Мед сестринский процесс при бронхиальной астме. Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе. Подготовка к процедуре

  • V2: Кости нижней конечности, их соединения. Особенности строения стопы человека. Рентгеноанатомия суствов нижней конечности. Разбор лекционного материала.
  • V2:Анатомо-физиологические особенности зубов и слизистой оболочки полости рта. Эмбриогенез полости рта и зубов
  • VI. Особенности влияния различных факторов на фармакологический эффект ЛС.
  • А. Дифференциальная диагностика приступа бронхиальной астмы
  • Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование - это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям. Сформировать план ухода.

    2.2. Возможные проблемы пациента:

    Нарушение дыхания из-за отека слизистой, бронхоспазма, гиперсекреции слизи, гипоксии;

    Дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного ее потребления;

    Нарушение аппетита;

    Нарушение сна;

    Дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, нежелание принимать препараты;

    Беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом;

    Снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;

    Дефицит самоухода;

    Социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;

    Ограничение в выборе профессии;

    Присоединение тяжелых осложнений.

    Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, мокрота) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.

    2.3. Особенности наблюдения и ухода:

    Контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА - воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно - зависимым вариантом.

    При гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов - при дизовариальном варианте - ухудшение состояния в связи с менструальным циклом - нервно - психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно - психического варианта.

    Физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов - приём аспирина или других НПВП.

    Определение проблем пациента:

    Страх смерти от удушья;

    Нарушение потребности дышать - экспираторная одыш­ка, удушье вызванные спазмом мелких бронхов;

    Непродуктивный кашель, вызванный появлением в брон­хах вязкой мокроты;

    Тахикардия и слабость пульса вследствие развития ды­хательной недостаточности;

    Цианоз (бледность) кожи, как результат гипоксии, выз­ванный нарушением дыхания.

    Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помо­щи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, со­гласуя действия с врачом.

    Если приступ купирован, все проблемы пациента решены, медсестра беседует с пациен­том по восстановлению правильного дыхания - условия профилактики приступов. Она обучает пациента правиль­но дышать:

    1) в состоянии относительного покоя или средней физи­ческой нагрузки дышать следует только через нос;

    2) дыхание должно быть трехфазным (вдох-выдох-пауза);

    3) выдох в норме длиннее вдоха;

    4) дыхание по возможности должно быть полным: верхне-и нижнегрудным и брюшным; ежедневно - дыхательная гимнастика. Рекомендовать родителям ребенка посещение астма-школы.

    Сестринский процесс при бронхиальной астме.

    Сестринское обследование.

    При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятель­ства возникновения приступа удушья, кашля, чем они вы­зываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) не переносит.

    В диагностике БА важную роль играет - тщательно собранный анамнез:

    Что предшествует приступу удушья:

    Контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА.

    Воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно - зависимым вариантом.

    При гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов.

    При дизовариальном варианте - ухудшение состояния в связи с менструальным циклом.

    Нервно - психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно - психического варианта.

    Физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов.

    Приём аспирина или других НПВП.

    Отягощённая наследственность: наличие БА и аллергических заболеваний у кровных родственников.

    При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край крова­ти, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

    При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напря­жение), измеряется АД (снижено).

    Цели сестринских вмешательств План сестринских вмешательств
    У пациента не будет страха смерти от удушья 1. Доверительная беседа с пациентом о новых условиях пребывания в стационаре. 2. Информирование пациента об эффективных методах лечения приступа удушья
    В течение 30 минут приступ удушья будет купирован 1. Придать пациенту удобное сидячее положение, освободить от стесняющей одежды. 2. Обеспечить приток свежего воздуха. 3. Выполнить ингаляцию пациентом. Р 2 -агониста - сальбутамола (1-2 дозы) (атровента - пожилым) 4. По назначению врача ввести внутривенно 10 мл 2,4% раствора эуфиллина. 5. Приготовить и обеспечить подачу кислорода из аппарата в смеси с воздухом (30-60%). 6. Поставить круговые горчичники по назначению врача и при переносимости запаха горчицы пациентом.
    Кашель у пациента станет продуктивным 1. Обеспечить пациенту обильное теплое питье. 2. Бронходилататоры - через небулайзер. 3. По назначению врача - прием пациентом внутрь или ингаляционно муколитиков, амброксол, ацетилцистеин внутрь - мукалтин, бромгексин по 2-4 таблетки 3-4 раза в день
    Показатели пульса и АД нормализуются 1. Исследование пульса, АД каждые 10-15 минут до ликвидации удушья. 2. По назначению врача и при стойкой тахикардии дать внутрь 10 мг нифедипина (3 раза в день). Примечание: не давать 3-блокаторы - усиливают бронхоспазм
    Цвет кожных покровов нормализуется 1, Наблюдение за пациентом в ходе мероприятий по купированию приступа удушья. 2, Повторно выполнять ингаляции кислорода. 3, При падении АД по назначению врача ввести внутримышечно 2 мл кордиамина

    2.4. Оказание помощи при приступе.

    Жалобы пациента:

    1. Затрудненное дыхание. 2. Затрудненный удлиненный выдох.

    3. Непродуктивный кашель. 4. Свистящее дыхание. 5. Трудно говорить

    Данные осмотра

    1. Вынужденное (сидя) положение. 2. Бледность кожи. 3. Чувство страха на лице. 4. Коробочный перкуторный звук. 5. Дистанционные свистящие хрипы.

    Аускультативно - ослабленное дыхание, разнотембровые сухие хрипы.

    Пульс частый, слабого наполне­ния.

    Сестринские вмешательства

    1. Обеспечить доступ воздуха, удобное положение.

    2. Предложить волевую задержку дыхания.

    3. Ингаляция сальбутамола (1-2 вдоха) (пожилым - атровент).

    4. Приготовить для внутривенного введения 10 мл 2,4% раствора эуфиллина (по назначению врача).

    5. Круговые горчичники при переносимости запаха.

    6. Подать для ингаляции увлажненный кислород.

    7. Наблюдать за дыханием, кашлем, появлением мокроты, за пульсом, АД.

    2.5.Астматический статус.

    Симптомы:

    1. Дыхательная недостаточность. 2. Резистентность к бронхолитикам.

    3. Затянувшийся приступ удушья. 4. Отсутствие дистанционных хрипов.

    5. Шумное дыхание, цианоз. 6.Одутловатость лица. 7. Тахикардия, АД снижено. 8. Заторможенность. 9. Возможны судороги.

    Неотложная помощь

    1. Срочная транспортировка в реанимационное отделение.

    2. Кислородная терапия.

    3. Инфузионная терапия -3-3,5 л (гемодез, полиглюкин и др.)

    4. Эуфиллин внутривенно.

    5. Преднизолон 60-90 мл каждые 4 часа внутривенно.

    6. Гепарин в\в.

    Противопоказаны: морфий, промедол, пипольфен (угнетают дыхание)

    7. Диспансерное наблюдение

    Больные БА должны находиться на диспансерном учёте у участковых врачей, которые в случае необходимости консультируют их с пульмонологом и др. специалистами (аллергологом, дерматологом, ЛОР врачом), решают вопросы госпитализации, трудоустройства.

    Переход на ступень вверх (усиление медикаментозного лечения) необходим в случаях невозможности контроля заболевания на предыдущей ступени при условии правильного выполнения больным назначений врача.

    Санаторно - курортное лечение показано большинству больных лёгкого и среднетяжёлого течения в фазе ремиссии при удовлетворительных показаниях ФВД. БА тяжёлого течения, гормонозависимый вариант, являются противопоказаниями к направлению на СКЛ.

    СКЛ в местных условиях даёт хороший клинико - функциональный эффект у большинства больных БА. При отсутствии эффекта в местных условиях или неблагоприятном климате зоны проживания рекомендуется лечение в другом климатическом поясе: Крыма, Кавказа, Средней Азии, Прибалтики.

    Профилактика БА заключается в санации оча­гов инфекции, предупреждении и своевременном лече­нии острых респираторных заболеваний, хронического бронхита. Имеет значение соблюдение техники безопас­ности на химических заводах, борьба за оздоровление экологии. Вторичная профилактика проводится по ли­нии диспансеризации пациентов в поликлиниках.

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

    А/Д - артериальное давление; БА - бронхиальная астма; НПВП - нестероидные противовоспалительные препараты; СКЛ - санаторно-курортное лечение; ФВД - функция внешнего дыхания.

    Заключение.

    Многочисленные связи соединяют человека с окружающей природой. По своей направленности и содержанию эпидемиологический анамнез приобретает не только клиническое, но одновременно и профилактическое значение. Продуманный и умело собранный, достоверный и своевременный анамнез не только облегчает распознавание болезни, но и становится своего рода контролем за состоянием окружающей обстановки, сигналом ее неблагополучия. Оздоровление окружающей среды - важнейшая государственная задача, одно из решающих условий для дальнейшего снижения инфекционной заболеваемости

    За последние годы в большинстве развитых стран отмечается рост распространённости и смертности, связанных с бронхиальной астмой (БА), несмотря на неуклонное увеличение числа аллергологов, пульмонологов, значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств. Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи.

    В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. При этом большая роль в лечении и эффективном диспансерном наблюдении отводится участковым терапевтам. Поэтому столь актуальна проблема обучения этих врачей, в том числе и на данном цикле (поликлиническое обучение). Узким же специалистам отведена роль консультантов и лечение наиболее тяжёлых больных.

    Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение.

    2.6. Литература.

    1. Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь: Учебное пособие.- М.: Форум: Инфа – М, 2004.-386с.

    2. Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001.-496с.

    3. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. –М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 960с.

    4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 112 с.

    5. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. – М. Медицина, 2001-89с.

    6. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико - санитарной помощи.-Ростов-н/Д: «Феникс». Серия «Медицина для вас». 2003 – 544с.

    7.Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: - ГЭОТАР - Медиа 2009. - 512 с.

    8.Сестринское дело в терапии - ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. - 544с.

    9.Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили - Справочник по терапии с основами реабилитации - М.: - Феникс - 2007. - 275с.

    10.Медицинская сестра - Научно - практический и публицистический журнал - Издательский дом «Русский врач» - №1-2010, №5-2010.

    11.Медсестра - Научно-практический журнал - Медиздат - №2-2011.

    На сегодняшний день бронхиальная астма относится к группе неизлечимых заболеваний. Медикаментозные схемы направлены лишь на облегчение состояния пациента. Большинству людей знакомы принципы борьбы с приступами дома. Для взрослых ситуация обстоит немного лучше, так как они понимают, что происходит. В отношении ребенка уход значительно сложнее. В период обострения детям необходима полномерная помощь, которая осуществляется по плану. В таких случаях целесообразно проведение сестринского процесса при бронхиальной астме.
    Подробная информация о бронхиальной астме находится

    Особенности методики, задачи и цели медработника

    При патологии, особенно у детей, часто возникают неотложные ситуации. Процесс подразумевает вмешательство, при котором осуществляется уход с учетом индивидуальных особенностей.

    Медсестра должна проявлять коммуникабельность и профессионализм, уметь выявить потребности и проблемы пациента. Ее работа также заключается в обучении самостоятельной помощи при приступах, так как от этого зависит не только самочувствие, но и жизнь пациента.

    Первый этап, при котором осуществляется сестринский процесс при бронхиальной астме – это выяснение обстоятельств, вызывающих дыхательную недостаточность. В план работы входит опрос больного или родителей и сбор сведений о провоцирующих агентах. Сестра должна узнать, что приводит к приступу, какие лекарства не переносят дети или взрослые подопечные.

    • Характер одышки
    • Положение тела (поза апноэ)
    • Наличие хрипов
    • Состояние тканей, наблюдается ли цианоз
    • Нужно измерять артериальное давление
    • Определить характер сердечных ритмов.

    Основные проблемы и специфика вмешательства

    Как правило, пациент испытывает ряд ощущений, которые требуют помощи. Существует несколько видов действия: зависимая работа представляет собой выполнение назначений врача: контроль приема лекарственных препаратов, осуществление инъекций, необходимых процедур и манипуляций. Важно донести до человека сведения об опасности самостоятельного применения медикаментозных средств и описать возможные риски такого использования.

    Независимые действия – работа, которую фельдшер проводит самостоятельно. Это уход, измерение артериального давления, частоты дыхания, пульса. Он должен организовывать досуг в стационаре и контролировать санитарно-гигиенические нормы в палате.

    Взаимозависимые действия – это проведение диагностических исследований, подключение разных специалистов для дополнительных консультаций.

    Роль фельдшера заключается в следующих действиях:

    Проблема паники

    При приступах больные, особенно дети, испытывают страх удушья. Приоритетной целью является разговор с пациентом в спокойном и убедительном тоне. Сестра должна рассказать об особенностях пребывания в стационаре и новых методиках лечения. Кроме того, помощь заключается в том, что она обязана ввести в курс о потенциальных угрозах, но в мягкой форме. Сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в собеседовании и формировании доверительных отношениях

    Если предстоит уход за детьми, целесообразно научить родителей справляться с паникой в дальнейшем. Основная проблема состоит в неумении настраиваться на оперативную помощь – взрослые также могут растеряться, когда у малыша начинается приступ. В этом случае роль медсестры – не только лично проводить беседу с детьми, но и вовлекать в нее родителей, контролировать спокойную обстановку и учить снимать стресс. Весь план настроен на то, чтобы снять панику в течение приступа.

    Проблема удушья

    При обострении уход подразумевает выполнение определенных действий:

    • Необходимо придать человеку сидячее положение. Детей при этом лучше поддерживать.
    • Освободить от стягивающей одежды.
    • Обеспечить приток свежего воздуха. Если позволяет погода и климатические условия, нужно открыть окно.
    • Применить ингаляцию с Сальбутамолом для детей и Атровентом – для взрослых пациентов. Достаточно 1-2 впрыскиваний.
    • Если есть предписание врача, вводит внутривенно 2,4% раствор Эуфиллина в дозировке 10 мл.
    • Подготовить кислородный аппарат для использования кислородной смеси и ее подачи в дыхательную систему.
    • При отсутствии аллергии поставить горчичники.

    Проблема кашля с мокротой

    При кашлевом рефлексе и отхождении секрета сестринский процесс при бронхиальной астме заключается в обеспечении введения бронходилататоров с помощью аппарата Небулайзера. Уход и роль специалиста состоит в регулярном приготовлении теплого питья, детям обычно дают морсы, если нет аллергии на ягоды. По назначению врача медсестра дает муколитики перорально или с помощью ингалятора: Амброксол, Мукалтин, Ацтилцистеин. Это обеспечивает разжижение мокроты и облегчает ее вывод. Для больных в тяжелых состояниях и детей уход заключается в контроле во время выхода секрета.

    В этот момент медсестра обязана вести лист наблюдения, где отмечает особенности частоты дыхания, цвета кожных покровов, описывает характер отделяемой жидкости. В отдельных графах указываются улучшения или осложнения, если таковые имеются.

    Проблема дыхательной недостаточности

    При таких состояниях дети и взрослые испытывают учащенное биение пульса, может подняться артериальное давление. Роль медсестры заключается в нормализации показателей в течение суток. Она должна контролировать параметры сердца и сосудов каждые 10-15 минут на протяжении всего приступа и еще час после него.

    Про стойких проявлениях тахикардии взрослым дают 10 мг, детям – 5 мг Нифедипина, Кордафена, Адалата трижды в день, но только в случае указаний врача. Бетаблокаторы в этот период не назначаются, так как могут вызвать спазм и усугубить положение.

    Проблема гипоксии

    Роль медсестры при вмешательстве состоит в нормализации цвета кожных покровов в течение суток. Приоритетной целью является наблюдение за пациентом, повторное применение кислородных ингаляций. Особенность состояния у детей – возможность резкого снижения артериального давления. В этом случае рекомендовано внутримышечное введение Кордиамина, Никетамида или Этимизола в дозировке 2 мл.

    Особенности ухода в стационаре

    Приоритетная роль медсестры заключается в наблюдении за больным, она должна способствовать ремиссии, предотвращать потенциальные осложнения. Для этого проводятся следующие процедуры и мероприятия:

    • Обеспечение и контроль соблюдения режима
    • Удовлетворение физиологических потребностей во время приступа
    • Объяснение необходимости применения назначаемых препаратов
    • Обучение самоконтролю, использованию ингаляторов, ведению журнала
    • Обучение методике пикфлоуметрии
    • Проверка навыков на практике больных и родителей маленьких подопечных
    • Нормализация поражений в бронхиальных структурах и показателей их деятельности
    • Осуществление ухода за лежачими больными
    • Контроль проведения влажной уборки и проветривания
    • Обеспечение досуга маленьких пациентов
    • Осуществление назначений врача
    • Организация правильного питания.

    Выполнение врачебных назначений

    Приоритетной обязанностью медсестры и ее ролью в улучшении состояния больного является не только уход, помощь при приступах, но и проведение процедур, согласно указаниями фтизиатра, пульмонолога. Она обеспечивает человека препаратами и следит за правильностью их приема. Контролирует применение карманного ингалятора, спейсера и небулайзера, проводит подачу увлажненного кислорода.

    Кроме того, сестра обязана подготовить подопечного к дополнительным процедурам обследования:

    • Тесты на аллергических агентов
    • Биохимические анализы
    • Исследование мокроты
    • Рентгенографии
    • Спирометрии
    • Бронхоскопии.

    Если назначаемые препараты дают побочный эффект, медсестра должна распознать негативные реакции и уведомить об этом врача.

    Процедура подачи кислорода

    Основная цель манипуляций – уменьшение тканевой гипоксии. Сестра готовит натриевый гидрокарбонат, катетеры, бинты, лейкопластыри, лотки. Все предметы должны быть продизенфицированы. Процедура проводится при помощи аппарата Боброва.

    Медсестра должна выявить признаки удушья и гипоксии, установить с больным доверительный контакт. Она поясняет цель оксигенотерапии и роль в улучшении состояния при приступе. В результате проведенной беседы человек успокаивается, что позволяет легким меньше расходовать кислород. Последующие действия проходят в несколько этапов:

    • Обеспечение герметичности и проверка фиксатора на пробке
    • Определение длины катетера. Параметр составляет расстояние от хрящевого выступа на внешней части уха до ноздрей, примерно 15 см.
    • Ввод осуществляется по подготовленной метке
    • Язык прижимается специальной лопаткой или шпателем
    • Кончик катетера должен выглядывать над зевом
    • Наружная часть фиксируется при помощи бинта
    • После подсоединения к аппарату и подключения проверяется скорость подачи кислорода
    • Уход состоит в контроле слизистой
    • Продолжительность процедуры не более часа
    • После выведения катетера необходима оценка состояния пациента, анализ улучшений, о чем производится запись в журнале.

    План действия при астматическом статусе

    В обязанности медсестры также входят мероприятия по неотложной помощи в период некупируемого приступа, который приводит к осложнениям, угрожающим жизни. Роль заключается в первоочередном запрете на использование карманного ингалятора.

    При уходе фельдшер должен уложить пациента, обеспечить ему теплое питье со щелочным содержимым. Это молоко с содой или минеральной водой без газа, что помогает успокоить кашель и вывести мокроту. После этого специалист обеспечивает больного увлажненным кислородом. Медсестра должна сохранять спокойствие и уметь поддержать пациента, не допуская приступа паники.

    Специфика деятельности медсестры имеет свои особенности. Прежде всего, к такому труду допускаются люди со специальным образованием, защитившие дипломную работу. Их роль состоит в грамотном и распланированном взаимодействии с пациентом, когда лечебные и профилактические мероприятия тесно связаны с личностными отношениями. При современном прогрессе фельдшер обязан обладать достаточными знаниями об инновационных технических средствах и методиках, осваивать их применение.

    При правильной организации ухода ремиссия наступает достаточно быстро. Больной выписывается из стационара под наблюдение ведущего терапевта, педиатра и аллерголога. Пациент подготовлен, он умеет справляться со страхом удушья, понимает, какие меры нужно принимать при приступах. Также он обладает информацией о необходимости приема препаратов, их свойствах и особенностях воздействия на организм. Медсестра проводит инструкцию по правильному и рациональному питанию, дает рекомендации по режиму дня. Она проверяет навыки человека и готовность к применению карманного ингалятора.

    Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

    Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

    В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

    Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

    Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:


    Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

    1. Оценка физического и психического состояния пациента.

    Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

    • как часто происходят приступы удушья?
    • какие обстоятельства им предшествуют?
    • известно ли, что их провоцирует?
    • насколько они интенсивны?
    • проходят ли приступы сами по себе?
    • если нет, какими медикаментами они снимаются?
    • на что у больного есть аллергия?

    Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

    • наличие или отсутствие вынужденной позы;
    • присутствие и характер одышки;
    • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

    Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

    1. Определение проблем и потребностей больного.

    Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

    К физиологическим можно отнести:

    • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
    • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
    • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
    • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

    К социально-психологическим можно отнести:

    • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
    • присутствие страха перед следующим приступом;
    • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
    • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
    • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
    • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
    1. Подготовка пациента к обследованиям.

    На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

    1. Планирование.

    Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

    Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

    Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

    1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
    2. Обучает правильной технике дыхания.

    Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

    • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
    • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
    • дышать полной грудью.
    1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

    Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

    Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

    Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

    Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

    1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

    Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

    Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

    1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

    Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

    1. Учит, как вести себя после приступа.

    Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

    1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

    Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

    Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

    Видео: Елена Малышева «Причины бронхиальной астмы»

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    города Москвы

    «Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения

    города Москвы»

    Курсовая работа

    по учебной дисциплине

    «Медицинская сестра стационара»

    Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

    Выполнил студент:

    Р.В.Ащаулов

    Курс 4­­­­

    Группа 402

    Специальность Сестринское дело

    Руководитель С.Ю.Сундукова

    Дата защиты курсовой работы:

    20____ г.

    Оценка:_________________

    Москва


    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

    3

    ВВЕДЕНИЕ

    4

    1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

    6

    1.1. Этиология

    6

    1.2. Классификация

    7

    1.3. Клиническая картина

    8

    1.4. Диагностика

    9

    1.5. Осложнения

    10

    1.6. Помощь при неотложных состояниях

    11

    1.7.Особенности лечения

    12

    1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз

    13

    2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

    16

    2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

    19

    2.1.1. Правила пользования ДАИ

    19

    2.1.2. Проведение пикфлоуметрии

    20

    3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    23

    3.1. Наблюдение из практики 1

    23

    3.2. Наблюдение из практики 2

    26

    3.3. Выводы

    2 28

    4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    29

    5. ЛИТЕРАТУРА

    31

    6. ПРИЛОЖЕНИЯ

    32

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

    БА – бронхиальная астма

    ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

    НПВП - нестероидные противовоспалительные препараты

    СОЭ – скорость оседания эритроцитов

    АД – артериальное давление

    ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

    ЧДД – частота дыхательных движений

    ЧСС – частота сердечных сердцебиений

    ГКС - глюкокортикостероиды

    ПСВ - п иковая скорость выдоха

    ПФМ – пикфлоуметр

    ВБИ внутрибольничная инфекция

    ДН – дыхательная недостаточность

    ЛС – лекарственные средства

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования

    Бронхиальная астма - одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

    Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

    Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.
    Цель исследования:

    изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.
    Задачи исследования:

    изучить:


    • этиологию;

    • классификацию;

    • клиническую картину;

    • диагностику;

    • осложнения;

    • особенности лечения;

    • профилактику;

    • реабилитацию, прогноз;
    проанализировать:

    • два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

    • основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;
    сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.
    Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
    Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
    Методы исследования:

    • научно-теоретический;

    • аналитический;

    • наблюдение;

    • сравнение.
    1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

    Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

    1.1. Этиология

    1.2. Классификация

    Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)


    1. Этапы развития БА:

    • биологические дефекты у практически здоровых людей

    • состояние предастмы

    • клинически выраженная бронхиальная астма

    1. Клинико-патогенетические варианты БА:

    • атопический

    • инфекционно-зависимый

    • аутоиммунный

    • дисгормональный (гормонозависимый)

    • нервно-психический

    • аспириновый

    • первично измененная реактивность бронхов и др.
    Классификация БА по степени тяжести:

    Интермиттирующая :

    симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.

    Легкая персистирующая :

    симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.

    Персистируюшая средней тяжести :

    ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

    Тяжелая персистирующая :

    ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.
    Классификация БА по уровню контроля:

    Контролируемая БА:

    полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии

    Частично контролируемая БА:

    наличие ограниченного числа симптомов.

    Неконтролируемая БА:

    обострение БА в течение 1 недели.
    1.3. Клиническая картина

    Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

    В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

    Период предвестников :

    вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

    Период разгара :

    удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

    Период обратного развития приступа:

    Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

    Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.
    1.4. Диагностика:


    • Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

    • Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии - эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

    • Аллергологическое обследование:

    • кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)

    • в некоторых случаях - провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный ).

    • Исследования иммуноглобулинов Е и G.

    • Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

    1.5. Осложнения:


    • астматический статус;

    • спонтанный пневмоторакс;

    • острая дыхательная недостаточность;

    • эмфизема легких;

    • хроническое легочное сердце;

    • ателектаз легкого;

    • пневмония;

    • при длительном лечении БА гормональными препаратами - ожирение, гипертония, патологические переломы костей.

    Бронхоастматический статус

    I стадия – затянувшегося приступа удушья: формируется рефрактерность к симпатомиметикам, нарушается дренажная функция бронхов. Приступ удушья не купируется 12 часов и более. Состояние тяжелое, незначительно изменяется газовый состав крови: может наблюдаться умеренная гипоксемия и гиперкапния, а в связи с гипервентиляцией - гипокапния и дыхательный алкалоз.

    II стадия – «немого лёгкого» - прогрессируют нарушения дренажной функции бронхов (просвет их заполнен густой слизью), появляются участки над легкими, где дыхание не выслушивается. Наблюдаются резкие нарушения газового состава крови с артериальной гипоксемией и гиперкапнией. Состояние больного очень тяжелое: заторможеность, цианоз, кожа покрыта липким потом, тахикардия более 120 ударов в минуту, АД несколько повышено.

    III стадия гипоксемической гиперкапнической комы - в результате резкого изменения газового состава крови. Дыхание поверхностное, резко ослабленное, часто аритмия, снижается АД. Судорожный синдром, острый психоз, глубокая заторможенность и потеря сознания (кома). При несвоевременном лечении астматический статус может привести к смертельному исходу.
    1.6. Помощь при неотложных состояниях

    Доврачебная помощь при приступе БА:


    Сестринское вмешательство

    Обоснование

    1. При возможности - исключить контакт с причинно значимым аллергеном.

    Для предупреждения прогрессирования приступа удушья

    1. Придать пациенту удобное положение - сидя с упором на руки.

    Для облегчения дыхания.

    1. Расстегнуть стесняющую одежду.

    Для облегчения дыхания.

    1. Обеспечить доступ свежего воздуха.

    Уменьшение гипоксии.

    1. Срочно вызвать врача через третье лицо.

    Для оказания квалифицированной помощи.

    1. Обеспечить теплым питьем.

    Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения.

    1. Применить ДАИ с бронхолитиком (беротек, сальбутамол) или ингаляцию через небулайзер

    Для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.

    1. Приготовить лекарственные препараты:

    • бронхолитики: сальбутамол, тербуталин, беродуал, атровент, эуфиллин

    • ГКС: преднизолон, гидрокортизон и др.

    Для оказания квалифицированной помощи.

    1. Постоянно контролировать состояние пациента, пульс, АД, ЧДД, характер мокроты.

    Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений.

    1.7. Особенности лечения

    Цель лечения БА - достижение и поддержание контроля над клиническими проявлениями заболевания.


    1. Обучение больных.

    2. Элиминация (изгнание факторов риска) – обязательное условие лечения больных с БА.

    3. Медикаментозная терапия

    Диетотерапия

    Исключение из рациона питания продуктов, которые провоцируют приступ БА (шоколад, клубника, цитрусовые, яйца, мясные и рыбные бульоны, копченные и консервированные продукты, кислая капуста, алкоголь, большое количество томата, шпината, арахиса, бананов).

    Медикаментозная терапия:


    • базисная – для контроля над заболеванием:

    • ингаляционные ГКС:

    • системные ГКС: преднизолон, триамцинолон, дексаметазон

    • длительно действующие β 2 -агонисты: сальметером, формотерол

    • комбинированные препараты: симбикорт, серетид

    • кромоны: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (тайлед)

    • теофиллины длительного действия: теопэк, ретафил, теодур, теотард, неотеопэк

    • антилейкотриеновые: монтелукаст, зафирлукаст

    • антитела к иммуноглобулину Е: омализумаб

    • препараты для неотложной помощи:

    • β 2 -агонисты короткого действия: тербуталин, сальбутамол, фенотерол

    • м-холинолитики: атровент

    • комбинированные: беродуал

    • теофиллины короткого действия: э уфиллин, аминофиллин

    • системные ГКС: преднизолон, гидрокортизон

    • ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон

    Пути введения:


    • ингаляционно (наиболее предпочтительный) – препараты доставляются прямо в дыхательные пути, что позволяет достигать локально более высокой концентрации лекарственного вещества и значительно уменьшает риск системных побочных эффектов.

    • перорально

    • парентерально (п/к, в/м или в/в).
    Средства доставки ингаляционных препаратов:

    • дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ)

    • дозированные порошковые ингаляторы (мультидиск, дисхалер, спинхалер, турбухалер, хандихалер, аэролайзер, новолайзер)

    • небулайзеры

    1.8. Профилактика, реабилитация, прогноз

    Всемирной организацией аллергологии предложено 3 уровня профилактики:


    • первичная

    • вторичная

    • третичная
    Первичная - направлена на предупреждение заболевания, проводится в группах риска. Направлена на устранение раздражающих факторов и лечение хронических заболеваний органов дыхания .

    Вторичная - комплекс медицинских, социальных,санитарно-гигиенических, психологических и иных мер по профилактике заболевания у больных на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики имеет следующие критерии:


    1. лица, имеющие родственников болеющих БА;

    2. наличие различных аллергических заболеваний (поллиноз, нейродермит и др.)

    3. сенсибилизация, доказанная иммунологическими исследованиями.
    Третичная - комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью полного восстановления социального и профессионального статуса.

    Реабилитация.

    Проведение реабилитационных мероприятий при БА направлено на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем.

    С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.

    Физиотерапевтические процедуры (используются в дополнение к базисной терапии):


    • иглорефлексотерапия

    • лечение в соляных шахтах

    • аэроионотерапия

    • закаливание

    • лечебная физкультура и гимнастика.
    Климатотерапевтические процедуры :

    • морские купания

    • воздушные и солнечные ванны

    • сон на воздухе и на берегу моря
    Прогноз.

    Характер и отдалённый прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко, однако возможно возникновение тяжёлых форм БА, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии.

    Отдалённый прогноз БА, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы, однако, у них сохраняется ряд нарушений лёгочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе. Описаны случаи неблагоприятного течения БА, начавшейся в подростковом возрасте.


    1. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

    Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.

    Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности.

    Сестринский процесс при БА

    I этап: сестринское обследование (сбор информации)

    При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит.

    При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

    При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено).

    II этап: определение проблем пациента

    Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

    Возможные нарушенные потребности:


    • физиологические:

    • есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)

    • дышать (удушье, одышка)

    • спать (приступы удушья по ночам, утром).

    • двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)

    • избегать опасностей (возможность развития осложнений)

    • психо-социальные:

    • общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов)

    • нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)

    • работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)
    Возможные проблемы пациента:

    • физиологические:

    • удушье

    • экспираторная одышка

    • кашель с трудноотделяемой мокротой

    • дискомфорт в носоглотке

    • бледность

    • цианоз

    • слабость

    • снижение физической активности

    • психологические:

    • депрессия из-за приобретенного заболевания

    • страх неустойчивости жизнедеятельности

    • недооценка тяжести состояния

    • дефицит знаний о болезни

    • страх из-за возможности возникновения повторных приступов

    • дефицит самообслуживания

    • уход в болезнь

    • дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,

    • изменение образа жизни

    • социальные:

    • утрата трудоспособности, ивалидизация

    • материальные трудности в связи со снижением трудоспособности

    • социальная изоляция

    • невозможность смены места жительства

    • духовные:

    • дефицит духовного участия

    • приоритетные:

    • удушье

    • потенциальные:

    • риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких
    III этап: планирование сестринских вмешательств

    Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

    IV этап: реализация сестринских вмешательств

    Сестринские вмешательства:


    • зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.;

    • независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;

    • взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.
    V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

    Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.

    Диагностика.

      Неотложная помощь при приступе, астматическом статусе.

      Принципы терапии.

    Бронхиальная астма (asthma - затруднённое дыхание) - хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит измененная реактивность бронхов, обусловленная иммунологическими или неиммунологическими механизмами. Обязательным клиническим проявлением является приступ удушья, вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов. Очень распространенное заболевание.

    Этиология. Основную роль в возникновении БА играют аллергены -вещества, вызывающие аллергические реакции. Они могут быть инфекционной и неинфекционной природы.

    Аллергены неинфекционной природы:

      бытовые аллергены домашняя пыль, книжная пыль, перо подушек;

      аллергены растительного и животного происхождения - пыльца трав, скошенное сено, шерсть животных;

      отдельные продукты - яйца, клубника, шоколад;

      лекарственные вещества - антибиотики, витамины;

      химические средства - порошки, клей.

    Бронхиальная астма, возникающая в результате воздействия неинфекционных аллергенов, называется атопической.

    Аллергены инфекционной природы: различные бактерии, вирусы, грибы, гельминты, простейшие.

    Они вызывают БА, называемую инфекционно-аллергической .

    Атопическая и инфекционно-аллергическая БА объединяет большинство случаев возникновения заболевания (называются "иммунологическая БА "). Но есть неиммунологическая БА, в ее возникновении не удается установить роли аллергена. Причины неиммунологической БА: физическая нагрузка, вдыхание холодного влажного воздуха - это неспецифические раздражители, воздействующие через блуждающий нерв на измененную реакцию бронхов. Это астма физического усилия. Различают неврогенную БА - у лиц с неустойчивой нервной системой, при остром психическом переживании; дисгормоналъную БА - при климаксе; аспириновую (астматическая триада).

    Способствующие факторы: наследственная предрасположенность, патология верхних дыхательных путей, аллергическая настроенность организма (крапивница, сенная лихорадка), хронический бронхит.

    Клиника - основным клиническим проявлением является приступ удушья.

    1)Атопическая Б А - приступ возникает быстро, внезапно, начинается с ощущения заложенности в носу, стеснения в груди, сопровождается надсадным кашлем и быстро прекращается.

    2)Инфекционно-аллергическая БА - приступ развивается постепенно на фоне обострения хр. бронхита, более затяжное течение.

    3)Аспириновая астма - приступ связан с приемом НПВС (угнетают синтез простогландина Е, который обладает бронхолитическим действием.

    Во время приступов удушья затрудняется выдох, при тяжелых приступах и вдох. Дыхание становится шумным, сопровождается дистанционными "хрипами жужжащего и свистящего характера. Больной принимает вынужденное положение, сидя, оггираясь на руки, плечи грудная клетка приподняты и сдвинуты вперед, голова втянута в плечи, расширена - положение ортопноэ.

    При аускулътации - резко удлиненный выдох и большое количество сухих разнообразных хрипов; перкуторио - коробочный звук, нижняя граница легких опущена, подвижность ее ограничена. Пульс учащен.

    В начале приступа мокрота отсутствует, затем начинает отделяться в виде "слепков бронхов"\ В мокроте большое количество эозинофилов, часто - кристаллы Шарко-Лейдена (продукты распада эозинофилов), спирали Куршмана. В OAK -повышение количества эозинофилов.

    Диагностика. При атопической бронхиальной астме более легкое течение: приступы не чаще одного раза в неделю, быстро проходят при применении ингалятора, восстанавливается нормальное дыхание; в межприступный период больные чувствуют себя хорошо.

    При инфекционно-аллергической БА более медленный выход из приступа, постепенное уменьшение одышки. В межприступный период может возникать затрудненное дыхание, выслушиваются сухие хрипы в легких. При исследовании функции внешнего дыхания остаются признаки нарушения бронхиальной проходимости (по данным спирографии, пневмотахометрии, пневмотахографии. Осложнения: эмфизема легких, легочная недостаточность.

    Доврачебная помощь при приступе:

    1) вызвать врача;

    2) помочь больному принять удобное положение с упором на руки;

    3) расстегнуть стесняющую одежду;

    4) использовать карманный ингалятор (бронхолитик не более трех раз);

    5) наблюдение: пульс, ЧДД, АД, цвет кожных покровов;

    6) приготовить шприцы, эуфиллин, преднизолон, адреналин, атропин, системы,

    бикарбонат натрия.

    Неотложная помощь при приступе БА:

    1) устранить контакт с аллергеном;

          легкий приступ может быть купирован больным самостоятельно вдыханием через рот одного из бронхорасширяющих веществ - астмопент, сальбутамол, беротек;

    иногда достаточно принять препарат в таблетке - теофедрин, эуфиллин;

      горячее щелочное питье;

      горчичные ножные ванны;

      при некупирующемся приступе назначают подкожно эфедрин и антигистаминный препарат, например супрастин, пипольфен;

    среднетяжелые и тяжелые приступы Б А требуют обязательного парентерального введения лекарственных средств и нахождения больного в стационаре: в/в струйно или капельно эуфиллин;

      в/в вводят кортикостероидные препараты - преднизолон, гидрокортизон.

    В межприступный период при тяжелом течении БА больных переводят на прием кортикостероидов внутрь, начиная с 5-6 таблеток, постепенно снижая дозу. Эуфиллин или препараты пролонгированного действия - теопек, теобелонг - также принимают в таблетках. Используется и карманный ингалятор. Если есть четкая связь с инфекцией - назначают антибактериальную терапию, используют отхаркивающие средства. Обязательно проводят физиолечение для улучшения бронхиальной проходимости - дыхательная гимнастика, массаж, индуктотермия. Санаторно-курортное лечение.

    Иногда, несмотря на проводимую терапию, приступ БА затягивается на часы и даже дни, либо после короткого перерыва начинается вновь. В таких случаях развивается закупорка бронхов вязкой слизью вплоть до развития синдрома "немого легкого", характерного для самого грозного осложнения - астматического статуса. Астматический статус - тяжелая асфиксия, связанная с диффузным нарушением проходимости бронхов. Астматический статус характеризуется устойчивостью (резистентностью) к лечению теми спазмолитиками, которые были ранее эффективны, и прогрессированием процесса.

    Симптоматика. В ответ на введение спазмолитиков и ингаляцию симпатомиметиков (беротек, сальбутамол, астмопент), у больного вместо улучшения состояния нарастает удушье, развивается острая дыхательная недостаточность, повышается АД, появляются боли в сердце, тахикардия, аритмия. Это обусловлено кардиотоксическим действием этих препаратов. Эти симптомы присущи для / стадии астматического статуса.

    Если больного не вывести из такого состояния его состояние прогрессивно ухудшается: нарастает закупорка бронхов вязкой мокротой, частое поверхностное дыхание, уменьшаются звучность и количество сухих хрипов, вплоть до формирования "немого легкого". Такое состояние характерно для // стадии статуса.

    В отдельных случаях лечение не приводит к улучшению состояния. Тогда астматический статус переходит в /// стадию: больной впадает в кому и возможность вывести его из этого состояния минимальная. В большинстве случаев наступает смертельный исход в результате паралича дыхательного центра.

    Неотложная помощь при астматическом статусе:

      запретить больному пользоваться карманным ингалятором;

      дать горячее щелочное питье;

      придать больному удобное положение;

    дать увлажненный кислород;

      успокоить больного, т.к. он возбужден;

      ерличдр этого применялись адреномиметики, их следует отменить; 7)/Ввести в/в струйно преднизолон - до 1000мг в сутки, затем капельно в

    изотоническом растворе хлорида натрия; 8) для устранения ацидоза - в/в вводят щелочной раствор: бикарбонат натрия;) если есть связь с инфекционным процессом, необходимо парантерально

    вводить антибиотики; 1)оксигенотерапия; 1)ИВЛ, в тяжелых случаев накладывают трахеостому.

    Прогноз - разный и зависит от многих факторов.

    Профилактика: устранение контакта с аллергеном, улучшение бытовых условий, санация хронических очагов инфекции, предупреждение ОРЗ, полноценное и своевременное лечение ОРЗ. Больные находятся под диспансерным наблюдением.