Муза танца в древней греции как зовут. Мифы древней греции в искусстве

Аполлон и его музы.

Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Музы:

Каллиопа "прекрасноголосая" · муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. "Песни времен героических в книге хранит Каллиопа", - писал древнеримский поэт Авсоний.

Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.

Клио, Клия · одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, "которая прославляет". В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.

Мельпомена · муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.

Полигимния, Полимния · сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала "запомнить схваченное". Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.

Талия, Фалия · одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Терпсихора · считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она - мать певца Лина (по другой версии его мать - Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Урания · муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.

Эвтерпа · муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.

Эрато · одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.

Музы первоначально были не кто иные, как воодушевляющие нимфы источников. Они одаряли людей поэтическим талантом и научали их ритмическому размеру в стихах. Число их также подвергалось изменениям. Вначале упоминается только о трех музах: Мелета – размышление, Мнема – память и Айода – песня. Но уже по Гесиоду , их девять сестер, они все дочери Зевса и титаниды Мнемосины (богини памяти).

Музы Древней Греции (рассказывает Илья Бузукашвили)

Музы родились у подножия Олимпа, это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны, у них дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Они поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих, непреодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. «Когда эти дочери великого Зевса хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод).

Музы покровительствуют поэтам и певцам, которые признают, что только им они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, которые воображают, что могут состязаться с ними в пении. Им воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду, ибо в эпоху античности поэзия являлась могущественным фактором цивилизации.

Впоследствии греки распространили влияние муз на все отрасли искусства и наук; каждой из них отвели определенный круг деятельности и каждой придали особенные отличительные атрибуты.

Клио, муза истории , изображалась со свертком пергамента в руке.

Каллиопа, муза эпоса , в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos).

Трагическая маска, вакхический венок, котурны – вот отличительные признаки Мельпомены, музы трагедии ; иногда ей придают атрибуты Геракла для выражения ужаса, а вакхический венок должен напоминать, что трагедии впервые начали разыгрываться на празднествах Вакха (Диониса). Прекрасная античная статуя Мельпомены находится в Лувре.

Терпсихора – муза танцев , она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих.

Комическая маска, венок из плюша, пастуший посох, тимпанон (род гуслей) – обычные атрибуты Талии, музы комедии и буколической поэзии.

Эрато – муза любовной поэзии и мимики , она держит в руках легкую, небольшую лиру; очень часто рядом с ней изображали Эрота (Амура).

Эвтерпа изображалась всегда с флейтой, она – муза лирической поэзии и музыки .

Полимния , или Полигимния, – муза красноречия и гимнов , у нее нет никаких атрибутов, но ее легко узнать среди ее сестер по задумчивому взгляду и по тому, что она опирается о скалу.

Наконец, Урания – муза звездоведения (астрономии) , у ног ее находится глобус, а в руках палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.

Первоначальный культ муз появился у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии, у Олимпа, а затем переселились в Беотию, близ горы Геликон. Эта гора, как и Парнас, была любимым местом пребывания муз. Там находились прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и прозрачные источники Аганиппа и Иппокрена, посвященные им.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении девяти муз. Этот же сюжет часто воспроизводится художниками эпохи Возрождения. В Лувре находится известная картина Мантеньи «Парнас», на ней изображен повелитель муз Аполлон, заставляющий девять сестёр танцевать под звуки своей лиры в присутствии

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

Муза Каллиопи

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.

Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз - не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.

Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.

Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.

Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη) . Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли - боги обратили их в сирен.

Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.

Как противоположность Мельпомене - Талия (Θάλεια) . Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.

Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Что касается музы Эрато (Ερατώ) , она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.

Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.

В качестве символа вечной любви - розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.

А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος . Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.

Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.

С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления - надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη) , в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.

Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ) , которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок - символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.

Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события - ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.

Ещё одна, девятая, муза - Урания (Ουρανία) . Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер - одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.

Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны - храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Само же слово музы происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово музей.




Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.












Муза Каллиопа – муза эпической поэзии Имя этой музы с греческого может быть переведено как имеющая прекрасный голос. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой и грифельной палочкой в руках – стилус, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.



Сохранившиеся до наших дней описания муз весьма противоречивы, однако большинство сходятся в одном: все музы являлись дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Они жили на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ – источник божественного вдохновения. На земле в честь каждой из них были установлены храмы, именуемые мусейонами. Именно от произошло слово «музей».

Функции и атрибуты муз

Старшей из муз была Каллиопа – муза эпической поэзии. Ее сыном считается легендарный певец и музыкант Орфей. В знак главенства над другими музами Каллиопа носила золотую корону. Обычно ее изображали с дощечкой, покрытой воском, и стилосом (бронзовым стержнем для нанесения текста) в руках.

Клио – муза истории, чьими атрибутами были свиток пергамента или скрижаль.

Покровительницами театрального искусства являлись муза трагедии Мельпомена и Талия. Обеих изображали с венком плюща на голове и с маской: у Мельпомены она была трагической, у Талии – комической. Кстати, Мельпомена была матерью опасных и обольстительных сирен, которые унаследовали ее божественно прекрасный голос.

Полигимния – муза торжественных гимнов. Древние греки считали ее создательницей столь любимой ими лиры. Как правило, Полигимния изображается со в руках.

Терпсихора считалась музой танца. Ее изображали с неизменной улыбкой на устах, иногда – танцующей, но чаще сидящей и играющей на лире.

Урания – муза астрономии, держащая в руках небесный глобус и циркуль. По некоторым версиям, Урания считается матерью Гименея.

И, наконец, две поэтические музы: Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки – и Эрато – муза любовной поэзии. Обязательным атрибутом Эвтерпы была или лира, а Эрато – кифара.

Упоминания о музах в литературе

Впервые о музах упоминали Гомер и Гесиод. При этом девять муз появились далеко не сразу. У Гомера сказано то об одной, то о нескольких музах, но ни одна из них не названа по имени. Позднее в различных источниках говорилось о трех музах, которых нередко путали с харитами, считавшимися богинями плодородия, а затем - красоты и радости. Постепенно количество муз выросло до девяти, получили известность и их имена.

Классическим о музах стала «Теогония» Гесиода. В ней они описывались как прекрасные девы, чудесными голосами воспевавшие героические деяния Зевса. Сам же Гесиод благодарил муз за «дар песнопения», которым они его наделили.

Спутницами Аполлона музы становятся в поэме Гомера «Илиада». Помимо Аполлона, музы считались также спутницами Диониса. Недаром греки видели в искусстве два начала: гармоничное – аполлоновское – и стихийное – дионисийское.

Влияние муз на жизнь человека

По представлениям древних греков, музы сопутствовали во все наиболее важные моменты его жизни: рождение , любовь и брак, занятие творчеством, выбор жизненного пути.

Начиная с архаического периода, изображения девяти муз можно было увидеть на саркофагах. Древние греки считали, что музы сопровождают души на небесный остров счастья.

Представляя все известные грекам науки и искусства, музы символизировали творческие силы человека, которые должны были пробудиться на протяжении его жизни и подарить миру красоту и гармонию.