Попадание инородного тела в верхние дыхательные пути. Инородные тела дыхательных путей. Лечение инородных тела дыхательных путей

Студент должен знать:

– причины, приводящие к необходимости проведения ИВЛ;

– причины, приводящие к неэффективности ИВЛ;

– тактику спасателя при проведении ИВЛ пострадавшему с трахеостомой, зубными протезами; повреждением головы, шеи, позвоночника;

– причины, остановки сердца;

– особенности проведения ИВЛ младенцам и детям;

– особенности проведения приема Хеймлиха беременным и тучным пострадавшим;

– особенностях проведения СЛР у детей и младенцев.

Студент должен уметь:

– провести прием «запрокидывание головы - поднятие подбородка»;

– оказать помощь пострадавшему при частичной обструкции дыхательных путей;

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся в сознании при помощи обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся без сознания при полной обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать самопомощь при полной закупорке дыхательных путей;

– определить признаки остановки сердца;

– проводить непрямой массаж сердца (взрослому, ребенку, младенцу);

– проводить СЛР (взрослому, ребенку, младенцу).

ГЛОССАРИЙ

15.1. Первая помощь при дыхательных расстройствах пострадавшему вне лечебного учреждения.

Распознавание признаков дыхательных расстройств и оказание своевременной помощи часто становится предупреждением других грозных осложнений, например, анафилактического шока. Дыхательные расстройства требуют немедленной помощи, иначе могут привести к смерти.

Признаки дыхательных расстройств - поверхностное, частое дыхание. Несмотря на попытку дышать, пострадавший не может вдохнуть достаточно воздуха или начинает задыхаться, появляются признаки удушья, сопровождаемые чувством страха и растерянности. У пострадавшего может быть головокружение, иногда он хватается рукой за шею.

В любом случае оказывая помощь, нужно быть уверенным в собственной безопасности, так как пострадавший может выдыхать токсичные вещества.

Если пострадавший дышит, хотя и с трудом, значит сердце бьется.

Нужно помочь ему удобно сесть, открыть окно, расстегнуть ворот рубашки, ослабить галстук и ремень. Попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь» (если не можете сделать сами) и убедиться, что она вызвана.

Если есть свидетели происшествия, нужно опросить их о случившемся. Пострадавший может подтвердить их рассказ кивком головы или сказать «да», «нет». Нужно попытаться уменьшить тревогу пострадавшего, которая тоже затрудняет дыхание, узнать, какие лекарственные средства помогают ему в этом состоянии (бронхолитические средства и др.), продолжая наблюдать за признаками, свиде­тельствующими о расстройствах дыхания. Следует укрыть пострадавшего, если на улице холодно, перенести (помочь уйти) в тень, если на улице жарко.

Если видно, что частое дыхание вызвано эмоциональным возбуждением, нужно предложить пострадавшему расслабиться и дышать медленно. Часто этого бывает достаточно. Когда пострадавший перестанет дышать, ему требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) «рот в рот», или «рот в нос».

Искусственная вентиляция легких.

Запомните! Без дыхания (т. е. без поступления кислорода) мозг может жить 4-6 мин (рис. 15.1). При проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода, которого достаточно для поддержания жизни мозга.

Если вы не видите, не слышите, не чувствуете никаких признаков дыхания, немедленно сделайте два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего через салфетку (носовой платок). Затем нужно проверить наличие пульса.

Если пострадавший не дышит, но пульс на сонной артерии у него есть, следует начать ИВЛ: делать выдохи, держать дыхательные пути открытыми при запрокинутой голове и поднятом подбородке (рис. 15.2). Запрокинутая голова и приподнятый подбородок не только открывают дыхательные пути, исключая западение языка, но сдвигают надгортанник, открывая вход в трахею.

Рис. 15.1. Время - решающий момент для начала реанимации.

Нужно бережно сжать ноздри пострадавшего большим и указательным пальцами, надавливая ладонью на его лоб. Затем, охватить своим ртом рот пострадавшего и медленно выдыхать в него, пока не будет видно, что его грудная клетка поднимается (рис. 15.3). Каждое дыхание должно длиться около 1,5 секунд с паузами между вашими вдохами. Нужно наблюдать за грудной клеткой при каждом дыхании, чтобы быть уверенным, что ИВЛ действительно проводится. Если подъема грудной клетки не видно, возможно, недостаточно запрокинута назад голова пострадавшего. Нужно запрокинуть голову и попробовать вдохнуть еще раз. Если грудная клетка не поднимается, значит дыхательные пути перекрыты инородным телом, которое необходимо удалить.

поднятие подбородка.

Нужно проверить пульс после первых двух дыханий: при наличии пульса можно продолжать ИВЛ с частотой 1 дыхание каждые 5 с. При счете «раз и», «два и», «три и», «четыре и», «пять и» пройдет 5 с. После этого спасатель должен вдохнуть сам и затем выдохнуть в пострадавшего. Далее продолжать дыхание с частотой 1 дыхание каждые 5 с. Каждое дыхание длится 1,5 с. После одной минуты ИВЛ (около 12 дыханий) нужно проверить пульс и убедиться, что сердце бьется. Если дыхание не появилось - продолжать ИВЛ. Проверять пульс каждую минуту.

Запомните! Прекратите ИВЛ, если:

Пострадавший начал дышать самостоятельно;

У пострадавшего исчез пульс (нужно начинать сердечно-легочную реанимацию);

Другие спасатели пришли вам на помощь;

Приехала «скорая помощь» и продолжает ИВЛ;

Вы исчерпали свои силы.

Изобретение относится к медицине, реаниматологии. Способ предназначен для оказания неотложной помощи при извлечении инородного тела из дыхательных путей. Для этого спасатель пальцами перекрывает носовые отверстия пострадавшего, помещает салфетку на губу пострадавшего и в положении "рот ко рту" с помощью дыхательных мышц и мышц рта создает отрицательное давление в ротоглотке. Инородное тело останавливается перед салфеткой.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для неотложной помощи при извлечении инородного тела из дыхательных путей. Известны два приема применяемые при обструкции дыхательных путей инородными материалами на уровне гортани, глотки и самого верхнего отдела трахей, в условиях, когда отсутствуют специалисты и необходимый инструментарий (лярингоскоп, бронхоскоп, щипцы и т.д.): 1) резкий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы (прием Геймлиха) и сжатие нижних отделов грудной клетки 2) удар между лопаток пострадавшего ладонью спасателя

Однако эти способы имеют существенные недостатки. Как показали физиологические исследования оба метода незначительно увеличивают давление и ток воздуха в воздухоносных путях. Из потенциальных осложнений сжатия живота указывают на разрыв желудка, повреждение печени и других органов, регургитацию содержимого желудка. Сдавление (сжатие) живота и груди не следует проводить детям во избежания повреждения печени и беременным. В свою очередь резкое сжатие груди может вызывать фибрилляцию сердца у лиц с И.Б.С. Эти способы не могут создать силу воздействия до 400 мм рт.ст. на инородное тело, которая создается согласно изобретению. По исследованиям Н.J.Heimlich (1975) его прием, при котором диафрагма резко смещается краниально, создается среднее внутрилегочное давление 4,1 кПа (31 мм рт.ст.)

Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является способ отсасывания мокроты из дыхательных путей специальными катетерами и аспираторами, создающими разрежение в 70 кПа (525 мм рт.ст.) 6] Однако этот способ применяется при обструкции дыхательных путей, если инородный материал жидкий (мокрота), если есть аспиратор и специалист, владеющий методикой оказания помощи

Целью изобретения является повышение эффективности оказания помощи и уменьшение сроков лечения обтурационной непроходимости дыхательных путей, закрытых инородным телом. Цель достигается тем, что в ротоглотке пострадавшего создается отрицательное давление, (до 400 мм рт.ст.), и на инородное тело действует однонаправленная сила давление воздушного столба (перепад внутрилегочного давления и давления, созданного мышцами рта спасателя). Способ осуществляется следующим образом. После установления диагноза обтурации дыхательных путей инородным телом и невозможности его удаления при осмотре ротоглотки пострадавшего спасатель перекрывает пальцами левой руки носовые отверстия пострадавшего, который может находиться в любом положении. Плотно прижав свои губы через марлевую салфетку или носовой платок ко рту пострадавшего, спасатель мышцами своего рта и дыхательными мышцами создает отрицательное давление в полости ротоглотки пострадавшего. При этом спасатель может одновременно применить известный способ, ударив ладонью своей руки между лопаток пострадавшего. При сочетании двух способов пострадавший не должен лежать на спине. На инородное тело действует однонаправленная сила давления воздушного столба, извлекающая инородное тело из дыхательных путей. П р и м е р 1. Е-ва. 78 лет. Во время еды внезапно возникло нарушение дыхания, признаки удушья. Удар ладонью в межлопаточную область не дал эффекта. Состояние тяжелое. Грудная клетка во время вдоха не поднимается, а опускается, асфикция, цианоз. Из ротовой полости удалены протезы. Применен предлагаемый способ извлечения инородного тела (отрицательное давление, созданное мышцами рта спасателя). После удаления куска пищи (мясо) из дыхательных путей пострадавшая жаловалась на болевые ощущения в области гортани, купировавшиеся приемом жидкого аналгетика. П р и м е р 2. З-в, 61 год. Во время еды возник судорожный кашель, затрудненное дыхание, цианоз. Через марлю, прижав свои губы ко рту пострадавшего, спасатель своими дыхательными мышцами создал отрицательное давление в ротоглотке пострадавшего. Извлечен кусок картофеля из дыхательных путей пострадавшего. П р и м е р 3. Б-а, 32 года. Во время внезапного глубокого вдоха кусок конфеты попал в дыхательные пути. Возникли нарушения речи, затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Удар ладонью в межлопаточную область не дал эффекта. Инородное тело удалено сочетанием двух способов: на фоне созданного дыхательной мускулатурой спасателя отрицательного давления в ротоглотке пострадавшей произведен удар ладонью в межлопаточную область. Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает:

Возможность реального спасения жизни пострадавшего, которую нельзя достичь другими способами в конкретных условиях;

Возможность оказания неотложной помощи до прибытия медиков обученным населением;

Снижение потребности в реанимационных и оперативных вмешательствах (коникотомия, крикотиреотомия, трахеостомия);

Профилактику осложнений после подобных операций и длительной потери трудоспособности;

Увеличение числа длительноживущих после оказания помощи, осуществленной согласно предлагаемому способу;

Снижение нагрузки на врачей и парамедицинский персонал. Использованная литература

1. Бунятян А.А. Рябов Г.А. Маневич А.З. "Анестезиология и реаниматология", М. 1984. 2.3.4. Там же, с.351. Зильбер А. П. "Респираторная терапия в повседневной практике", Ташкент, 1986 г. 1. с.88

7. с.90-91.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНОРОДНОГО ТЕЛА ИЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, включающий создание отрицательного давления в воздухоносных путях, отличающийся тем, что перекрывают пальцами носовые отверстия пострадавшего, между ртом спасателя и пострадавшего размещают салфетку, в положении "рот-ко-рту" с помощью мышц рта и дыхательных мышц спасателя создают отрицательное давление в ротоглотке до момента остановки инородного тела перед салфеткой.

Одна из самых критических патологий, с которыми может столкнуться каждый – инородное тело в дыхательных путях. Неотложная помощь в этих ситуациях должна оказываться мгновенно - в первые секунды. Определенные маневры, которыми способен овладеть каждый, могут спасти жизнь взрослому и ребенку, если их применить немедленно.

В разы чаще эта патология развивается у пациентов детского возраста. Связано это с особенностями поведения малышей – во время еды они склонны играть, разговаривать, смеяться или плакать, кашлять. Кроме того дети очень часто берут в рот различные мелкие предметы, которые могут затем случайно вдохнуть. Анатомические особенности ротовой полости и недоразвитие у малышей защитных рефлексов также способствуют учащению случаев аспирации (вдыхание) инородных тел (ИТ) именно у маленьких пациентов.

Взрослые чаще всего страдают от этой патологии при жадном поглощении пищи без ее пережевывания либо при активном разговоре во время еды. Еще одно «отягчающее обстоятельство» – алкогольное опьянение, при котором снижается активность нервных центров, отвечающих за защитные рефлексы.

Симптомы инородного тела в дыхательных путях

Особенностью данной патологии является то, что чаще всего она возникает во время еды. Это – важная информация, позволяющая предположить, что человек теряет сознание именно вследствие инородного тела, а не, например, сердечного приступа (хотя возможно и такое).

Клиническая картина инородного тела проходит в своем развитии три стадии :

  • начальная стадия , при которой возникает внезапный сильный приступообразный кашель, слезотечение, покраснение лица;
  • развитие – кашель становится сильнее, дыхания практически нет, хотя дыхательные движения пациент делает, вокруг губ появляется синюшность;
  • финальная стадия , во время которой дыхание прекращается, человек теряет сознание, спустя короткое время наблюдается остановка сердечной деятельности, за которой следует клиническая смерть.

Как распознать инородное тело в дыхательных путях по внешним признакам

Момент попадания инородного тела в дыхательные пути выглядит так:

  • внезапно человек прекращает говорить, смеяться, кричать или плакать, хватается руками за горло;
  • возникает сильнейший кашель, пострадавший перестает отвечать на вопросы;
  • при попытках пострадавшего вдохнуть либо слышны хрипы, либо не слышно ничего; пострадавший широко открывает рот, но не может произвести вдох;
  • лицо, вначале краснеющее, быстро становится бледным, а затем приобретает синюшный цвет, особенно в области верхней губы);
  • в течение нескольких десятков секунд возникает потеря сознания вследствие остановки дыхания;
  • в очень короткий срок останавливается работа сердца и наступает клиническая смерть.

Первая помощь при инородных телах дыхательных путей

Человек, знающий, как распознать эту патологию, не будет терять ни секунды. Ситуация развивается стремительно и промедление с первой помощью может стоить пострадавшему жизни.

Алгоритм действий при этой патологии следующий:

  1. Обратитесь к пострадавшему с вопросом «Что случилось?» Вы можете выглядеть глупо, но в действительности этот вопрос нужен для того, чтобы понять, дышит ли человек хоть как-нибудь. От этого будет зависеть ваша дальнейшая тактика.
  2. Если человек хоть как-то, но дышит, поощрите его словами «Покашляй, сильней, еще, давай» – любыми словами, которые «пробьются» к его сознанию. Часто этого достаточно для того, чтобы инородное тело небольшого размера, попавшее в верхние дыхательные пути, самостоятельно вышло.
  3. Если самопроизвольного выхода ИТ не произошло в течение 30 секунд или если человек не дышал с самого начала, значит следует применить маневр Хеймлиха.

Маневр Хеймлиха

Техника его выполнения следующая:

  • Встаньте за спиной пострадавшего.
  • Обхватите его торс обеими руками, накройте кулак правой руки ладонью левой руки и сделайте костяшкой большого пальца правой руки пять сильных нажатий на верхнюю часть живота. Направление – вверх и на себя. Восстановление дыхания – признак удаления инородного тела их дыхательных путей.

Обратите внимание: маневр Хеймлиха следует выполнять до тех пор, пока ИТ не покинет дыхательные пути или пока человек не потеряет сознание. В последнем случае попытки извлечь инородное тело нужно прекратить, а вместо этого начать .

Особенности маневра Хеймлиха у детей и беременных

При извлечении инородного тела дыхательных путей у детей младше 1 года спасатель должен сесть, положить ребенка на левое предплечье лицом вниз, удерживая сложенными в «клешню» пальцами нижнюю челюсть малыша. Головка ребенка должна быть ниже уровня туловища. После этого следует нанести пять средней силы ударов основанием ладони в межлопаточную область спины. Второй этап – ребенок переворачивается лицом кверху на правое предплечье, после чело спасатель производит пять толчковых движений по грудине в точку, находящуюся на 1 палец ниже межсосковой линии. Не давите слишком сильно, чтобы не сломать ребра.

Если инородное тело появилось в ротоглотке, оно видимо и может быть удалено без опасности проталкивания его обратно – его удаляют. Если нет – повторяют весь цикл либо до появления ИТ, либо до остановки сердечной деятельности, после которой надо начинать сердечно-легочную реанимацию

У детей 1-8 лет маневр Хеймлиха проводят, уложив ребенка на бедро спасателя. Остальные действия производят по общим правилам.

Более подробную информацию о неотложной помощи ребенку при попадании инородного тела в дыхательные пути вы получите, посмотрев видео-обзор педиатра, доктора Комаровского :

Важный вопрос: «А если пострадала беременная женщина?» Действительно, нажатия на живот женщины, находящейся на большом сроке беременности, гарантированно приведет к серьезным осложнениям. В этом случае нажатия производят не на живот, а на нижнюю часть грудины, как у грудничков.

Типичные ошибки при извлечении инородных тел дыхательных путей

Первое, что приходит на ум при попадании инородного тела в дыхательные пути – постучать по спине. Выше описан правильный алгоритм того, как надо стучать. Однако большинство из нас просто колотят по спине что есть силы. Опасность такого метода в том, что на любое инородное тело действует гравитация. Неправильное постукивание может привести к тому, что ИТ проникнет ниже в трахеобронхиальное дерево и может вызвать полную закупорку дыхательных путей. Первая помощь в этом случае заключается в проведении трахеотомии, и даже если каким-то чудом рядом окажется квалифицированный специалист, шанс на спасение пострадавшего станет мизерным.

Ни в коем случае не переворачивайте малыша вверх ногами для того, чтобы потрясти его. Спазм гортани сводит ваши попытки извлечь инородное тело к нулю. Вместо этого вы можете вывихнуть шейные позвонки малыша. Дело в том, что при потере сознания у ребенка падает тонус мышц шеи, во время тряски головка его начинает болтаться во все стороны, что может привести к вывиху шейных позвонков и даже их перелому. Спасая малыша от смерти, вы рискуете сделать его инвалидом или даже убить.

К сожалению, в нашей жизни малыши могут засунуть себе в рот все что угодно, чтобы родителям не растеряться и оказать первую помощь малышу. Об этом наш материал.


Ребенок первого года жизни

Если ребенок потерял сознание, начните с того, что откройте ему рот:
- верхняя челюсть — указательный палец одной руки;
- нижняя челюсть — большой палец другой руки;
- большой палец одновременно прижимает язык. (Рисунок 1)

Осмотрите полость рта: если видите инородное тело и в состоянии его извлечь — извлеките.
Никогда не пытайтесь удалять инородное тело «вслепую»! Любые попытки извлечения того, чего вы не видите, опасны — реальный риск протолкнуть инородное тело еще дальше.
ТАКТИКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОМОЩИ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА!

Ребенок первого года жизни
Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 2)

Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя пальцами на грудину посередине грудной клетки. При нажатии грудина должна опускаться на 1,5—2 см. (Рисунок 3)

Ребенок дошкольного возраста

Положите ребенка лицом вниз. Голова ниже туловища. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 4)

Переверните ребенка на спину. Основание ладони поместите на грудину посередине грудной клетки. Быстро надавите 5 раз. При нажатии грудина должна опускаться на 2,5—3 см. (Рисунок 5)

Ребенок школьного возраста
если ребенок может стоять:
- встаньте сбоку и немного позади;
- наклоните ребенка, придерживая его рукой;
- сделайте 5 резких ударов основанием ладони другой руки между лопатками в направлении от спины к голове. (Рисунок 6)

Если после этого не стало легче:
- двумя руками обхватите ребенка сзади на уровне талии;
- кулак одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонью второй руки обхватите кулак (рисунок 7);

5 раз сильно нажмите вверх и внутрь (способ удаления инородного тела из дыхательных путей посредством нажатия снизу на диафрагму получил название прием Геймлиха (Генрих Геймлих — американский врач) (Рисунок 8)

Если ребенок не может стоять:
- уложите его на пол;
- встаньте на колени так, чтобы ноги ребенка были между вашими ногами;
- основание ладони одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонь второй руки положите на тыльную сторону первой;
- 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь. (Рисунок 9)


После того как выполните два приема помощи (удары между лопатками + нажатия на живот), следует осмотреть полость рта — нет ли там инородного тела. Если есть — извлечь.
Если состояние ребенка не улучшается, следует повторять циклы 5 ударов между лопатками — 5 нажатий на живот до прибытия помощи.

ВНИМАНИЕ!
Удары по спине и нажатия на живот — это заменители кашля, это способы создания в дыхательных путях давления, способствующего выходу инородного тела.
Еще раз повторяем: кашель сам по себе эффективнее, чем любые удары и нажатия, поэтому если кашель сохранен, то бить и нажимать не надо.

Профилактика. инородное тело в дыхательных путях:
- учите детей пережевывать пищу.
- не разрешайте детям брать в рот посторонние предметы.
- Ограничивайте разговоры во время еды, не разрешайте ребенку говорить с пищей во рту.
- во время еды не провоцируйте ситуации, которые могут вызвать смех.
- не пытайтесь давать лекарства или кормить ребенка во время плача.
- не давайте ребенку надорванные соски.
- не разрешайте детям активно двигаться с едой или жевательной резинкой во рту.
- не используйте в питании детей до 4 лет плотные, плохо жующиеся продукты. Особая осторожность:
- орехи, семечки;
- твердые овощи и фрукты (яблоко, морковь);
- попкорн;
- леденцы и ириски.
- не давайте детям до 3 лет неочищенные фрукты и фрукты с косточками (вишня, черешня, слива и т. п.).
- не кормите лежа детей, которые уже умеют сидеть.
- следите, чтобы рядом с младенцем не было мелких предметов, которые он может взять в рот.
- не давайте детям до 5 лет игрушки с отсоединяющимися мелкими частями.
-храните мелкие бытовые предметы вне досягаемости детей.