Ндфл при наличии обособленных подразделений. Ндфл при обособленном подразделении Как платить ндфл по обособленному подразделению

Общество имеет несколько обособленных подразделений на территории разных муниципальных округов г. Москвы. По какому адресу необходимо уплачивать НДФЛ в бюджет? Можно ли перечислять НДФЛ по всем сотрудникам по юридическому адресу общества?

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ подразделение, которое территориально отделено от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

По месту нахождения каждого из подразделений организация подлежит постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособ­ленных подразделений организации расположены на территории г. Москвы, но подведомственны разным налоговым органам, у организации есть право выбрать одно подразделение для постановки на налоговый учет. Для этого следует направить уведомление о выборе инспекции по форме № 1-6-Учет (утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@) в налоговый орган по месту нахождения организации.

Согласно ст. 19 НК РФ обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, в общем случае организация обязана перечислять НДФЛ по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Является ли исключением ситуация, когда постановка на учет осуществляется по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации? Минфин России считает, что является.

Так, в письме от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174 финансисты разъяснили, что если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в г. Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, может быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом платежное поручение нужно будет оформить отдельно на каждое обособленное подразделение, поскольку каждому обо­собленному подразделению организации, расположенному в г. Москве, присвоен отдельный КПП.

Между тем налоговые органы против такого подхода.

ФНС России в письме от 29.08.2012 № ЗН-4-1/14304@ разъяснила, что постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований г. Москвы, относящихся к подведомственности различных налоговых инспекций г. Москвы, является правомерной. В то же время при решении вопроса об уплате НДФЛ по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации следует учитывать, что Законом г. Москвы от 07.12.2011 № 62 «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено формирование доходов бюджетов городских округов в 2012 г. за счет отчислений НДФЛ по установленным нормативам. (Отметим, что аналогичные нормы содержит Закон г. Москвы от 19.11.2014 № 54 «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».)

В связи с этим уплата НДФЛ по месту нахождения одного из обособ­ленных подразделений организации применима только тогда, когда все обособленные подразделения организации находятся на территории не только одного субъекта Российской Федерации, но и одного муниципального образования внутри данного субъекта. При таких условиях суммы НДФЛ, удержанные с доходов работников всех обособленных подразделений, подлежат зачислению в один и тот же бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

В случае если организация, имеющая обособленные подразделения на территории разных муниципальных (городских) округов г. Москвы, поставлена на учет в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, то перечисление НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения приведет к неправомерному оттоку денежных средств из бюджетов муниципальных (городских) округов г. Москвы.

Во избежание указанных негативных последствий ФНС России в рассматриваемом письме рекомендует налоговым агентам руководствоваться положениями абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ и перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

C учетом вышеизложенного нельзя исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов, в случае если общество будет уплачивать НДФЛ с суммы доходов работников обособленного подразделения по месту учета общества (по юридическому адресу).

Для определения уровня риска привлечения организации к налоговой ответственности в такой ситуации проанализируем сложившуюся по данному вопросу арбитражную практику.

По мнению Президиума ВАС РФ, Налоговый кодекс РФ не преду­сматривает ответственности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ (постановление от 24.03.2009 № 14519/08). Следовательно, если организация ошибочно перечислит налог, удержанный с работника подразделения, не по месту нахождения этого подразделения (а, к примеру, по месту учета другого подразделения или головной организации, которое находится на территории этого же субъекта РФ), ответственность по ст. 123 НК РФ не возникает. Выводы высших арбитров поддерживают и контролирующие органы (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 02.08.2013 № БС-4-11/14009), и некоторые нижестоящие суды (постановления ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12, Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу № А05-4762/2010, от 20.10.2010 по делу № А66-15290/2009 (Определением ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16910/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Московского округа от 19.05.2010 № КА-А40/4516-10 и др.).

Финансовое и налоговое ведомства также указывают, что пени по ст. 75 НК РФ в данном случае не начисляются, поскольку они начисляются за нарушение срока, а не места уплаты налога (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@).

Суды приводят и такой аргумент в поддержку налогоплательщиков: налоговый орган, обнаружив у налогового агента недоимку и переплату по НДФЛ, возникшие в результате нарушения порядка перечисления налога, должен самостоятельно произвести зачет, руководствуясь п. 1 ст. 78 НК РФ, а не начислять пени на сумму недоимки (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 № А56-48850/2011, от 16.07.2012 № А44-4027/2011).

Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ, какие штрафы грозят налоговому агенту, если неверно заполнили 6-НДФЛ, как платить НДФЛ за сотрудников расскажет статья.

Вопрос: Согласно п.7 ст.226 НК РФ налоговые агенты-российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Необходимо ли вести учет отдельно по каждому обособленному подразделению? в случае если: головная организация и имеющиеся обособленные подразделения (магазины розничной торговли) находятся в одном муниципальном образовании (один ОКТМО), подведомственных одной налоговой инспекции, но поставленных на учет по каждому адресу нахождения обособленного подразделения (с разными КПП). Имеется ли возможность вести учет по КПП головной организации? (исчисление, удержание и перечисление НДФЛ, а также сдача отчетности). Ведь полагаем, что принципиального значения для наказания нет, так как уплата налога произведена в бюджет одного региона, в одном муниципальном образовании, в котором находится и головная организация, и каждое ОП. Каковы нарушения, риски и ответственность?

Ответ: Действующая редакция гл. 23 НК РФ предписывает уплачивать НДФЛ отдельно по каждому обособленному подразделению. Даже если эти обособленные подразделения находятся в одном городе и находятся на территории одной и той же ИФНС. Даже учет ведется только в головном офисе и вся заработная плата сотрудников, включая сотрудников ОП, выплачивается также головным офисом. Тоже самое касается и сдачи отчетности - расчетов по форме 6-НДФЛ и справок по форме 2-НДФЛ - их нужно сдавать отдельно по каждому ОП.

Поскольку обособленные подразделения уже стоят на налоговом учете, выбрать одно подразделение для сдачи отчетов по НДФЛ и перечисления этого налога нельзя.

Ответственность возможна только за ошибки, содержащиеся в сданных отчетах. Дело в том, что оштрафовать и начислить пени за то, что НДФЛ был перечислен по месту учета головного офиса, нельзя (письма ФНС от 02.08.2013 № БС-4-11/14009 , от 07.04.2015 № БС-4-11/5717). А вот штраф за недостоверные сведения (Вы неверно указали КПП) составит 500 рублей за каждый расчет 6-НДФЛ и каждую ошибочную справку 2-НДФЛ.

Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ

Куда сдавать расчет 6-НДФЛ

Расчеты по форме 6-НДФЛ нужно сдавать в налоговые инспекции по месту учета налоговых агентов (п. 2 ст. 230 НК). Как правило, организации представляют такие расчеты в инспекции, где они состоят на учете, по своему местонахождению, а предприниматели - по местожительству. Это следует из пункта 1 статьи 83 и статьи 11 НК. Однако в зависимости от статуса организации (предпринимателя) и источника выплаты дохода порядок представления расчетов по форме 6-НДФЛ может быть иным. Сориентироваться во всех ситуациях поможет следующая таблица:

№ п/п Кто и где и получает доходы Куда подавать форму 6-НДФЛ Основание
1 Сотрудники головного отделения получают доходы от головного отделения В налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения п. 2 ст. 230 НК
2 Сотрудники обособленных подразделений получают доходы от обособленных подразделений

В налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.

Форму 6-НДФЛ составляйте по каждому обособленному подразделению. Даже если эти подразделения состоят на учете в одной и той же налоговой инспекции

Обособленное подразделение ликвидировали (закрыли)? Предоставьте по месту учета такого подразделения расчет за последний налоговый период, то есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) обособленного подразделения

3 Сотрудники одновременно получают доходы и в головном отделении, и в обособленных подразделениях письма Минфина от 07.08.2012 № 03-04-06/3-222 , ФНС от 30.05.2012 № ЕД-4-3/8816
? по доходам за время, отработанное в головном отделении В инспекцию по местонахождению головного отделения организации (с указанием КПП и кода ОКТМО головного отделения)
? по доходам за время, отработанное в обособленных подразделениях В инспекцию по местонахождению каждого обособленного подразделения (с указанием КПП и кода ОКТМО соответствующего обособленного подразделения)
4 Сотрудники обособленных подразделений получают доходы от обособленных подразделений, которые находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций В инспекцию по месту учета. Встать на учет можно в любой инспекции на территории муниципального образования. В эту инспекцию и подавайте расчеты по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования
5 Сотрудники предпринимателя, который работает на ЕНВД или патентной системе налогообложения

В инспекцию по месту ведения деятельности на ЕНВД или патентной системе налогообложения

Деятельность на ЕНВД или ПСН прекратили? Предоставьте по месту ведения такой деятельности за последний налоговый период, то есть за период времени от начала года до дня прекращения бизнеса на данном спецрежиме

абз. 6 п. 2 ст. 230 НК
6 Сотрудники предпринимателя, который совмещает ЕНВД и УСН

По сотрудникам, занятым в деятельности на ЕНВД, - в инспекцию по месту такой деятельности

По сотрудникам, занятым в деятельности на УСН, - в инспекцию по местожительству предпринимателя

письмо ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984
7 Сотрудники организаций - крупнейших налогоплательщиков, включая обособленные подразделения В территориальные налоговые инспекции в том же порядке, что и обычные организации абз. 5 п. 2 ст. 230 НК , письмо ФНС от 19.12.2016 № БС-4-11/24349

Какие штрафы грозят налоговому агенту, если неверно заполнили 6-НДФЛ либо сдали расчет с опозданием

Ответственность за нарушения по 6-НДФЛ

Инспекторы могут оштрафовать за нарушения по 6-НДФЛ в двух случаях:

Не сдали 6-НДФЛ или сдали расчет с опозданием

Штраф для налогового агента составляет 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня , установленного для сдачи расчета в инспекцию (п. 1.2 ст. 126 НК). Период просрочки инспекторы считают именно с этого дня до даты, когда сдали 6-НДФЛ. Причем оштрафовать они вправе в течение 10 рабочих дней. То есть до того, как завершится камеральная проверка.

Если не сдать 6-НДФЛ вовсе, то инспекторы могут заблокировать счет налогового агента. На это у них есть 10 дней с даты , когда истек срок для сдачи расчета ( , письмо ФНС от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Привели в расчете недостоверные сведения

Штраф за каждый расчет с недостоверными сведениями - 500 руб. Но если вы обнаружили ошибку и сдали уточненный расчет до того, как ее заметили налоговые инспекторы, санкций не будет ().

Инспекторы могут предъявить штраф из-за любой ошибки в расчете по форме 6-НДФЛ. К примеру, завысили или занизили сумму доходов, перепутали даты в блоке строк 100-120 и др. Но в некоторых случаях инспекторы снижают штраф, сославшись на смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 112 НК). Это случаи, когда налоговый агент из-за ошибки:

не занизил налог;

не создал неблагоприятных последствий для бюджета;

не нарушил права физических лиц.

Инспекторы могут оштрафовать не только организацию, но и ответственных сотрудников. К примеру, руководителя. Штраф в этом случае составляет от 300 до 500 руб. ().

Как платить НДФЛ за сотрудников, учредителей и исполнителей по ГПД

Как перечислять в бюджет НДФЛ обособленным подразделениям

Для организаций, у которых есть обособленные подразделения , действует особый порядок уплаты НДФЛ.1

С доходов, которые сотрудники получают от обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислить по реквизитам налоговой инспекции, в которой это подразделение зарегистрировано. Такой порядок применяют независимо от того, по какому договору работает сотрудник: по трудовому или по гражданско-правовому. Это следует из абзаца 3 пункта 7 статьи 226 НК и писем Минфина от 22.11.2012 № 03-04-06/3-327 , ФНС от 01.02.2016 № БС-4-11/1395 .

Сотрудник работает в нескольких подразделениях

Если сотрудник работает в головном отделении организации, а по совместительству - в ее обособленном подразделении, сумму НДФЛ перечисляйте по отдельности:

с доходов, полученных в головном отделении, - в налоговую инспекцию по месту регистрации компании;

с доходов, полученных в обособленном подразделении, - в налоговую инспекцию по адресу этого подразделения.

Если в течение месяца сотрудник работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов перечисляйте по месту регистрации каждого из них. Налог считайте с учетом зарплаты, начисленной сотруднику за фактически отработанное время в каждом из подразделений и в головном отделении. Об этом сказано в письмах Минфина от 06.02.2018 № 03-04-06/6908 , от 01.03.2017 № 03-04-06/11798 .

Если же сотрудник был направлен в обособленное подразделение организации в командировку, то НДФЛ с его доходов следует перечислять в налоговую инспекцию головного офиса. Такой вывод следует из письма ФНС от 15.05.2014 № СА-4-14/9323 .

В апреле кладовщик Беспалов работал в трех подразделениях ООО «Альфа»:
- со 2 по 10 апреля - в головном отделении организации;
- с 11 по 20 апреля - в обособленном подразделении, расположенном в г. Балашихе Московской области;
- с 23 по 30 апреля - в обособленном подразделении, расположенном в г. Покрове Владимирской области (предприятие «Альфа-1»).

Должностной оклад Беспалова - 30 000 руб. Ему положен стандартный вычет на ребенка в размере 1400 руб. Зарплату начисляет бухгалтерия головного отделения «Альфы». Сумма НДФЛ с зарплаты Беспалова за апрель составила 3718 руб. ((30 000 руб. - 1400 руб.) х 13%). Чтобы правильно перечислить налог по реквизитам трех инспекций, бухгалтер распределил сумму НДФЛ пропорционально зарплате, начисленной Беспалову за фактически отработанное время в каждом подразделении.

В апреле 21 рабочий день. Суммы НДФЛ, которые «Альфа» должна перечислить в бюджеты по адресам своих подразделений, составляют:
- головное отделение (Москва) - 1239 руб. (3718 руб. : 21 дн. х 7 дн.);
- подразделение в г. Балашихе - 1416 руб. (3718 руб. : 21 дн. х 8 дн.);
- подразделение в г. Покрове (предприятие «Альфа-1») - 1062 руб. (3718 руб. : 21 дн. х6 дн.).

Головное отделение «Альфы» зарегистрировано в ИФНС № 43 по г. Москве. ИНН организации - 7743123456, КПП - 774301001. ОКТМО для уплаты налогов - 45338000.

В г. Покрове подразделение (предприятие «Альфа-1») зарегистрировано в Межрайонной ИФНС № 11 по Владимирской области. По месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 332101001. ОКТМО для уплаты налогов - 17646120. Подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и полномочия на уплату налогов от головного отделения.

В г. Балашихе по месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 500101108. ОКТМО для уплаты налогов - 46704000. У подразделения нет отдельного расчетного счета и полномочий на уплату налогов от головного отделения. Следовательно, НДФЛ за сотрудников, работающих в этом подразделении, перечисляет головной офис, указывая в качестве получателя ИФНС по г. Балашихе.

НДФЛ с доходов сотрудника-надомника перечисляйте по месту регистрации либо головного отделения организации, либо обособленного подразделения, которым можно признать рабочее место надомника. Следует ли вставать на налоговый учет по адресу рабочего места надомника, определяет налоговая инспекция исходя из условий трудового договора такого работника. Такие разъяснения есть в письмах Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299 и от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192 , ФНС от 18.01.2011 № ПА-4-6/449 .

НДФЛ с доходов дистанционных сотрудников всегда платите по месту регистрации головного отделения. В отличие от надомника по адресу, где работает дистанционный сотрудник, обособленное подразделение не возникает. Это следует из положений ТК и подтверждается письмом Минфина от 01.12.2014 № 03-04-06/61300 .

Сотрудники в разных подразделениях на территории одного муниципального образования

Организация, у которой несколько обособленных подразделений открыты в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций, может встать на налоговый учет по адресу одного из них (абз. 6 п. 4 ст. 83 НК). В эту налоговую инспекцию можно перечислять НДФЛ по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования.

Если организация встала на учет по адресу каждого своего обособленного подразделения, то перечислять НДФЛ нужно по месту учета каждого из них. В этом случае нельзя выбрать одно подразделение, через которое собираетесь платить НДФЛ по всем обособленным структурам. Таких правил нет в главе 23 НК (письмо ФНС от 27.03.2018 № ГД-4-11/5666).

Сотрудники работают в разных подразделениях в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе

НДФЛ в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе нужно платить по особым правилам. Эти города имеют в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 6 пункта 4 статьи 83 НК и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по адресу каждого конкретного обособленного подразделения. Даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому адресу обособленного подразделения.1

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37 , от 01.07.2010 № 03-04-06/8-138 , от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33 и ФНС от 14.10.2016 № БС-4-11/19528 и от 29.08.2012 № ЗН-4-1/14304 .

Ситуация: вправе ли инспекторы оштрафовать организацию по статье 123 НК, если НДФЛ по обособленным подразделениям она перечислила по реквизитам ИФНС головного офиса

Нет, не вправе.

Правило о том, что организация с обособленными подразделениями должна перечислять суммы удержанного НДФЛ как по месту регистрации головного офиса, так и в инспекции каждого подразделения, прописано в статьи 226 НК. Однако ответственность за нарушение этого правила законодательством не установлена. Поэтому если НДФЛ вы удержали правильно и перечислили в бюджет вовремя, то оснований для штрафа по).

Ситуация: вправе ли налоговая инспекция начислить пени, если всю сумму НДФЛ организация заплатила по реквизитам инспекции головного офиса. Головное отделение и обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ

Нет, не вправе.

Российские организации, которые имеют обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ как по своему адресу, так и по адресу каждого подразделения (). То есть налог, удержанный из доходов сотрудника филиала или представительства, должен быть уплачен в бюджет в том регионе, где находится это отделение.

Однако пени - это санкция, которую налоговики предъявляют тем, кто платит налог с опозданием (). Других оснований для пеней законодательство не предусматривает. Поэтому если налоговый агент перечислил НДФЛ в установленный срок, то начислять пени неправомерно. Даже если при уплате налог был неправильно распределен между бюджетами разных регионов.

Аналогичные разъяснения есть в письме ФНС от 07.04.2015 № БС-4-11/5717 . Свою позицию представители налоговой службы подкрепляют сложившейся арбитражной практикой. А большинство судов считают, что начислять пени можно только в том случае, если у налогового агента есть фактическая задолженность перед бюджетом.

Если всю сумму удержанного НДФЛ, в том числе по обособленным подразделениям, перечислили по месту регистрации головного отделения организации, то у организации как у налогового агента недоимки не возникает. Основания для пеней отсутствуют. Такие выводы отражены, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 17.01.2011 № КА-А40/17435-10). Недостоверными данными считаются те ошибки, которые:

затруднили налоговый контроль (например, инспекторы из-за ошибки не смогли идентифицировать получателя дохода);

привели к несвоевременной или неполной уплате НДФЛ;

нарушили права физических лиц (к примеру, инспекция из-за ошибки отказала гражданину в налоговых вычетах по НДФЛ).

Если же организация ИНН физлица указала верно, но ошиблась в паспортных данных, штрафа не будет. Такой вывод ФНС сделала в решении от 22.12.2016 по жалобе № СА-4-9/24731@ . Решение опубликовано на официальном сайте налоговой службы 10 апреля 2017 года.

Решения по жалобам, которые ФНС публикует на официальном сайте, обязательны для исполнения налоговыми инспекторами. Если вас оштрафуют за неправильные персональные данные работника в справке, сошлитесь на решение № СА-4-9/24731@ . Инспекторы должны снять штраф.

Штрафа не будет еще и в том случае, если налоговый агент сам обнаружит ошибку и своевременно (до того как ошибку найдет инспекция) уточнит сведения. Причем досрочная подача справок от штрафа не спасет. Допустим, организация сдала формы 2-НДФЛ в феврале. В марте инспекция обнаружила неточности и известила об этом организацию. В такой ситуации, даже если до 1 апреля организация исправит все ошибки и сдаст уточненные справки, ее все равно оштрафуют. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 126.1 НК. Аналогичные разъяснения есть в

Одна из обязанностей , которыми являются российские организации, - правильное исчисление и удержание из доходов налогоплательщиков (полученных в результате трудовых или гражданско-правовых отношений с российской организацией) этого налога и своевременное перечисление его в бюджетную систему страны (ст. 226 НК РФ).
Помимо этого, ст. 230 НК РФ на налоговых агентов возложены также обязанности по ведению учета доходов (по форме 1-НДФЛ) , выплачиваемых физическим лицам, и представлению сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган .
В статье мы рассмотрим, как эти обязанности должны выполнять российские организации, имеющие обособленные подразделения.

Обособленное подразделение

Прежде чем рассматривать обязанности налогового агента, несколько слов скажем об идентифицирующих признаках .
Обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается подразделение, которое территориально отделено от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ)). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
Из определения понятия "обособленное подразделение " следует, что в ситуации, когда между организацией и физическими лицами для осуществления деятельности вне места нахождения организации заключены исключительно гражданско-правовые договоры, оснований для постановки юридического лица на налоговый учет по месту осуществления этой деятельности не возникает.
Отсутствуют такие основания и в случае, когда по месту трудовой деятельности работников стационарные рабочие места не создаются. Данные выводы следуют из Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493.
В Письме от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67 финансовое ведомство (со ссылкой на арбитражную практику) констатировало следующее. Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
По мнению финансистов, для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации существенным условием является характер отношений между организацией и ее работниками.
Обращаем внимание, что деятельность работника-надомника, заключившего соответствующий трудовой договор с организацией-работодателем, может быть признана деятельностью обособленного подразделения данной организации. Об этом говорится в Письме ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449. В случае возникновения затруднений с определением места постановки на налоговый учет такого подразделения налоговики, руководствуясь п. 9 ст. 83 НК РФ, советуют обратиться с пакетом документов либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в налоговый орган по месту осуществления деятельности работника.
Следует отметить, что Минфин России в Письме от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129 по данному вопросу высказал противоположную точку зрения.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Для подачи таких сообщений пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ отведены следующие сроки:
- один месяц - в случае создания обособленного подразделения российской организации;
- три дня - для внесения изменений в сведения (в том числе о смене местонахождения) об обособленном подразделении.
При наличии у организации нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам) постановка организации на налоговый учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из них. Причем этот выбор организация, согласно п. 4 ст. 83 НК РФ, вправе сделать самостоятельно. Главное - уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 03-01-15/7-183).

Порядок уплаты НДФЛ

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, обязана уплачивать НДФЛ, в том числе и по месту нахождения каждого из них . Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы доходов физических лиц, полученных не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
В этой связи отметим некоторые нюансы. Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом фактически отработанного времени в каждом обособленном подразделении (Письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128). По мнению финансового ведомства, аналогичным образом нужно поступить и в том случае, когда сотрудник в течение месяца работает и в головной организации, и в обособленном подразделении (Письмо от 29.03.2010 N 03-04-06/55).
Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации независимо от того, имеет оно отдельный баланс и расчетный счет или нет (Письмо Минфина России N 03-04-06/55).

Примечание. Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту учета обособленного подразделения независимо от выделения его на отдельный баланс и наличия расчетного счета.

Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, эту обязанность исполняет головная организация. При наличии нескольких обособленных подразделений организация, вставшая на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них, перечисляет суммы НДФЛ в бюджет по месту учета каждого такого подразделения (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138).
Для этого она оформляет отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (Письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).
Исключением является ситуация, когда несколько обособленных подразделений расположены в одном муниципальном образовании. В этом случае головная организация вправе перечислить налог с доходов работников этих подразделений одной платежкой (Письмо Минфина России N 03-04-06-01/153), поскольку исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании (либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге), перечисляется в бюджет по месту учета одного из них (Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, могут самостоятельно исполнить обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет (Письмо ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@). В то же время столичные налоговики настаивают на том, что обязанность по уплате НДФЛ в любом случае должна исполнять только головная организация (Письмо от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).
Полагаем, что для надлежащего исполнения в данной ситуации обязанности, предусмотренной в п. 7 ст. 226 НК РФ, не имеет принципиального значения, с какого расчетного счета производится уплата налога, главное, чтобы он был перечислен в бюджет того региона, в котором находится обособленное подразделение.

Если порядок уплаты НДФЛ нарушен...

Пожалуй, самой распространенной ошибкой, связанной с уплатой НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, является перечисление этой суммы налога в бюджет по месту нахождения головной организации. Иными словами, когда в платежных поручениях вместо кода ОКАТО муниципального образования по месту учета обособленного подразделения налоговый агент указывает код ОКАТО по месту нахождения головной организации. При этом счет Федерального казначейства в платежных поручениях указывается верный.
Штраф . На практике указанное обстоятельство зачастую является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

Примечание. Ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога.

В то же время исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания кода ОКАТО в платежных документах (п. 4 ст. 45 НК РФ). При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступает в бюджетную систему России (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009).

Из буквального толкования ст. 123 НК РФ следует, что ответственность, согласно данной норме, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, указание в платежном поручении на перечисление налога, исчисленного с доходов сотрудников подразделения, кода ОКАТО муниципального образования по месту нахождения головной организации не приводит к неисполнению обязанности, установленной в п. 7 ст. 226 НК РФ. В этом случае нарушается лишь порядок перечисления НДФЛ (Постановление ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26), поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, отсутствуют. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2009 N 14519/08.
Учитывая позицию высших арбитров, налоговый агент, скорее всего, сможет в судебном порядке оспорить действия налоговых органов, направленные на привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ и наложение штрафных санкций (см. Постановления ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10, от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09). Еще раз обращаем внимание, что во всех перечисленных в этом разделе примерах из арбитражной практики налог был уплачен на верный счет Федерального казначейства.

Неправомерными в данной ситуации будут и требования налогового органа повторно уплатить сумму НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, поскольку в этом случае основания для предложения налоговому агенту уплатить налог за счет собственных средств отсутствуют (Постановление ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09).

Примечание. В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Пени . В отношении вопроса о начислении пеней в ситуации, когда головная организация перечисляет НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников обособленных подразделений, по месту своего нахождения, нужно учитывать следующее.
Начисление пеней в силу п. 1 ст. 75 НК РФ возможно только в том случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом.
По мнению ФНС России (Письмо от 31.10.2005 N 04-1-02/844@), если головная организация и обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ, то недоимка не возникает (ведь налог в этом случае зачисляется в один и тот же бюджет), значит, отсутствуют основания для начисления пеней в случае перечисления НДФЛ в полном объеме по месту нахождения головной организации (см. также Постановления ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009, ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10).

В то же время существуют судебные решения, в которых сделаны прямо противоположные выводы, например в Постановлениях ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2, ФАС ВСО от 10.09.2008 N А33-356/08-Ф02-3828/08. Причем после принятия последнего из названных Постановлений налоговый агент, не согласившись с начисленными штрафными санкциями, обжаловал решение ФАС ВСО, обратившись в Президиум ВАС РФ (упомянутое выше Постановление от 24.03.2009 N 14519/08), тогда как в отношении начисленных пеней решение (по неизвестным нам причинам) не обжаловалось.
В ситуации, когда головная организация и обособленное подразделение находятся в разных субъектах РФ, судебная практика также не пришла к единому мнению в отношении правомерности начисления пеней.
В одних решениях содержится вывод о том, что пени не начисляются, поскольку данный налог является федеральным и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты, а не сроков (см. Постановления ФАС МО от 17.01.2011 N КА-А40/17435-10, от 08.10.2008 N КА-А40/8752-08).

Примечание. НДФЛ, в соответствии со ст. 13 НК РФ, является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории РФ.

В частности, ФАС СЗО в Постановлении от 02.08.2007 по делу N А56-12516/2006 подчеркнул, что пени в данной ситуации, в соответствии со ст. 75 НК РФ, могут быть начислены только налоговому агенту (которым в силу п. 7 ст. 226 НК РФ является именно головная организация), а не обособленному подразделению. Поскольку НДФЛ уплачен в бюджет по месту учета головной организации, основания для начисления пеней отсутствуют.
Позднее в Постановлениях от 03.12.2010 по делу N А05-3474/2010, от 02.11.2010 по делу N А56-11197/2010, от 19.10.2010 по делу N А56-81805/2009 ФАС СЗО высказал прямо противоположную точку зрения (см. также Постановления ФАС МО от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09, ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26).
Обращаем внимание, что приведенная арбитражная практика касается ситуаций, возникших до 1 января 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в ст. 78 НК РФ были внесены изменения (которые применяются с 1 января 2008 г.), позволяющие проводить зачет не по уровням бюджетов, а по видам налогов.
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты суммы налога, а в силу п. 5 названной статьи - самостоятельно произвести зачет в счет погашения недоимки. При наличии переплаты и недоимки по НДФЛ в той же сумме в бюджетах разных субъектов Федерации налоговый орган начиная с названной даты должен провести зачет, а не начислять недоимку и пени. Такие выводы сделал ФАС СЗО в Постановлении от 04.03.2011 по делу N А56-43014/2010, признавая неправомерным начисление пеней по НДФЛ по налоговому периоду 2008 г. Тогда как начисление пеней за периоды 2006 и 2007 гг. кассационной инстанцией признано правомерным.
В этой связи считаем целесообразным напомнить о том, что в случае перечисления НДФЛ в бюджет не по месту учета подразделения, а по месту нахождения головной организации налоговый агент вправе внести уточнения в платежные поручения. Такая возможность предоставлена ему нормой, установленной п. 7 ст. 45 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-02-07/1-39).

Согласно указанному правилу налоговый агент может уточнить код ОКАТО, подав в налоговый орган по месту нахождения головной организации соответствующее заявление. При наличии такого заявления (и после проведения совместной сверки расчетов, если она проводится) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. При этом платеж уточняется на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Примечание. Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ налоговый агент вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении кода ОКАТО в платежном поручении.

Кроме того, налоговый орган обязан осуществить пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, обратившись в налоговую инспекцию с заявлением об уточнении в платежных поручениях на перечисление НДФЛ кода ОКАТО, налоговый агент, по всей видимости, сможет избавить себя не только от претензий контролеров, но и от дополнительных расходов на уплату пеней. Да и в суде это заявление может послужить дополнительным аргументом при обжаловании неправомерного начисления пеней. Например, в названном выше Постановлении ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2 в удовлетворении требования налоговому агенту было отказано, так как факт его обращения в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа из-за допущенной ошибки при заполнении платежного поручения не был подтвержден.
Добавим, что налоговый орган едва ли произведет уточнение платежа, если обратиться к нему с таким заявлением по истечении трехлетнего срока с момента перечисления налога в бюджетную систему (такая необходимость может возникнуть в ситуации, когда ошибка в заполнении платежного поручения выявляется, например, по итогам выездной налоговой проверки). Несмотря на отсутствие в ст. 45 НК РФ специального срока, в течение которого налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, контролеры, скорее всего, будут руководствоваться п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающим период, в который налогоплательщик напрямую через налоговый орган может осуществить возврат (зачет) суммы переплаты налога. Об этом свидетельствуют разъяснения, данные Минфином России в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324. А в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478 финансисты для уточнения платежа за пределами трехлетнего срока рекомендовали налогоплательщикам обращаться сразу в суд, но при условии, что не прошло три года с момента, когда налоговый агент узнал или должен был узнать о допущенной ошибке в платежном поручении (п. 2 Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09).

Порядок учета доходов и представления сведений по форме 2-НДФЛ

Как отмечалось выше, помимо обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ налоговые агенты в силу ст. 230 НК РФ также обязаны вести учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, предоставлять им налоговые вычеты, а также представлять сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган.
Поскольку в указанной норме говорится о том, что налоговый агент представляет сведения о доходах в налоговый орган по месту своего учета, возникает вопрос: имеется в виду только место учета самой организации или место учета как самой организации, так и ее обособленных подразделений?
Учитывая последние разъяснения чиновников финансового ведомства, в которых отмечается, что обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать сумму налога (см. Письма от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 16.08.2010 N 03-04-06/3-180, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224), можно сделать следующий вывод: обособленные подразделения организаций, не являясь налоговыми агентами, вправе исполнить обязанности налоговых агентов, возложенные законодательством о налогах и сборах на организацию.

Примечание. По мнению чиновников, обязанность налогового агента представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения по форме 2-НДФЛ корреспондирует с обязанностью по уплате налога.

Другими словами, такое подразделение вправе не только самостоятельно исчислять НДФЛ с доходов работников и перечислять его в бюджет по месту своего учета, но и представлять сведения о начисленных и удержанных суммах налога (Порядок заполнения справки 2-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, разъяснен в Письмах ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2975, от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344) в налоговый орган, в котором состоит на учете. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 22.01.2009 N 3-5-04/038@, Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244.

В арбитражной практике есть решения, в которых суды признают неправомерными действия налоговых органов, привлекающих налоговых агентов к ответственности (предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ) за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ о доходах работников обособленных подразделений по месту учета головной организации (см. Постановления ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2593/2009(5604-А70-26), ФАС ВСО от 12.02.2009 N А33-7606/08-Ф02-228/09).
При этом московские налоговики высказывают мнение о том, что сведения о доходах работников обособленных подразделений можно представлять как по месту учета организации, так и по месту учета обособленного подразделения (Письма от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 21.01.2010 N 20-15/3/4619).

Обратите внимание! Если работник в течение налогового периода работал и в обособленном подразделении, и в головной организации, сведения о его доходах должны быть представлены соответственно и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, и в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Так считает Минфин России в Письме от 29.03.2010 N 03-04-06/55. Тогда как, по мнению ФНС России, сведения о доходах такого работника целесообразнее представлять в налоговый орган по месту учета головной организации (Письмо от 13.03.2008 N 04-1-05/0916@).

Когда обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, полагаем, не возникает вопроса о том, кто должен исполнить обязанности налогового агента - головная организация или подразделение. Безусловно, в такой ситуации эти обязанности возлагаются на головную организацию.
Отметим, что для надлежащего исполнения обязанности по представлению в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ (ст. 230 НК РФ) у руководителя обособленного подразделения должна быть доверенность на представление интересов головной организации по месту нахождения обособленного подразделения (поскольку налоговым агентом в силу п. 7 ст. 226 НК РФ в любом случае является головная организация). Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в Письмах Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2, ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/238@.
В этой связи отметим, что представляемые в налоговый орган справки о доходах по форме 2-НДФЛ должны быть оформлены от имени юридического лица, а подписаны руководителем подразделения на основании доверенности на представление его интересов в налоговых органах. Заверяться такие справки также должны печатью подразделения (Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников").

Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, то есть по месту учета налогового агента в налоговом органе. Однако при исчислении и уплате налогов возможно совершение ошибок, например, перечисление налога не по месту учета обособленного подразделения, а по месту учета головной организации. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос – правомерно ли начисления пеней, если НДФЛ уплачен подобным образом? С одной стороны, можно считать, что обязанность по уплате налога исполнена, а с другой, что исполнена ненадлежащим образом. Однако вопрос о взаимосвязи между начислением пеней и распределением сумм налоговых сборов между бюджетами головной компании и обособленного подразделения налоговым законодательством не урегулирован. Ответ на этот вопрос был дан Федеральной налоговой службой в письме от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@. Давайте рассмотрим.

Понятие обособленного подразделения установлено статьей 11 НК РФ. Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Налогоплательщики - российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, направляемых этой организацией по форме N С-09-3-1 (утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения.

Отметим, что исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Также у налогового агента-организации существует обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п.2 ст. 230 НК РФ).

Эти сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов этих работников. Данная позиция обосновывается тем, что налоговые агенты должны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган в таком же порядке, в каком производится уплата самого налога (Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@).

Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения. Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации о нарушении сроков уплаты налога речь не идет.

Придерживаются данной точки зрения и суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении указал, что что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009). Подтверждение также можно найти и в Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу N А40-48736/07-114-270, Постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 и других (Письмо от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@).

Еще в 2007 году УФНС по г. Москве указало, что производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головного офиса, так и за работников обособленного подразделения нельзя (Письмо УФНС по г. Москве от 05.06.2007 N 28-11/052734).

Однако из данного правила есть исключение, речь идет о нахождении нескольких обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п.4 ст. 83 НК РФ).

В этом случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174).

Обращаем Ваше внимание, что возможность уплаты НДФЛ и предоставления отчетности за обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном, что и головной офис, контролирующими органами не опровергается, но и не подтверждается (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Следовательно, можно сказать, что в уведомлении о выборе налогового органа организация может указать и налоговый орган головного офиса. При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая (письмо ФНС от 31.10.2005 N 04-1-02/844).

Мы благодарим нашу читательницу, Худову Светлану Михайловну, аудитора ООО «БИНАР на Маросейке», г. Москва, за тему статьи.

Наша читательница попросила помочь разобраться в ее ситуации. Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников ОП

По закону НДФЛ, удержанный с дохода работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОПп. 7 ст. 226 НК РФ . Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОППисьмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547 ; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888 , от 24.01.2008 № 28-11/006047 . Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то, такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНСПисьма Минфина России от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295 , от 29.03.2010 № 03-04-06/55 , от 29.03.2010 № 03-04-06/54 .

В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве - внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за «неправильное» перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то что НДФЛ - налог федеральныйст. 13 НК РФ и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образованияп. 2 ст. 56 , п. 2 ст. 61 , п. 2 ст. 61.1 , . А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручениип. 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации... утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н .

Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получитподп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год» ; приложение № 9 к этому Закону . И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пенип. 1 ст. 75 НК РФ ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 № 04-1-03/21 .

Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислениюст. 123 НК РФ . Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший арбитражный суд сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзяПостановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05 . Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.

1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФп. 9 ст. 226 НК РФ . В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ . Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление .

А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.

2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:

  • пеня - компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срокОпределение КС РФ от 04.07.2002 № 202-О ; Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П . А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус и бюджеты внутригородских муниципальных образований - составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100%пп. 2, 3 ст. 56 , п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ ; п. 1 ст. 2 , подп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 ; приложение № 9 к этому Закону .

А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пенип. 1 ст. 75 НК РФ . И многие суды эту позицию разделяютПостановления ФАС ДВО от 11.10.2011 № Ф03-4920/2011 ; ФАС СЗО от 20.10.2010 № А66-15290/2009 ; ФАС ЗСО от 13.05.2010 № А45-9320/2009 .

Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджетПостановления ФАС УО от 22.12.2010 № Ф09-10219/10-С2 ; ФАС ЦО от 13.02.2009 № А64-2317/08-26 ;

  • обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете)подп. 1 п. 3 , п. 8 ст. 45 НК РФ . Так что при правильном указании счета Казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и судып. 7 ст. 45 НК РФ ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11 , от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2 , от 08.10.2010 № КА-А40/11919-10 , от 17.02.2010 № КА-А40/368-10 ; ФАС ВСО от 01.09.2011 № А33-3885/2010 , от 26.04.2010 № А19-13821/09 , от 11.11.2008 № А33-2043/08-Ф02-5509/08 ; ФАС СЗО от 14.03.2011 № А05-4762/2010 ; ФАС ЦО от 08.07.2010 № А64-6646/09 ; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010 .

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платежп. 7 ст. 45 НК РФ .

Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежаПостановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 № А27-19112/2009 , от 23.06.2010 № А27-14315/2009 .

Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет .

Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежкеПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@ , то соглашаться на это не стоит. Ведь если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.

Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный у работников, не является переплатой по НДФЛПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 . И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождениюп. 4 ст. 83 НК РФ .

Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме № 1-6-Учетприложение № 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учетап. 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ .

А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОППисьма Минфина России от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230 , от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37 , от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33 . В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод

Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:

  • <или> повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
  • <или> подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.

Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачетепп. 1, 3 , пп. 5, 7 ст. 75 НК РФ . И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым «признаете себя виновными» в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.