Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации. Правила квотирования рабочих мест Выделение рабочих мест для инвалидов

Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Мало кто из трудоспособного населения задумывается о том, насколько тяжело приходится лицам с ограниченными возможностями.

Ведь инвалидам необходимо не только приспосабливаться к повседневной жизни и социуму, но и терпеть постоянное пренебрежение особенно со стороны работодателей, которые предпочитают принимать на работу граждан, не имеющих проблем со здоровьем, несмотря на то, что инвалиды 3 и 2 группы способны справляться со многими видами деятельности не хуже.

Именно поэтому на законодательном уровне и предусмотрена норма, позволяющая обеспечить лиц с ограниченными возможностями рабочими местами в соответствии с их знаниями, квалификацией и физическими возможностями.

Определение понятия

На каждом предприятии с учетом специфики работы, а также сферой деятельности разрабатывает штатное расписание, которое содержит ряд должностей различного уровня, от руководства, до простых тружеников. При этом к претендентам на каждую вакансию предъявляются определенные требования, в частности, квалификацию, знания, опыт, навыки и другие возможности, используемые при выполнении определенного круга обязанностей.

Естественно в виду того, что каждая профессия подразумевает различные требования, как по интеллектуальным, так и по физическим возможностям, на определенную должность, по сути, можно принять любого человека, если он будет соответствовать заданным требованиям. Допустим, для исполнения обязанностей системного администратора большая физическая сила не нужна, а вот высшее образование, а также математический склад ума просто необходим.

То есть на оговоренную должность руководство компании может принять того же инвалида-колясочника, который с большим успехом будет решать виртуальные задачи в пределах своих обязанностей, причем без особых проблем. А так как работодатели заключать трудовые договора с оговоренной категорией лиц по собственной воле не стремятся, на государственном уровне предусмотрена норма, подразумевающая квотирование нескольких вакантных мест для инвалидов.

То есть, по сути, квотой является создание рабочих мест, изначально приспособленных под лиц с ограниченными возможностями, и резервирование оговоренных вакансий государством именно для дальнейшего трудоустройства инвалидов с целью их социальной адаптации и предоставлением возможности реализовать себя как в профессиональном плане, так и в личном.

Законодательная база вопроса

Так в частности, в рамках ст.21 ФЗ №181 предприятия, имеющие среднесписочную численность тружеников более 100 человек, обязаны резервировать, а соответственно и предоставлять рабочие места для инвалидов в пределах 2-4%, то есть из 100 должностей, как минимум четыре должны быть предоставлены для трудоустройства лицам с ограниченными возможностями. Если же в компании задействовано более 35 сотрудников, но не свыше сотни, резервированию подлежит хотя бы 1 место труда, то есть 3%.

При этом, учитывая, что специфика некоторых учреждений сопряжена с вредными условиями , квотирование вакансий предусмотрено только для должностей с нормальными условиями занятости, что подразумевает вычет опасных профессий из фактической численности работников, с последующим процентным расчетом исходя из полученной суммы. Также в силу оговоренной нормы от квотирования мест труда будут освобождены и те учреждения, которые организованы общественными объединениями инвалидов, в связи с тем, что в штате оговоренных организаций большинство работников изначально будут являться лицами с ограниченными возможностями.

Следует отметить, что вопрос резерва мест труда для инвалидов регламентирован не только ФЗ №181, но и ФЗ №1032-1 «О занятости населения» , где в ст.13 закреплена норма об обязательном предоставлении вакансий лицам с ограниченными возможностями, которые заняты поиском работы. Также, учитывая, что вопрос трудоустройства лиц указанной категории, по сути, является достаточно проблематичным, порядок квотирования регламентирован и на региональном уровне , в частности, в г. Москва принят закон №90, а в Питере – Закон №280-25.

Порядок трудоустройства

В силу ФЗ №181 все компании, невзирая на форму собственности, при наличии штатной численности работников свыше трех десятков обязаны предоставлять хотя бы одно рабочее место для инвалида, но это в теории. На практике же далеко не все лица с ограниченными возможностями могут полноценно трудиться даже при наличии зарезервированной вакансии, ведь для некоторых из них нужно создать специальные условия , в частности, оборудовать места труда специальными приспособления теми же пандусами и поручнями либо иными локациями.

Именно поэтому во исполнение ст.22 ФЗ №181 в некоторых организациях на основании утвержденного перечня компаний на региональном уровне, создаются рабочие места именно для инвалидов, полностью оборудованными в соответствии с требованиями Приказа Минтруда №685н и в количестве соответствующем квоте. В отношении остальных учреждений, в порядке норм ст.21 ФЗ №181 соблюдается общее требование о предоставлении мест лицам с ограниченными физическими возможности пропорционально к среднесписочной численности тружеников, в частности не менее 3%.

Какие профессии могут быть зарезервированы

Конечно, в силу своего физического состояния, инвалиды могут быть задействованы далеко не на всех предприятиях, а значит и должностях, учитывая, что условия их занятости должны соответствовать индивидуальному реабилитационному плану. Именно поэтому в компаниях резервируются именно те места труда, которые изначально созданы для оговоренной категории либо могут быть адаптированы под физические возможности инвалида.

Также в рамках ФЗ №1032-1 лица с ограниченными возможностями по предложению Центра занятости по тем профессиям, овладение которыми позволяет данной группе лиц не только без особых усилий выполнять порученные задания, но и быть конкурентоспособными на общем рынке труда по вакансиям, утвержденным Приказом Минтруда №150.

В частности, наиболее распространенными профессиями являются:

То есть инвалиды обучаются именно тем профессиям, которые подразумевают умственную нагрузку, а не физическую, хотя в некоторых случаях, эмоциональные всплески данной категории тоже противопоказаны. Соответственно профессия для обучения в любом случае подбирается индивидуально с учетом физических возможностей инвалида, отраженного в медицинском заключении.

Как узнать о вакансии и устроиться на работу

Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости . То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.

Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.

Можно ли избежать квот

На основании норм ст.21 ФЗ №181 требований к резервированию мест для лиц с ограниченными возможностями не предъявляются только к тем учреждениям, которые организованы сообществом инвалидов, в частности, те же общественные объединения либо компании, уставной капитал которых состоит из взносов перечисленных, инвалидами в общественные фонд.

Также не требуется квотирование и тем организациям, где среднесписочная численность сотрудников не превышает 35 человек, что отражено в ФЗ №181. Но в виду того, что порядок квотирования вакансий для лиц с ограниченными возможностями регламентируется еще и на региональном уровне, некоторые компании, даже несмотря на сравнительно небольшой штат, все же могут обязать принять на работу хотя бы 1 инвалида.

Существующие проблемы

Несмотря на то, что нормы, подразумевающие резервирование либо создание рабочих мест для инвалидов, приняты еще в 1995 году, многие работодатели по-прежнему не соблюдают установленные рамки, учитывая, что административная ответственность в порядке ст.5.42 КоАП РФ предусматривает всего лишь штрафные санкции в размере 10000 тысяч . А ведь даже для средней компании оговоренная сумма является каплей в море, соответственно, действенных рычагов по обязательству учреждений исполнять нормы закона пока что нет.

Также дополнительной проблемой является бытовые аспекты . В частности, даже если место труда будет найдено, общественный транспорт, который в принципе не предназначен для лиц с ограниченными возможностями, станет одним из самых главных препятствий, которое затруднит передвижение инвалида к работе к началу смены. А если офис компании расположен еще и в многоэтажном доме без лифта, добраться до своего рабочего места без посторонней помощи вообще будет невозможно. То есть, в настоящий момент инвалиды как бы и защищены законом в части поиска занятости, но вот в плане бытовых проблем вопрос пока что не решен.

О резервировании должностей для граждан с ограниченными возможностями смотрите в следующем видеосюжете:

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (статья 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ)

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей. Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Чем чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Новости inform -

Эффективным инструментом такого вмешательства является обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов. Квотирование - это дополнительная мера по занятости населения, цель которой обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту инвалидов. Работодатель в установленном законом порядке резервирует рабочие места для целевого приема на работу работников, имеющих статус инвалида.

В соответствии с (далее - №181-ФЗ) работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 N 181-ФЗ).

    Закон Санкт-Петербурга N 280-25 от 27 мая 2003 года «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге»

    Закон Москвы №90 от 22.12.2004 года «О квотировании рабочих мест»

    Закон республики Карелия «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия (в ред. Закона от 02.07.2014 № 1807-ЗРК)».

Какие компании обязаны выделить квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов?

В Санкт-Петербурге - это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.

В Москве - работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москва, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, при этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если трудоустройство инвалида, подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

В Карелии - работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.

Исключения

В большинстве регионов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В каком размере квотируются рабочие места для инвалидов?

Статья 21 №181-ФЗ устанавливает для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников:

    В Санкт-Петербурге - в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.

    В Москве - размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

    В Карелии - в размере 3 процентов среднесписочной численности работников

При расчете количества рабочих мест в счет установленной квоты округление, как правило, производится в сторону уменьшения до целого значения.

В некоторых регионах расчет размера квотирования рассчитывается не в процентном соотношении, а, например, как в законе «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В этом регионе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов следующим образом. Для организаций со среднесписочной численностью работников:

    от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

    от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

    от 1001 до 2000 человек - четыре специальных рабочих места;

    более 2001 человека - шесть специальных рабочих мест.

Каким образом происходит трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

    Самостоятельно инвалидом

    Самостоятельно работодателем

    По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя

    На ярмарках вакансий инвалидов

Кому и как предоставлять сведения по квотированию?

В определенный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели, независимо от их численности, организационно-правовых форм и форм собственности обязаны встать на учет в территориальном подразделении службы занятости населения (отделе квотирования). Постановка на учет сопровождается присвоением юридическому лицу регистрационного номера, его указывают при работе с отчетными документами. Регистрация по месту нахождения производится, в том числе по месту нахождения филиалов юридического лица (в другой местности, в другом субъекте федерации).

В Санкт-Петербурге и Карелии - таким органом является Служба занятости населения. В Москве - деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».

Компетентные органы субъектов, как правило, не только имеют веб-сайт с полной информацией о квотировании, шаблонами отчетов, но и предоставляют контактные данные ответственных специалистов, проводят бесплатные семинары для представителей работодателей.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

    Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

    Отчеты о выполнении квот

    Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются - ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

Ответственность работодателей

Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству - по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Спорным остается вопрос, по невыполнению квоты в случае, если работники-инвалиды не трудоустроились на выделенные рабочие места при их наличии, ведь подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в обязанности работодателя.

Возникают ситуации, когда работодатели выделяют в качестве рабочих мест неполную ставку, с минимальной, «нерыночной» оплатой труда либо выдвигают слишком высокие, заведомо невыполнимые требования к квалификации кандидатов на квотируемое рабочее место. Спорными моментами остается и применение квот по отношению к индивидуальным предпринимателям, внешним совместителям, не предоставление отчетности в случае отсутствия вакансий по квотируемым местам.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) отчетности, либо ее представление в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Кодексом об административных правонарушениях города Москвы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Проверки работодателей на предмет исполнения требований проводятся регулярно, прокуратура подает соответствующие иски в суд. Последние законопроекты свидетельствуют о возможном существенном увеличении штрафов по соответствующим статьям КоАП, а также о грядущих изменениях в системе квотирования, создании федерального реестра инвалидов.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ