О сергии радонежском для детей. Сергий Радонежский: краткая биография, житие, молитвы

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских , находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда - Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он - очень удрученный неудачами - нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял.

Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей - через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в “церквице” своей, молился, ничего не “вкушал”, кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…”) Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский). Лисснер Э.

Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост - беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные “отличия” его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте.

Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда “старичка” слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.

Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.

Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.

Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.

Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.

Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел “клиросное послушание” и хранил Богослужебные книги.

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Петр и Алексий. Игумен ратский Петр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере - сначала во Владимире, потом в Москве. Петр первый благословил Москву. За нее, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает Князю.

Митрополит Алексий - из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На иконах их изображают рядом: Петр, Алексий, в белых клобуках, потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды… Два неустанных созидателя и труженика, два “заступника” и “покровителя” Москвы.

Пр. Сергий при Петре был еще мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но св. Сергий был пустынник и “молитвенник”, любитель леса, тишины – его жизненный путь иной. Ему ли, с детства – отошедшему от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру - может быть, и отдохнуть с тихим человеком - от борьбы, волнений и политики.

Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити - все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,- восхождение.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло - летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.

Время для Димитрия опасное.

До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д.

Русь собралась

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем - впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: “Ты победишь”.

Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.

20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: “Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!”

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: “Многим плетутся венки мученические”. Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.

Преподобный Сергий Радонежский. Кончина

Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи - источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь - Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками - и проникнутые духом его.

Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на “Маковицу”, оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

Значение СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. См. "Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское Чтение", 1892, ¦ 9 - 10); "Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского" ("Странник", 1892, ¦ 9); А. Г-в "О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1892, ¦ 9); Е. Голубинский "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского" (Москва, 1897, 5-е издание); В. Эйнгорн "О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (Москва, 1899, 2-е издание). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Радонежский (1314 - 1392), игумен, преподобный. Память 5 июля, 25 …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Радонежский (до принятия монашества - Варфоломей Кириллович) (около 1321, близ Ростова Великого, - 25.9.1391, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области.), …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в Мире Варфоломей) ? св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91) основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    С`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    с`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайшийподвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси.Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 …
  • СЕРГИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (до пострижения в монахи в 1890 - Иван Николаевич Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси. …
  • СЕРГИЙ ПЕЧОРСК. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    препод. печорский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 …
  • СЕРГИЙ ШЕЛОНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII в. О жизни его до монашества ничего не известно; первое сведение о …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Платон Анемподистович — певец-бас (1826—1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867 - 1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и …
  • СЕРГИЙ
    С́ЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321-91), церк. и гос. деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева мон., в к-ром ввёл общежитийный устав. Стремился распространить …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ (в миру Ив. Ник. Страгородский) (1867-1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 зам. …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ, патриарх Константинопольский в 610-638. Был близок к имп. Ираклию, в отсутствие к-рого управлял империей. С целью примирения с монофиситами …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Платон Анемподистович) ? певец-бас (1826?1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`адон`ежский (от Р`адон`еж); но: С`ергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    радонежский (от Радонеж); но: Сергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`адон`ежский (от р`адон`еж); но: с`ергий …
  • СЕРГИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) , патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с …
  • СЕРГИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий I (+ 638), патриарх Константинопольский. Происходил из монофизитской сирийской семьи, но, кажется, учителя …
  • СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Тихомиров) (1871 - 1945), митрополит Токийский. В миру Тихомиров Георгий Алексеевич, родился …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРГИЙ (ОЗЕРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Озеров) (ок. 1867 - не ранее 1937), архимандрит. В миру Павел Озеров, родился …
  • СЕРГИЙ (ЛАРИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Ларин) (1908 - 1967), архиепископ Ярославский и Ростовский. В миру Ларин Сергей …
  • СЕРГИЙ (ГУСЬКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Гуськов) (1875 - 1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии). Память 14 …
  • СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Воскресенский) (1897 - 1944), митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии …
  • НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон Радонежский (+ 1426), игумен, преподобный. Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского …
  • НИКИТА РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Никита Костромской ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михей Радонежский (+ 1385), преподобный. Память 6 мая. Был одним из первых учеников …
  • ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Радонежский (ок. 1570 - 1633), преподобный. Память 12 мая, в Соборе Тверских …
  • СЕРГИЙ (В МИРУ СИМОН ПЕТРОВИЧ ЮРШЕВ)
    Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев …
  • РАДОНЕЖСКИЙ ПЛАТОН АНЕМПОДИСТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Радонежский (Платон Анемподистович) - певец-бас (1826 - 1873). Пел в Петербурге (1763) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были …
  • АНТОНИЙ (В МИРУ АЛЕКСАНДР РАДОНЕЖСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Антоний (в миру Александр Радонежский, 1808 - 1872) - епископ оренбургский. Напечатал: "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на …
  • ИСИХАЗМ в Новейшем философском словаре:
    (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного …
  • ИСИХАЗМ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. безмолвничество) мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад …
  • СТЕФАН МАХРИЩСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Махрищский (+ 1406), игумен, преподобный. Память 14 июля. Родом из Киева …
  • СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Тверских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Тверской земли. Празднуется в 1-ю …

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Имя: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович)

Возраст: 78 лет

Деятельность: иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей

Семейное положение: не был женат

Сергий Радонежский: биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.


Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский

Это было давным-давно, в XIV веке.Тогда еще на свете не было ни тебя, ни твоих родителей, ни их родителей, ни даже их бабушек и дедушек - все они родились позже, намного позже. И вот в те давние времена в одном селе, недалеко от города Ростова Великого, в прекрасный майский день под пение птиц за окном родился мальчик Варфоломей. У него было два брата - Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыновьями боярина Кирилла и жены его Марии. А Варфоломей был лучше всех: скромный, тихий и услужливый, старался всем помочь в чем-нибудь.

Да вот беда: не дается мальчику учеба в школе. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались, а наш Варфоломейка
горевал и горько плакал.

Матушка, тятенька, - говорил он, - заберите меня из школы. Лучше я по дому работать буду. Все равно у меня ничего не получается!

Но родители хоть и жалели сына, но из школы не забирали. Что было делать?Оставалось одно: молиться, просить Бога о помощи.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика,
и Варфоломей, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде. А потом позвал:

Пойдем к нам, дедушка, отдохнете и пообедаете, тятя с матушкой рады будут.

После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать.

Теперь умеешь. Читай!

Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он... читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.



Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

Шли годы. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей вместе со старшим братом Степаном удалились в леса, чтобы жить там уединенно, по-монашески. Они нашли среди лесов большой, поросший густым лесом холм Маковец, срубили себе избушку и рядом маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, то есть Бога нашего, христианского. Из этой маленькой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь - Троице-Сергиева лавра.



Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г

Трудно было братьям жить в дремучем лесу - страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной голодной жизни в лесу. Он простился с Варфоломеем и ушел в Москву, в большой теплый монастырь. Варфоломей остался один-одинешенек. Только изредка летом (зимой-то не пройти!) брат Петр пробирался к нему через лесные чащобы с большими котомками хлеба. Варфоломей сушил этот хлеб, а потом всю зиму питался размоченными сухарями.


Нестеров Михаил - Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897

Долго ли, коротко ли, появился у нашего отшельника товарищ. Однажды вышел он из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился со своим косолапым другом. Иногда, правда, и сухарей не было, и тогда оба друга оставались голодными. Зверь тяжело вздыхал, но не обижался. Он будто все понимал. Ведь когда хлеба оставалось так мало, что и делить-то нечего, тогда последний кусок шел Мишке. Монах может и потерпеть, а Миша монахом не был.


Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы

Прошло время. Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит - посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.

Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, постриженник и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он потом и вошел в историю как великий русский святой - Сергий из Радонежа. Сергии Радонежский.

Постепенно монах Сергий так привык и полюбил свое одинокое житье в лесу, что, когда к нему потянулись, прознав о нем люди, это даже огорчало его.



Николай Рерих. Сергий - строитель. 1925

Собралось двенадцать человек. И стали они жить по-братски. Братья построили себе двенадцать таких же? как у Сергия, домиков-келий, поставили большой забор вокруг для защиты от зверей - вот и получился монастырь. А какой монастырь без игумена? Стали братья Сергия просить стать их игуменом. Не хотел Сергий становиться начальником монастыря, не для того он уходил когда-то в глушь, но что делать? Согласился. Монаху не положено быть упрямым.

Пришел как-то в монастырь один богомольный крестьянин, чтобы посмотреть на знаменитого Сергия, игумена монастыря. Идет он по монастырю, ишет игумена и видит: в огороде какой-то бедно одетый монашек усердно трудится - копает грядку.


М. Нестеров. Труды преподобного Сергия
большой размер

- Скажи, отец, где мне найти игумена монастыря Сергия?

Монашек ничего не ответил, вышел к гостю, поклонился и говорит:

Ты, добрый человек, чай, устал с дороги и проголодался. Пойдем, я тебя накормлю.

Тот пошел за монахом, но сам дорогой все высматривал, не появится ли откуда сам игумен Сергий. Тут послышался конский топот. Это князь с боярами пожаловал в монастырь, как часто это делал. Спрыгнул князь с коня и склонился пред Сергием. Вот тут-то крестьянин и догадался, что этот бедный, смиренный монах и есть сам Сергий. Он бросился к его ногам:

Виноват, батюшка, не признал!

Сергий ласково поднял его, обнял и успокоил.

Вот такой был Сергий: став игуменом, оставался тихим, кротким, работящим. И одежонка на нем была прежняя: старенькая, вся в заплатах. Он себя не выделял и между людьми не делал разницы. И простого крестьянина, и знатного князя привечал и любил одинаково. А за это и его все любили и почитали.


Преподобный Сергий Радонежский

Многие годы Русь жила под гнетом монголо-татар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань - отдавать им золото, меха и другие наши богатства.

Помните басню Крылова про лебедя, рака и щуку: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет? Вот и в князьях русских не было тогда согласия. Они часто воевали друг с другом! А потому и становились каждый по отдельности легкой добычей для завоевателей.


С. Чикунчиков. Воскрешение отрока Сергием Радонежским

В это тяжелое время Сергий помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединиться вокруг московской земли. А когда кроткими уговорами не удавалось делу помочь, он мог и твердость проявить. Приказал, например, в Нижнем Новгороде закрыть все храмы за непокорство. Что было делать нижегородскому князю Борису? Как жить без богослужения? Пришлось покориться воле святого - к вящей пользе для Руси-матушки.

Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига - дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами. Ведь бой предстоял страшный - татарский предводитель Мамай собрал огромное войско и хвастался:

Я разорю землю Русскую, погублю всех князей российских, и не будет Руси. Все заговорят тут по-татарски!


С. Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси

Со слезами говорил князь Димитрий Сергию:

Старче Божий, силен Мамай, а у нас войска мало. Что делать?

Сергий отслужил в церкви большую службу, окропил святой водой князя и его дружину, а потом сказал:

Пойди, господине, на врагов поганых с Богом, и Господь тебе поможет.




Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

А еще Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю.

Димитрий встретился с войском Мамая на берегу Дона. (За эту победную битву у Дона он и будет потом прозван на веки вечные Димитрием Донским). Когда увидел князь, какое огромное войско у татар, он сначала, честно сказать, растерялся. Но тут к нему прибыл гонец от Сергия. Тот снова укрепил его дух словами, которые привез гонец:

Иди смело, князь, Бог тебе поможет!

Тогда дал клич великий князь Димитрий во все княжества русские. Опустела Святая Русь, и мужчины, и юноши - все пошли на пале Куликово.

И приказал тогда Димитрий своему войску переправиться на правый берег Дона, а мосты разрушить, чтобы пути для отступления не было. Или умрем, или победим!



Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет

Вот подошло войско татарское, и было оно в четыре раза больше русского. Вышел вперед татарский богатырь Челубей. Был он так велик ростом, что если бы опустил
ноги с коня своего, то конь проскочил бы у него между ног.

Татары и говорят:

Кто хочет сразиться с нашим великаном?

Все молчат: страшно! И вышел тогда богатырь-монах Пересвет, посланный Сергием. Он был в монашеской одежде, а в руках держал тяжелое копье. С ним и ринулся на врага. Удар был страшный, и оба богатыря упали замертво.

И началась страшная, жестокая битва. Погибло великое множество воинов. И даже конь под князем Димитрием пал в бою. Но Русь одолела-таки врага.


М. Авилов. Поединок на Куликовом поле
большой размер

Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Стали называть его Троице-Сергиевым, а потом еще и лаврой, то есть очень большим и важным монастырем.


Н. Пучков. Свято-Троице-Сергиева лавра

В монастыре жил монах-иконописец Андрей Рублев. Воспитанный Святым Сергием, он стал самым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы. Он и написал
знаменитую на весь мир икону «Троица", которой посвящен монастырь. Сам Андрей говорил, что он написал свою икону так, чтобы люди, глядя на единство Святой Троицы, побеждали в себе злобу и ненависть, разделяющие людей. И, правда, когда смотришь на икону, тишина и мир входят в душу.



А. Рублев. Троица

Посмотри: три ангела склонились друг к другу. На иконе - сама мечта людей о безмятежном согласии, о дружеском понимании, о единстве. Перед ангелами - стол, на столе - чаша с жертвой. Центральный ангел благословляет чашу.

Как можно изобразить Самого Бога? Да еще показать, что он един в трех лицах, неразделимых, как неразделимы цвета радуги? Вот и получается, что Бога можно показать только в образе этих трех ангелов, которые равны между собой и едины, как равны между собой Отец, Сын и Дух Святой - три лица Бога-Троицы.

Ну а поскольку Андрей Рублев был еще и очень хорошим монахом, вел святую жизнь, то все иконы у него выходили чудотворными. Это значит, молясь перед этой иконой, можно выпросить у Бога чудо. Только просить надо о чем-то добром, хорошем.



И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев

Вот и закончился наш рассказ о великом русском святом - преподобном Сергии Радонежском. Вырастешь - узнаешь о нем много другого, важного и интересного. А пока откроем тебе секрет: Святой Сергий - покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает. Догадываешься почему?

Урок посвящен книге Наталии Владимировны Скоробогатько из серии Рассказы по истории «История о великом святом. Сергий Радонежский».



Икона «Преподобный Сергий Радонежский»