Льготы родителям детей-инвалидов. Какие льготы и пособия полагаются детям-инвалидам? Льготы работающим у кого дети инвалиды

Мы начинаем цикл статей, посвященных проблемам семей, имеющих детей-инвалидов. В первой статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются родители проблемного ребенка. Мы считаем, что для того, чтобы успешно решать какую-либо проблему, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с особенностями развития, что позволит им эффективно преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую небходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Американский психиатр Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев. Первая реакция - шок и отрицание. Трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений". Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.

Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна, однако есть периоды, наиболее трудные в психологическом плане.

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1 Выявление факта нарушения развития ребёнка Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.
2 Старший дошкольный возраст Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3 Подростковый возраст Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества.
4 Старший школьный возраст Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный разлад.

Не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые "останавливаются" на втором кризисе - в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся "маленьким". В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т. е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого). Рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

Первый - когда родители узнают, что их ребёнок - инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое калечество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

Второй кризис. О том, что ребенок - нетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как "удар обухом". Родители "не замечали" явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что "все обойдется", "подрастет, поумнеет", и вот - приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

В третьем, подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он - инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис "середины жизни" родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психиатра Е. Вроно, "он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый". К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

Четвёртый кризисный период - период юношества, когда остро встают вопросы по формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.
Специалистам, работающим с семьей, необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком - инвалидом и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую помощь.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать "толчок" семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Здесь уместно напомнить притчу о Будде.

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять - женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

М.Н. Гуслова, к.п.н., ГУ «Центр «Семья»

Детская инвалидность в РФ явление, к сожалению не редкое. Экологическая и социальная обстановка ежегодно делает инвалидами немало детей.

Но даже в том случае, если этому есть место быть, не стоит огорчаться, ведь жизнь на этом не заканчивается.

Ребенок с инвалидностью имеет право на получение социальных выплат, бесплатное медицинское лечение и так далее. Его права четко регламентируются многочисленными законами Российской Федерации.

Кто относится к группе детей инвалидов. Законодательная база вопроса

Под определением ребенок-инвалид подразумевается в первую очередь человек, у которого имеются какие-либо нарушения жизненно-важных органов, что является причиной невозможности нормально чувствовать себя в обществе. Заболевания могут быть вызваны как врожденно, так и после получения каких-либо травм.

Ребенок инвалид не может самостоятельно обслуживать себя в быту, ориентироваться в пространстве, обучаться и так далее (в зависимости от формы заболевания).

До момента вступления в 18 летний возраст – человек с ограниченными возможностями считается ребенком-инвалидом.

На территории Российской Федерации существует немало законов, которые гарантируют социальную защиту и финансовое обеспечение детей инвалидов. Законодательная база как для детей, так и для взрослых одинаковая.

Она включает в себя:

Какие льготы предусмотрены федеральными и региональными законодательствами

Дети, которые в виду обстоятельств были признаны инвалидами, имеют полное право получать от государства определенное льготы. В каждой сфере предусмотрена своя помощь, которая четко прописана в федеральных и региональных законах. Рассмотрим более подробно.

Жилищные

Дети-инвалиды имеют полное право на получение жилищных льгот . Если быть точнее, то им предоставляется льгота в размере 50% скидки на оплату коммунальных услуг.

В эту оплату включено также:

  • оплата за телефон;
  • различные взносы и оплата за жкх.

Транспортные

Дети-инвалиды, согласно действующему законодательству имеют право на 50% скидку с 1 октября по 15 мая на проезд в воздушном, речном, автомобильном и железнодорожном транспорте. Скидка касается и одного родителя, с которым он едет.

В остальной период времени, скидка предоставляется только один раз в обе стороны.

В сфере образования

Если ребенок инвалид устраивается в детский сад, администрация заведения в обязательном порядке должна предоставить для него комплекс мер, которые направлены на реабилитацию, а также сделать все возможное для скорейшей адаптации пребывания среди окружающих детей.

Помимо этого, для ребенка предусмотрены такие льготы , как:

  • зачисление в детский сад без очереди;
  • полное отсутствие платы за ДДУ.

Для инвалидов школьного возраста предусмотрена образовательная программа на дому по индивидуальному графику.

Дети-инвалиды, которые завершили учебу в школе, имеют право на зачисление в высшие учебные заведения по льготам, которыми предусмотрена возможность бюджетной формы обучения. Такое право предоставляется только один раз.

Медицинские

Дети-инвалиды в медицинской сфере имеют право на получение определенных льгот, а именно бесплатное получение:

  • выписанных лечащим врачом медицинских препаратов;
  • протезно-ортопедических приборов;
  • вело и кресло-колясок;
  • ежегодного санаторно-курортного лечения;
  • дополнительной путевки одному из родителей, который сопровождает ребенка инвалида.

Стоит отметить, что бесплатные медикаменты предоставляются только по предъявлению рецепта от врача, в противном случае их необходимо оплачивать в полном размере.

Социальные

Социальные льготы для детей-инвалидов мало отличаются от взрослых. Они также имеют право :

  • на получение социальных выплат;
  • бесплатный проезд, медикаменты;
  • первоочередное получение жилья;
  • скидки на оплату коммунальных услуг.

Налоговые

Детям инвалидам, которые не достигли совершеннолетия в этом плане льгот не предусмотрено, что касается их родителей, им предусмотрена льгота в виде ежемесячного налогового вычета на ребенка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы, в размере 12 000 рублей, то есть эта сумма не облагается НДФЛ.

Перечень льгот и их характеристика

Рабочие

Согласно действующему законодательству, увольнение сотрудника является противозаконным, если у него имеется ребенок инвалид, который не достиг 18 летнего возраста.

Исключением из этого правила считается:

  • банкротство компании и дальнейшая его ликвидация;
  • завершение действия Трудового договора с этим сотрудником;
  • злостное нарушение внутреннего трудового распорядка сотрудником (регулярные опоздания, пьянство на рабочем месте и так далее);
  • приказ вышестоящего руководства о дисциплинарном взыскании (простыми словами – увольнение по статье).

Помимо этого законом предусмотрен запрет на сверхурочную работу либо всевозможные командировки без письменного соглашения непосредственно с сотрудником.

Сотрудник, у которого есть несовершеннолетний ребенок инвалид вправе получать дополнительный отпуск продолжительностью в 14 календарных дней, с возможным использованием его по частям.

Налоговые

Родителям, которые занимаются воспитанием ребенка инвалида, предусмотрены определенные льготы в области налогообложения .

Для предоставления льгот в вопросе налогообложения необходимо обратиться в налоговую инспекцию и предъявить такие документы :

  • пенсионное удостоверение;
  • медицинскую справку, которая подтверждает необходимость в постоянном уходе за ребенком;
  • решение органов опеки и попечительства;
  • документ, который подтверждает совместное проживание с ребенком. Данный документ выдается в жилищном органе.

После этого размер налога на общий ежемесячный доход существенно снизится. Более того, в том случае, если налог изымался ежемесячно на сумму больше, нежели минимальная заработная плата, порядка 70% его размера будет возвращен родителям. Однако при этом необходимо учитывать, что правило действует только на одного родителя, на двоих это сделать невозможно.

Стоит отметить, что это возможно только до достижения ребенком 24 летнего возраста. В том случае, если до этого возраста ребенок не перестал учиться, льготы все равно будут отменены.

Другие виды льгот

К дополнительным льготным слоям населения можно отнести материей, которые до 8 летнего возраста воспитывали своего ребенка инвалида и не работали. Согласно действующему законодательству, они имеют полное право занести этот период в трудовой стаж.

Кроме этого стоит отметить, что воспользовавшись этим правом, они имеют право выходить на заслуженный отдых при достижении ими 50 летнего возраста. Но при этом, включая 8 летний стаж при воспитании, необходимо наличие общего продолжительностью 15 лет.

Что касается отцов детей из этой категории, то им положено наличие минимального стажа в 20 лет. Только при его наличии, они имеют полное право уйти на заслуженный отдых в 55 лет.

Виды и размер денежных выплат и пособий для детей-инвалидов

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, ребенок инвалид вправе получать такие виды финансовой помощи , как:

В 2019 году произошла индексация, за счет которой выплаты немного увеличились, и теперь эти показатели составляют:

  • социальная пенсия – 12 082 рублей;
  • ежемесячная денежная выплата – 2701,62 рублей, в этом числе льготы в натуральном виде на сумму 1111 рублей 75 копеек в месяц.

Помимо этого получить финансовую помощь имеют полное право опекуны, родители и другие лица, которые занимаются воспитанием ребенка инвалида.

Стоит также отметить, что стоимость социальной страховки для ребенка инвалида, по которой ему предоставляется право на бесплатные медикаменты, составляет порядка 11 тыс. рублей.

Размеры финансовой помощи от государства

Согласно закону РФ, получать финансовую помощь до момента вступления ребенка в 18 летний возраст имеют право:

  • родители;
  • опекуны;
  • другие лица, которые занимаются воспитанием ребенка.

Они получают ежемесячную выплату по уходу за ребенком до момента вступления им в совершеннолетний возраст в таком размере :

Однако, чтобы иметь право получить эту выплату необходимо быть официально нетрудоустроенным. В противном случае, все что положено, так это дополнительно оплачиваемые выходные (на сегодня это 4 дополнительных выходных в месяц).

Помимо этого, при необходимости прекращения работы в связи с уходом за больным ребенком, родитель вправе получать ежемесячные выплаты в размере 60% от среднего заработка за последний год до момента выхода на работу.

Дополнительные льготы не предусмотрены.

О льготах для родителей детей-инвалидов смотрите в следующем видео семинаре:

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, нуждаются в особой поддержке. Им выплачивают материальную помощь и предоставляют различные льготы. Все это направлено на социальную адаптацию детей и создание возможностей для их полноценной жизни.

Кто относится

Ребенок-инвалид - это несовершеннолетний с выраженными нарушениями развития (физического, психического, умственного), которые не дают ему себя чувствовать нормально в обществе, до достижения им 18-ти лет. Отклонения могут быть вызваны болезнью или полученные при рождении.

Больницы, в том числе и специализированные, диагностические центры после постановки диагноза и лечения могут предложить установление инвалидности ребенку, если проблемы со здоровьем мешают передвижению, общению, самообслуживанию, обучению, контролю за поведением.

Причинами инвалидности у детей может быть одна или несколько следующих причин:

  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • болезни головного или спинного мозга;
  • хронические поражения внутренних органов;
  • болезни мышц;
  • наследственные и генетические болезни;
  • общие заболевания;
  • увечья, травмы, ранения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ребенок будет направлен на МСЭ, медико-социальную экспертизу, где специалисты составят заключение.

  • необходимость ухода за ним в специализированном учреждении;
  • обеспечение вспомогательными средствами и требуемым оборудованием;
  • возможность обучения в спецучреждении или дома;
  • потребность в санаторно-курортном лечении определенного профиля определенный период времени;
  • совокупность реабилитационных мероприятий.

Не следует путать понятия инвалид с детства и ребенок-инвалид. К первой категории относятся совершеннолетние граждане, имеющие заболевания, дефекты и травмы и получившие инвалидность до 18-ти лет. Ко второй категории относятся дети, которым еще не исполнилось 18-ти лет.

В отношении детей, в отличие от взрослых, группы инвалидности не устанавливаются. После достижения 18-ти лет, если здоровье ребенка не улучшилось, ему присваивается первая, вторая или третья группа и статус инвалид с детства.

Какие льготы положены детям-инвалидам в 2019 году

Ребенку с ограниченными возможностями полагается ежемесячная поддержка от государства в виде социальных пенсий в размере 12 082 рубля и ЕДВ с учетом набора социальных услуг 2 527 рублей. Но выгоднее НСУ получать в натуральном виде. Кроме денежных выплат причитаются и различные льготы.

Жилищные льготы:

  1. Субсидия в пятидесятипроцентном размере от стоимости коммунальных услуг, аренды жилья, услуг связи. Предоставляется не только ребенку, но и всем совместно проживающим членам семьи.
  2. Приоритетное распределение жилья, если такая семья признана нуждающейся или малоимущей. В первую очередь выделяется детям с тяжелыми заболеваниями, например, ДЦП, шизофрения, ВИЧ, туберкулез в открытой форме, тяжелые почечные заболевания.
  3. Получение земельного участка для строительства или ведения хозяйства.

Льготы на обучение:

  1. Дети-инвалиды имеют право на внеочередное зачисление в детские сады и бесплатное пребывание в них. При нахождении в специализированных учреждениях оплату на себя берет государство, частные оплачивают родители и опекуны. Кроме того, существует возможность домашнего обучения для нуждающихся в этом.
  2. В школах им полагается бесплатное питание и щадящий режим при сдаче экзаменов.
  3. При успешной сдаче экзамена и отсутствии противопоказаний для обучения, ребенок может быть зачислен в средние специальные или высшие учебные заведения вне конкурса, по квотам или по преимущественному праву. Также ему предоставляется бесплатное обучение на подготовительных курсах.

Медицинские льготы:

  1. Для каждого больного составляется реабилитационная программа, в которую входят медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, и проводится она за счет медицинского учреждения.
  2. Лекарства, выписанные специалистами, и лечебное питание выдаются бесплатно. Бесплатное оказание медицинской помощи.
  3. Производятся выплаты на приобретение инвалидных колясок, протезов, ортопедических изделий, слуховых аппаратов. Имеется возможность получения скидки до 70 процентов на вспомогательные средства.

Льготы на проезд:

  1. Бесплатный проезд на городских и пригородных маршрутах на любом транспорте, кроме такси, для больного ребенка и сопровождающего его лица.
  2. Пятидесятипроцентная скидка на проезд на воздушном, железнодорожном или речном транспорте один раз в год с октября по май.
  3. Бесплатный проезд для ребенка и сопровождающего лица к месту реабилитации или лечения.

Для получения льготы на проезд при покупке билета следует показать удостоверение ребенка, а сопровождающим специальная справка выдается в органах социальной защиты.

Какая помощь оказывается их родителям

После того, как ребенку присваивается статус инвалида, ему назначается пенсия по инвалидности. Одному из родителей, членов семьи, или любым лицам, осуществляющим за ним постоянный уход, также назначаются выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.

Пособия начисляются при исполнении гражданами следующих условий:

  • они должны являться трудоспособными, но не должны работать;
  • не должны получать денежные средства на бирже труда;
  • осуществлять уход за ребенком-инвалидом или взрослым ребенком-инвалидом первой группы.

Период ухода будет включен в страховой стаж.

Размер ежемесячных денежных выплат определяется законодательно и составляет:

  • членам семьи и посторонним лицам 1 200 рублей;
  • родителям 5 500 рублей.

Налоговые льготы:

  1. Каждому родителю, усыновителю, имеющему особенного ребенка до 18-ти лет или во время его очного обучения до 24 лет (в случае присвоения инвалидности I или II группы), полагается налоговый вычет каждый месяц в размере 12 000 рублей. Опекуну, приемному родителю, попечителю выплачивается 6 000 рублей. Одинокие родители, опекуны, попечители получают налоговый вычет в двойном размере.
  2. Освобождение от налога на имущество родителей ребенка законодательством не предусмотрено. Хотя взрослый инвалид с детства, имеющий в собственности имущество, не должен оплачивать такой налог.
  3. Родитель, усыновитель, опекун ребенка с инвалидностью освобождается от транспортного налога на один легковой автомобиль мощностью до 100 лошадиных сил, купленный при поддержке центра занятости населения или переоборудованный специально для транспортировки инвалидов.

Льготы работающим родителям

Родителям, усыновителям, опекунам работодатели не могут отказать в приеме на работу на том основании, что они имеют ребенка-инвалида. Также не следует отправлять в командировки, на сверхурочные и ночные работы без их согласия, сокращать заработную плату или увольнять единственного родителя.

Граждане, имеющие на попечении ребенка с ограниченными возможностями, имеют право на неполный график работы, четыре дополнительных выходных ежемесячно, дополнительный неоплачиваемый отпуск.

Мать, воспитывающая ребенка до восьми лет, и не работающая это время, может зассчитать его в свой трудовой стаж. При наличии стажа не менее 15-ти лет, возраст ее выхода на пенсию снижается до 50-ти лет. Если на пенсию выходит отец, он должен иметь 20 лет стажа и возраст от 55-ти лет. Такой льготой может воспользоваться один из родителей.

Как оформить

Социальная защита больных детей включает в себя улучшающие их жизнь меры поддержки. Но для их получения необходимо заявить о своих правах. То есть следует обратиться в уполномоченные органы.

Сначала нужно ознакомиться с перечнем льгот, предоставляемых в регионе проживания семьи, так как он может быть расширен за счет местного бюджета.

Информацию можно узнать в органах социальной защиты при личном посещении или на сайте. Также консультациями занимаются многофункциональные центры, работающие во многих городах.

Затем необходимо открыть расчетный счет в банке, на который будут перечисляться денежные средства.

Пенсия по инвалидности, единовременная денежная выплата, набор социальных услуг начисляются в Пенсионном фонде. Следует предъявить справку из бюро МСЭ о присвоении инвалидности, другие документы и написать заявление на денежные выплаты.

В органах социальной защиты оформляются остальные виды льгот: на улучшение жилищных условий, на получение образования, на оплату коммунальных услуг, пособия для ухаживающего за ребенком лица.

Там специалисты выдадут справки на пользование льготами, которые родители должны отнести в организации, оказывающие эти услуги (например, в управляющую компанию).

Какие понадобятся документы

Для оформления льгот семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • паспорт заявителя;
  • удостоверение ребенка-инвалида;
  • свидетельство о рождении всех детей;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • справка о составе семьи;
  • справка от второго родителя, что он не оформлял данные льготы на таком же основании;
  • решение об усыновлении, передаче под опеку и попечительство;
  • документы о собственности на автомобиль;
  • бумага на право пользования жильем;
  • квитанции на оплату коммунальных услуг за предыдущий период;
  • акт обследования условий проживания;
  • реквизиты банковского счета для перечислений.

Родители должны обеспечить для ребенка с ограниченными возможностями комфортные условия проживания и не допускать ухудшения его здоровья. Без государственной поддержки адаптация детей с ограниченными возможностями была бы невозможна. Но и при наличии помощи, к сожалению, проблем остается очень много.

Государство заботится о своих гражданах, в частности, о детях, особенно, если они имеют серьезные проблемы со здоровьем. Если ребенок инвалид, льготы родителям или опекунам предоставляются в обязательном порядке, и касаются практически всех областей жизнедеятельности.

Ребенок-инвалид: льготы родителям или опекунам. (О детях-инвалидах государство проявляет повышенную заботу)

Когда речь идет о детях и подростках, не достигших 18-летнего возраста, инвалидность присваивается без градации по группам. В качестве оснований для принятия такого решения рассматриваются серьезные нарушения здоровья. Заключение об инвалидности выносит специальная комиссия и делает это по результатам медико-санитарной экспертизы.

В 5 ст. Правил признания лиц инвалидами четко перечислены все основания для установления инвалидности:

  • врожденные или приобретенные патологии, травмы, которые спровоцировали серьезное нарушение важных функций организма;
  • полное или частичное отсутствие способностей к обучению, передвижению, самообслуживанию и другим обычным для человека действиям;
  • установленная потребность в социальной защите.

Важно! Чтобы комиссия приняла решение о присвоении инвалидности, должны выполняться все три условия одновременно .

Если говорить о сроках присвоения инвалидности, их определяет тяжесть болезни и общего состояния здоровья. Когда есть шансы на излечение или значительное улучшение положения, инвалидность дают на 1-2 года. При повторном проведении МСЭ могут оставить инвалидность на срок до 5 лет. Если комиссия отметила ухудшение состояния здоровья или устойчивое отсутствие улучшений, инвалидность могут дать до момента достижения лицом 18-летнего возраста.

Важно! Полный список заболеваний и нарушений, при которых ребенку дают инвалидность, представлен в приложении к выше упомянутым правилам. Всего здесь 23 пункта, среди которых есть и онкологические болезни .

Мы понимаем, что, когда речь идет про ребенка-инвалида, он нуждается в особом внимании и уходе. При этом, родители не могут полноценно вести трудовую деятельность, требуют финансовой поддержки от государства. Так, льготы предоставляются в достаточно широком круге.

Денежная помощь и пенсия


Дети-инвалиды в обязательном порядке получают пенсию. О порядке начисления и выплат можно узнать из закона РФ «О государственных пенсиях», ст. 17, 21, 38, 113, 114, 115. На текущее время размер пенсионных начислений достиг 12000 руб. Размер социальной пенсии можно увеличить на региональном уровне, но снижен он не может быть.

Дополнительно, кроме пенсии, дети получают социальные выплаты. Их величина колеблется в пределах 2600 руб.

Неработающим лицам (родителям, опекунам), которые ухаживают за ребенком, начисляются специальные компенсационные выплаты. Они производятся ежемесячно, составляют 60% от минимальной официально утвержденной оплаты труда. На практике – это примерно 5500 руб .

Если женщина воспитала ребенка-инвалида до 8 лет, ей начинают начислять пенсию с момента достижения 50-летнего возраста. Для этого должно выполняться одно условие – наличие 15-летнего трудового стажа. В этот срок засчитывается все время, пока мать ухаживала за ребенком с инвалидностью. Все эти моменты прописаны в законе РФ “О государственных пенсиях”, ст. 11, 92(б).

Чтобы оформить компенсационное пособие, которое выплачивается лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом независимо от степени родственной связи, необходимо собрать для Пенсионного фонда следующие документы:

  • заявление на назначение пособия;
  • паспорт – копия и оригинал;
  • СНИЛС заявителя и человека, требующего ухода;
  • свид-во о рождении ребенка-инвалида;
  • заключение про инвалидность;
  • справка из центра занятости. Здесь должно быть отмечено, что родитель или опекун не получает выплаты по безработице;
  • трудовая книжка опекуна;
  • расчетный банковский счет.

Поданные документы рассматривают в течение 10 дней. Выплаты начинаются с 1 числа месяца. Если принято решение про отказ, оно озвучивается в 30-дневный срок.

Трудовые льготы


Работающим родителям или опекунам детей-инвалидов предусматривают следующие трудовые льготы

Женщина, ухаживающая за ребенком-инвалидом, не достигшим 16-летнего возраста, имеет законное право работать неполную неделю и неполный день. Оплачивается труд пропорционально, зависимо от отработанного времени. Такой порядок прописан в КЗоТ.

Также мать не могут оставлять сверхурочно или отправлять в командировки, если она не согласилась на это сама.

Работодатель не имеет права отказать женщине в трудоустройстве либо уменьшить заработную плату по причине наличия у нее ребенка с ограниченными возможностями.

Если мать воспитывает ребенка-инвалида самостоятельно, КЗоТ запрещает увольнять ее с работы. Исключением становятся только ситуации, когда речь идет про полную ликвидацию компании. Но, в этом случае женщине должны предоставить новое место работы. Такой порядок прописан в 54 и 170 статьях упомянутого документа.

Также один из родителей, занимающихся воспитанием ребенка с ограниченными возможностями, получит 4 дополнительных выходных в месяц. Использовать их может один человек или каждый из родителей по 2 дня.

Отпуск предоставляется отцу или матери в любое удобное для них время.

Важно! Если один из супругов планирует оформлять дополнительные выходные или отпуск, он должен предоставить работодателю подтверждение того, что этими льготами не пользовался второй супруг. Оба родителя одновременно могут пользоваться только правом отказаться от командировки или сверхурочной работы .

Налоговые льготы

Они предоставляются одному из родителей. Регламентируется процедура п. 4 ст. 218 ч. 2 НК РФ. Здесь отмечено, что или отцу, или матери предоставляется налоговый вычет 12000 руб. Он насчитывается каждый месяц. Если ребенка-инвалида воспитывают опекуны или попечители, для них действует уменьшенный вычет, и его сумма составляет 3000 рублей.

Жилищные льготы

Их регулирует закон о социальной защите инвалидов. Информация по теме указана в 17 статье. Здесь отмечено, что семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, могут рассчитывать на следующее:

  • обеспечение жильем. Это оплачивает государство. Единственное, что требуется от родителей – стать на учет, где регистрируются лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • оплату 50% счетов за коммунальные услуги. Если семья арендует помещение по социальному найму, будет погашена половина стоимости;
    • предоставление земельного участка для его последующего использования в личных целях. Опять же, чтобы родители могли реализовать это право, необходимо подать соответствующее заявление и документы в социальную службу.

Дополнительно семья может рассчитывать на расширение жилой площади. Оно возможно в ряде ситуаций, которые прописаны в Постановлении Правительства РФ № 817 от 21.12.2004. С 2018 года в силу вступил обновленный перечень от 30.11.2012 № 991н.

Семьям, где воспитывается ребенок с инвалидностью, предоставляют льготы и на оплату коммунальных услуг. Величина платежей уменьшается наполовину. Такая льгота действует для жилья из категории помещений для социального найма.

Медицинские льготы

В соответствии со ст. 9 закона № 181-ФЗ каждый ребенок с ограниченными возможностями и проблемным здоровьем имеет полное право на необходимую реабилитацию. Поэтому, государственные медицинские и другие учреждения должны бесплатно предоставлять:

  • некоторые лекарственные препараты;
  • технические средства, например, костыли или коляски;
  • реабилитацию или лечение.

Все льготы, на которые можно рассчитывать в данной ситуации, перечислены в распоряжении № 2347-р от 30.12.2005. По теме лечения разъяснения дает приказ Минздравсоцразвития № 328 от 29.12.2004.

Если ребенка воспитывает одинокая мать, она получает полное право пользоваться всеми необходимыми льготами, предусмотренными для семей с детьми-инвалидами. Дополнительно ей предоставляются льготные программы, рассчитанные на одиноких родителей.

Транспортные льготы

Ребенок-инвалид, а также сопровождающее его лицо (мать, отец или опекун) имеют полное право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте. К данной категории не относят только такси. Чтобы получить право не оплачивать проезд, необходимо предъявить водителю удостоверение инвалида, а также документ, подтверждающий родственную связь ребенка и человека, его сопровождающего.


Дополнительно государство предусмотрело такие льготы:

  • 50% скидки на любой междугородний транспорт кроме такси;
  • бесплатный проезд до места лечения. Дорога оплачивается государством в оба конца. Льготу можно использовать раз в год.

Могут предоставляться и дополнительные привилегии, зависимо от регионального устава, а также состояния здоровья конкретного ребенка-инвалида.

Льготы на обучение


Каждый ребенок с инвалидностью имеет полное право посещать детский сад, школу. Это могут быть обычные или специальные учреждения. Льготы для родителей заключаются в упрощенной схеме приема, скидках или полном отсутствии необходимости вносить оплату за обучение.

Если ребенок-инвалид нуждается в обучении и воспитании на дому или в негосударственном учреждении, в таких ситуациях родители тоже могут рассчитывать на льготные условия. Подробный порядок прописан в постановлении Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861.

Видео – Льготы детям инвалидам. Права и льготы для родителей детей инвалидов