Причины и итоги азовских походов петра 1. Первый азовский поход Петра I

Удобная навигация по статье:

Первый и второй Азовские походы Петра 1

Походы Петра I на турецкий Азов в 1695 и 1696 гг. (так называемые азовские походы) представляют собой существенное звено в цепи тех начинаний, которые Петр проводил столь энергично и настойчиво. Азовские походы, предпринятые Петром в первые же годы его царствования, открывают собой важные страницы военной истории русского государства, чрезвычайно красочно показывают, как в сражениях и битвах росла и крепла наша армия, как впервые созидался и получал боевое крещение русский военный флот, знамена которого уже в годы Петра 1 были покрыты неувядаемой славой громких побед.

История азовских походов - первый крупный шаг Петра в его внешней политике.

Причины Азовских походов Петра I

Сегодня историки выделяют среди главных причин петровских Азовских походов:

Все эти факторы позволили Петру поставить вопрос о фактическом перемещении южной границы страны к её рубежу к берегу Чёрного моря.


Обратите внимание! Основными причинами Азовских походов были стремление получить выход к Черному морю и стремительный рост силы Московского государства.

Что представляла собой крепость Азов?

Азов, в частности, представлял собой сильную крепость. После 1637-1641 гг. (взятие донскими казаками Азова и героическая оборона его от огромных сил турок, - так называемое Азовское сиденье), Азов был возвращен турками и азовская крепость была укреплена еще более. Над восстановлением и усилением крепостных сооружений работало множество людей. Примерно в трех верстах от азовской крепости на одном и другом берегах Дона турками были возведены две каменные «каланчи», а на северном притоке Дона, так называемом Мертвом Донце, было построено каменное укрепление (замок) Лютик. Таким образом, Азову была придана сеть вспомогательных укреплений. По-прежнему турецкий флот всегда имел возможность подать азовской крепости помощь со стороны моря.

Ход Азовских походов 1695 и 1696 года


Первый Азовский поход 1695 года

Двадцатого января 1695 года в столице был объявлен сбор так называемых ратных людей старого строя для похода на Крым. Руководителем для подготовки и сбора для военного похода армии, состоявшей из ста двадцати тысяч человек, был назначен боярин Б. Шереметев. Он должен был выждать некоторое время, присоединить к армии малороссийских казаков и после этого спуститься к низовьям Днепра.

Пока «обманная» армия формировалась в определённых царём пунктах, в Москве собиралась тайная армия для Азовского похода. Она состояла из сорока четырёх пищалей, ста четырёх мортир и тридцати одной тысячи солдат) и включала в себя три лучших дивизии, которыми руководили известные Головин, Лефорт и Гордон. При этом, фактическое командование данной армией не было сосредоточено в одних руках, а осуществлялось специальными военными советами, приводящими свои решения по приказу бомбардира Петра Михайлова (псевдоним Петра Первого).

В середине весны войска Гордона общей численностью десять тысяч человек, собравшихся в Тамбове, начинают военный поход.

Осада Азова начинается третьего июля. Девятого числа того же месяца производятся мощные бомбардировки, которые смогли нанести серьёзные разрушения крепости. Однако, дальнейшая осада затянулась. Из-за отсутствия сильного флота русские войска не смогли осуществить полную блокаду твердыни. В обратном случае, Азов не продержался долго, ведь не получал бы морем запасы и подкрепление.

Турки, которые заручились силами татарской конницы, которая действовала за пределами крепости, то и дело производили партизанские вылазки. Историки отмечают в числе причин поражения русских малое знакомство военных с инженерией и отсутствие дисциплины.

В ночь на двадцатое июля полки Петра переходят на правый берег основного рукава Дона, после чего выстраивают там укрепление, устанавливая там артиллерию и получая, таким образом, возможность обстрела крепости с северной стороны. После этого в конце лета и в начале осени было произведено два неудачных штурма, но взять штурмом крепость Петру не удаётся.

Разочарованный второй попыткой штурма и немалыми потерями состава, Пётр отдаёт приказ о прекращении осады. Двадцать восьмого сентября начинается разоружение батарей, а уже второго октября последние полки уходят на Москву.

Второй Азовский поход Петра Первого 1696 года


Желая всеми силами всё-таки достигнуть намеченной цели и получить Азов, и понимая, что именно за причины привели его к неудаче, Пётр начинает готовить второй военный поход на крепость едва отойдя от неё на Москву.


Самой важной частью нового плана русского царя являлось то, что в будущем очень важно закрыть Азов флотом, лишив его возможности получать регулярно продовольствие и орудия. Для осуществления этого Пётр Первый этой же зимой отдаёт приказ строить суда в Воронеже и Преображенском. А для того чтобы всё точно получилось он сам возглавляет это дело.

Вместе с постройкой судов и расширением флота идёт и набор новой азовской армии, которая была значительно усилена десятитысячной армией Шереметева, призванными запорожцами и набором вольницы. Также, для восполнения недостатка в умудрённых инженерах, правитель обращается за помощью к своим союзникам, австрийскому императору и польскому королю, которые в ответ присылают ему опытных иноземных военных.

Так, ранней весной 1696 года семидесяти пятитысячная русская армия была готова выходить на Азов. Был полностью подготовлен к битвам и новый флот, отданный под командование Лефорту, и состоявший из четырёх брандеров, двадцати трёх галер и двух кораблей.

Девятнадцатого мая части Гордона высаживаются в трёх вёрстах выше крепости Азов. После нескольких небольших столкновений около устья Дона турки высылают подкрепление. Однако, увидев, что русские суда снимаются с якорей турецкие корабли поворачивают обратно. Затем прикрывающая турецкая эскадра выходит в море и больше ничего не предпринимает для защиты Азова. При этом, крепостные гарнизоны явно не были готовы к повторной осаде, ведь не были засыпаны даже прошлогодние русские траншеи. Поэтому в период с двадцать восьмого мая до третьего июня 1696 года русские части в короткий срок укрепляют свои прошлогодние лагеря и приступают к установке артиллерии.

Шестнадцатого июня начинается бомбардирование укреплений, но двухнедельная стрельба не даёт положительных результатов, после чего Пётр решает насыпать более высокий вал и продвинув его через ров, начать штурм.

Спустя день скучавшие от продолжительной осады запорожские части, договорившись с донскими казаками производят спонтанное нападение на Азов и вынуждают турок отойти. После этого в бой вступили основные войска и с лёгкостью взяли крепость.

Последствия взятия Азовской крепости

Что касается дальнейшей судьбы Азова, то надо сказать, что Петру, несмотря на его горячее к тому стремление, так и не удалось все же закрепить за собой Азов навсегда. После неудачной Прутской кампании, в 1711 г. Азов вновь отошел к Турции. Петр тяжело переживал необходимость отдать Турции Азов.

Петра до самой смерти (1725 г.) не покидала мысль о возврате Азова и Таганрога. В 1735 г., когда началась новая русско-турецкая война, русские войска предприняли осаду Азова. Весной 1736 г. Азов был взят. Однако, окончательное присоединение Азова к России произошло лишь в 1774 г. (фактически - в 1769 г.) . История азовских походов тесто связана с историей борьбы Петра I за ликвидацию отсталости России.

Видео-лекция: Азовские походы Петра I

Проверь себя! Тест по теме: Азовские походы Петра 1

Тест по теме "Азовские походы Петра 1"

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Тест по теме “Азовские походы Петра 1”

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

    Если у вас 2 и менее набранных балла вы ПЛОХО знаете тему “Азовские походы Петра 1”

    Если у вас 3 набранных балла вы УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО знаете тему “Азовские походы Петра 1”

    Если у вас 4 набранных балла вы ХОРОШО знаете тему “Азовские походы Петра 1”

    Если у вас 5 набранных балла вы ОТЛИЧНО знаете тему “Азовские походы Петра 1”

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году состоялся первый азовский поход Петра 1?

    Правильно

    Неправильно

Царевна Софья Алексеевна вела войну с Османской империей в Крыму, но когда ее свергли с российского престола сражения с татарами и турками временно прекратились. Однако в 1695 году Петр 1 решил возобновить военные действия, а своей целью царь поставил взятие Азова.
Одними из основных причин Азовских походов было желание расширить границы России до Черного моря и увеличить военную мощь государства. Также царь Петр таким образом хотел прекратить набеги крымских татар на исконно русские земли, во время которых в рабство было угнано несколько миллионов жителей Причерноморья.
Пришла весна 1695 года и русское войско выдвинулось в южном направлении.
Ближе к концу июня крепость уже находилась в осаде. 2 июля группа, которой командовал Петр Гордон, заняла позиции вокруг Азова. В частности, были взяты две каланчи на обеих берегах Дона. Можно назвать это событие пиком первого Азовского похода, предпринятого Петром 1.
Отдельный корпус под командованием Бориса Шереметева вместе с казаками Ивана Мазепы 30 июля 1695 года взяли на Таванском острове крепости Муберек-кермен, Аслан-кермен, Мустрик-кермен и Кази-кермен.
Второй Азовский поход начался 16 мая с повторной осады крепости.
17 июля запорожские и донские казаки захватили два ее бастиона, а буквально через три дня с помощью артиллерии Азов был взят вместе с крепостью Лютих, которая располагалась в устье северной части Дона.
Благодаря Азовской кампании стало понятно, что флот и артиллерия являются важными составляющими военных действий. Именно осада крепости показала успешность взаимодействия армии на суше и кораблей в море.
Также при подготовке походов ярко проявились таланты Петра I в качестве военного стратега и организатора. Он научился извлекать уроки из своих тактических ошибок и не допускать их при повторных ударах.
Хоть крепость Азов и была взята, но для того чтобы закрепиться в Черном море России было необходимо обладать Керчью, а лучше – всем Крымским полуостровом. Чтобы не сдать Азов перед Петром стояла задача заняться укреплением своего флота. Нужны были новые современные корабли и специалисты по их строительству.
В октябре 1696 года по решению Боярской Думы в стране была заложена основа военно-морского флота. Именно с этого времени Россия взяла курс на освоение новых территорий. Был дан старт отечественному судостроению. Чтобы обеспечить финансирование реализации данного амбициозного проекта были введены новые повинности.
В ноябре того же года Петр Великий отправил в Европу первых дворян, которые занялись там обучением корабельному и военно-морскому делу.
Война с турками завершилась в 1700 году после подписания мирного договора в Константинополе, что стало основным итогом Азовских походов Петра 1.
Взятие Азова убедило царя в необходимости дальнейшего продолжения военных реформ, а также вовлечения России в дела европейской политики.
Полностью укрепиться в Причерноморье Петру так и не удалось. Он переключил свое внимание на присоединение прибалтийского региона и в 1711 году Азов был снова сдан.

Изоляция от основных торговых путей и отсутствие необходимых связей с внешним миром тормозили экономическое развитие Русского государства, что особенно стало сказываться в XVII в., когда в экономике страны произошли серьезные изменения. В этих условиях борьба за выходы к морям приобретала первостепенное значение для развития промышленности и торговли, для установления внешнеэкономических, политических и культурных связей с заморскими странами. Пришедший к власти Петр I продолжил начатую правительством царевны Софьи войну против Османской империи и Крыма и поставил первой ближайшей задачей внешней политики достижение выхода России к Азовскому и Черному морям, где предстояло решить главную задачу - взять Азов. С этой целью были предприняты две военные кампании - Азовские походы 1695 и 1696 гг, закончившиеся взятием турецкой крепости.

На рубеже XVII-XVIII вв. мореплавание достигло значительного развития во многих странах мира. По океанским просторам непрерывно следовали сотни и тысячи парусных кораблей. С каждым годом расширялись связи между странами, осваивались новые морские пути, увеличивался грузооборот, росли флоты, появлялись новые порты и верфи. Международная торговля вышла за пределы прежних замкнутых морских бассейнов и открыла трансокеанские пути между всеми континентами.
Развитие мореплавания и судоходства было теснейшим образом связано с социально-экономическим прогрессом каждой страны. Рост торговых связей являлся следствием распада натурального хозяйства, расширения товарного производства, развития всех производительных сил общества. В тот период «мореплавание было определенно буржуазным промыслом», который стимулировал переход от феодализма к более прогрессивному для того времени капиталистическому способу производства.
Наиболее крупными морскими державами были Англия и Голландия - страны, в которых буржуазные революции уже расчистили путь для капиталистического развития. Обострение соперничества между ними в борьбе за колонии и господство на морях сопровождалось усилением не только торговых, но и военных флотов. Эпоха колониальных захватов, открытая в XVI - XVII вв. всеми морскими державами, явилась эпохой образования крупных военных флотов». С возникновением постоянных флотов, указывал Ф. Энгельс, «мы собственно и можем говорить о военно-морском флоте, как таковом» (см. «История флота»).
Значительные торговые и военные флоты были у Испании, Франции, Дании, Швеции, Османской империи, Португалии, Венеции. Каждое из этих государств обладало обширными морскими побережьями и имело свободный доступ к морям. Мореплавание и судоходство на протяжении многих веков играли важную роль в их развитии.
В ином положении находилась Россия. Ни одна великая нация, писал Маркс, никогда не существовала в таком отдалении от моря, в каком находилось Русское государство в конце XVII в. Страна древних морских традиций, Россия в этот период была единственной крупной державой в мире, имевшей крайне ограниченный выход к морю.
На северо-западе страны выход на Балтику преграждала Швеция, захватившая русские земли по берегам Финского залива. Южные границы Русского государства находились в еще большем удалении от моря: все Черноморское побережье с устьями Днепра, Буга, Дона, Кубани удерживали в своих руках Османская империя и зависимое от нее Крымское ханство. Лишь на побережье Белого моря, за сотни верст от основных экономических районов, у России имелся единственный порт (Архангельск), который в то время давал ограниченные возможности для развития торговли как по своей отдаленности, так и по условиям плавания парусных кораблей.
Рост общественного разделения труда, усиление торговых связей между областями, появление первых мануфактур, расширение товарно-денежных отношений означали ликвидацию остатков феодальной обособленности и складывание внутреннего всероссийского рынка. Экономическое объединение страны обусловливало дальнейшую централизацию политической власти.
В условиях, когда морские побережья и устья рек были отрезаны от внутренних районов страны, Столь же важной для России была и другая задача: обеспечение безопасности страны от нападений извне. Как на северо-западе, так и на юге морские побережья служили удобными плацдармами для нападения на русские земли со стороны соседних государств.
На южных границах России шли почти беспрерывные военные действия с ордами Крымского ханства, являвшегося боевым авангардом Османской империи в ее борьбе против России. Из Крыма, Северного Причерноморья и Приазовья вражеские отряды вторгались в глубь русской территории, совершали набеги на русские и украинские города и села, уводили мирных жителей в рабство. Только за первую половину XVII в. османские захватчики угнали в плен около 200 тысяч русских и украинцев.
Население южнорусских земель вело упорную борьбу за свою независимость от османского господства и освобождение причерноморских территорий. Активная роль в борьбе против опустошительных набегов турок-османов и татар принадлежала запорожским и донским казакам. Исключительной смелостью и отвагой отличались их морские вылазки и походы в XV- XVII вв.
Несмотря на ожесточенное сопротивление Османского государства, казаки по Днепру и Дону неоднократно прорывались на своих челнах («чайках») в море, достигали Трапезунда, Синопа, Босфора, устьев Дуная. Иногда в таких походах участвовало свыше сотни казацких судов; для борьбы с ними были мобилизованы крупные силы османского флота.
Благодаря смелым походам казацкой вольницы водные просторы и берега Черного и Азовского морей не раз превращались в арену ожесточенных столкновений. Вести о морских походах казаков распространялись далеко за пределы Османской империи. В начале XVII в. иностранцы так характеризовали положение на Черном море: «Казаки, распространясь по всему Черному морю, разъезжали тамо на двухстах барках и учинились совершенными обладателями оного. Мореплавание было уже там не свободно, в самом Константинополе никто не почитал себя безопасным».
Действия казаков держали в постоянном напряжении морские силы Османского государства. Однако эти нападения не могли сломить его военную мощь и заставить освободить обширные территории Причерноморья. Опираясь на многочисленные опорные пункты и гарнизоны, вооруженные силы Османской империи и войска Крымского ханства продолжали удерживать в своих руках южнорусские земли и вынашивали планы новых захватов на южных оборонительных рубежах России.
Борьба за побережья Азовского и Черного морей была для России важной и сложной задачей. Хотя Османская империя в XVII в. начала вступать в период внутреннего кризиса, она по-прежнему обладала огромными военно-экономическими ресурсами и являлась могущественным военно-феодальным государством, владения которого раскинулись на трех континентах от Гибралтара до Индийского океана. Многие народы Азии, Африки и Восточной Европы подвергались жестокой эксплуатации турецких завоевателей. Захват и эксплуатация чужих территорий являлись основным средством обогащения господствующих классов империи. Османская армия считалась одной из самых сильных в мире. Военно-морской флот был очень значительным по численности корабельного состава и обладал большим боевым опытом. В течение двух столетий он вел непрерывные бои с флотами Австрии, Франции, Испании, Венецианской республики, Мальтийского ордена, Тосканского герцогства. Вплоть до второй половины XVI в. турки-османы считались непобедимыми на море, и лишь после морского сражения при Лепанто в 1571 году престиж Османской империи как сильнейшей морской державы стал падать. Но и после поражений боеспособность турецкого флота быстро восстанавливалась, потери восполнялись новыми кораблями, оснащение и вооружение их улучшались.
«У турецких сил морских, - отмечал один из французских историков XVII в., - есть великие пособия к мореплаванию. Пространные леса, растущие по черноморскому берегу и по кряжу Никомидийского залива, доставляют им деревья на построение кораблей; из Албании и Валахии привозится к ним смола и сало; из Каира доставляется пенька и парусина; у них находятся самые удобные гавани во многих местах Черного моря, Босфора, Мраморного моря; в невольниках недостатка нет для гребной езды - татары снабжают их великим числом оных; пушкари обыкновенно бывают из французских, английских и голландских вероотступников».
Флот Османской империи всецело господствовал на Черном море, постоянно снабжал всем необходимым свои войска в Причерноморье, а в случае необходимости мог многократно пополняться новыми кораблями из Босфора и Средиземноморья.

В 1471 году генуэзская колония Азов была взята турками и с этого времени европейским судам было запрещено появляться в Черном море, которое стало "внутренним" морем Османской империи. Древняя крепость Азов, расположенная на левом берегу Дона, невдалеке от его впадения в Азовское море, была издавна знакома жителям южнорусских областей и особенно донским казакам. По причине того, что Азов занимал исключительно выгодное стратегическое положение в регионе, турецкое правительство заново построило здесь крепость, одной из задач которой было сдержать набеги донских казаков на Крым и Северное побережье Турции. Казакам крепость эта была особенно ненавистна, потому что препятствовала выходу их в Азовское море для торговли и набегов. Когда они на своих судах плыли вниз по Дону, Азов неизменно преграждал им путь. Оценивая важное военно-географическое положение этой крепости, турецкое командование постоянно держало в ней сильный гарнизон. Азов служил одним из важнейших форпостов Османской империи, преграждавших России выход к морю.
У стен Азова происходили неоднократные боевые столкновения. Донские казаки смело вступали в единоборство с сильным, хорошо вооруженным противником. В 1572 г. им удалось на короткое время овладеть Азовом, но из-за своей малочисленности они не смогли удержаться в крепости.
В 1637 г. донские и запорожские казаки вновь подошли к Азову и начали его осаду. На этот раз штурм крепости закончился полной капитуляцией неприятельского гарнизона. Почти шесть лет казаки отражали попытки вражеских войск взять Азов. Только летом 1642 г., после отказа русского царя Михаила Федоровича взять Азов «под свою руку», они закончили свое «азовское сиденье» и оставили крепость, разрушив ее до основания.
Спустя 50 с лишком лет, когда армия Петра стала готовиться к походу к устью Дона, Азов был заново отстроен и укреплен. Со всех сторон его ограждали высокие каменные стены с бастионами. По обоим берегам Дона были сооружены передовые каменные укрепления (каланчи-башни). Между ними протягивались цепи поперек реки, чтобы преграждать путь любым кораблям, которые попытаются спуститься к устью Дона.
Чтобы изменить военно-политическую обстановку на юге, Россия в конце 80-х годов XVII в. заключила союзный договор с Австрией, Польшей и Венецией и выступила против Османского государства. Однако два похода русских войск под командованием В. В. Голицина в правление царевны Софьи были неудачны, хотя сыграли известную роль для союзников: они отвлекли силы вражеской армии и сорвали планы турецкого султана, рассчитывавшего вести наступление на Польшу и Венгрию.

Спустя несколько лет борьба возобновилась. От «потешных игр» под Москвой он в 1695 г. приступил к подготовке похода на юг. Армия под командованием Б. П. Шереметева должна была наступать к низовьям Днепра совместно с казаками Мазепы. Другой армии, с которой направлялся Петр, предстояло решить главную задачу - взять Азов.
Будучи осведомлен об укреплениях Азова, Петр рассчитывал достичь успеха стремительным ударом. Подготовка к походу, проходила в глубокой тайне. Армия для Азовского похода формировалась из лучших полков: Преображенского, Семеновского, Лефортовского, Бутырского. Вместе с ними направлялись и стрельцы. Весной 1695 г. войска двинулись из Москвы. Они на стругах (рисунок 1) пошли по Москве-реке, Оке и Волге до Царицына, где перешли на Дон. В начале июля вся армия была сосредоточена у Азова и блокировала его с суши.
Начались осадные работы и бомбардировка крепости. Русским войскам удалось захватить два передовых вражеских укрепления (каланчи) выше Азова. Это позволило обеспечить доставку грузов по реке непосредственно к лагерю русской армии. К началу августа передовые траншеи были подведены примерно на 50 м к крепостному валу. Русское командование рассчитывало, что силы неприятеля в достаточной степени ослаблены и решительный штурм крепости должен быть делом ближайшего времени. Однако Петр I недооценил значение флота для осады и обороны Азова.
Поставив своей задачей овладеть Азовом, русское командование полагалось исключительно на сухопутные силы, так как флота в России не было, а создавать его специально к началу боевых действий считалось нереальным, трудно осуществимым, да и не столь необходимым делом. Неприятель же широко использовал для обороны Азова не только армию, но и флот.
Из Константинополя к Азову постоянно направлялись корабли для поддержки гарнизона. Плавание их не было сопряжено ни с какими опасностями, так как Черное море в то время было «внутренним озером» Османской империи. Из лагеря русской армии видели, как со стороны моря к Азову прибывают неприятельские корабли. Препятствовать же этому осаждающие войска не могли. Поэтому вражеский гарнизон постоянно снабжался всем необходимым и имел возможность пополнять потери, полученные от бомбардировок.
Тем не менее на военном совете, состоявшемся в русском лагере в первых числах августа, было принято решение штурмовать Азов.
Ранним утром 5 августа 1695 г. начался штурм крепости. Более четырех тысяч русских солдат ринулись на подступы неприятельской твердыни. В течение нескольких часов у стен Азова шел кровопролитный бой. Противник бился с большим упорством и стойкостью. Все попытки русских войск взять приступом крепость окончились безрезультатно. Отряд казаков, участвовавший в штурме, должен был на ладьях спуститься по Дону и ворваться в Азов cо стороны реки, но и эта попытка не привела к успеху. К вечеру все штурмовавшие войска отошли в русский лагерь.
Неудачный штурм Азова вскрыл серьезные недостатки в организации осады крепости. Русские войска не могли установить блокады неприятельской крепости с моря. Они не имели необходимого опыта в осаде крепостей; некоторые отряды (особенно стрельцы) были недостаточно обучены и дисциплинированны. Важным недостатком являлось отсутствие единого главнокомандующего: все три начальника отрядов были облечены равными правами и не подчинялись друг другу. Вместо согласованных действий они не оказывали взаимной поддержки и ссорились между собой. Хотя Петр I утверждал главные решения, но повседневную координацию действия всех сил осуществить он не смог.
Спустя полтора месяца было принято решение вторично штурмовать Азов. 25 сентября русские войска вновь пошли на штурм. Этот приступ был более организованным, но тем не менее стойкость врага вынудила их опять-таки отступить. Петр решил прекратить осаду крепости и отвести войска па зимние квартиры.
Русская армия, оставив лишь трехтысячный отряд для охраны захваченных ранее двух укреплений возле Азова, выступила в обратный путь в Россию.

Неприятель расценил отход русских войск от Азова как крупную победу. Как в самом Азове, так и в Константинополе были уверены, что дальнейших наступательных попыток со стороны русских в ближайшем будущем можно не опасаться. Однако неудача первого Азовского похода усилила решимость Петра I во что бы то ни стало добиться намеченной цели. Не успели войска возвратиться в Москву, как стал разрабатываться план нового похода к низовьям Дона.
Главной задачей при подготовке второго Азовского похода было признано строительство военных и транспортных судов.
Решение Петра о постройке кораблей («морского каравана») оживленно обсуждалось в Москве. Было немало скептиков, не веривших в реальность этого замысла. Действительно, построить вдали от моря достаточное число кораблей, способных участвовать в осаде сильнейшей турецкой крепости, являлось делом исключительно сложным. Трудности усугублялись тем, что строительство кораблей было намечено осуществить в крайне сжатые сроки - в течение одной зимы.
Но решение о постройке кораблей стало настойчиво проводиться в жизнь. Один за другим следовали из Москвы царские указы и распоряжения, обязывавшие воевод и градоначальников срочно мобилизовывать все необходимое для постройки судов. В ноябре 1695 г. Петр объявил о предстоящем походе, а в декабре специальным указом было повелено:
«В плавной ход на Дон сделать в городах на Воронеже, в Козлове, в Добром, в Сокольске 1300 стругов, да 30 лодок морских, да 100 плотов к нынешней вешней полой первой воде. А к тому делу плотников и кузнецов и работных людей выслать в те указанные места, да к тем работным людям быть в прибавку у того же стругового дела украинных и рязанских городов стрельцам, и казакам, и драгунам, и пушкарям и пушкарского чину людям...»
Район Воронежа был не случайно избран для кораблестроительных работ. Для проживавшего здесь населения сооружение кораблей было делом знакомым: многие поколения занимались постройкой речных судов для плавания по Дону. Зимой 1696 г. к Воронежу, Козлову, Доброму, Сокольску, непрерывным потоком стекались крестьяне и мастеровые - более 25 тысяч человек было назначено для «стругового дела». Сюда же со всех концов страны стали прибывать кораблестроительные материалы - лес, пенька, смола, железо. Работы шли быстро; струги были построены не только к назначенному сроку, но и в большем количестве, чем предполагалось.
Главной же задачей при подготовке второго Азовского похода являлось строительство военных кораблей. Эти работы развернулись в селе Преображенском под Москвой (на реке Яузе).
Основным типом боевого корабля, который решено было строить для похода на Азов, была галера - гребное судно с 30-38 веслами, имевшее на вооружении 4-6 орудий, 2 мачты, 130-200 человек экипажа (рисунок 2) . Этот тип корабля наиболее отвечал условиям предстоящих боевых действий: галеры имели небольшую осадку, хорошую маневренность и могли быть успешно использованы в узкостях и мелководье низовьев Дона и прибрежных вод Азовского моря.
По сравнению со «струговым делом» создание военных кораблей было делом значительно более сложным. В отличие от транспортного судна военный корабль должен нести артиллерию, обладать хорошими ходовыми качествами и маневренностью, иметь специальные помещения для экипажа, боезапаса и т.д. Установка артиллерийского вооружения диктовала специальные конструктивные особенности; так как одна пушка даже самого малого калибра весила свыше полутонны; это требовало прочности корпуса и остойчивости значительно большей, чем на обычных транспортных судах.
В строительстве кораблей для Азовского похода широко использовался предшествующий опыт русского судостроения на Волге, Дону, Днепре и других водных бассейнах, в том числе опыт постройки первых военных кораблей в 30-60-х годах XVII в. В Нижнем Новгороде в 1636 г. русскими мастерами был построен корабль «Фредерик» (рисунок 3) , а в 1668 г. в селе Дединове на Оке - корабль «Орел» (рисунок 4) . Хотя эти корабли после постройки просуществовали недолго и в боевых действиях не участвовали, работы по их проектированию и строительству имели значение для приобретения необходимого опыта в военном судостроении (о строительстве первых русских кораблей см. «Развитие мореплавания и создание русского флота»). Непосредственно созданию Азовского флота предшествовала постройка нескольких кораблей на Переяславском озере в 1688-1692 гг. и в Архангельске в 1693 г., проводившаяся при участии Петра I.
К строительству галер в Преображенском были привлечены солдаты Семеновского и Преображенского полков, а также крестьяне и мастеровые, вызванные из Архангельска, Вологды, Нижнего Новгорода и других городов. Почти все они были опытными мастерами, руками которых было построено немало речных и морских судов, совершавших плавания по Белому морю и бесчисленным русским озерам и рекам. Среди мастеров кораблестроения особенной опытностью и знанием дела, отличались вологодский плотник Осип Щека и нижегородский плотник Яким Иванов.
В течение зимы мастера трудились над заготовкой всех составных частей и деталей, необходимых для создания кораблей. Для каждой галеры изготовлялись киль - массивный дубовый брус, служащий основанием для корпуса судна; шпангоуты - «ребра» корабля; стрингера - продольные балки, идущие от носа к корме; бимсы - поперечные горизонтальные балки между шпангоутами; пиллерсы - вертикальные стойки, поддерживающие снизу палубу. Одновременно заготовлялись доски для наружной бортовой обшивки и для настила палуб, весла, мачты и многие другие части кораблей.
При установке артиллерийских орудий на первых русских боевых кораблях, так же как и в других флотах, использовались самые простые приемы: корабельные орудия просто вставлялись в деревянную колоду, выдолбленную для этой цели, и закреплялись в ней, а потому им нельзя было придавать различные углы возвышения».
В феврале 1696 г. преображенские кораблестроители закончили заготовку частей для 22 галер и четырех брандеров. Второй этап работы - сборку корпусов кораблей, спуск на воду, их оснащение и вооружение намечено было делать в Воронеже.
В начале марта 1696 г. дорога из Москвы к Воронежу стала самой оживленной в России. Здесь день и ночь не затихал поток перевозок. Каждая галера доставлялась на 15-20 возах. Все жители окрестных селений были привлечены к их перевозке под угрозой «всякого разорения и смертной казни за оплошку и нерадение». Несмотря на весеннюю распутицу, все части галер к концу марта были доставлены на воронежские верфи, где началась их сборка. 2 апреля 1696 г. с большой торжественностью состоялся спуск на воду первых галер. Экипажи их были сформированы из состава Семеновского и Преображенского полков.
Кроме сборки гребных кораблей, в Воронеже выполнялась еще более сложная работа: на верфях были заложены боевые трехмачтовые парусные корабли с сильным для того времени артиллерийским вооружением - «Апостол Петр» (рисунок 5) и «Апостол Павел». Правда, их было всего два, но они требовали более широкого комплекса кораблестроительных работ: на каждом из них нужно было установить по 36 орудий и оснастить сложным парусным вооружением, которое включало сотни различных частей рангоута и такелажа. Постройку одного такого корабля удалось закончить к началу мая.
Таким образом, в центре России за тысячу верст от моря, в исключительно короткий срок был создан «морской воинский караван» - первое боевое соединение русского флота.
Пока происходила постройка кораблей, шла планомерная подготовка и сухопутных войск. Для второго Азовского похода армия была значительно увеличена; во главе ее поставлен единый главнокомандующий (боярин А. С. Шеин). Войска прибыли из Москвы в Воронеж, где было назначено сосредоточение всех сухопутных и морских сил. Армада транспортных средств - около 1500 стругов, плотов, барок, лодок - уже дожидалась их, чтобы доставить к Азову.

23 апреля 1696 г. первый эшелон из 110 транспортных судов с войсками и артиллерией, снарядами, продовольствием и другими грузами отправился вниз по течению Дона. Вскоре стали выходить и боевые корабли (рисунок 6) .
1000-километровый поход по Дону был тяжелым и напряженным для экипажей. Многие корабли были еще не окончательно достроены, поэтому в пути на них продолжались отделочные работы. Петр требовал скорейшего прибытия к Азову; команды кораблей почти не отдыхали; суда шли и под веслами, и под парусами не только днем, но и ночью. Скупые строки «Журнала о путном шествии 1696 г.» повествуют об огромном напряжении моряков:
3 мая - «От города Воронежа пошли в путь свой при доброй погоде...»
10 мая - «В полночь прошли город Иловля, перед светом прошли городок Качалин»;
11 мая - «Шли во дни и в ночи парусом и греблею».
14 мая - «...День и ночь шли парусом и греблей...»
Во время похода были разработаны правила организации корабельной службы и ведения морского боя, которые были объявлены в специальном «Указе по галерам». В нем определялся порядок сигнализации, постановки на якорь, плавания в походном строю. Указ требовал активных и решительных действий против неприятеля, строгой дисциплины на судах, взаимной выручки в бою.
15 мая первый отряд галер подошел к Черкасску, куда накануне прибыл и авангард сухопутных войск. Разведка установила, что возле Азова находятся несколько неприятельских кораблей. Для наблюдения за ними у взморья были скрытно оставлены казацкие лодки.
В это время с кораблей противника перевозили к Азову войска на небольших перевозочных судах (тунбасах). Дождавшись, пока тунбасы подойдут ближе к берегу, казацкие лодки внезапно атаковали их. Стремительная атака застала противника врасплох. 10 тунбасов были взяты, остальные повернули к своему флоту. На неприятельской эскадре произошел переполох. Используя замешательство врага, казаки подошли к одному из кораблей противника и подожгли его. Не разобрав в темноте сил атакующих, турки стали спешно отходить в море, а один корабль (не успевший поднять паруса) подожгли сами. Сообщая в Москву об этом первом успехе под Азовом, Петр писал: «Взято 300 бомбов великих, пудов по пяти, 500 копей, 5000 гранат, 86 бочек пороху, 26 человек языков и много всякого припасу».
27 мая 1696 г. отряд русских галер вошел в воды Азовского моря. Моряки были встречены сильным штормовым ветром и большой волной, галеры заливало водой - «погода была великая». Но они заняли позицию поперек Азовского залива, закрыли все пути подхода к крепости со стороны моря и изготовились к бою в случае нападения турецкого флота. Морская блокада Азова началась.
Одновременно к крепости подошли главные силы русской армии. Они заняли те самые траншеи и укрепления, которые были ими сделаны еще в прошлом году, так как турки, не рассчитывая на вторичную осаду, не успели их разрушить. Азов был осажден со всех сторон; с каждым днем кольцо осады сужалось. Русская артиллерия непрерывно обстреливала город. В устье Дона были сооружены две береговые батареи, которые предназначались для усиления морской блокады. Если бы неприятельскому флоту удалось прорваться сквозь линию русских галер, то эти батареи должны были не допустить вражеские корабли непосредственно к крепости.
Не прошло месяца с момента отступления первой неприятельской эскадры от Азова, как из Константинополя подошла новая эскадра в составе 25 вымпелов. На кораблях находился четырехтысячный отряд противника.
Обнаружив русские галеры, блокирующие устья Дона, турецкий адмирал предпочел остановиться на значительном расстоянии от них. «К Азову на помощь, - отмечал Петр, - прислан Турночи-паша с флотом. Он намерен был в Азов пройтить, но увидя нас, принужден намеренье свое оставить. И стоит вышеупомянутый паша в виду от нашего каравана и смотрит, что над городом делается».
Только 28 июня Турночи-паша сделал «подъезд на 24 судах» - пытался высадить на берег десантный отряд. На русских кораблях приготовились к бою, стали сниматься с якоря и идти навстречу вражеским судам. Увидев полную боевую готовность русского флота, турецкий командующий отступил. Неприятельский флот отказался от попыток помочь своему осажденному гарнизону. Азов был полностью лишен подвозов и подкреплений, что сыграло важную роль в исходе осады. 15 июля главнокомандующий А. С. Шеин сообщал в Москву: «Город Азов осажден накрепко, въезду и выезду в него и из него нет; сухие и водяные пути, море и устья донские все заперты судами московского каравана» (рисунок 7) .
Осадная артиллерия продолжала обстрел крепости. 17 июля русские войска овладели одним из угловых бастионов. В обороне противника была пробита первая брешь. На следующий день казаками со стороны Дона был атакован и захвачен второй угловой бастион. Положение осажденной крепости становилось катастрофическим (рисунок 8) . Гарнизон нес большие потери и терял основные позиции. Надежды на помощь из Константинополя иссякли. Исход борьбы был предрешен. Днем 18 июля 1696 г. над Азовом. взвился белый флаг: гарнизон капитулировал (рисунок 9) . Русские войска и флот вошли в город. Все течение Дона стало открытым для плавания русских кораблей.

После поражения под Азовом султанская Турция не желала примириться с потерей этого важного стратегического пункта. Война продолжалась. Армия и флот Османской империи оставались мощной силой, создававшей серьезную угрозу для южных районов России. Чтобы противостоять врагу, удержать выход к морю и добиться заключения выгодного мира, необходима была сильная армия и боеспособный флот. При этом внешнеполитические задачи диктовали необходимость иметь флот регулярный, постоянный, а не создаваемый эпизодически для выполнения отдельной боевой задачи, как то было до Азовских походов.
Осенью 1696 г. вопрос о строительстве флота был вынесен на решение Боярской думы. 20 октября дума постановила: «Морским судам быть...» С этого времени в России началось создание регулярного военно-морского флота.
Строительство флота в каждой стране являлось уделом больших государственных масштабов и исключительной сложности: оно означало создание новых верфей, заводов и мастерских, постройку различных классов кораблей, производство оружия, устройство портов и баз, подготовку и содержание обученных кадров матросов и офицеров. Однако в конце XVII в. русское правительство не располагало достаточной производственной базой и финансовыми средствами для осуществления такой обширной и сложной программы.
Поэтому Петр I ввел специальную корабельную повинность, которая распространялась на всех землевладельцев, купцов и торговых людей.
Корабельная повинность заключалась в поставке боевых кораблей, полностью оборудованных и вооруженных. Постройку кораблей должны были обеспечить все землевладельцы, имевшие свыше 100 крестьянских дворов. Светские землевладельцы (бояре, дворяне) обязаны были выстроить по одному кораблю с каждых 10 тысяч дворов; духовные - по кораблю с 8 тысяч дворов; купцам и торговым людям надлежало построить сообща 12 кораблей. Освобождались от представления кораблей «в натуре» лишь владельцы, имевшие менее 100 дворов. Но взамен этого они должны были платить денежные взносы - по полтине со двора. Эти средства, предназначенные также для строительства флота, получили название «полтинных денег».
Введение корабельной повинности было враждебно встречено со стороны многих купцов и землевладельцев, которые готовы были откупиться от этой обязанности деньгами, но не обременять себя организацией кораблестроительных работ. Однако Петр жестко требовал выполнения повинности. Когда некоторые купцы подали челобитную с просьбой «уволить их от корабельного дела» за денежный выкуп, то вместо удовлетворения их просьбы им было повелено дополнительно выстроить два корабля.
Для постройки кораблей землевладельцы разделились на отдельные группы - «кумпанства». Каждое кумпанство обязано было построить по одному кораблю и полностью вооружить его. Количество землевладельцев, входивших в состав одного кумпанства, было различным. Троице-Сергиев монастырь, например, владевший 24 тысячами дворов, должен был образовать целых три кумпанства, менее крупные монастыри для образования одного кумпанства складывались сообща. В состав светских кумпанств обычно входили два-три крупных землевладельца совместно с 10-30 среднепоместными дворянами. Так, одно из кумпанств было составлено из бояр Шереметева и Лыкова, трех окольничьих и 19 стольников; другое - из князей Долгоруковых вместе с 15 другими дворянами и т.д. Всего предназначалось к постройке 52 корабля, из которых духовные и светские кумпанства должны были построить по 19 кораблей, а купеческие («гостиные») - 14 кораблей.
Кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая заготовку и доставку кораблестроительных лесов, покупку парусов, железа, орудий, содержание мастеров и рабочих. Для устройства верфей были определены места в Воронеже, на Ступинской пристани, на Хопре и в Паншине.
С весны 1697 г. кораблестроительные работы развернулись в полном объеме. Как и год назад, во время подготовки второго похода на Азов, в Воронеж и другие близлежащие города стекались тысячи людей со всех концов страны. Но масштабы кораблестроения значительно возросли. Теперь на верфях количество судов увеличилось вдвое; как только спускали один корабль, на его месте сразу же закладывали другой; строились не гребные галеры с несколькими пушками на борту, а сравнительно большие для того времени двух- и трехмачтовые парусные корабли, вооруженные 25-40 орудиями каждый. Воронеж становился подлинной «колыбелью русского флота».
Задания на постройку кораблей из года в год увеличивались. Не дожидаясь готовности кораблей, заложенных весной и летом 1697 г., Петр обязал кумпанства построить дополнительно еще 25 новых кораблей.
К 1699 г. большинство намеченных к постройке боевых судов было закончено.
Однако первый опыт судостроения обнаружил и серьезные недостатки. Некоторые кумпанства не спешили с началом работ, надеясь увильнуть от корабельной повинности или во всяком случае оттянуть сроки ее выполнения. По отношению к ним Петр принимал самые строгие меры независимо от чинов и званий землевладельцев. Специальным указом в августе 1697 г. определялось, что если кто не заложит корабли к назначенному сроку, то «тем людям учинено будет жестокое наказание». За отказ от участия в строительстве кораблей поместья и вотчины землевладельцев «отписывались на великого государя», т. е. передавались в казну. Когда выяснялось, что некоторые бояре и дворяне в «корабельное строение денег не платят и припасов не готовят», то тотчас же следовали царские распоряжения: «Из поместий и вотчин выслать их вон...».
Постройка кораблей кумпанствами, производившаяся под угрозой «всякого разорения и смертной казни», отрицательно влияла на качество кораблестроения. Землевладельцы заботились лишь о формальном выполнении сроков работ; они не обращали внимания на отбор лесов, строили корабли из сырого леса, часто заменяли железные крепления деревянными. На качестве кораблей сказывались и злоупотребления подрядчиков, неопытность отдельных мастеров, постоянные ссоры и тяжбы между ними. Корабли быстро требовали ремонта и переделки.
Не полностью оправдались надежды Петра и на иностранных специалистов, которые с 1696 г. были приглашены в Россию для участия в организации кораблестроительных работ и командования построенными кораблями. Лишь некоторая часть иноземных мастеров оказала действительную помощь в постройке кораблей и управлении ими. Многие же из них оказались малоопытными специалистами, которые слабо разбирались в судостроении и других областях военно-морского дела, приехав в Россию только за барышом. Так, под видом «корабельных мастеров», «штурманов» и других морских специалистов в Россию приезжали многие иностранцы - от аптекарей до пасторов. Когда обнаруживалась явная непригодность «специалистов» их отправляли обратно. Только в 1699-1701 гг. из России было уволено 589 иноземных «корабельщиков».
Вскоре организация кораблестроительных работ стала изменяться. Прежде всего пришлось отказаться от строительства кораблей кумпанствами. В сентябре 1698 г. некоторым кумпанствам было впервые разрешено вместо постройки кораблей внести в казну денежный выкуп: по 10 тысяч рублей за корабль. Вскоре кумпанствам совсем перестали поручать строительство кораблей. На полученные от них средства, так же как и на ранее установленные «полтинные деньги», стало все шире развертываться кораблестроение на казенных (государственных) верфях.
Еще в конце 1696 г, в Воронеже приступили к созданию «Адмиралтейского двора». В следующем году на верфях этого первого государственного адмиралтейства было заложено сразу семь больших парусных кораблей и 60 бригантин. Одновременно с этим создавались основы военной организации флота и его боевого управления. В 1700 г. был учрежден «Приказ адмиралтейских дел», преобразованный впоследствии в Адмиралтейств-коллегию. Это был центральный государственный орган по руководству строительством, снабжением и обеспечением флота. На все ответственные флотские должности назначались адмиралы и офицеры по царским указам. Первым «адмиралтейцем», возглавлявшим строительство флота в Воронеже, был стольник А. П. Протасьев; после него на этот пост был назначен архангельский воевода, один из ближайших сподвижников Петра - Ф. М. Апраксин.
Кораблестроительными работами в воронежском адмиралтействе руководили лучшие русские мастера. Наиболее талантливым строителем кораблей был Федосей Скляев - «лучший в сём мастерстве», как говорил о нем Петр. Много отличных кораблей построил Лукьян Верещагин. Вместе с ними трудились на верфях сотни русских людей, овладевавших сложной профессией.
Важнейшей задачей являлось комплектование флота матросами, их обучение морскому делу. Первоначально в экипажи кораблей набирались солдаты пехотных полков, которые обучались преимущественно иностранными офицерами. С каждым годом на флоте росло число русских специалистов, которые вводили новые приемы боевой подготовки, незнакомые для европейских моряков. Иностранцы с удивлением отмечали, что на Воронеже даже в зимнее время проводилось обучение морских экипажей. Корнелий де Брюн, например, описывал такой эпизод: на покрытом снегом берегу реки стояло гребное судно, а на нем у пушек «упражнялись матросы, направляя бомбы в поле...».
Наибольшие трудности заключались в подготовке обученных кадров для комплектования экипажей парусных боевых кораблей. «Если на галеры можно было сажать солдат и офицеров сухопутных полков, то для кораблей требовались профессионалы - военные моряки». Не только морской бой, но и обычное плавание в море требовало высокого мастерства в сложном управлении парусами, искусного маневрирования, точного знания и выполнения всех правил корабельной службы и использования оружия. С первых же лет создания регулярного флота на корабли отбирались крепкие и наиболее подготовленные рекруты. Условия военной службы на флоте были очень тяжелыми. Рядовые матросы были полностью бесправны.
Тяжелое бремя несло и крестьянство, привлеченное к корабельной повинности. Помещики под страхом царских указов усиливали эксплуатацию своих крепостных, чтобы обеспечить поставку всего необходимого для строительства кораблей. Документы того времени рисуют исключительно тяжелое положение крестьянства. В челобитной на имя Петра жители воронежских сел, например, писали:
«По твоему великого государя указу всякие лесные припасы и уголья, смолу, деготь, лубья велено изготовить, и то мы все изготовили за себя и за пустые дворы, работали и возили, и ныне работаем денно и ночно неотступно; и от той тяжелой работы и от подъяческого немилостивого бою и с голоду наша братия и крестьянишки наши многие померли.
...Да в прошлых же годах у нас на Воронеже и в уезде хлеб не родился, а как мы в те годы у твоего строения во время пахотное и жатвенное и сенокосное в домишках своих не были, и за тою работою озимого и ярового хлеба не сеяли и сеять некому и нечем и за безлошадьем пахать не на чем. Старого припасу хлеб был, и тот хлеб служилые и работные люди, идущие на службу на Воронеж на работу, силою брали безденежно.
...Оттого мы и крестьянишки наши без пахоты обесхлебели и оголодали, и обезлошадили, и всякая скотина с голоду померла, и от непрестанной работы, и от тяжелой возки, и от частых посылок, и от караулов, и от платежа за пустые дворы, и от всякой тяготы вконец разорились, и многие из нас, холопей твоих, изо всех сел и деревень разошлись безвестно и разбежались на Дон и на Хопер и ныне бегают непрестанно».
Однако Петр не обращал внимания на челобитные. Жестокая эксплуатация крестьянства усиливалась.
Петр I лично участвовал в постройке кораблей в качестве плотника и корабельного мастера; он глубоко изучил навигацию, теорию кораблестроения и другие науки и применял их на практике, не гнушаясь черновой работой. При всем этом он оставался прежде всего самодержавным властителем, стоявшим во главе феодально-помещичьего государства. «Он сбросил старинные, отжившие формы, какими облекалась высшая власть до него, - писал Добролюбов, - но сущность дела осталась и при нем та же... В матросской куртке, с топором в руке, он так же грозно и властно держал свое царство, как и его предшественники, облеченные в порфиру и восседавшие на золотом троне со скипетром в руках».
Создание регулярной армии и флота было одним из звеньев в общей системе преобразований и реформ, проводимых в то время в России. Эти преобразования встречали сильное сопротивление со стороны реакционной оппозиции: боярские круги и высшее духовенство стремились цепко удержать свое прежнее влияние и власть, свои права и привилегии. Этой оппозиции был нанесен сильный удар, что сыграло прогрессивную роль в развитии русского государства. Для достижения своих целей Петр не останавливался «перед варварскими средствами борьбы против варварства».

Строительство Азовского флота проходило в сложной военно-политической обстановке. Турция стремилась вновь захватить Азов. Только в 1699 г. с ней удалось заключить перемирие на два года, в течение которых необходимо было выработать условия мирного договора. С этой целью в Константинополь направлялся опытный дипломат Емельян Украинцев. Его посольство в столицу Турции было решено отправить морем.
Летом 1699 г. из Азова в Таганрог - первую морскую базу Азовского флота - пришли русские корабли «Скорпион», «Растворенные врата», «Сила», «Крепость», «Благое соединение», галеры «Периная тягота», «Заячий бег» и др. На борт корабля «Крепость» (рисунок 10) прибыл Украинцев и 14 августа «морской караван» под командованием адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря. Начался первый морской поход эскадры русского флота.
За четверо суток корабли миновали Азовское море и подошли к Керченскому проливу. Османские власти вначале отказывались пропустить «Крепость» в Черное море, но внушительная мощь русской эскадры заставила их дать согласие.
«Морской караван» от Керчи вышел в обратный путь, а корабль «Крепость» взял курс на Константинополь.
Утром 7 сентября 1699 г. в столице Османской империи против султанского дворца встал на якорь русский военный корабль. Множество народа вышло на набережные, чтобы собственными глазами убедиться в реальности небывалого события. Не меньшее впечатление произвело и известие из Керчи о приходе туда целой русской эскадры. Один из греков, живший в Константинополе, сообщал Украинцеву: «Вся турская земля удивилась, что московиты свели на Черное море корабли, понеже никогда не видали в тех странах таких суден... Сказывают, что зело сильнейший царь, который был бы на свете, в толикое малое время не мог вывесть такой великий караван, что иные короли и князья не могли учинить во 100 лет».
Мирные переговоры в Константинополе длились около года. Османское государство наотрез отказывалось дать выход России к Черному морю. Турецких дипломатов полно-
стью поддерживали послы европейских морских держав. «Послы английский и голландский, - писал Украинцев Петру I, - во всем держат крепко турскую сторону».
Константинопольский мирный договор между Россией и Турцией был подписан в июле 1700 г. Азов с окрестной территорией («на расстоянии 10-часовой конной езды») отходил к России, которая освобождалась также от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству. Но плавание русских кораблей в Черном море было по-прежнему закрыто, так как Керченский пролив оставался за Османской империей.
Выход к морю, таким образом, полностью достигнут не был, но важнейшие предпосылки для решения этой задачи были созданы. Азовские походы явились важной вехой на пути превращения России в морскую державу: они положили начало регулярному русскому флоту и государственному судостроению, дали неоценимый опыт для дальнейшего развития морского дела в стране. Этот опыт был полностью использован в борьбе России за выход к Балтийскому морю.

В 1395 году разрушен Тамерланом. С 1475г. турецкая крепость. В составе России с 1739 (окончательно с 1774).]. Смена направления главного удара объяснялась рядом причин. Неудачный опыт походов Голицына предопределил выбор более скромной цели. Объектом натиска теперь стал не центр ханства, а его восточный фланг, исходный пункт крымско-турецкой агрессии в сторону Поволжья и Москвы. С взятием Азова нарушалась сухопутная связь между владениями Крымского ханства в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Владея этой крепостью, царь укреплял контроль не только над ханством, но и над донским казачеством. Кроме того, Азов открывал России выход в Азовское море. Важную роль в выборе объекта похода играло и относительное удобство сообщения. В отличие от шляха к Перекопу, путь к Азову пролегал по рекам (Дону, Волге) и по достаточно заселенной местности. Это освобождало войска от лишних обозов и длинных переходов по знойной степи.

"Азовское сидение " (1637-1641) . Прологом к Азовским походам Петра I было так называемое Азовское сидение - оборона донскими и запорожскими казаками крепости Азов, взятой у турок в 1637 году. В 1641 году казаки выдержали осаду, летом 1642г., разрушив укрепления, покинули Азов. Отражено в воинской повести, созданной на Дону, - «Повесть поэтическая» (1642).

Первый азовский поход (1695) . Первый Азовский поход начался в марте 1695 г. Главный удар по Азову наносило войско, которым командовали генералы Автоном Головин, Франц Лефорт и Патрик Гордон (31 тыс. чел.). В этом войске на должности командира бомбардирской роты находился и сам царь. Другая менее значительная группировка во главе с Борисом Шереметевым действовала в нижнем течении Днепра для отвлечения войск крымского хана. Шереметев захватил 4 турецких крепости на Днепре (Ислам-Кермень, Таган и др.), две из них разрушил, в двух других оставил русские гарнизоны. Однако основные события развернулись на Дону. В июле 1695 г. все русские отряды собрались, наконец, под стенами Азова и 8 числа начали обстрел крепости. На одной из батарей бомбардир Петр Алексеев сам начинял гранаты и палил по городу в течение 2 недель. Так началась воинская служба царя, о чем он сообщил записью: "Зачал служить с первого азовского походу бомбардиром". Азов был сильной турецкой крепостью, обнесенной каменными стенами, впереди которых возвышался земляной вал. Затем следовал ров с деревянным частоколом. Выше по течению реки находились на разных берегах две каменные каланчи, между которыми были протянуты три железные цепи. Они преграждали путь по реке. Крепость защищал 7-тысячный турецкий гарнизон. Осада длилась 3 месяца, однако полной блокады крепости достичь не удалось. Отсутствие у русских флота позволяло осажденным получать поддержку со стороны моря. Доставлять же продовольствие в русский лагерь по реке мешали каланчи с цепями. Их удалось взять штурмом. Но это был, пожалуй, единственный успех первого Азовского похода. Оба штурма Азова (5 августа и 25 сентября) окончились неудачей. Артиллерия не смогла пробить бреши в крепостной стене. Штурмовавшие же действовали несогласованно, что позволило туркам вовремя перегруппировать силы для отпора. В октябре осада была снята, и войска вернулись в Москву. Единственным трофеем похода был пленный турок, которого водили по улицам столицы и показывали любопытным.

Второй азовский поход (1696) . После неудачи 1-го Азовского похода царь не пал духом. Петр обнаружил недюжинные силы для преодоления препятствий. Вернувшись из похода, он стал готовиться к новой кампании. В ней предполагалось использовать флот. Местом его создания стал Воронеж (основан в 1585 году как крепость). С топором в руках здесь трудился и сам царь. К весне 1696 г. было построено 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера, а также значительное число стругов (1300), на которых Петр весной 1696 г. выступил в новый поход. Во 2-м Азовском походе численность русских сил, которыми руководил воевода Алексей Шеин, была доведена до 75 тыс. чел. Для отвлечения войск крымского хана в нижнее течение Днепра вновь была отправлена группировка Шереметева. В результате совместных действий армии и флота Азов удалось блокировать полностью. Атаки крымских войск, пытавшихся помешать осаде, были отбиты. Отражен был и натиск со стороны моря. 14 июня 1696 г. казачьи струги атаковали вошедшую в устье Дона турецкую эскадру с 4-тысячным десантом. Потеряв два корабля, эскадра отошла в море. Следом за ней на морские просторы впервые вышла русская эскадра. Попытка турок прорваться к Азову не увенчалась успехом, и их корабли покинули район боевых действий. После морской победы штурмовые казачьи отряды под командованием атаманов Якова Лизогуба и Фрола Минаева (2 тыс. чел.) пошли на приступ. Они были выбиты из внутренних укреплений, но сумели закрепиться на валу, откуда начался прямой обстрел крепости. После этого Петр велел всем войскам готовиться к генеральному штурму. Однако его не последовало. Лишенный поддержки гарнизон выбросил белый флаг и сдался 19 июля 1696 г. Взятие Азова стало первой крупной победой России над Османской империей.

В честь этой победы была выбита медаль с изображением Петра. Надпись на ней гласила: "Молниями и водами победитель". За успешные действия во 2-м Азовском походе воевода Алексей Шеин первым в России получил чин генералиссимуса. Последствия Азовских походов для истории России были огромными. Во-первых, они расширили внешнеполитические замыслы Петра. Выход в Азовское море не решал проблему выхода России в Черное море, поскольку путь туда был надежно прикрыт турецкими крепостями в Керченском проливе. Для решения этой проблемы Петр организует Великое посольство в европейские страны. Царь рассчитывал с их помощью вытеснить турок из Европы и добиться выхода России к черноморским берегам. Во-вторых, опыт Азовских походов убедительно подтвердил необходимость дальнейшей реорганизации российских вооруженных сил. Азовские походы положили начало созданию русского флота. С 1699 г. начинается и комплектование нового регулярного войска. Отличительной его чертой стала пожизненная служба призывников (в полках иноземного строя солдаты после военной кампании, как правило, распускались по домам). Миссия Великого посольства не оправдала надежд Петра. В Европе тех лет обострялось противостояние Франции и Австрии, и никто не стремился к серьезной борьбе с Турцией. В 1699 г. на Карловицком конгрессе представители стран "Священной лиги", за исключением России, подписали с Османской империей мир. Спустя год мир с Турцией заключила и Россия. По Константинопольскому договору (1700) русские получали Азов с прилегающими землями и прекращали традицию посылать подарки крымскому хану. Крушение черноморских надежд приводит к переориентации внешнеполитических замыслов Петра на балтийские берега. Вскоре там началась Северная война, ставшая поворотным рубежом в истории России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Предшествовавшая эпохе Петра отечественная история оставила много нерешенных вопросов, и один из них - отсутствие выхода к морям, серьезно тормозившее развитие Российского государства. Московская Русь всегда вела упорную борьбу за право обладания южными просторами. Развитие любой державы зависит от возможности выхода на мировую торговую арену и способности вести грамотную внешнюю политику. Отсутствие прямого выхода в море лишало Россию огромных возможностей.

Причины походов на Азов

Назревшая необходимость дальнейшего роста государства возникла на рубеже веков, ознаменованных правлением великого реформатора Петра 1, ставившего главной задачей упрочение внутреннего единства страны, усиление ее военной мощи и увеличение мирового значения. Поиск путей выхода на мировую политическую арену привел к неизбежности проведения южной военной кампании, которая получила название Азовские походы Петра 1. Кратко опишем и другие причины их возникновения.

Историки уверяют, что в течение многих столетий набегами крымских татар из русских земель почти пять миллионов человек было угнано в рабство. Необходимость противостоять варварской охоте за людьми стала еще одной причиной начала южных походов. Предпринятые во второй половине XVII столетия царя Алексея Михайловича и Крымские экспедиции князя Голицына не принесли должных результатов, оставив вопрос о прочных позициях на черноморских землях неразрешенным. Поэтому молодой Петр не мог не сосредоточить все свое внимание на решении вопросов безопасности границ и открывавшихся с выходом в южные моря возможностей внешнеполитического роста страны.

В начавшейся в 1670-х годах войне с Турцией и Крымом Россия действовала в составе сильнейших держав - членов христианской коалиции. В 1690-х годах союзниками России - Польшей и Австрией - были заключены договоренности с Турцией об условиях мира без учета российских интересов - так утверждает история. Петр Первый выдвинул требования о прекращении набегов и возможности свободного плавания русской флотилии в Азовском и Черном морях. Они оспаривались турками несколько лет. Переговоры затянулись до 1694 года. Тогда Петр 1 решил добиться выполнения условий силою оружия.

Основной целью была находящаяся в устье Дона и запирающая выход к Черному Морю. Ее взятие открывало перед Россией выход к морю, давало возможность строительства морского флота и создания форпоста для осуществления дальнейших боевых действий. Годы Азовских походов Петра 1 стали переломными в истории страны.

Планы первого похода

Со свойственными юношескому возрасту отвагой и максимализмом молодой император в начале 1695 года объявил поход на Крым. Это был первый Азовский поход Для дезориентации и отвлечения внимания противника от Азова в Москве был объявлен сбор ратников, собирающихся походом к низовьям Днепра под началом Б. П. Шереметьева. В то же самое время тайно формировалась тридцатитысячная Азовская армия, состоящая из трех лучших дивизий под командованием генералов Лефорта, Гордона, Головина, имеющая на вооружении более 100 мортир и 40 пищалей.

Сам император числился в армии бомбардиром Петром Алексеевым. Командование войсками не было сосредоточено в одних руках. Важные вопросы решались на военных советах и утверждались Петром 1.

Первый поход на Азов

Азовские походы Петра 1 начались в 1695 году. Весной десятитысячный авангард дивизии Гордона, сосредоточившись в Тамбове, двинулся на Азов. Он шел степью к Черкасску, где к нему присоединились донские казаки. Крепость Азов, расположенная на левом берегу Дона, недалеко от его устья, представляла собой великолепно укрепленную со всех сторон цитадель.

В конце июня Гордон достиг конечной цели и встал лагерем недалеко от крепости. Для высадки основных сил выше Азова у реки Кайсуги он выстроил Мытишевую пристань. В это же время главные силы добрались по рекам Москве, Волге и Оке до Царицына, потом по суше к Паншину, а следом снова по Дону к Азову, рассредоточившись у которого в начале июля, расположились южнее крепости, растянувшись до реки Кагальник. Осадный парк и боеприпасы были временно складированы у Мытишевой пристани, которая стала своеобразной базой, откуда был налажен подвоз снарядов к армии.

Началась осада передовыми частями войска Гордона в начале июля с сильнейшего бомбардирования крепости, в результате которого ее стены были серьезно повреждены. Но осажденный с суши город держался за счет поступления с моря продовольствия и боеприпасов. Русские войска были сухопутными, крепкого флота не имели и помешать противнику не могли, отчего осада не принесла должного эффекта. Турки, поддерживаемые конницей крымских татар, воевавшей за стенами цитадели, производили частые вылазки.

Ночью 20 июля несколько частей армии Петра I перешли на правый берег главного Дона и, построив укрепления и вооружив солдат артиллерией, получили возможность вести обстрел города с севера. Максимально приблизившись к русские войска 5 августа начали штурм. Азов выстоял. Осада продолжалась долго, было принято решение о повторном штурме. Ворвавшись в город через небольшой обвал от взрыва мины, солдаты Гордона были смяты турецкими войсками. Атака вновь не удалась, турки вынудили русские войска к общему отступлению. Азовские походы Петра 1, в частности, первый из них, выявили ошибки и промахи в командовании и ведении осадного боя.

Огорченный неудачами и большими потерями, Петр отдал решение о прекращении осады: 28 сентября начали разоружать батареи, а 2 октября все войска отправились к Москве.

Успехи Шереметьева

Предпринятые на Днепре действия Шереметьева несколько компенсировали горечь поражения в Азовской кампании. Он завладел двумя крепостями, разорил брошенные турками цитадели. И хотя неудача на основном направлении боевых действий вынудила молодого императора оттянуть к границам армию Шереметьева, вклад его в Азовские походы Петра 1 был немалым.

Подготовка к новому походу

Понимая важность достижения поставленных целей и проанализировав причины неудач, Петр 1 начал подготовку к следующему южному походу. Он понял, что основой провала этой кампании стало отсутствие флота, а успешное ведение боевых действий возможно только в едином взаимодействии сухопутной армии и военной флотилии, способной блокировать подходы к Азову с моря, тем самым лишив его пополнения запасов с помощью извне. которого были насыщены великими событиями, приказав приступить к возведению судов в Преображенском и Воронеже, сам возглавил строительство.

Параллельно формировались полки новой азовской армии, частично усиленной силами войск Шереметева, набором вольнонаемных граждан и призывом запорожцев. Для восполнения недостатка армейских инженерных кадров Петр обратился к главам государств-союзников, Польши и Австрии.

Второй южный поход

Азовские походы Петра 1 продолжались. Весной 1696 года армия под началом генералиссимуса А. С. Шеина, состоящая из дивизий генералов Гордона, Головина и Регемана общей численностью 75 тысяч человек, была подготовлена ко Второму Азовскому походу. За зиму построили флот, которым стал командовать Лефорт. Он состоял из 2-х кораблей, 23-х галер и 4-х брандеров. Петр 1 назначил пунктом сбора армии Воронеж, откуда планировалось основную часть войск направить к Азову по суше, а артиллерию и оставшиеся соединения перевезти по воде. Пехота выступила из Москвы 8-го марта и к концу месяца, сосредоточившись в Воронеже, приступила к погрузке судов, по окончании которой головные части армии направились к крепости.

19-го мая передовые части дивизии Гордона высадились у Новосергиевска, немногим выше Азова. Главный эшелон русских судов контролировал движение стоявшего на рейде турецкого флота. После нескольких незначащих столкновений турки не решились выступить с десантом для подкрепления города. Их эскадра вышла в море, не предпринимая ничего для спасения цитадели. Гарнизон крепости не ожидал повторной осады. Используя это упущение, подошедшие к началу июня русские войска укрепили лагеря, заняли вполне сохранившиеся подступы и приступили к установке артиллерии.

Осада крепости

Вторая осада Азова Петром I была проведена значительно более успешно. И хотя татары, рассредоточившиеся по степи, периодически нападали на осаждавших, но гарнизон Азова, изолированный от внешнего мира, оборонялся не очень активно. Осуществлял руководство осадными работами Корабли Петра Первого стояли на рейде, он сам находился в море и только иногда съезжал на берег, чтобы контролировать ход военных действий.

Развитие событий

Двухнедельное бомбардирование цитадели, начатое в середине июня, не принесло желаемых результатов - крепостные валы и стены не получили серьезных разрушений. Тогда было найдено неординарное, но эффективное решение: возвести более высокий, чем крепостной, вал, продвинуть его к стене и, засыпав ров, начать штурм. Это была гигантская работа. Ежедневно ею занимались 15 тысяч человек: одновременно строились два вала, причем внешний предназначался для установки артиллерии. Приехавшие в армию австрийские специалисты - инженеры, минеры и артиллеристы руководили работами, применяя новейшие методы военной инженерии того времени.

Взятие Азова Петром 1 в 1696 году

Взятие Азова произошло быстро: в середине июля уставшие от длительной осады запорожцы вместе с донскими казаками произвели внезапное нападение на цитадель и, сходу завладев частью земляного вала, заставили турок отступить. Этот успех решил окончательный исход войны. Так закончились Азовские походы Петра 1. Кратко и мощно отбив несколько неудачных контратак, русские соединения предложили сдаться. Осажденные турки начали переговоры об условиях сдачи. 19 июля армия Петра вступила в Азов.

Трудно переоценить значение этой победы для России и самого молодого царя, начавшего правление страной с триумфальной победы, которую принесли Азовские походы Петра 1. Таблица сравнения исторических событий обеих кампаний показывает, как быстро императором анализировались и оценивались ошибки, как гениально они исправлялись.