Парусник нинья. Найдена легендарная «Санта-Мария» Христофора Колумба. Судно дальнего плавания

Корабли Христофора Колумба Открытие Америки, первое кругосветное путешествие Магеллана, нанесение на карту Австралии, Новой Зеландии и, наконец, Антарктиды - эти Великие географические открытия были совершены на парусных судах. Знаменитые каравеллы Христофора Колумба скорее всего не каравеллы, а суда другого типа. Многочисленные изображения парусных кораблей Колумба, которые мы так часто видим на страницах книг, на открытках, значках, марках, очень неточны. И привычные названия кораблей Колумба: Санта-Мария, Нинья иПинта - это скорее всего прозвища судов... Ни одна техническая характеристика «каравелл» Христофора Колумба не может считаться достоверной. Поя¬ним это более подробно. В XIV-XV вв. на юге Европы получили широкое распространение большие, как правило, трехмачтовые маневренные парусные корабли с прочным деревянным корпусом, с высокими носовой и кормовой надстройками. Эти корабли, преимущественно испанской и португальской постройки, назывались караками. Наиболее крупные караки носили название нао, что по-испански означает «большое судно». В XV в. также широкое распространение получили суда типа каравелла: небольшие трехмачтовые торговые суда, предназначенные главным образом для перевозки почты и пассажиров. Характерной особенностью карак и каравелл было то, что обшивка корпуса на этих кораблях крепилась встык. Впоследствии такой способ крепления стали называть креплением «по типу каравеллы». Такое крепление обшивки корпуса принципиально отличалось от принятого при постройке кораблей в северной Европе, в частности драккаров викингов, обшивка которых крепилась внакрой (так называемаяклинкерная обшивка). Все корабли на юге Европы строили по одному принципу, т. е. с креплением обшивки «по типу каравеллы», и очень часто их в отличие от кораблей с другим креплением обшивки называли каравеллами. Так, во всяком случае, объясняет эту терминологическую путаницу специалист по истории и архитектуре корабля В. Урбанович, который считает, что корабли Христофора Колумба являются караками. Сам же Христофор Колумб свою Санта-Марию называл нао, а остальные корабли - каравеллами. Пока специалисты по истории кораблестроения не пришли к единому мнению о том, к какому типу относятся корабли Колумба, будем называть их полным романтики словом «каравелла». Точно не установлены названия кораблей Колумба. В дневниках Колумба ни разу не встречается имя флагманского корабля Санта-Мария. Великий мореплаватель называл корабль не иначе как Ла Галега, т. е. жительница Галисии (Галисия - часть Испании, где был построен корабль). Официальное название второй каравеллы Колумба - Санта-Клара, а Нинья - это ласкательное прозвище, в переводе означающее «детка», «крошка» (Колумб очень любил этот корабль). Впрочем, есть и другая версия о происхождении названия каравеллы: прежнего владельца Санта-Клары звали Хуан Ниньо, И наконец, Пинта - название третьего судна, - это тоже прозвище, в переводе с испанского «кружка». Хотя и в этом случае название судна как-то ассоциируется с фамилией прежнего владельца Пинто. Подлинное же имя третьей каравеллы Колумба до сих пор установить не удалось. Несмотря на множество изображений кораблей Колумба и даже на постройку их копий, форма корпусов каравелл, главные размерения, основные характеристики, а также конструкции отдельных узлов и элементов не известны, и любое техническое описание каравелл Колумба - одна из возможных версий. Год постройки Санта-Марии не установлен. Известно только, что ее построили на Галисийском побережье Испании и до экспедиции Колумба Санта-Мария была торговым судном и перевозила грузы и пассажиров между портами Испании и Фландрии. Как предполагают исследователи, длина Санта-Марии составляла около 23 м, водоизмещение - около 130 т. Санта-Мария Главные размерения, м. . . 23,0 х 6,7 х 2,8 Валовая вместимость, per. т...... 237 Экипаж, чел............................ 90 Пинта Главные размерения, м. . . 17,3 х 5,6 х 1,9 Валовая вместимость, per. т....... 101,24 Экипаж, чел................................ 40 Нинья Главные размерения, м. . . 20,1 x 7,28 x 2,08 Валовая вместимость, per. т...... 167,4 Экипаж, чел................................ 65 Над палубой каравеллы Санта-Мария возвышались три мачты; высота грот-мачты составляла 28 м. Характерная особенность Санта-Марии - две высокие надстройки: носовая и кормовая, из-за которых средняя часть палубы казалась особенно низкой, тем более, что она не была защищена от волн и в свежую погоду заливалась. Корпус отличался плавностью обводов, гармоничностью пропорций. Подводная часть была просмолена, что в известной степени защищало ее от гниения и разрушения древоточцами. Как мы уже говорили, обшивку крепили встык, «по типу каравеллы», внутренняя обшивка корпуса не предусматривалась. Набор корпуса был слабый, поэтому предусматривались наружные подкрепления корпуса. В нос от грот-мачты находился колодец, в котором стояла трюмная помпа (как мы знаем, полной водонепроницаемости деревянного корпуса добиться не удавалось). В средней части корпуса располагался камбуз, состоявший из деревянной камеры, выложенной изнутри кирпичом. Камбуз часто заливало, поэтому горячую пищу команда получала только в спокойную погоду. В средней части судна была предусмотрена специальная площадка, на которой в особом деревянном ящике хранился компас. Около фок-мачты находился брашпиль для подъема якоря. Высокая кормовая надстройка была двухъярусной. В верхнем ярусе (тодилье) находилась каюта Христофора Колумба, руководителя экспедиции. В нижнем ярусе (тольде) хранилось различное корабельное имущество: канаты, якоря, блоки. В носовой, одноярусной, надстройке размещались матросы. Другая часть матросов жила в трюме. Только для адмирала Колумба и нескольких избранных имелись постели. Подвесные койки появились только в XVI в. (кстати, прототипом для них стали индейские гамаки, с которыми Колумб и его спутники познакомились в Америке). Основная часть экипажа ютилась в тесных помещениях, в тяжелых условиях. Матросы спали где попало: на досках, ящиках, подстилая под себя собственную одежду или вообще не раздеваясь. На Санта-Марии были две шлюпки: 14-весельный баркас и восьмивесельный катер. Шлюпки помещались в средней части судна, на палубе, в нос от грот-мачты. Чтобы облегчить подъем шлюпок на борт, в фальшборте (в районе расположения баркаса и катера) предусматривались специальные вырезы. На каравелле было много небольших пушек, стрелявших в основном каменными ядрами: четыре 20-фунтовых, шесть 12-фунтовых, восемь шестифунтовых и т. д. Особенностью каравелл Колумба является тип их парусного вооружения. Первоначально на каравеллах ставили треугольные, так называемые латинские паруса, но к началу эпохи Великих географических открытий все более широкое распространение стали получать прямые паруса, которые при попутном ветре позволяли достигать большей скорости. При выходе из Испании Санта-Мария и Пинта несли прямые паруса и только Нинья - латинские. Но при первой же стоянке на Канарских островах латинские паруса Ниньи были заменены прямыми. И, видимо, успех плавания каравелл Колумба, которые благополучно пересекли Атлантический океан и достигли берегов Америки, был еще одним доводом в пользу кораблей с прямым парусным вооружением. В последующие века стали создавать огромные многомачтовые корабли с пятью-шестью ярусами прямых парусов. Все корабли Колумба отличались легкостью, маневренностью, хорошей остойчивостью, но больше всего адмирал любил Нинью и считал ее прекрасным судном. По формальным признакам Колумб должен был сделать Санта-Марию флагманским кораблем: ее водоизмещение было больше суммарного водоизмещения двух других каравелл Ниньи и Пинты. Мы не будем останавливаться на описании каравелл Ниньи и Пинты, потому что по архитектурному типу и общему устройству они практически не отличались от флагманского корабля. Хотя даже на фоне кораблей того времени Санта-Мария, Нинья и Пинта считались небольшими, каравеллы сумели пересечь огромный, еще неведомый европейским мореплавателям океан (если не считать плаваний викингов). Впоследствии немало несравненно более крупных парусных судов, а затем пароходов и теплоходов не выдерживали сурового испытания, который устраивала им Атлантика, и погибали. Одной из главных заслуг Христофора Колумба и его спутников, видимо, следует считать не только открытие новых земель Америки, а отважный переход через Атлантический океан. Как показали научные исследования, первыми европейцами, ступившими на землю Америки, были викинги, и произошло это за пять веков до первой экспедиции Христофора Колумба. Следовательно, великий мореплаватель не первым открыл Америку. Значение географических открытий мужественного мореплавателя огромно. Открытие Христофором Колумбом земель и островов Центральной и Южной Америки положило начало эпохе Великих географических открытий. Великий мореплаватель нанес на карту сотни новых географических названий, многие из которых сохранились до наших дней: Санто-Доминго, Гондурас, Тринидад, Виргинские острова, Сан-Сальвадор, Бразилия (от испанского - красящее дерево), Пуэрто-Рико («богатый порт»), Коста- Рика (колумбовское название «золотой берег» было впоследствии уточнено, и современное название переводится «богатый берег»), залив Пария и многие, многие другие. Путешествия Колумба положили начало исследованию и заселению огромного материка, началу регулярных трансатлантических плаваний. Открытия Колумба создали условия для развития торговли, мореплавания. Каравеллы Христофора Колумба еще в первую экспедицию показали прекрасные мореходные качества в суровом Атлантическом океане. По типу каравелл Христофора Колумба стали строить множество аналогичных кораблей, предназначенных в первую очередь для океанских плаваний, открытия новых земель. Таким образом, на долгие годы корабли Колумба стали прототипами многих кораблей-первооткрывателей. Несколько слов о том, как сложилась последующая судьба знаменитых каравелл - участниц первой экспедиции Христофора Колумба. Поистине замечательным кораблем Колумба следует считать Нинью, которая, пожалуй, заслужила право быть известной в гораздо большей степени, чем Санта-Мария (нашедшая свой последний причал в 1492 г. у берегов Эспаньолы). Каравелла Нинья на протяжении многих лет была любимым кораблем великого мореплавателя. Христофор Колумб включил Нинью в три экспедиции, уже это делает Нинью одним из самых знаменитых кораблей в истории мореплавания. Каравелла Пинта после возвращения в Испанию из первой экспедиции уже больше в исторических плаваниях не участвовала, и ее дальнейшая участь неизвестна. В 1968 г. известный подводный археолог Адольф Кеффер, производя акустическую разведку с самолета 172 у острова Гаити в районе гибели первой Санта-Марии (в 1492 г.) обнаружил останки судна. Затем аквалангисты обследовали это место и нашли киль старинного корабля и обломки корпуса, заросшие кораллами. С тех пор специалисты работают в этом районе, уже поднято на поверхность несколько предметов, которые безошибочно можно отнести к XIV-XV вв. Если будет доказано, что найдены останки каравеллы Санта-Мария,то сделана одна из самых значительных археологических находок нашего столетия. В 1892 г. в Мадриде была создана комиссия специалистов в связи с постройкой копий трех знаменитых каравелл Христофора Колумба (во время подготовки ко Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.). Председателем комиссии был Цезарио Дуро - специалист по истории судостроения, изучавший корабли Колумба. В комиссию вошел художник-маринист, кораблестроитель и археолог Рафаэль Монлеон. На основании тщательного изучения старинных рукописей, хроник, барельефов, медалей были разработаны проекты всех трех кораблей и построены копии. Закладка каравеллы - копии Санта-Мария состоялась 23 апреля 1892 г. на верфи Де-ла-Каррака, близ Кадиса. Специалисты стремились достичь предельной исторической достоверности: «даже при выделке матраца для адмиральской каюты не отступили от древних книг. Даны точные изображения и копии инструментов, морских карт, флагов, вымпелов. Обстановка жилых помещений - строго по уставам XV века» (журнал «Русское судоходство», 1893 г.). Новая Санта-Мария, имея на борту около 40 человек, под командованием капитана Виктора Конкаса в 1893 г. пересекла Атлантический океан в сопровождении испанского крейсера. Идя со средней скоростью 6,5 уз, каравелла совершила свой удивительный переход за 36 суток и стала одним из главных экспонатов Всемирной Чикагской выставки. Вместе с ней на выставке экспонировались копии двух других каравелл: Ниньи и Пинты, которые также были построены в Испании и в 1893 г. отбуксированы в Америку. Несколько попыток воспроизвести каравеллы Христофора Колумба были предприняты в XX в. В 1929 г. на одной из верфей Кадиса по проекту Хулио Гильена была построена новая копия Санта-Марии. Каравелла демонстрировалась на выставке в Севилье и существовала до 1945 г. Копии Санта-Марии были построены в Валенсии в 1951 г. (до сих пор стоит в Барселоне) и в Италии в 1965 г. для съемок фильмов. Однако при постройке копий каравеллы Колумба для фильмов создатели не стремились воспроизвести достоверно исторический корабль, позволяли себе такие отступления, как отказ от фок-мачты, упрощение конструкции бушприта, парусного вооружения. В 1962 г. энтузиаст-исследователь истории плаваний Колумба морской офицер Карлос Этайо на собственные средства построил копию каравеллы Ниньи. Снаряжение, инструменты, одежда, оружие были воссозданы по старинным образцам. Даже пища в основном была та же, что и на каравеллах Христофора Колумба: овощи, фрукты, солонина, рис, бобы. Собрав группу энтузиастов, Карлос Этайо на маленькой каравелле совершил отважное плавание через Атлантический океан (в течение 77 суток), повторив путь Христофора Колумба. Исследователи Колумба не только воссоздавали его знаменитые каравеллы, но и...моделировали его путешествия. Ученый-историк и моряк С. Э. Морисон в 1937- 1940 гг. на парусных судах, напоминающих каравеллы Колумба, повторил путешествия великого мореплавателя. На основе многолетних работ и анализа своих путешествий по пути каравелл Колумба С. Э. Морисон создал труд, который отличается глубиной исследования и содержит много очень интересных сведений. Скоро человечество будет отмечать 500-летие открытия Христофором Колумбом Америки, и в этот день на земле не будет равнодушных.

«Санта-Мария», легендарный флагман Христофора Колумба, затонувший у берегов Гаити в 1492 году, похоже, найден. Как сообщает британское издание «The Independent», в этот вторник стало известно место крушения корабля. Экспедиция, возглавляемая известным американским океанологом Барри Клиффордом (Barry Clifford), следовавшая по курсу, который оставил в своих дневниках сам Колумб, натолкнулась на останки старинного парусника, лежащего на морском дне близ северного побережья Гаити. Сделанное открытие, вероятно, станет самым важным за всю историю подводной археологии.

3 августа 1492 года 21,4-метровая испанская каракка «Санта-Мария» (в некоторых источниках упоминается длина 24 метра) возглавила флотилию первой экспедиции Христофора Колумба, вышедшую из порта Палос-де-ла-Фронтера, в составе еще двух судов – каравелл «Нинья» и «Пинта», чей матрос первым увидел землю Нового Света 12 октября 1492 года.

25 декабря 1492 года, совершив на тот момент открытие целого ряда островов карибского бассейна, у северного берега Гаити «Санта-Мария» села на рифы. Прекратив безуспешные попытки спасти судно, экспедиция с помощью местных жителей сняла с «Санта-Марии» пушки, припасы и ценный груз.

Часть обломков корабля была использована для постройки форта на острове Гаити, получившего название «Ла-Навидад» (с исп. «Рождество» - по дате гибели «Санта-Марии»). Здесь Колумб на время оставил часть своей команды, а сам 04 января 1493 года отправился с докладом в Испанию. Он вернулся обратно во главе флотилии, состоявшей уже из 17 кораблей, но чересчур поздно: ступившая на остров Гаити 27 ноября 1494 года вторая экспедиция Колумба нашла на месте форта «Ла-Навидад» лишь трупы и пепелище.

Остатки форта, сложенного из обломков «Санта-Марии», были обнаружены археологами в 2003 году близ современного гаитянского города Môle Saint-Nicolas. Именно на эту находку ориентировалась в своих многолетних поисках команда Барри Клиффорда, следуя подсказкам, оставленным в дневнике Колумба. Исследовав более 400 различных аномалий морского дня близ северного побережья Гаити, экспедиция Клиффорда, наконец, сумела найти место крушения легендарного парусника. «Все географические, подводные топографические и археологические свидетельства убедительно доказывают, что обнаруженные останки – это известный флагман Колумба «Санта-Мария», говорит Клиффорд.

До сих пор команда Клиффорда выполняла лишь бесконтактное изучение места аварии с использованием морских магнитометров и гидролокаторов. Теперь при поддержке правительства Республики Гаити археологи приступят к раскопкам.

© Текст: Егор Ланин, Журнал ruYachts, 2014
© Источник фото: пресс-материалы

«Колумб Америку открыл, великий был моряк», - как говорится в одной песенке... Однако, прежде чем отправиться в плаванье, знаменитый мореплаватель долгие годы искал финансирование для своей затеи. И хотя многим вельможам того времени проект Христофора Колумба был по душе, выделять деньги на его осуществление они не спешили. Однако будущий первооткрыватель был человеком напористым, и все-таки собрал необходимые средства, и снарядил три корабля, каждый из которых имеет свою удивительную историю.

Христофор Колумб

Прежде чем узнать о кораблях, на которых совершил свое легендарное путешествие Колумб, стоит вспомнить о самом великом мореплавателе.

Родился Христофор Колумб в 1451 г. в О его национальности ученые особенно горячо спорят. Сам Христофор считается испанским мореплавателем, поскольку испанцы снарядили его экспедицию. Однако разные источники называют его итальянцем, каталонцем и даже евреем, принявшим христианство.

В любом случае человеком Колумб был незаурядным, что дало ему возможность получить приличное образование в университете итальянского города Павии. После учебы Христофор стал часто плавать. Чаще всего он участвовал в морских торговых экспедициях. Возможно, именно из-за увлечения морскими путешествиями в девятнадцать лет Колумб женился на дочке известного мореплавателя донье Фелипе де Палестрелло.

Когда будущему первооткрывателю Америки исполнилось двадцать три, он стал вести активную переписку с известным флорентийским ученым Паоло Тосканелли, который подсказал ему идею путешествия в Индию через Атлантический океан.

Проведя собственные расчеты, Христофор Колумб убедился в правоте своего друга по переписке. Поэтому в ближайшие годы он представил проект путешествия самым состоятельным людям Генуи. Но они не оценили его и отказались финансировать.

Разочаровавшись в соотечественниках, Колумб предлагает организовать экспедицию а после вельможам и духовенству Испании. Однако годы шли, а никто так и не выделял средств на проект Колумба. В отчаянии мореплаватель обращался даже к британскому королю, но все тщетно. И уже когда он собрался переехать во Францию и там попытать счастья, королева Испании Изабелла взялась профинансировать экспедицию.

Путешествия Колумба

Всего совершил четыре плаванья из Европы в Америку. Все они осуществлены в период с 1492 по 1504 год.

Во время первой экспедиции Колумба вместе с ним отправилось около ста человек на трех кораблях. Всего путешествие туда и обратно заняло около семи с половиной месяцев. Во время этой экспедиции мореплаватели открыли острова Кубу, Гаити и Багамы в Карибском море. Открытые Колумбом земли еще долгие годы все называли Западной Индией. Примечательно, что некоторые исследователи утверждают, что целью экспедиции Колумба была не Индия, а Япония.

Со временем, из-за различных споров открытые земли перестали быть собственностью только испанской короны и были разделены между европейскими морскими державами.

Пока Христофор был в третьей экспедиции, Васко да Гама открыл настоящий путь к Индии, тем самым поставив клеймо обманщика на репутации Колумба. После этого самого мореплавателя в кандалах отправили домой и хотели судить, но испанские богачи, уже неплохо заработавшие на открытых землях, отстояли Колумба и добились его освобождения.

Стараясь доказать свою правоту, мореплаватель предпринял четвертую экспедицию, во время которой добрался наконец-то до самого континента Америки.

В последние пытался вернуть дворянский титул, пожалованный ему венценосной четой испанских монархов, а также привилегии на открытых землях. Однако ему так и не удалось сделать это. После смерти останки первооткрывателя несколько раз перезахороняли, так что теперь существует несколько вероятных могил Христофора Колумба.

Три корабля Колумба (каракка и каравеллы)

Когда Христофор Колумб добился наконец-то финансирования своей первой экспедиции, он занялся подготовкой судов.

Прежде всего необходимо было определиться с количеством. Так как его предприятие было довольно рискованным, снаряжать большую флотилию было накладно. В то же время один-два корабля - слишком мало. Поэтому решено было снарядить три единицы. Как назывались корабли Колумба? Главный из них - каракка «Санта-Мария», и две каравеллы: «Нинья» и «Пинта».

Каракка и каравелла - что это?

Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» по типу был караккой. Так называли распространенные в 15-16-м веках парусные корабли на 3-4 мачты. Примечательно, что в Европе они были самыми огромными в то время. Как правило, на таких кораблях свободно могло помещаться от пяти сотен человек до полутора тысяч. Если учесть, что весь экипаж трех суден Колумба составлял сто человек, вероятно, «Санта-Мария» была небольшой караккой.

Другие корабли Колумба (названия их «Нинья» и «Пинта») были каравеллами. Это 2-3-мачтовые судна, распространенные в те же годы. В отличие от каракк, они были менее приспособленными для длительных экспедиций. При этом они отличались большей маневренностью, а также были легкими и дешевыми, поэтому в скором времени они незаслуженно вытеснили громоздкие каракки.

Корабль Колумба «Санта-Мария»

Как и портрет великого мореплавателя, так и внешний облик его первых трех кораблей не сохранился. Описание кораблей Колумба, как и их рисунки, довольно приблизительные и составлены со слов выживших очевидцев спустя много лет или по предположениям ученых.

Как принято считать, «Санта-Мария» была небольшой однопалубной караккой с тремя мачтами. Предполагается, что длина корабля была до 25 м, а ширина - до 8 м. Водоизмещение его было около 1200 т. Трюм корабля был глубиной 3 м, а на палубе была двухъярусная пристройка, где располагались каюты и кладовые. На баке находилась треугольная платформа.

«Санта-Мария» (корабль Колумба) была оснащена несколькими пушками разного калибра, предназначенными для стрельбы каменными ядрами. Примечательно, что в своих записях мореплаватель периодически называл свой флагманский корабль то караккой, то каравеллой. Флагманский корабль Колумба принадлежал Хуану де ла Косе, который также являлся и его капитаном.

Судьба «Санта-Марии»

К сожалению, «Санта-Марии» не суждено было вернуться домой в Испанию, так как еще в декабре 1492-го, во время первого путешествия, флагманский корабль Колумба сел на рифы вблизи Гаити. Поняв, что спасти «Санта-Марию» невозможно, Христофор приказал забрать с нее все, что могло представлять ценность, и перенести на каравеллы. Сам же корабль было решено разобрать на стройматериалы, из которых позже на том же острове был построен форт «Рождество» («Ла-Навидад»).

«Нинья»

По утверждению современников первооткрывателя, «Нинья» (корабль Колумба) была любимым судном первооткрывателя новых земель. За все свои путешествия он преодолел на ней свыше сорока пяти тысяч километров. После гибели «Санта-Марии» именно она превратилась во флагманский корабль Колумба.

Настоящее имя этого судна было «Санта-Клара», однако члены экспедиции нежно называли ее «деткой», что на испанском звучит как «нинья». Владельцем этого корабля был Хуан Ниньо. Но в первом путешествии Колумба капитаном «Ниньи» был Висенте Яньес Пинсон.

По мнению ученых, размер «Санта-Клары» был около 17 м в длину и 5,5 м в ширину. Также считается, что на «Нинье» было три мачты. Согласно сведениям корабельного журнала, первоначально у этой каравеллы были косые паруса, а после пребывания на Канарских островах их заменили на прямые.

Изначально на корабле находилось чуть более двадцати членов экипажа, но после гибели «Санта-Марии» их стало больше. Интересно, что именно на нем моряки впервые стали спать в гамаках, переняв эту традицию у индейцев.

Судьба «Ниньи»

Благополучно вернувшись в Испанию после первой экспедиции Колумба, «Нинья» участвовала также и во втором путешествии Христофора к берегам Америки. Во время печально известного урагана 1495 года «Санта-Клара» оказалась единственным уцелевшим кораблем.

Между 1496-м и 1498-м любимый корабль открывателя Америки был захвачен пиратами, но благодаря мужеству ее капитана был освобожден и отправился в третье путешествие Колумба.

После 1501 г. информации о ней нет, вероятно, каравелла затонула во время одного из походов.

«Пинта»

Точных данных о внешнем виде и технических характеристиках этого корабля в истории не сохранилось.

Известно лишь, что корабль Колумба «Пинта» был самой большой каравеллой в первой экспедиции Однако по неизвестным причинам после гибели «Санта-Марии» руководитель плаванья выбрал не ее в качестве флагмана. Скорее всего, дело было в хозяине и капитане корабля - Мартине Алонсо Пинсоне. Ведь во время путешествия он не раз оспаривал решения Колумба. Вероятно, великий мореплаватель опасался бунта и поэтому избрал корабль, где капитаном был брат Мартина - более покладистый Висенте.

Примечательно, что землю Нового Света первым увидел именно моряк с «Пинты».

Известно, что возвращались домой корабли порознь. Более того, капитан «Пинты» всеми силами добивался, чтобы его корабль пришел первым в Испанию, надеясь сам сообщить радостную весть. Но опоздал всего на пару часов из-за бури.

Судьба «Пинты»

О том, как складывалась судьба корабля «Пинта» после путешествия Колумба, неизвестно. Есть данные, что после возвращения капитан корабля был довольно холодно принят на родине. А из-за проблем со здоровьем, полученных во время экспедиции, умер через несколько месяцев. Вероятно, корабль либо был продан и сменил название, либо погиб во время очередного плаванья.

Другие корабли Колумба

Если во время первой экспедиции флотилия Колумба насчитывала всего три небольших корабля, то во второй их было семнадцать, в третьей - шесть, а в четвертой - всего четыре. Это было связано с потерей доверия к Христофору Колумбу. Иронично, но спустя всего несколько десятков лет Колумб станет одним из величайших героев Испании.

Названия большинства этих суден не сохранились. Известно лишь, что флагманом во второй экспедиции стал корабль под названием «Мария-Галанте», а в четвертой - «Ла-Капитана».

По прошествии стольких лет, после того как было выяснено, на каких кораблях Колумб отправился в свое первое путешествие и открыл для всего человечества новый мир, становится удивительно, как они вообще смогли туда доплыть. Ведь в распоряжении испанской короны были более мощные и объемные суда, однако их хозяева не захотели рисковать ими. Радует то, что владельцы «Санта-Марии», «Санта-Клары» («Ниньи»), а также «Пинты» оказались не такими и рискнули отправиться в экспедицию Колумба. Именно благодаря этому они навсегда вошли в мировую историю, как и открытые ими острова и два новых материка.

Три судна Христофора Колумба - первые европейские корабли, которые в 1492г. пересекли Атлантику, открыв земли Нового Света: Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Каравеллы «Пинта» и «Нинья», водоизмещением в 60 тонн каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

Это были однопалубные суда с высокими бортами и надстройками на носу и корме. «Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые. Впоследствии такими же парусами, предпочтение которым обычно отдавалось при полных курсах, оснастят и «Нинью». Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой. Зафрахтованная у галисийского капитана Хуана де ла Коса, она представляла собой стотонную каракку.

Словом, это были корабли своего времени и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже. Тридцать дней в открытом море - и никакой земли! Плыть дальше казалось безумием. Назревал бунт.

Чтобы успокоить моряков, капитан дает обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. На что надеялся Колумб, устанавливая этот срок? Наверняка, не только на интуицию. Признаки близкой суши были налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и когда в ночь с 11 на 12 октября с «Пинты» раздался крик: «Земля!», адмирал Колумб уже не сомневался, что его мечта сбылась.

«Нинъя», одна из каравелл Колумба

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя всего полвека во владении Испании оказались вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной вместе с широкой полосой земель от Карибского моря до мыса Горн.

Обретенные богатства - огромные запасы золота, серебра и меди, оказавшиеся на захваченных землях, - надменная родина Колумба не захотела делить ни с кем. «Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя жестокую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумывают перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Реконструкция «Санта-Марии», выполненная в наше время

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Навсегда затаив обиду на вероломных испанцев, «конфисковавших» его торговое судно у берегов Африки, капитан Дрейк создает небольшую эскадру и совершает свой первый налет на Карибское побережье.

Грабя испанские города и захватывая один за другим корабли с сокровищами, он щедро делится добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета, которая становится основной пайщицей корсарской «фирмы» Дрейка, в расчете на крупные дивиденды выдает ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане.

Реконструкция судна «Золотая лань» Френсиса Дрейка

Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577- 1580 гг. принес Дрейку четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершает второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Первым из европейцев он доходит до реки Колумбия и южной оконечности острова Ванкувер, после чего, направив свой корабль через тихоокеанские воды, оставляет позади Марианский архипелаг и достигает Тернате - одного из Молуккских островов. Оттуда, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, Дрейк вернулся в родной Плимут.

Португальская каравелла

Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась резной фигурой.

Шкафут - часть верхней палубы между баком и шканцами.

Ют - часть палубы между! бизань-мачтой и кормовым флагштоком.

Стеньга -рангоутное дерево, служащее продолжением мачты.

Румпель -рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.

Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стенъ-вант и местом работ при постановке и уборке парусов.

Верным спутником Дрейка в морских скитаниях было судно «Пеликан», впоследствии за свои прекрасные мореходные качества переименованное корсаром в «Золотую лань». Новое имя, однако, не изменило облика корабля: нарисованный на его корме пеликан еще долго продолжал кормить своих птенцов, а скульптурное изображение гордой птицы по-прежнему украшало выступавший на носу судна княвдигед.

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18м. Ладно сработанный набор из дубовых шпангоутов и обшивка, выполненная из твердых пород дерева, придавали судну особую прочность. На шкафуте между трапом, идущим с короткого бака, и грот-мачтой находились две пушки - по правому и левому борту Три легких фальконета, помещенных на специальные вертлюжные установки, вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивались и могли стрелять вдоль палубы.

Возвышение на палубе между грот- и бизань-мачтами получило название шканцев. Отдыхать на шканцах дозволялось только капитану. Два трапа вели на высокий ют. Трехмачтовое парусное вооружение корабля отвечало последним веяниям своей эпохи. На блинд-рее, под высоко поднятым бушпритом красовался блинд-парус. Фок- и грот-мачты, несшие прямые паруса, состояли из двух частей - к так называемой нижней мачте крепилась стеньга, которая держала флагшток. Короткая бизань вооружалась косым латинским парусом. Для управления навесным рулем все еще использовали румпель, заменявший штурвал.

Испанский галион «Флемиш». 1593г.

Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.

В XV в. словом «cannone» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами.

Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. Для того чтобы придать судну дополнительную остойчивость, тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины располагали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Французский пинас XVII в.

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большой парусник с тремя или четырьмя мачтами начинают величать просто «судном». Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские галионы. На морях доминируют крупные парусные суда, вооруженные артиллерией различного калибра.

Отношение длины корпуса к его ширине возросло и составляло от 2:1 до 2,5:1, благодаря чему улучшились мореходные качества парусников. Составные мачты одновременно несли несколько парусов. Корабелы увеличили площадь марселей и крюйселей - и управление судном стало намного проще, а сам парусник - неожиданно резвым и маневренным.

«Грейт Гарри». 1514г.

Не так давно со дна реки Хембл были подняты останки такого корабля, имевшего клинкерную обшивку. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха XVIII, построенный в 1514 г. Наверное, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 тонн, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Старые технологии отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появляется новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 (а впоследствии до 800) тонн. Небольшой пинас в основном использовался как грузовое судно, а потому был вооружен только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов. Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого по килю (около 40м) почти в четыре раза превышала его ширину На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, крюйт-камера (пороховой погреб) и складские помещения.

Пятьдесят-восемьдесят пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Носовая надстройка сдвинулась к центру, а на носу был оборудован таран, который со временем превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи; позже их стали застраивать и стеклить. Сборную конструкцию мачт усилили брам-стеньгами. На грот- и фок-мачтах обычно поднималось по три паруса (главный, марсель и брамсель). Бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса - латинские, а на носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон».

Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы обладали невысокой мореходностью. Экипаж галиона, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 тонн, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли переселенцев в Америку, возвращаясь назад с грузом драгоценных металлов - лакомым куском для многочисленных морских пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие места для команды.

Бонавентур-мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла латинский парус.

Как назывался корабль Христофора Колумба на котором он совершил свое знаменитое открытие Вы узнаете в этой статье.

Как назывался корабль Христофора Колумба?

Для экспедиции в Индию через Атлантический океан отправился на трёх судах: Санта-Мария, Нинья, Пинта.

Санта-Мария - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров. Длина Санта-Марии была от 21,4 до 25 метров. Корабль вмещал около 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

«Санта-Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити. Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба.

За Санта-Марией плыли «Нинья «, «Пинта «.

Настоящее название «Ниньи» - «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.