Релаксация и телесно ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная терапия — применение в наркологической практике. Телесно-ориентированная психотерапия работает во многом быстрее и эффективнее «вербальных» техник

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь...

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь «половинка». Он тяготеет к «целому».

Помните такие теории, идущие от Платона? Я бы не спешила их отменять. Теория - верная. Это мы - сбились с пути.

Но всё равно, что-то не верится в то, что человек - это половинка. Всем так хорошо живётся в одиночку и так неуютно - вдвоём...

«Вместе тесно, а врозь скучно»

А это всего лишь очередное базовое личностное нарушение. Неумение отпускать себя в процесс, в данном случае - в процесс общения.

В процессе общения, в процессе контакта, Я растворяется в МЫ.

Мы - образование нестойкое, оно существует только какое-то время, пока длится истинный контакт.

Но мы не можем отпустить себя в процесс, мы боимся утратить своё Я, чтобы поиметь взамен что-то качественно другое, большее и более интересное.

И поэтому мы не знаем истинного партнёрства ... Страдая от этого, мы ищем - кто бы нас научил. А вот...

А вот телесно-ориентированная психотерапия придумала одно великолепное упражнение.

Оно (упражнение) с помощью психотерапевтической метафоры учит нас тому: что такое вообще ОТНОШЕНИЯ.

Как только мы научимся этому упражнению - мы научимся и ладить с партнёрами. В этом и состоит пафос психологии. Всё «вот так просто» (но и сложно одновременно).

Выполнять это упражнение из копилки телесно-ориентированной психотерапии необходимо, особенно если с выстраиванием партнёрских отношений - проблемы и проблемы очевидные. А они очевидные - у большинства.

«ТАНЦУЮЩАЯ ТОЧКА»: Упражнение для коррекции хронически проблемных партнёрских отношений


1. Возьмите себе любого партнёра. (Совсем неважно, кто это). Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Закройте глаза. Можно выполнять упражнение под музыку.

2. Соедините ваши руки таким образом: один палец одного партнёра в одной крохотной точке соприкасается с пальцем второго партнёра.

3. А теперь начните ощущать ТОЧКУ ВАШЕГО КОНТАКТА!

Цель упражнения телесно-ориентированной психотерапии: почувствовать эту точку.

Для этого надо на время забыть себя и стать этой точкой самому. Нужно понять, что точка одновременно принадлежит обоим. И без двоих её нет.

Эта точка - телесная метафора Семьи, Брака, Любви, Флирта - в общем - ОТНОШЕНИЙ.

А теперь вы должны понять, что эта точка живёт по своим собственным законам, что у неё появляются СВОИ ПЛАНЫ, отличные от ваших.

Эта точка поведёт вас двоих в танец, потому что ей захочется самой - танцевать, двигаться.

С закрытыми глазами вы оба представляете себе эту точку как пульсирующий сгусток энергии, как световое пятно в глухой тьме, как лазерную указку, пляшущую свой независимый танец...

Самостоятельное движение точки в этом упражнении обязательно потянет за собой и движение ваших тел. Вот так начнётся Ваш танец - побочный эффект от танца точки.

А теперь запомните следующие вещи:

1. Сколько продлится ваш контакт - никто не берётся предсказать, это и не нужно. У упражнения нет чётких временных рамок. Вы должны ПОЧУВСТВОВАТЬ момент завершения.

2. Это техническое правило данного упражнения является одновременно и высоким «Правилом» из психологии отношений - «Любая истинная близость живёт ровно столько, сколько ей суждено. Не больше. И не меньше».

Понять это - значит разом перестать быть несчастным из-за постоянных «несчастных романов».

Вот так телесно-ориентированная психотерапия с помощью метафор тела учит наш ум, «как ему жить в этой жизни».

Психологи говорят: у этой волшебной танцующей точки - своя жизнь, (внимание!) как и у любого настоящего контакта между двумя людьми!

Есть три нехитрых правила выполнения упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Танцующая точка»

«Чего нельзя?» или критерии правильности:

1. Нельзя открывать глаза во время упражнения.

2. Нельзя увеличивать площадь контакта.

3. Нельзя разговаривать во время выполнения упражнения.

Вы не заставляете двигаться эту точку - Вы всего лишь идёте за ней... и всё.

Телесно-ориентированная психотерапия и танцы

Такое упражнение телесно-ориентированной психотерапии может предшествовать любым танцевальным урокам.

Есть люди, которые не могут научиться танцевать классический парный танец - вальс, танго и пр.

Одни настолько не владеют своим телом, что боятся наступить на ноги партнёру.

А другие наступают партнёру на ноги потому что... не умеют чувствовать контакт. Своим телом они худо-бедно владеют, но вот ощутить слияние и единство - это для них непосильная задача, как петь в хоре или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Кто в лес, кто по дрова...

Таким людям, прежде чем учиться танцевать (особенно парные танцы) необходимо попрактиковаться в ряде упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Говорят, танго - это драма, в которой в сжатой форме пересказывается жизнь человека, со всеми её страстями.

Можно сказать, что любой танец - это психологическая (телесно-ориентированная) драма, метафора нашей жизни во всех частных её аспектах.

Поэтому умение танцевать всегда свидетельствует о том, что мы умеем и жить . Ведь танец - это метафорическая школа жизни.

Иначе бы танец не сопровождал человечество в его главных ритуалах с незапамятных времён, иначе бы не было религиозного танца, танца ритуального.

Но прежде чем учиться танцевать (а этот навык как и многие другие - утерян, поэтому нам и потребовалась психотерапия в ХХ веке), нам нужно «прогнать» себя через упражнения и техники телесно-ориентированной психотерапии.

Тогда мы поймём душу танца - его истинную пользу и смысл, передаваемый им немой месседж.

И учиться хорошо танцевать закомплексованным танцорам тогда будет легче.

И танец принесёт пользу.

Ведь просто вспотеть от танца или разбудить топотом своих ног соседей, живущих этажом ниже - разве в этом его смысл? опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Статья поможет понять, что такое телесно ориентированная психотерапия, и применить знания психологии на благо оздоровления организма. В наше время гиподинамия (малоподвижный образ жизни), стрессы, эмоциональные перегрузки, вредные привычки, неблагополучная экология, информационные нагрузки, недостаточность живого общения между людьми ввиду появления интернета негативно влияют на психику человека. Имеется много способов решения психологических проблем. Одним из них является телесно - ориентированная психотерапия.

Телесно-ориентированная психотерапия - путь к излечению души

  • 1. Телесно ориентированная психотерапия. Определение.
  • 2. Телесно ориентированная психотерапия. Основоположники.

Телесная терапия - что это? Один из лечебных видов улучшения психического состояния через тело. Поговорка «В здоровом теле - здоровый дух», подтверждает непосредственную связь психологического самочувствия с состоянием тела. Именно оно является центром терапевтического воздействия на психику человека. «Тело - зеркало души» , эта поговорка имеет непосредственное отношение к теме взаимовлияния физического тела и разума. Скованность в движениях, неестественность позы, жестикуляций, мимики всегда указывают на зажатость определённых мышечных групп и, соответственно, разные психологические проблемы, наличие комплексов.

Все эмоциональные переживания остаются у человека на подсознательном уровне, накапливаются в разных частях тела и органов, создают напряжённость мышц , блокируют свободное прохождение биоэнергии. Раз за разом, в результате внешних стрессовых воздействий, эта энергия накапливается в определённом участке, что приводит к хроническому заболеванию.

ТОП метод. Цель - снять блоки телесной напряжённости для беспрепятственного протекания энергии. Это работа с физическим телом и подсознанием.

Основоположники телесно-ориентированной психотерапии

Началом терапевтического воздействия через бессознательное и устранения конфликта с сознательным для избавления человека от психических расстройств послужил метод психоанализа невролога из Австрии З.Фрейда. Его ученик В.Райх взял некоторые аспекты теории своего учителя для развития другого, своего направления - телесно ориентированная психотерапия, основой которого является лечебные действия с физическим телом человека для снятия напряжённости мышц, блоков в результате негативных событий. Для этого разработаны ТОП упражнения.

Ученики и последователи В.Райха продолжили развитие направления телесно ориентированная психотерапия, создали свои направления : биодинамика (Г.Боесен), биоэнергетический анализ (А.Лоуэн), Ф.Александер (психосоматическая медицина), И.Ролф (рольфинг), Д.Боаделла (биосинтез), М.Розен (розен метод), метод соматического обучения Фельденкрайза, метод телесно ориентированной психотерапии В.Баскакова (танатотерапия). Все эти направления в психологии эффективны в терапии психологических проблем посредством воздействия на разум через тело.

Телесно-ориентированная психотерапия В.Райха

  • 1. Особенности метода телесной терапии Райха.
  • 2. Телесно-ориентированная психотерапия упражнения.

Согласно теории учёного психологии, в результате защитной реакции психики на внешние раздражители образуется панцирь мышц, который не даёт человеку возможности расслабить разные участки тела. Это приводит к неправильному дыханию, препятствует циркуляции энергии в организме, подавляет положительные эмоции. В результате этих факторов происходят неврозы, депрессии, неадекватное восприятие событий. В.Райх полагал, что снятие напряжения мышц способом воздействия физическими методами (массаж, щипки, надавливания), специальными телесно ориентированная психотерапия упражнениями, способствует свободному прохождению биоэнергии, освобождению подавленных эмоциональных реакций. А это, в свою очередь, оздоравливает тело и психику.

Иными словами, теория В.Райха - телесно ориентированная терапия. О том, что блокировка мышц ведёт к различным физическим и умственным заболеваниям подтверждается жизнью. Человек, неспособный к эмоциональной разрядке, в итоге, становится замкнутым , необщительным, мнительным. Это приводит к негативным последствиям - душевным и телесным болезням. Официальная, западно-ориентированная медицина пытается лечить медикаментозными препаратами, которые, как правило, оказывают негативное воздействие на организм, не достигая цели безопасного оздоровления.

Особенность метода Райха телесно ориентированная терапия - снятие блоков, освобождение энергии и эмоций, и соответственно, избавление от психологических проблем и терапии болезней. Для этого применяются специальные упражнения для усиления напряжения блокированных мышц и последующего расслабления. Система телесно ориентированной терапии подразделяет тело человека на 7 частей, где могут быть заблокированные каналы энергии, т. е. перенапряжены мышцы (мышечные блоки). Для снятия напряжения разработаны конкретные упражнения для каждого определённого участка.

Кроме того, телесно-ориентированная терапия включает в себя ряд специальных дыхательных упражнений. Многие из них могут показаться странными , необычными для понимания. Но для многих людей, впервые узнавших о том, что у человека существуют некие каналы, по которым протекает какая-то энергия, всё это кажется сомнительным и неправдоподобным.

Тем не менее это работает и приносит положительные результаты для снятия напряжения мышц, освобождения эмоций, и, как следствие, для терапии нарушений психики. По системе телесно ориентированная психотерапия В.Райха все упражнения начинать выполнять необходимо с верхней части тела, так как мышечные напряжения (блоки) формируются в нижней части тела ещё в детском возрасте и труднее поддаются разблокированию ввиду долгого срока. В психологии считается, что мышечные блоки в области головы, диафрагмы формируются в более зрелые годы и на эти блоки легче воздействовать с помощью комплекса упражнений телесно ориентированная психотерапия.

Упражнения телесной психотерапии

Перед выполнением основных упражнений нужно провести дыхательные. Телесно ориентированная терапия. Упражнения по постановке корректного дыхания.

Сначала подышать грудью, потом животом. Это делается для того, чтобы задействовать лёгкие полностью. Лёжа на полу выдохнуть весь воздух, а затем носом вдыхаем в грудную клетку, при этом она поднимается - живот остаётся неподвижным. После освоения этого вида дыхания переходим к следующему этапу. Выдыхаем воздух, а потом вдыхаем, надувая при этом живот - грудь не должна подниматься. Делайте упражнения по 30–40 секунд каждый день, постепенно увеличивая время до 6–7 минут.

Научившись так дышать, можно переходить к полному наполнению лёгких. Это дыхательное упражнение делается медленно. Сначала вдыхать животом, затем грудью . Выдыхать воздух полностью с некоторым усилием (напряжением мышц).

Данные упражнения телесно-ориентированной психотерапии способствуют правильному дыханию, более полному наполнению лёгких воздухом, лучшей циркуляции крови и энергии.

Телесно-ориентированная психотерапия. Упражнение #1

Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии снимает напряжение в области глаз. Для этого нужно сесть, а стопы полностью поставить на пол, не перекрещивая и не наклоняя в стороны - они должны всей поверхностью иметь контакт с землёй. Закрыть глаза, сомкнув их как можно сильнее секунд на семь. Затем также с напряжением очень широко открыть глаза. Повторяется упражнение несколько дней. Сначала один раз, потом от двух до четырёх.

Можно выполнять вращения глазами по кругу в одну сторону раз 15, потом в другую - столько же. Выполняются движения глаз в левую сторону , затем в правую, вверх и вниз. Всё это делается с максимальным напряжением. После окончания упражнений - расслабление всех мышц несколько минут в удобном сидячем положении с закрытыми глазами.

Упражнение #2

Телесно ориентированная психотерапия. Упражнение по разблокировке мышц верхней части тела.

Снятие блока в области горла достигается таким упражнением. Движением языка во рту и снаружи медленными касаниями как бы обследовать все участки минут 20. Выполнять можно каждый день.

Упражнение #3

Телесно ориентированная психотерапия - разблокирование мышц в области груди. Ладонями сделать упор в стену и начинать сильно давить на неё. Выполнять упражнение необходимо до максимального напряжения мышц и представить, что это жизненно важно выбраться из закрытого пространства, помещения. Затем следует расслабление. Сделать нужно хотя бы 8 раз в течение 8 дней.

Упражнение #4

Для снятия напряжения в тазовой области тела необходимо лечь на спину, согнуть в коленях ноги, а стопы поставить на пол. Минут семь быстро производить движения тазом вверх-вниз, тазовой частью ударяясь о пол. Чтобы не было больно, предварительно подстелить тонкое одеяло, ткань.

Упражнение #5

Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии нужно выполнять, копируя движения животных кошачьих пород: кошек, тигров и т. д. Для этого необходимо свободное место размером около трёх метров. Лечь лицом к полу, прижавшись всем телом. Закрыть глаза и почувствовать каждую частицу своего тела, прикоснувшуюся с поверхностью пола - это главное условие. Только полностью выполнив данную часть упражнения, начинайте медленно кататься с одного бока на другой, лечь на спину, потом снова лицом вниз, растекаясь как жидкость, и, чувствуя каждый сантиметр тела.

Альтернативные методы работы с телом

  • 1. Мануальная терапия.
  • 2. Соматическое обучение.

Психология, как и сама природа человека, многогранна. В ней существует очень много направлений. В телесно ориентированной психотерапии имеются своего рода альтернативные способы работы с телом. Например, методами мануальной терапии, похожей на телесно ориентированная психотерапия, успешно лечатся телесные недуги и сопутствующие им психологические проблемы человека.

Для соматического обучения главной целью является правильное, здоровое владение своим телом. Примером могут служить восточные боевые искусства , где мастер достигает гармонии души и тела. Оно становится таким же гибким, как и мышление.

Отдельной темы разговора заслуживает эзотерика. В ней задействованы дыхательные и телесные практики, медитации, способствующие устранению препятствий для циркуляции энергии, разных психологических барьеров, что в итоге значительно улучшает качество жизни.

Сегодняшняя статья - это интервью, которое я давала журналу "Аптечное дело". Мы можем забыть детские психологические травмы, но тело не забудет их никогда. Как научиться пребывать в собственном теле здесь и сейчас, освобождать его от страхов и зажимов, - об этом я постаралась рассказать в нашем разговоре с Ольгой Алексеевой.

Спасибо Ольге за то, что она задавала интересные вопросы и подготовила к выпуску этот материал.

Итак, метод телесно-ориентированная психотерапия...

О.А.: Если попробовать объяснить простыми словами, что же такое телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)?
И.С. В первую очередь, это - психотерапия. Цели и задачи здесь такие же, как и у любого другого направления в психотерапии: есть проблема клиента, которую он хочет решить - так называемый «запрос». То, чем различаются психотерапевтические направления — пути решения этой проблемы.

Работая в русле ТОП, мы решаем психологическую проблему, задействуя тело клиента. Тело выступает средством и психологической диагностики, и психотерапевтической трансформации. В отличие от врачей, мы работаем не с телом, а через тело. Тело открывает нам доступ к психологическому миру клиента.

Поэтому в русле ТОП может работать специалист, имеющий базовое психологическое образование, а не медицинское.

О.А. На чем основан телесный подход, каковы его возможности и основные постулаты?
И.С.: Основной закон ТОП гласит: «Телесное и психологическое равны». Образно говоря, тело клиента - карта его души. Тело может рассказать историю человека: ключевые травмы, потрясения, психологический портрет, зоны психосоматического риска (в которых вероятнее всего возникновение дисфункций), индивидуальную жизненную стратегию, ресурсы… Речь идет не о генетических особенностях, а о тех нарушениях, которые формируются при жизни, в соответствии с полученным опытом.
Так, в ответ на эмоцию обязательно возникает телесная реакция. Если некто длительное время испытывает определенное переживание, оно фиксируется в его теле. Например, хронический страх, небезопасность заставляют вжимать голову в плечи, при этом плечи словно сворачиваются вперед, в грудной клетке образуется коллапс. И такая осанка становится привычной.

Соответственно, по привычным позам, движениям, осанке, выражению лица, состоянию мышц мы можем составить психологический портрет. А воздействуя на тело - менять психологическое состояние, самовосприятие, мироощущение.
При этом мы воздействуем на тело не только через прикосновения, хотя среди методов ТОП есть, к примеру, массаж. Но мы используем и дыхательные техники, статичные и двигательные упражнения, медитации, прием телесной метафоры (к примеру, просим клиента телом изобразить свою проблему), подключаем рисование (например, можно нарисовать телесный симптом).
В ТОП есть определенная этика прикосновений. Мы всегда спрашиваем разрешение на телесный контакт с клиентом, уважаем его право сказать «Нет». Практически всегда клиент остается полностью одетым - за исключением техник, требующих прямой работы с мышцами.

Всегда затабуированы прикосновения к зоне гениталий и к груди у женщин.

В теле отображается вся наша история.

О.А.: Первым, кто уделил внимание телесным реакциям человека, был Вильгельм Райх, затем Алексанр Лоуэн и другие. Изменилось ли что-то с того времени, может быть исследования указывают на какие-то ошибочные выводы или наоборот?
И.С. ТОП существует и развивается почти столетие. Конечно, за это время многое поменялось, знания расширяются и углубляются. На данный момент признано более 100 школ ТОП, но практически все они строятся на соматической вегетотерапии В.Райха. Сохраняется его тезаурус, введенные принципы работы, основные теоретические представления: идея о «мышечном панцире» как о хроническом мышечном напряжении.

Райх поделил мышечный панцирь на 7 сегментов (блоков), каждый из них наделил определенной психологической символикой. Но он был психоаналитиком и сексуализировал очень многие психологические процессы. Современная ТОП уже не рассматривает сексуальность как центральную проблему.

Также современная ТОП говорит о влиянии на последующую жизнь пренатального периода и особенностей родового процесса. Стоит также отметить, что Райх рассматривал как проблему только хронический гипертонус мышц (реакция «борьбы»), впоследствии стали говорить и о проблеме гипотонуса (реакция «сдачи»).

Вильгельм Райх — основатель ТОП

О.А.: Чем ТОП отличается от психотерапии, а телесный терапевт от обычного психотерапевта?
И.С. ТОП является одним из направлений психотерапии. Для того, чтобы работать в этом направлении, нужно иметь базовое психологическое или медицинское образование, а также пройти специальное дополнительное обучение ТОП.

Телесно-ориентированный психотерапевт - психотерапевт, выбравший специализацию в ТОП, подобно тому как кардиолог - врач, выбравший специализацию по кардиологии.

О.А.: Что происходит в сообществе телесных терапевтов сегодня, какие открываются перспективы у этого подхода? Существует несколько школ внутри ТОП?
И.С.: На данный момент существует более 100 известных и признанных школ ТОП. Сейчас практически все сферы научного знания развиваются и обогащаются в неимоверном темпе, то же происходит и с ТОП. Скорее всего, ТОП будет обретать все большую популярность.

Во-первых, ТОП понятнее клиентам, т.к. внешне кажется близкой к привычной для них медицине - некие манипуляции с телом.

Во-вторых, среднестатическому человеку не хватает здорового любящего отношения к своему телу. Наша культура телесности - инструментальная, тело работает на износ, как инструмент, заботой о нем пренебрегают, зато требуют, чтобы оно было красивым и исполнительным. ТОП помогает развить любящее уважительное отношение к своему телу, повышает самопринятие.

О.А.: К ТОП обращаются в сочетании с аналитическим подходом или это полностью самостоятельный курс лечения?
И.С.: ТОП - самостоятельное направление в психотерапии, со своей теоретической и практической базой. Но для любого психотерапевта мало быть специалистом лишь в одном направлении. Есть рекомендация к работающему специалисту: освоить 3-5 разных направлений в психотерапии. Это касается любого психотерапевта.

О.А.: С какими запросами чаще всего приходят к телесному психотерапевту? Можно составить некий топ-лист?
И.С.: К телесно-ориентированному психотерапевту можно придти с любым психологическим запросом, как и к любому другому психотерапевту. Но в соответствии со спецификой ТОП, эти запросы чаще касаются тела. Например, клиент осознает, что критически относится к своему телу, недоволен им, и хочет повысить самопринятие.

Часто приходят с хроническим напряжением в теле, трудностями с расслаблением - это частая проблема жителей мегаполиса.

Также обращаются с соматическими симптомами и психосоматическими расстройствами; в этмо случае мы обязательно информируем клиентов о том, что помощь психотерапевта не заменяет необходимую врачебную помощь, их нужно сочетать. Последнее время все чаще к телесно-ориентированным психотерапевтам стали направлять врачи - в том случае, когда очевидно, что «болезнь - от нервов», то есть пациенту необходимо получить психологическую помощь. Мы с врачами - не конкуренты, мы дополняем работу друг друга, это повышает эффективность лечения.

О.А.: Как проходит сеанс ТОП? Клиент выполняет упражнения или сначала все-таки нужно побеседовать?
И.С.: Основным методом воздействия в любом психотерапевтическом направлении является дискуссия. Мы обязательно беседуем с клиентом, как и другие психотерапевты: собираем его историю, проясняем запрос (цель работы), расспрашиваем о важных собятиях, снах между нашими встречами… В конце встречи мы подводим итоги. Что касается самих упражнений ТОП, есть те, которые делаются практически молча, а есть те, во время которых идет диалог.

О.А.: Лучше заниматься в группе или индивидуально?
И.С.: Есть и групповая, и индивидуальная форма работы в ТОП. У каждой свои преимущества. Обычно индивидуальная работа проходит более глубоко, клиенту легче открыться. Но группа дает эффект групповой поддержки.

О.А.: Существуют противопоказания к использованию метода?
И.С.: Вцелом к использованию ТОП противопоказаний нет, т.к. в ТОП есть разные методы и множество техник. Есть ограничения в использовании конкретных упражнений, на уровне здравого смысла: например, при работе с беременными или с пожилыми людьми не применяются упражнения, требующие значительных физических усилий. Но если клиенту не подходит что-то одно - можно использовать другое.

Поэтому ТОП примняется для работы с широким контингентом: детьми, подростками, взрослыми, пожилыми; с нормой и патологией; с беременными; с аддиктами (алкоголиками, наркоманами, игроками…) и т.д.

О.А.: Психотерапия может длиться несколько лет, а какие сроки у ТОП?
И.С.: В ТОП, как и в других школах психотерапии, выделяют «краткосрочную работу»: от 4 до 10 встреч. И «долгосрочную психотерапию», свыше 10 встреч. Это «свыше» может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от того, какого результата клиент хочет достичь и в какой точке он находится сейчас.

Например, девушка испытывает трудности в общении с противоположным полом. Одно дело, если ей мешает небольшая неуверенность в себе. Другое дело, если в ее истории есть изнасилование, да еще и с отягчающими обстоятельствами… Это будут разные истории психологической работы, разной длительности.

О.А.: Часто ли к вам обращаются те, кому вербальная психотерапия не принесла результатов?
И.С.: Да, бывает, но в большинстве случаев проблема не в применяемом методе, а в неготовности клиента - его нежелании меняться. Поход к психологу бывает «надуманным»: модно, любопытно, заставили близкие… В этом случае у клиента нет мотивации и не может быть эффективной работы. Клиент начинает перекладывать отвественность: «Не тот метод», «Не тот специалист»…

Помните Винни-Пуха? «Это неправильные пчелы. Они делают неправильный мед».

О.А.: Существует еще один современный подход - бодинамика, чем он отличается от ТОП? Или второе включает первое?
И.С.: Бодинамический анализ (бодинамика) - направление в ТОП, которое стало развиваться в Дании в 1970-е гг. Основательница - Лизбет Марчер, она иногда приезжает в Россию, преподает. Бодинамику отличает четкость, структурность, поэтому ей интересуются медики - близкая ментальность.

Согласно бодинамике, в основе развития лежит желание быть взаимосвязанным с миром (а не Эрос и Танатос по З.Фрейду). В зависимости от детских травм, это желание искажается: кто-то от мира прячется, кто-то стремится всем угодить или всех контролировать… Таким образом формируется структура характера (психотип).

Наверно, из всех школ ТОП в бодинамике самая четкая система психотипов: в каком возрасте, по какой причине формируется структура характера, как проявляется телесно и психологически, как ее моно корреткировать…

В бодинамике проводилось доскольнальное исследование психологического содержания более чем 100 мышц - наверно, медикам будет интересно с ним ознакомиться.

О.А.: Когда человек приходит к вам впервые, вы можете с ходу по его позе, языку тела, мимике, жестам определить места блоков, а значит основных психологических проблем?
И.С.: Это то, чему учат телесно-ориентированных психотерапевтов - так называмое «телесное считывание». Его можно осуществлять в статике, в динамике (когда человек неподвижен или движется). В кабинете это экономит время: вы в первые минуты видите психологическйи портрет человека и предполагаете, с какими базовыми темами надо работать.

О.А.: Этот навык, считывать людей, мешает или помогает вам в жизни вне работы?
И.С.: Психотерапевту важно разделять личное и профессиональное. Не становиться психотерапевтом для своих близких. Но элементы своих знанйи вполне можно использовать. Например, навыки телесного считывания помогают лучше понять эмоциональное состояние другого человека, развивают эмпатию…

О.А.: Если я правильно понимаю, то первое что отчетливо видно в ходе ТОП это страхи, которые заблокированы в теле. Можно ли самому нарисовать телесную карту страхов, и что с ними делать после?
И.С.: У нас есть 4 базовых чувства, с которыми мы рождаемся: гнев, радость, страх, печаль. Потом, в возрасте примерно 2-3 лет, к ним добавляются так называемые «социальные чувства» (не врожденные, а привнесенные из социума): стыд и вина. Все эти чувства могут запечатлеваться в теле, «замораживаться». И рисунок замороженных чувств индивидуален. Есть люди, в теле которых много страха; кто-то налит гневом; или согбен грузом вины… Если мы не в контакте с чувствами, «застрявшими» в теле, они могут заявлять о себе через боль и болезни. Да, есть такое упражнение: можно нарисовать свое тело и отметить, где в нем живут чувства (можно конкретизировать: «страх» или «гнев»). Это помогает познакомиться со своими чувствами, снижает риск соматизации.

О.А.: Существуют ли различия в отношении к телу у разных национальностей?
И.С.: Да, «культура телесности» — часть культуральных особенностей. Где-то тело до сих пор - «источник греха», в другой культуре к телу относятся с уважением, в третьей - уважают проявления телесности, кроме сексуальности… Нам обязательно нужно учитывать культуральные особенности клиента.

Работая в русле ТОП, мы в начале проводим диагностическое интервью, собирая информацию об его истории. В том числе выясняем его происхождение, истоки: национальность, принадлежность к религиозной конфессии, социальную среду, в которой он вырос…

В западной культуре сейчас парадоксальное отношенеи к телу. С одной стороны, ему уделяется огромное внимание: сколько статей и передач о питании, пластической хирургии, борьбе со старением… С другой - это отношение потребительское, тело - некий эксплуатируемый объект, оно должно выполнять определенный функционал и быть красивой «визиткой»… Уважения и любви к своему телу катастрофически не хватает.

О.А.: Как можно выстроить новые любовные теплые отношения с собственными телом?
И.С.: Воспринимать как неотъемлемую, полноправную часть своей личности, а не некий инструмент для жизнедеятельности и визитку для социума. Чаще обращать внимание на сигналы, идущие от тела, не пренебрегать ими. Речь идет не только о болевых симптомах заболевания. Даже небольшие телесные сигналы, такие как напряжение в животе, ком в горле являются подсказками для нашей интуиции, например, помогают почувствовать неискренность собеседника.
Заботиться о теле не «объектно», как о неком неодушевленном объекте: помыть посуду, помыть окна, помыть свое тело… А осуществлять эту заботу с любовью.
Сейчас часто на первое место ставится красота, но не здоровье, во имя телесной красоты многие разрушают свое здоровье. Нарушена иерархия, ведь на первом месте всегда должно быть здоровье, а здоровое тело всегда красиво, потому что гармонично. Важно увидеть свою естественную, природную телесную красоту, которая есть у каждого человека, просто она может отличаться от социальных шаблонов.

О.А.: Что может говорить о необходимости обратиться к ТОП?
И.С.: К специалисту по ТОП можно обратиться с любой психологической рпоблемой. Работа через тело - просто способ ее решения, подобно тому как арттерапевт может использовать рисование. Также вы можете придти к ТОП-специалисту, если вам хочется лучше чувствовать свое тело, понимать его и принимать.

О.А.: Для тех, у кого пока нет возможности для посещения телесного терапевта, можете дать пару упражнений для домашнего задания?

1. Сядьте в удобную расслабленную позу или прилягте. Прикройте глаза, настройтесь на себя, на свое тело. Постарайтесь хорошо ощутить сигналы, идущие от тела. Ответьте себе на вопросы:
— Насколько расслабленно тело?
— Какие именно части тела сохраняют напряжение?
— Какую площадь тела занимает это напряжение?
— Какие есть закономерности в локализации? (право-лево, верхняя часть тела - няижняя, передняя поверхность тела- задняя, конечности - туловище…)
— Это временное напряжение или хроническое?
— Как давно оно в вас поселилось?
— Какие чувства может удерживать это напряжение, какие воспоминания?
— Попробуйте расслабить эти части тела тоже.
Потом, открыв глаза, сделайте рисунок: зарисуйте свое тело и отметьте напряжения в нем.
Выполняя это упражнение регулярно, вы лучше ознакомитесь со своими телесными особенностями, приблизитесь к пониманию причин этого напряжения. Тогда оно сможет ослабевать и даже уходить.

2. Составьте свою «Телесную карту чувств». Нарисуйте свое тело и отметьте - где в нем живет какое чувство? Подсказка: вспомните, когда вы испытывали ту или иную эмоцию. Как откликается тело, какие зоны включаются? В них это чувство и живет.
Сделав рисунок, рассмотрите его:
— Какие чувства вам легче всего в себе отслеживать? Какие сложно и почему?
— Есть ли эмоции, которые вы не отметили в теле? Почему? Они точно в вас «не живут» или просто вы их не смогли в себе обнаружить?
— Есть ли участки тела, которые остались не заполненными? Пофантазируйте, какие чувства, возможно, все же живут в них.
— Есть ли части тела, в которых очень много чувств? Будьте осторожны - это зоны психосоматического риска.
Это упражнение помогает установить контакт со своим телом и чувствами, интегрирует телесную и эмоциональную сферу, способствует дифференциации эмоций.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) - современное направление практической психотерапии, рассматривающее психологические проблемы пациента с помощью методик, ориентированных на тело. Подход сочетает в себе психологический анализ и физические упражнения. Для ТОП личность = тело + разум + душа.

Бодинамический анализ - один из методов ТОП, его также называют соматической психологией развития. Для подхода ключевым является знание анатомии, так как создательница метода Лизбет Марчер и ее коллеги открыли взаимосвязь между мышцами и их психологическим содержанием. А именно - сбои в работе определенной группы мышц говорят о некотором паттерне поведения пациента. Так как на каждом этапе взросления человек по-разному реагирует на воздействия внешнего мира, то в ходе диагностики можно определить возраст, в котором клиент пережил психологическую травму.

Разминка

Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Групповые дыхательные упражнения выполняются членами группы в унисон, энергично и с энтузиазмом.

Встаньте и образуйте круг. Поставьте ноги на расстоянии около 90 см, перенесите вес на пальцы ног. Колени держите слегка согнутыми, дайте телу расслабиться, а тазу - свободно провиснуть. Положите руку себе на живот и смотрите в глаза участнику, стоящему напротив вас. Сделайте глубокий вдох через рот, пропуская воздух по всему пути до живота. Сделайте глубокий выдох, давая вырваться звуку. Поддерживайте звучание столько, сколько сможете без напряжения. Повторите 16 циклов глубокого дыхания, вдыхая и выдыхая медленно и глубоко. Не торопитесь, иначе почувствуете головокружение. Не сдерживайте никакие звуки, которые вам захочется произнести, все время смотрите друг другу в глаза. Осознавайте любые помехи в процессе дыхания. Отмечайте все возникающие чувства во время полного дыхания и сохраняйте тело мягким и расслабленным.

Закончив упражнение на совместное дыхание, встряхните все тело, свесив руки по сторонам, сгибая и выпрямляя колени. Затем несколько раз подпрыгните для энерге-тизации частей тела. Прыгайте медленно, едва отрывая ноги от пола. Продолжайте ходить, пока не устанете. Затем отдохните, слегка согнув колени, сместив вес вперед и выпрямив спину.

Напряженные позы

Цель: Напряженные позы составляют фундамент биоэнергетической терапии. Они могут помочь расширить сферу осознания тела и высвободить напряжение через дрожь и непроизвольные движения. Необходимое время: 30 минут. Материалы: Удобное место для работы. Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в биоэнергетике.

Процедура: Умелый биоэнергетический терапевт может рекомендовать членам группы данные позы, основываясь на конкретных паттернах напряжения, демонстрируемых человеком. Ниже представлены некоторые напряженные позы Лоуэна для выполнения в группе.

Арка Лоуэна. Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно сделать, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты. Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Руководитель группы или кто-нибудь еще может помочь вам определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это чрезмерная ригидность или излишняя рыхлость). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.

Кольцо Лоуэна. Расставьте ноги примерно на 25 см, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в талии вперед. Держите колени согнутыми и коснитесь пальцами пола. Перенесите вес на пальцы ног. Не забывайте глубоко дышать через рот. Медленно выпрямите колени. Удерживайте позу примерно минуту. Ваши ноги начнут дрожать. Дрожь - естественная реакция тела на напряжение - показатель энергетизации мышц, сжимаемых "броней". Поза кольца превосходна для усиления ощущения "почвы под ногами", то есть контакта между ногами и землей. Заканчивая упражнение, выпрямляйтесь очень медленно.
Прогиб таза. Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвините колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.

Эти и другие биоэнергетические напряженные позы не должны выполняться механически. Используйте их для диагностики областей напряжения и генерирования ощущений в теле через непроизвольные движения и дрожь. Вам надо сосредоточиться на испытываемых ощущениях, а не на том, как долго вы можете удерживать позу. Боль наступает от напряжения; удовольствие наступает от высвобождения напряжения. Когда поза становится слишком неудобной или болезненной, прекращайте удерживать ее.

Активные упражнения

Цель: Активные биоэнергетические упражнения применяются для того, чтобы стимулировать или выражать чувства, а также открыто исследовать чувства в контролируемых условиях. Они превосходны для эмоциональной разрядки, усиления циркуляции крови и кислорода.

Необходимое время: 45 минут.

Материалы: Пластиковая выбивалка, матрас или пенопластовый мат.

Подготовка: Выполнению различных видов активных упражнений должна предшествовать групповая зрелость, то есть участники должны научиться доверять друг другу. Также необходимо, чтобы руководитель обладал опытом в биоэнергетике и клиническими умениями. Никого нельзя принуждать к участию в активных биоэнергетических упражнениях.

Процедура: Следующие упражнения могут выполняться одновременно

Группой или каждым членом группы по очереди.

Высвобождение гнева. Встаньте лицом к объекту (кровати, мягкому стулу или куче подушек), расставьте ноги примерно на 45 см, слегка согните колени и наносите удары (пластиковой выбивалкой, теннисной ракеткой или собственными кулаками) по объекту сильно, но расслабленно. "Включите" в действие все тело. Рот держите открытым, дышите глубоко, не сдерживайте крика. Используйте любые слова, выражающие чувство гнева, например "нет!" или "пошел к черту!". Можете представить человека, с которым у вас связаны незавершенные эмоции, и направить на него свой гнев.

Иногда члены группы сопротивляются этому упражнению, утверждая, что они в данный момент не испытывают чувства злости. Причиной сопротивления часто является нежелание раскрывать свои чувства, страх перед эыражением сильных отрицательных эмоции. Боль-линство участников может временно идентифицировать-:я с "врагом", а потом возобновить контроль над собой.

Брыкание. Лягте на спину на кровать, матрас или пенопластовый мат. Свободно раскиньте ноги и медленно начинайте брыкаться, касаясь кровати всей ногой. Чередуйте ноги и высоко поднимайте их. Постепенно увеличивайте силу и скорость брыкания. Громко говорите "нет!" на каждый удар ногой, увеличивая интенсивность удара.

В качестве варианта можно выполнить это упражнение следующим образом. Лягте на матрас, согните колени, имитируя протестующие действия маленького ребенка, сучите ногами, колотите матрас кулаками, вертите головой из стороны в сторону. Увеличивая интенсивность припадка гнева, физические движения сопровождайте громкими выкриками "нет!" или "я не буду!".

Брыкание помогает улучшить циркуляцию крови, ослабить "мышечную броню" на уровне таза. Согласно Лоуэну, это помогает нам стать менее заторможенными и более спонтанными в сексуальных отношениях.
Интенсификация

Цель: Упражнение является примером интенсивной телесной работы, которая может происходить в биоэнергетической группе. Оно используется после установления в группе атмосферы сплоченности и доверия.

Необходимое время: 1-2 часа.

Материалы: Полотенца, матрасы, маты или мягкий ковер на полу.

Подготовка: Руководителю необходимо обладать опытом и квалификацией, так как упражнение может вызывать у участников сильные чувства.

Процедура: Выберите партнера. Один член группы будет работать, другой - помогать. Если вы собираетесь работать, лягте на спину на матрас, мат или мягкий ковер. Расслабьтесь, согните колени, расставьте ноги на расстояние около 45 см. Глаза закройте и сосредоточьтесь на глубоком дыхании. Дышите мягко и глубоко около минуты. Помещение должно быть тускло освещено.

Лежа с закрытыми глазами, представьте один из следующих случаев из вашего детства: 1) случай, когда вы плакали и хотели, чтобы вас успокоили; 2) случай, когда вы хотели исследовать что-нибудь, а вас удерживали и мешали вам; 3) случай, когда вы пришли в ярость, потому что родители хотели, чтобы вы что-то сделали, а вы отказывались; 4) случай, когда вы взяли игрушку другого ребенка, а ваши родители были вынуждены на это отреагировать. Зрительно вообразите сцену как можно детальнее и представьте реакцию отца или матери. Выразите свои чувства к родителям в этой ситуации. Говорите, плачьте, кричите, выполняйте любые действия, которые кажутся вас подходящими. Не сдерживайте никаких звуков. Даже если вздыхаете, делайте это так, чтобы было слышно. Если вы начинаете движение, например деретесь, брыкаетесь или тянетесь, продолжайте его. Постарайтесь выражать свои эмоции вербально и не-вербально. Когда почувствуете, что закончили, полежите какое-то время спокойно, с закрытыми глазами.

Сделайте пять или шесть вдохов и выдохов, широко, как в испуге, раскройте глаза и как можно шире раздвиньте пальцы рук и ног. Продолжайте так 2-3 минуты. Затем возьмите полотенце и засуньте его как можно глубже в рот. Зажмите полотенце зубами и тащите его изо всех сил, издавая звуки, когда пытаетесь вытащить полотенце изо рта. Это действие может помочь снизить напряжение в челюстях. Через 4-5 минут выньте полотенце изо рта, возьмите его двумя руками и агрессивно, как можно сильнее выкручивайте. Наконец, расслабьтесь и снова сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Теперь закройте глаза и вновь вообразите сцену со своими родителями. На этот раз придумайте другой ответ им. Поделитесь с ними этим ответом вслух. Через несколько минут откройте глаза, подышите мягко и глубоко, посмотрите на своего помощника. Когда закончите, поменяйтесь с ним местами.

Роль помощника состоит в том, чтобы облегчать работу партнера и успокаивать его своим присутствием. В качестве помощника чаще напоминайте своему партнеру, чтобы он продолжал глубоко дышать и издавать звуки. Помощники, имеющие опыт в биоэнергетике, могут знать более активные вербальные способы для облегчения выражения чувств. Будьте мягким, вдумчивым и не провоцируйте партнера. Если заметите, что мышцы партнера напряжены или что ему тяжело дышать, можете с его разрешения помассировать напряженные участки, чтобы ослабить напряжение. Когда партнер закончит упражнение, поощряйте его к расслаблению и глубокому дыха-шю. Затем спросите, как он себя чувствует и не можете 1и вы сделать для него что-нибудь еще.

Елена Иванова
Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

Занятие для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с использованием элементов телесно-ориентированной терапии .

Упражнения, представленные в данном занятии необходимо выполнять в медленном темпе. Нельзя делать движения в спешке. Психолог сам демонстрирует напряжение и расслабление мышц. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Настаивать не стоит. Лучше поискать приемлемый для него способ выполнения упражнения.

Цель : развитие эмоциональной сферы

Количество человек : 6-8

Задачи :

1. Снятие нервно-мышечного напряжения, распускание мышечных зажимов.

2. Обучение приемам, приводящим к релаксации.

3. Профилактика хронического утомления.

4. Освобождение от негативных эмоций, создание условий для прилива сил.

5. Оздоровление организма.

Оборудование : мячи по количеству участников.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие.

Предложить детям поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений . (Пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове)

2. Основная часть.

Упражнение «Глазки бегают по кругу»

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу : влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза) .

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Примечание : во время занятия дети , которые носят очки, должны их снять.

Упражнение «Недовольный»

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Упражнение «Успокоить злючку - колючку»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю (прорычать) .

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть,

Потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Повторить два раза. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А Варвара смотрит вверх

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

Упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать напряжение. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить упражнение левой рукой.

В руку я возьму лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я слегка его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Я всю руку напрягаю -

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Выброшу теперь лимон.

Упражнение «Пружинки»

Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки» . Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Постарался ? Отдыхай!

Упражнение «Мячик»

Лечь на пол. Положить мяч на живот и катать его по часовой стрелке, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

Упражнение «Ты – лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог предлагает оценить занятие . Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами. Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.

Прощание.

Дети, становятся в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга. Психолог : «Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!»

Используемая литература :

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” – Минск : Красико – Принт, 2012.