Роль медсестры в реабилитации на амбулаторном этапе. Глава XVI. Роль медсестры в реабилитации больных терапевтического профиля. ИПП на занятиях ЛФК

Реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Реабилитационные мероприятия (РМ) при бронхите можно начинать проводить при стихании острого процесса при острых бронхитах и после фазы обострения при хроническом бронхите. РМ направлены, прежде всего на повышение общей и местной резистентности бронхиального дерева, сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям в верхних дыхательных путях. Помимо этого, РМ способствуют усилению крово- и лимфообращения, уменьшению воспалительных изменений в бронхах, восстановлению дренажной функции бронхов и механизма правильного дыхания.

Регулярно проводимые реабилитационные мероприятия, могут обеспечивать медицинскую и в значительной мере профессиональную реабилитацию у больных хроническим бронхитом. Более точная оценка возможностей реабилитации требует больших сроков наблюдения. Что же касается социальной реабилитации больных хроническим бронхитом, то при неуклонно нарастающей дыхательной недостаточности она, по- видимому, бесперспективна, что лишний раз подчеркивает необходимость ранней реабилитационной терапии этих больных, рассчитанной на сохранение их профессиональной работоспособности.

Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis - «способность», rehabilis - «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную, социально - медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинскую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально - экономическую.

В медицинской реабилитации играет важную роль - медицинская сестра, осуществляя процесс реабилитации, выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Специфика роли медицинской сестры в реабилитации пациентов заключается в том, что она должна реализовать не только лечение, но и принять участие в реализации всего процесса реабилитации. Должны учитываться эмоционально- психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с медицинской сестрой признается необходимым элементом реабилитационного процесса.

Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей.

Международный Совет медицинских сестёр определил четыре составляющие профессиональной роли медицинской сестры:

укрепление здоровья

профилактика заболеваний

реабилитация

облегчение страданий пациентов.

Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики, которые представлены как неразрывность различных процессов. На первичном уровне профилактики медсёстры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсёстры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинская сестра отвечает за координирование плана ухода.

В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике в случаях отсутствия партнёрских отношений и истинного сотрудничества между врачом и пациентом. В конечном счёте только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приёму лекарств, изменить ли своё питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль медицинской сестры с высшим сестринским образованием неразделима. Только партнёрский союз медсестры-менеджера и пациента даёт позитивный результат и обеспечивает приверженность пациентов к лечению, что приводит к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнёрства "медсестра - пациент" является обучение.

При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья и болезни. Необходимо понимать, что врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, должны быть не только хорошо информированными о содержании совета, но и должны владеть формой подачи информации, чётко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего, не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций медицинской сестры (пример - отказ от вредных привычек) отвечают, что советы сестры неубедительны.

Одной из перспективных форм профилактического консультирования является "Школа здоровья для пациентов". Цель работы школы - дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. В каждом конкретном случае определяются индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача или медицинской сестры.

Помимо клинических знаний для эффективного обучения пациентов медицинской сестре необходим ряд дополнительных знаний и умений:

Знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;

Знание и учёт психологических принципов формирования поведения и их изменений;

Владение активными формами обучения для повышения его эффективности.

Успешному обучению способствует доверительная атмосфера общения медсестры-менеджера и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, чётко разъяснять цели обучения и т.д.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, иллюстрированных таблиц и схем. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер ("за" и "против", "усилия" и "польза") для конкретного индивидуума, обучаемого в "Школе".

Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встаёт вопрос о необходимости "искусственно" изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться; поесть - снять стресс и т.д.).

История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов с ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, артериальной гипертонией и т.д. С формальной точки зрения "Школа здоровья" - это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов; направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни. Школа здоровья учит не болезни, а тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявление болезни и снизить риск осложнений.

Развитие школ для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения - обеспечение единства врача (сестры) и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой пациентам помощи. Сегодня школы для пациентов представляют собой не просто информационные технологии, передающие определённые знания. Ушли в прошлое лекции по санпросвету, безликие, нередко формальные. Школа - это новые информационно-мотивационные технологии; они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, сформировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности. При достижении этих целей школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности службы здравоохранения и является основополагающим принципом её реформирования.

"Школа здоровья для пациентов с сердечнососудистой патологией" является организационной формой профилактического консультирования и направлена на профилактику осложнений, своевременное лечение и оздоровление. Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школы, неразрывно связаны с качеством сестринской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:

Отношения между медицинской сестрой и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение убедить и объяснить и т.п.);

Профессиональная компетентность медицинского работника (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);

Организация профилактической работы в целом, которая определяет её качество (обсуждение с пациентами проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретных пациентов, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения и т.д.).

Внедрение "Школы здоровья для пациентов с сердечнососудистой патологией" в реальную практику позволяет получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. В результате обучения пациентов и формирования партнёрства между сестрой-менеджером и пациентом изменились установки пациентов и отношение к здоровью. Постепенно снижается число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными, а экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению.

Отечественная система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медицинских сестёр с высшим сестринским образованием используется не в полной мере. Этот факт противоречит принятой в 2001 году Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению. Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию изменившегося состояния здоровья пациентом требует принципиально новых подходов и более современной и расширенной подготовки специалистов. Очевидно, что санитарно-просветительская работа не стала для врачей престижным делом, поскольку не способствует ни продвижению по службе, ни получению квалификационной категории, ни материальному поощрению. Усиление профилактической направленности в области здравоохранения невозможно без реформирования организации работы медицинских сестёр со средним и высшим образованием, а также без перераспределения полномочий между сёстрами и врачами.

Специалистам с сестринским образованием в различных организационных преобразованиях совершенно необоснованно отводят второстепенную роль. Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, что связано с совершенствованием программ подготовки специалистов с квалификацией "менеджер". Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их компетенцией и миссией: врачам - заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием - осуществлять уход за больными и медико-социальные мероприятия, а менеджерам - обеспечивать организацию и управление деятельности медперсонала для наиболее эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения. Каждый работник принимает ответственность по осуществлению задач, поставленных перед всем коллективом. Основными положительными результатами реорганизационных мероприятий сестринской деятельности являются:

постоянный контроль за состоянием больных

более качественное выполнение врачебных назначений

обучение сестринского персонала клиническому мышлению

работа врачей и медицинских сестёр в единой команде

повышение самооценки и статуса медицинской сестры.

Выяснить причину сиюминутного ухудшения состояния больного, поставить социальный диагноз и постараться снять страхи и тревожность перед предстоящей медицинской процедурой - вот одна из целей сестринского процесса, в котором медицинская сестра играет ключевую роль.

В ФБУ "Санаторий "Тройка" ФСИН России медицинская часть представлена десятью врачами и шестнадцатью медицинскими сёстрами. Порядка 75% работающих медиков имеют стаж работы в медицине более 15 лет и 60% - высшую квалификационную категорию.

Я провела опрос медицинских сестёр нашего учреждения. По разработанной мной анкете я опросила 15 человек (Приложение1). Целью анкетирования было получение сведений о стимулах, движущих медработниками среднего звена в их профессиональной деятельности; получение данных о том, что мешает качественной работе сотрудников санатория; получение данных о том, кто на сегодняшний день составляет одну из самых важных звеньев сегодняшнего здравоохранения - средние медицинские работники. Вот что я получила:

· 64% опрошенных (а это больше половины медицинских сестёр) отмечают наличие постоянной работы как главную причину, удерживающую их в данном учреждении

· 33% респондентов удовлетворены объёмом выполняемой ими работы

· 27% опрошенных привлекает хорошее отношение к ним руководства

· 22% устраивает удобный график и близость к дому

· 18% удовлетворены заработной платой

· 16% отметили возможность самореализации (Диаграмма 3).

Хотелось бы отметить, что стаж работы респондентов в санатории составил в среднем 6,5 лет. По мнению анкетированных, на желании эффективно работать негативно отражаются следующие факторы:

· однообразный труд - отметил 1% сотрудников

· отсутствие понимания среди коллег - 2%

· несправедливое отношение руководства - 15%

· большие нагрузки - 18%

· неукомплектованное рабочее место - 22%

· низкая оплата труда медиков - 42% (Диаграмму 4).

К вышеизложенному можно добавить, что 52% сестёр часто думают о карьерном росте, 52% опрошенных постоянно читают специальную медицинскую литературу (42% сестёр никогда не читают медицинскую литературу, а 6% - читают лишь иногда).

Социологический опрос является одним из наиболее показательных методов оценки качества. На основании проведённого исследования и сравнительного анализа качества и профессионализма медицинских сестёр ФБУ "Санаторий "Тройка" ФСИН России я сделала следующие выводы:

1. Большинство опрошенных удовлетворены качеством выполняемой ими работой и отлично справляются со своими профессиональными обязанностями, что положительно сказывается на всей работе санатория. Однако, то же большинство (42%) считает свою заработную плату несоответствующей качеству своего труда (более низкой, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности и трудоспособности медработника сегодня).

А это, в свою очередь, в дальнейшем сможет помешать санаторию в оказании качественной медицинской помощи пациентам в связи с потерей квалифицированных кадров: из-за низкой оплаты труда работающие сегодня сотрудники вынуждены будут уйти, а молодое поколение не спешит устраиваться на работу за гроши.

2. Почти треть опрошенных привлекает хорошее отношение к ним администрации, что положительно характеризует весь руководящий состав санатория. Но и почти четверть респондентов недовольны укомплектованностью своих рабочих мест, что никак не может, в свою очередь, качественно улучшать трудоспособность сотрудников и повышать качество оказываемой медицинской помощи нуждающимся в ней больным.

3. Отсутствие единства в уровне знаний исследуемых сотрудников подтверждает необходимость разработки общей программы обучения медицинского персонала на местах на всех уровнях подготовки специалистов сестринского дела, включая курсы повышения квалификации, различного уровня семинары и конференции.

ВОПРОС: Что Вас прежде всего привлекает в данном учреждении?

16% - возможность самореализации

18% - достойная заработная плата

22% - решение проблем личного характера

27% - хорошее отношение руководства

33% - удовлетворение качеством работы

64% - наличие постоянной работы

ВОПРОС: Что по Вашему мнению негативно отражается на желании работать?

1% - однообразный труд

2% - нет понимания среди коллег

15% - несправедливость администрации

18% - большие нагрузки

22% - плохо оборудованное рабочее место

гастрит медсестра реабилитация

Проблемы пациентов у страдающих гастритами:

желудочный дискомфорт, боль в эпигастрии, изменения аппетита, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, исхудание и др.

Потенциальные проблемы: желудочное кровотечение, страх осложнений (рак, язвенная болезнь).

Медсестра должна: проследить за строгим выполнением установленного диетического режима; объяснить пациенту значение соблюдения диетического питания и приема минеральной воды; объяснить родственникам о необходимости приносить передачи в соответствии с диетой; контролировать физиологические отправления; по назначению врача вводить лекарства для снятия боли. Рассказать пациенту о мероприятиях профилактики, эффективность которых зависит и от усилий пациента.

Большое значение в комплексной терапии имеет лечебное питание. Больной должен принимать пищу небольшими порциями через сравнительно короткие промежутки времени (5--6 раз в день) в одни и те же часы. Необходимо избегать физических и психических перенапряжений. В период ремиссии гастрита больной лечится амбулаторно.

Диетическое меню для больного хроническим гастритом предусматривает все необходимые для жизнедеятельности организма компоненты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

Не рекомендуется употреблять кофе, какао, так как эти напитки содержат вещества, раздражающие слизистую оболочку желудка. Перец, горчица, хрен, уксус исключаются из рациона. При нарушении секреции пищеварительного сока пища плохо переваривается, поэтому обильная еда противопоказана. Строго противопоказаны алкоголь, пиво, газированные напитки.

В течении хронического гастрита различают фазу ремиссии и фазу обострения. Во время обострения следует соблюдать более жесткую диету, во время ремиссии диета может быть значительно расширена, если это позволяет индивидуальная переносимость.

Во время обострения пищу готовят в полужидком виде или в виде желе, жареные продукты исключаются. Количество основных компонентов пищи незначительно снижено, диета содержит 80 г белка, 80-100 г жиров, 200-300 г углеводов, энергетическая ценность 2200 ккал. Разрешены манная, рисовая каши, фруктовые и ягодные кисели, молочные или слизистые супы, яйца всмятку, омлеты, протертые овощи, протертый творог, сливочное масло, отвар шиповника.

По мере ликвидации острых симптомов (обычно через 2-3 дня) диету постепенно расширяют. Количество основных компонентов пищи соответствует обычному: 100 г белка, 100 г жиров, 400 г углеводов, энергетическая ценность 2600-2800 ккал.

В этот период рекомендуются супы из картофеля, моркови, молочные супы с вермишелью, овощные щи; свежий творог, некислая простокваша, кефир, несоленое сливочное масло; яйца всмятку, омлеты; нежирное мясо (говядина, телятина, курица, кролик) в отварном виде или в виде паровых котлет, фрикаделей; постная ветчина, докторская колбаса; любые каши; пудинги, хорошо разваренные, измельченные овощи; сладкие протертые, отварные или печеные фрукты; кисели, некрепкий чай; хлеб белый подсушенный, сухое печенье, сушки.

Контроль за своевременным и полноценным приемом назначенных лечащим врачом лекарственных препаратов, которые имеют своей целью коррекцию кислотности желудочного сока, а также нормализацию моторики желудочно-кишечного тракта.

Больных хроническими гастритами со сниженной секрецией желудочного сока (особенно с отсутствием соляной кислоты в желудочном соке) ставят на диспансерный учет. Раз в год таким больным проводят гастроскопию или рентгенологическое исследование желудка, так как они являются группой риска в отношении развития рака желудка.

В комплекс лечебных мероприятий включают физиотерапевтические процедуры (грязелечение, диатермию, электро- и гидротерапию). Рекомендуется витаминотерапия, особенно прием никотиновой и аскорбиновой кислот, витаминов В6, В12.

Создание условий для глубокого и полноценного сна. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. Создание благоприятной обстановки дома и на работе. Больной не должен волноваться и раздражаться. Занятия физической культурой и спортом. Необходимо своевременно проводить санацию ротовой полости, лечение и протезирование зубов.

Не менее важно санаторно-курортное лечение (после обострения) - Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и др. Минеральная вода применяется в период амбулаторного и стационарного лечения при обострении, наибольший эффект дают минеральные воды -- углекислые или щелочные. При хроническом гастрите они улучшают функцию пищеварительных желез, нормализуют секреторную и моторную деятельность желудка и способствуют растворению и удалению скопившейся в желудке слизи. При гастрите с повышенной секрецией и кислотностью желудочного содержимого назначают Боржоми, а при пониженной -- Ессентуки № 17.

Профилактика. Пациенты с хроническим гастритом подлежат диспансеризации. Существует понятие первичной и вторичной профилактики. Профилактика хронического гастрита является первичной, а профилактика обострений хронического гастрита -- вторичной. Если лечебными мерами удалось приостановить патологический процесс и добиться практического восстановления нормальных функций желудка, то наступает стадия ремиссии (стойкого улучшения).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

КУРСОВА РАБОТА

Сестринский процесс в реабилитации больных

Студента: Акопян Анжела Владимировна

Специальность: сестринское дело

Группа: 363

Руководитель

Гобеджишвили Елена Александровна

Ставрополь 2014 г.

Введение

1. Основная часть

1.1 Реабилитация больных с ОНМК

1.1.1 Этиология, патогенез ОНМК

1.1.2 Этапы определения реабилитационной программы

1.1.3 Виды реабилитационных программ и условия проведения

1.1.4 Виды реабилитации

1.2 Сестринский процесс

2. Практическая часть

Литература

инсульт сосудистый сестринский реабилитация

В ведение

Актуальность исследования.

Реабилитация больных, перенесших ОНМК, является важной медицинской и социальной проблемой. Это определяется частотой сосудистых поражений головного мозга и его осложнений. В России ежегодно регистрируется более 450 тысяч ОНМК, заболеваемость инсультом в Российской Федерации составляет 2,5 - 3 случая на 1000 населения в год.

В настоящее время инсульт рассматривают как клинический синдром острого сосудистого поражения головного мозга. Он является исходом различных патологических поражений системы кровообращения: сосудов, сердца, крови. Соотношение геморрагических и ишемических инсультов составляет 1: 4 - 1: 5.

Инсульт, нередко, оставляет после себя тяжелые последствия в виде двигательных, речевых и других нарушений, значительно инвалидизируя больных, снижая качество жизни самих пациентов и ближайших родственников. Спонтанное восстановление нарушенных функций можно дополнить и ускорить реабилитационными мероприятиями.

Современный комплексный подход к организации реабилитационной помощи больным, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), позволяет вернуть к труду или иному виду активной социальной деятельности до 60% постинсультных больных трудоспособного возраста (по сравнению с 20% больных, не прошедших систему реабилитационных мероприятий)

Несмотря на положительные результаты по оценке качества и эффективности восстановительного лечения больных, перенесших инсульт и организация реабилитации подобного контингента существующая система не обеспечивает всей потребности в ней, что требует совершенствования организационных форм и методов работы.

Образовательный и профессиональный уровень, как медицинских сестер первичного звена, так и сестер специализированных неврологических отделений соответствует современным требованиям к уровню подготовки специалистов сестринского дела. Условия этапной реабилитации постинсультных больных способствует расширению роли медицинских сестер, определяет основные направления мероприятий, которые способствуют улучшению качества жизни пациента, связанное со здоровьем. Все это обосновывает необходимость поиска механизмов, в основе которых должно лежать не интуиция, а целенаправленная и систематическая работа, сочетающаяся с научным обоснованием, рассчитанная на удовлетворение потребностей и решение проблем больного, а также изменением роли медицинской сестры, с учетом более рационального ее использования, полноценного функционирования в современных условиях.

В соответствии с выше изложенным сформулирована рабочая гипотеза о том, что использование современных технологий организации сестринского ухода в реабилитации больных, перенесших ОНМК, способствует скорейшему восстановлению функциональной независимости пациентов, повышает качество и эффективность сестринской помощи.

Цель работы:

· обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;

· выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;

· приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса (ПК2.2.);

Сотрудничая со взаимодействующими организациями и службами (ПК2.3.);

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования (ПК 2.4.);

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.(ПК2.5.);

Осуществлять реабилитационные процессы (ПК2.7.).

1. Основная часть

1.1 Реабилитация больных с ОНМК

1.1.1 Этиология, патогенез ОНМК

Инсульт - это острое нарушение мозгового кровообращения.

Это остро возникающий дефицит мозговых функций, вызванный нетравматическим повреждением головного мозга. Вследствие повреждения церебральных кровеносных сосудов, происходит расстройство сознания и/или двигательные, речевые, когнитивные нарушения. Заболеваемость мозговым инсультом в разных странах варьирует от 0,2 до 3 случаев на 1000 населения; в России ежегодно диагностируют свыше 300 000 инсультов в год . Согласно мировой статистике, происходит постепенное омоложение больных с мозговым инсультом.

Реабилитация больных после острого нарушения кровообращения направлена на восстановление функциональных возможностей нервной системы или компенсацию неврологического дефекта, социальную, профессиональную и бытовую реабилитацию. Длительность процесса реабилитации зависит от степени тяжести инсульта, распространенности зоны поражения и топики поражения. Мероприятия, направленные на реабилитацию больного, важно начинать в остром периоде заболевания. Они должны осуществляться поэтапно, систематически и в течение длительного времени. При восстановлении нарушенных функций различают три уровня восстановления.

Первый уровень наиболее высокий, когда нарушенная функция возвращается к исходному состоянию, это уровень истинного восстановления. Истинная реабилитация возможна только тогда, когда нет полной гибели нервных клеток, и патологический очаг состоит в основном из инактивированных элементов. Это является следствием отека и гипоксии, изменения проводимости нервных импульсов, диашиза.

Вторым уровнем восстановления является компенсация. Понятие «компенсация» включает в себя выработанную в процессе развития живого организма способность, которая позволяет при нарушении функции, вызванном патологией какого-либо ее звена, эту функцию пострадавших структур брать на себя другим системам, которые не были разрушены при действии травматизирующего фактора. Основным механизмом компенсации функций при инсульте является функциональная перестройка и включение в функциональную систему новых структур. Необходимо отметить, что на основе компенсаторной перестройки редко удается добиться полного восстановления функции.

Третий уровень восстановления - реадаптация (приспособление). Она наблюдается в том случае, когда патологический очаг, приведший к развитию дефекта, настолько велик, что нет возможности компенсации нарушенной функции. Примером реадаптации к длительному выраженному двигательному дефекту может явиться использование разнообразных приспособлений в виде тростей, кресел-каталок, протезов, «ходилок».

В восстановительном периоде после инсульта принято выделять в настоящее время несколько периодов: ранний восстановительный, длящийся первые 6 месяцев; поздний восстановительный период включает в себя отрезок времени от полугода до 1 года; и резидуальный период, после года. В раннем периоде реабилитации, в свою очередь, выделяют два периода. К этим периодам относят период до трех месяцев, когда в основном начинается восстановление объема движений и силы в пораженных конечностях и подходит к завершению формирование постинсультной кисты, и от 3 месяцев до полугода, когда продолжается процесс восстановления утраченных двигательных навыков. Реабилитация речевых навыков, психическая и социальная реабилитация занимают более длительное время. Выделяют основные принципы реабилитации, к которым относятся: раннее начало реабилитационных мероприятий; систематичность и длительность. Это возможно при хорошо организованном поэтапном построении процесса реабилитации, комплексности и мультидисциплинированности, т. е. включении в реабилитационный процесс специалистов различных направлений (неврологов, терапевтов, в некоторых случаях урологов, специалистов зиологов или нейропсихологов, массажистов, логопедов-афафизиотерапевтов, по кинезотерапии (лечебной физкультуре), афазиологов-иглотерапевтов, трудотерапевтов, психологов, социальных работников, специалистов по биологической обратной связи); адекватности реабилитационных мероприятий; наиболее важным принципом реабилитации больных после инсульта является участие самого больного, его близких и родных в процессе. Для эффективного планирования и осуществления программ восстановления необходимы совместные, скоординированные усилия различных специалистов. Кроме врача-реабилитолога, специалиста в области реабилитации больных, перенесших инсульт, в состав такой команды входят специально обученные медицинские сестры, врачи-физиотерапевты, врач по профессиональной реабилитации, психолог, логопед и социальный работник. Причем состав команды медработников может варьировать в зависимости от степени выраженности нарушений и их разновидности.

1.1.2 Этапы определения реабилитационной программы

1. проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияния физических дефектов на жизнедеятельность пациента,на уровень его функциональных возможностей.

2. определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.

3. определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

1.1.3 Виды реабилитационных программ и условия проведения

1. стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

2. дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

3. амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или ЛФК.

4. Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

5. Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности ее осуществления в различных условиях.

Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда нужно поддерживать физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие его ослабляет.

1.1.4 Виды реабилитации

1. Медицинская реабилитация : по определению комитета экспертов ВОЗ - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе

- Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия);

Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия);

Нетрадиционные методы лечения (фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия)

Психотерапия;

Логопедическая помощь;

Технические средства реабилитации;

2. социальная реабилитация возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности, ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.

Социально-бытовая адаптация:

Социально-средовая реабилитация:

Безусловно, все эти последствия болезни взаимосвязаны: повреждение обуславливает нарушение жизнедеятельности, которое, в свою очередь приводит к социальным ограничениям и к нарушению качества жизни. Схематично можно представить взаимосвязь заболевания и его последствий следующим образом

1.2 Сестринский процесс

Сестринский процесс -- систематическое определение ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

Создание базы информационных данных о пациенте;

Определение потребности пациента в сестринском уходе;

Обозначение приоритетов сестринского обслуживания;

Оказание сестринской помощи;

Оценка эффективности процесса ухода.

Первый этап сестринского процесса -- сестринское обследование

Сестринское обследование включает оценку состояния пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии его здоровья.

Собрав необходимую информацию о состоянии здоровья, сестра должна:

1. Получить представление о пациенте до начала ухода.

Определить возможность самоухода пациента.

Установить эффективное общение с пациентом.

Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты.

Заполнить документацию.

Оценка объективных данных физического состояния пациента:

Физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация);

Выражение лица: болезненное, одутловатое, без особенностей, страдальческое, настороженное, спокойное, безразличное и т. д.;

Сознание: в сознании, без сознания, ясное;

Положение в постели: активное, пассивное, вынужденное;

Костно-мышечная система: деформация скелета, суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен);

Дыхательная система: частота дыхательных движений, характеристика дыхания, тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный), ритм (ритмичное, аритмичное), глубина (поверхностное, глубокое), тахипноэ (учащенное, поверхностное, ритмичное), брадипноэ (уреженное, ритмичное, углубленное), в норме (16-18 дыхательных движений в 1 минуту, поверхностное, ритмичное);

АД: на двух руках, гипотония, гипертония, нормотония;

Пульс: количество ударов в 1-минуту, брадикардия, тахикардия, аритмия, в норме (пульс 60-80 уд. в 1 мин);

Способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних.

Оценка объективных данных психологического состояния пациента:

Изменения в эмоциональной сфере: страх, беспокойство, апатия, эйфория;

Психологическая напряженность: неудовлетворенность собой, чувство стыда, нетерпение, депрессия.

Субъективные данные о здоровье пациента медицинская сестра получает в ходе беседы. Эти данные зависят от эмоций и чувств пациента. Информацию могут предоставить родственники, друзья, коллеги и медработники в случае нахождения пациента в бессознательном состоянии, когда пациент дезориентирован или пациент -- ребенок.

Качество проведенного обследования и полученная информация определяет успех последующих этапов сестринского процесса.

Второй этап сестринского процесса - определение сестринских проблем

Сестринский диагноз -- это описание состояния здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

Сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью, может часто меняться в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.

Сестринские диагнозы связаны с нарушением процессов:

Движения (снижение двигательной активности, нарушение координации и др.);

Дыхания (затрудненное дыхание, кашель продуктивный и непродуктивный, удушье);

Кровообращения (отеки, аритмия и т. д.);

Питания (питание, значительно превышающее потребности организма, ухудшение питания и т. д.);

Поведения (отказ от приема лекарств, социальная самоизоляция, суицид и т. д.);

Восприятия и ощущения (нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение вкуса, боль й т. д.);

Внимания (произвольного, непроизвольного и т. д.);

Памяти (гипомнезия, амнезия, гипермнезия и т. д.);

В эмоциональной и чувствительной сферах (страх, беспокойство, апатия, эйфория, отрицательное отношение к медработникам, оказывающим помощь, и качеству проводимых манипуляций и др.);

Изменением гигиенических потребностей (недостаток гигиенических знаний, навыков и др.).

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта, определению первичного психологического диагноза.

Медсестра наблюдает, беседуя с пациентом, за наличием или отсутствием психологической напряженности и отмечает:

Изменения эмоциональной сферы, влияние эмоций на поведение, настроение, состояние организма.

При проведении психологической беседы следует придерживаться принципа уважения личности пациента, гарантировать конфиденциальность полученной информации, терпеливо выслушивать пациента.

После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.

Третий этап сестринского процесса -- планирование целей и объема сестринского ухода

Постановка целей ухода необходима для:

Определения индивидуального сестринского ухода;

Определения степени эффективности ухода.

Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, убеждая пациента в необходимости их достижения, вместе с ним определяет пути достижения этих целей.

Достижение каждой цели включает 3 компонента:

Исполнение (глагол, действие).

Критерий (дата, время, расстояние).

Условие (с помощью кого-либо или чего-либо).

Например: пациент будет выполнять движения в локтевом суставе с полной амплитудой с помощью здоровой руки на десятый день.

Четвертый этап сестринского процесса -- реализация плана сестринского ухода

Требования к реализации плана

1. Систематическое выполнение плана сестринского ухода.

Осуществление координации намеченных действий.

Вовлечение пациента и членов его семьи в процесс оказания помощи.

Регистрация оказанного ухода.

Оказание доврачебной помощи по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Учет несостоятельности планируемого ухода в случае изменения обстоятельств.

Реализация плана сестринского ухода в ЛФК путем использования средств ЛФК с комплексной психофизической тренировкой, в различных лечебных вариантах, в разных режимах двигательной активности.

Пятый этап сестринского процесса -- оценка эффективности запланированного ухода

Целью итоговой оценки является определение результата сестринской помощи. Оценка осуществляется непрерывно до выписки пациента.

Медицинская сестра собирает, анализирует информацию, делает выводы о реакции пациента на уход, о возможности осуществления плана ухода, о новых проблемах.

Основные аспекты оценки:

Достижение цели, определение качества ухода;

Реакция пациента на качество ухода;

Поиск и оценка новых проблем, потребностей пациента в уходе.

Если цели достигнуты и проблема решена, медсестра отмечает это в плане о достижении цели по данной проблеме, ставит дату, подпись.

Если цель сестринского процесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохранилась потребность в уходе, необходимо провести переоценку, установить причину ухудшения состояния или момент изменений в состоянии здоровья пациента.

Важно привлечь пациента к установлению причин, помешавших достижению поставленной цели.

Документация сестринского процесса

Необходимость документирования сестринского процесса состоит в том, чтобы перейти от интуитивного подхода по оказанию помощи пациенту на продуманный, рассчитанный на удовлетворение потребностей пациента в уходе

Роль медицинской сестры:

Выполнение врачебных назначений

Динамическое наблюдение за состоянием пациента:

Контроль сознания

Функциональная оценка состояния пациента

Удовлетворение потребностей пациента в питании и жидкости:

Адекватное питание

Адекватное потребление жидкости

Сведение к минимуму физического дистресса:

Коррекция нарушений дыхания

Контроль терморегуляции

Поддержание гемодинамики

Сведение к минимуму эмоционального дистресса

Коррекция нарушений психики

Снижение риска вторичных осложнений

Тромбоз глубоких вен нижних конечностей

Пролежни

Боль и отек в парализованных конечностях.

Коррекция нарушений дыхания.

Обеспечение проходимости дыхательных путей путем предупреждения обструкции является приоритетной задачей у больных с ОНМК:

Находящихся в коме

При рвоте.

Основные причины обструкции дыхательных путей:

Западание корня языка

Аспирация рвотных масс

Участие кашлевого рефлекса и накопление мокроты в трахеобронхиальном дереве.

Профилактика обструкции дыхательных путей:

Удаление съемных зубных протезов

Регулярная санация ротоглотки

Контроль положения пациента

Изменение положение тела

Пассивная дыхательная гимнастика

Адекватное питание пациента .

Метод кормления зависит от степени угнетения сознания и сохранения глотательного рефлекса. Расширение рациона питания производится за счет молочно-растительной пищи с содержанием клетчатки. Пациент принимает пищу сначала в кровати (высокое положение Фаулера и специальный столик), по мере расширения двигательного режима сидя за столом. Максимальное количество действий должен выполнять сам больной для раннего восстановления бытовых навыков.

Контроль терморегуляции

Для поддержания функции терморегуляции необходимо соблюдать следующие требования ухода:

Температура воздуха в помещении должна придерживаться в пределах 18°-20°С

Необходимо проводить проветривание палаты

Недопустимо использование перин и толстых одеял на постели больного.

Коррекция нарушений психики

Любые психические нарушения сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью, утратой контроля над психической деятельностью. Психоэмоциональные расстройства могут существенно нарушать мотивации и адекватность поведения больного, значительно затрудняя тем самым процесс реабилитации. Медицинская сестра должна:

Объяснить природу нарушений родственникам

По согласованию с врачом ограничить общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости

При необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента

Подключить к лечению и реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции

Не торопить пациента

При нарушении познавательных функций напоминать пациенту о времени, месте, значимых лицах

Мотивировать пациента к выздоровлению.

Боль и отек в парализованных конечностях . Боль и отек в парализованных конечностях лечатся:

Полным исключением свисания конечностей

Применение пневматической компрессии или бинтованием специальными бинтами

Поддержанием достаточного объема пассивных движений

Периодическим приданием, парализованным конечностям приподнятого положения.

Профилактика тромбоза глубоких вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и связанная с ним тромбоэмболия легочной артерии представляют серьезную проблему ухода при ОНМК. Больные с ОНМК относятся чаще всего к группе высокого риска, что делает профилактику тромбоза обязательной. У лежачих больных замедляется скорость кровотока по сосудам, что способствует повышению свертываемости крови и развитию тромбоза вен ног. Чаще такое происходит в парализованной конечности

Медицинская сестра должна:

Забинтовать больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен

Проводить ручной массаж (поглаживание и разминание) от стопы к бедру

Придать вынужденное положение в постели (лежа на спине, приподнять ноги на 30°-40° с помощью подушек и валиков).

Профилактика пролежней . Пролежни относятся к наиболее частой проблеме, с которой сталкиваются при восстановительном лечении больных неврологического профиля. Возникновение пролежней сопровождается обычно такими осложнениями, как боль, депресии, инфекции. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: длительном сдавливании мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента.

Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели, сидит в кресле-каталке), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово- и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее - некротическим изменениям кожи, подкожно - жировой клетчатки и даже мышц.

Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками.

Избежать образования пролежней у пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.

Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, необходимы: функциональная кровать, противопролежневый матрац, специальные приспособления. К специальным приспособлениям относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.

Роль медицинской сестры по восстановлению двигательных навыков :

Занятия с больными по указаниям методиста лечебной физкультуры в вечернее время и выходные дни

Лечение положением

Биомеханика шага

Дозированная ходьба

Роль медицинской сестры по восстановлению речи, навыков чтения и письма

Занятия с больными по указанию логопеда

Произношение звуков и слогов

Речевая гимнастика

Роль медицинской сестры в восстановлении навыков самообслуживания

Оценить уровень функциональной зависимости

Обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания

Обеспечить больного приспособлениями, облегчающими самообслуживания

Заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности

Организовать комплекс трудотерапии с ежедневными занятиями пациента (стенд бытовой реабилитации, детские игрушки разного уровня)

Контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления

Проводить индивидуальные беседы с больным

Роль медицинской сестры по снижению риска травматизма

Организовать окружающую среду

Обеспечить дополнительную поддержку

Обеспечить вспомогательными средствами передвижения

Роль медицинской сестры по проблеме дезориентации

Информирование пациента

Напоминание о недавних событиях

Сопровождение пациента к местам приема процедур, пищи.

Роль медицинской сестры по проблеме боли в плечевом суставе

Обучение родственников пациента щадящим техникам перемещения и правилам обращения с паретичной рукой

Использование позиционирования

Роль медицинской сестры по профилактике повторного инсульта

Использование в работе с пациентом протокола по артериальной гипертензии

Вовлечение пациента в Школу гипертонии

2. Практическая часть

В ГБУЗ СК «СМП» 3 октября 2014 года в неврологическое отделение поступила пациентка З. 67 лет с повторным диагнозом «ХПНМК» Дисциркуляторная энцефалопатия. Предъявляла жалобы на высокое артериальное давление, головные боли, головокружение, шум в ушах, нарушение памяти, нарушение координации, шаткую походку.

Из анамнеза заболевания: началось днем, когда появились головные боли, головокружение и подъем АД.

Из анамнеза жизни: В течении 3 лет болеет хронической недостаточностью мозгового кровообращения, наследственность не отягощена.

1. СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Сознание ясное. Температура тела 36,6?С, пульс 80 ударов в минуту, АД 150/90 мм.рт. ст., ЧДД 20 в минуту, ЧМН без особенностей, снижение силы в левых конечностях до 3-х баллов, поверхностная чувствительность

2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА.

Настоящие проблемы: Головная боль, атаксия, головокружение, нарушение движения, плохое настроение, нарушение сна.

Приоритетные проблемы: Головокружение, головная боль, атаксия.

Потенциальные проблемы: Риск травматизма.

Цель: Уменьшить головную боль, облегчить состояние больной, увеличить объем движений.

3. ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ

Проводим профилактику травматизма (при перемещении использовать кресло-каталку или трость); беседы о необходимости соблюдения диеты и режима питания, режима труда и отдыха, о приеме лекарственных препаратов. Подготовка больного к инъекциям.

4. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТРИНСКОГО УХОДА.

Обеспечить ночной покой, устранить шум, яркий свет. Пища должна быть хорошо обработанной, полужирной.

Убедить пациента в необходимости систематического приема лекарственных препаратов для снижения АД. (клофелин, капотен)

Для укрепления и восстановления координации движения показана ЛФК и выполнение гимнастики. Проводить 2-3 раза в день по 10-15 минут.

Ограничить суточный прием жидкости до 1 литра. Объяснить пациенту необходимость такого режима.

Покой. Постельный режим, назначить препараты: аэрон, дедакон.

Проводим контроль за соблюдением приемов лекарственных препаратов и соблюдением диеты.

Проводим проф илактику травматизма (при перемещении использовать кресло-каталку или трость);

Проводим беседы о необходимости соблюдения диеты и режима питания, приеме лекарственных препаратов.

Подготовка больного к инъекциям.

Проводить контроль за своевременным приемом пациентом лекарственных препаратов (по назначению врача).

Нарушение сна : проветрить помещение перед сном, дать по назначению врача снотворные средства

Психические нарушения сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью

Медицинская сестра должна : объяснить природу нарушений родственникам; по согласованию с врачом ограничить общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости; при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на вопросы пациента; подключить к реабилитации лиц, вызывающих положительные эмоции.

Выводы

1. Внедрение сестринского процесса в реабилитацию пациентов, перенесших инсульт, в настоящее время является необходимым условием для осуществления профессионального ухода за пациентами, т.к. позволяет улучшить качество сестринской помощи и реально влияет на качество жизни пациента, связанное со здоровьем.

2. Данная модель сестринского ухода определяет характер сестринской помощи в формате медицинской реабилитации, цель, которой является патофизиологическое улучшение и улучшение функциональных способностей, социально-бытовой активности.

3. Основными проблемами пациентов, перенесших инсульт и с которыми работает сестринский персонал отделения нейрореабилитации, являются: нарушение процесса раздевания, одевание брюк, одевание рубашки, одевание ботинок и носок, нарушение навыков проведения гигиены (умывание лица, причесывание, чистка зубов), и невозможность самостоятельно осуществлять процесс передвижения по палате, в пределах отделения и подъема по лестнице; со стороны психоэмоционального состояния - нежелание действовать, навязчивые мысли и страхи, чувство тревоги.

4. Реализация современных технологий сестринского ухода позволяет повысить удовлетворенность участников реабилитационного процесса (сестринский персонал - пациент - врачебный персонал) и сделать его более эффективным.

5. Расширение сферы деятельности в рамках профессиональной компетенции медицинских сестер в нейрореабилитации, в условиях многоуровневой системы оказания медицинской помощи - способствует эффективности медико-социальной реабилитации.

6. Модель сестринского ухода, ориентированна на человека и его нужды, на семью и общество, представляет медицинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными пациентами, а также с их родственниками.

Литература

1. С.В. Прокопенко, Э.М. Аракчаа, и др., «Алгоритм реабилитации больных, перенесших инсульт», Учебно-методическое пособие.: Красноярск, 2008 - 40стр.

2. Реабилитология: методические указания к внеаудиторной работе для студентов 3-4 курса по специальности 060109 - сестринское дело/сост. Ж.Е. Турчина, Т.Р. Камаева-Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.-134 стр.

3. Основы ранней реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения: Учебно-методическое пособие по неврологии для студентов медицинских вузов / под. ред. В.И. Скворцовой.- М.: Литтерра, 2006.-104 с.

4. Ибатов А.Д., Пушкина С.В. - Основы реабилитологии: Учебное пособие. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007.-160 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Восстановительное лечение больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Оптимизация работы сестринского персонала в нейрореабилитации. Моделирование внедрения сестринского процесса в практику отделения восстановительного лечения.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Морфофункциональные характеристики мозгового кровообращения. Этиология и патогенез инсульта. Клиническая картина, диагностика и профилактика заболевания. Физиотерапевтические процедуры как средство физической реабилитации у больных перенесших инсульт.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2016

    Обзор причин возникновения острого нарушения мозгового кровообращения. Изучение этиологии, патогенеза, диагностики, клиники и лечения заболевания. Анализ степени вмешательства медицинской сестры в лечебно-диагностический процесс, её роли в реабилитации.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2015

    Тенденции современного распространения сосудистых заболеваний. Что такое острое нарушение мозгового кровообращения, основные черты инсульта. Классификация инсультов, этиология и патогенез. Диагностика и лечение острого нарушения мозгового кровообращения.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Инсульт и когнитивные нарушения. Феноменология возникновения инсульта. Реабилитация пациентов после инсульта. Фокальные когнитивные нарушения, связанные с очаговым поражением мозга. Выявление деменции с поражением лобных долей инсультных больных.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2017

    Язвенная болезнь желудка: этиология, клиника. Осложнения и роль сестринского персонала при их возникновении. Методы реабилитации при консервативном лечении и постоперационной реабилитации. Анализ состояния здоровья больных на момент начала реабилитации.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2015

    Место острого нарушения мозгового кровообращения среди причин смерти и инвалидности в России. Реабилитация и риски для здоровья пациента после инсульта. Методы профилактики атеросклероза сосудов головного мозга и риска развития повторного инсульта.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Этиология острого нарушения мозгового кровообращения - патологического процесса в головном мозге, связаного с недостаточностью кровоснабжения мозга (ишемический инсульт) или внутричерепным кровоизлиянием. Догоспитальное оказание медицинской помощи.

    реферат , добавлен 08.12.2011

    Общие аспекты реабилитации при ишемической болезни сердца. Основные принципы поэтапной системы восстановления больных, перенесших инфаркт миокарда. Методы контроля адекватности физической нагрузки. Психологическая реабилитация в фазе выздоровления.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Госпитализация с острым нарушением мозгового кровообращения. Инсульт как тяжелое и опасное сосудистое поражение центральной нервной системы, острое нарушение мозгового кровообращения, вызывающее гибель мозговой ткани. Основные последствия инсульта.

Термин «реабилитация» происходит от латинского «habilis» - способность и «rehabilis» - восстановление способности.

Реабилитация представляет собой комплекс координированно проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического, социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, психического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболевания.

Исходя из многоплановости задач реабилитации, её условно делят на так называемые виды или аспекты реабилитации: медицинский, физический, психологический, социально-экономический и профессиональный.

Медицинский аспект реабилитации представляет собой комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и развитие физиологических функций больного, на выявление его компенсаторных возможностей с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем условия для возвращения его к активной самостоятельной жизни. Этот аспект реабилитации связан с лечебными мероприятиями на протяжении всего периода наблюдения за больным и включает в себя вопросы наиболее ранней госпитализации, назначения медикаментов, а позже – после возвращения больного к трудовой деятельности – организации активного диспансерного наблюдения и систематического профилактического лечения, включая меры вторичной профилактики.

Физический аспект реабилитации направлен на восстановление физической работоспособности больных, что обеспечивается своевременной и адекватной активизацией больных, ранним назначением лечебной гимнастики, затем ЛФК, дозированной ходьбы, а в более позднем периоде – физических тренировок.

Психологический аспект реабилитации. Изучение характера и выраженности психических нарушений, нередко развивающихся при различных заболеваниях, и своевременная их коррекция – одна из задач этого аспекта реабилитации.

Профессиональный аспект реабилитации. Вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определение трудоспособности больных составляют предмет профессионального аспекта реабилитации.

Социально-экономический аспект реабилитации включает вопросы взаимоотношений больного и общества, больного и семьи, пенсионного обеспечения.

Фазы реабилитации.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ, процесс реабилитации подразделяют на три фазы: больничную (стационарную), выздоровления и поддерживающую. В рамках каждой из этих фаз решаются в том или ином объеме задачи каждого вида реабилитации.

Больничная (стационарная) фаза реабилитации. Целью этой фазы реабилитации является восстановление физического и психологического состояния больного настолько, чтобы он был подготовлен к проведению второй фазы реабилитации в санатории или при наличии противопоказаний – в домашних условиях. Задачи больничной фазы реабилитации, реализуемой в условиях кардиологического или терапевтического, или другого отделения стационара, решаются в рамках каждого из видов реабилитации.

Санаторная (вторая) фаза реабилитации. По завершении больничной фазы реабилитации больной оказывается подготовленным к выполнению программы фазы выздоровления, которая обычно осуществляется в реабилитационных центрах. Эта фаза реабилитации является по существу рубежом между периодом, когда человек находится в статусе больного, и возвращением его в семью, к активной деятельности, жизненным неурядицам и сложностям.

Основная цель этой фазы реабилитации: подготовка больного к активной жизни – возвращению в семью, к рациональной перестройке жизненного уклада, изменению некоторых привычек, к систематическому проведению профилактических мероприятий, включая вторичную профилактику. Задачи физического, психического и других аспектов реабилитации решаются в этой фазе на новом по сравнению с больничным этапом уровне.

Поддерживающая (третья) фаза реабилитации . По завершении фазы выздоровления больной вступает в третью фазу реабилитации, целью которой является поддержание достигнутого в санатории уровня физической работоспособности с некоторым её увеличением у ряда больных, завершение психологической реабилитации больного уже в условиях возобновления его социальной жизни.

Возможным фактором, обеспечивающим эффективность реабилитации в целом, является реализация принципа преемственности между фазами, что достигается занесением полной информации о клиническом, физическом и психологическом статусе больного на каждом этапе реабилитации в этапный эпикриз.

Ведущей в реабилитации терапевтических больных является лечебная физкультура (ЛФК).

Особенности метода лечебной физкультуры:

    воздействие на человека физическими упражнениями;

    больной сам активно участвует в процессе его лечения и реабилитации.

Средства физической культуры, применяемые в ЛФК:

    физические упражнения;

    двигательные режимы;

  1. естественные факторы природы;

    трудотерапия.

    Классификация физических упражнений:

а) гимнастические: общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах;

б) спортивно-прикладные: ходьба, бег, метание мячей, гранаты и др., прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.;

в) игры малоподвижные, подвижные и спортивные. Из последних в практике лечебной физкультуры, преимущественно в условиях санаториев, применяют городки, волейбол, теннис, элементы баскетбола.