Олимпиады в древней греции. Олимпийские игры древней греции

Олимпийские игры - самое крупное спортивное мероприятие, любимое многими. За ними наблюдают миллионы людей по телевизору, тысячи съезжаются в города, где проводится состязание, чтобы увидеть самых сильных, ловких и быстрых спортсменов воочию. Каждый профессиональный спортсмен мечтает не то что победить, но хотя бы попасть на олимпийскую арену. Однако не многие знают о том, как создавались игры , когда впервые они прошли и что из себя представляла первоначальная концепция этого состязания.

Легенды о возникновении

До нас дошло множество легенд и мифов о происхождении этих состязаний, которые имеют разный сюжет и историю. Однако одно известно точно: их родина именно Древняя Греция.

Как проводились первые состязания

Начало первых из них датируется 776 годом до нашей эры. Дата эта очень древняя, и она могла не сохраниться до наших дней, если бы ни традиция греков: они выгравировали имена победителей соревнований на специально возведённых для этого колоннах. Благодаря этим сооружениям нам известно не только время, когда начались игры, но и имя первого победителя. Этого мужчину звали Корэб, а был он жителем Эллиды. Интересно, что концепция первых тринадцати игр сильно разнилась с последующими, потому как первоначально существовало лишь одно соревнование - бег на дистанцию в сто девяносто два метра.

Первое время право принимать участие было только у коренных жителей города Писы и Элиса. Однако вскоре популярность соревнований настолько возросла, что и другие крупные полисы начали вносить свой вклад в их развитие.

Существовали законы, по которым далеко не каждый человек мог принять участие в Олимпийских играх. Этого права не было у женщин , рабов и иностранных жителей, называемых варварами. А тот, кто хотел стать полноправным участником, должен был подать заявку в собрание судей ещё за целый год до начала состязаний. Более того, перед непосредственным началом соревнований потенциальным требовалось предоставить доказательство того, что всё время с момента регистрации они упорно работали над своей физической подготовкой, выполняя разного рода упражнения, тренируясь в беге на дальние дистанции и поддерживая атлетическую форму.

Концепция древних игр

Начиная с четырнадцатой, в программу игр активно начали внедряться различные виды спорта.

Победители олимпиад получали буквально всё, что хотели. Их имена увековечивались в истории на века, а при жизни их чествовали как полубогов до самой старости. Более того, после кончины каждый олимпиадник был причислен к малым богам.

Долгое время эти состязания, без которых раньше невозможно было представить жизни, были забыты. Всё дело в том, что после пришествия к власти императора Феодосия и укрепления христианской веры, игры начали считаться одним из проявлений язычества, за что и были упразднены в триста девяносто четвёртом году до нашей эры.

Возрождение

К счастью, игры не канули в лету. Их возрождению мы обязаны известному литератору и общественному деятелю, барону Пьеру де Кубертену, создателю современной концепции Олимпийских игр. Случилось это в 1894 году , когда по инициативе Кубертена был собран международный атлетический конгресс. В течение его было принято решение возродить игры по стандарту античности, а также учредить работу МОК, то есть Международного олимпийского комитета.

Своё существование МОК начал с двадцать третьего июня того же года, а первым его главой был назначен Деметриус Викелас, а его секретарём был уже знакомый нам Пьер же Кубертен. В это же время конгрессом были разработаны правила и положения, на которых будут существовать игры.

Первые Олимпийские игры современности

Неудивительно, что именно Афины были выбраны для проведения первых игр современности, ведь Греция является родоначальницей этих состязаний. Интересно отметить, что Греция является страной , в которой проводились в трёх веках.

Первые крупные состязания современности были открыты шестого апреля 1896 года. В них принимали участие более чем триста спортсменов, а число комплектов наград превышало четыре десятка. На первых играх проходили соревнования по следующим спортивным дисциплинам:

Закончились игры к пятнадцатому апрелю . Награды были распределены следующим образом:

  • Абсолютным победителем, собравшим наибольшее количество медалей, а именно сорок шесть, из которых десять были золотыми, стала Греция.
  • Второе место с приличным отрывом от победителя заняли США, собрав двадцать наград.
  • Германия набрала тринадцать медалей и заняла третье место.
  • А вот Болгария, Чили и Швеция покинули состязания ни с чем.

Успех состязаний был настолько огромен, что правительниц Афин тут же предложило проводить игры на их территории. Однако по правилам , учреждённым МОКом, место проведения должно меняться каждые четыре года.

Неожиданно два последующих срока были довольно тяжёлыми для олимпиад, потому как в местах их проведения проходили всемирные выставки, усложнявшие приём гостей. Из-за совмещения этих мероприятий организаторы боялись, что популярность игр быстро спадёт, однако, всё было совсем наоборот. Подобные крупные состязания полюбились людям, а после по инициативе того же Кубертена, начали формироваться традиции, был создан их флаг и эмблема.

Традиции Игр и их символы

Самый известный символ имеет вид пяти колец, имеющих одинаковый размер и переплетённый друг с другом. Они идут в следующей последовательности: голубое, жёлтое, чёрное, зелёное и красное. Такая незатейливая эмблема несёт в себе глубокий смысл, показывая союз пяти континентов и встречу людей со всего мира. Интересно, что каждый олимпийский комитет разработал свою эмблему, однако, пять колец непременно являются её основной частью.

Флаг игр появился в 1894 году и был утверждён МОКом. На белом флаге изображено пять традиционных колец . А девиз состязаний гласит: быстрее, выше, сильнее.

Ещё одним символом олимпиады является огонь. Зажжение олимпийского огня стало традиционным ритуалом перед началом всяких игр. Он зажигается в городе, в котором проводятся состязания, и горит там до их окончания. Так поступали ещё в античные времена, однако, обычай вернулся к нам не сразу, а лишь в 1928 году.

Неотъемлемой частью символики этих масштабных состязаний является талисман олимпиады. У каждой страны он свой. Вопрос о появлении талисманов встал на очередном собрании МОКа в 1972 году. По решению комитета им мог стать любой человек, зверь или какое-либо мифическое существо, которое бы не только в полной мере отражало самобытность страны, но и говорило о современных олимпиадных ценностях.

Появление зимних игр

В 1924 году было решено учредить зимние соревнования. Изначально они проводились в тот же год, что и летние, однако, позже было принято решение перенести их на два года относительно летних. Хозяйкой первых зимних игр стала Франция. Удивительно, но ими заинтересовалось в два раза меньше зрителей, чем ожидалось, и не всё билеты были распроданы. Несмотря на предшествующие неудачи, зимняя олимпиада всё больше приходилась по душе болельщикам, и вскоре они снискали такую же популярность, как и летние.

Интересные факты из истории

С 776 г. до н. э. в Греции стали регулярно проводить Олимпийские игры. Эти празднества являлись важнейшим элементом общественной жизни эллинов. Победители Олимпийских игр в Древней Греции становились самыми знаменитыми и почетными гражданами своего полиса. Возможно, именно поэтому каждый юноша мечтал принять участие в агонах, дабы продемонстрировать всем свою силу и доблесть. Во время таких празднеств создавалась атмосфера справедливости, в которой человек мог продемонстрировать свое мастерство, заслуги и стать лучшим среди первых.

Историческая справка

Платон подчеркивал важнейшую роль спортивных состязаний в общественной жизни. Широкая популярность игр была связана с особенностями греческого общества, где важнейшим регулятором поведения людей выступала оценка человека коллективом, его порицание или поощрение.

Следует отметить, что большое значение Олимпийских игр подчеркивается тем, что во время их проведения в Греции прекращались даже войны. На празднества приезжали граждане не только материковой Эллады, но и колоний. Здесь также собирались писатели и поэты, чтобы прочесть свои произведения тысячам слушателей.

Первые древнегреческие Олимпийские игры продолжались всего лишь 1 день, а позже - не менее 5. Руководило соревнованиями специальное общество почетных граждан. Под их присмотром участники игр тренировались около месяца до начала агонов.

История введения Олимпийских игр

По легенде, самые известные в мире состязания берут свое начало еще с гомеровских времен. Сами греки по-разному рассказывали историю возникновения этих празднеств. Одни говорили, что соревнования были введены верховным богом после его победы над Кроном. Другие уверяли, что отцом празднеств был сын Зевса - древнегреческий герой Геракл.

Возродил Олимпийские игры в 776 г. до н. э. царь Ифит. В то время Греция погрузилась в полосу длительных войн и междоусобиц. В связи с этим Ифит решил обратиться к богам. Он отправился в Дельфы к знаменитому оракулу. Пифия, провозглашая волю богов, сказала, что для того, чтобы избавить народ от войн и болезней, необходимо возродить Олимпийские игры. После этого царь пригласил к себе спартанского правителя Ликурга. Они подписали договор о перемирии, которое должно заключаться на время проведения Олимпийских игр. Ифит провозгласил Олимпию святым городом, куда было запрещено входить с оружием.

Участники состязаний

Для того чтобы понять, кто же такие на самом деле победители Олимпийских игр в Древней Греции, необходимо разобраться, кто мог принимать участие в этих празднествах. По установленным правилам к состязаниям допускали только свободных мужчин эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был осужден или виновен в неправильных деяниях. Кроме того, участвовать в агонах не могли рабы, иностранцы. Также к соревнованиям в Олимпийских играх не допускались женщины. Более того, им даже запрещалось посещать их в качестве зрителей. Исключением являлась только жрица храма

Интересные факты об участниках Олимпийских игр

Не все свободнорожденные греки могли участвовать в празднествах. Так, существовал ряд правил, которые лишали работающих небогатых эллинов (мелких землевладельцев, ремесленников, торговцев) права соревноваться на Олимпийских играх. Гражданин, который решил участвовать в празднике, должен был доказать, что он не менее 10 месяцев упорно готовился к состязаниям. Он был обязан 30 дней тренироваться под руководством судей игр. Также грек должен был участвовать в церемониях жертвоприношений. При этом он оплачивал все расходы самостоятельно. Таким образом, участие в Олимпийских играх было связано с долгим отрывом от основной деятельности и тратой немалых денежных средств, поэтому доступно только достаточно обеспеченным гражданам.

Программа в древности

В течение первых 13 Олимпиад в программу входил только бег на одну стадию, которая равнялась примерно 192,27 м.

Гиппические (конные) агоны впервые были проведены на 25-х Олимпийских играх. Сначала в них принимали участие колесницы, запряженные 4 лошадьми. Для измерения дистанции на ипподроме существовала одна большая стадия (950 м). Интересно то, что победители Олимпийских игр в Древней Греции в конных соревнованиях - это владельцы колесниц, а не участники агонов.

Важной частью празднества являлось пятиборье. В эту программу входили бег, борьба, метание копья и диска. Атлеты прыгали в яму с морским песком с небольшой высоты. При этом они держали в руках специальный груз - гальтеры. Метание диска берет свое начало с военной истории греков. Вес орудия составлял примерно 3-6 кг. Изготовлялся диск из камня, железа, бронзы, олова и дерева. Соревнования по прыжкам и метанию, как правило, сопровождались игрой на флейте, а движения атлетов гармонировали с музыкальными аккордами.

Олимпийские игры - это самые большие общегреческие соревнования, которые проводились раз в 4 года. Участники этих агонов делились на три возрастные группы: юноши, безбородые и мужи. Интересно, что Павсаний насчитывал 18 видов соревнований для взрослых и 6 - для мальчиков. По традиции самого лучшего атлета в какой-либо категории провозглашали сразу же после завершения соревнований на стадионе, а награждение проводилось в последний день празднеств.

Победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Важной частью этих празднеств было почитание лучших атлетов. Эта церемония состояла из нескольких частей и продолжалась на родине спортсмена.

Таким образом, мы рассмотрели, как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции. Далее пойдет речь о том, как почитались самые выдающиеся атлеты.

Как и чем награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции?

Церемония награждения спортсменов проходила в два этапа. Сразу после окончания соревнований глашатай оповещал на весь стадион имя и город победителя. После этого в его полис отправлялись долиходромы (вестники), чтобы рассказать всем жителям радостную новость. В последний день игр у алтаря Зевса также оглашался победитель Олимпийских игр и город, откуда тот прибыл. Атлет поднимался на бронзовый треножник в сопровождении музыки. Затем победителей Олимпийских игр в Древней Греции награждали венком. После этой церемонии в честь спортсменов проводились жертвоприношения в храме Зевса.

Почитание победителя в родном полисе

Не менее торжественно победители Олимпийских игр в Древней Греции почитались и в родных полисах. Атлет въезжал в город через главные ворота в присутствии всех почетных граждан. В некоторых полисах олимпионик попадал на родную землю через небольшой Он делался специально, чтобы олимпийская победа вошла и никогда не покидала город.

Выдающегося атлета почитали в главном местном храме. Также сюда на хранение передавался венок победителя Олимпийских Игр в Древней Греции. В некоторых случаях в честь олимпиоников возводили статуи и чеканили монеты. Кроме того, их приглашали на должность полководцев и доверяли основание новых колоний. После смерти олимпионика его в родном полисе могли почитать как бога.

Как почитали победителей нескольких состязаний?

Атлетам, которые добились нескольких побед на Олимпийских играх, отдавались особые почести. Имена таких олимпиоников выбивали на плитах священной рощи Альтис. С 540 г. до н. э. здесь было разрешено возводить статую в честь своей собственной победы. Поэты посвящали выдающимся атлетам специальные оды - эпиникии. Также имена победителей Олимпийских игр Древней Греции вносились в специальные таблицы - бассикалии.

Самые известные победители Олимпийских игр

У человека, мало знакомого с историей этих празднеств, может возникнуть вопрос: кто был первым победителем Олимпийских игр в Древней Греции? По легенде, впервые был удостоен некий Кореб. Он был простым поваром, но сумел победить в состязании по бегу. Именно имя Кореб первым было в древнегреческом списке олимпиоников.

Одним из самых известных бегунов считается Астилос из Кротона. Он восемь раз становился победителем на разных дистанциях в четырех Олимпийских играх. Превзойти Астилоса удалось Леониоду с Этот спортсмен двенадцать раз побеждал в беге на четырех Олимпийских играх.

Позже бег был включен в систему пятиборья. Лучший атлет определялся здесь таким образом: проигравшие выбывают после каждого соревнования. Следует отметить, что первый победитель Олимпийских игр в Древней Греции в системе пятиборья - это спартанец Лампис.

Самые выдающиеся победы

Самым знаменитым чемпионом в кулачном бое стал Диагор с острова Родос. Он был основателем целой династии атлетов. В средине V в. до н. э. два его сына стали победителями в Олимпийских играх (первый - в кулачном бою, второй - в единоборстве). По преданию, они сразу после награждения подошли к отцу и положили на его голову венки, подняли его на плечи и понесли вокруг поля. Один из зрителей спросил у Диагора, чего тот ждет от жизни, но спартанец вопрос уже не слышал. Его сердце остановилось в момент триумфа.

Самым известным борцом за всю историю Олимпийских игр считается Милон из Кротона. В 14 лет он стал победителем в юношеских соревнованиях. Попав во взрослую категорию, Милон 5 раз становился лучшим борцом.

Славу на весь мир заслужил также Евагор из Спарты и Кимон-старший из Афин, которые вместе со своими четырьмя лошадьми трижды побеждали в гиппических состязаниях.

Подводя итоги

Таким образом, Олимпийские игры берут свое начало с 776 г. до н. э., когда впервые венком был награжден Кореб. Эти празднества играли огромную роль в жизни греков. Посмотреть на соревнования выдающихся атлетов приезжали не только жители материковой Эллады, но и колоний. Участники празднеств, в свою очередь, долго готовились к состязаниям. Они не только тяжело физически трудились, но и вкладывали большие денежные суммы в организацию жертвоприношений. Как мы уже сказали, победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Вместе с лавровым венком он удостаивался большого почета и признания не только в родном полисе, а и во всей Элладе.

Дух соревнования в полной мере проявлялся во время различных спортивных агонов. Следует отметить, что эти состязания не были простым развлечением, не имевшим ничего общего с религиозными обрядами. Агоны входили в состав празднеств и носили священный характер.

» История олимпийских игр в Древней Греции

История олимпийских игр в Древней Греции

История древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту:
— Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида — нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

Сначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды — Элиса и Писы. Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции — высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя — Корэба, повара из Элиды.
С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они наверняка чувствовали свою национальную общность.
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже — целый месяц. Для того чтобы участвовать в Играх, полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

История олимпийских игр в Древней Греции - появление новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м). Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований.

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.

Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать — полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования.
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м).
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.

Возникновение и развитие Олимпийских игр в древней Греции

1. Олимпия.

2. Рождение Олимпийских игр.

3. Бег. Первые Олимпийские игры.

4. Борьба и пентатлон.

5. Кулачный бой.

6. Конные ристания.

7.

8. Правило №1

9. Правило №2

10. Правило №3

11. Правило №4

12. Правило №5

13. Правило №6

14. Правило №7

15. Правило №8

16. Правило №9

17. Эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести.

18. Олимпийский сервис.

19. Почетные гости Олимпии.

20.

21. Закат Олимпиады.

22. Заключение.

23. Список литературы.

Возникновение и развитие Олимпийских игр в древней Греции.

«Нет другой звезды благороднее Солнца,

Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне!

Так и мы прославляем те, что всех Игр благороднее - Олимпийские игры!»

Олимпия.

Западнее Коринфа открывается древняя историческая область Элида, напротив которой в Ионическом море красуется остров Закинф. А если последуем на юг вдоль берега, мимо ничем не примечательного города Фейя, а там до устья священной реки Алфей, в 120 стадиях (это почти 24 км) вверх по руслу обнаружим древнюю Олимпию. До образования Олимпии рядом стоял город Писа. Древнее святилище писатов и его оракул было известно многим эллинам. Писа извлекала доход от пребывания паломников, в дополнение получала торговую пошлину от каждого заходящего в морскую гавань кораблей. Город расстраивался, жители обрастали имуществом, богаче становились сокровищницы, а гости разносили свои восторженные впечатления по всей Греции. Это не могло не раздразнить аппетит соседей. Пришельцы с загадочного Крита, вторглись в цветущую долину писатов. Во главе дорян был Геракл Дактиль, воспетый в более поздних греческих мифах как национальный герой. По началу писаты разбили войско Геракла. Но в 1104 году до н.э. Гераклиды, потомки Геракла, объединившись с этолийцами покорили писатов. Отобрали у них все, чем они дорожили: плодородные земли, святилище с оракулом и даже личную свободу. А поскольку долина по-дорийски – ELIS, то местность вокруг они назвали Элида, обитателей ее, соответственно, элейцами. И чтобы окончательно подтвердить свое влияние в Элиде, рядом с Писой элейцы заложили новый город, дав ему божественное имя - Олимпия. Название пришло само собой: Олимп – известная грекам гора(350км от Олимпии) в Фессалии (севере Греции), где обитали Зевс и другие боги. Для сведения, в Греции и Малой Азии, где также селились древние греки, имеются семь вершин с таким же названием. Самая известная, само собой, в Фессалии. Но в Элиде, рядом с древней Писой есть священная гора с именем Олимп . До сих пор идут споры, «кто значимей», с точки зрения мифологии. Элейцы надеялись, что богам приглянется Элида, и они переберутся в Олимпию.

Рождение Олимпийских Игр.

В списке претендентов на звание « первооткрывателей» Олимпии как столицы « Панэллинских атлетических состязаний числятся трое: царь Элиды Ифит, легендарный Геракл и Пелопс. Начнем с того, что в 1897 году на греческом острове Парос, из архипелага Киклады, археологи раскопали агору - городскую рыночную площадь. Среди обломков они обнаружили кусок каменной стелы. Стела содержала запись очень важных событий, политических и культовых за период с 336 по 29 гг. до н.э. Второй кусок стелы был обнаружен не далеко от Пароса в городе Смирна, на нем были записи за период с 1581 по 354 годы до н.э. Ученые назвали стелу – «Паросский календарь». «Паросский календарь» убедительно свидетельствует, что первые состязания атлетов в Олимпии провел именно царь Пелопс, через 50 лет после Девкалионова Потопа (Библейский потоп 1529 год до н.э.) Следовательно: 1529-50=1479 , то есть в 1479 году до н.э.

Геракл только в 1300 году пришел на Пелопоннес, разгромил элейское войско пленил царя Авгия и убил его.

Следовательно, Олимпия Геракла « моложе» той, что устроил Пелопс на 179 лет.

До Геракла игры проводили цари: Пелопс, Амитаон, Пелий, Нелей и потом Авгий, которого убил Геракл. Все эти цари были потомками Пелопса. Они по его завету, проводили в Олимпии атлетические состязания - один раз в 4 года, и это удавалось в первое время. Геракл изменил, древние правила и устроил торжества в Олимпии в честь Зевса, которые продолжались 5 дней – по числу братьев (которые с ним были при вторжении в Элиду), с одиннадцатого по пятнадцатое число месяца после солнечного равноденствия. Геракл объявил элейцам, чтобы впредь подобные священные торжества отмечались 1 раз в 5 лет - так же по числу братьев.

« Столь же прекрасен он был и душой. Еще не успел он.

И четырех увидать пятилетних игрищ элидских…» (Овидий. Метаморфозы)

Есть сведения, что на первой Олимпиаде организованной Гераклом, сам Зевс, сменив обличие, стал соперником Гераклу в борьбе, и поединок их продолжался до того, пока судьи так решили: никого из соперников не признавать победителем из-за равности сил и мужества». Когда отец открылся сыну, зрители рукоплескали.

Спустя много времени царь Элиды Ифит после посещения храма Аполлона в Дельфах, где оракул передал ему волю бога: объединить греческие племена вокруг Олимпии под эгидой Зевса. Встретился с Ликургом, царем Спарты, и Клеосфеном, правителем Писатиды. « Великая тройка» к 776 году до н.э. сформировала свод законов, правил и нормативов, связанных с проведением священных Игр в Олимпии. По этой весомой причине, видимо, эту дату принято считать днем рождения 1-й Олимпиады.

Бег. Первые Олимпийские Игры.

« Стали порядком; Пелид указал им далекую мету.

Бег их сперва от черты начинался; и первых всех дальше

Быстрый умчался Аякс; но за ним Одиссей знаменитый»

(Гомер. Илиада)

Бег представлял собой самый ранний и практически единственный вид древних «легкоатлетических» состязаний, различался по 6 категориям:

1-я Олимпиада (776 год до н.э.) – « бег простой», длина дорожки – 1 стадия (192м). Победитель Кореб из Элиды.

14-я Олимпиада (724г ) - « бег на длинные дистанции» (долихос), - участники пробегали от 7 до 24 стадий в зависимости от заявок. Забег в 24 стадии назывался- деликодром. В « простом беге» победил бегун Гипен из Писеи, а в делихосе спартанец Аканф.

15-я Олимпиада (720г) – « бег двойной», или « диалос» (туда и обратно), - 1200 « ступней Геракла» (385м)

Затем были попытки внести разнообразие в Олимпийские Игры новыми видами состязаний в беге. Так, на 65-й Олимпиаде появился « бег гоплита» - каждый атлет бежал дистанцию на 2 стадии в полном боевом вооружении греческого война – гоплита. Затем были оригинальные забеги на 4 стадии – « кальпа», или « рядом с конем».



Победителей было много: Так олимпионик Агей, выиграв состязания днем, сбегал к вечеру домой в Аргос(100км), сообщил землякам приятную новость и ночью же вернулся в Олимпию, чтобы участвовать в следующих состязаниях по бегу.

Был еще знаменитый бегун Лад, которого лично обожал Александр Македонский. Элеец Горг побеждал в Олимпии шесть раз подряд в разных забегах. Бегун с острова Родос, Леонид участвовал в четырех Олимпиадах, раз за разом, всегда побеждал соперников, получил 12 призов за победу в шести видах бега. Элеец Тисандр пробежал почти 20 км за час. В « беге гоплитов» восемь раз на трех Олимпиадах олимпиоником становился ликиец Гермоген из Ксанфа. Фракиец Полит из Керама, доказал все Греции, что ему нет равных на любых состязаниях в беге. На одной Олимпиаде он принял участие во всех забегах, от самого короткого до самого длинного и победил.

Борьба и пентатлон.

« Он произнес, - и немедленно встал Телемонид великий;

Встал и герой Одиссей вымышлятель хитростей умный.

Чресла свои, опоясав, борцы на средину выходят»

(Гомер. Илиада)

С 18-й Олимпиады (708 год до н.э.) в распорядок агонов (соревнований) добавились борьба и пентатлон (пятиборье). Греческое пятиборье состояло из состязания в беге на одну стадию, прыжка в длину, « классической» борьбы и метания диска (дротика или копья с петлей). Диск был металлическим или в виде обработанной каменной плиты весом 5,5 кг. Прыжки в длину совершались оригинальным методом: с места и с гантелями в руках. В этом виде, если верить записям, зафиксированы не вероятные достижения на 29-й Олимпиаде , спартанец Хион прыгнул на 16 метров, Хломид- на 16,3 метра, а Фаилл – на 16,7 метров. Афинян Флегий на тренировки перебросил свой каменный диск через реку Алфей- а это за 50 метров.

Греческая борьба пришла в Грецию из Египта. Тренировки греческих борцов проходили открытом воздухе или в помещениях, где земляной пол обильно поливали водой до состояния жидкой и скользкой грязи – в грязь было безопасней падать, чем травмироваться на твердой земле. Да и легко было выскальзывать из объятий соперника, приобретая тем самым ценный борцовский опыт. На официальных же встречах борьба проходила на утоптанном песке, и еще: песок, прилипая к потному или намазанному маслом телу, облегчал противникам применение приемов. В « простой борьбе» боролись только руками: схватка считалась законченной, если борец касался земли какой-либо частью тела. Но для окончательной победы необходимо было повергнуть противника три раза. По продолжительности встречи в борьбе время не ограничивалось.

Среди борцов особую славу стяжал Пулидамант из Афин. Еще был Милон из Кротона, сын Диотима. Его известная тренировка с маленьким теленком вызывала удивление. Тренировка заключалась в том, что юный Милон подрастал, подрастал и теленок. Когда теленок стал быком , Милон возмужал и носил на плечах своего быка. Этим вызывал изумление.

Шесть раз подряд ему вручали почетные венки на всех Панэллинских играх, кроме Элейских, а на седьмой раз победил и в Олимпии! Милона по праву считали самым сильным человеком в Греции. Из борцов еще особо выделяли Демократа из Афин и « многоборца» Феагена, уроженца Фасоса.

Кулачный бой.

« Стук кулаков раздается по челюстям; пот их по телу.

Льется ручьями; как вдруг приподнялся могучий Эпеос,

Резко врага оглянувшегось грянул в лицо,- и не мог он

Больше стоять; подломившийся, рухнулись крепкие члены.

(Гомер. Илиада)

На 23-й Олимпиаде в 668 году до н.э ., появляется новый вид агона – кулачный бой. Больше всего увечий атлеты получали во время кулачных боев и борьбы. Этот вид состязаний появился « по воле Зевса», когда он впервые устроил торжества в Олимпии с участием богов: « тогда Аполлон состязался с богом войны Аресом и одолел его».

Бойцовские встречи проводились практически без правил, а проходили они на открытой земляной или покрытой песком площадке без ограждений. Классификации по весу и возрасту противников не существовало и, бывало, не поворотливый гигант молотил воздух поверх головы какого-нибудь юркого малорослого крепыша на потеху зрителям.

Сильные удары в лицо считались обычным делом, они особо « ценились» судьями и зрителями, а если соперник вдруг падал, добивать его не возбранялось: удары сыпались до тех пор, пока он или тренер не запросит пощады. Раундов в нашем понимании не было вообще, и время боя не ограничивалось. Головы атлетов, особенно в отборочных турах, принято было защищать специальными бронзовыми шлемами, а на руки они надевали длинные, до локтей, сыромятные кожаные перчатки, смазанные бычьим жиром.

Первым олимпиоником в кулачном бою, был боец Ономаст из Смирны. Нелишне вспомнить легендарного греческого бойца, молодого Главка из Кариста, сына Демила. Как уже находясь в Олимпии на отборочных состязании, Главк, не знал правил и не имея бойцовского опыта, стал получать ощутимые удары и болезненные ушибы от противника, на вид не очень сильного. Отец Главка, Демил, удивился и сильно огорчился, когда увидел, как безнаказанно избивали его сына. От огорчения он воскликнул:

Ты, почему не бьешь?

А что, нужно уже бить?- теперь удивился сын.- Я же могу его нечаянно зашибить! Главк одержал по восемь побед на различных играх.

Конные ристания.

« К играм другие устройтеся, каждый из воев ахейских,

Кто лишь на быстрых коней и свою колесницу надежен».

(Гомер.Илиада)

На 25-й Олимпиаде появляется бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. Современная наука предполагает, что знаменитые скаковые лошади, не раз побеждавшие в Олимпии, завозились в Грецию из далекой Мавритании, что на Северо-западе Африки, то есть из-за Атласских гор. Для состязаний беговых лошадей в Олимпии существовал специальное сооружение – гипподром.

На старте лошадей заводили за пусковой барьер, каждая сторона которого составляла почти 120 метров: это позволяло устанавливать в одну стартовую линию до 40 колесниц! Олимпийская дистанция для конных скачек тогда составляла 770 метров, по 12 объездов вокруг поворотных столбов, называемых меты. Конные состязания в Древней Греции издавна пользовались особым, если не культовым вниманием. Из-за дороговизны содержания конного хозяйства участие в Олимпийских Играх было доступным лишь немногим. Первые беговые упряжки представляли собой копию обычной боевой повозки в два колеса: низкая посадка, кузов открыт сзади, запряжена парой или четверкой лошадей. В такой колеснице размещалось двое, а то и более участников. «Квадрига», четверка лошадей, занимала самое почетное место на Играх в Олимпии. Изобретателем греческой квадриги древние считали легендарного царя афинян - Эрехвея, сына Гефеста- это его после смерти Зевс превратил в созвездие Возничего.

Первым победителем стал Пагонда из Фив. Афинянин Алкмеон, сын Мегакла, которому Пиндар посветил свою « Пифийскую оду»:

Державные Афины-

Лучший зачин

Воздвигаем песнопениями

Конному роду Алкмеонидов

Какое отечество, который дом

Назову я виднее в эллинской молве?

Так вот Алкмеон победил с четверкой лошадей в 47-й Олимпиаде (592г.до н.э). Демарат, царь Спарты с 510 по 491 гг до н.э, был единственным спартанским царем, « который доставил своему народу славу победы в Олимпии с четверкой коней», пишет Геродот. Афинский аристократ Мильтиад, сын Кипсела, в 560 году до н.э. победил в состязаниях колесниц. Афинянин Кимон, сын Стесагора победил трижды в 532, 528 и 524 годах до н.э.

Не только спартанский царь побеждал на конных ристаниях в Олимпии, но и сиракузский царь Гиерон! (476 год до н.э.). Пиндар ему посветил «Олимпийскую оду» и его лошади Ференику:

Сними же с гвоздя

Дорийсую лиру

Если в душу скользнула сладкою заботою

Радость о Писе и о Ференике

Который, мчась при Алфее,

Не касаясь бичом,

Причастил победе своего господина-

Царя Сиракуз, Любителя конеборств.

Геродот так же называет царя Македонского, Александра I, который пришел к цели одновременно с победителем.

На страже Зевсовых законов. Элланодики.

Над судьями, на Олимпийских Играх, стоял верховный судья и главный организатор Игр – агонофет (от греческого агон - состязание). Агонофетами всегда были цари Элиды, поскольку Олимпия находилась на ее территории. История сохранила имя первого агонофета – царь Ифит. Лишь на 50-й Олимпиаде диктатура одного судьи закончилась, и руководить Играми стали двое главных судей. Но все равно оба избирались из своих граждан, элейцев. Только их теперь избирали тайным голосованием свободные, а не назначали по указанию царя. Поскольку в расписании Игр со временем произошли изменения - добавились некоторые виды состязаний,- нагрузка на судей увеличилась. И тогда их стало уже 9: причем 6 судей следили за атлетами, их называли « атлофетами», а 3 наблюдали за конными состязаниями на гипподроме. На 95-ю Олимпиаду к судейской команде присоединился еще 1 человек, а к 103-м Элейским играм агонофетов стало 12 человек - от каждой из 12-ти элейских фил (гражданские сообщества). На следующую Олимпиаду их стало уже 8, а к 108-м Играм – 10. С тех пор такое количество судей не изменялось довольно длительное время.

Текст законов Ифита был выбит на медной доске, называемой « Ратра». Там были такие условия:

Судья обязан штрафовать на 10 мин (1мина-500г. серебра) любого нарушителя правил, установленных для участников состязаний.

-если судья не взыскивал пеню с виновного, тогда он платил штраф сам-20мин.

Неисполнение законов Ратры воспринималось, прежде всего, как оскорбление Зевса и организаторов священных Олимпийских Игр. Олимпийский свод священных законов и правил содержал множество важнейших положений и требований, исполнение которых соблюдалось эллинами на протяжении тысячелетий. Из всего многообразия необходимо выделить девять основных:

Правило № 1

«К играм не допускаются варвары, рабы, преступники, осужденные на данный период или уже запятнавшие себя прошлыми преступлениями, святотатцы и нарушители государственных налоговых законов».

В 420 году до н.э. Алкивиаду, талантливому афинскому полководцу и другу Сократа, было отказано в участии на Играх в Олимпии: он обвинялся в насильственных действиях против граждан греческих городов. Пришлось Алкивиаду убеждать судей вескими доводами. Только тогда его допустили до Игр. Успех афинского военачальника на этой Олимпиаде превзошел все его ожидания: принадлежащие ему колесницы заняли первые три почетных места.

Известен случай, когда македонского царя Александра I, сына Аминта, не допустили к состязаниям колесниц. Геродот пишет: « Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Это состязание, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение». Предком этого Александра в седьмом колене был Пердикка, который бежал из Аргоса в Македонию и там завладел престолом.

Правило №2

« Участники состязаний обязаны заранее записаться, пройти отборочный конкурс и дать клятву Зевсу»

За 5 дней до начала соревнований все участники перебирались в Олимпию, где судьи в предварительных агонах проводили более строгий отбор. Обязательно было посещение величественного здания Булевтериона, где помещался Олимпийский Совет судей. Перед статуей Зевса носящий имя « «Горький» (Хранитель клятв), участники, их тренеры и судьи давали торжественную клятву, что «по их вине на состязаниях не случится никаких преступлений против обычаев, правил и законов ». Каждый атлет обещал Зевсу Клятвоблюстителю, что « он не нарушит условий честной борьбы и останется верным олимпийским правилам все остальное время, даже на тренировках ».

Правило№3

«Опоздавшие на игры атлеты не допускаются к состязаниям, какая бы уважительная причина у них ни была».

На 218-й Олимпиаде кулачный боец Аполлоний из Александрии Египетской опоздал к началу Игр. Аполлоний клялся всеми богами, что его вины здесь нет. Судьи услышав клятву Аполлония поверили, тем более он считался знатным бойцом, и допустили его к соревнованиям. Оказалось, что Аполлоний обманул, соблазнился предложением неплохо заработать по пути, выступая в кулачных боях за деньги. Так что Аполлоний не только обманул судей, но и нарушил собственную клятву, данную Зевсом! Его принародно назвали « святотатцем» и отобрали у него звание олимпионика, отдав почетный венок его сопернику по имени Гераклид.

Правило№4

« Запрещается появление женщин на Играх и в Альтисе на все время празднества»

Эллины запрещали своим женщинам не только участвовать в атлетических состязаниях, но даже появляться в пределах Олимпии на все время Игр (кроме, разумеется, главной жрицы храма Геры, которая присутствовала на Играх). Долгое время ничего не менялось в отношении женщин. Но иногда им удавалось становиться олимпиониками. Первая была Киниска, любимая дочь царя Лакедемона Архидама (7 век до н.э.) Она с детства увлекалась конными ристаниями, мечтала принять участие в Олимпии. Любящий отец, используя влияние Спарты на Элиду, каким-то образом преодолел существующий запрет. В результате дочь царя не только участвовала в олимпийском забеге колесниц, но и к великому посрамлению мужчин стала первой женщиной - олимпиоником.

Правило №5

« Атлеты обязаны состязаться в обнаженном виде»

Пошло это вот откуда: В 720 году до н.э. некий Орсипп, участвующий в «коротком беге» распустил свою набедренную повязку. Он не остановился, чтобы попытаться вновь «облачиться», и, более того, опередил соперников. После совещания с главным агонофетом Орсиппа все же признали победителем, вручили почетный венок, объявили олимпиоником.

В тот же день случилось еще одно такое же событие: другой атлет Акант, принявший участие в забеге на длинной дорожке, неожиданно сбросил на полпути свою набедренную повязку – по всей видимости, теперь уже намеренно, и дальше побежал обнаженный. Аканту казалось, что ему помогает в тот момент сам бог Ветер, настолько быстро он побежал. Он опередил всех, кто раньше успел вырваться вперед, и тоже, как и Орсипп, получил звание олимпионика. С тех пор в состязаниях мужчин нагота участников стала общепринятой нормой!

Правило№6

«Запрещалось убивать противника намерено или наносить ему увечные удары, когда в этом нет необходимости, - такое запрещается под угрозой больших штрафов или даже лишения почетного титула олимпионика».

В Олимпии иногда случалось, что в состязательном азарте один участник нечаянно убивал соперника. В обычной жизни в убийстве гражданина неотвратимо ожидал смертный приговор или, в лучшем случае, изгнание из страны навечно. Олимпийский же кодекс давал возможность атлету искупить вину в непредумышленном убийстве, а для этого следовало совершить специальное очистительное жертвоприношение.

Правило№7

«Запрещалось предлагать противнику деньги за поражение или послабления в состязании, а так же подкупать или даже пытаться подкупать судей»

Впервые случай подкупа соперников обнаружился во время 98-й Олимпиады. Тогда в таком неблагоприятном поступке уличили кулачного бойца Эвпола из Фессалии. После на 112-й Олимпиаде в подобном грехе уличили Каллиппа их Афин. Так же на 178-й Олимпиаде Эвдел взял деньги с Филострата с Родоса. За это накладывались крупные штрафы и изготавливались статуи виновников, располагали их у подножья горы Кронос в воспитательных целях.

Правило№8

«Каждый участник имеет право обратиться в Олимпийский Сенат с протестом на любое решение судей на свой страх и за свои деньги».

Да, такая необходимость была, поскольку не только атлеты на Играх попадались судьям для «разборок», ни и судейство нередко отмечалось как несправедливое. До нас дошел случай с бегуном из Элиды Эвполемом. Один из его соперников Леонт, подал в Совет жалобу на двух из трех судей, заявив, что «победа досталась Эвполему нечестным приемом». В результате бурного разбирательства жалобы и споров судей с истцом, с анализом доказательств, Эвполема все-таки лишили звания олимпионика.

Правило№9

«Все нарушители олимпийских законов и судейских решений строго наказываются крупными штрафами, а город делегировавший такого атлета обязан нести солидарную ответственность по выплате штрафов вместе со своим атлетом-нарушителем».

К примеру, на 74-й Олимпиаде в завершающем кулачном поединке двух бойцов – «многоборцев» встретились Феаген из Фасоса и Евфим из италийских Локр. Победил Феаген, но в панкратии бдительный судья отметил, что «Феаген проявил себя против Евфима злобно и завистливо». За это судья оштрафовал Феагена на один талант «в пользу Зевса, и еще столько же в пользу Евфима – за причинение ему вреда»! На 201-ю Олимпиаде также произошло неординарное событие, когда панкратиаст Сарапион из Александрии Египетской, ознакомившись со списком своих будущих соперников (а они были сплошь именитые), реально испугался за свою жизнь и отказался от дальнейшей борьбы! Попросту говоря, сбежал из Олимпии! Узнав о таком негероическом поступке, судьи заочно оштрафовали труса, исключив его из списков участников Игр «на вечные времена»! А что Сарапиона ожидало дома – не будем говорить!

Эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!

Каждый олимпионик получал в награду почетнейший для любого грека приз – венок, сплетенный из ветвей оливы, что произрастала в священной роще Альтисе в Олимпии. Венки плели девственницы из Храма Геры. Но так было не всегда. На первых Олимпиадах организованных Гераклом приз был венок из веток яблони. Геракл принес оливу от гипербореев. Поэтому оливу вырастили вначале в Элиде, на Пелопоннесе, где находится Олимпия, а уж оттуда она начала свое триумфальное шествие по греческой земле.

Геродот рассказывает интересный случай, когда персы воевали с греками, то состоялся такой разговор между Тиграном сына Артабана и Мардонием. « На вопрос перса, какая же награда назначена состязающимся за победу, те отвечали: Победитель обычно получает в награду венок из оливковых ветвей». Тогда Тигран, сын Артабана, высказал весьма благородное мнение, которое царь истолковал как трусость. Именно, услышав, что у эллинов награда за победу в состязании – венок, а не деньги, он не мог удержаться и сказал перед всем собранием вот что: Увы, Мардоний! Против кого ты ведешь нас в бой? Ведь эти люди состязаются не ради денег, а ради доблести!»

Олимпийский сервис.

«Что такое Олимпия? – Толпа, рынок, акробаты, развлечения, воры»

Олимпия встречала своих гостей величественными храмами и прохладой священной рощи Альтис, жертвенными алтарями и прочими культовыми сооружениями. В самом центре города находился бережно охраняемый священный очаг: в нем денно и нощно горел «вечный огонь» с Олимпа, а рядом официальные власти устраивали торжественные приемы победителей Игр, олимпиоников. Для этих целей существовала «Палата пиров» - на самом деле открытое пространство в окружении частокола невысоких, но изящных колонн. Здесь в завершении праздничных мероприятий проводились роскошные пиршества, устраивались мусические состязания авторов- исполнителей эпических драм – целые музыкально- поэтические представления.

В западной части Альтиса возвышалось великолепная галерея в 44 колонны, хорошо заметная со всех сторон. Здесь же размещался портик богини Эхо, привлекающий любопытствующих паломников и гостей необычным звуковым эффектом: негромко произнесенные слова многократно повторялись, по семь и более раз, словно они заблудились и никак не могли найти выхода.

Эхо гранитную, Пана подругу, ты видишь, приятель.

Слово скажи и, его мигом услышав, уйди.

(Лукиан)

За Пелопейоном (монументальное пятиугольное святилище элейского царя Пелопса) дорога вела к алтарю Зевса, имевшему необычайно большие размеры – 18 метров. Достаточно было даже беглого взгляда праздного прохожего, чтобы заметить на улицах и двориках священной Олимпии заботливо взращенные островки зеленных кустарников и пронзительную яркость цветущих газонов и палисадников. Рощицы древних олив, ряды огромных белоствольных платанов и побуревших от жары кипарисов словно приглашали горожан и гостей найти успокоительную прохладу в их тени.

Всех важных гостей организаторы Игр расселяли в Леонидайоне, многоместной муниципальной гостинице, построенной в 4 веке до н.э. Менее почетных гостей Олимпии, многочисленные паломники и атлеты, участники состязаний и зрители, обретали временное пристанище, кто как мог: по гостиным дворам и тавернам, снимали комнатки и углы в домах жителей Олимпии, селились в центре и на окраинах и даже в ближайших поселениях.

Повсюду устраивались шумные ярмарки, возникали стихийные рынки, в торговых рядах кипела бурная жизнь. Погода благоприятствовала, о безопасности говорить не приходилось – никто ни кого не боялся кроме воров.

Почетные гости Олимпии.

В Олимпии не было большой проблемы встретиться с известным философом, оратором или политиком. Олимпия помнит блистательные выступления мудрецов, Сократа и Диогена, отсюда началось триумфальное шествие принципиального афинского оратора Демосфена, начинающего историка Геродота и модного поэта Симонида. Здесь греческий народ с волнением слушал выступление Платона, Эмпедокла и Софокла и даже самого Пифагора, который посетил 62-е Олимпийские игры . Молодой Аристипп встретил на Играх начинающего философа Исомаха, а в 392 году до н.э. известный софист Горгий обратился к народу со страстным обращением, предлагая объединиться против враждебной Персии. Через четыре года на следующих играх его призывы повторил оратор из Афин Лисий, а затем его земляк Исократ, публицист и оратор-демократ. Однажды на очередных Играх на стадионе среди зрителей появился Фемистокл – национальный герой Афин, дерзкий политик и опытный военачальник. Так же на Олимпии был один из поздних греческих писателей, поэтов и сатириков Лукиан, он написал: « Но вот Олимпийские игры закончились, самые прекрасные из всех, которые я видел; а видел я их в четвертый уже раз».

Отношение философов к физическому развитию.

В литературе посвященной физическому воспитанию можно найти, будто философы ставили физическое воспитание на первое место. Это глубокое заблуждение. Еще философ Пифагор «советовал спортсменам бороться, но не побеждать, ибо человек должен принимать на себя труды, но не навлекать, побеждая зависти» . Мысли киника Диогена по поводу состязаний мы видим из следующего пассажа:

- Кто то сказал: « На Играх я победил многих мужей»

-Диоген ответил: « Нет, многих рабов (спортсмен раб своего порока - тщеславие), а мужей побеждать это мое дело.

Сатирик Лукиан смеялся над бегунами, говоря: « Пусть расхищают его дом, пусть явится вдруг дети и жена – он ничего не увидит и не заметит…Даже достигнув цели, он не перестает еще бежать ».

Более поздний философ Сенека объединивший в своей философии Эпикурейскую школу и Стоическую философию писал в своем письме Луцилию: «Упражняться, чтобы руки стали сильнее, плечи – шире, бока – крепче, это, Луцилий, занятие глупое и недостойное образованного человека. Сколько бы ни удалось тебе накопить жиру и нарастить мышц, все равно ты не сравняешься ни весом, ни силой с откормленным быком. К тому же груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает его подвижности. Поэтому, в чем можешь, притесняй тело и освобождай место для духа.

Много неприятного ждет тех, кто рьяно заботится о теле: во-первых, утомительные упражнения истощают ум и делают его неспособным к вниманию и к занятиям предметами более тонкими; во-вторых, обильная пища лишает его изощренности ».

Ну и конечно «Божественный» Платон в «Государстве» пишет: « Дело, здесь, я думаю вот в чем – впрочем, решай и ты: я не считаю, что, когда тело у человека в порядке, оно своими собственными добрыми качествами вызывает хорошее душевное состояние; по моему, на оборот, хорошее душевное состояние своими добрыми качествами обуславливает наилучшее состояние тела. »

Христианский богослов и писатель Тертулиан утверждал: «Гимнастика есть деяние сатаны».

Философы ставили на первое место улучшение внутренних качеств, человек по мыслям философов должен быть добродетельный и богат внутри. Если это есть, то можно и упражнять тело.

Закат Олимпиады.

Олимпийские игры Древней Греции проводились без перерыва 1160 лет. 290 раз собирались жители Эллады на свои олимпийские праздники. Последний раз это было в 393 г. Уже нашей эры. А через год, в 394 ., в связи со все большим распространением христианства римский император Феодосий I запретил олимпийские праздники. Еще через 32 года Феодосий II издал декрет о разрушении всех языческих храмов, и олимпийское святилище перестало существовать. Да и христиан после слов апостола Павла: «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетования жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно.
/1Тим 4:7-9
мало интересовало физическое воспитание. То, что не успели разбить и растащить легионеры, со временем уничтожили землетрясения и наводнения. Более чем двенадцать столетий Олимпия как бы исчезла с лица земли.

Заключение.

…Если оставим в покое тень беспокойного императора Феодосия и христианскую церковь, по поводу неблагодарного исчезновения Олимпизма из памяти человеческой, приведем еще одну версию, догадку: всегреческие Олимпийские игры погубила их чрезмерная коммерциализация! За фактами, что так случилось, далеко не приходится отправляться…

Атлеты, прежде самоотверженно выступавшие в Олимпии за почетный венок из веток оливового дерева, начиная с I века до н.э. уже требовали за свои усилия от земляков весомые гонорары и прочие льготы. Причем, не только за победу, но даже за участие! По этой причине небольшие греческие города, а таковых было большинство, оказались не в состоянии, в финансовом плане, выставлять на Игры доморощенных атлетов. Зато такие полисы как Афины, Фивы, Коринф или Сиракузы, кичащиеся непомерным богатством и роскошью, могли позволить себе даже привлекать, иными словами, «покупать», наиболее известных атлетов из других городов (сейчас бы их назвали «легионерами»). За отступничество от «прописки» давались огромные наградные и, соответственно, права гражданства, что необыкновенно ценилось в древнем мире. Подобные случаи вызывали у многих греков законное чувство огорчения, несправедливости и сильное раздражение. Но с появлением неприкрытой материальной заинтересованности в результатах Игр исчезала здоровая состязательность между участниками, уступив место ожесточенной борьбе за победные места любыми средствами, в том числе недозволенными.

Когда в античном мире происходила переоценка моральных ценностей, даже власти Олимпии не остались в стороне от коммерческой деятельности. Они понимали, что каждые 4 года (!) к ним на Игры сходились до 50 000 человек – если считать религиозных паломников, участников и зрителей. Все они приносили городу немыслимые доходы, оставляли в храмовых сокровищницах щедрые дары и огромные суммы - в виде пожертвований деньгами. Вот и выходит, что власти Олимпии реально заботились о доходах в собственную казну, иногда пренебрегая чистотой атлетических состязаний!

А боги Олимпа все это время спокойно взирали на землю…

Именно такого исхода опасался Пьер де Кубертен, когда задумывал современное Олимпийское движение! Собственно, то, что мы воочию наблюдаем.

Список литературы.

1. Починкин А.В. – История физической культуры и спорта в вопросах и ответах с краткими комментариями. (2008г)

2. Ильяхов А.Г.- Зевсу посвященные. Тайны древних Олимпиад (2006г)

3. Столбов В. В.; Финогенова Л.А.; Мельников Н.Ю.- История физической культуры и спорта.(2000г)

4. Платон-Собрание сочинений, том III, часть 1 (2007г)

5. Лукиан - Сочинения, том II (2001г)

6. Геродот- История (2006г)

7. Диоген Лаэртский- О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.(1979г)

8. Федоров Н.А. Мирошенкова В.И.- Античная литература. Греция.(2002г)

9. Овидий - Метаморфозы (2000г)

10. Гомер – Илиада. Одиссея.(2005г)

11. Сенека – Письма к Луцилию. Трагедии. (1986г)

Древняя Греция подарила всей цивилизации не только крупнейшее культурное наследие, но и масштабные спортивные состязания, названные Олимпийскими играми и ставшие в современном мире международными. Наша статья рассказывает об античных соревнованиях.

Начало олимпийских игр

Древнегреческие мифы гласят, что первые состязания проводились для Зевса в Олимпии (святилище на Пелопоннесе). В них участвовал и победил Геракл. Место проведения и дало название соревнованиям.

Олимпийские игры в Греции в древности ведут официальный отсчет с 776 года до н. э. как часть религиозного праздника, который отмечался в 1-е полнолуние после летнего солнцестояния. Инициаторами организации соревнований считаются правитель Элиды и законодатель Спарты.

В Олимпии был выстроен специальный стадион с трибунами. После постепенного расширения он мог вместить приблизительно 40 тысяч зрителей.

Рис. 1. Древняя Олимпия.

На время проведения Олимпийских игр устанавливалось священное перемирие. После официального объявления о начале празднования запрещено было вести военные действия на всей территории Греции.

Правила проведения

Олимпийские игры проводились через каждые четыре года. Продолжались пять дней и делились на две части:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • непосредственно состязания;
  • религиозные обряды и чествование победителей, которых награждали оливковым венком и пальмовыми ветвями.

Победителей определяли двое судей, позже их число увеличили в среднем до десяти. Под управление судьям передавали полицейский отряд.

Участвовать в олимпийских играх могли только полноправные греки мужского пола (также римляне после захвата территорий Греции). За месяц до начала состязаний желающие демонстрировали судьям свои умения и приносили клятву Зевсу о том, что 10 месяцев посвятили тренировкам. Порядок участников определял жребий.

Греческие женщины не допускались даже к просмотру игр, исключение составляли жрицы богини плодородия Деметры. Для участия существовала одна хитрость: женщины могли управлять колесницами, а победителем объявляли владельца лошади или повозки.

Для активных женщин были отдельно созданы специальные состязания. Победительницу награждали оливковым венком и продуктами.

Рис. 2. Гонки на колесницах в Древней Греции.

Виды античных соревнований

Перечислим и кратко опишем виды состязаний:

  • Бег : первый олимпийский вид спорта был представлен бегом на одну дистанцию (192 м.) с 1-х по 13-е игры, двойным бегом с 14-х, долгим бегом (7 дистанций) с 15-х, бегом в полном вооружении (2 дистанции в шлеме, со щитом) с 65-х;
  • Единоборства : представлены кулачными боями с 23-х игр (запрещались подножки, удары ногами, захват), панкратион с 33-х (рукопашный бой, нанесение ударов руками и ногами), борьба с 18-х (удары запрещены, допустимы толчки);
  • Пентатлон : пятиборье с 18-х игр, состоящее из бега, борьбы, прыжков в длину, метания копья и диска;
  • Гонки на колесницах : гонки квадриг (двухколесная повозка с четверкой лошадей) с 25-х игр, скачки на конях с 33-х, гонки колесниц с двумя конями с 93-х;
  • Состязания трубачей и герольдов : добавлены с 96-х игр, как особый вид соревнований, соединяющий эстетику и спорт.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 462.