучения ребенка к самостоятельному сну. Ключевым моментом является именно последовательность мамы в своих действиях, ее терпение, уверенность и доверие себе («я поступаю верно»). Не зацикливайтесь на сроках достижения результата! Помните, что они очень индивидуальны. У кого-то получится приучить ребенка к самостоятельному сну за несколько недель, родителям другого малыша может понадобиться больше времени. Также важно понимать, что возможны периоды, когда кроха не сможет успокаиваться сам, а будет достаточно плаксивым и тревожным (например, после прививки, полного медицинского осмотра разными специалистами, после посещения гостей или в период прорезывания зубов). Ваша задача – помнить про это и искать пути помощи, как ребенку, так и себе.

Еще одно дополнение: в данном методе рекомендуется не брать ребенка на руки, если тот начал плакать. Призываю родителей не доходить до абсурда и принимать решение в зависимости от ситуации. Во-первых, не допускать у малыша истерики, вплоть до закашливания им собственной слюной (и тем более рвоты). Если плач усиливается, тем самым он сообщает, что просто присутствия мамы рядом, ее голоса и поглаживаний именно сейчас ему недостаточно. Во-вторых, многие родители знают, что дети плачут по-разному. Есть плач от боли, есть «голодный» и т. д.

МЕТОД «ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ»

Этот вариант идеален для родителей, которые тяжело переносят плач малыша . Как научить ребенка засыпать, если он начинает хныкать, едва вы покидаете детскую? Постепенно удаляйтесь от кроватки: каждый день, укладывая младенца спать, вы должны садиться все дальше и дальше от него, пока не окажетесь за пределами комнаты. Зная, что мама рядом, ребенок без стресса и страха постепенно научится засыпать самостоятельно. В свою очередь вы «отпустите от себя» малыша, и у вас появится больше времени для занятий домашними делами и собой.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

Кладите кроху в кроватку в тот момент, когда он уже сонный, но еще не уснул окончательно. Сядьте рядом так, чтобы он вас видел. Если малыш начнет хныкать и проситься на руки, нежно гладьте его и шепчите что-нибудь успокаивающее («Мама рядом, все хорошо»). Реагируйте на плач, но берите ребенка на руки, только если он станет слишком уж бурным. После того как кроха успокоится, возвращайтесь обратно на то место, где вы сидели ранее. Покидать комнату следует только после того, как малыш заснет окончательно! Вы должны быть готовы к тому, что, если посреди ночи он снова проснется, вам придется «усыплять» его таким же образом, как и вечером, сидя у кроватки.

В течение первых трех дней постепенно отодвигайте стул от кроватки все дальше и дальше. На четвертый день он должен оказаться примерно посередине между кроваткой и дверью, а на седьмой день вы должны сидеть рядом с дверным проемом. Оставайтесь на этом же месте еще три-четыре дня, сидя при этом спиной к малышу. Через 10–14 дней кроха будет спокойно спать в детской один.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

Прежде всего, хочется сказать, что сидеть спиной к ребенку не очень правильно. Скорее всего, малышу будет тревожно, ведь он не видит лица мамы, ее ласкового и «поддерживающего» взгляда, не чувствует ее настроения. Фигура сидящей спиной к ребенку родительницы – это образ «холодной отстраненной мамы». Крохе может быть страшно («Мама меня покинула»). Метод заявлен как «долгое прощание», поэтому уже после семи дней находиться «около дверного проема», на мой взгляд, рано. Конечно, здесь все индивидуально: может быть, один ребенок через неделю будет готов отпустить маму, а другой – нет. Родителям необходимо «чувствовать» ситуацию. Что может помешать процессу убаюкивания здесь? Эмоциональное состояние мамы. Например, она чем-то раздражена, или она боится, что у нее не получится научить ребенка спокойно спать в детской, или если мыслями она не рядом с засыпающим крохой, а где-то еще. Ребенок прекрасно чувствует состояние матери и «отражает» его через свое поведение.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПРАКТИКОВАТЬ ДАННЫЙ МЕТОД, ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ И МЫСЛИ.

МЕТОД «БЕЗ СЛЕЗ» (ПО КНИГЕ ЭЛИЗАБЕТ ПЭНТЛИ «КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ»

Суть метода в анализе и при необходимости изменении ассоциаций, которые возникают у ребенка в связи с отходом ко сну . Если кроха привык засыпать, когда сосет грудь или когда вы качаете его на руках, естественно, он будет капризничать, когда вы положите его одного в кроватку. Как приучить ребенка засыпать в таком случае?

Прежде всего, автор советует начинать укладывать малыша спать на 1,5–2 часа раньше общепринятого времени в каждой конкретной семье времени. Это позволит ребенку избежать переутомлений, а также освободит немного дополнительного времени для мамы.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ:

Если вы заметили, что малыш засыпает только у вас на руках, нужно будет приложить усилия, чтобы изменить его ассоциации, связанные с отходом ко сну. Пусть несколько раз сон смотри его в разных условиях: в машине, в гостях, когда вы качаете его в кресле-качалке. Также постарайтесь найти какую-нибудь вещь, с которой он привык бы отправляться в кровать. Это не обязательно должна быть мягкая игрушка! Возможно, это будет пустышка, или ваш носовой платок, или еще что-то.

Сокращайте время ночных кормлений и не бросайтесь к ребенку по первому его зову. Научитесь распознавать звуки, которые кроха издает ночью, чтобы понимать, проснулся он на самом деле или нет. Притворяйтесь спящей, пока не удостоверитесь, что ребенок именно требует вас, а не кряхтит или ворочается во сне. Если он проснулся ночью и заплакал, дайте ему грудь или бутылочку, но не дожидайтесь при этом момента, пока он заснет. Попробуйте отнять «успокоительное» в момент засыпания. Можно при этом прижать ребенка к себе и слегка покачать, приговаривая «шшш» и «тише-тише». Затем сократите время укачивания: после пробуждения и кормления скорее кладите ребенка в свою кроватку и делайте все то же самое, находясь рядом. Спустя какое-то время, отказавшись от ночных кормлений, старайтесь не брать ребенка на руки после того, как он проснулся (поглаживайте его, шепчите успокаивающие слова, склонившись над кроваткой), затем – останавливайтесь у двери, если малыш проснулся, и повторяйте прежние действия. На финальной стадии применения метода, как говорит автор, вы можете успокоить ребенка, находясь в дверях детской комнаты или даже за дверью.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

Здесь особенно привлекает выбор способов «успокоения»: и грудное вскармливание, и пустышка, и вслушивание в звуки, которые издает ребенок. Я бы добавила еще бутылочку с водичкой в период сокращения ночных кормлений. Главное – не суетиться и доверять своему материнскому инстинкту. Если не все получается, и ребенок плохо засыпает по-прежнему, ни в коем случае не раздражаться, а продолжать пробовать, тем самым расширяя свои возможности. И, конечно, помнить о том, что на эмоциональное состояние малыша сильно влияет психологический микроклимат в семье.

Если между родителями отношения достаточно напряженные, есть затянувшиеся разногласия или другие сложности, скорее всего, ребенок не захочет отделяться от мамы: оставаться один в комнате, спать без груди, лежать в кроватке и самостоятельно «убаюкиваться». Если он чувствует, что «что-то не так», мама будет ему нужна как поддержка: «Она рядом (кормит грудью, из бутылочки, укладывает спать), со мной, я ее вижу и чувствую, она меня любит, мне безопасно».

МЕТОД ФЕРБЕРА

Ричард Фербер – американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил. Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение .

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ:

Как приучить ребенка засыпать? Фербер советует начинать «обучение» с привычного ритуала отхода ко сну: ванна, кормление, колыбельная. Затем вы укладываете кроху в постель, желаете ему спокойной ночи и выходите из комнаты. Скорее всего, вы тут же услышите требовательное хныканье. Тогда вы можете вернуться в комнату, чтобы успокоить малыша. Приготовьтесь к тому, что делать это нужно будет много раз, возможно более 20 раз за ночь! Временные интервалы, через которые можно заходить в комнату, зависят только от возраста ребенка, его привычек и вашей выдержки. В первое время вы можете возвращаться хоть через минуту. После того как вы вновь зашли в комнату, успокойте кроху – словами или прикосновениями, но ни в коем случае не вынимайте его из кроватки! Если потребуется – оставайтесь рядом сколь угодно долго, пока он снова не уснет. Делайте так все время, когда малыш будет просыпаться. Начиная со второй ночи с каждым разом увеличивайте интервалы своего отсутствия в детской. Облегченный вариант этого метода: практиковать отсутствие рядом с ребенком в течение нескольких часов подряд только в ночные часы.

При попытках успокоить ребенка желательно ничего ему не давать (ни грудь, ни бутылочку). Исключение – пустышка, которую лучше всего положить рядом, чтобы кроха сам ее находил. Заходить в комнату нужно только тогда, когда ребенок действительно плачет, а не хнычет. Профессор Фербер уверен, что рано или поздно метод срабатывает: ребенок привыкает засыпать самостоятельно, даже если проснулся ночью и понял, что он один в комнате. Единственная настоятельная рекомендация: заручиться согласием (или хотя бы невмешательством) ближайших родственников в процесс отселения крохи в отдельную кровать.

ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПАПАМ ОБЫЧНО ПРОЩЕ СЛЕДОВАТЬ ДАННОЙ ТАКТИКЕ И ВЫДЕРЖИВАТЬ ВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ, ЧЕМ МАМАМ (ОСОБЕННО КОРМЯЩИМ).

Обучение самостоятельному засыпанию от 4х мес. Меняем привычки по Трейси Хогг часть 1

Пишет Olga (olkan)

Оля проделала фантастическую работу: перевод и анализ основных методов обучения самостоятельному засыпанию и отучению от зависимостей. МАСТ РИД однозначно ВСЕМ!
В конце текста - бонус - ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

(Описание методики дано по книге Трэйси Хогг The Baby Whisperer, дополнительные материалы с форума www.thebabywhispererforums.com.)

Дисклеймер: Нижеприведенная методика является частным случаем решения проблем, когда у ребенка ужасный сон в следствие сформировавшейся зависимости от тех или иных методов укладывания, и эта зависимость мешает ему и маме нормально спать и высыпаться. Большинство проблем со сном вызваны некорректным режимом сна или питания, перевозбуждением - пожалуйста, почитайте другие статьи про сон. Воспринимать данную статью как отдельно существующий метод сна - НЕКОРРЕКТНО, это узконаправленный инструмент решения достаточно узкой проблемы. Большинство же проблем решаются налаживанием режима, который следовал бы за ребенком, нахождением способов успокоения, подходящих вашему ребенку, внимательностью к ребенку и его потребностям, и пониманием механики его сна. Пожалуйста, почитайте другие статьи по основам сна и режима, если планируете что-то менять в том, как спит ваш ребенок.

Основа хорошего сна – это адекватный режим и ритуал засыпания.

Ритуал – это набор предсказуемых для ребенка событий, и может быть у каждого свой. Длина ритуала будет зависеть от ребенка и его потребностей – кому-то он нужен подлинней, кому-то короче. Пример обычного ритуала: Войти в спальню, сменить подгузник, закрыть шторы, сесть в кресло с ребенком на руках и спеть колыбельную (спеленать), положить в кроватку. Если вы пользуетесь методом «шипение-похлопывание», то начинать его стоит, когда ребенок на руках. Главное здесь – повторяемость и предсказуемость, ребенку нужно несколько шагов, чтобы понять, что ему пора спать.

Подготовить атмосферу – пойти в детскую, чтобы рядом не было игрушек и остального шума, и выполнить набор повторяемых каждый раз действий (например, закрыть шторы, попрощаться с солнышком, включить белый шум)

Пеленание- Для новорожденных нет более важной помощи, чем пеленание. Это помогает им контролировать конечности, пока они спят, чтобы их они не будили. Оно также позволяет им себя чувствовать в большей безопасности. Рекомендуют пеленать до 3-4 месяцев, но некоторым детям это помогает и до 8-9 месяцев. Не рекомендуют пеленать детей, которые спят на животе, или когда ребенок научился переворачиваться на живот, потому что он не сможет поднять голову.

Подержать на руках – Просто сядьте с ребенком на руках на несколько минут, лучше в темноте, чтобы было как можно меньше раздражителей. Не качайте и не прыгайте с ним на руках, просто посидите спокойно, чтобы ребенок расслабился.

Шипение – похлопывание – Маленькие дети не могут концентрироваться на двух вещах одновременно, поэтому Трейси Хогг разработала этот метод. Положите ребенка на плечо, начните говорить ровное громкое шшшшшш возле его уха, а второй рукой похлопывать равномерно в ритме сердца по середине спины (не слишком низко, чтобы не попадать по почкам). Делайте это, пока ребенок не расслабится и не начнет смыкать глаза, и кладите его в кроватку на бок, продолжая похлопывать и шипеть. Старайтесь, чтобы ребенок не заснул полностью у вас на плече. Пока вы так делаете, ребенок не может концентрироваться на плаче, и успокаивается. Этот метод – прекрасная альтернатива укачиванию или засыпанию на руках, и он учит ребенка засыпать самостоятельно: окончательное засыпание происходит в кровати, и со временем можно будет постепенно все меньше и меньше вмешиваться, и давать ребенку пройти все большую часть пути самому в кровати.

Если ребенок старше, и у него уже образовалась та или иная зависимость (от укачивания, груди, соски), без которой он не может засыпать, И ЭТО ВАС НАПРЯГАЕТ, то можно заняться отучением.

ПЕРЕУЧИВАНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Метод «Обнял-положил» - это последнее прибежище в обучении самостоятельному сну, и обычно используется, когда у ребенка выработалась зависимость (соска, укачивание, грудь), и ему нужно это снова и снова, чтобы заснуть или продолжать спать. Если мы пользуемся этим методом, нельзя одновременно использовать методы-зависимости, так как мы учим ребенка засыпать самому, засыпать, если проснулся, и спать не пробуждаясь, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Зависимости, такие как укачивание – так называются, потому что требуют полного вашего участия, чтобы ребенок мог заснуть. Вы усыпляете ребенка полностью, или почти полностью до того, как он окажется в кровати. Часто это создает привычку просыпаться и потребность в усыплении, чтобы продолжить спать. Есть прямая зависимость между тем, как ребенок засыпает и тем, что ему нужно, чтобы уснуть, если он проснулся, и ему ничего не требуется (он не голоден, мокрый, замерз). Ребенок не может сам себя укачать, также достаточно тяжело постепенно уменьшать количество укачивания – одним словом, ребенок становится зависимым

Использовать метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ стоит только если все другие методы ничего не дали. Всегда попытайтесь сначала найти другой метод, и прибегайте к ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ, если обычные мягкие методы не дают результатов. Использовать этот метод можно чтобы:

Научить детей, которым создали зависимость, засыпать самостоятельно на ночь или днем.
Ввести режим для более старших детей, или вернуть режим, если он слетел.
Помочь ребенку перейти с 3 часового на 4 часовой цикл.
Продлить короткие сны (однако эффективность метода достаточно низкая)
Продлить сон с утра, если ранние подъемы вызваны родителями и режимом, а не естественным биоритмом ребенка.

Метод не заменяет ритуала отхода ко сну, который нужно продолжать использовать. Пользуйтесь ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ только если Вы не можете успокоить ребенка иными путями, это последняя мера

Чтобы метод сработал, нужно смотреть на всю картину. Весь режим дня должен способствовать сну – не перегуливает ли ребенок, не слишком ли рано вы его укладываете? Может, ребенок ест недостаточно часто или слишком часто? Может быть он перевозбуждается и его игры слишком стимулирующие? Может быть, ему пора менять цикл режима с 3 на 3.5 или 4 часовой. Хороший и регулярный дневной сон может сильно повлиять на ночной, поэтому начинать зачастую проще днем.

Метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ – это инструмент обучения и метод решения проблем. При его использовании вы не делаете ребенка зависимым от себя, и не бросаете его в одиночестве. Он дает ребенку чувство безопасности, и учит его спать самостоятельно.

Метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ отличается от метода Эстевиля, Фербера и других методов контролируемого плача тем, что мы не бросаем ребенка одного. Это не значит, что плача не будет, он будет, но ребенок при этом будет знать, что мы рядом, чтобы помочь и успокоить. Методы «контролируемого плача» или «проораться» разрушают доверие ребенка к родителю.

КОГДА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОДОМ

Методом НЕЛЬЗЯ пользоваться с детьми младше 3 месяцев - он является для них слишком стимулирующим, и сжигают слишком много калорий, быстро проголадываются. Если ребенку 3-4 месяца – нужно смотреть по ребенку – для многих из них процесс по-прежнему может быть слишком возбуждающим, и потому неподходящим.

Для детей моложе 4 месяцев лучше использовать введение Ритуала Засыпания и Шипения-Похлопывания. Чтобы отучить младенца от соски, используйте способ Постепенного Отъема, так же, как и при отучении от засыпания с грудью.

Для ребенка с 4 месяцев и старше можно использовать адаптированную версию ОБНЯТЬ-ПОЛОЖИТЬ, но старайтесь всегда начинать с Шипения-Похлопывания. Лучше подождать, если можете, к 5-6 месяцам большинство детей готовы к методу, но, напоминая, пользоваться им стоит, если больше ничего не помогает.

Некоторые дети по мере взросления начинают не любить Шипение-Похлопывание, особенно после 6 месяцев. Некоторых раздражает шипение и мешает им спать, но это касается НЕКОТОРЫХ детей. Если вашему ребенку не нравится шипение, или похлопывание, попробуйте заменить на поглаживание, или что-то подобное, что успокаивает вашего ребенка.

Всегда используйте Похлопывание-Шипение прежде, чем возьметесь за метод Обнять-Положить, вне зависимости от возраста. Даже если это не работает, не бросайте, поищите другие методы успокоения.

Успешность метода Обнять-Положить зависит от последовательности и упорства. Если вы делаете это впервые, вы можете заметить некоторые улучшения через несколько дней, и серьезные улучшения в течение нескольких недель. Обычно, по мере применения, дела идут плохо, хуже, лучше, а потом ПРОСТО УЖАСНО снова. Это внезапное ухудшении называют регрессом. Если вы продолжите применять метод, то регресс займет день, два дня максимум.

Рекомендуется отвести на метод 2 недели, и быть готовым в течение этого времени все внимание отдавать сну: времени, укладке, контролю стимуляции, ВСЕМУ. Постарайтесь, чтобы все сны проходили дома. Установка нового режима занимает около 2 недель.

Если вы используете метод для просыпаний ночью, то используйте его до тех пор, пока ребенок не заснет.

Во время дневного сна используете метод 40 минут. Если ребенок не заснул, сделайте перерыв на 5-10 минут, выйдите с ребенком из комнаты, а потом начинайте снова, и делайте до тех пор, пока не придет время следующего кормления.

Если вы хотите продлить сон, делайте это 40 минут, если не получается, поднимайте ребенка и выстраивайте день дальше.
Если ребенок так и не лег на дневной сон, и вы покормили его, следите внимательно за признаками усталости, и кладите его снова, как только их увидите. Если признаков нет, попробуйте уложить снова через 45 минут, ребенок скорее всего будет устал, ведь он практически или вообще не спал.

СОБСТВЕННО, МЕТОД:

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ С ДЕТЬМИ ДО 3 МЕСЯЦЕВ!

ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3 МЕСЯЦЕВ

Спеленайте ребенка и убедитесь, что в комнате максимально темно. Последуйте Ритуалу Засыпания, положите ребенка на бок, можно использовать свернутое полотенце или позиционер, чтобы удерживать его в позе на боку.

Похлопывайте уверенным твердым движением по центру спины в ритме сердца, и произносите долгое, повторяющееся шшшшшшшшшшшшшшш, громко, не быстро.

Старайтесь делать это в кроватке. Но если ребенок заплакал и у вас не получается его успокоить,возьмите его, положите на плечо, чтобы он уткнулся лицом вам в шею или плечо, и похлопывайте и шипите, пока он полностью не успокоится, тогда положите его в кроватку.Положите руку ему на грудь, если в комнате недостаточно темно, положите руку поверх глаз (но не на глаза), чтобы убрать визуальную стимуляцию. Старайтесь успокоить его в кроватке, но если не получается, возьмите его на руки. Продолжайте похлопывать и шипеть в кроватке еще 7-10 минут, пока он практически не заснет. Потом перестаньте шипеть, оставьте только похлопывание. Если он заплачет- снова начните шипеть, если нужно – возьмите на руки. Рано или поздно вы дойдете до стадии, когда он практически заснул в кровати, а вы похлопываете и шипите. Тогда постепенно замедляйте похлопывание и шипение, потом прекратите шипение, оставив только похлопывание, пока ребенок не заснет. Останьтесь с ним до глубокого сна – когда перестанут двигаться зрачки, он полностью расслабится, после того, как будет «вскидывание» перед засыпанием. Возможно, вам понадобиться похлопывать вплоть до этого момента, но может быть и нет, некоторым детям достаточно руки на груди, или просто того, что вы сидите рядом. В этом возрасте им еще нужна ваша помощь, чтобы заснуть, и именно такой способ помогает избежать развития зависимостей.

Важно не останавливаться, когда ребенок успокоится - не бросайте его, не уходите, пока он полностью не уснет!

Если прошло 40-45 минут, а ребенок не спит- накормите его и попробуйте еще раз. К этому моменту он будет уже голоден.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Ниже приведены общие описания, и как адаптировать метод под каждый возраст. Рекомендации общие, не забывайте слушать и чувствовать своего ребенка.

“Когда ребенок заплачет, войдите в комнату. Попытайтесь успокоитьего словами и мягкой рукой на спине. До 6 месяцев можно применять похлопывание-шипение, чуть позже можно просто положить руку, чтобы он чувствовал, что мы рядом. Если он не перестает плакать, возьмите его на руки. Как только он успокоится, СРАЗУ ЖЕ положите его в кровать. Кладите его полностью, даже если он начнет плакать, как только вы начнете его опускать, посмотрите, продолжит ли он плакать в кровати, и только тогда поднимите его снова и повторите. Вы его успокаиваете, а не пытаетесь заставить заснуть – это он должен сделать сам. Если он плачет, выгибается, сопротивляется – кладите его сразу. Никогда не боритесь с плачущим ребенком, но поддерживайте контакт, положив твердую руку ему на спину, чтобы он знал, что вы здесь. Побудьте с ним, говорите «мы просто идем спать, мой хороший. Ты просто будешь спать». Самое сложное – это понять, когда класть его обратно. Если держать на руках слишком долго, или класть слишком быстро, метод может не получаться. Если вы дошли до точки, что не можете больше это терпеть, и ребенок никак не успокаивается, то можно на минутку выйти и успокоиться. Хотя не рекомендуется оставлять ребенка плакать, но если ваши эмоции зашкаливают, это тоже ничему не поможет. Выйдите, досчитайте до 10, успокойтесь и попробуйте снова.
Суммируя, когда ребенок плачет, вы

Положите руку на спину или на грудь, скажите спокойным тихим голосом «мы просто идем спать» или «время спать». Всегда сначала пытайтесь успокоить в кровати, это окончательная цель.
- Если не работает, поднимите ребенка, скажите свою фразу, дайте ему успокоиться и снова положите. Если он начнет плакать на пути, все равно положите.
- Если он продолжает плакать – снова возьмите на руки.
- Если ребенок сопротивляется, не держите на руках, сразу положите, скажите фразу, и поднимите снова.
- Делайте снова и снова, пока не увидите, что ребенок пытается успокоиться. Обычно это значит, что плач становится тише, они начинают тянуть в рот руки, или начинают подвывать «мантру» - не берите на руки, если ребенок плачет «мантру», он так пытается сам себя усыпить.
- Если видите, что ребенок пытается уснуть, больше не берите на руки. Оставьте их в кровати, положите руку и скажите свою фразу. Теперь уберите руку, сделайте шаг назад и посмотрите, что будет.

Если он начнет снова плакать, повторите весь процесс, стремясь успокоить в кровати прежде всего.

ОЧЕНЬ ВАЖНО подстроить метод по возраст ребенка:

4 МЕСЯЦА – следуйте вышеуказанному методу со следующими изменениями;

Если ребенок спеленут и распеленался – снова спеленайте.
- Не держите дольше 5 минут. Если он не успокоился за 5 минут, положите его, потом снова возьмите на руки, если ребенок по-прежнему плачет..
- Каждый раз, положив, пытайтесь успокоить похлопыванием-шипением.
- Если это не работает и вы взяли на руки, можно похлопывать и шипеть, держа его на руках.
- Положите ребенка, как только он перестанет плакать, начнет пытаться засыпать или после 5 минут.

4-6 МЕСЯЦЕВ – Процесс немного изменится, так как ребенок более сильный и мобильный. В этом возрасте дети скорее всего будут вырываться, когда вы будете их держать, выгибать спину или мотать головой, поэтому нужно внести следующие изменения:

Если ребенок мотает головой по матрасу, поворачивает ее из стороны в сторону, встает на колени, сам крутится с боку на бок – не поднимайте его сразу, иначе он вас пнет или схватит за волосы. Вместо этого продолжайте с ним успокаивающе говорить тихим голосом.
- Если вы взяли на руки, держите максимум 2-3 минуты, потом положите, даже если он еще плачем. А потом возьмите снова, если он еще плачет.
- В 4-6 месяцев дети физически сопротивляются, и основной ошибкой является держание его на руках слишкмо долго. Ребенок вам показывает выгибанием спины, или упираясь в ваше плечо лбом, что он хочет лечь, ДАЖЕ если он еще плачет. Можно говорить «давай я тебя обниму», и «давай я тебя положу в кроватку».

6-8 МЕСЯЦЕВ – Метод все больше включает в себя участие ребенка, и поэтому важно почувствовать его ритм и внести следующие изменения;

Вы не берете ребенка на руки, а предлагаете ему взять. Можно протянуть ребенку руки и сказать «дай мне тебя взять», и брать, когда он к вам потянется.
Поднимайте не на плечо, а в позиции «колыбелька», и говорите «все хорошо, ты просто идешь спать». Не смотрите в глаза, не качайте.
Скажите фразу и сразу же положите ребенка.
Когда он начнет показывать признаки, что он пытается успокоиться, продолжайте успокаивать рукой и словами, если ребенку это помогает. Некоторым детям это только мешает, смотрите по ребенку.

8 – 12 МЕСЯЦЕВ – В этом возрасте вы уже не поднимаете ребенка, такие дети быстрее успокаиваются в кровати.

Подождите, пока ребенок встанет или сядет, после чего уложите его, так, чтобы лицом он смотрел не на ваше лицо, а от вас.
Если чувствуете, что ребенок совершенно в истерике, можно взять на руки, но сразу же положите обратно.
В этом возрасте все важнее использовать голос, так как ребенок начинает понимать слова, например «я не ухожу, ты не один, просто пора спать».
Возможно, придется совмещать «обнял-положил» с постепенным выходом из комнаты. Сначала сидите с ним, пока он не заснет, потом отходите несколько метров от кровати, через несколько дней – будьте у двери, а потом – за дверью.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Готовьтесь, что будет плач и сопротивление, особенно если у ребенка стойкая зависимость от чего-то для засыпания. Метод не избавляет от плача, но избавляет от страха быть брошенным, потому что вы все время с ребенком и успокаиваете его в его слезах. Своими действиями вы сообщаете ребенку «Все хорошо, я тебя люблю, у тебя получится, это ничего, что ты плачешь, ты сможешь». Говорите это, когда применяете метод, это поможет ему успокоиться и вам – помнить, что и зачем вы делаете

Плач будет проходить через серию пиков, снова и снова. В конце концов он потеряет энергичность и начнет затихать. Это может занять минуты или часы, были случаи, когда детям требовалось 3 часа, чтобы успокоиться в первый раз применения метода, но это скорее крайность. Каждый раз количество раз, что вам пришлось поднять ребенка будет уменьшаться, можете считать и записывать это, чтобы понять свой прогресс. Чаще всего родители видят улучшение в течение первых дней, а потом на 5 день ребенок регрессирует – спит еще хуже, чем раньше. Но если вы продолжите придерживаться метода, то ребенок вернется в колею. Самое главное – последовательность.

В конце концов, после тяжких минут, благодаря вашим нежным словам и прикосновениями ребенок заснет. Метод РАБОТАЕТ, если вы применяете его правильно и не бросаете на полдороги. К сожалению, простых формул нет, метод сложный и требует много сил, но они того стоят. Постарайтесь найти помощь, или начать метод на выходных, чтобы с вами был муж или подруга, который помог бы вам сохранять спокойствие. Ожидайте, что вы будете расстроены, подавлены, взбешены. Ожидайте, что вам захочется отказаться и вернуть все «по-сторому», снова дать соску, начать качать… НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО.

КАК ВЫЖИТЬ И НЕ СДАТЬСЯ

Как гласит одна поговорка, «ночь темнее всего перед рассветом». Ниже приведены пункты, которые помогут не сбиться с пути

Продумайте весь план до начала. Отучение ребенка от зависимости – крайне трудно сделать в одиночку. Это жутко тяжело! Если вы знаете свой темперамент и боитесь, что настанет момент, когда у вас сдадут нервы, не пытайтесь действовать в одиночку. Возьмите кого-то в партнеры. Если муж не может помочь – позовите лучшую подругу, другую маму – хотя бы для моральной поддержки. Возможно этому человеку не придется ничего делать с ребенком, но вам поможет иметь кого-то рядом, чтобы вы могли пожаловаться, поплакаться, как трудно, и чтобы он напомнил вам, что и зачем вы делаете, что вы помогаете ребенку научиться спать, чтобы в ваш дом пришло спокойствие.

Начните в пятницу, чтобы у вас впереди были выходные, и возможность помощи от папы, бабушки или подруги.

Если нужно, наденьте наушники или беруши. Это не для того, чтобы вы игнорировали плач ребенка, а чтобы немного приглушить звук, чтобы он не настолько вам выматывал нервы.

Не изводите себя жалостью к ребенку. Вы учите его спать самостоятельно, давая ему возможность спокойного и долгого сна, а это большое благо.

Если вам хочется все бросить, спросите себя, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ Я СЕЙЧАС СДАМСЯ? Если ваш ребенок плачет сорок минут, вы сдаетесь и возвращаетесь к зависимости, которую развили в ребенке за долгие месяцы – то он проплакал 40 минут зря! Вы там же, где и начали, ребенок не научился успокаиваться самостоятельно, плюс теперь вы чувствуете еще и свою вину.

Многие мне не верят, что моя дочь уже давно засыпает без моего присутствия самостоятельно. Пытаясь убедить в этом своих «коллег» я решила оглянуться назад и вспомнить, как же это все-таки стало возможным. Конечно, так было не всегда и если следовать различным существующим современным методам укладывания малышей, таким как методы Спока, Эствиля и тому подобным, то можно утверждать, что моя дочь достаточно поздно этому научилась. Упомянутые методы считают возможным применять достаточно в раннем возрасте, в то время как моя дочь стала на ночь засыпать самостоятельно с годика, а на дневной сон – даже чуть позже.

Главное, на что я ориентировалась, это, конечно же, на свою интуицию. О методах самостоятельного засыпания я знала, но применять их не торопилась. С восхищением читала подобные успешные истории с пятимесячными малышами, но пробовать не стремилась. И дело не в том считаю я их слишком «жесткими» или нет, просто факт отсутствия самостоятельного засыпания меня ни сколько не напрягал. Тем более что дневные сны и так часто случались у дочи без моего участия. На самом деле, если внимательно изучить эти методы, то ничего жесткого в них нет, все они вполне логичны, и никто силой не заставляет их применять, все остается на усмотрение мамы.

Первым кирпичиком в фундаменте нашего самостоятельного засыпания стало практически , вторым – отсутствие совместного сна. Я не являюсь его противницей, но все дело в том, что если доченька спала со мной, то я совсем не спала. Мне очень часто хотелось ее взять к себе (да и сейчас тоже) ведь это так приятно спать со своей крошкой, но каждый раз я себя останавливала. В общем доча спит в своей кроватке. Был такой момент, когда днем она засыпала на диване вместе со мной, мне казалось, что ей на нем лучше спится. Но затем стала замечать, что если она просыпалась вдруг, то тут же срочным образом ей надо было слезть с дивана и куда-то бежать, а вот кроватка была таким естественным барьером, который преодолевать совсем не хотелось, да и смысла в этом никакого не было. Даже сейчас по утрам она привыкла валяться еще какое-то время и как же я этому рада, ведь мне не надо вскакивать немедленно, могу позволить себе такое вот удовольствие — понежиться в пастельке.

С рождения до годика после купания, ей занимался муж – наносил крем, одевал и находился рядом с ней. Затем я кормила ее и чаще всего засыпала она на тите. Как то доченька заснула до моего прихода. Точно не помню, сколько ей было, может месяцев 9. Как раз в то время я подключила детский бифилин (детский кисломолочный продукт) на вечернее кормление, потому как она вдруг стала просыпаться по ночам (), и было очевидно, что доча не наедается. Не то, чтобы я стремилась как можно быстрее завязать (титю мы кушали до года с небольшим), просто решила понаблюдать, и в итоге это стало хорошей традицией — засыпать с папой. Выглядело это так: после всех процедур он укладывался с ней на диван, а она ползала вокруг него до тех пор, пока ее не настигал Морфей. Позже я узнала, что очень часто детки лучше засыпают с другими членами семьи и что это стоит практиковать. Да, иногда это занимало приличную кучу времени, но папа не жаловался – ведь он тоже отдыхал в это время, а иногда они «сопели» в унисон. И у меня появилось еще немного драгоценного времени на СЕБЯ!

Помню, что однажды я пробовала оставить дочу засыпать одну: положила в кроватку, дала бутылочку с молочком, выключила свет и вышла, закрыв дверь. Тут же раздался плач, она так даже есть отказывалась. Я настаивать не стала и поняла, что еще не время.

И вот однажды, когда мужу надо было срочно поработать вечером, мы договорились, что выступать этаким «живым» матрасом для нашей Принцессы в этот вечер буду я. Собственно все бы, наверное, так и осталось, если бы не мое решение попробовать положить ее в кроватку и лечь рядом с кроваткой, предложив доченьке свою руку. Каково же было мое удивление, когда доча очень быстро уснула, даже не возражая против новой традиции. К тому времени нам был уже годик.

Вообще такой вот «трюк» с кроваткой, когда вы вроде как и рядом и в то же время каждый спит отдельно, очень помогает малышу привыкнуть спать одному и если вдруг ночью ему понадобится внимание мамы, то он всегда сможет рассчитывать на ее руку, а мама при этом продолжит отдыхать.

Следующая веха в нашей эволюции засыпания началась 9 июля 2013 года (я так хорошо запомнила, потому что в тот день я возила ее на УЗИ сердца, которое сделать так и не удалось – ну не переносим мы учреждения здравоохранения, орем, что есть мочи, пугая тем самым и маму, и весь персонал). Уже и не помню почему, но я решила в этот раз не ложиться рядом с кроваткой, а вручить бутылочку, выключить свет и выйти из комнаты, чуть приоткрыв дверь. И опять свершилось – доча заснула не пикнув. Возможно, ключевым моментом здесь (и ошибкой в предыдущей попытке) явилась дверь, которую не стоило закрывать полностью, тем самым сохраняя некое подобие присутствия родителей, которые просто отошли ненадолго. Списав это на счастливый случай, я и не надеялась, что на следующий день история повторится… Но она повторилась и на этот, и на следующий день. Потом правда были два дня, когда я оставалась с ней, но это были исключения.

Подытоживая свои воспоминания, стоит отметить, что не всегда все проходит гладко, естественно бывает, что она плачет. Но в основном этот плач не беспричинный: беспокоит животик, надо сменить подгузник, попить воды. Ну а если она и капризничает, то этот «прием» мы с мужем уже знаем. Доча очень виртуозно, даже по театральному я бы сказала, воспроизводит различные звуки (обычно в таких случаях принято говорить: «выдавливает из себя»), которые, видимо, по ее мнению должны заставить нас поверить в то, что она не заснет самостоятельно. И, как правило, она ошибается, потому как спустя некоторое время, мы обнаруживаем ее мирно спящей в своей кроватке. Бывает и наоборот: думая, что она уснула, я частенько заставала ее спокойно лежащей или играющей со своими носочками. Признаюсь, в те моменты я испытывала даже чувство вины, но умиротворенность доченьки доказывала, что ей так тоже бывает вполне комфортно.


Моя позиция по детсокму сну простая:все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное - чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не "потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали". Дети - это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство - это часто работа, и вы все это прекрасно знаете:)
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут - они такие разные:) У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: "почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике". "Пробуют" обычно от стресса, недосыпа, понимания "предела", злости на "скакуна с сисей во рту ", укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию - это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), "бесслезная" Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их "Тихой ночью" и сном под руководством родителей, Вайсблута и его "здоровым сном" - все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы - сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей - это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате - рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода - это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге - это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА - уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой - у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте - мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется - убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра - сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед - 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
- малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
- знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
- знает, что спать - это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
- знает он сыт (хорошо ужинаем)
- знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует - уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе - по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю:)

хорошего вечера и