Периферическое зрение. Теоретические основы Возможность ориентироваться в пространстве обеспечивает

Родителей и близких слепого от рождения ребенка волнует вопрос «Сможет ли их малыш научиться передвигаться без посторонней помощи?». Тревоги родителей обоснованны, ─ тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, на познании им окружающего пространства и ориентировке в нем.

Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением. Неспособностъ слепого ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве приводит к появлению отклонений, осложняющих всю последующую жизнь.

Большинство родителей знают, что зрение лежит в основе восприятия человеком пространства и предметов, его наполняющих. Зрение обеспечивает безопасное передвижение в свободном пространстве. Зрение ─ своеобразный «зонд» пространства. У родителей возникает вопрос: «А как же человек без зрения воспринимает пространство?», «В состоянии ли слепой определить направление движения?» и др.

Науками о человеке (философией, психологией и др.), практической жизнью слепых людей, достигших высокого умственного, физического развития, убедительно доказано, что даже тотально слепые люди могут правильно и точно воспринимать окружающее пространство, самостоятельно ориентироваться в нем.

Философия, психология обосновали основные особенности и механизмы ориентировки: ориентировка человека в пространстве обеспечивается рефлекторной деятельностью мозга. Мозг как зрячего, так и незрячего человека получает информацию о пространстве через органы чувств. Слепой ребенок получает такую информацию через слух, осязание, двигательный анализатор, обоняние. Мозг тотально слепого ребенка не получает информации через зрение.Но сохранные органы чувств передают необходимую информацию в мозг, который ее анализирует и обобщает. В результате у человека без зрения формируются правильные представления об окружающем пространстве и предметах, его наполняющих.Он оказывается способным определить свое местоположение, примерную удаленность предметов относительно себя (впереди ─ сзади, слева ─ справа и т.д.).

Известный отечественный психолог Ф. П. Шемякин доказал, что «пространственные представления могут быть сформированы и у слепых. Они возникают и без зрительных образов».

Эти кратко изложенные выводы современной тифлологии очень важны для осознания родителями слепого ребенка того факта, что хотя зрительный дефект и ограничивает возможности самостоятельной ориентировки, но при определенных условиях трудности могут быть преодолены.

Какие же условия должны быть созданы для слепого малыша, чтобы он смог научиться передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве, воспринимать предметы, опознавать их, определять нужное направление? Раскрывая эти условия, мы опираемся на важное положение известного отечественного дефектолога Л. С. Выготского: «Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому обучаться». Роль родителей и близких слепого ребенка и состоит в том, чтобы выступать с первых месяцев его жизни добрым, ласковым, но настойчивым и квалифицированным учителем, управляющим процессом его развития, стимулирующим все его потенциальные возможности в пространственной ориентировке. Но, чтобы руководство родителей развитием слепого ребенка не обернулось трагедией, следует знать, чему учить и когда начинать обучение ориентировке в пространстве малыша с тяжелым зрительным дефектом.

Обучение ориентировке в пространственачинается с первых месяцев жизни слепого ребенка.

Как и всякий нормально видящий, слепой ребенок постигает пространство на основе движения, но из-за зрительного дефекта темп развития двигательного аппарата у него замедлен, требует постоянной помощи со стороны взрослого. Слепой ребенок не видит окружающих его предметов, поэтому у него не возникает потребности совершать необходимые движения для познания окружающего мира. Познание слепым ребенком пространства и ориентировка в нем носят поэтапный характер и связаны с развитием его двигательного аппарата. Первый этап (так же, как и у зрячего ребенка) начинается с познания частей своего тела и умения совершать ими необходимые движения: поднимать голову, манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др. Нормально видящий ребенок совершает эти движения на основе зрительногои речевого побуждения взрослого, прежде всего матери.

Слепого ребенка мать побуждает совершать необходимые движения в первые месяцы жизни путем соприкосновения с ним и звуковыми сигналами, но не очень сильными и резкими, так как малыш может испугаться их. В первые недели жизни ребенок реагирует на внешние раздражители всем телом.Но постепенно слепой малыш, как и его зрячий сверстник, должен научиться реагировать на раздражители частями тела: головкой, ручками, ножками и т. д. Но этим движениям мать должна обучить слепого ребенка, тем самым способствуя формированию представлений о частях тела и доступных ему движениях. Например: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами, вращает туловище и голову в любом направлении и др. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение.

Ребенка следует научить «понимать» части своего тела и тела другого человека: матери, отца и других членов семьи. Для этого следует позволить ребенку дотрагиваться до лица наклоняющегося к нему человека, его рук, груди матери. Впоследствии этот опыт ему очень пригодится, он будет с помощью осязания отличать близкого ему человека от случайных, незнакомых людей.

Для того чтобы слепой ребенок в первые месяцы жизни научился управлять головой, целесообразно делать следующие упражнения. Положите ребенка на животик. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик. Когда ребенка кладут на животик, он, как правило, резко поднимает голову. В этот момент мать своим лицом соприкасается с головкой малыша, ласково поглаживает его. Слепой ребенок начинает усваивать, что поднятие головки и поворот на приятный голос сопровождаются лаской. Когда ребенок лежит на животике на столе или другой твердой поверхности, можно погладить его по спине, чтобы он выпрямил голову и туловище. Если ребенок лежит на животике на коленях матери, следует привлекать его внимание какой-нибудь звуковой игрушкой, к которой он может прикасаться и положение которой следует менять (вверху, слева и др.).



Второй этап на пути развития движений частей тела ребенка, с помощью которых он обучится поднимать голову, шею, выпрямлять спину, ─ это опора на руки. Для этого можно использовать большой надувной мяч, на который ребенок кладет свои руки. Поддерживая ребенка, следует медленно поворачивать мяч, привлекая внимание малыша ласковым прикосновением. Каждодневные занятия с ребенком позволяют усложнять упражнения и тем самым способствуют развитию двигательного аппарата. Если малышу в первые месяцы не оказывать помощи, он может находиться в одном и том же положении и на одном месте. Малыш (как зрячий, так и слепой) постоянно нуждается в разнообразных движениях. Ставя его в различные положения, мы помогаем ему развивать равновесие (вестибулярный аппарат) и укреплять мышцы. Каждое новое положение (на боку, на спине, на животике, вращение тела и т. д.) тела ребенка дает ему новое ощущение, укрепляет уверенность в себе и готовит к самостоятельным движениям. Когда ребенок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками, совершать хватательные движения, «играть» своими руками, опираться на них.

Между четвертым и шестым месяцами жизни совместные движения головой и руками позволяют слепому ребенку овладеть первыми элементами равновесия и научиться качаться. Теперь можно будет приступать к овладению ребенком нового положения ─ «сидя».

Обучение положению «сидя» ─ длительный и поэтапный процесс. Прежде чем ребенок освоит это положение, он должен научиться хвататься за пальцы рук взрослого и держаться за них в положении «сидя», удерживать погремушки, расположение которых он узнает по звуку. Дети даже с остаточным зрением не воспринимают окружающих предметов на расстоянии. Используйте звучащую игрушку, потрясите ею перед лицом ребенка, а затем удалите на небольшое расстояние, чтобы ребенок мог до нее дотянуться и удержать.

Теперь можно начинать учить слепого малыша сидеть. Существует целая система упражнений, направленных на обучение малыша положению «сидя», которое является важным моментам на пути овладения таким видом движения, как ползание «на четвереньках». Когда ребенок начнет садиться, его следует учить двигаться на животе. Это важно для развития движений вперед и назад с помощью рук.

Зрячий ребенок начинает ползать, чтобы дотянуться до интересной ему игрушки, но расположенной далеко от него. Ребенок, который не видит игрушки или предмета, не начинает ползать. Малыш начнет ползать, если появится побудительная причина: мама близко, но, чтобы до нее дотронуться, нужно сделать движение в том направлении, откуда малыш слышит ее ласковый голос. Ребенка следует учить становиться в позу «на четвереньки», выпрямлять ему спинку, поддерживать за талию и раскачивать его тело вперед и назад (самостоятельно слепой малыш может и не освоить позы и движений, которые лежат в основе ползания).

Рекомендуются следующие упражнения для овладения слепым ребенком ползанием. Возьмите звучащую игрушку, которую можно толкать впереди себя. Ребенку в положении «сидя» предлагается взять игрушку в руки, «рассмотреть» ее. Затем взрослый берет игрушку из рук ребенка и кладет впереди него. Ребенка ставят в позу «на четвереньки» и подталкивают сзади. Одновременно игрушку двигают вперед и побуждают ребенка к тому, чтобы он полз к ней. Следует похвалить ребенка словами, ласковым поглаживанием, если он доползет до игрушки и возьмет ее в руки.

На втором этапе развития движений у слепого ребенка может развиться страх пространства, если он постоянно будет наталкиваться на острые углы мебели, падать (особенно назад) и ушибаться. Удары и падения препятствуют развитию двигательной активности как предпосылки ориентировки в пространстве. Падения не должны ограничивать его безопасное передвижение «на четвереньках». Об этом следует позаботиться всем членам семьи.

Третий этап в обучении слепых детей передвижению в пространстве связан с вертикальным положением тела ребенка ─ передвижением ножками. Прежде всего родители учат слепого ребенка вставать на ножки, удерживать тело в вертикальном положении, побуждают делать первые шаги. Можно положить любимую игрушку на доступном от ребенка расстоянии. Малыша ставят на ножки и помогают сделать шаг вперед. Как? Кто-тоизвзрослых берет ребенка подмышки, слегка приподнимает то за одну, то за другую ножку для того, чтобы ребенок мог поочередно переносить тяжесть с одной ножки на другую. Можно и нужно при этом учить ребенка, поднимая одну ногу, держаться на другой, сохраняя равновесие. Для закрепления движения вперед ребенок может держаться за манеж или стульчик и толкать их перед собой. Иногда следует ставить малыша на свои ноги, держа его сзади за руки. Делая шаги, взрослый как бы ведет ребенка, который синхронно вместе с ним делает первые шаги.

Некоторым детям легче делать первые шаги, если они идут боком, держась за мебель. Родители привлекают их внимание звуковой игрушкой или голосом, Можно через комнату натянуть веревку на уровне пояса малыша. Он, держась за веревку, будет свободно передвигаться из одного угла комнаты в противоположный. Обучая ребенка ходьбе, следует обратить внимание на необходимость приседания при выполнении таких заданий, как «подними игрушку или упавшую вещь», «прикоснись к ногам взрослого, стоящего рядом, и ты узнаешь, какие на нем туфли» и т. д.

Ребенок делает первые шаги в знакомом помещении ─ комнате. Но и на улице он должен различать ножками песчаную дорожку, траву и т. д. Этому его надо учить. Слепой ребенок (как и всякий другой) начинает ходить с широко расставленными ногами ─ для равновесия. Но если не научить его правильно переставлять ноги при ходьбе, то навык ходьбы с широко расставленными ногами закрепится. Походка такого слепого ребенка, а затем и подростка и взрослого начинает резко отличаться от походки зрячего сверстника и затрудняет движение. Слепому ребенку трудно научиться таким движениям, как бег, прыжок, скачки по подражанию. Поэтому кто-нибудь из родителей рассказывает и показывает ребенку исходное положение при прыжках, беге и т.д. Например, мама говорит ребенку: «Сначала поставишь свои ножки вместе, потом согнешь в коленях и заведешь руки назад (показывает как). Затем выбросишь руки вперед, и одновременно поднимешь над землей ноги. Ты почувствуешь, как твое тело поднимется вверх».

Отличительной особенностью ходьбы слепого ребенка является нескоординированное движение рук и ног. Поэтому родители должны научить ребенка правильно совершать движения руками при ходьбе.

На третьем этапе развития двигательного аппарата ребенка возникает, а затем и закрепляется навык ходьбы с вытянутыми руками, которые предохраняют от ушибов. Ушибы, постоянные падения способствуют развитию у слепого ребенка страха пространства, нервного напряжения, неуверенности в своих возможностях. Преодолению страха пространства у слепого ребенка, начинающего познавать окружающий мир, способствует постоянный речевой контакт с матерью, бабушкой, отцом, братьями и сестрами.

Говорите своему ребенку, когда он передвигается в знакомом и незнакомом пространстве, где он находится. Например, скажите ему, что он находится в спальне или общей комнате, перед кроватью или диваном. Игрушки лежат на полу у дивана, а вы сидите на диване. Пусть он дотронется до дивана, до игрушек, до вас, соотнесет их расположение относительно себя и начнет в период формирования речи усваивать значение предлогов, выражающих определенные положения предметов в пространетве ─ у стены, за столом, под кроватью и т. д. Понимание этих слов ─ первый шаг к изучению слепым ребенком направления. Практика использования этих предлогов закрепит в сознании слепого ребенка их значение, и будет способствовать пониманию словесных указаний на последующих этапах жизни. Нормально видящий ребенок познает направление с помощью зрения. Когда ему говорят: «Мяч за спиной», ребенок поворачивает голову назад. Слепому ребенку следует показать, что значит «за спиной» и какой разворот тела надо сделать, чтобы найти мяч.

У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение, которое позволяет не только различать направление источника света, но и цвет и форму близко расположенных предметов. Безусловно, возможности ориентировки слепых детей с остаточным зрением значительно возрастут, но при условии, что вы будьте учить их рациональному использованию. Дайте ребенку понять, что вам нравится, когда он пытается использовать зрение (приласкайте, дайте что-нибудь). Грудного ребенка, имеющего остаточное зрение, носите на руках по комнате и говорите, на что он должен смотреть.

Грудные дети лучше всего видят ближние предметы. Если вы хотите, чтобы ребенок видел предмет, приблизьте его к глазам ребенка (не дальше, чем на 15 см). Хороший контраст дает черно-белое сочетание. Дети лучше видят, если освещение направлено на предмет. Когда освещение слишком яркое, ребенок закрывает глаза. Источник света должен быть за спиной ребенка. Обычно слепые дети с остаточным зрением любят рассматривать человеческие лица, особенно лица близких и приятных им людей: матери, бабушки, отца и др.

Контакты «лицом к лицу, глаза в глаза» стимулируют «осмотрение» ребенка. Очень привлекательны для ребенка светящиеся украшения на стене и потолке.

Когда слепой ребенок с остаточным зрением начинает ползать, привяжите к его ручке яркую ленту, привлекайте внимание ребенка к ней.

Когда ребенок начинает ходить, обращайте внимание, на каком расстоянии он различает предметы и какого размера.

Уже в 3-4 года можно разрешать ребенку рассматривать предметы через увеличительное стекло. Если малыш испытывает затруднения в рассматривании предметов в окружающем его пространстве, то измените дистанцию (приблизьте лицо ребенка к предмету), освещение, используйте контрастный фон.

Для привлечения внимания ребенка и использования при этом его остаточного зрения повесьте на окно цветной целлофан, ─ шуршание привлечет ребенка, а цвет позволит рассматривать его. Можно на окна приклеивать силуэты знакомых ребенку предметов. Активному использованию остаточного зрения в ориентировке способствует окраска обоев, ночник у кровати ребенка, движущиеся предметы.

Если ваш ребенок уже в 3-4 года носит очки, то родителям следует помнить, что линзы должны быть чистыми, без царапин. Очки не должны плотно прилегать к главам, их следует снимать только по предписанию врача.

В основе развития двигательного аппарата тотально слепого или с остаточным зрением дошкольника, в основе умений ориентироваться в пространстве младшего школьника лежит игра. В игре (как ведущем виде детской деятельности) ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей. Но игровая деятельность слепого ребенка как ведущая форма овладения пространством происходит на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности слепого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей их психического, физического и личностного развития.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Причина трудностей , испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, что при слепоте, во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.

Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки и в ряде случаев делают невозможной ее автоматизацию. Зрячие во многих случаях определяют свое местоположение, оценивают обстановку и преодолевают препятствия автоматически. В то же время слепые производят аналогичные операции под непрерывным контролем сознания. Самое незначительное препятствие - выбоина на тротуаре, лужа, любое изменение даже хорошо знакомой местности, - которое зрячий преодолевает не задумываясь, требует от слепого большого внимания и наблюдательности.

Выпадение или глубокие нарушения функций зрения, играющего в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, приводит к тому, что у слепых ведущими становятся другие анализаторы

Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.

Для удобства анализа процесса ориентации слепых В.С. Сверлов , разработал классификацию ориентировки по характеру пространства:

1 . Ориентировка в предмето-познавательном пространстве, к которой относятся:

а) ориентация в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем. В этом случае ведущим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т.п. Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего строения цветка и пр.);

б) ориентировка в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими пальцами;

в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистями рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание.

2 . Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется:

а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных операциях);

б) ориентировка в пространстве несколько превышающем зону действия рук, благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка и пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются главным образом на основе чувственного осязания

3 . Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят:


а) ориентация и закрытых помещениях, где ведущими в зависимости от ряда условии (характер помещения, цели ориентировки и т.д.) могут выступать как двигательная, так и слуховая чувствительность);

б) ориентировка в открытом пространстве или ориентировка на местности, осуществляющиеся при помощи слуха

Роль органов чувств в ориентировке слепых

Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий.

Нарушения функции зрения ограничивают возможность отражения пространства, однако в большинстве случаев частичнозрячие, не говоря уже о слабовидящих, продолжают ориентироваться визуально. Только наиболее серьезные функциональные нарушения зрения, наблюдаемые у частичнозрячих, вносят в этот процесс определенную специфику: становится невозможной или весьма затрудняется ориентировка в предметно-познавательном пространстве, резко сужаются границы раздельного видения в большом пространстве.

Необходимость рассматривания объектов под большим углом зрения затрудняет их визуальную локализацию в пространстве, а в последующем и решение основных задач - выбор и сохранение направления и обнаружение цели. Несмотря на возникающие трудности, частичнозрячие даже при отсутствии форменного зрения продолжают ориентироваться в большом пространстве визуально. Уже наличие светоощущения дает слепому возможность ориентироваться в помещении по оконным проемам, осветительным приборам и другим источникам света, которые он различает на темном фоне. При ориентировке на местности чередование светлых и темных пятен сигнализирует слепому о наличии препятствий.

При отсутствии навыков визуальной ориентировки некоторые формы патологии зрения могут неблагоприятно влиять на этот процесс, дезориентируя слепого. Такие случаи наблюдаются при:

1. заболеваниях сетчатки, вызывающих так называемую “куриную слепоту”, при которой человек в сумеречном освещении становится временно абсолютно слепым;

2. при деформациях поля зрения, когда больной видит окружающее его пространство лишь частично; при нарушениях цветного зрения.

При помощи активного и инструментального осязания слепые не только воспринимают отдельные предметы, но и устанавливают их пространственные отношения, локализуют их в пространстве. Благодаря этому слепые часто очень точно ориентируются в рабочем пространстве, например на парте или столе, легко обнаруживая необходимые им предметы.

Слух в пространственной ориентировке слепых играет исключительно важную роль. Это связано с тем, что при полной или частичной утрате зрения он становится ведущим видом чувствительности при дистантном восприятии объектов.

Благодаря слуховым ощущениям и восприятиям слепые способны локализовать в пространстве являющиеся источниками звука невидимые объекты, определить направление его распространения, судить по распространению и качеству звука о величине и заполненности замкнутого пространства.

Примером слуховой ориентации может служить ориентировка слепых на улице. В процессе этой ориентировки они определяют направление и скорость движения транспорта, судят о величине и заполненности пространства, определяют качество дорожного покрытия, наличие уступов и иных неровностей и т.д.

Часто в процессе ориентировки слепые используют отраженный звук. Воспринимая издаваемые ими при передвижении звуки, слепые довольно точно определяют направление и степень удаленности предмета, экранирующего звук. Например, для того чтобы определить, нет ли на пути препятствия, слепые хлопают в ладоши, щелкают пальцами, постукивают тростью. Подобные звуки, отражаясь от стен домов, крупных предметов, возвращаются к своему источнику в несколько измененном виде и позволяют судить о величине помещения, наличии мягкой мебели, определять местонахождение дверного проема или арки в стене дома и т. п.

Обоняние в ориентировочной практике слепых используется довольно часто, поскольку так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. При осложнении слепоты глухотой его роль значительно увеличивается, так как обоняние становится единственным видом дистантной чувствительности. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.

Топографические представления - это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражается форма, величина), удаленность объектов и направление, в котором они расположены но отношению к какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, происходит в результате отражательной, условнорефлекторной деятельности мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Опыт пространственной ориентации слепых и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что у них имеются топографические представления..

Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности.

Ф.Н. Шемякин выделил представления типа “карта - путь” и “карта ~ обозрение”.

Для топографических представлений типа “карта - путь” характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений. Ориентация и пространстве на основе этих представлений имеет сукцессивный характер; в ходе ориентации воспроизводятся и сравниваются с данными восприятия представления о всех ориентирах, находящихся между отправным и конечным пунктами.

Представления типа “карта - обозрение” характеризуются одномоментностью мысленного охвата пространственных отношений, свойственных тому или иному замкнутому пространству. При ориентировке, основанной на представлениях тина “карта - обозрение”, одномоментно, симультанно воспроизводится вся совокупность пространственных отношений в виде плана определенной местности.

Наличие у слепых тех же видов топографических представлений, что и у зрячих, еще раз показывает, что в основе ориентации в пространстве лежит работа не одного зрительного анализатора, а активное практическое отражение пространственных отношений в результате интегративной деятельности всех анализаторных систем.

Глаз имеет шаровидную форму и расположен в костном углублении, называемом глазницей, или орбитой.

Глазница представляет собой пирамиду, стенки которой образованы костями. Содержимое орбиты тесно контактирует с придаточными пазухами носа, поэтому многие заболевания пазух неблагоприятно отражаются на органе зрения.

Орбита сообщается также с полостью черепа. В верхненаружном ее отделе имеется небольшое углубление, где располагается слезная железа. Выделяемая слезной железой жидкость - слеза - омывает глазное яблоко и затем через слезные точки и канальцы верхнего и нижнего век попадает в слезный мешок, а потом - в полость носа.

Большую часть орбиты составляет рыхлая жировая клетчатка, в переднем ее отделе расположен глаз. Кроме жировой клетчатки, в орбите проходят сосуды, нервы и мышцы, осуществляющие движения глаза.

К защитному аппарату глаза относят веки, слизистую оболочку, костные стенки орбиты, слезные органы. Веки состоят из кожи, мышц, хряща, а с внутренней стороны покрыты тонкой слизистой оболочкой - конъюнктивой.

Диаметр глаза составляет в среднем 24 мм.

Наружная оболочка глаза - белая, непрозрачная склера - переходит в переднем отделе в прозрачную роговицу. Наружная оболочка глаза обеспечивает сохранение формы и защищает внутренние структуры глаза от внешних вредных воздействий.

Роговица принимает участие в преломлении световых лучей, она совершенно прозрачная и сферичная.

За наружной оболочкой глазного яблока расположена сосудистая оболочка - сосудистый тракт, состоящий из множества сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом. Сосудистый тракт состоит из трех частей - радужной оболочки (радужки), ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки. Радужная оболочка расположена в переднем отделе глаза и содержит красящее вещество - меланин. В зависимости от его количества у людей бывает различный цвет глаз - голубой, серый, зеленый, коричневый. Если меланина мало, цвет глаз светлый, при большом его количестве глаза темные.

В центре радужки имеется отверстие - зрачок. Величина зрачка может изменяться в зависимости от освещения. Радужка выполняет роль диафрагмы и регулирует количество света, поступающего на сетчатку. Так, при ярком свете зрачок сужается, в сумерках он становится шире для того, чтобы на сетчатку попадало больше света, как в фотоаппарате. Таким образом достигается четкость изображения предметов.

Ресничное тело (цилиарное тело) является промежуточной частью между радужкой и сосудистой оболочкой и представляет собой кольцо шириной около 8 мм. Оно содержит ресничную мышцу и отростки. Сокращение мышцы обеспечивает возможность четко видеть на разных расстояниях (аккомодация), а ресничные отростки и радужка вырабатывают внутриглазную жидкость.

Собственно сосудистая оболочка (хориоидея) составляет заднюю, самую обширную часть сосудистого тракта. Она состоит из сосудов различного калибра и находится между склерой и сетчаткой. Сосудистая оболочка является энергетической базой, обеспечивающей осуществление зрительного акта.

Внутренняя оболочка глаза - сетчатка (сетчатая оболочка) - наиболее важная и сложно устроенная из всех оболочек глаза. Именно в ней происходит сложный фотохимический процесс переработки световой энергии в нервное возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый отдел зрения, расположенный в затылочной доли головного мозга. В коре головного мозга осуществляется процесс переработки нервного возбуждения, в результате которого возникает зрительное ощущение - образ объективного мира.

В сетчатой оболочке насчитывается около 6 млн колбочек и 125 млн палочек. Колбочки предназначены для дневного зрения, они малочувствительны к слабому освещению, с их помощью воспринимаются форма, цвет и детали предметов. Палочки работают в сумерках и ночью. В центральном отделе сетчатки имеется место, называемое желтым пятном, оно является областью наиболее ясного отчетливого зрения. В нем сосредоточена главная масса колбочек. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Зрение периферических отделов сетчатки менее четко, чем центрального, и называется боковым, или периферическим.

Центральное зрение обеспечивает возможность рассматривать детали предметов, периферическое зрение - возможность ориентироваться в пространстве. При значительном нарушении периферического зрения самостоятельное передвижение человека в пространстве становится невозможным.

Позади радужной оболочки и зрачка расположен хрусталик - двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик, так же как роговица, преломляет лучи света, попадающие в глаз, и может менять свою кривизну за счет сокращения мышцы, расположенной в ресничном теле.

Способность хрусталика сильнее или слабее преломлять лучи света позволяет четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях. Хрусталик не имеет сосудов и нервов, его питание осуществляется путем диффузии питательных веществ из внутриглазной жидкости. Он состоит из прозрачных волокон, заключенных в капсулу. В нем постепенно формируется плотное ядро. Пространство между задней поверхностью радужки и передней поверхностью хрусталика называется задней камерой глаза. Позади хрусталика находится большая полость, наполненная прозрачным гелем, который называется стекловидным телом. По своему строению стекловидное тело представляет собой тонкую сеть волокон, между которыми находится бесцветный прозрачный гель. Стекловидным оно называется потому, что совершенно прозрачно и напоминает расплавленное стекло. Стекловидное тело, так же как роговица и хрусталик, является преломляющей средой глаза, с помощью которой лучи света, преломляясь, собираются в фокусе на сетчатке.

Между роговой оболочкой и радужкой находится пространство, наполненное внутриглазной жидкостью, которое называется передней камерой глаза, глубина которой с возрастом уменьшается наряду со снижением в ней объема жидкости. Внутриглазная жидкость питает роговую оболочку и хрусталик и играет большую роль в сохранении их прозрачности. Она вырабатывается в ресничном теле и постоянно оттекает из глаза через угол передней камеры.

Слаженная работа всех отделов глаза обеспечивает зрение вдаль и вблизи, восприятие цветов, ориентацию в пространстве и возможность видеть в сумерках.

1.1 Анатомо-физиологические аспекты зрительной системы

Зрительная система -- оптико-биологическая бинокулярная (стереоскопическая) система, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать видимое излучение электромагнитного спектра (свет), создавая изображение, в виде ощущения (сенсорного чувства) положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения. Функция глаза состоит в получении зрительной информации от окружающей среды и передаче ее в сенсорные области головного мозга.

Функции зрительной системы

1. Светоощущение

2. цветоощущение

3. восприятие формы и движения объектов (острота зрения, поле зрения)

4. бинокулярное зрение (способность зрительной системы соединять изображение с двух глаз в один образ и локализовать его по направлению и глубине).

Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур, образующих зрительный анализатор, который состоит из трёх отделов:

Периферического - рецепторы сетчатой оболочки глаза;

Проводникового - зрительные нервы, передающие возбуждение в головной мозг;

Центрального - подкорковые и стволовые центры (латеральные коленчатые тела, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительная область в затылочной доле коры больших полушарий головного мозга.

Анатомическим образованием сенсорной зрительной системы, по сути, её периферическим отделом, является глаз - парное, почти сферическое образование диаметром 24 мм и весом 6-8 г, расположенное в глазницах черепа (рис. 1).

Рис. 1.

Глаз укреплен здесь при помощи четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями. Форма глаза поддерживается за счет гидростатического давления (25 мм рт. ст.) водянистой влаги и стекловидного тела.

Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации. Расстройство темновой адаптации выражается в снижении способности ориентироваться в пространстве при недостаточной освещенности, вплоть до утраты возможности к передвижению. Это состояние называется гемералопией («куриная слепота»). Гемералопия может возникнуть при гиповитаминозе А, в результате инфекционных болезней, плохого питания и др. Световая адаптация - это приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности, протекающее достаточно быстро (50-60 сек). Так, если человек входит из темноты в ярко освещённую комнату, у него возникает временное ослепление, которое быстро проходит. Люди с нарушенной световой адаптацией лучше видят в сумерках, чем на свету. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и фокусируются на его внутренней оболочке (сетчатке), которая является собственно зрительным рецептором, потому что здесь сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки) .

Светоощущение является наиболее тонкой функцией органа зрения. Благодаря ему, человек обладает способностью определять свет по яркости, интенсивности и может видеть не только днем, но и в сумерки. Сетчатка состоит из 10 слоёв, но в светоощущении участвуют 2, 6 и 9-й (рис. 2).

Рис. 2.

I - пигментный слой; II - слой палочек и колбочек; III - наружный ядерный слой; IV - наружный сетчатый слой; V - слой горизонтальных клеток; VI - слой биполярных клеток (внутренний ядерный); VII - слой амакриновых (однополюсных грушевидных) клеток; VIII - внутренний сетчатый слой; IX - слой ганглиозных клеток; X - слой волокон зрительного нерва В сетчатке человека насчитывается примерно 5-6 млн. колбочек и 120 млн. палочек (рис. 3).

Рис. 3.

А - палочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - волокно; 4 - ядро; 5 - конечная пуговка.

Б - колбочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - ядро; 4 - волокно; 5 - ножка

Колбочки являются носителями цветного, дневного зрения, палочки - носителями светоощущения в сумеречных (бесцветовых) условиях. Чувствительность палочек зависит от концентрации зрительного пурпура в них и нервных элементов зрительного анализатора.

Самым важным и очень тонким местом сетчатки является так называемое пятно сетчатки («жёлтое пятно») с центральной ямкой, где сосредоточена основная масса колбочек. По мере продвижения к периферии плотность колбочек снижается, но одновременно увеличивается плотность палочек. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное цветоощущение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Жёлтое пятно, особенно его центральная ямка, - место наиболее чёткого, так называемого центрального зрения. Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения, в основе которой лежит разрешающая способность глаза, т. е. его способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Если лучи, исходящие от двух рядом расположенных точек, возбуждают одну и ту же, или две соседние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Для их раздельного видения необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась еще хоть одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения зависит от толщины колбочек в центральной ямке желтого пятна. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения. При одной и той же освещенности острота зрения может значительно меняться. При утомлении острота зрения понижается.

По мере удаления от жёлтого пятна количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает; на периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но, в то же время, очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью («сумеречное зрение»).

Отделы сетчатки вокруг жёлтого пятна обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Поэтому, если центральное зрение дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы, то периферическое зрение является очень важной функцией, расширяющей возможности свободной ориентации в пространстве. Оно определяется полем зрения, которое охватывается одновременно фиксированным глазом. Без периферического зрения человек практически слеп, он не может передвигаться без посторонней помощи. При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные предметы. Поле зрения у детей несколько меньше, чем у взрослых, что, является одной из причин повышенной частоты дорожно-транспортных происшествий с детьми. Значительное концентричное сужение поля зрения происходит при пигментной дистрофии сетчатки и глаукоме (так называемое «трубочное зрение»). Встречаются изменения поля зрения, связанные с частичным его выпадением в центре или на периферии сетчатки глаза (скотомы). Наличие в поле зрения небольших скотом ведёт к возникновению теней, пятен, кругов, овалов, дуг, осложняя восприятие предметов, затрудняя чтение и письмо. Последнее становится невозможным при обширных двусторонних скотомах.

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.

Принято различать пять основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

4) светоощущения;

5) цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров.

Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2--3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3--5 месяцев; на 4--6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки -- Vis-0,02--0,04, от года до двух лет Vis-0,3--0,6.

Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное зрение -- способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3--4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7--13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие -- отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения -- это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга .

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее -- фиолетовый и синий.

Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темно-серыми или даже черными. Желтый и красный сигнал светофора для них -- один цвет.

Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспечит более четкое восприятие изображаемых предметов и явлений.

У слабовидящих детей расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук заменяются мышечным чувством.

Светоощущение -- способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация -- приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения.

Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь .