ЛФК для детей: назначения, показания, упражнения. Занятия ЛФК для детей: упражнения Приемы лечебной физкультуры в доу

Особенности детей дошкольного возраста представлены двумя основными составляющими:

  1. физиологические особенности детского организма;
  2. уровень его психического развития.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией прежде всего сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано прежде всего с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб, неспособности вслушиваться в речь инструктора и т.п. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.

Между тем процедуры большинства методик ЛФК требуют больших затрат времени для повышения ее эффективности. Это возможно, если при построении занятий инструктор ЛФК четко осознает уровень психического развития ребенка и находит контакт с ребенком, живущим в своем миропонимании.
Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, и поэтому его способ освоения окружающего мира - это действие в мире реальных предметов и вещей, однако ребенок еще не владеет методами осуществления таких действий. Это противоречие может разрешиться только в одном виде деятельности - в игре. Игра для дошкольников является ведущей сферой деятельности и характеризуется воображаемой игровой ситуацией, выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления, развитием активного запоминания, обобщенным характером игры, наличием ролей. Так как занятия ЛФК требуют стремления к определенным значимым целям (количества повторений, достижения определенного объема движения и т.п.), ролевые игры должны сочетаться с играми по правилам. В игре активно формируются психические процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание. Ролевая игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому освоению смыслов формирования воображения. С другой стороны, в играх по правилам ребенок формирует самооценку, обучается ограничивать свои желания, подчиняться запретам.

Неотъемлемый вид игровой деятельности ребенка - это сказка. Она должна строиться на знакомых ребенку образах. Важно, чтобы понятия были доступны пониманию и воображению ребенка, соответствовали его возрасту и развитию. Ребенку близок мир сказки, похожий на мир самого ребенка. Это мир резких противопоставлений добра и зла, хорошего и плохого, смелого и трусливого, ловкогс и неуклюжего. Здесь есть интерес к герою, идентифицированному с самим собой, а значит, связанному с интересом к самому себе; это дополнительный стимул к увлеченности моментом действия. Посредством сказки легче взаимодействовать с ребенком, управлять им во время проведения комплекса упражнений. Концентрация внимания на действиях позволяет лучше организовать дошкольника. Образы, создаваемые в процессе процедуры, легко запечатлеваются у ребенка, благодаря этому лучше запоминается и усваивается сам комплекс упражнений. Необходимо проявление фантазии инструктора ЛФК, гибкости его мышления, так как сказка должна от занятия к занятию изменяться, развертываться в сценарии, пополняться новыми персонажами.

У детей вследствие возрастных особенностей недостаточно развито перспективное мышление, из-за чего они просто не могут понять, что выполнение определенных упражнений и усвоение навыков могут привести к желаемым и нужным для ребенка результатам.

Социальная ситуацияна занятиях ЛФК заключается в расширении предметного мира и в необходимости действовать в мире реальных вещей. В то же времяребенок дошкольного возраста находится лишьв начале формирования его самосознания. Занятия ЛФК предъявляют требования и к формированию учебной деятельности ребенка, ведьна занятии происходит усвоение новых навыков, умений, понятий. На занятиях ЛФК ребенку этого возраста иногда впервые в жизниприходится сталкиваться с элементами целенаправленной учебной деятельности. Процедура и общение с инструктором обогащают ребенка, расширяют его двигательные способности, корректируют его самооценку. Важным является использование поощрения. Надо помнить, что похвала для ребенка важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально ребенка, а отдельных его качеств или навыков, операций. Однако надо учитывать, что для ребенка дошкольного возраста из-за недостаточного уровня самосознания это еще малозначительные аспекты.
Ниже мы приводим примерный комплекс упражнений для ребенка дошкольного возраста, построенный на основе вышеперечисленных закономерностей. Данный комплекс ЛФК разработан для детей 3-6 лет, посещающих групповые или индивидуальные занятия. Пациенты были направлены на лечение хирургом-ортопедом, диагноз - нарушение осанки.

Исходное положение

Выполнение

Дозировка

Словесное сопровождение

Лежа на спине

Закрыть глаза, руки и ноги расположить симметрично

Ночь, все спят. Снится что-то хо-, рошее: лес, река, мама готовит что-то вкусное. Солнце взошло, все проснулись и пошли в лес

Лежа на спине, в руках гимнастическая палка

Выполнить перемах двумя ногами через гимнастическую палку, затем выполнить обратное движение

Шли по лесу, перепрыгивали через поваленные деревья

Лежа на животе, в руках гимнастическая палка

Положить палку на нижний угол лопаток и выполнить обратное движение

Пробирались под ветками, искали грибы и ягоды

Стоя на одной ноге

Руки вверх, другую ногу согнуть, стопу поставить на голень или бедро опорной ноги (самовытяжение). При выполнении упражнения возможен вариант: при словах «ветер подул» кистями рук выполняется имитация колыхания листьев

10-15сек. на каждой ноге

Дерево растет, тянется веточками к солнцу (ребенок может проявить фантазию и назвать то дерево, которое изображает; возможен вопрос от инструктора: «Какое дерево растет?»)

Сидя на пятках

Руки в стороны на уровне плеч

Птичка летит на дерево собирать тлю (фантазия на тему «какая птичка летит»)

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Проползти на спине вниз до конца полотенца и обратно

Гусеница ползет по ветке дерева за зеленым листиком (вишенкой, яблоком, сливой); при словах «птичка летит» вернуться обратно

Лежа на спине

Поднять вверх сомкнутые ноги, нарисовать и разукрасить то, что несла гусеница

Уместны вопросы к группе:«Что рисуете? Какого цвета? Быстро ли ползла гусеница?»

Лежа на спине

Прогнуться, упор на лопатках, ноги прямые

4-5 раз по 5 сек.

Гусеница тянется

Лежа на животе, в руках мяч

Передача мяча перед собой и за спиной по кругу

До утомления

Колобок бежал по тропинке (вме сте с детьми вспомнить сказку о колобке)

Лежа на спине, в руках мяч

Сесть, положить мяч на сомкнутые голени, лечь, поднять ноги и поймать скатывающийся мяч

Колобок спускается с горки

Лежа на спине

Принять упор на лопатках

До утомления

Мост через ручей, под мостом ежик проходил, кактус оставил. Лиса пробежала и спросила у моста: «Мостик, мостик, не видел ли ты ежика?» (Ответ может быть любым.)

Лежа на животе

Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола

5 раз по 5 сек.

Лодочка поплыла через ручеек, в ней была кошка

Упор на коленях

Прогнуться и выгнуться

Кошка сердитая и добрая

Лежа на животе

Сгибание и разгибание рук с касанием плечевого сустава

Кошка когти выпускала

Лежа на животе

Плавательные движения руками

До утомления

Помогли кошке перебраться на другой берег? - положительный ответ, а теперь плывем обратно. Прошел сильный дождь, ручей стал быстрой глубокой речкой. Наступает вечер, солнце заходит за горизонт, мама ждет нас на другом берегу, стоит с фонариком. Если ребенок касается пола руками,то можно задать вопрос: « Кто по дну ползет?»

Лежа на животе, руки и ноги сомкнуты на полу

1. поднять сомкнутые конечности;
2. развести конечности в противопо
ложные стороны;
3. сомкнуть конечности;
4. принять исходное положение

5-7 циклов

Наступила ночь, на небе засияла звезда

В качестве отдыха - сидя, гимнастика для пальцев (мелкая моторика): собака лает, пеликан клюв открывает, ножницы, кто-то ручкой машет. Выполнять обеими руками. Нерабочая рука может помогать руке, выполняющей упражнения

Лежа на животе

Руки в «замок» за головой, поднять туловище, руки развести до предела

3-4 раза, по 5 сек.

Сова полетела на охоту

Лежа на животе

Руки в «замок» за спиной, поднять туловище

3-4 раза, по 5 сек.

Лиса выглядывала из травы

На носочках

1 круг по залу

Мышка крадется, чтобы лисичка не поймала

На пятках

1 круг по залу

Мышка через лужицу переходит

Лежа на животе или на спине.

Схватиться за края скамейки руками и ползти, работая только руками

2 раза на животе, 2 раза на спине

Червячок ползет по норке, спать собирается

Свободное время: прыжки на фитболе, броски мяча в баскетбольное кольцо, попытка научиться прыгать через скакалку, занятия на велотренажере

Словесное сопровождение должно быть доброжелательным и эмоционально красочным.

Данный подход позволяет повысить эффективность и продолжительность выполняемых упражнений. Нам удается увеличивать продолжительность процедуры до 30-40 минут без появления признаков утомления ЦНС у ребенка. Данный подход позволяет строить занятия и для детей с синдромом дефицита внимания - как с гиперактивностью, так и с гипоактивностью (инертный тип). Врач ЛФК, инструктор для использования данной системы должны сочетать в себе профессиональные навыки психолога и педагога. Многое зависит от таланта и увлеченности самого специалиста, его отношения к маленьким пациентам.

Основной и важнейшей функцией организма является движение. Лечебная физическая культура (ЛФК) – это как раз тот комплекс упражнений, который поможет не только нормализовать деятельность опорно-двигательного аппарата, но и улучшить работу внутренних органов. Вовремя начатые занятия ЛФК могут заменить длительный прием лекарственных препаратов и хирургические вмешательства.

Упражнения делятся не только по анатомическому принципу (так, например, они могут быть направлены на улучшение работы мышц ног, рук, исправление осанки и т. д.), но и по степени интенсивности. Спектр возможностей ЛФК огромен: это и спортивно-прикладные упражнения, и лечебная гимнастика разных видов, и дыхательные упражнения. Самостоятельный подбор комплекса занятий может нанести существенный вред организму, ведь именно разработка специалистом индивидуальной программы и медицинский контроль являются главными отличиями ЛФК от других видов физкультуры.

Показания к назначению лечебной физкультуры

ЛФК входит в комплексный подход лечения и профилактики при имеющихся проблемах со стороны следующих систем организма:

  • Опорно-двигательной (ЛФК показана в том числе при коксартрозе, нарушении осанки, остеохондрозе, сколиозе и т. д.)
  • Нервной
  • Сердечно-сосудистой
  • Дыхательной
  • Пищеварительной

Как один из важнейших методов реабилитации либо поддержания здоровья ЛФК также важен при:

  • Травмах
  • Операциях на грудной клетке
  • При беременности

Эффективность ЛФК

Эффективность лечебной физкультуры уже ни для кого не является секретом. С одной стороны, это хороший помощник при комплексной терапии, с другой – лучший способ закрепить полученные результаты уже завершенного лечения. Кроме того, ЛФК назначается для профилактики развития возможных осложнений, замедления развития того или иного заболевания, а также с целью общего укрепления организма. Механика ЛФК достаточно проста – комплекс упражнений улучшает кровообращение в мышцах, подвергающихся нагрузке, положительно влияет на рост мышечной силы, помогает вернуть или увеличить подвижность суставов. Дыхательная гимнастика, со своей стороны, позволяет снять мышечные спазмы. Наиболее эффективно ЛФК работает в связке с массажем и физиотерапией.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Одним из наиболее частых случаев назначения ЛФК являются ситуации, связанные с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, процессы нарушения лимфо- и кровообращения в травмированных тканях неизбежны, более того, они даже могут привести к некрозу. Подобные дегенеративные (отрицательные) изменения могут вызвать как стойкое ограничение подвижности суставов (контрактура), так и полную неподвижность (анкилоз). В этом случае именно ЛФК тонизируют центральную нервную систему, улучшает приток крови к травмированным тканям, способствует их заживлению и восстановлению эластичности и силы мышц.

Курс ЛФК при такой проблеме делится на три периода:

  • Иммобилизация (снижение патологических реакций организма, связанных с появившейся травмой, укрепление иммунитета, профилактика возможных осложнений, таких как тромбоэмболия, остеопороз, превмония, мышечная атрофия и т. д.)
  • Послеиммобилизационный период (фактически полное восстановление утраченных возможностей опорно-двигательного аппарата)
  • Заключительно-восстановительный период (устранение возможных остаточных явлений, связанных с болезнью, и закрепление результата)

ЛФК для детей назначается с целью:

  • Правильного развития и укрепления опорно-двигательного аппарата: мышц, суставов и костей
  • Профилактики сколиоза и плоскостопия и других заболеваний ортопедического профиля
  • Нормализации деятельности нервной системы, борьбы с тиками и последствиями травм или длительной неподвижности, восстановления нормального тонуса мышц
  • Поддержания и восстановления нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, легких
  • В рамках комплексной терапии заболеваний внутренних органов и скелета
  • Профилактики осложнений или рецидивов заболеваний
  • Общего укрепления организма и иммунной системы

Показаниями для лечебной физкультуры являются заболевания самого разного профиля:

  • Патологии опорно-двигательного аппарата: врожденные состояния, травмы и пр.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы
  • Заболевания эндокринной системы, нарушения обмена веществ
  • Нарушения дыхательной системы: частые бронхиты, бронхиальная астма; реабилитация после воспаления легких
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • Нарушения нервной деятельности

ЛФК для самых маленьких

Для младенцев первого года жизни лечебная физкультура является фундаментом будущей здоровой жизни. Комплексы упражнений поначалу состоят в основном из пассивных и рефлекторных движений, но по мере развития малыша специалист начинает добавлять и активные компоненты. Гимнастику для маленьких полезно сочетать с массажем.

Врачи МЕДСИ знают, что ЛФК оказывает самое благоприятное воздействие на психическое и физическое состояние детей. Упражнения стимулируют кровообращение и деятельность нервной системы, приводят в порядок мышечный тонус, нормализуют сон и настроение малыша.

Благодаря общеукрепляющему действию лечебной физкультуры организм ребенка развивается гармонично. Сводится на нет риск отставания в развитии, малыш начинает садиться, ходить и говорить вовремя или даже немного раньше своих сверстников.

Если у ребенка диагностирован рахит или снижен вес, лечебная физкультура предотвратит осложнения заболевания, поможет костной системе развиться нормально, улучшит аппетит, приведет в порядок обмен веществ.

ЛФК для детей делает их более подвижными, позитивными, устойчивыми к заболеваниям и стрессам.

Противопоказания к применению ЛФК

  • Лихорадка и общее тяжелое состояние
  • Кровотечение или геморрагический диатез
  • Повышенное или пониженное давление
  • Острое заболевание внутренних органов или обострение хронического заболевания
  • Гиперестезия (в частности, при рахите)
  • Обширные грыжи
  • Заболевания, при которых наблюдается повышенная ломкость костей

Противопоказаний к назначению ЛФК не так много, в основном все они связаны с начальной (острой) стадией заболевания, травмы либо обострения хроники, наличием показаний к хирургическому вмешательству. По прошествии времени и после прекращения острых болей и воспалительных процессов ЛФК может быть назначена незамедлительно.

Являет собой комплекс физкультуры, направленный на реабилитацию, профилактику и лечение. Включает в себя грамотно подобранные упражнения и постановку правильного дыхания.

Показания к проведению

  1. Рекомендуется для всех здоровых детей с целью усиления деятельности всех систем и органов, процессов обмена, повышения адаптации организма к различным факторам.
  2. Формирует правильную осанку.
  3. Детям, имеющим временные или постоянные отклонения здоровья (поражения сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма).

Помимо основных целей, ЛФК также имеет воспитательно-дисциплинирующую функцию. На занятиях ЛФК для детей ребенок познает себя в окружающем мире, получает некоторые навыки гигиены. Также физкультура важна для лучшей адаптации в школе, повышает устойчивость к стрессам, улучшает успеваемость и эмоциональный фон у школьников, снижает чувствительность к аллергенам. ЛФК имеет некоторые противопоказания, поэтому требует предварительной консультации со специалистом.

Занятия с младенцами

Когда ребенок рождается, его организм еще не сформировался полностью, поэтому все его движения - это дерганья руками и ногами. Чтобы его организм смог уже тогда развиваться, придумали гимнастические упражнения для малышей. Это делается для того, чтобы организм ребенка развивался уже в этот период. Эти упражнения делаются не только для больных детей, но и для здоровых, чтобы патология не обнаружилась позже.

Как же эта гимнастика помогает организму ребенка?

Когда мы двигаемся, то мышечная масса получает больше крови, то есть и больше всего, что есть в ней. Обмен веществ работает лучше, так как расходуется больше энергии и больше потребляется организмом. Из-за ускоренного обмена веществ наши органы, например, почки, желудок, печень, начинают развиваться лучше, поскольку работают активнее. Укрепляется иммунитет ребенка. Нервная система получает хороший стимул к развитию. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, вестибулярный аппарат, мышцы и кости лучше скрепляются. Ребенок начинает крепче спать, что тоже плюс, так как меньше просыпается по ночам. Вообще, лечебная гимнастика разрабатывалась для того, чтобы ребенок быстрее научился двигаться, хотя бы начал делать простые движения. Также регулярные занятия улучшат его осанку и предотвратят гипертрофию мышц.

Как правильно проводить гимнастику?

Начинать заниматься нужно, когда возраст ребенка - уже месяц, заканчивать каждое занятие массажем - это помогает мышцам расслабиться. При неблагоприятном самочувствии ребенка стоит перестать проводить занятия!

Если ваш ребенок отвлекается на что-то другое, начните делать другое упражнение, возможно, это ему не нравится, а в конце отвлеките его чем-то интересным. Проводить гимнастику нужно спустя два часа после или за два часа до еды и купания, предварительно проветрив помещение, но температура должна быть не ниже 20 градусов. Общее время гимнастики не должно быть меньше 15 минут, сопровождать процесс нужно одобрительными словами и положительными эмоциями.

Виды упражнений

Упражнения ЛФК для детей имеют много видов, ниже перечислены самые распространенные из них. Наиболее популярны те, что направлены на:

  1. Малыш лежит животом вверх, руки скрещены на груди. Сначала поднимаем одну руку, потом вторую, затем обе, за голову запрокидываем их. Ребенок лежит на спине, сгибаем ноги и сводим их вместе, повтор упражнения до 3 раз, затем придерживаем ножки и поворачиваем таз в стороны.
  2. Тренируем перевороты со спины на животик и наоборот. Для этого вытягиваем ручку малыша, через которую будет осуществлен переворот, вверх, учим его этому упражнению. Чтобы научить ребенка ползать, нужны два человека, которые будут держать его за конечности и по очереди двигать ими. Когда малышу будет больше 4 месяцев, его поднимают за спинку и учат садиться при помощи рук ребенка.

Гимнастика не делается в следующих случаях:

  • малыш болен гриппом;
  • проблемы с сердцем;
  • расстройство слизистой;
  • проблемы с желудком;
  • проблемы с легкими;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Вывод: гимнастику нужно проводить в любом случае после консультации с врачом, но не забывайте, что развитием ребенка должны заниматься родители.

Применение ЛФК при детском церебральном параличе

ЛФК для детей с ДЦП может улучшить:

  • координацию;
  • баланс;
  • силу;
  • гибкость;
  • выносливость;
  • управление болью;
  • положение;
  • общее здоровье.

Сочетание упражнений, методов расслабления мышц и специального оборудования используется для улучшения движения. Степень, в которой физическая терапия может улучшить специфические проблемы ребенка, зависит от тяжести состояния. Упражнения для церебрального паралича направлены на лечение высокого или низкого мышечного тонуса. Высокий мышечный тонус вызывает жесткость и спастичность, тогда как низкий вызывает слишком большую гибкость и слабость. Упражнения для гибкости и массажи часто используются для детей со спазматическим церебральным параличом. Силовые тренировочные упражнения используются для увеличения тонуса мышц у детей с атетоидным церебральным параличом.

Специальные упражнения также используются для помощи при ходьбе, позе, переходных движениях и сенсорных нарушениях, например, прикосновениях и балансе. Положение улучшается с помощью упражнений, которые выполняются сидя, стоя на коленях и стоя.

Терапевты используют различные средства для подвижности, чтобы сделать физкультуру более эффективной. Крепления, отброс, шины и вкладыши в обувь - это виды ортопедического оборудования, которое помогает ходить ребенку и двигаться суставам.

Физическая терапия также часто включает в себя следующие инструменты:

  • упражнения на шаре;
  • полосы сопротивления;
  • свободные веса;
  • бассейны;
  • горячие и холодные упаковки;
  • электрическую стимуляцию мышц.

В некоторых случаях электрическая стимуляция используется для улучшения функции ходьбы и работы верхних конечностей. Физиотерапевты должны адаптировать лечение на разных стадиях развития. Важнейшие этапы - когда ребенок находится в дошкольном и раннем школьном возрасте. Дети на ранних стадиях развития изучают и испытывают многое благодаря игре, что делает ее важным аспектом ранней терапии. Малыши с ЦП часто неохотно прикасаются к своему лицу или практикуют определенные движения, необходимые для обучения и физического развития.

Процедуры при плоскостопии

Для проведения ЛФК при плоскостопии у детей прекрасно подойдут игровые комплексы. Маленькие дети могут заниматься рисованием, используя пальцы ног. Также можно собирать игрушки с пола. Упражнения для детей можно придумывать самому. Их лучше всего чередовать, увеличивать длительность занятия, повторять их через небольшой промежуток времени. Для детей, которые уже пошли в школу, рекомендуется увеличить нагрузки. Повторения упражнений увеличить до двадцати.

Занятия для ребенка школьного возраста

Выполнить комплекс упражнений из положения сидя на стуле:

  • схватить пальцами ног небольшой предмет и пытаться поднять его;
  • схватить ногами мячик и поднять его на максимально возможную высоту;
  • сводить и разводить пятки, при этом надо касаться пола носками;
  • тянуть стопы по полу или катать палку по полу.

Уже стоя выполнить следующее:

  • залезть на гимнастическую стенку и распределить массу тела на центр стопы;
  • приседать на носках, руки должны быть направлены в стороны;
  • ходить по палке или ребристой доске;
  • сделать массаж стоп с помощью коврика с супинаторами;
  • выполнить перекат с носков на пятки, спину держать ровно;
  • ходить носками по наклоненной доске.

В рамках ЛФК необходимо часто выполнять данные упражнения. Нельзя прекращать занятия при появлении небольших улучшений, нужно закрепить результат. Чтобы добиться явного прогресса в лечении, нужны усилия не только самого ребенка, но и его родителей.

Проблемы со спиной

Врачи рекомендуют начинать заниматься ЛФК для детей с нарушениями осанки уже с двух-трех месяцев. Занятие ЛФК поможет привести в тонус мышцы спины, подкорректировать неправильную форму позвоночника. Постоянные занятия помогут ребенку держать спину ровно.

Для детей до семи лет рекомендуется выполнять упражнения не реже трех-четырех раз в неделю. ЛФК выполнять в течение трех месяцев с возможным перерывом в два месяца. Занятия рекомендуется постоянно усложнять (один раз в три недели). Это необходимо для быстрого получения результата. Если этого не делать, то мышцы ребенка начнут привыкать к нагрузкам, из-за этого эффективность занятий упадет.

Комплекс упражнений для профилактики

Комплексы ЛФК для детей могут быть следующими. Ноги поставить на уровне ширины плеч, руки - на пояс. Локти разводить до того момента, пока лопатки не сомкнутся. Повторить пять раз.

Выполнять наклоны, руки должны находиться за спиной. Наклоны делать вправо-влево и вперед-назад. Повторить шесть раз.

Ноги поставить как можно более широко, кисти рук положить на плечи. Делая вдох, сделать наклон вперед, при выдохе вернуться обратно в исходное положение.

Взять бодибар и вытянуть прямо перед собой. При выдохе присесть, при вдохе вернуться обратно в исходное положение. Повторить пять-шесть раз. Во время упражнения спину нужно держать ровно.

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, и др);
  • изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны : детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.