Лечение детей с пограничными психическими расстройствами. Патопсихологические синдромы у детей и подростков при пограничных расстройствах. Работа с недостатком структурализации

Е.Л. НИКОЛАЕВ

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Существующая традиция исследования пограничных психических расстройств (ППР), как правило, базируется на анализе данного уровня нарушений у больных взрослого возраста. Так, в современном широко признанном руководстве по пограничной психиатрии Ю.А. Александровского , где подробно рассмотрены особенности клиники, диагностики, лечения и профилактики пПр, тема детей и подростков вообще не представлена. Тем не менее в данной возрастной группе ППР встречаются довольно часто, о чем свидетельствует ряд исследований , в том числе выполненных в этнокультурном аспекте . Исследования подобного рода в Чувашии до сих пор не проводились. В связи с чем с целью изучения особенностей клинико-нозологической структуры ППР у детей и подростков Чувашии проведено следующее исследование.

Клинико-психопатологическим методом проанализировано 361 обращение в Республиканский психоневрологический диспансер детей и подростков по поводу психических расстройств непсихотического характера в течение одного календарного года.

Результаты. Средний возраст больного ребенка составляет 9,46±3,45 года (минимальный - 3 года, максимальный - 17 лет). Нозологическая структура ППР у больных детей и подростков в соответствии с критериями МКБ-10 представлена в таблице. Клинические группы психических расстройств сформированы на основе принятого в МКБ-10 разделения психических расстройств у детей и подростков на специфические для этого возрастного периода (Р8, Р9) и неспецифические (остальные диагностические рубрики).

Тем не менее представляется уместным рассмотреть клинику психических нарушений с учетом отечественных традиций систематизации, в соответствии с которыми различимо, что большинство обращений детей и подростков в данном исследовании вызвано заболеваниями резидуально-органической природы, которые представлены разнообразными клиническими синдромами. Органический характер поражения головного мозга не только определяет своеобразие клинических симптомов возникающего на его основе расстройства, но и является биологическим субстратом для возникновения симптомов невротического регистра. Во всех рассматриваемых случаях достоверность органической дисфункции головного мозга верифицирована данными неврологического, электрофизиологического, нейропсихологического и ультразвукового исследований.

Разбирая структуру резидуально-органических расстройств по В.В. Ковалеву , можно отметить, что среди синдромов нарушения развития отдельных систем мозга в группе данного исследования представлены больные со специфическим расстройством артикуляции речи (1,7%). У таких детей, чаще у мальчиков (83,3%), на фоне сохранного интеллекта и речевого аппарата нарушено воспроизведение отдельных звуков, хотя понимание чужой речи не страдает. Неправильное произношение мешает школьному обучению, контактам со сверстниками и больше всего вызывает тревогу у родителей, которые довольно поздно осознают, что данная аномалия самопроизвольно не исчезает.

В структуре неврозоподобных синдромов резидуально-органической природы можно выделить несколько видов расстройств, характерных для детско-

подросткового возраста. Прежде всего, это гиперкинетические расстройства (10,2%), которые манифестируют в раннем дошкольном периоде и практически с одинаковой частотой встречаются у мальчиков (51,3%) и девочек (48,7%).

Клинико-нозологическая структура ППР у больных детей и подростков

Клиническая группа и ее основные диагностические категории Абс. %

Психические расстройства детско-подросткового возраста (Г8, Г9) 194 53,7

Специфические расстройства развития речи (Р80) 6 1,7

Гиперкинетические расстройства (Р90) 37 10,2

Расстройства поведения (Р91) 32 9,0

Эмоциональные расстройства детского возраста (Р93) 43 11,9

Тикозные расстройства (Р95) 29 7,9

Поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском возрасте (Р98) 47 13,0

Невротические расстройства (Г4) 96 26,6

Тревожно-фобические расстройства (Р40) 6 1,7

Обсессивно-компульсивное расстройство (Р42) 4 1,1

Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации (Р43) 53 14,7

Соматоформные расстройства (Р45) 10 2,8

Неврастения (Р48) 22 6,2

Органические психические расстройства (Г0) 55 15,3

Психические расстройства вследствие дисфункции головного мозга (Р06) 49 13,6

Органические расстройства личности и поведения (Р07) 6 1,7

Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями (Гб) 10 2,8

Расстройство приема пищи (Р50) 2 0,6

Расстройства сна неорганической природы (Р51) 8 2,3

Расстройства зрелой личности и поведения (Г6) 6 1,7

Смешанное и другие расстройства личности (Р61) 4 1,1

Расстройство привычек и влечений (Р63) 2 0,6

Всего 361 100,0

Наиболее частые жалобы, которые предъявляются родителями, детей с ППр, - расторможенность, неуправляемость, импульсивность, проявляющиеся в различных ситуациях. В обстоятельствах, требующих внимания и настойчивости, такие дети быстро теряют интерес. Они часто прерывают один вид деятельности или меняют его на другой, что не соответствует возрастным показателям нервно-психического развития. В ответ на ограничения со стороны родителей дети становятся агрессивными, склонными к нарушению социальных норм и правил, что нередко заставляет их еще более усиливать репрессивные меры. В условиях школьного обучения такие симптомы становятся наиболее заметными, так как негативным образом отражаются на возможностях ребенка к обучению. Неспособность внимательно слушать и повторять, следовать инструкциям и завершать начатые задания, стремление избегать умственных нагрузок, суетливость и излишний шум в играх, отсутствие адекватной реакции на социальные ограничения приводят ребенка к состоянию школьной дезадаптации, отражающей общую дезадаптацию личности.

Эмоциональные расстройства детского возраста являются одной из наиболее представленных рубрик в группе резидуально-органических нарушений (11,9%). Они отражают тревожно-фобическую симптоматику, в основе которой лежит страх сепарации при необходимости посещать детское дошкольное учреждение (39,5%), спать отдельно от родителей (37,2%), а также - страх оставаться одному в помещении (27,9%) и потери значимых близких (14,0%).

Астенический неврозоподобный синдром с эмоциональной лабильностью, утомляемостью, неприятными физическими ощущениями характерен для органического эмоционально лабильного расстройства (9,7%), в то время как в

клинике органического диссиоциативного расстройства преобладает истеро-формный синдром (3,9%) с аффективно-вегетативными приступами. Данные нарушения отнесены к эмоциональным расстройствам резидуально-органического генеза, так как характеризуются не только эмоциональными симптомами. В клинической картине у детей и подростков также отмечены когнитивные и вегетативные нарушения, определяемые органической природой заболевания.

В подростковом периоде чаще диагностируются такие психопатоподобные (по В.В. Ковалеву) синдромы, как расстройство поведения и органическое расстройство личности. Здесь четко прослеживается отягощенность не только пре-, пери-, но и постнатальной патологией, дополнительной травма-тизацией головного мозга. При расстройстве поведения (9,0%), больше представленном у мальчиков (59,4%), значительное место занимает выраженное нарушение соответствующих возрасту социальных норм, что проявляется агрессивным поведением в семье (65,6%), прогулами уроков в школе (46,9%), кражами из дома или общественных мест (25,0%), грубостью и сопротивлением авторитетам (18,8%). При органическом расстройстве личности (1,7%) на фоне признаков церебральной астении отмечаются эмоционально-волевые нарушения, заострение и фиксация патохарактерологических черт. Страдает выраженность эмоций, потребностей, влечений, наблюдается стойкая неспособность продолжать целенаправленную деятельность, сексуальная расторможенность, лживость и асоциальность поведения.

В числе собственно невротических расстройств у детей и подростков ведущее место занимают реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (14,7%). Ведущими психотравмирующими факторами здесь являются семейные конфликты, разрыв семейных отношений, уход одного из членов семьи (развод, смерть, заключение). Клинические проявления носят полиморфный характер -апатия, тревога, гипотимия в сочетании с агрессивностью и дисфоричностью, диссомния, асоциальное поведение. В тяжелых случаях наблюдаются заторможенность, пассивность. Параллельно больные имеют низкую самооценку, ощущают себя никчемными, уверены, что окружающие их недооценивают.

Тревожно-фобические расстройства в виде социальных фобий выявлены среди подростков (1,7%). Страх распространяется на ситуации, связанные с необходимостью пребывания в небольших группах людей. Причем больные не пытаются спрогнозировать негативные последствия своего страха, а ограничиваются простой констатацией факта наличия тревоги. Панические атаки в данном контингенте относительно редки (16,7%).

Сравнительно редки среди детей и подростков обсессивно-компульсивные расстройства (1,1%), развивающиеся преимущественно в школьном возрасте у детей с повышенным чувством морального долга и отражающие наличие внут-риличностного невротического конфликта между «должен» и «хочу».

Более распространенными являются соматоформные расстройства (2,8%) в виде соматоформной вегетативной дисфункции, которая отображает неосознаваемую попытку решения ребенком психологических проблем при помощи соматических симптомов. Не подтверждаемые лабораторными и инструментальными данными о расстройстве со стороны желудочно-кишечного тракта (30,0%), дыхательной (20,0%) и сердечно-сосудистой систем (20,0%) симптомы, на которые указывает ребенок, заставляют родителей водить его по врачам и искать «причину» заболевания до тех пор, пока они не попадут к психологу или психотерапевту.

Формированию у детей школьного возраста другого невротического расстройства - неврастении (6,2%) - способствует воспитание детей с астеническими чертами в духе повышенных требований (77,3%). Внутриличностный

конфликт между «должен» и «могу» здесь приводит к возникновению таких симптомов, как повышенная утомляемость (68,2%), регулярные головные боли (59,1%), нарушение сна (63,7%), тревожность (63,7%), раздражительность, эмоциональная лабильность (54,5%).

К разряду системных неврозов, когда в клинической картине преобладают симптомы функциональных нарушений одной или нескольких соматических систем, относят логоневроз, невротические тики, невротические энурез и энко-през . В исследуемой группе детей и подростков встречаются соответствующие им по МКБ-10 поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся преимущественно в детском и подростковом возрасте (13,0%). В их структуре представлены заикание (74,5%), неорганический энурез (19,1%) и неорганический энкопрез (6,4%). При заикании речь ребенка характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, а также остановками, нарушающими ее ритм и размерность. При энурезе наблюдается несвойственная такому возрасту ребенка неспособность произвольного контроля мочеиспускания в ночное и дневное время, при энкопрезе - выделения кала в местах, не предназначенных для этой цели. Данные нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. У 37,1% больных отмечается отягощенная аналогичным нарушением наследственность, у 34,3% - сопутствующие невротические симптомы в виде тревожности и неуверенности.

Возникновение тикозных расстройств (7,9%) у детей чаще связано с нарушенными внутрисемейными отношениями. Непроизвольно возникающие мышечные движения, мигание, гримасничанье, откашливание, шмыганье возникают в ситуациях повышенного эмоционального напряжения и проходят в ночное время или в период сна. У 24,8% больных отмечаются сопутствующие нарушения речи в форме заикания или речи взахлеб.

Среди поведенческих расстройств, связанных с физиологическими нарушениями, у детей и подростков отмечены расстройства сна неорганической природы (2,3%) в форме снохождения (37,5%) и тревожных сновидений (62,5%). Данные парасомнии как анормальные эпизодически состояния, возникающие во время сна, носят в отличие от аналогичных у взрослых непсихогенный характер и больше отражают онтогенетические особенности развития ребенка.

Синдром нервной анорексии как один из видов расстройств приема пищи (0,6%) встречается в данном исследовании исключительно у девочек-подростков. Преднамеренное снижение массы, вызываемое и поддерживаемое самими больными, сопровождается у них тревожной депрессивной симптоматикой с доминированием сверхценных идей дисморфофобического содержания. Семьи данных больных относятся к разряду дисгармоничных.

Расстройства психопатического круга (расстройства личности и поведения), отмеченные только у подростков, представляют собой завершающее формирование патохарактерологических отклонений от нормы (1,7%). Их диагностика у подростков затруднена мозаичностью и полиморфностью клинической картины. Аномально-личностное реагирование здесь в большей степени представлено чертами шизоидного, ананкастного, истерического и эмоционально лабильного типов.

Сравнительно новой формой расстройства личности и поведения в группе детей и подростков является расстройство привычек и влечений в виде компьютерной виртуальной аддикции (1,7%). Она проявляется навязчивым стремлением проводить максимальное время в игре за компьютером, предпочтением подростком реальным ситуациям живого человеческого общения виртуальной реальности. Факторами риска здесь служат резидуально-органическая недостаточность мозга, алкоголизация одного из родителей (100 %). Больные с данным

расстройством демонстрируют высокий уровень социальной фрустрированно-сти в межличностных отношениях и страх отвержения.

Обобщенный анализ анамнестических данных обследованных всех клинических групп выявляет у 4,7% детей и подростков эпизоды суицидальных попыток в прошлом. Их преморбидный тип личности чаще всего характеризуется чертами акцентуации по истерическому (53,0%), неустойчивому (17,6%) или возбудимому (11,8%) типам. В качестве основных причин совершения попыток самоубийства больными указываются конфликтные ситуации с родителями (41,2%) и сверстниками (35,3%), что проявляется у них ощущениями незаслуженной обиды или недооценки и сопровождается демонстративношантажными аутодеструктивными реакциями (88,2%).

В соответствии с данными корреляционного анализа тяжесть и глубина психической дезадаптации при ППР у детей и подростков в большей степени связаны с возрастом ребенка (/-=0,14; р<0,005), его полом (/-=0,14; р<0,005) и стадией жизненного цикла семьи (/=-0,30; р<0,001). Таким образом, более тяжелые состояния наблюдаются у детей младшего возраста, мужского пола, родившихся в период поздних брачных отношений родителей.

Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на то, что в структуре ППР у детей и взрослых преобладают заболевания резидуально-органического характера в клинической картине изучаемых нарушений значительное место занимают симптомы, определяемые воздействием психосоциальных факторов, преломляющихся через систему семейных отношений. Данный факт определяет у детей и подростков с ППР высокую значимость лечебно-реабилитационных мероприятий психотерапевтической и психопрофилактической направленности.

Литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2000. 496 с.

2. Бахарева О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции приморского края: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Владивосток, 2004. 24 с.

3. Дашиева Б.А. Пограничные нервно-психические расстройства у бурят и русских, учащихся сельских общеобразовательных школ: транскультуральный аспект: Дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2004. 226 с.

4. Зимина И.А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.

5. Кекелидзе З.И., Портнова А.А., Певцов Г.В. и др. К этнокультуральным особенностям острой реакции на стресс у якутских школьников, пострадавших при пожаре в поселке Сыгды-был // Психическое здоровье и безопасность в обществе: Науч. мат. Первого нац. конгр.по соц. психиатр. М., 2004. С. 64.

6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995. 560 с.

7. Кузенкова Н.Н. Пограничные психические расстройства у подростков допризывного возраста (эпидемиологические, клинико-динамические, реабилитационные аспекты): Дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2003. 235 с.

8. Лазебник А.И. Клинико-социальные и этнокультуральные особенности суицидального поведения у подростков Удмуртии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2000. 27 с.

9. Пальянова И.А. Пограничные нервно-психические расстройства у учащихся системы начального профессионально-технического образования: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Томск, 2004. 31 с.

10. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия. СПб., 2005. 1120 с.

11. Якубенко О.В. Клиника, медико-психологическая коррекция и профилактика пограничных нервно-психических расстройств у школьников-подростков: Дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2001. 168 с.

НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ родился в 1968 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат медицинских наук, доцент факультета управления и психологии Чувашского университета, главный психотерапевт Чувашской Республики. Область научных интересов - социокультурные исследования в психиатрии и психологии, психотерапия. Автор более 140 научных работ, в том числе нескольких монографий и учебных пособий.

К пограничным нервно-психическим расстройствам человека относятся неврозы, психопатии и психические нарушения при соматической патологии

Эту группу заболеваний объединяет то промежуточное положение, которое они занимают, с одной стороны, между нормой и психической патологией или, с другой стороны, между психической и соматической патологией, границы между которыми часто трудно провести. Именно подвижность границ ряд авторов рассматривают в качестве основного критерия выделения пограничных расстройств.

Зарубежные психоневрологи рассматривают психосоматические заболевания как результат бессознательных влечений, инстинктов, агрессивных импульсов. Их подавление в цивилизованном обществе, затормаживание еще больше заостряет и создает цепь отрицательных воздействий на организм. По мнению ряда авторов, все болезни человека следует рассматривать как психосоматические.

М. Вleuler выделил три группы психосоматических заболеваний.

1. Психосоматозы (в узком смысле слова) - гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь.

2. Психосоматические функциональные расстройства - пограничные, функциональные, невротические. Сюда относятся сердечно-сосудистые реакции на психогению, потливость, заикание, тик, нарушение деятельности кишечника, психогенную импотенцию.

3. Психосоматические расстройства (в более широком, непрямом смысле слова) - например, склонность к травмам, связанная с индивидуальными личностными особенностями.

Одним из основных факторов возникновения психосоматических заболеваний, по мнению ряда исследователей, является наличие своеобразной почвы (конституциональная предрасположенность и изменения телесной конституции под влиянием определенных периодических изменений в онтогенезе болезней и т. д.). Роль личностного фактора в возникновении психосоматических заболеваний признается всеми сторонниками различных теорий. Поэтому патопсихологическая диагностика - это в первую очередь диагностика личности.

Клиническая картина невротических расстройств у детей отличается определенным своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптомов, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических расстройств. Очерченные формы «общих неврозов» в связи с этим могут быть диагностированы лишь с 8-12-ти лет. До этого возраста у детей преобладают так называемые «моносимптомные» невротические расстройства (соответствующие системным неврозам или неврозам органов у взрослых). К ним относят невротический энурез и энкопрез, невротические тики, заикание и другие невротические расстройства. Среди общих неврозов у детей выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондричесий невроз, невроз страха.

Невротические расстройства у детей раннего возраста чаще всего вызываются разлукой с матерью, переездом на новую квартиру, испугом, рождением сиблинга, особыми методами воспитания, закаливания и т. д. У детей раннего возраста с явлениями шизотипического дизонтогенеза в качестве психотравмирующих факторов могут оказываться и совершенно неожиданные индивидуально значимые вещи и ситуации (переодевание матери, новая игрушка, незнакомое слово и т. д.).

Среди клинических проявлений невротических расстройств в раннем возрасте чаще других встречаются следующие:

  • астеновегетативный синдром - нарушение сна, аппетита, капризность, раздражительность, запоры или поносы, иногда нарушение терморегуляции;
  • анаклитическая депрессия - специфическое расстройство при разлуке с матерью, когда у ребенка вслед за протестной реакцией наступает адинамия, анорексия, безразличие к окружающему, вплоть до необратимой остановки в развитии;
  • невротическая депрессия - возникает в условиях эмоциональной депривации и характеризуется плаксивостью, капризностью, нарушениями сна, анорексией или булимией, иногда с регрессом поведения и утратой ранее приобретенных навыков;
  • синдром навязчивости - когда на первом году жизни отмечаются элементарные двигательные навязчивости в виде сосания кулачков, тряпочек, белья, реже морганий и разнообразных раскачиваний; на 2-3-м году жизни - простые ритуальные действия;
  • истериоформные проявления - крики, визжание, бурные рыдания с падением на пол и т. п. как способ достижения желаемого;
  • страхи - возникают после падений, неожиданных и громких звуков, появления незнакомых людей и животных, окатывания водой, устрашающих рассказов, угроз, скандалов, запугиваний;
  • ночные страхи - возникают в виде приступов ночью, чаще в просоночном состоянии, когда аффект страха сопровождается двигательным возбуждением по типу оборонительных движений, гипнагогическими галлюцинациями, являющимися продолжением сновидений;
  • аффективно-респираторные приступы - возникают у детей от 1 года до 3-4-х лет в связи с недовольством, обидой, гневом, во время бурного плача в виде кратковременного состояния с тоническим напряжением мышц, запрокидыванием головы и остановкой дыхания. На высоте более длительного приступа с выключением сознания имеют место отдельные клонические судорожные подергивания.

К психогенным заболеваниям относят психические нарушения, возникновение которых обусловлено воздействием психотравмирующих факторов, определяющих клинику и динамику нарушений. В основе психогений лежит несоответствие индивидуальной психобиологической реактивности и средовых воздействий, которое вызывает состояние отрицательного эффекта. Эта реакция, выступающая поначалу как защитно-приспособительная, при истощении защитных механизмов переходит на уровень патологического реагирования - как правило, на уровень невротического регистра в виде патологических реакций, состояний и патологического психогенного развития психики.

Для раннего детского возраста наиболее характерны соматовегетативные, двигательные, эмоциональные и поведенческие психогенные нарушения. К числу наиболее частых соматовегетативных расстройств младенчества и первых лет жизни относятся: нарушения пищевого поведения, снижение массы тела, анорексия, нарушение функции отдельных органов и систем (расстройства дыхания, переходящие в неврологические симптомы, кишечные колики, энурез, энкопрез и др.).

В рамках двигательной сферы психогенные нарушения чаще всего могут быть представлены тиками, яктацией, двигательной расторможенностью, заиканием, элективным и тотальным мутизмом. Эмоциональные психогенные нарушения в раннем детстве проявляются в виде разнообразных страхов.

Фобические психогенные расстройства могут быть представлены в форме как невротических, так и психотических реакций, например, страха в виде ночных кошмаров с сужением сознания и амнезией переживаний, двигательным возбуждением; в младенчестве - это ночные реакции паники и младенческие крики. Другим типом эмоциональных психогенных расстройств в первые годы жизни являются депрессивные состояния в виде депрессивной «реакции горя», соматизированной депрессии (с частыми ОРЗ, кожным диатезом, со снижением массы тела и т. п.) и депривационной депрессии с двигательными стереотипами или субступором.

Психогенные реакции наблюдаются у детей в форме утраты ранее приобретенных навыков микросоциального поведения, моторных навыков и речи, а также в виде патохарактериологических поведенческих реакций (или состояний) протеста (пассивных и активных), отказа, реакций имитации и др. Нарушения поведения в форме психогенной задержки психического развития проявляются в недостаточности знаний, умений и навыков, имеют обратимый характер и компенсируются при изменении ситуации.

К числу психогенных нарушений, наблюдаемых у детей раннего возраста, относится целый ряд описанных в педопсихиатрии симптомокомплексов: синдром первенца, синдром сиротства, синдром избиваемого ребенка, синдромы дефицитарных расстройств при сенсорных дефектах (нарушение слуха, зрения), психогенные психосоматические расстройства. Указанные проявления начинают прослеживаться вскоре после воздействия психотравмы - сначала в виде реакций, затем, при сохранении психогенной ситуации, в виде состояний с тенденцией к патологическому формированию личности.

К основным симптомокомплексам детского и подросткового периода относятся:

Адаптация нарушения - когда нарушаются функции приспособления разной степени выраженности (от легких, быстро проходящих, до тяжелых и затяжных). Они возникают у детей и подростков в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства или переход в другие условия со сменой социальных ролей - школа, госпитализация, миграция и т. п.), типа или структуры внутрисемейных взаимоотношений (разлука, развод, появление отчима, утрата родных или близких). Все эти события требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготовки к возможным переменам могут легко превращаться в психогенные факторы, которые приводят к развитию психопатологических ответных реакций дезадаптации;

Акселерация психического развития парциальная - представляет опережающее развитие способности в какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (к примеру, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков психической патологии;

Аноректический симптомокомплекс - самоограничение в еде, похудание при сохранении аппетита в связи с убежденностью в своей чрезмерной полноте и опасением располнеть;

Апатический синдром - проявляется эмоциональным опустошением, безучастностью, безразличием в сочетании с аспонтанностью, бездеятельностью, адинамией;

Астенический синдром - характеризуется повышенной утомляемостью и истощаемостью, на фоне чего у детей и подростков легко возникают раздражительность, аффективная лабильность, повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, трудности концентрации внимания, неспособность к длительному физическому и умственному напряжению;

Булимия нервная - представляет собой приступы переедания в связи с возникновением непреодолимого чувства голода и отсутствием насыщения. Избыточный прием пищи сопровождается неприятными ощущениями в области желудка и нередко искусственным вызыванием рвот, являющихся способом похудения;

Гебефренический синдром - проявляется в виде отчетливой и стойкой эмоциональной опустошенности, аффективной неадекватности иногда на фоне «пустой», монотонной эйфории, бесцельного несуразного поведения. Он более типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Подросток при этом кривляется, прыгает по кровати, нелепо хохочет, плоско шутит, временами проявляет негативизм, импульсивность. Отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся обнажением, нескрываемой или демонстративной мастурбацией. Речевое возбуждение характеризуется разорванными высказываниями, вычурными и манерными интонациями, нелепо искаженными высказываниями;

Гипердинамический синдром - проявляется в двигательном беспокойстве, неусидчивости, невнимательности, повышенной отвлекаемости;

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм - нравственных, а иногда и правовых. Включает антидисциплинарные, антисоциальные, деликвентные (противоправовые) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими, так и непатологическими. Непатологические девиации в основном обусловлены социально-психологическими девиациями личности и являются проявлениями ситуационных характериологических реакций;

Деменция - обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт;

Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное (угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное) настроение;

Дефицитарные расстройства - малообратимые изменения свойств личности, обнаруживающиеся после активной фазы болезни. Они включают стирание личностных свойств, их заострение или задержку психического развития (инфантилизм);

Дисфорфомания - болезненная убежденность в наличии мнимого или резко переоцениваемого физического недостатка, уверенности в уродливом строении своего тела или чаще открытых (нос, уши, зубы, руки, ноги) отдельных его частей. Встречается преимущественно в пубертатном и юношеском возрасте, имеет весьма стойкий характер и трудно поддается коррекции;

Дистимия - патологический аффективный симптомокомплекс, характеризующийся болезненным, трудно переносимым чувством душевного дискомфорта, которое проявляется угрюмостью, недовольством собой и окружающими, особенно близкими, пессимистическими суждениями. Как правило, сопровождается ипохондрическими переживаниями с демонстративным предъявлением симптомов, разнообразными функциональными вегетативно-соматичекими расстройствами. У детей и подростков встречается чаще, чем у взрослых, но более бедна симптомами, выражается преимущественно измененным аффектом, проявляется криком, раздражением, нередко агрессией в сочетании с умеренным двигательным беспокойством, протестными реакциями;

Ипохондрический синдром - выражается в повышенной мнительности и навязчивых страхах по поводу собственного здоровья. Такие дети постоянно предъявляют множество жалоб, тревожно озабочены своим состоянием. Нормальные, обыденные ощущения часто интерпретируются как признаки болезни, причем внимание обычно фокусируется на одном или двух органах или системах организма;

Истерический синдром - включает в себя разнообразные, относительно изолированные или сочетаемые моторные, сенсорные, аффективные и поведенческие расстройства, возникающие по механизму «условия приятности или желательности». Этот механизм, играя роль патологической защиты от трудных ситуаций, способствует фиксации таких форм болезненного реагирования, которые каким-либо образом оказались или кажутся «выгодными» для ребенка. Характерная особенность динамики истерической симптоматики - ее значительное смягчение или полное исчезновение при исполнении требований ребенка (например, освобождение от посещения детсада или школы, покупка требуемой игрушки или вещи и т. д.) и, соответственно, «углубление» расстройства при отказе выполнять предъявляемые требования;

Клептомания - неодолимое влечение к кражам, не вызванное житейской необходимостью или материальной выгодой. Такие подростки описывают повышающееся чувство напряжения перед актом воровства и чувство удовлетворения во время или сразу после него. Обычно делаются слабые попытки скрыть воровство, но для этого используются не все возможности. Воровство совершается в одиночку, без соучастников. Между эпизодами воровства подростки могут испытывать тревогу, уныние и чувство вины, но это не предупреждает рецидивы;

Синдром оговоров, самооговоров - представлен двумя вариантами. В бредовом варианте патологические фантазии складываются из фантастических идей участия в шайке, преступлениях, воровстве, убийствах и т. п. В фантазиях девочек могут фигурировать беременность, изнасилование. Такие дети пишут, говорят о том, что они преступники, состоят в бандах воров и предателей, руководят гестапо, что грабить и убивать доставляет им удовольствие. С течением болезни фантазии дополняются все новыми подробностями, разрастаются, приобретают черты громадности (шайка распространяет свое влияние на многие города, ее участники имеют многочисленные «явки»). Высказывания больных не соответствуют действительности, гиперболичны, носят характер конфабуляций (он в шайке «джентльменов удачи», связан с «главарем, погубившим девятнадцать тысяч сто четыре человека»; на его совести восемьдесят убитых). При наличии некоторого осознания болезни критика к вымыслам у больных отсутствует, и они ведут себя соответственно своим переживаниям. Гиперкомпенсаторный вариант характеризуется вымыслами о плохом отношении родных («родители избивают», «выгоняют из дома» и т. п.), вымыслы об их ограблении, похищении у них денег для оправдания своего воровства; оговоры в изнасиловании с обвинением знакомых или партнеров по прошлой добровольной связи, при переживании страха возможной беременности или для ее оправдания - ради самоутверждения в своей взрослости. Цель фантазии - вызвать сочувствие, стремление привлечь внимание, защитить себя, оказаться в центре конфликтной ситуации, окружить себя тайной, присвоить романтическую роль. Такие дети не только стремятся быть в центре создаваемой ими ситуации, но и извлекают из нее определенные выгоды.

Автореферат диссертации по медицине на тему Пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков 10-16 лет, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения

МИНС^ДОЕодудЯрСТВЕННЫИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

БАЗЫЛЬЧИК Сергей Викентьевич

ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Специальность: 14.00.18 - психиатрия

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте радиационной медицины Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Научные руководители:

доктор медицинских наук, профессор Ф. К. ГАЙДУК доктор медицинских наук, профессор Л.Н. АСТАХОВА

Официальные оллоненп*

доктор медицинских наук, профессор Г. А. ОБУХОВ кандидат медицинских наук Е Д. КОРОЛЕВ

Ведущая организация - Витебский ордена Дружбы Народов медицинский институт.

Защита состоится ____1993 г. на

заседании специализированного совета К 077.01.03 Минского государственного медицинского института (2200116, г. Шнек, пр. Дзержинского, 83).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Минского государственного медицинского института

Учекьй секретарь ежцяажикрованкого совета кандидат медицинских наук,

доцент В.К.К0Ш&Ш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, психопатоподобные и иеврозоподобние >асстройства зкзогенно-органической и соматической природы) запинает ведущее место в структуре психической патологии (Ю. А. Алек-:андровский, 1976; В.Д Карвасарский. 1930; Б. Д. Петраков, 1972; \ К. Ушаков, 1987). Последние десятилетия характеризуются неуклон-1ым ростом пограничных состояний во всем мире (А.А. Чуркин, 1990; 5. Д. Карвасарский, 1080).

По данным ряда авторов (Ю. А. Александровский с соавт, 1991; 3. И. Табачников с соавт., 1992; Е IL Краснов с соавт., 1992) проживание в условиях сложившейся после аварии на Чернобыльской АХ сронической психотравмирующей ситуации способствует росту погранич-!ых нервно-психических расстройств. Однако ропросы этиопато1енеза ¡«являемых нарувений во многих отношениях ло настоящего времени ос:аются спорными. Наряду с работами, в которых указывается на ведущую роль психогенных и соматогенных факторов (КХА. Александ-ювский с соавт., 1931 ; С. И. Табачников с соавт., 1992) в рлде ¡убликаций предполагается прекмущзственно экзогенно-органический енез патологических изменений, связанный с пораиаицим воздейс- вием ионизирувдгй радиации на ЦНС (ЕН. Краснов с соавт., 1992; 1Т. Кондратенко с соавг. , 1991; Л. А. Крьжановскач, 1992).

Абсолютное большинство исследований посвящено изучеиию влия-!ия чернобыльской азарии на психическое здоровье взрослого насеж ШЛ. Среди дотай и подростков исследования более малочислен", пр" ¡том болаоз внимания уделялось изучению психологических осабен-гостеа (ЕА. Татенко с сочзт.. 1992; А. \1 Карпухина, 1«92;). К Отшк, 1902), Ло иастояйэго временя остается мало изученным »опрос о состояния психического здоровья сетей, лрожин<иощих на егрктсрии, загрязнен,чей радионуклид?.®. S доступной на» литера-

туре мы нз встретили описания популяционных исследований, проведенных с целью изучения распространенности и клинических особенностей психических нарушений у детей, подвергшихся воздействию радиационного фактора. ПроОлема осложняется недостаточной сформ-ленностьы, }