Нарушения интеллектуального развития. Виды нарушения интеллекта Интеллект и его нарушения

Причины нарушений интеллекта различны. По этиологическому признаку выделяют три основные группы умственной отсталости:

I группа умственной отсталости обусловлена эндогенными (генетическими) факторами , связанными с наследственной патологией, либо уже имеющейся в семье, либо впервые возникшей у данного индивида. По современным данным, генетические причины обуславливают не менее половины случае умственной отсталости.

1.1.Нарушения интеллекта, связанные с различными видами хромосомных нарушений: изменения количественного набора хромосом в клетке, мозаичные формы (изменения числа хромосом лишь в части клеток); нарушения структуры хромосом – утрата части хромосомы, присоединение части одной хромосомы к другой, различные изменения формы хромосом. Причины хромосомных аномалий различны и полностью не выявлены. В части случаев речь идет о неполноценности генеративных клеток родителей (наличие неправильного набора хромосом, их «старение» с возрастом, повреждение химическими веществами, хроническим заболеванием, радиацией).

Наиболее распространенными хромосомными нарушениями, вызывающими умственную отсталость (олигофрению), являются болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» («кри дю ша»), синдромы Шерешевского-Тернера (у девочек) и Кляйнфельтера (у мальчиков).

1.2.Умственная отсталость, связанная с нарушениями обмена веществ вследствие неполноценности различных ферментов. В настоящее время выделено большое количество генетически обусловленных нарушений обмена, сопровождающихся слабоумием: фенилкетонурия, гистиденемия, прогерия, фруктозурия и др. При этих заболевания врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов, поражающих мозг детей. С такими нарушениями связано возникновение ряда тяжелых форм слабоумия.

II группа нарушений интеллекта обусловлена экзогенными факторами , т.е. недоразвитие нервной системы вызвано воздействиями извне.

2.1.Умственная отсталость (олигофрения), обусловленная внутриутробным поражением различными инфекциями: хроническими (токсоплазмоз и др.), острыми (заболевания матери в период беременности краснухой, паротитом, гриппом и др.).

2.2.Патогенное значение имеет хроническая интоксикация организма матери алкоголем, химическими, в том числе лекарственными веществами (в настоящее время известно свыше 100 лекарственных средств, проникающих через плацентарный барьер).

2.3.Радиактивное и рентгеновское облучение может оказать патогенное влияние как на плод, так и на половые клетки родителей.

2.4.Эндокринные заболевания матери, токсикозы, нарушения витаминного баланса; хроническая недостаточность сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек у матери; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам групп крови (системы АВО).

2.5.Длительная гипоксия плода – хронический недостаток кислорода.

2.6.Патологии родов: инфекции (листериоз), родовая травма, асфиксия.

2.7.Постнатальное поражение ЦНС инфекциями, интоксикациями и травмами.

III группа смешанные по этиологии формы умственной отсталости: микроцефалия, ряд форм гидроцефалии.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Из специальной научной и справочной литературы выпишите определения понятия «умственная отсталость», сделайте сопоставительный анализ дефиниций с точки зрения выделения авторами ведущих признаков этого нарушения.

2. Нарушения каких психических процессов у умственно отсталых детей рассматриваются как первичный дефект?

3. Охарактеризуйте понятия «олигофрения» и «деменция». Какой принцип положен в основу их разграничения?

4. Назовите причины возникновения умственной отсталости.

Литература:

1. Безрукова, Е.З . Введение в изучение психологии умственно отсталого ребенка. – Свердловск, 1975.

2. Исаев, Д.Н . Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.,2003. – Гл.2,6.

3. Ляпидевский, С.С., Шостак, Б.И . Клиника олигофрении. – М.,1973.

4. Отбор детей во вспомогательную школу/Сост. Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.,1983. – Гл.1.

5. Певзнер, М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.,1963.

6. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.,2002. –С.5 – 17.

7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986.

8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 144 с.

9. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003.

Ителлект в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от мышления до восприятия и воображения. Эта основная форма познания действительности. При нарушениях интеллекта происходит органическое поражение головного мозга. Для количественной оценки интелекта существуют специальные тесты. Широкое распространение получили:

    Векслеровская шкала интеллекта (для взрослых и детей);

    Тест Станфорд-Бине;

    Деневрский тест;

    Шкала раннего речевого развития.

Умстеванная отсталость может быть выражено в форме:

    легкой (IQ составляет 55-70).;

    умеренной (IQ составляет 45-55);

    тяжелой (IQ составляет 25-45).

При легкой форме умственной отсталости у больного сохраняется способность к обучению. К данной категории относится 75% умственно отсталых лиц. По уровню развития не превышают знания четветрого класса школы. При определенной опеке способны к самостоятельной жизни.

Умеренная умственная отсталость позволяет больному тренировать некоторые навыки:

    Самообслуживание;

    работа в мастерской;

    начальные навыки образования.

Однако, достигнуть существенных успехов в образовании эта група умственно отсталых не может. Больные живут в специальной семье или учреждении под присмотром специалистов. Группа включает 20% от всех умственно отсталых больных.

При тяжелой умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц. Данная классификация применялась много лет. Однако, в последние годы была предложена другая классификация, в соответствии с которой умственную отсталость делят на две степени:

    легкую (IQ - 50-70):

    тяжелую (IQ ниже 50).

Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими недостатками:

    Результаты тестов плохо воспроизводимы;

    В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень;

    Не учитывается наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации.

Несмотря на все недостатки, психологическое тестирование является единственным научным методом оценки интеллекта человека.

Причины нарушения интеллекта

Недоразвитие интеллектуальных функций возникает в результате разнообразных факторов, которые влияют на процесс созревания мозга ребенка. Заболевания, которые проявляются нарушениями интеллекта:

    Дегенеративные заболевания мозга;

    Болезнь Альцгеймера;

    Болезнь Паркинсона;

    Хроническая гидроцефалия;

    Болезнь Гентингтона;

    Вирусный энцефалит.

Крое того, причиной может стать авитаминоз, психические заболевания и депрессия. Авитаминозы:

    Пеллагра;

    Синдром Вернике-Корсакова;

    Авитаминоз B12;

    Эндокринные нарушения (гипотиреоз).

Многие лекарственные препараты могут вызывать интеллектуальные расстройства, напоминающие деменцию.

Причинами развития нарушений интеллекта могут стать:

    Первичная и вторичная микроцефалия;

    Нарушения аминокислотного обмена;

    Нарушения обмена органических кислот и мочевины;

    Лизосомные болезни;

    Митохондриальные болезни;

    Болезнь Ли;

    Синдром MERRF;

    Синдром MELAS;

    синдром Кирнса-Сейра;

    Болезнь Олперса.

Также причиной заболевания могут быть пероксисомные болезни. Эти заболевания обусловленны множественной недостаточностью пероксисомных ферментов. К ним относятся:

    синдром Цельвегера (характерны типичные дисморфогенетические проявления);

    болезнь Рефсума (повышенный уровень фитиновой кислоты в крови)

    Врожденные инфекции (герпес, краснуха).

    Внутриутробные повреждающие воздействия (хроническая плацентарная недостаточность, токсикоз, сахарный диабет, нарушения питания, алкоголизм, прием некоторых лекарственных средств).

Среди внутробных повреждений стоит выделить перинательные повреждения мозга, которые могут возникнуть в период родов. К ним, в частности, относятся:

    Гипоксически-ишемические поражения;

  • инфекции;

    токсические и метаболические расстройства.

Среди других стойких неврологических расстройств, развивающихся в перинатальный (или послеродовый) период, выделяют менингит, гипогликемию, билирубиновая энцефалопатию. Постнатальные причины умственной отсталости включают черепно-мозговую травмы, инфекции ЦНС, гипоксически-ишемические повреждения, опухоли ЦНС, токсические и метаболические расстройства.

Детский церебральный паралич развивается у недоношенных детей. Это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями , часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью . В зависимости от неврологических симптомов выделяют следующие формы детского церебрального паралича:

    спастическую;

    хореоатетозную;

    атаксическую;

    смешанную.

Двигательные расстройства могут проявляться ко второму году жизни ребенка, что значительно затрудняет врачу постановку диагноза. Важная причина детского церебрального паралича: недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский это заболевание обычно обусловлено внутриутробными факторами.

Нарушение интеллекта в зрелом возрасте

Деменция является приобретенной формой слабоумия, которая характеризируется стойким снижением познавательной деятельности с утратой в разной степени ранее усвоенных знаний. Помимо утраты знаний и навыков, возникают затруднения с приобретением новых. В отличии от врожденной умственной отсталости, деменция - это распад психических функций. В народе сенильная деменция носит название старческий маразм . По месту локализации врачи выделяют деменцию:

    корковую;

    подкорковую;

    корково-подкорковую;

    мультифокальную.

Симптомы заболевания могут быть следующими:

    Нарушение кратковременной и долговременной памяти;

    Нарушение абстрактного мышления;

    Нарушение критики;

    личностные изменения;

    социальная дезадаптация.

Основная классификация деменций позднего возраста:

    Сосудистые деменции (церебральный атеросклероз);

    Атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика);

    смешанные.

Разновидности синдромов заболевания:

  • Тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности).
  • Лакунарное слабоумие. Прогрессирующая и фиксационная амнезия . Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важные вещи в дневник. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность.

Исследование, проведенное в 2013 году специалистами Института медицинских наук Низама в Индии выявило, что использование двух языков в ежедневной речи, а также знание иностранного языка действительно может задержать развитие деменции. Анализ медицинских записей 648 случаев заболевания деменцией показал, что у тех, кто разговаривает на двух языках и больше, деменция развивается в среднем на 4,5 года позже, чем у тех, кто разговаривает только на одном языке.

Интеллект - это способность воспринимать информацию в единицу времени.

Высшие психические функции (когнитивные) : речь, мышление, предметное восприятие (гнозис) и целенаправленные действия с предметами (праксис).

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110.


Когнитивные расстройства

Наиболее значимые в клинической практике когнитивные расстройства: афазия, аграфия, алексия, акалькулия, апраксия, агнозия.

Афазия - нарушение речи с полной или частично утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться речью для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга без расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Аграфия - приобретенное нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Алексия - приобретенное расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко наблюдается изолированно.

Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария.

Апраксия - нарушение целенаправленных действий и двигательных навыков при сохранности составляющих их элементарных движений.

Агнозия - отсутствие узнавания и понимания раздражения, поступающего как из окружающего мира, так и из собственного организма, при условии сохранения чувствительности и сознания. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную агнозию и аутотопагнозию. Как правило, при нарушении гнозиса определенной модальности включение других сенсорных каналов позволяет распознать объект.

Когнитивные расстройства встречаются при умственной отсталости , .


Виды нарушения интеллекта

Различают деменцию (слабоумие) и олигофрению (малоумие).

Олигофрения (умственная отсталость) — это патологических состояния, характеризующееся наличием врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Деменция (слабоумие) - утрата ранее приобретенных интеллектуальных способностей.
О деменции можно говорить, когда есть нарушение памяти и, по крайней мере, еще одной из когнитивных функций: восприятие (гнозис), внимание, счет, речь, мышление.
Деменция встречается при органических поражениях головного мозга , шизофрении , эпилепсии .

Органическое слабоумие - может быть диффузным, тотальным, или парциальным, лакунарным.
Тотальное слабоумие - стойкое снижение всех интеллектуальных функций, слабость суждений, отсутствие критики к своему состоянию.
Частичное слабоумие - характеризуется выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функции страдают вторично.
Шизофреническое слабоумие - апатическое или атактическое - характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время, как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
Эпилептическое слабоумие - значительное снижение памяти и изменение мышления, когда человек не различает главное и второстепенное.

В Университете Иллинойса было проведено исследование, доказавшее, что от неправильного питания страдает не только фигура, но и интеллект

При избытке в рационе жиров человек в буквальном смысле глупеет: у него ухудшается память и способность воспринимать новую информацию.

Ученые показали механизм вредного воздействия жиров на мозг на примере мышей: животным в течение недели давали корм с содержанием жира 60%. В итоге мыши перестали узнавать знакомые объекты и стали хуже ориентироваться в лабиринтах. Как выяснилось, в их крови было слишком низкое содержание допамина — так называемого гормона удовольствия. К счастью, вред от жирной пищи обратим. Через неделю диеты с низким содержанием жиров грызуны полностью восстановили свои умственные способности.

Ожирение снижает интеллект

В свою очередь, французские ученые пришли к выводу, что ожирение не оставляет нетронутым даже интеллект. Пятилетнее исследование с участием более 2,2 тысяч человек показало, что между весом и когнитивной функцией человека есть прямая связь, сообщает The Washington Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).

В эксперименте участвовали мужчины и женщины в возрасте от 32 до 62 лет, которые выполнили четыре теста, проверяющих умственные способности, а затем повторили их спустя пять лет. Согласно результатам, люди, у которых индекс массы тела (ИМТ, мера жира в организме) 20 или меньше, могут вспомнить 56% в лексическом тесте, а те, кто страдает ожирением (ИМТ не ниже 30), могут вспомнить лишь 44%.

Через пять лет у более упитанных испытуемых результаты стали еще ниже – планка упала с 44% до 37,5%. У людей с нормальным весом показатели не изменились.

Ученые предполагают, что причиной слабого восприятия у полных людей являются гормоны, выделяемые жирами. Возможно, они отрицательно действуют на мозговые клетки.

Также была выдвинута и другая версия, согласно которой из-за ожирения уплотняются мозговые артерии, как это происходит с кровеносными сосудами.

Дэвид Хаслэм, клинический директор Национального форума по ожирению назвал новое исследование тревожным. По его словам, лишний вес затрагивает все без исключения органы человеческого тела.

Курение убивает интеллект

Курение вызывает хронический бронхит и атеросклероз.

А еще эта привычка провоцирует рак легких и ишемическую болезнь сердца. Но, оказывается, этим перечень последствий пристрастия к сигаретам не ограничивается. Как выяснили шотландские ученые:

Курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности.

Чтобы прийти к такому выводу, исследователи из Университета Абердина обследовали 465 добровольцев в возрасте 64 лет. Половину из них составили заядлые курильщики. Вначале им предложили набор психологических тестов для оценки IQ и памяти. Затем ученые сравнили их с хранящимися в архивах результатами аналогичного тестирования, проведенного более полувека назад, когда участникам было по 11 лет.

Как оказалось, курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам тестов. У них значительно сильнее снизилась способность к логическому мышлению, а также способность к запоминанию и воспроизведению информации. Даже когда ученые исключили влияние различных «третьих» факторов (социального статуса, уровня образования, характера работы, употребления алкоголя и т.д.), различие хоть и уменьшилось, но все равно осталось большим.

Исследователи пока не знают, чем курение «бьет» по мозгу. Но есть версия, что никотин и сигаретные смолы делают нервные клетки сверхчувствительными к действию свободных радикалов – токсичных соединений, образующихся в ходе окислительно-восстановительных процессов. Кроме того, сами смолы увеличивают содержание свободных радикалов в организме, что также увеличивает риск повреждения клеток мозга.

Пассивное курение снижает память и расшатывает нервы и ухудшает работу нервной системы в целом

Даже если вы сами никогда не притрагивались к сигарете, но вынуждены подолгу находиться в прокуренном помещении, высок риск того, что ваша память будет давать сбои еще задолго до преклонного возраста.

Так утверждают специалисты британского Университета Нортумбрии Том Хеффернан и Теренс О’Нил. Они провели исследование когнитивных (то есть отвечающих за общение и усвоение информации) способностей трех групп людей. В одной группе были завзятые курильщики, в другой — те, кто вынужден подолгу вдыхать чужой табачный дым в офисе или дома, и в третьей — счастливчики, которым удавалось избегать любого контакта с никотином.

Все три группы испытуемых были протестированы на хронологическую и событийную память. То есть людям давали быстренько заучить какие-то тексты, стихи, показывали картинки, которые надо было запомнить в хронологическом порядке. В конце эксперимента стало ясно, что пассивные курильщики забывали почти на 20% больше по сравнению с некурящими, а активные курильщики — усваивали информацию на треть хуже, рассказывает журнал Addiction.

Авторы работы уверены, что пассивное курение не только плохо влияет на бронхи и легкие, но и на повседневные функции нашего мозга. И добавляют, что оно может негативно сказаться не только на памяти, но и на психическом здоровье. Так у тех, кто не курит, но имеет в крови высокий уровень котинина, побочного продукта распада никотина, повышен риск неврозов и понижен порог устойчивости к стрессам.

Исследование в Израиле — Курение снижает коэффициент интеллекта

Как установили израильские ученые, курение не только повышает риск заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, но и напрямую воздействует на умственные способности человека, пристрастившегося к табаку. У заядлых курильщиков резко снижается IQ.

Специалисты медицинского центра Шеба в Тель-Авиве привлекли к исследованию двадцать тысяч добровольцев мужского пола в возрасте от 18 до 21 года. В ходе тщательного обследования выяснилось, что у юношей, выкуривающих за сутки до пачки сигарет, IQ ниже, чем у некурящих. Причем умственные способности тем слабее, чем больше сигарет требуется молодому человеку в день.

У тех, кто не производил и не вдыхал табачный дым, IQ в среднем равнялся 101 баллу. У среднего курильщика он уменьшался до 94, а у тех, кто за день выкуривал больше одной пачки сигарет, не превышал 90. Это убедительно продемонстрировали> результаты IQ-тестов близнецов, чьи умственные способности изначально бывают одинаковыми.

Сахар делает нас тупее

Группа американских ученых их Калифорнийского университета (University of California) в Лос-Анджелесе обнаружила, что активное потребление сладкой газированной воды и конфет, буквально, отупляет человека!

Причем, плачевный результат становится заметен уже после шести недель регулярного потребления данных продуктов. По сути, ученые провели первое исследование, которое доказывает, что богатая сахаром пища тормозит работу мозга, ухудшает память и способность к обучению.

Фастфуд снижает интеллект

Британские ученые доказали, что фастфуд и нездоровая пища отрицательно сказываются на интеллектуальной деятельности человека. Эксперимент, протяженностью в десять лет, показал, что люди, страдающие ожирением, теряют год от года сообразительность и память.

В исследовании приняло участие 6000 добровольцев в возрастной категории от 35 до 55 лет. Все участники эксперимента на протяжении десяти лет регулярно проходили тесты на память и различные показатели умственной активности. При этом, в кулинарных пристрастиях волонтеров не ограничивали, по собственному признанию, многие из них, не брезговали фастфудом.

По окончанию исследования было установлено: добровольцы, страдающие от ожирения, гораздо быстрее показывали ухудшение результатов тестов умственной активности. Ученые предполагают, что снижение показателей умственной деятельности, скорее всего, связано с повышением содержания сахара и уровня холестерина в крови.

При этом, исследователи оговаривают: « … речь идет не о прогрессирующем слабоумии людей, не ограничивавших себя в еде. Они просто быстрее стареют. А значит, их память и работоспособность мозга ухудшаются быстрее, чем у людей, которые ведут здоровый образ жизни».

Попкорн снижает интеллект

В состав полуфабриката для приготовления попкорна входит диацетил – вещество, которое усиливает действие амилоидных бляшек, ответственных за развитие старческого слабоумия. Кстати, диацетил может содержаться в майонезе, маргарине и сладостях.

Курение марихуаны снижает IQ навсегда

Люди, начавшие употреблять марихуану в подростковом возрасте, в среднем теряют около 8 баллов от своего IQ, утверждают австралийские ученые. К их утверждению следует отнестись серьезно, ведь группа исследователей под руководством Терри Моффитта следила за жизнью почти 1,037 испытуемых, родившихся в 1972 и в 1973 годах, на протяжении 38 лет.

Сведения об использовании марихуаны испытуемые предоставляли ученым самостоятельно во время интервью, проходивших в возрасте 18, 21, 26, 32 и 38 лет. Нейропсихологические тесты проводились в возрасте 13 лет (то есть, до начала использования марихуаны) и в возрасте 38 лет, после того, как у испытуемого вырабатывался определенный шаблон применения наркотика.

Ученые обнаружили, что люди, начавшие курить марихуану до 18 лет и к 38 годам выработавшие стойкую привычку, в период с 13 до 38 лет теряли в среднем восемь баллов IQ. У тех, кто к 38 годам постоянно потреблял марихуану, однако первое знакомство с наркотиком произошло после 18 лет, такого снижение интеллекта не наблюдалось. Курение марихуаны вызывает и другие нейропсихологические проблемы. У подростков, пристрастившихся к наркотику, страдают когнитивные функции, в том числе наблюдаются проблемы с памятью и дефицит внимания.

Другая проблема с употреблением марихуаны заключается в том, что ущерб, наносимый интеллекту, при начале курения до 18 лет обратим лишь частично. Подростковое желание «все познать и все попробовать» может испортить жизнь взрослому человеку, нашедшему в себе силу воли ограничить прием наркотика или даже полностью отказаться от него. Ученые полагают, что причина такого эффекта заключается в повреждении клеток мозга подростка, поэтому единственный способ уберечься от него - не употреблять марихуану до 18 лет. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Частые недосыпания снижают интеллект

Последствия недосыпания — это стресс для всех систем организма. Человек становится раздражительным, рассеянным, снижается концентрация внимания. Скачет давление, учащается сердцебиение, нарушается работа желудка и кишечника. Регулярное недосыпание приводит к неврозу, депрессии и диабету.

Из-за недостатка сна мозг не может быстро и правильно классифицировать поступающую информацию. В итоге в критических ситуациях человек принимает неправильные решения. Это особенно важно для врачей, спасателей, пожарных и руководителей. Кстати, в авариях на дорогах большую роль играет недостаток сна у водителей. Исследования показали, что 3 часа недосыпа в неделю понижают коэффициент интеллекта на 15%.

Недостаток йода снижает IQ

Недостаток этого элемента в человеческом организме приводит к понижению IQ на 13 пунктов (в случае взрослого человека).

В 2002- 2003 годах Министерство охраны здоровья Украины совместно с Академией медицинских наук провело исследование, которое показало наличие йододефицита на территории всей страны.

Чем опасен дефицит йода?

Значительный дефицит йода в организме женщины чреват ее бесплодием. Если же забеременеть все-таки удается, дефицит йода может спровоцировать выкидыши, преждевременные роды, рождение мертвых детей;

Снижением интеллекта.

В тех районах Украины, где дефицит йода ощущается сильнее всего (горные села), отмечается отсутствие детей с высоким уровнем интеллекта и увеличение количества детей с низким интеллектом.

Интересный факт: более ста лет назад Швейцария — одна из самых развитых стран мира (уровень интеллекта ее граждан – на десятом месте в мире) столкнулась с весьма удручающим фактом: в отдельных ее районах количество умственно отсталых людей достигало 90%. Причина – хронический дефицит йода. Предпринятые правительством меры дали очевидные результаты.

Снижением общей работоспособности «благодаря» снижению иммунитета, быстрой утомляемости и т.д. Снижение эффективности труда приводит к тому, что ежегодно Украина не досчитывается миллионов долларов.

Исследователи из Университета Отаго в Новой Зеландии обнаружили, что дефицит йода у детей снижает их интеллект. Умеренный дефицит йода за последние десятилетия становится все более серьезной проблемой в Новой Зеландии, и может помешать детям полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. Дети должны употреблять в пищу продукты, обогащенные йодом.

Прием снотворных и антидепрессантов ведет к слабоумию

Исследование Американской Ассоциации Пенсионеров показало, что постоянный приём антидепрессантов и снотворных крайне опасен для здоровья. Эти препараты могут стат причиной глубоких депрессий, вызывать мысли о суициде, привести к потери памяти и амнезии. А в случае приёма обоих препаратов сразу — у пациентов наблюдается значительное замедление работы центральной нервной системы.

Американские медики обнаружили, что приём этих препаратов может стать причиной развития деменции (старческого слабоумия). Учёные провели исследование среди тысячи пенсионеров и выяснили, что у тех из них, кто принимал снотворное, вероятность развития деменции повышалась на 50%.

Так, побочное действие приема антидепрессантов оказалось более выраженным, чем терапевтическая эффективность таких лекарств, сообщает. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством Пола Эндрюса (Paul Andrews) из американского Университета Содружества Вирджинии. Отчет об исследовании опубликован в журнале Frontiers in Psychology.

Эндрюс и его коллеги проанализировали данные трех проведенных ранее исследований. Их участниками были представители разных возрастных групп, принимавшие антидепрессанты. В эту группу входят лекарственные средства, которые при помощи различных механизмов способствуют повышению содержания медиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина и других) в центральной нервной системе.

Исследователи выяснили, что антидепрессанты оказывают негативное влияние на все процессы, в регуляции которых участвует серотонин. В частности, назначение указанных препаратов во время беременности повышает риск задержки развития у младенцев.

Жвачка ухудшает кратковременную память

Независимые психологи из Кардиффского университета в Англии показали, что жвачка ухудшает т. н. кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию лишь несколько минут. Она нам нужна для сиюминутного ориентирования. Как только необходимость в этой информации пропадает, она забывается.

Когда мы забываем цену товара, которую минуту назад видели в магазине, имя человека, с которым только что вскользь познакомились, — всё это феномены, связанные с кратковременной памятью. Такие воспоминания эмоционально не окрашены и поэтому забываются быстро. Точно так же> мы часто теряем в собственной квартире ключи или очки, потому что кладём их механически, думая о другом. Любое монотонное неосознанное движение (как жевание жвачки) мешает сосредоточиться на запоминании, поэтому жующий жвачку может быть рассеянным и не помнить, что делал минуту назад.

Фтор снижает интеллект

Избыток фтора в организме чреват не только развитием флюороза, но и снижением интеллекта у детей. The Fluoride Action Network (FAN) опубликовал исследование китайских ученых, в котором прослеживается прямая связь между избытком фтора в организме и снижением интеллекта. В своем исследовании ученые опирались на оценку влияния суммарной дозы фтора из всех источников (вода, зубная паста, продукты питания и др.).

Выяснилось, что дети, получающие высокие дозы фторида (0,57 до 4,5 промилле) имели, в среднем, на 8 пунктов IQ меньше, чем дети, получающие нижнюю норму фторида (0,18 до 0,76 промилле).

Губная помада снижает IQ

Исследование 22 брендов губной помады показало, что 55% из них содержат следовые количества свинца. Врачи предупреждают, что даже минимальное количество свинца подвергает серьезному риску здоровье и может повлиять на мозг. Даже небольшое количество свинца может повредить вашему IQ, вашему поведению, вашей способности учиться.

Свинец попадает в помаду непреднамеренно: многие цветовые добавки на минеральной основе содержат его следы из земли, воды или воздуха, отмечает автор статьи Сэди Уайтлокс.

В половине образцов вовсе не было выявлено свинца, что подтверждает возможность изготовления помады без этой вредной примеси, подчеркивает Джанет Нуделман, активистка кампании за безопасную косметику.

Алкоголь снижает интеллектуальные способности человека

К такому выводу пришли пермские психологи, которые в течение года проводили лонгитюдное исследование влияния алкоголя на умственную деятельность. Как пояснил руководитель проекта, психолог-педагог главный редактор журнала «Психология.Пермь» Евгений Кошеваров, в эксперименте приняло участие 68 «умеренно пьющих» мужчин в возрасте от 21 до 37 лет. Более половины участников имеют как минимум одно высшее образование. Более 2/3 участников занимаются интеллектуальным трудом.

Среднее выпитое количество алкогольных напитков за один полный год на одного человека составило: пиво – 26 литров, водка, коньяк – 6 литров, вино, шампанское – 13,5 литра. Это количество выпитого в течение года соответствует «умеренно пьющему». Люди с большим потреблением алкогольных напитков в исследовании участия не принимали.

В начале эксперимента были произведены замеры коэффициента интеллекта (IQ), показатели которого были в диапазоне от 119 до 154; усредненный показатель IQ составил 131,4. Через год исследования были проведены повторно. Данные исследования показали снижение среднего показателя коэффициента интеллекта с 131,4 до 122,5, несмотря на то, что процент участников с высшим образованием увеличился.

Так, к примеру, у группы испытуемых, предпочитающих пиво 2-4 раза в месяц, хотя бы по 0,5 литра наблюдалось более серьезное снижение IQ – до 15 пунктов. У мужчин же, предпочитающих вино или шампанское, IQ снизился не более чем на 9 единиц. Но во всех случаях было зафиксировано снижение коэффициента интеллекта. Так же была установлена корреляция между общим количеством выпитого и степенью снижения IQ. Данные результаты неопровержимо доказывают, что принятие алкогольных напитков губительно действует не только на тело, но и на нервную систему человека.

Потеря зубов снижает интеллект

Японские ученые уверяют, что снижение интеллекта в старческом возрасте находится в прямой зависимости от выпадения зубов. Такой неожиданный, но не бесспорный вывод группа специалистов из Университета Тохоку сделала на основе обследования 1167 пенсионеров в возрасте от 69 до 75 лет. О результатах было объявлено на Международной конференции геронтологов Азии и Океании в Токио.

По итогам магнитно-резонансного сканирования головного мозга стариков было установлено, что по мере уменьшения числа зубов у них сокращается объем мозговой ткани в районе гиппокампа. Это извилина в височных долях, которая предположительно участвует в обработке информации и отложении ее в памяти.
Считается, что при старческой болезни Альцгеймера, которая характеризуется снижением интеллекта и полным распадом психики, гиппокамп атрофируется.

Из всей группы испытуемых симптомы слабоумия были зафиксированы у 55 человек. У них осталось в среднем по 9-10 зубов, в то время как их относительно здоровые сверстники могут похвастаться 14-15 зубами. По мнению исследователей, связь между зубами и мышлением можно объяснить тем, что во время пережевывания пищи происходит стимулирование клеток мозга. Когда же человек переходит на пюре и кашу, нервные клетки вокруг зубов умирают и мозг не получает необходимой зарядки.

Вирус герпеса снижает интеллект

Герпес может снизить умственные способности, показывают исследования ученых из Колумбийского университета.

Ученые протестировали когнитивные способности 1625 жителей Нью-Йорка, средний возраст которых составил 69 лет.

Худшие результаты показали те, у которых были обнаружены вирусы герпеса, цитамегаловирус, хламидиоз и хеликобактер пилори. Повторные тесты, проведенные через 8 лет, не показали ухудшения результатов.

Ученые считают, что прививки от вирусных инфекций в детстве помогут снизить риск потери памяти и снижения интеллекта в пожилом возрасте.

Переработанное мясо снижает интеллект

Переработанное мясо (колбасы, сосиски, ветчина, буженина и т. д.) содержит нитрозамины – вещества, которые разрушают защитную оболочку мозга и напрямую повреждают его.

Майонез убивает мозг

Майонез содержит большое количество холестерина, который участвует в формировании атеросклеротических бляшек и тем самым способствует развитию инсульта.

Прежде чем начинать тренинги или есть таблетки

Внимательно изучите этот список и попытайтесь устранить причины, которые обнуляют ваш IQ …

IQ позволяет определить уровень определенной группы умственных способностей к логике, абстрактному мышлению, обучению. Ученые говорят, что высокий IQ - это как высокий рост в баскетболе, но чтобы быть отличным баскетболистом, нужны и другие способности. Однако, есть и субъективные черты неразвитого интеллекта и эмоциональной незрелости. Вот 15 признаков как интеллектуальных, так и эмоциональных недостатков, с которыми крайне трудно бороться.

Интересно, что высокий IQ вовсе не обязательно означает, что вы умны. Бывает, что люди, не блещущие остротой ума, отлично выполняют тесты на IQ. Самый яркий пример - Джордж Буш, над умственными способностями которого потешались весь его 8-летний срок президентства. Уж слишком много в его поступках было грубых ошибок, а его идиотские высказывания по разным поводам стали притчей во языцех. Буш прошел тест на IQ и его результат оказался невероятно высоким - 120! (Результат в 100 единиц является нормой, 160 - супервысоким, а 70 - низким. Нельзя не упомянуть Билла Гейтса - его результат в 160 единиц частично объясняет его успех).

Если вы когда-нибудь проходили тест на IQ, то это наверняка был тест Айзенка (создателя теста на IQ) или одна из его многочисленных модификаций. По сегодняшним меркам, эти тесты можно считать устаревшими и неточными, но они глубоко проникли в разные структуры (образовательные и даже военные), а теперь уже они повсеместны и в интернете, что просто отмахнуться от них не получается. На самом деле, средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста.

Психологи напоминают, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит только средний результат.

У психологов есть термин «эмоциональный интеллект» (EQ), который включает в себя способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции. Возможно, оценивать личность нужно и по уровню IQ, и EQ. Например, профессор психологии Гарвардского университета г-н Говард Гарднер вводит понятие "множественного интеллекта".

Есть такая шутка, что высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке есть доля правды: баллы IQ ни к практическому уму, ни к творческим способностям не имеют ни малейшего отношения.

15. С трудом усваивают новый материал

Одним из признаков человека с низким IQ является трудность понимания новых или изменение знакомых концепций. Это проблема, особенно учитывая наше время, с его быстрым развитием технологий и меняющимся образом жизни. Этим людям не только трудно понять и принять более сложные системы и способы мышления, но даже простая абстракция принимается с внутренней борьбой. Они также с трудом справляются с числами и последовательностями. Они вынуждены преодолевать значительные препятствия, когда речь идет об аналитической обработке информации.

Предполагают, что существуют определенные барьеры для людей с низким IQ в отношении работы разума и законов логики. Поскольку тесты IQ измеряют способность человека к абстрактному мышлению, видимо, сложности вызывает именно этот тип тестовых вопросов. Многие из них чувствуют досаду, это постоянный вызов для них, они быстро начинают сердиться и набрасываться на окружающих из-за своей неспособность понять абстрактные категории. Эмоционально развитые люди - более гибкие и умеют адаптироваться. Они выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к новым победам.

14. Плохо контролируют свои эмоции

Вы умеете держать себя в руках? Некоторые люди обладают взрывным темпераментом, и вспыхивают от каждой мелочи, на самом деле, не требующей такой бурной реакции. Это больше, чем просто встать не с той ноги или чувствовать разочарования от каждого вызова. Откуда берется этого гнев? Рационального объяснения зачастую просто нет. Тем не менее, человек с низкими IQ и EQ, постоянно находится в состоянии неконтролируемой ярости, и любой, казалось бы, небольшой катализатор может вызвать приступ гнева, и для них все выглядит вполне логично и рационально...

Такие люди имеют тенденцию к вспышкам ярости в общественном месте или любых других местах, где скандалы неуместны. Не поймите нас неправильно, если у грубой дамы в Starbucks в очереди перед вами оказалось плохое утро, это вовсе не означает что у нее она не хватает баллов IQ...хотя, вполне возможно, и означает...

13. Им кажется, у них есть ответы на все вопросы

Можно подумать, что всезнайка имеет более высокий IQ, чем большинство людей, но - совсем наоборот. Есть люди, которые действительно кажутся ходячей энциклопедией, а есть другие, которые на самом деле знают не так уж много, но важничают, как будто они самые умные. Последним не обязательно нужны факты или логика, иногда они просто полны информации настолько, что это должно вас насторожить: возможно, перед вами не очень умный человек. Это имеет мало общего с реальным интеллектом, скорее, перед вами классический отличник-зубрила.
Люди с более низким уровнем IQ часто чувствуют себя не на месте при попытках социализации в обществе, так что они имитируют свое собственное восприятие идеальной ролевой модели, которое включает в себя такую позицию - всегда иметь ответы на любые вопросы. Они не имеют возможности "считывать" информацию о социальной среде и понять иерархию конкретной группы (кто на верхушке, кто отвержен и т.п.), они не умеют распознавать социальные сигналы, которые подают собеседники, и которые, на самом деле, могут быть вовсе не осведомлены о вопросах, которые случайно всплывают в разговоре.

12. Неспособность учиться на своих ошибках

Если вы живой человек, вы совершаете ошибки. Нельзя отрицать, что многие из нас делают одни и те же ошибки дважды, но есть люди, которые в принципе не извлекают уроков из своих промахов. Это как положить руку над огнем и обжечься, и продолжать повторять это действие каждые пять минут, до полного самоуничтожения.

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

11. Неумение понять эмоции других людей

Эмоциональна глухота свойственна людям с низким уровнем IQ и EQ. На вечеринках и в других социальных ситуациях они не понимают язык тела и не считывают сигналы; их общение неэффективно, им трудно понять, что и почему делают другие люди.
Хотя есть много умных людей, которые "социально неуклюжи", но они, по крайней мере, отлично знают, как удалиться от разговоров или ненужных им взаимодействий с неинтересными им людьми (к вашему сведению, придти на вечеринку и сидеть весь вечер на кухне с собакой, безусловно, является мудрым сознательным решением). Эмоционально неразвитые люди не видят ограничений социального протокола - отличный пример профессор Шелдон из "Теории Большого взрыва".
Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам, это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла, например, обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, или пытаться выстроить коммуникацию с полностью равнодушным собеседником.

10. Отсутствие базовых социальных навыков

Есть навыки, которые помогают нам жить изо дня в день, эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми, и быть в состоянии заботиться о наших основных жизненных потребностях. Люди с низким уровнем эмоционального и интеллектуального развития сочтут этот короткий список слишком сложным, им понадобится помощь с двумя или более пунктами этого списка, причем ежедневно. Они могут забыть помыться, или не знать, как разморозить полуфабрикат в микроволновой печи, не говоря уже о более сложных кулинарных задачах. Это не потому, что им физически сложно выполнить эти действия, а потому что они не обладают умственными способностями среднего человека. Им придется напоминать о самых простых вещах, если они не в состоянии помнить о их самостоятельно. Как правило, такие люди живут под чьим-то присмотром.
Тут уместно напомнить о феномене современной Японии под названием "хикки" или "хикикомори" - буквально означающее «острую социальную самоизоляцию». Под этим термином понимают людей, отказывающихся от социальной жизни, не имеющих работы и живущих на иждивении родственников. Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Психолог Тамаки Саито, который и придумал сам термин, вначале предполагал, что число хикикомори в Японии составляет чуть более миллиона или около 1 % от численности населения страны. Но по данным отчёта правительства Японии, таких людей может быть гораздо больше. "Потерянное поколение" - вот как их называют Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройств аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм).

9. Они живут за пределами своих финансовых возможностей

Высокий финансовый IQ - это еще один подвид показателя интеллектуального развития.
В семействе Кардашьян привыкли тратить деньги, как будто они растут на деревьях, но у них есть банковские счета, которые изрядно забиты деньгами. А чтобы поддержать свои экстравагантные покупки, людям с низким интеллектуальным уровнем приходится сорить деньгами при абсолютно пустых банковских счетах. Кредит кредиту, конечно, рознь. И бывают оправданные траты. Но стремление обладать предметами роскоши, не имея на то средств, и тенденция увязать в бесконечных долгах, свидетельствует о явной недалекости и незрелости.
Пользоваться кредитом нужно аккуратно, четко понимая, для каких целей вы его берете, и насколько эти цели оправданы. И обязательно необходимо заранее знать о том, как вы будете его отдавать. Но есть целая армия людей, которая не понимает очевидного: отдавать придется, и с процентами! Невероятно, но факт: оглянитесь вокруг, сколько народу берет кредиты на дорогие автомобили, которые им не по карману, не имея при этом даже собственного жилья и сбережений. Неумение спланировать свой бюджет и увязание в долгах - есть четкий признак низкого финансового IQ . Надеемся, это не о вас!

8. Они сконцентрированы на себе

Пуп Земли - знакомая ситуация? Быть социально некомпетентным не только означает, что люди с низким уровнем IQ не могут функционировать в социальной среде; это также значит, что они имеют тенденцию смотреть на мир через призму только своей собственной персоны. Они не в состоянии смотреть на идеи, мнения глазами кого-то другого. Им важна только их собственная позиция и точка зрения. Их эгоизм возникает не по злому умыслу, такова уж их природа, и она основана на их интеллектуальном потенциале.

Для того, чтобы смотреть на мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности, нужно обладать способностью к восприятию абстрактных понятий, но это эмоционально сложно и психологически трудно. Эмоциональный эгоизм характерен для людей, которые при восприятии мира и оценке ситуаций настолько зацикливаются исключительно на собственных эмоциях, что слишком мало думают о чувствах окружающих.

7. Не воспринимают критику

Критика, безусловно, бывает разная. И любую критику стоит принимать с достоинством, юмором и абсолютным спокойствием, а далее анализировать - конструктив или троллинг? И делать свои выводы - игнорировать или принимать к сведению, корректируя свои поступки. Описанный выше процесс, как ни странно, совершенно не по плечу эмоционально и интеллектуально неразвитому человеку. Он не может ни проанализировать критику на предмет ее конструктивности, ни отличить добрый совет от простой завистливой лжи.

Не имея навыков эффективного общения и не умея держать себя в руках, человек с низким IQ не справляется с какой-либо критикой. Они видят в ней нападение и угрозу, а не слова, дающие им шанс расти и развиваться. Критический анализ является посягательством на все, на чем они стоят, по крайней мере, именно в это они и верят. Упрямство и непримиримость - обычные спутники такой невосприимчивости к критике. Таким людям, безусловно, нужна помощь.

6. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

Очень умные люди способны оценить вероятные риски и осознать последствия принятых ими решений. Менее умные люди не станут искать причины своих неудач в собственных просчетах, придираться в себе - это не в их эгоистической природе. Вместо этого они обвиняют в своих неудачах кого угодно - родителей, супругов, коллег и так далее.

Саморефлексия является признаком внутренней работы, анализа и процесса самосовершенствования, недаром умные люди обычно не считают себя таковыми. Успешность в жизни во многом зависит от того, как человек реагирует на неудачи. Люди с развивающимся мышлением считают, что хоть и с усилием, но могут все улучшить. В результате они превосходят тех, у кого мышление фиксированное, даже если имеют более низкий IQ. Высокий IQ при столкновении с неприятностями помогает искать решения своих проблем, в отличие от людей с низким IQ, которые начинают тонуть в жалости к себе, и набрасываться на других с обвинениями в собственных катастрофах.

5. Спорщики без тормозов

Некоторые люди - просто спорщики, независимо от того, каков их уровень IQ. Есть такой тип людей, которые всегда на грани обиды, они только и ждут, чтобы начать дебаты по любому поводу. Среди них есть довольно высокий процент людей с низким уровнем IQ, потому что они не умеют правильно оценивать свои эмоции и не знают, когда надо остановиться в споре, который становится слишком жарким.

Они не способны уважать мнение, отличное от их собственного. И им не хватает ума и деликатности промолчать в определенных ситуациях. Иногда для них самих такое поведение становится трагедией - они просто загоняют себя в угол и обрекают на изоляцию. Им бы спросить себя: чего я хочу? Быть правым любой ценой и оставить за собой последнее слово в споре? Или я хочу быть спокойным и счастливым человеком, способным уважать окружающих. Но для этого нужны мозги и IQ чуть выше среднего!

4. Не умеют планировать

Мы уже упоминали, что новые идеи и концепции трудны для восприятия для человека с низким IQ. Умение спланировать свои дела дано не всем. Задачи наваливаются в огромным количестве, все они разноплановые и большинство из них не связано друг с другом. Помнить обо всем практически невозможно. Ведение ежедневников и использование различных напоминалок возможно, но бывает так, что они только больше запутывают ситуацию. В особенности, если речь идет о многоэтапных задачах. Для человека с низкими IQ и EQ - это практически неразрешимо.

Они просто не в состоянии что-то спланировать, будь план работы на день или событие в долгосрочной перспективе. Если прибавить сюда неумение планировать финансы и невосприимчивость к критике, то результатом всегда будет провальный проект - неважно, идет ли речь об организации вечеринки или квартального отчета. Всякая попытка помочь или проконтролировать, будет восприниматься как недоверие и оскорбление. Воистину, обидчивость - показатель слабости! Сильный примет и помощь, и совет.

3. Долго не задерживаются на одном рабочем месте

Одни работодатели требуют многого от своих сотрудников, в то время как другие избирают более спокойный подход, практически не требующий усилий. Для человека с низким IQ, оба эти варианта слишком сложные, чтобы с ними справиться. Как мы уже обсуждали, они не в состоянии планировать свою работу, не понимают как акклиматизироваться а рабочей среде, они плохо обучаемы и не социализируются.

Какое-то время их терпят, они могут даже пройти испытательный срок, но рано или поздно выясняется, что человек не справляется. Как правило, этот цикл равен году. Так что если к вам на работу пришел человек, который меняет рабочее место каждый год, не спешите его нанимать! И, если вы, заглянув в свою трудовую книжку, видите в ней похожую картину, то стоит задуматься. Если у вас постоянные авралы на работе, вы постоянно живете в ситуации нехватки времени, перерабатываете, и при этом не задерживаетесь вне одной работе дольше года - остановитесь и посмотрите на ситуацию со стороны.

2. Не могут сосредоточиться

Люди с низким IQ не склонны к абстрактному мышлению, им не придет в голову провести качественное обучение для расширения своих навыков и развития умственных способностей. Они сосредоточены на тривиальных вещах, и о них можно многое рассказать, основываясь на их примитивных увлечениях.

Мы, однако, живем в поверхностном обществе, и с первого взгляда человека с низким IQ иногда не определить. Если кто-то предпочитает идти в ногу с семейством Кардашьянов, не читает книг и не развивает свой мозг, это вовсе не обязательно означает, что у них низкий IQ (хотя иногда означает). Тем не менее, если человек постоянно прерывает мысль собеседника, сам не в состоянии сформулировать ни одну проблему и постоянно теряет мысль, это может обусловлено его интеллектуальными возможностями. Ему проще переключиться на другую тему, более близкую и доступную, чем чувствовать себя идиотом. Можно понять!

1. Недостаток зрелости

Мы не о кидалтах, это не про любителей мультфильмов и видеоигр. Очень важно, уметь получать удовольствие и оставаться ребенком (или просто молодым) в душе. Мы не об этом...скорее, мы про общую тенденцию к инфантилизации общества, которая особенно ярко отражается на людях с низким интеллектуальным развитием и эмоционально незрелых.

Неспособность общаться с другими людьми, самостоятельно вести свои дела, полный раздрай в личной жизни... инфантилизм означает нежелание взрослеть. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств. Взрослый человек не хочет принимать серьезные решения, ожидает, что «как-то все само собой рассосется», и что кто-то придет и за него все решит...слышали о «синдроме Питера Пэна»?
Иногда человек за 35 своим поведением напоминает 9-летнего малыша. Эгоисты, которым свойственно отрицание всего, они не задумываются о будущем, о последствиях своих действий, стараются как можно меньше думать о реальной жизни, в основном, они развлекаются и не пытаются вникать ни в какие проблемы. Такой человек является больше зрителем, чем участником своей жизни. Такие люди любят помечтать, со временем они начинают искать причины своих неудач в других. Чтобы "отвлечься", человек начинает пить, зависать у компьютера или телевизора, и...по-преждему ждать того, что все решится само собой. Но это тупиковый путь, и им придется повзрослеть с психологической и эмоциональной точки зрения.