Механизмы социализации личности. Механизмы процесса социализации Что не является механизмом социализации

А. В. Мудрик к числу социально-педагогических механизмов социализации относит:

  • импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов;
  • подражание – следование какому-либо примеру, образцу;
  • экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами;
  • идентификацию (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом;
  • рефлексию – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Кроме того, выделяют следующие механизмы социализации (А. В. Мудрик):

  • а) традиционный (стихийная социализация), т.е. усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов;
  • б) институциональный, функционирующий в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач;
  • в) стилизованный, действующий в рамках определенной субкультуры – комплекса морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста либо определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы;
  • г) межличностный, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.п.

Принципы социализации

Рассматривая социализацию с позиции относительной управляемости, можно выделить ряд принципиальных положений, которыми необходимо руководствоваться в целях педагогического влияния на повышение эффективности процесса социализации:

  • принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизни, физического, психического, нравственного здоровья и духовного богатства как высших человеческих ценностей. Педагогическое воздействие на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но и овладеть этими ценностями;
  • принцип природосообразности исходит из научного понимания единства мира, взаимосвязи природы, общества и человека, естественных и социальных процессов;
  • принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Чем выше уровень благополучия (нравственного, материального, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие. Вот почему в общей совокупности отношений (человек, общество, государство и др.) в качестве приоритета принимаются потребности человека, его право на свободу выбора, развитие, реализацию личностного потенциала. Однако в каждый исторический период развития общества этот выбор ограничен запросами и возможностями социума, его развивающим потенциалом;
  • принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями; терпимое отношение к проявлениям непохожести других людей во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т.д.;
  • принцип субъектности предполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических и др.). Принцип субъектности исходит из субъект-субъектных отношений, когда клиент рассматривается как равноправный партнер в поиске решений и средств реализации;
  • принцип индивидуального подхода означает признание уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей. Из этого следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга;
  • принцип осознанности означает признание человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), наделенного способностью к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности;
  • принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых, профессиональных и др.) особенностей, включение его в группу социально значимой направленности, а с другой – последующую интеграцию в жизнь общества в целом;
  • принцип педагогического сопровождения процесса социализации означает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе задействован педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (реабилитация, коррекция и др.).

Социализация, развитие, воспитание

Развитие «природное» - физическое, физиологическое и «социальное» - усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализацию.

Развитие человека – общий процесс становления человека.

Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями:

Стихийное взаимодействие с обществом в различных жизненных обстоятельствах;

Влияние государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

Целенаправленное создание условий для развития человека (воспитание);

Саморазвитие и самовоспитание человека.

Воспитание – относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

Задача социальной педагогики – охарактеризовать картину социально-педагогической действительности:

Понять, что может произойти;

Создать услловия для социализации;

Уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств.

Связь социальной педагогики с другими науками

Механизмы социализации

Импринтинг (запечатление -впечатывание) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особен­ностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим (от лат. ex (s) istentia - существо­вание) - влияние условий бытия человека, определяющее неосо­знаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем; овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на дру­гих возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды).

Подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми чело­век сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также с теми, кото­рые предлагаются средствами массовой коммуникации.

Идентификация (отождествление ) - эмоционально­когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, цен­ностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодей­ствии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассма­тривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные цен­ности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Традиционный механизм социализации (стихийной) пред­ставляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и бли­жайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодей­ствия человека с институтами общества и различными организа­циями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллель­но со своими основными функциями (производственные, обще­ственные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Социокультурная воспитательная среда семьи.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответствен­ностью. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Современная семья признана быть своеобразным пси­хологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супру­гов, но и детей, других родственников.

Виды отношений в семье:

а) психофизиологические - отношение биологического родства и половые отношения;

б) психологические - отношения открытости, доверия, заботы друг о друге, взаимной моральной и эмоциональной поддержки;

в) социальные - распределение ролей, материальная зависимость в семье, а также статусные отношения (авто­ритет, руководство, подчинение и др.);

г) культурные - особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (нацио­нальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

Важнейшие функции семьи:

репродуктивная (рождение детей);

экзистенциальная (функция социальной и эмоцио­нальной защиты своих членов);

хозяйственно-потребительская (соблюдение домаш­него бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

социально-статусная (воспроизводство социальной структуры общества через предоставление определенного социального статуса членам семьи);

восстановительная (поддержание здоровья, жизнен­ного тонуса, организации досуга и отдыха);

коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отно­шений между ее членами.

На основе различных критериев выделяют следующие типы семей:

По составу семьи - нуклеарная (наиболее распро­страненный ныне тип семьи) и расширенная. Нуклеарная семья состоит из одной пары супругов с детьми или без детей; она может быть полной или неполной. Расширенная семья состоит из проживающих совместно либо поблизо­сти друг от друга нескольких, чаще всего трех, поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и деду­шек, мужей и жен, внуков и внучек, братьев и сестер, пле­мянников и племянниц и т.д.).

По количеству детей - однодетная, малодетная, мно­годетная.

По типу главенства в семье - эгалитарная (равно­правная), патриархальная, матриархальная.

По качеству отношений - благополучная, неблагопо­лучная (конфликтная, проблемная, кризисная).

Выделяют также семьи социального риска, в которых по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование в связи с неблагополуч­ными условиями воспитания.

Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, однако фак­тически в современных условиях семья не всегда домини­рует в воспитательном воздействии. Влияние оказывают: школы, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.

Семья имеет наибольшую длительность воздействия. Здесь закладываются основы лично­сти ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного , так и отрицательного фактора воспитания.

Тем не менее воспитательное воздей­ствие семьи ограничено.

В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолю­бивые родители так подавляют своих детей, что это приво­дит к появлению у них комплекса неполноценности.

Как развить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемей­ные социально-психологические факторы, имеющие воспи­тательное значение.

Взаимной удовлетворенности супругов, их соответ­ствии друг другу во всех видах внутрисемейных отно­шений; соответствие семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.;

Этика вну­трисемейных отношений;

Доверие, внимание и забота, уважение, психологическая поддержка и защиты;

Совместимость нравствен­ных позиций супругов, точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

В семье роди­тели обращаются к разнообразным средствам воздействия : поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.

Семейное воспитание - система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Воспитательный потенциал семьи составляет сово­купность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как рав­ноправных участников;

открытость и доверительность отношений в семье;

оптимальность взаимоотношений в семье;

последовательность старших в своих требованиях;

оказание посильной помощи ребенку, готовность отве­чать на его вопросы.

Различают четыре типа семейного воспитания:

в) либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля);

г) индифферентный (холодные отношения, низкий уро­вень контроля).

Стили семейного воспитания определены на основе сле­дующих критериев:

степень протекции и контроля;

удовлетворенность потребностей ребенка;

предъявляемые требования и способы общения с ребенком;

применяемые санкции по отношению к ребенку;

степень эмоциональной отзывчивости и воспитатель­ной умеренности родителей.

Демократический стиль семейного воспитания опреде­ляется высоким уровнем вербального (речевого) обще­ния между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готов­ностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно верой в успех самостоятельной деятельно­сти ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Как правило, в семьях с демократиче­ским стилем семейного воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрес­сивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакт со сверстниками, однако им не слишком присущи альтру­изм, сензитивность и эмпатия.

Контролирующий стиль семейного воспитания вклю­чает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсут­ствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим типом семейного воспитания послушны, внушаемы, бояз­ливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном типе воспитания детям присущи внуша­емость, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедность фантазии.

Исследователи выделили несколько аномальных стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер):

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за пове­лением ребенка, иногда доходящий до полной безнадзор­ности; чаще проявляется недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, егоделам, интересам, тревогам. Этот стиль способствует фор­мированию различных форм безнадзорности.

Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетаются с мелочным контролем, оби­лием ограничений и запретов. Данный стиль способствует формированию либо несамостоятельности, конформного поведения (при слабом типе высшей нервной деятельности), либо (при сильном типе высшей нервной деятельности) пове­дения, связанного со стремлением выйти из-под контроля взрослого (протестное поведение, уходы из дома и т.п.).

Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмер­ное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стрем­ление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недоста­точным упорством и опорой на собственные ресурсы.

Эмоциональное отвержение : игнорирование потребно­стей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрыва­емое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой».

Повышенная моральная ответственность-, не соответ­ствующие возрасту и реальным возможностям ребенка тре­бования бескомпромиссной честности, чувства долга, поря­дочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недоста­точным вниманием к его психофизическим особенностям.

функции социального педагога:

диагностическую (изучение особенностей семьи, выяв­ление ее потенциала);

охранно-защитную (правовая помощь семье, обеспе­чение социальных гарантий, создание условий для реали­зации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация обще­ния, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

социально-психолого-педагогическую (психолого­педагогическое просвещение членов семьи, оказание неот­ложной психологической помощи, профилактическая под­держка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разра­ботка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объ­единение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного небла­гополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Принципы Работы социально-психологических служб с семьей:

принцип конгруэнтности - соответствие выдвигае­мых целей, задач и направлений деятельности возможно­стям и потребностям семьи;

принцип конфиденциальности - корректное использо­вание сведений социально-психологического характера;

принцип компетентности - сотрудничество психоло­гов, педагогов и социальных работников на заинтересован­ной и компетентной основе, научно обоснованная профес­сиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований;

принцип активности - целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.

Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает:

содействие адаптации семьи к изменяющимся соци­ально-экономическим условиям; улучшение экономиче­ского и социально-бытового положения семьи;

оказание помощи в решении проблемы трудовой заня­тости;

адресную поддержку малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;

материальную помощь многодетным семьям, детям- инвалидам, выпускникам детских домов и т.п.;

выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение их необходимой медицинской помощью;

содействие в осуществлении социальной реабилита­ции и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;

разработку и реализацию мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;

социально-правовую защиту семьи и социальную реа­билитацию детей и подростков с отклоняющимся поведе­нием;

реабилитацию детей из групп социального риска;

предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

профилактику негативных явлений;

диагностирование, анализ и прогнозирование инте­гральных социально-психологических характеристик раз­вития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспита­ния детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);

содействие интеграции и согласованности в социально­психологическом режиме работы членов семьи;

помощь в реализации основных гуманистических под­ходов к развитию и воспитанию личности в семье - возраст­ного (учет возрастных особенностей), индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);

информирование семьи об актуальных социально­психологических проблемах через работу лекториев, соци­ально-психологических служб различных организаций и учреждений;

педагогическую и социально-психологическую про­филактику возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;

помощь в проведении семейного досуга (организа­ция праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др.

Предупреждение социального сиротства:

поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, его физическом, психологическом и духовном здоровье;

утверждение высокой ценности родительства, мате­ринства, повышение престижа отцовства;

разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни;

формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь;

возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обще­стве;

организация педагогического консультирования Родителей с оказанием практической помощь в семейном носпитании, преодолении конфликтов между взрослыми и Детьми в семье;

государственная поддержка талантливых детей и подростков;

реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;

организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

В систему учреждений социального обслуживания семей и детей входят Центры психолого-педагогической помощи населению. Основными задачами деятельности центров являются:

повышение психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родитель­ского общения;

помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаи­мопонимания и взаимного уважения, преодоления конфлик­тов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, овладении знаниями воз­растных психологических особенностей детей, предотвра­щении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

психологическая помощь семьям в социальной адап­тации к изменяющимся социально-экономическим усло­виям жизни;

регулярный анализ обращений граждан и разработка рекомендаций для местных органов государственной вла­сти по профилактике кризисных проявлений в семье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Карельская Государственная Педагогическая Академия

по общей педагогике

на тему: "Механизмы социализации личности"

Выполнила: студентка 1 курса

Левичева Н.В.

Преподаватель:

Раевская О.С.

Петрозаводск

Введение

1. Понятие социализации

2. Этапы социализации

3. Механизмы социализации

Заключение

Список литературы

Введение

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. В одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение. Поэтому процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Сегодня проблема человека очень актуальна, поэтому находится в центре внимания и составляет основу междисциплинарных исследований. Настоящее время характеризуется обостренным интересом к проблеме личности и индивидуальности.

Цель работы: рассмотрение механизмов социализации личности.

Задача: раскрыть особенности социализации и её механизмы.

1. Понятие социализации

Социализация (лат. socialis -- общественный) -- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40--50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

В социологических исследованиях выделяют два подхода к теории социализации.

Представителем первого направления является З.Фрейд, рассматривающий человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним "табу" 1

Представителем второго направления является Эмиль Дюркгейм, который в своих известных исследованиях отношений человека и общества неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Смысл позиции Э.Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации - это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой 2 .

Анализ словарно - справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И.Кривовым, показал, что авторы (В.Ч.Гуд, Б.Уолтен) толкуют "социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптации их как часть собственной личности". Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г.Герри Пейджа, Дж.Томаса, Алана Р.Маршалла: "Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми.

Современные социологи Н. Смелзер 4 , Ж.. Т. Тощенко 5 и А. Г. Эфендиев 6 определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям; процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, делающих возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению; процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающимся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений.

Таким образом, социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. То есть под социализацией понимают весь многогранный процесс, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Этапы социализации

Социализация включает в себя различные этапы. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно.

Одни ученые выделяют три этапа:

1) Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.

2) Трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

3) Послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Другие подразделяют этот процесс на два этапа: "первичную социализацию" (от рождения до зрелой личности) и "вторичную социализацию" (связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости).

Есть и другие точки зрения. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Так, выделяют

Младенчество (от рождения до 1 года),

Раннее детство (1-3 года),

Дошкольное детство (3-6 лет),

Младший школьный возраст (6-10 лет),

Подростковый (10-14 лет),

Ранний юношеский (15-17 лет),

Юношеский (18-23 года),

Молодость (23-33 года),

Зрелость (34-50 лет),

Пожилой возраст (50-60 лет),

Старость (60-70 лет),

Долгожительство (свыше 70 лет)

Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения.

Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.

3. Механизмы социализации

социализация личность общество

Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард 7 считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер 8 механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина 9 рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности.

Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Различают два вида механизмов социализации:

Психологические и социально-психологические;

Социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованны или блокированны в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Заключение

Итак, социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности.

Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

Список литературы

1. Альжев. Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций - ЭКСМО, 2008

2. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003

4. Воронов В.В., Журавлев В.И., Краевский В.В. и др.Педагогика: Учебное пособие (под ред. Пидкасистого П.И.) Изд. 3-е, доп. Перераб, 2002

5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - СПб.: Речь, 2004

6. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. - М.: Академия, 2002

7. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 2003

8. Лукашевич Н. П., Туленков Н. В. Социология. - Минск: ВЭВЭР, 2002

9. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006

10. Свенцицкий А.Л. "Социальная психология: Учебник". М., 2004

11. Сластенин В, Исаев И, Шиянов Е Педагогика. - М.: Академия, 2007

12. Сурмин Ю. П., Туленков Н.В. Социализация личности - глобальная проблема. - СПб.: Питер, 2002

13. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс /Ж.Т.Тощенко. - М.: Прометей, 1994

14. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика, 1981

15. Эфендиев А.Г. Основы социологии: Курс лекций. Ч. 2. /А.Г.Эфендиев. - 2-е изд., - М: Знание, 1994. - 166 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, основные факторы и механизмы социализации. Становление личности дошкольника в контексте социального окружения. Влияние особенностей семейного воспитания на развитие дошкольников как ведущий фактор социализации дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Сущность социализации личности. Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте. Характеристика социального приюта для детей и подростков. Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2011

    Социальная педагогика как учебный предмет. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Принцип гуманистической направленности воспитания. Сущность, этапы и составляющие процесса социализации. Самоизменение человека в процессе социализации.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Особенности социального развития детей дошкольного возраста. Роль игры в социализации личности дошкольника. Опытно-практическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Рассмотрение процесса социализации личности в условиях общественных изменений. Педагогические методы развития экономического мышления у школьников. Определение необходимости сотрудничества педагогов и родителей в формировании жизненной позиции ребенка.

    творческая работа , добавлен 30.06.2010

    Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия "гипопротекция", компоненты воспитательной системы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Проблема полоролевой социализации личности в психолого-педагогических исследованиях. Своеобразие полоролевой социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах. Формирование основ полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста. Характеристика условий полноценной социализации детей. Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2010

    Особенности и проблемы социализации детей в педагогике и психологии. Изучение социально-значимых качеств личности. Изучение влияния сюжетно-ролевых игр как средства социализации ребят дошкольного возраста. Проведение теоретического анализа видов игры.

    реферат , добавлен 21.03.2014

    Понятие и основные стадии социализации, сферы ее распространения в обществе. Социализированный человек как результат процесса социализации. Особенности социализации детей-сирот. Пути совершенствования социального воспитания в детском доме "Родник".

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью так называемых механизмов. Перед раскрытием понятия механизм социализации необходимо кратко охарактеризовать факторы и агенты социализации.

Фактор социализации – это условие в которых она протекает. Факторы социализации в обобщенном виде можно выделить в четыре группы.

· мегафакторы: космос, планета, мир (Интернет можно отнести к мегафактру, поскольку он может влиять на социализацию всех жителей планеты)

· макрофакторы: страна, этнос,общество, государство

· мезофакторы: условия социализации больших групп людей, выделяемых по: местности и виду поселений (горд, село и т. д.), по принадлежности к тем или иным субкультурам

· микрофакторы: семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации и т. д.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

К психологическим механизмам социализации можно отнести:

импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.

экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ

идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.

рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социально-педагогические механизмы:

1) традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).

2) институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

3) стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и т. д.) референтны (значимы) для него.

4) межличностный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг и т. д.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.


Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс , в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.

Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализацию обучением (1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

- это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

- это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а с другой стороны, — нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

- это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита - это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация - это психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика), изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его. Для формирования творческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решать мыслительные задачи.

В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — это не запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитию памяти , а научение анализу, синтезу, обобщению.

Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. Например, для западной ментально- сти «социализм» часто — тоталитарный, неэффективный, стаг- нируюший общественный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это касается и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системы статусов — ролей , образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя прежде всего формирование совокупности мотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

В мире происходят процессы дифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

Привязанность к людям , возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ее универсализма - от ближних к дальним. Ему противостоят другие ценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

Механизм социализации личности

Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называют социализацией , так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.

Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:

  • стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?
  • возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?

Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

Другие психологи, например И. П. Павлов , признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?

Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

  • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
  • активную форму , проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;
  • трудовой — зрелость:
  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня , т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня , таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации , т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

Хотя в психологии существует множество определений личности, тем не менее все психологи признают, что личность является результатом развития психики индивидуума, прошедшей через все указанные этапы, уровни и механизмы.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: ; характер; направленность; ; волевые качества; эмоции; мотивации.

Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности. выражают се индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация, объединены системообразующими признаками: направленностью, саморегуляцией, эмоциональностью.