Кто должен доставлять больных на гемодиализ. Услуги по транспортировке больных на диализ. Кровь будет в порядке

Дело № 2-486/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием помощника прокурора

Ульяновского района Ульяновской области С.Н. Корогодина,

при секретаре Л.И. Шебонкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Низамутдиновой С.Н. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» об обязании организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Низамутдиновой С.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» об обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению. На основании ст. РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с ч.2 ст. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которой в рамках программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанной программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа). Согласно п.2 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, включая немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации, в том числе физиотерапевтические методы лечения, лечебную физкультуру, массаж и другие. На основании приложения № 1 к Территориальной программе ООО «Фрезениус Нефрокеа» и ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Согласно п.1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа оказывается ООО «Фрезениус Нефрокея», расположенным по адресу: ул. III Интернационала, д.1 А, г.Ульяновск, Ульяновская область, 432063. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в письме № 4ПА09 от 16.03.2009, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории области на 2015 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П. На территории региона функции по организации специализированной медицинской помощи, в соответствии с п.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2013 № 537-П, возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Учитывая изложенное, доставка пациентов для проведения заместительной почечной терапии в г.Ульяновск и обратно, должна осуществляться силами Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Низамутдинова С.Н., проживающая по адресу: ул. Подлесная д. 27 кв. 2 р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, вынуждена за счет личных средств несмотря на состояние здоровья самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный медицинский центр в г.Ульяновске, чтобы получить длительное четырехчасовое жизненно необходимое лечение. При этом, личного автотранспорта у Низамутдиновой С.Н. не имеется, в связи с чем она вынуждена прибегать к услугам общественного автотранспорта. Очевидно, что значительное территориальное удаление больного от учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию, затрудняет получение пациентами данной медицинской услуги, а неисполнение обязанностей Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлением министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району мер по обеспечению доступности медицинской помощи влечет за собой невозможность получения больным указанной медицинской услуги, что создает угрозу его жизни и здоровью. Низамутдинова С.Н. является инвалидом I группы, согласно справке МСЭ-2009 № 2863379. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь. Ущемление прав инвалида первой группы Низамутдиновой С.Н. является недопустимым. Просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития ***, Управление Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Низамутдиновой С.Н. от места жительства: ***, до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа в г.Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения.

В последующем исковые требования прокурором были уточнены и предъявлены к правопреемникам Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница»- Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская районная больница». При этом прокурор просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Низамутдинову С.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.

Помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Корогодин С.Н. в судебном заседании поддержал уточненные требования к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская районная больница» по доводам, изложенным в иске. Также поддержал ранее заявленные требования к Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району (ныне Департаменту Главного управления труда занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району), хотя считает, что данный ответчик является ненадлежащим, однако ввиду неявки истца возможности для отказа от иска к данному ответчику не имеется.

Истец Низамутдинова С.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в телефонограмме в адрес суда поддержала требования прокурора с учетом уточнения. В предыдущем судебном заседании истец Низамутдинова С.Н. пояснила, что страдает заболеванием почек, находится на гемодиализе уже 8 лет, вынуждена добираться к месту прохождения процедуры гемодиализа самостоятельно на общественном транспорте, что для нее представляет сложность в связи с состоянием ее здоровья, т.к. ей плохо, особенно после процедуры.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области (правопреемник Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области) Быкова О.К. исковые требования не признала, пояснив, что Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области реорганизовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области и Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (далее - Управление) с 09.06.2015. Полномочия в сфере здравоохранения относятся к сфере деятельности Министерства, полномочия в сфере социальной защиты относятся к сфере деятельности Управления. В соответствие с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» к компетенции Министерства относится организация оказания населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. При выполнении полномочий специалисты Министерства руководствуются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту. Инвалид Низамутдинова С.Н. получает плановое лечение методом программного гемодиализа, диагностические исследования ей не проводятся, лечение получает амбулаторно. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Инвалид Низамутдинова С.Н. в оказании скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, медицинская помощь оказывается в плановом режиме при этом жизни и здоровью Низамутдиновой С.Н. ничего не угрожает. Другие основания для доставки Низамутдиновой С.Н. для получения программного гемодиализа в лечебное учреждение действующим законодательством не предусмотрены. В соответствии с п.4 ст. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга- это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, так как медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения и обратно. Кроме того, медицинская услуга гемодиализа предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус-Нефрокеа» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. ГУЗ «Ульяновская районная больница» не является участником указанных гражданско-правовых отношений, возникших в ходе исполнения указанной медицинской помощи, не участвует в оказании специализированных видов помощи, не оказывает транспортные услуги. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Приказом Минздравсоцразвития 150 от 13.03.2006 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью» такая медицинская услуга как транспортировка больного в амбулаторных условиях не предусмотрена. Министерство здравоохранения РФ направило в регионы официальные разъяснения «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов», в которых указано, что доставка на гемодиализ не может быть оплачена из средств фонда социального страхования. В соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РФ разработано тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2015 год, в котором так же не предусмотрена оплата доставки больных на процедуру программного гемодиализа за счёт средств ОМС. Таким образом, доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством. Приведённые в исковом заявлении представителем прокуратуры ссылки на письмо Верховного суда РФ от 16.03.2009 №4ПА09, не соответствуют действующему законодательству. Письмо не является нормативно-правовым актом и написано до вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В законе дано определение медицинской услуги и установлено, что оказание медицинской помощи проводится в соответствии с порядками и стандартами, утверждёнными Министерством здравоохранения РФ. Прямого указания на исполнение обязанности по доставке на гемодиализ и определения органа исполнительной власти или юридического лица как исполнителя данной обязанности, действующее законодательство не содержит. Истцом не приведено ни одного нормативного акта, обязывающего ответчиков доставлять больных на процедуры программного гемодиализа. В соответствии с положениями ст. Федерального закона 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды пользуются правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно. В соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области от 23.06.2009 № 250-П «Об организации перевозок льготных категорий граждан федерального и регионального регистров на общественном транспорте Ульяновской области» на территории Ульяновской области для граждан - получателей социальных услуг, включенных в региональный регистр, стоимость единого месячного социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов независимо от формы собственности перевозчика 220 рублей. Таким образом, доставка пациента к месту лечения и обратно является социальной услугой и относится к полномочиям Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, и органов социальной защиты на местах. В текущем году государственные учреждения здравоохранения перешли на одноканальное финансирование за счёт средств ТФОМС, другого финансирования не получает, возможность осуществлять перевозку за счет средств ФОМС отсутствует, финансирования из бюджета области, которое бы позволило осуществлять перевозку отсутствует. Кроме того, истцом не представлено никаких доказательств и ссылок на нормативно-правовую базу, которые позволили бы сделать вывод о необходимости и правомерности осуществления доставки от места жительства пациента и до больницы. Суд, принимая решение, должен учитывать права других граждан, проживающих на территории Ульяновского района на своевременное и качественное оказание им экстренной и неотложной помощи, которая оказывается силами и средствами больницы. При решении вопроса путём доставки больных на гемодиализ силами учреждения здравоохранения будет использован автотранспорт, который должен обслуживать экстренных больных. Автотранспорт будет использован три раза в неделю на весь день, если в эти дни понадобиться экстренная помощь нескольким больным у главного врача не хватит специализированного автотранспорта, чтобы её оказать. Поэтому считает, что автотранспорт больницы должен быть использован по назначению, то есть для оказания экстренной и неотложной помощи. Перевозка больных на гемодиализ как вид социальной помощи должна быть организован социальной защитой. Считает, что иск заявлен необоснованно, Министерство является ненадлежащим ответчиком, просит в иске отказать.

Представитель ответчика Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по ульяновскому району (правопреемник Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району) Салина А.В. исковые требования не признала, пояснив, что постановлением Правительства Ульяновской области №11/204-п от 18.05.2015 года утверждено Положение о Главном управлении груда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. В действующем Положении у Главного управления труда, занятости и социального благополучия отсутствуют функции управления в сфере здравоохранения, в частности, функция по организации специализированной медицинской помощи. Соответственно данная функция отсутствует и у Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району. Положение о Департаменте Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому район) утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области №196-п от 18.05.2015 года. Дополнительно сообщила, что в рамках муниципальной программы «Забота», утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования «Ульяновский район» №1383 от 27.12.2013 года установлена и выплачивается дополнительная социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде компенсации транспортных расходов, связанных с проездом в диализный центр с целью снижения расходов на транспортные услуги, связанные с необходимостью лечения. Полагает, что Департамент труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району является ненадлежащим ответчиком в данном деле.

Представитель ответчика ГУЗ «Ульяновская районная больница» (правопреемник ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница») Ананьев В.Г. исковые требования не признал, целиком и полностью согласившись с позицией, высказанной представителем ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Представитель третьего лица ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, в отзыве на иск указал, что положениями Приказа Минздрава РФ от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Таким образом, оказание помощи истцу жизненно необходимо по медицинским показаниям. Оказание диализной помощи проводится истцу 3 раза в неделю по графику (длительность процедуры в среднем 4 часа), по адресу: г. Ульяновск, ул. III Интернационала, д. 1а. При этом согласно п. 14 «Формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования», утвержденной письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 № 11-9/10/2-9388, проезд пациентов до места оказания медицинских услуг в тариф на оплату медицинской помощи не входит. Положениями п. «ж» ч. 1 ст. Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Положениями и. 6 ст. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - «Закон об основах охраны здоровья граждан») утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который, по нашему мнению, также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов. Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится, в том числе: «создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан». Также, в п. 2.2.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 17.02.2014 г. № 3/47-П) (далее по тексту - «Положение о Министерстве») предусмотрено, что в полномочия Министерства входит организация оказания населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. В п. 2.2.11. Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области также создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Чихалов А.В. исковые требования прокурора Ульяновского района не признал, считая их необоснованными, пояснив, что в Администрации МО «Ульяновский район» отсутствует социальная программа, в мероприятия которой включена доставка больных на гемодиализ. В рамках действующей муниципальной программы «Забота» на 2014-2018 годы предусмотрено оказание материальной помощи в виде оплаты транспортных расходов, связанных с необходимостью лечения, приобретения лекарств, реабилитации диазлизным больным. Финансирование указанной программы осуществляется за счет средств районного бюджета МО «Ульяновский район».

Представитель привлеченного в качестве третьего лица Минфина Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, в отзыве на иск указал, что довод прокурора о том, что транспортировка гражданина больного хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно должна осуществляться Министерством здравоохранения Ульяновской области не основан на норме закона. Законодательством Российской Федерации определён порядок реализации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для оказания медицинской помощи населению, а именно его реализация осуществляется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считают, что требования прокурора к Министерству здравоохранения Ульяновской области не могут подлежать удовлетворению.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Низамутдинова С.Н. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно.

Согласно выписке из истории болезни Низамутдиновой С.Н. она имеет следующее заболевание: поликистоз с 1994 года, находится на гемодиализе в ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА» 8 лет.

Из информации, представленной ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА», Низамутдинова С.Н. получает процедуры программного гемодиализа в диализном центре ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА» в г. Ульяновске по адресу: 432063 г. Ульяновск ул. III Интернационала, 1А. Отбор пациентов на почечно-заместительную терапию осуществляется Комиссией Министерства здравоохранения Ульяновской области. Оказание помощи вышеуказанному пациенту необходимо по медицинским показаниям, в том числе определяемым лечащим врачом. Процедуры программного гемодиализа проводятся данному пациенту 3 раза в неделю в 3 смену (с 16.00 до 21.30): понедельник, среда, пятница.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Низамутдиновой С.Н. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Низамутдиновой С.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения *** обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.

В иске прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Низамутдиновой С.Н. к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району об обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА

Суд:

Ульяновский районный суд (Ульяновская область)

Истцы:

Низамутдинова С.Н., Прокурор Ульяновского района Ульяновской области

Ответчики:

ГУЗ "Ульяновская центральная районная больница", Министерство здравоохранения и социального развития и социального развития Ульяновской области, Управление министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району

Егорлыкским районным судом Ростовской области рассмотрено исковое заявление прокуратура Егорлыкского района, поданного в интересах Пластининой Валентины Вениаминовны к администрации Егорлыкского района, муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Егорлыкского района о признании незаконным бездействий ответчиков, об обязании осуществить финансирование мероприятий по транспортировке, об обязании осуществить транспортировку на процедуру гемодиализа в г.Ростов-на-Дону по месту нахождения медицинского учреждения и обратно.
Основанием для обращения в суд в интересах Пластининой В.В. по-служил тот факт, что последняя является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, находится на заместительной почечной терапии три раза в неделю пожизненно. Поскольку на территории Егорлыкского района нет ни оборудования, ни соответствующих специалистов по проведению процедуры гемодиализа, Пластинина В.В. вынуждена постоянно выезжать к месту про-хождения лечения за личные средства.
В соответствии с действующим законодательством оказание услуг на-селению по транспортировке для оказания медицинской помощи в виде про-ведения заместительной терапии методом гемодиализа, возможно отнести к специализированной медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению в качестве бесплатной в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В Ростовской области такая программа принята как на 2010 год, так и 2011 и 2012 годы.
Так, постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 274 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Ростовской области на 2012 год, которой предусмотрено бесплатное оказание первичной медико-санитарной помощи; скорой помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (далее по тексту – Территориальная программа).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместитель-ной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
В силу пункта 8 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях относиться к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
С целью выполнения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ростовской области полномочий государственных полномочий Ростовской области по организации оказания медицинской помощи на территории Ростовской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи издан Областной закон Ростовской области от 07.09.2011 № 660-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи».
В силу приведенных норм закона в связи с передачей указанных полномочий муниципальным районам, обязанность по доставке (транспортировке) больных гемодиализом в учреждение здравоохранение лежит на исполнительном органе муниципального района, в нашем случае на администрацию муниципального образования «Егорлыкский район», а предоставление соответствующего транспортного средства на МБУЗ «ЦРБ» Егорлыкского района.
Вышеуказанные доводы признаны обоснованными, суд обязал администрацию Егорлыкского района осуществить финансирование мероприятий по транспортировке Пластининой В.В. в г.Ростов-на-Дону по месту нахождения медицинского учреждения для проведения гемодиализа в дни, определенные соответствующими медицинским учреждением и доставлению ее обратно по месту жительства, и МБУЗ «Центральная районная больница» осуществлять данную транспортировку транспортным средством, принадлежащем учреждению.
В настоящее время решение Егорлыкского районного суда обжаловано ответчиками, о результатах рассмотрения апелляционных жалоб будет предоставлена дополнительная информация.

Старший помощник прокурора
Егорлыкского района
младший советник юстиции А.Ю.

Жизнь больных с почечной недостаточностью, нуждающихся в диализе и живущих в отдаленных от райцентров районах, под угрозой: государство перестало оплачивать транспортировку к месту диализа. Между тем в некоторых регионах удалось добиться оплаты транспортировки по суду.

Так, в Костромской инвалидам с почечной недостаточностью, которые необходим диализ, пришлось через суд добиваться, чтобы доставка их до места процедуры была оплачена государством. На ситуацию обратила внимание прокуратура.

После этого местные власти пересмотрели свое отношение к проблеме. Они нашли перевозчика, который по договору согласился возить инвалидов из отдаленного района на лечение в Кострому, забирая каждого пациента из дома.

Единичный ли это случай? В чем причина таких эксцессов? Портал Милосердие.RU обратился за разъяснением к Людмиле Кондрашовой, председателю правления межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» . Вот что она рассказала:

Федерального акта, который бы регулировал транспортировку пациентов к месту диализа и обратно, не существует. Мы уже четыре года бьемся за изменения в законодательстве - хотелось бы, чтобы транспортировка пациентов вошла в тарифы ОМС на диализ так же, как туда входит зарплата медикам, расходные материалы и так далее. Но, к сожалению, этого не происходит. Наоборот, вышло письмо Минздрава, в котором говорится, что перевозка в тарифы ОМС не входит. Однако доставка пациента к месту диализа - это неотъемлемая часть гемодиализа. Если пациент пропускает две процедуры, он умрет. Отсутствие транспортировки для многих станет концом.

У нас были случаи, когда пациенты не смогли попасть вовремя в центр диализа и умирали - в Мурманской области, к примеру, где больной жил за 200 км от больницы и ему не на чем было ехать. Здесь мы суд проиграли, несмотря на это.

В суд мы подавали несколько раз. Выиграли в Челябинске. Но в регионах интересная складывается ситуация. Суд выигрываем мы, а местные власти выставляют услугу перевозки на тендер. Но на него никто не выходит, потому что по той цене, которую регионы обещают платить за перевозку, этого никто делать не хочет. В Челябинске именно такая ситуация - решение суда есть, но оно до сих пор не исполнено.

Отменили перевозку в Сочи, в районе Лазаревского. Есть жалобы из Белгородской области, где в одном из районов пациентов заставляют платить за проезд.

Вообще вопрос отмены перевозки висит в воздухе в связи с реформой здравоохранения. 40 процентов пациентов, которые находятся на диализе, - люди маломобильные. Диализ их не реабилитирует настолько, чтобы они обрели мобильность. Есть часть сохранных пациентов, безусловно. Но больше - с тяжелым диабетом, с осложнениями, с гиперпаретериозом. К сожалению, препараты, которые могут облегчить жизнь таким пациентам, в нашей стране малодоступны, несмотря на то, что они зарегистрированы в России.

Диализ - процедура фактически реанимационная. Проводится она в присутствии медицинского персонала, у которого есть препараты реанимационного назначения. Может случиться разное, ведь процедура долгая, резко упасть давление: бывали случаи, когда люди умирали на обратной дороге - падали, но никто не обращал на них внимания.

Ситуация с перевозкой очень тревожная. И самое верное здесь - идти судебным путем. Но не всегда на месте, особенно там, где у нашей организации нет региональных представительств, мы можем найти человека, который взялся бы за дело. Есть, конечно, два юриста, которые помогают всем, кто к ним обращается за помощью.

Транспортировка - неотъемлемая часть гемодиализа. Пропуск процедуры здесь невозможен.

Для россиян этот вопрос должен быть чисто риторическим. Еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является ее неотъемлемой частью . У пациента практически отсутствуют почки – одни из самых важных внутренних органов (то есть физически сами почки еще «присутствуют», но уже не выполняют свои данные природой функции). Поэтому больной вынужден буквально через день (точнее, три раза в неделю) отправляться в клинику на тяжелейшие 4-часовые процедуры очистки крови – диализ. А диализные клиники и отделения, чаще всего, расположены у нас только в крупных населенных пунктах, в областных центрах – так что жителям отдаленных городов и сел приходится самостоятельно долгими часами добираться до места лечения, а потом, после процедуры гемодиализа, еще столько же – до места жительства.

Так что вполне естественно, что бюджет берет на себя весьма затратные хлопоты не только по поддержанию жизни пациентов, но и по их доставке к месту лечения и обратно.

Тем не менее, до сих пор во многих регионах диализники рады хотя бы тому, что им не отказывают в лечении, ссылаясь на отсутствие мест в отделениях гемодиализа. Правда, их жизнь при этом превращается в одну сплошную «клинику»: полдня пути до диализа, полдня обратно, день «отлежаться» — по новому кругу…

Что делать в этом случае? Бороться за свои права, лучше не в одиночку – обращаться к депутатам, к чиновникам от медицины, к исполнительной власти, ссылаться на закон, на примеры более «благополучных» регионов. Сегодня мы приведем два документа, касающиеся судьбы диализников, принятые в Краснодарском и Ставропольском краях. Заметим, что приняты они были достаточно давно. так что ситуация с тех пор вполне могла измениться. У нас на сайте есть еще несколько публикаций об этой проблеме.

Закон Краснодарского края «О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа» /N 1388-КЗ/ был принят еще 6 февраля 2008 г. Им принято решение об установлении лицам, постоянно проживающим на территории края и имеющим документальное подтверждение необходимости проведения им гемодиализа (проводимой по жизненным показаниям периодической очистки крови от продуктов метаболизма), пособия за счет средств краевого бюджета на оплату проезда в лечебные учреждения, находящиеся на территории Краснодарского края.

Размер пособия рассчитывается индивидуально исходя из количества назначенных процедур и стоимости проезда от места жительства к соответствующему лечебному учреждению и обратно на междугородном (пригородном) автомобильном транспорте общего пользования, кроме такси. Пособие должно назначаться на период проведения гемодиализа и выплачиваться ежемесячно.

Второй документ – более «свежий». Это совместное письмо СКФОМС и министерства здравоохранения Ставропольского края от 06.12.2012 № 01/07-1480, 01-13/8368 под названием «Об оплате расходов по транспортировке больных для проведения сеансов гемодиализа».

Письмо предназначено руководителям муниципальных учреждений здравоохранения и руководителям органов управления здравоохранением городских округов Ставропольского края. В документе говорится, что на территории края проведение сеансов гемодиализа больным, страдающим хронической почечной недостаточностью, осуществляется несколькими медицинскими организациями и их филиалами, работающими в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), расположенными в различных городах, в различной территориальной удаленности от места проживания пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии. Поскольку отсрочка в проведении необходимой пациенту процедуры гемодиализа может привести к ухудшению состояния пациента или даже летальному исходу, можно считать их перевозку к месту выполнения процедуры необходимой частью мероприятия по оказанию медицинской помощи.

Транспортировка больных центральными районными или городскими больницами, имеющими в своем составе поликлинические отделения, а также поликлиниками в статусе юридического лица может осуществляться с использованием собственных транспортных средств и с учетом режима работы данных медицинских организаций. В случае отсутствия необходимого автотранспорта или по иным причинам перевозка пациентов на гемодиализ может осуществляться с привлечением организаций, оказывающих транспортные услуги, на основании заключаемых гражданско-правовых договоров. Расходы медицинских организаций могут компенсироваться средствами ОМС.

* Мы привели лишь несколько выдержек из документов. Желающие могут ознакомиться с полным текстом по указанным выше ссылкам.

Читайте у нас на сайте о проблеме доставки на гемодиализ:

*

*

*

*

* р

Читайте также о гемодиализе, о проблемах пациентов на гемодиализе:

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Само это слово – «гемодиализ» — большинству людей, к счастью, не знакомо. Впрочем, как и некоторым врачам. Когда у меня отказали почки и диализ стал практически единственным способом выжить, я стал оформлять инвалидность. В поликлинике, куда я обратился за выпиской льготных лекарств, о гемодиализе почти никто из врачей ничего не знал – включая терапевтов.

У пациента, можно сказать, отсутствуют почки. А эти органы некоторые специалисты считают более сложными, чем сердце – по количеству исполняемых функций. То есть сами почки, конечно, физически присутствуют, но свои «обязанности» не выполняют. Больному приходится чистить кровь, до конца жизни он обречен на тяжелейшие 4-часовые процедуры фильтрации по 3 раза в неделю – буквально через день.

Процедура диализа многими пациентами переносится весьма непросто. После ее окончания они еще целый день приходят в себя — поэтому законом предусмотрена доставка к месту лечения и обратно. Тем более, что гемодиализ в нашей стране пока остается прерогативой крупных населенных пунктов, областных и республиканских центров – так что жителям провинциальных городов и сел часть приходится самостоятельно долгими часами добираться до места лечения, а то и вовсе менять место жительства. Жить-то хочется.

Между тем, законодательство на этот счет однозначно – доставка на гемодиализ должна производиться за счет бюджета, точнее, за счет медицинской страховки. Еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является ее неотъемлемой частью. И хотя многие диализники по-прежнему добираются до места лечения «самоходом», порой тратя на это по полдня, рискуя остатками здоровья – но все чаще им удается отстоять свои права в борьбе с чиновниками от медицины.

О последнем таком случае – на этот раз в Костромской области — недавно рассказала «Российская газета» («Костромичей с отказавшими почками лишили гемодиализа «). Прокуратура небольшого города Буя обратилась в суд в защиту нескольких местных жителей с инвалидностью, которым власти незаконно отказали в доставке на жизненно необходимую процедуру гемодиализа. К месту лечения – в областной центр, за 100 километров от дома, ранее их доставляла «Буйская городская больница». Но в этом году бесплатная медицинская помощь по доставке больных к месту лечения и обратно была прекращена.

Любопытно, пишет «Российская газета», что как только документы поступили в суд, местные власти и медики неожиданно пересмотрели свое отношение к проблеме. Они оперативно нашли перевозчика, который по договору согласился возить инвалидов из Буйского района на лечение в Кострому, забирая каждого пациента из дома. Для оплаты услуг перевозчика мэрия получает субсидию.

Суду осталось только констатировать, что требования прокурора исполнены в добровольном порядке. Это хороший знак, раньше свои права диализникам порой приходилось отстаивать годами (мы писали о проблеме: «Доставка на гемодиализ – бесплатно?», « Отказали почки. Доставка на гемодиализ – за счет бюджета?»).

На помощь тем, кто только собирается в этот долгий путь, Межрегиональная общественная организация нефрологических пациентов «Нефро-лига» подготовила большую подборку судебных и прокурорских материалов, рассказывающих о борьбе за права диализников. Адреса множатся: Ульяновск, Саратов. Мурманск, Челябинск, Марий Эл, Саха (Якутия) – и вот теперь Кострома. «Зона законности» расширяется.

Читайте у нас на сайте о проблеме доставки на гемодиализ:

*

*

Читайте также о гемодиализе, о проблемах пациентов на гемодиализе:

*

*

*

*

*

*

*

*