Природы в произведениях литературы. Образ природы в литературе

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.

Ни в одной литературе мира картины природы не занимают такого значительного места, как в русской. В нашей литературе есть произведения, где природа является главным действующим лицом, определяет философское содержание произведения, вспомним «Грозу» и «Лес» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова, «Вешние воды», «Бежин луг», «Лес и степь» Тургенева. Сами названия говорят о роли пейзажа в этих произведениях.
Тема природы входит в нашу литературу с романтическим пейзажем Жуковского. Поэт наделяет природу душой подобно человеку, одушевляет ее; как всякий романтик, он любит мечтать на лоне природы, видит в ней отпечаток Божества.
Умер вечер... облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят, в окрестности покой.
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливался с рекой,
Поток, кустами осененный.
Пушкин в своем творчестве прошел длинный путь от романтизма к реалистическому мировосприятию. Это можно проследить и
по характеру пейзажных зарисовок. Для творчества Пушкина юж- ной ссылки, к примеру, характерно романтическое восприятие природы. Природа ассоциируется с понятием свободы, красоты, величия. Романтика Пушкина вдохновляет небо, океан, море, горы - величественная, грандиозная и в то же время экзотическая красота природы.
Погасло дневное светило.
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся надо мной, угрюмый океан...
По контрасту вспоминаются стихи:
Смотри, какой здесь вид:
Избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса...
Перед нами чисто реалистический, даже социальный, пейзаж, характерный для русского искусства середины XIX века.
Природа у Лермонтова тоже источник вдохновения, это та красота, что примиряет с жизнью, ее несовершенством, изменчивостью, непостоянством. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» читаем, как природа умиротворяет поэта, успокаивает раздраженное мелочной суетной жизнью сердце. Тогда, когда поэт один с природой, тогда он чувствует, что жизнь прекрасна:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле, -
И в небесах я вижу Бога.
У Лермонтова есть много стихотворений, представляющих символические картины пейзажных зарисовок, на самом деле являющихся интимной исповедью души. Это «Три пальмы», «Листок», «Утес», «Сосна», «Парус» и другие.
Но остался влажный след в морщине
Старого Утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
А у Тютчева человек - сын природы, природа имеет душу, а душа ее космична. Природа и человек едины. И у природы, и у человека есть два начала: стихийное и разумное - ночь и день, свет и тьма, гроза и затишье, благодарность и ропот и так далее. Человек чувствует и свое величие, и свою призрачность, бренность перед природой:
Природа знать не знает о былом.
Ей чужды наши призрачные годы.
И перед ней мы смутно сознаем
Самих себя лишь грезою природы.
О значении и осознании темы природы у Тютчева можно говорить много и сказанное - только одна грань этой темы.
Подробнее же хочется остановиться на значении и воплощении этой темы в творчестве И. С. Тургенева.
Тургенев - писатель, воспевающий все прекрасное в человеке и природе. Умеренность, гармония, изящество, грация не только восхищают его, но и являются источником сил для жизни и смыслом жизни. «Простота, спокойствие, ясность линий» - эти слова, принадлежащие Тургеневу, во многом определяют и взгляды на природу. В «Записках охотника» много оптимизма, идущего от восторга перед красотой природы. И человек в рассказах Тургенева прекрасен как часть природы.
В романе «Отцы и дети» все сцены любви происходят на фоне цветущего сада. Любящий человек прекрасен, и всегда его дополняет цветущая, благоухающая природа. Вспомним открывшееся окно в комнате Одинцовой и любовный порыв Базарова, вспомним признание в любви Кати и Аркадия, Фенечку с букетом утренних роз в беседке сада, саму похожую на розу. Красота женщины сродни красоте природы, неотделима от нее, и именно в силу этого она имеет право на жизнь, уважение и восторг.
У Тургенева характер мужчины определяется через отношение к женщине, через умение ее любить, чувствовать. Это умение как бы камертон талантливости и порядочности натуры, ее достоинств.
То же можно сказать и о природе. Природа - это философская категория. Чувство природы определяет характер. Человек, не чувствующий ее красоты, значимости, своего единства с ней, - ущербный, одинокий, ограниченный, нежизнестойкий. Вот еще почему умирает Базаров.
Для понимания философской концепции романа очень важен эпилог, описание могилы Базарова, образ цветов на могиле. Тургенев полемизирует с пушкинским понятием о равнодушной природе. Нет, природа не равнодушна к жизни, но она так величественна, что все конфликты и претензии человека, все драмы его кажутся временными, ничтожными, преходящими. Она успокаивает, примиряет и приобщает к вечности. Она всех и каждого поглощает, прощает и берет в лоно свое. Она мудрая и всепрощающая и для бунтующих, и для кротких сердец. Как мать... «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Наверное, из всех русских поэтов именно Бунин выделяется своей любовью к природе и ее подробным описанием и воспеванием в стихах. Поэт переплетает в стихах тоску и радость, истину, жизнь. Бунин тонко чувствует окружающий мир, и именно природа стала основной темой его творчества. Именно природа влияет на его настроение, поэтому он старается найти все детали, описать как можно подробнее, ничего не упустить.

Его раннее творчество критики описывали как «осенняя грусть», а самого автора величали «тихий, умиротворенный». Однако, можно было найти много примеров, когда Бунин бунтовал, показывал противоречия. С одной стороны - нежная любовь к природе, гармония и умиротворение, а с другой - уродство и несправедливость жизни. Здесь можно заметить социальные проблемы в его творчестве. К примеру, в рассказе «На хуторе» человек стал частицей природы, ощутил кровное родство с ней, а не с людьми и деревней.

В романе «Жизнь Арcеньева» Бунин-живописец «рисует» картину осеннего увядания, раскрывает перед читателем все богатство цвета. Он сразу находит основной цвет, чтобы перед всеми открылся пышный вид: «желтый простор», «желтые осы», «желтеющая пожухлая трава». И именно в этом произведении природа показывает внутреннее состояние героя, отражает его легкую грусть и усталость.

В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин сумел с помощью своей любви к средней полосе России превратить этот скучный серый пейзаж в любопытное зрелище. Перед глазами читателя предстают образы: «желтый, поредевший сад», «запах яблок, меда и свежести», «довольные дрозды на алых гроздях рябины в глубине сада», а также многое другое. Любовь к Родине помогла Бунину создать такой чувственный пейзаж.

Бунинское описание природы раскрывает перед нами его философию - стремление к вселенской гармонии. Функции описания природы разные - показать внутреннее состояние героя, дать увидеть контраст между гармоничным и уродливым, наполнить произведения эмоциями. Яркое и выразительное описание природы по силе нельзя сравнить ни с одним из поэтов.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? - -
  • Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична? - -
  • Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия? - -
  • Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» - -

Природа в произведениях русских писателей.

Природа всегда занимала особое место в литературе.
Не обошли эту тему писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею, то в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что мы теряем.
20-ый век с его нравственными и экологическими проблемами отразился в произведениях Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и многих других писателей.
С темой природы тесно связано творчество В.Распутина.
Писатель, выросший в Сибири, отдал свое сердце этому краю. Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таежные леса навсегда привязывают к себе человека.
И душа писателя не может не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается ею, не задумываясь о будущем своих детей.
Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь - для самого человека. Вымирают целые деревни.
И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землей. Бабка Дарья из повести "Прощание с Матерой" самоотверженно защищает деревню, которая подлежит затоплению.
Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь.
А вот теперь ее родная земля будет затоплена. Выстроился новый поселок с новыми домами и с новой жизнью. Но это уже никогда не будет та, родная, кровная земля. Этой земле отдана жизнь.
Для Дарьи и других стариков это трагедия. Как дерево без почвы, так душа человека без родной земли увядает. Варварски истребляя природу, мы губим свою душу. Человек, уничтожающий свои корни, совершает преступление не только против природы, он несет ответственность перед людьми, перед своим будущим.
Тему природы и человека затрагивает в своих произведениях другой сибирский писатель Виктор Астафьев.
В романе "Царь-рыба" человек также идет против природы. Особенно ярко и остро затрагивается эта проблема в одной из основных глав. Человек и природа - это одно целое. И нельзя эту связь разрушать.
Но как часто в нашей жизни из-за жадности теряется в человеке человек.
Рыбак Игнатьич поймал огромного осетра - "царь-рыбу", как называли ее в народе. Ослепленный жадностью, он не желает отпустить рыбу, но и справиться с ней не может. В итоге человека и рыба, охотник и жертва гибнут вместе. Игнатьич вспоминает всю свою жизнь, все грехи и принимает происходящее за "заслуженную кару". Как часто в современной литературе человек показан существом бездушным, настоящим варваром. Это и является главной мыслью романа Чингиза Айтматова "Плаха".
Этот роман никого не может оставить равнодушным, он задевает за живое.
Наш век с его пороками нашел реальное отражение в "Плахе".
Человек идет против природы, забыв, что он и сам часть ее.
Уничтожая природу, он тем самым обрекает себя на гибель, на плаху. На первых страницах романа мы встречаем пару волков - синеглазую волчицу Акбару и сильного красивого волка Ташчайнара. Жизнь их протекала в " нескончаемой погоне по нескончаемым моюнкумским просторам. Айтматов раскрывает перед читателями жизнь великой саванны. Все идет своим чередом, все подвластно законам природы.
Все в природе взаимосвязано: "гонимые и преследующие - одно быть жестокого бытия".
Во всем есть своя гармония, которую разрушает человек.
Человек вторгается в природу, нарушая вечные законы.
Очень ярко со всей жестокостью показана сцена истребления сайгаков. Ради собственной наживы, ради выполнения плана по мясосдаче человек расстреливает стада животных. На фоне всех злодеяний, совершаемых человеком, волки выглядят куда более гуманными и великодушными, чем сами люди.
В Ташчайнаре и Акбаре больше человеческого. Волки, спасая себя и своих детенышей, вынуждены покидать свои родные места, но нигде им нет спасения. Все волчата погибают от рук человеческих. Человек же в "Плахе" представлен во всей своей низости и бездуховности.
Один из главных героев романа - Авдий, бывший семинарист, пытае?ся встать на борьбу за души людские.
Ведомый искренним желанием проповедовать вечные ценности, спасти погубленные души, Авдий попадает в мир наркоманов и алкоголиков.
Но не имеют действия его слова, рассказы о Боге, отчаянные призывы к покаянию.
И Авдий Калистратов погибает от рук тех, кого он хотел спасти. Конец романа трагичен: погибают и люди и волки. Каждому своя плаха.
Айтматов дает понять, что человек не царь природы, а неотъемлемая часть ее.
Проблемы, поднятые писателями, касаются каждого из нас.
Их произведения ясно дают понять, что человеку пора остановиться и одуматься.
Что же мы теряем, вырубая леса, загрязняя реки и воздух, истребляя животных.
Природа просит о помощи, и только в наших силах остановить катастрофу.

Как описать природу, подобно классикам?

На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры, подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но авторы продолжают задавать вопрос. Почему? Потому что на практике не так-то легко понять, а КАК же все это работает?

На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну в своей статье.

Сразу скажу, писатели, как художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.

Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, вполне можно обойтись точными и понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным персонажем произведения (возможно, и главным), который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.

Я хочу предложить вам игру-исследование , вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

Итак, перед нами три маленьких отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева , Пришвина , Паустовского .

Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:

1. Рассказ ведется от 1-го лица.

2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.

3. Все или некоторые атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.

Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

№ 1

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

№ 2


Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

№ 3

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще…

Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. Сравним:

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать идею.

Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

Эпитеты, сравнения и пр. – обязательно. Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».

А как же у классиков? А у них вот что:


Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в заглавие. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой – созерцатель и должен передать всю красоту, всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый, два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.

При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени.

У каждого классика свой прием.

Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:

● «…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».

● «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»

● «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

У Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:

● «Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».

● «От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

Однако для Паустовского важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

Пришвин же выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.

Посмотрим и на другие, привычные всем, осенние атрибуты у классиков. Вы увидите, что вышеуказанные приемы повторяются и тут.

И.С. Тургенев М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Листья Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Птицы Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему.

Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают.

Однако если бы все ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант.

У Паустовского это конструкции с «не», сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».

Еще оксюмороны: «жгучий иней».

И, конечно, контрасты: листопад /дождь, приход осени / неожиданное счастье и др.

У Пришвина – это внутренний диалог, слияние природы и человека: «…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения: «летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»…

У Тургенева прием «матрешки», когда образы наслаиваются и создают картину:

1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

Еще Тургенев часто использует прием «перевертыш» непредсказуемо, но точно.

Здесь это выражено сравнением: «…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

А здесь метко найденным словом: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая , вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

Итак, подведем итоги:

1. Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.

2. Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.

3. Важно знать атрибуты, общее представление об осени, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.

4. Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.

5. Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека в описании природы.

6. Ищите свои фишки, не забывайте про них, сразу записывайте слова, фразы, которые внезапно пришли на ум, когда вы гуляли в лесу.

7. Читайте, без этого – никак!

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить его, восхититься им – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать и на этой основе искать свое. Удачи.

© Almond 2015