Ложные воспоминания: почему не все, что мы помним, было на самом деле. Ложные воспоминания: можем ли мы доверять своей памяти? Ложные воспоминания с убежденностью в их реальности

Бывало ли с вами такое, что не можешь определить, является ли ваше воспоминание о каком-то месте, событии истинным или это образы из сна? У меня есть парочка таких хороших воспоминаний. И хотя я склонна думать, что это был сон, навряд ли я когда-нибудь узнаю, так ли это, так что я склонна «окунаться» в эти воспоминания, как в реальность.

Как часто люди выбирают «другую» реальность в своих воспоминаниях, чтобы уйти от будничной реальности! Особенно это свойственно детям.

Помню, нам лет восемь с подружками, сидим летним вечером на лавочке у дома и делимся событиями. И вот одна, более решительная, начинает «завирать». Ее история постепенно наполняется необычными деталями, она вдохновенно поднимает глаза к небу, и мы сидим, открыв рты. Но разве можно сдержать азарт, который кипит в каждой из нас? Кто-то скажет: » И уменя такое было!» — и вот уже лавина «воспоминаний» обрушивается на каждую из нас. К тому времени, как мамы позовут домой, мы уже живем в полностью выдуманном нами мире, и мы так счастливы — этот мир наполнил нас и допустил нас в сказку, и мы по-настоящему верим, что все именно так и было…

Что интересно, взрослым тоже свойственно думать, что «именно все так и было», если существуют обстоятельства, которые «подталкивают» к тому, чтобы «вспомнить» то, что никогда не было.

«Ложные воспоминания» — это феномен нашей памяти.

Самым известным специалистом по ложным воспоминаниям является Элизабет Лофтус. Она выступала экспертом по этому вопросу на сотнях судейских заседаниях (в том числе и по делу Майкла Джексона) и спасла многих невинных людей от приговора.

Проведя множество экпериментов, она доказала, что память весьма избирательна, пластична, «как страничка в Википедии», которую можно переписывать сколько угодно раз.

Работая на департамент транспорта, Элизабет Лофтус показала, как влияет на память «эффект дезинформации».

В одном из экспериментов студентам показывали записи автомобильных аварий. После просмотра каждого видео студенты должны были заполнить отчет об аварии в свободной форме. После чего им задавался ряд конкретных вопросов про ДТП. Основной вопрос касался скорости автомобилей в каждой аварии. Части студентам предлагался вопрос о том, с какой скоростью автомобили «врезались» друг в друга. Другая часть испытуемых получила почти такой же вопрос, но вместо слова «врезались» в нем использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». Неудивительно, что, в итоге, при использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость.

Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля.

В другом эксперименте на эту же тему Лофтус получила похожий эффект. На вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?» дается большее количество ложных свидетельств о разбитой фаре, в то время как на самом деле фара даже не была разбита.

Ложные воспоминания можно внедрить. Лофтус проводила эксперименты, в ходе которых испытуемые даже «встречали» кролика Багза Банни в Диснейленде, хотя этого просто не могло быть, так как кролик — творение студии Уорнер Бразерз, а не студии Уолта Диснея.

Однако ложные воспоминания не всегда являются результатом чьего-либо злого умысла. Часто мы и сами «обманываться рады».

Например, мы можем домысливать. Домысливание происходит тогда, когда человек путает детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Например, проведя хороший вечер в компании друзей и при возвращении в метро прочитав анекдот в интернете, вполне можно «вспомнить», что анекдот рассказала подруга.

Мы также можем «неправильно» запомнить что-то, если наша собственная интерпретация событий, основанная на каком-то жизненном опыте, идет вразрез с тем, что на самом деле произошло. В теории памяти это называется нечетким прослеживанием мысли.

Эмоции, ощущаемые во время конкретных событий, также способны влиять, увеличивая количество ложных воспоминаний об этих событиях.

Особенно важное влияние на воспоминания оказывают предубеждения. Если в памяти человека есть пробелы касательно неких событий, то он склонен заполнять их, исходя из своих представлений о том, как должно выглядеть это событие. Например, если бабушке на лавочке очень не нравится сосед с верхнего этажа, значит, вполне возможно, она «вспомнит», что видела его в день преступления на «том самом месте».

Работая с бессознательным различными методами, смею утверждать, что подобные ложные воспоминания — это адаптация, защита себя, сохранение психологического комфорта любыми способами. Опять же, причины, почему именно так, а не иначе происходит эта защита, тоже лежат в бессознательном.

Бессознательное человека и его память — две неразрывно связанные вещи. Меняя то, как кодируется ситуация в бессознательном, меняешь и память, и вся жизнь может начать окрашиваться в цвета радуги, и иногда это то, что человеку может быть очень-очень нужно.

Правда ли то, что вы помните? Мы привыкли думать, что память устроена, как книга. Когда мы вспоминаем, мы будто открываем нашу память на нужной странице и читаем текст. Мы обычно думаем, что станицы памяти могут потускнеть, потеряться, а что-то нам самим хочется вырвать из книги с клочьями, чтобы забыть.

Однако современные исследования показали: память не книга, воспоминания не статичны, они могут меняться время от времени, пополняться новыми деталями и фантазиями..

А был ли Дед Мороз

– Я помню, что в детстве перед Новым годом ко мне пришли Дед Мороз и Снегурочка. Родители впервые их пригласили, хотели сделать необычный подарок. Но я испугалась посоха Деда Мороза, заплакала и все испортила, – рассказывает мне недавно моя старшая сестра Лена. У нас с ней разница в возрасте почти 10 лет.

– Лена, все было не так, – перебиваю я сестру. – Это ко мне пришел Дед Мороз, и я его испугалась. Даже фотографии есть в детском альбоме, как я рыдаю, сидя у них на коленях. Тебе тогда было лет 15, ты могла их сама испугать.

Мы немного спорим, кто же был героем истории и решаем, что это все же была я. Удостовериться помогли фотографии. С фактами не поспоришь.

Почему произошла путаница? Ведь у нас с сестрой большая разница в возрасте, и на первый взгляд сложно перепутать, к кому пришел Дед Мороз.

Исследователи памяти говорят, что искажения воспоминаний происходят постоянно. Каждый раз, когда мы вспоминаем и рассказываем семейные истории, мы как бы проживаем их снова и в этот момент можем случайно присвоить себе те воспоминания, которые с нами не происходили.

Грехи нашей памяти

Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или отмирать.

"Наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции", – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.

Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием "Семь грехов памяти", описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.

  • Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
  • Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
  • В-третьих, мы забываем источники информации.
  • В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
  • В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.

Сколько было бунтовщиков

В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.

Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: "Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?". Вопрос для второй группы звучал так: "Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?".

Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.

Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.

Потерялся в магазине

Кроме того, Лофтус доказала, что память можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и вообще в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание.

Первый эксперимент на эту тему проводился еще в 1995 году. Испытуемым рассказывали истории, которые как будто бы случились с ними в раннем детстве, а потом просили их рассказать подробности этих воспоминаний.

Участники эксперимента верили в то, что информация достоверна и получена психологами от членов их семей, тогда как в действительности это были "псевдособытия", которые никогда с ними не случались.

В исследовании около 25 процентов испытуемых удалось убедить, частично или полностью, что в возрасте 5–6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете, были весьма напуганы и, в конце концов, спасены кем-то из взрослых и возвращены родителям. Причем многие испытуемые потом дополняли свои "воспоминания" красочными подробностями. Феномен был назван "потерялся в магазине".

Верим в хорошее

Психологов настолько вдохновили эксперименты Лофтус по внедрению ложных воспоминаний, что потом они стали повторять эти исследования снова и снова. В чем только не убеждали людей.

Например, что в детстве испытуемые попали в больницу во время семейного праздника, или что они чуть не утонули в озере и спасатели их еле вытащили из воды, или что на них напало бешеное животное и покусало их, или что они лично встречали Багза Банни в Диснейленде (чего не могло быть, так как это персонаж студии Warner Brothers).

Исследования показали, что в среднем каждый третий (30 процентов) присваивает себе ложные воспоминания, начинает верить в них и даже дополняет их выдуманными деталями и эмоциональным отношением.

Эксперименты также показали, что мы больше склонны присваивать позитивные ложные воспоминания, чем негативные. В то, что человек в детстве летал с родителями на воздушном шаре, поверили 50 процентов испытуемых. В то, что в детстве они проходили неприятный ректальный осмотр с применением клизмы, удалось убедить не многих.

Здесь помню, здесь не помню

Ученые выяснили, что в стрессовой ситуации память подводит. Например, очевидцы преступлений обычно не могут вспомнить, как выглядел преступник, в чем он был одет, куда побежал. Но зато помнят четко какую-нибудь мелкую и неожиданную деталь, например, марку пистолета, из которого стрелял преступник. Феномен был назван "фокусировка на оружии".

Выявленные ошибки памяти поставили под вопрос достоверность свидетельских показаний при раскрытии преступлений.

Вся жизнь перед глазами

Как отмечают исследователи, память нам нужна, чтобы ориентироваться в жизни, принимать верные решения и хорошо адаптироваться к обстоятельствам. Именно поэтому мы лучше помним то, что используем в повседневной жизни и забываем то, что нам не пригодилось, например, школьную программу по алгебре.

В стрессовой ситуации многие люди говорят, что помнят, как у них "вся жизнь промелькнула перед глазами".

Профессор МГУ Вероника Нуркова в научной статье "Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти" объясняет этот феномен тем, что в ситуации угрозы жизни наша память не знает, какая именно информация нам сейчас нужна, чтобы выжить. Поэтому память подгружает в наше сознание сразу серию жизненно-значимых событий, которые с нами происходили из долговременной памяти. Это нужно, чтобы мы смогли опереться на свой жизненный опыт, сориентироваться в ситуации, принять верное решение и спасти свою жизнь.

Мы перекраиваем свою память

Получается интересная закономерность. С одной стороны, память влияет на нашу жизнь, мы принимаем решения опираясь на нее и наше представление о себе зависит от наших воспоминаний. С другой стороны, память определяется настоящим, а не прошлым. Все, что мы помним, зависит от того, что с нами происходит сейчас.

"Память человека – не просто собрание всего, что с ним происходило в течение жизни, это нечто большее: воспоминания – это еще и то, что человек думал, что ему говорили, во что он верил, – утверждает Элизабет Лофтус. – Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Создается впечатление, что мы перекраиваем свою память и становимся воплощением собственных фантазий".

Человеческая память постоянно приспосабливается и адаптируется так, чтобы соответствовать миру. Художник А.Р.Хопвуд создал арт-проект «Архив ложных воспоминаний», чтобы показать, насколько обманчива может быть память.
На протяжении года он собирал истории людей об их ложных воспоминаниях, которые он превратил в инсталляцию из фотографий, картин, скульптур и других предметов, напоминающих о прошлом.
Люди рассказывали художнику о самых удивительных ложных воспоминаниях: от поедания мышей до способности летать.
Один мужчина был твердо уверен, что сестра его девушки умерла на приеме у стоматолога. Он старался держать все свои визиты к дантисту в секрете, чтобы лишний раз не волновать свою подругу.
Он написал: «Однажды за ужином она сказала, что на следующей неделе собирается к стоматологу. За столом стало непривычно тихо. Моя мама нарушила тишину, сказав, что, должно быть, это сложно для нее после того, что случилось с ее сестрой».
И это далеко не редкие случаи. Нейроученые говорят, что многие из наших ежедневных воспоминаний создаются неверными, поскольку наш взгляд на мир постоянно меняется.
Уловка воображения
Известный эксперимент Элизабет Лофтус 1994 года доказывает, что ложные воспоминания создаются достаточно легко. Так, в ходе эксперимента, ей удалось убедить четверть участников в том, что они терялись в торговом центре, когда были детьми.
Целью другого подобного эксперимента, проведенного в 2002 году, было убедить участников в том, что они летали на воздушном шаре в детском возрасте. Половина из них поверила этому, увидев фотографии, которые, на самом деле, были созданы в программе Photoshop.
Данная работа была проведена Кимберли Вейд из Уорикского Университета (Британия). Художник Хопвуд попросил ее совершить полет на воздушном шаре, видео и фото этого путешествия стали частью его выставки.
«Я изучала память больше десяти лет, и все еще удивляюсь тому, как наше воображение заставляет нас верить в то, чего в действительности никогда не было, и тому, как мозг создает иллюзорные воспоминания. Причина, по которой наши воспоминания настолько податливы, заключается в том, что в мозг поступает бесконечно много информации. Наша система восприятия не создана для того, чтобы замечать абсолютно все, что происходит в окружающей нас среде. Наша память заполняет пробелы тем, что нам известно об этом мире», — говорит Вейд.
Потерянные ключи
По большей части, ложные воспоминания касаются повседневных ситуаций, которые не имеют каких-либо последствий, не считая небольших споров с партнером или другом о том, кто снова потерял ключи.
Но иногда ложные воспоминания могут привести к более серьезным последствиям. Например, если свидетельства в суде основаны на ложных воспоминаниях о преступлении. Подобные случаи не раз приводили к вынесению неверного приговора.
Кристофер Френч из Лондонского Университета «Голдсмитс» отмечает, что все мы мало осведомлены о том, насколько недостоверной может быть человеческая память. И особенно это важно в юридической и судебной сферах.
«Хотя психологи и те, кто подробно изучал вопрос ложных воспоминаний, знают об их недостоверности, идея о том, что не всегда стоит полагаться на память, все еще не учитывается в обществе. Некоторые люди до сих пор уверены, что память работает как видеокамера. Другие разделяют теорию Фрейда о подавлении воспоминаний. Она заключается в том, что если происходит что-то ужасное, человек не запоминает это событие, вытесняя его из сознания, и оно отправляется в подсознание», — говорит он.
Профессор Френч также принимал участие в арт-проекте о ложных воспоминаниях. Он надеется, что проект позволит большему количеству людей осознать, насколько воспоминания о событии могут расходиться с действительностью.
Его надежду разделяет и А.Р. Хопвуд. Он отмечает, что ему было интересно узнать, насколько твердо люди могут быть уверены в том, чего в действительности никогда не происходило.
«В нашей инсталляции были мини-портреты людей, изображающие их ложные воспоминания. Получается, что приходя на выставку, единственное, что вы узнаете о человеке, это то, чего с ним в действительности никогда не было. Это удивительный парадокс, который вдохновляет меня как художника», — говорит он.
Спастись от тигра
Исходя из результатов другого исследования, ошибки человеческого мозга иногда могут служить благой цели.
Серджио Делла Зала, когнитивный нейроученый из Эдинбургского Университета (Шотландия), говорит, что иногда ошибки мышления спасают нам жизнь. Представьте, что вы находитесь в джунглях и вдруг видите, как шевелится трава. Скорее всего, вы подумаете, что где-то поблизости тигр, и убежите.
Компьютер, например, в 99% случаев придет к выводу, что это просто ветер. Если бы мы вели себя как компьютер, то рано или поздно были бы съедены хищником.
«Наш мозг готов сделать 99 ошибок из 100, чтобы один раз спасти нас от тигра. Это так, потому что мозг – не компьютер. Он делает огромное количество неверных выводов. Ложные воспоминания – это признак здоровья мозга. Это побочный продукт правильно работающей системы памяти, в которую легко вносить поправки», — говорит профессор Делла Зала.
Оригинальная статья: Melissa Hogenboom, — Why does the human brain create false memories? BBC News, September 2013
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: ложный воспоминания, нейронаука, нейропсихология, мозг, когнитивные способности
Источник фото: unsplash.com

В каждый конкретный момент времени мы неосознанно сами выбираем, что хотим помнить, а что – нет.

Все мы хотим, чтобы другие люди нас понимали и ценили за то, кем мы есть на самом деле. В своем стремлении построить такие отношения мы, как правило, предполагаем существование некоего «настоящего я». Но как узнать, какие мы – настоящие? Казалось бы, все просто – мы являемся продуктом собственного опыта, доступ к которому можно получить с помощью воспоминаний о прошлом. Масштабные исследования показали, что личность человека формируется памятью. Люди, страдающие серьезными формами амнезии, как правило, теряют и свою личность. Это явление было превосходно раскрыто писателем и неврологом Оливером Саксом в его описании случая 49-летнего «потерявшегося моряка» Джимми Г. Он изо всех сил пытался найти смысл в жизни, потому что не мог вспомнить ничего из того, что с ним происходило, начиная с позднего подросткового возраста.

Личность человека формируется памятью

Получается, что наша личность часто является не очень достоверным отражением нашей сущности, даже если память цела и невредима. Согласно результатам исследований, рассказывая кому-то о своей жизни, люди не используют все доступные им воспоминания. В каждый конкретный момент времени мы неосознанно сами выбираем, что хотим помнить, а что – нет.

Рассказывая историю своей жизни, человек полагается на механизм психологического отбора, получивший название системы мониторинга, которая помечает как воспоминания только определенные психологические моменты. Речь идет о моментах ярких и насыщенных деталями или эмоциями (эпизодах, впечатления от которых можно пережить снова).

Затем отобранные воспоминания проходят «тест на правдоподобность», проводимый уже другой системой мониторинга, говорящей человеку о том, вписываются ли данные события в общую картину. Например, если мы четко помним, что парили в небе без какой-либо помощи, то это явно не может быть правдой. Но то, что выбрано в качестве личного воспоминания, также должно подходить и под наше текущее видение себя.

Давайте представим себе, что вы всегда были добрым человеком, но после какого-то довольно неприятного происшествия у вас появилась сильная агрессия, которая теперь везде вас преследует. Вместе с вашим поведением изменения затронули и вашу историю. И если бы сейчас вас попросили описать себя, вы наверняка включили бы в свой рассказ ранее опущенные детали (например, о том, когда вы вели себя агрессивно).

Ложные воспоминания

Но все это только половина истории. Остальная ее часть связана с достоверностью воспоминаний, которые каждый раз выбираются вами для дополнения своего рассказа. Даже когда мы полагаемся на собственную память, она может оказаться очень неточной или абсолютно неправильной – люди очень часто создают воспоминания из событий, которых не было. Память нельзя сравнивать с мысленным проигрыванием видеоролика о прошлом. На самом деле это сложнейший процесс реконструкции, зависящий от знаний, самооценки, потребностей и желаний человека.

Действительно, исследования изображений головного мозга показали, что личная память хранится в разных участках мозга , а расположение ее основано на «сети автобиографических воспоминаний», включающей в себя множество отдельных областей. Одной из самых важных участков выступает фронтальная доля мозга , отвечающая за объединение всей входящей информации в единый образ события, которое должно быть проверено на отсутствие невозможных и несогласованных элементов, а также на соответствие тому, каким человек себя помнит. Если событие не проходит тест, память о нем либо искажается, либо меняется с помощью дополнительной информации или удаления «неподходящих» деталей.

Таким образом, научно доказано, что воспоминания очень пластичные и могут легко искажаться или меняться . Например, предположения и воображение человека вместе могут создавать очень детальные и эмоциональные воспоминания, которые при этом будут полностью вымышленными.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Известный психолог в сфере когнитивного развития Жан Пиаже помнил до мельчайших подробностей, как в детстве его похитили вместе с его няней (она часто ему об этом рассказывала). Спустя много лет женщина призналась, что выдумала свою историю. В тот самый момент Пиаже перестал верить в случившееся, хотя память о событии все равно осталась столь же яркой, как и прежде.

Манипулирование воспоминаниями

Ученые много раз измеряли частоту и изучали природу появления ложных воспоминаний. Изучение проходило с участием людей из разных стран, но результаты экспериментов всегда были похожими. Более того, как и в случае с Пиаже, определить правдивость воспоминаний добровольцев тоже было очень сложно. Подобное явление наблюдалось и после создания в лабораторных условиях ложных воспоминаний с использованием смонтированных видеороликов, показывающих, что участники эксперимента совершали определенные поступки. Позже ученые рассказали подопытным, что на самом деле происходящего на экране никогда не было. И в этот момент они перестали верить в увиденное, но признались, что видео заставило их чувствовать, будто это действительно происходило.

Общим источником ложных воспоминаний являются старые фотографии. Одно из последних исследований показало, что мы склонны создавать ложные воспоминания при виде изображения человека, который вот-вот собирается что-то сделать. Дело в том, что такие фотографии побуждают разум воображать последующие за моментом снимка действия человека. Но плохо ли это? Многие годы ученые фокусировались на негативных сторонах данного процесса. Например, существуют опасения, что подобная терапия может создать ложные воспоминания о сексуальном насилии, тем самым приводя к ложным обвинениям.

Кроме того, в научных кругах точились горячие дискуссии о том, что людям, страдающим психическими расстройствами (например, депрессией), могут быть привиты воспоминания о каких-то очень плохих событиях. Поэтому в некоторых книгах по самосовершенствованию предлагаются способы обретения более «правильного» самоощущения. Например, мы могли бы справиться со своими предубеждениями, спросив о них других людей. Но важно помнить, что у этих людей тоже могут быть сформированы ложные воспоминания относительно нас самих.

Но что особенно важно – в пластичности наших воспоминаний есть и положительный момент . Выбирать среди воспоминаний вполне нормально, если мы хотим «переписать» прошлое так, чтобы оно отвечало нашим текущим убеждениям и чувствам. Неверные воспоминания играют важную роль, потому что являются результатом необходимости сохранить позитивное самоощущение.

Мою собственную историю кратко можно преподнести так: я – человек, который всегда увлекался наукой, успел побывать в разных странах и завести много знакомств. Но, возможно, я ее частично подправила, а моя удовлетворенность работой и частые путешествия немного приукрашены. Быть может, в моей жизни были моменты, когда я терпеть не могла науку и хотела наконец-то осесть. Но все это не имеет значения, правда? Важно лишь то, что я счастлива, и знаю, чего хочу прямо сейчас. опубликовано .

Giuliana Mazzoni

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Термин парамнезия был введен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1886 году для обозначения обманов памяти. Он выделял три основные разновидности парамнезии. Первую разновидность он называл «простые обманы памяти», относя к ним ложные воспоминания о воображаемых событиях. Вторая разновидность - ассоциированные обманы памяти, когда человек, видящий кого-то в первый раз, утверждает, что уже видел его раньше (репродуцирующая парамнезия). Третья разновидность - парамнезия, при которой новая ситуация воспринимается как детальное дублирование ранее происходившей ситуации (дежавю). Сегодня классификация обманов памяти значительно шире.

Извращение памяти

В психиатрии название парамнезии произошло от греч. слов «para» - «около» и «mnesia» - «воспоминание». Это патологические нарушения памяти, которые отличаются ложными и искажёнными воспоминаниями.

В психологии известен свой аналог парамнезии. Этим термином психологи называют искаженное, неточное или же ошибочное воспроизведение фактов и событий при автобиографических воспоминаниях. Причиной может стать аффект, стресс, хроническое или острое утомление.

По мнению Э. Крепелина парамнезии делятся на:

В современной психологии в классификацию парамнезий включают фантазмы, конфабуляции, криптомнезии, редуплицирующую парамнезию, псевдореминисценции и ложное узнавание. Рассмотрим их подробнее.

Ложные воспоминания

Псевдореминисценция (с греч. «ложное воспоминание») - замещающие конфабуляции с бытовым правдоподобным сюжетом. Это своеобразное «воспоминание» о нереальных событиях, галлюцинации человеческой памяти.

Псевдореминисценция часто сочетается с серьёзными нарушениями памяти (такими, как амнезия, гипомнезия). Симптомы такого расстройства возникают при органических заболеваниях мозга, паранойяльном и парафреническом синдромах.

Иллюзии памяти

Конфабуляция (с лат. - «досочинительство») - искажённое воспоминание о реальных событиях. Такие парамнезии представляют собой продукт патологического воображения или творчества, обращённый в прошлое, всплывающий в сознании в виде воспоминаний. Эти симптомы наблюдаются при определённых психозах, синдроме Корсакова, парафрениях, шизофреническом бреде.

Выделяют разные формы конфабуляций:

  • Экмнестические. Иллюзии памяти фиксируются на прошлом;
  • Мнемонические. Иллюзии памяти, которые связаны с событиями настоящего;
  • Фантастические. В памяти непроизвольно всплывают отдельные воображаемые фрагменты;
  • Бредовые. Конфабуляции с трансфером фантастического или же обыденного бреда в более ранний период;
  • Онирические. Их может спровоцировать онейроид, делирий, выход из сумеречного состояния сознания;
  • Спонтанные. Сопровождают психоз Корсакова;
  • Внушённые (наведённые). Бывают при болезни Альцгеймера.

Заимствованные воспоминания

Криптомнезия - такое расстройство памяти, при котором чужие воспоминания (прочитанные, увиденные и т.д.) переносятся из прошлого в настоящее. Такие парамнезии человек считает оригинальным продуктом своего творчества. Криптомнезия в чём-то напоминает дежавю, но возникает при воспоминании, а не восприятии. Встречается криптомнезия при сенильных психозах, патологической органике головного мозга, церебральном атеросклерозе.

Такое психическое явление, как криптомнезия, надо отличать от плагиата. Так, плагиатом называется сознательное и целенаправленное присвоение продукта творчества другого человека, а в случае криптомнезии это происходит неосознанно.

Патологическое фантазирование

Фантазмы - патологическое неудержимое фантазирование, в некоторых случаях сочетающееся с иными расстройствами памяти. Фантазмы делят на паралитические и истерические.

Паралитические по сути напоминают фантастические конфабуляции, отличаясь лишь грубостью и нелепостью. Истерические отличаются необычным и интригующим сюжетом, подчас с эротической подоплекой.

Двойственное восприятие

Чешский психиатр и невропатолог А. Пик описал в 1901 году такое явление, как редуплицирующая парамнезия. Одни и те же события происходят для человека как бы по нескольку раз. Иногда такая парамнезия сопровождается антероградной амнезией.

Распространённой формой редуплицирующей парамнезии является эхомнезия. При эхомнезии происходит как бы удвоение переживаний обычной жизни, когда человек уверен, что события повторяются. Эхомнезия часто встречается в трудах Пика. Один пациент, которого наблюдал А. Пик, говорил, что сегодня видел уже трёх Пиков. Эхомнезия встречается при параличе, психозах, деменциях, синдроме Корсакова.

Ошибочное узнавание

Ложным узнаванием называют ошибочное узнавание лиц или предметов, местности, помещений или даже себя самого (например, человек не узнаёт себя в отражении). При сильных нарушениях памяти нарушается узнавание родных и близких. Чаще всего встречается при шизофрении.

К возникновению парамнезии часто приводит повышенная внушаемость человека, инфантилизм психики, определённые эмоциональные особенности и отсутствие критичности, поэтому профилактике этого состояния немало способствует личностный рост и работа с психотерапевтом.