Критерии кризисного состояния. Особенности диагностики кризисных психических состояний. Психолого-педагогическая помощь семье

Психическое состояние - устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, следует прежде всего отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

Состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее.

Страх , по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций.

Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая интенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом.

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктом воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее интеллектуальной переработки.


Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс - это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации .

Фрустрация - это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач.

Самой распространенной группой методов диагностики функционального состояния являются опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Это субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний.

Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния”, “Рельеф психического состояния” и т.д.

Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН , направленная на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенная по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. При этом ответ может быть в простой форме (да, нет) или в более сложной дифференцированной (нет, совсем не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно). В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора , Опросник MBI , Методика “Прогноз ”, Методика диагностики состояния агрессии Басс А. – Дарки А. и т.д.

Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения " Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник психических состояний школьника " и "Опросник психических состояний учителя ". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.

С одной стороны, применение субъективно-оценочных методов в диагностике психических состояний дает возможность :

· качественно интерпретировать психическое состояние;

· отделить одно состояние от другого и выяснить его феноменологическое содержание;

· оценить интенсивность испытываемого состояния;

· осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка более чувствительна к динамике состояния;

· получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;

· выяснить индивидуальную картину переживаний;

· достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

При этом использование субъективно-оценочных методов диагностики имеет ряд недостатков , которые необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов:

· возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;

· собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так и содержащихся в диагностических шкалах;

· расхождение в точности и широте описания состояний за счет разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;

· влияние состояния самого респондента на момент обследования (например, при сильном эмоциональном возбуждении точность самооценки снижается);

· зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает свое состояние выше, чем пессимист).

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы.

К первой группе относятся физиологические методы , которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей (вегетативных проявлений): частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д.

К данной группе относятся такие методики как Релаксационно-активационный тест (РАТ), направленный на определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций; Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции; “Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека” доктора биологических наук М.П. Мороз, в основе которой лежит анализ показателей вариационной хронорефлексометрии - динамических характеристиках времени простой зрительно-моторной реакции.

Физиологические методы регистрации психических состояний дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании психики человека. Нередко объективные характеристики, основанные на физиологических данных, оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками, поскольку психофизиологические данные, полученные для разных людей в одинаковой ситуации или для одного и того же человека в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. Но существуют также и ограничения , с которыми связано использование психофизиологических методов:

· психофизиологические методы дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;

· они чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия человека и среды;

· методы данной группы ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;

· использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния, так как при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний очень часто бывает разной, то есть одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических показателей, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические измерения (например, увеличение частоты сердечных сокращений может наблюдаться при различных состояниях - утомлении, тревоге, страхе, а укорочение времени простой сенсомоторной реакции может свидетельствовать как об оптимальном состоянии человека, так и о неоптимальном (состоянии монотонии);

· при использовании только физиологических методов не учитывается зависимость психических состояний от индивидуальных особенностей личности и сознательного характера процессов саморегуляции.

Ко второй группе данных методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся психологические проективные методики . Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. К данной группе относятся такие методики, как Метод цветовых выборов (МЦВ), “Методика изучения фрустрационных реакций” С. Розенцвейга. Преимущество этих проективных методов перед субъективно-оценочными методами в диагностике психических состояний в том, что они меньше провоцируют реакции защитного характера.

Аналитическая справка

по результатам исследования

факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков

обучающихся 3-11 классов МБОУ Будённовской СОШ №80

март 2017 г.

Важным этапом работы по профилактике суицида в школе является мониторинг психофизического развития детей с целью выявления детей группы «риска», имеющих проблемы в обучении, поведении, в том числе, имеющих суицидальные проявления. Таблица факторов суицидального риска заполняется классными руководителями 5-11 кл. Итоги мониторинга подводятся два раза в год, в октябре и марте. Обращается внимание педагогов на объективность оценивания поведенческих, личностных качеств обучающегося, так как педагоги, общаясь с ребенком, могут увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, уход в себя, неоправданную агрессивность и т.д. Анализ результатов заполнения таблиц показал, что по-прежнему лидируют такие факторы, как «неполная семья» (50%).

Факторы риска социальной ситуации (изменение места учебы в течение учебного года, недавняя перемена места жительства, разрыв отношений с другом) отмечается у 18 учащихся (53%). Изменения произошли за счет того, что, во-первых, в школу прибыли новые учащиеся, а во-вторых, вернулись дети, находящиеся в приюте.

Суицидальные знаки (резкое изменение стиля поведения и способов общения, стремление к изоляции, подавленность, смена аватара или ник-имени в социальных сетях), хотя и не ярко выражены, но все-таки еще остаются у 1 учащейся (1,3%).

За прошедший период проведена профилактическая работа с детьми группы социального риска, а также учащимися, имеющими суицидальные знаки. Под особый контроль педагогов были взяты учащиеся, испытывающие отвержение сверстниками. В 3А и 7А классах проведена диагностика психологического микроклимата в классе, консультации родителей и классных руководителей по результатам диагностики. В 3А классе проведено анкетирование родителей по вопросу взаимоотношения детей в классе. На классных родительских собраниях родители получили информацию о наиболее эффективных методах воспитания толерантности у детей.

С детьми группы социального риска проведена диагностика познавательной и эмоциональной сферы. Результаты тестирования доведены до сведения классных руководителей; педагогом-психологом даны рекомендации классным руководителям и педагогам по работе с детьми с повышенной тревожностью для того, чтобы они могли скорректировать воспитательную работу с данными учащимися. С ребятами проводились занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей; развитию навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме,

Учащиеся обучались способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативным импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтным ситуаций

С учащимися группы суицидального риска велась работа с состоянием тревожности, по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

Проведена психологическая коррекция конфликтного и агрессивного поведения.

Учащаяся 9 класса (группы суицидального риска) вовлечена в общественно значимую деятельность - является школьным медиатором. У девочки отмечается положительная динамика в межличностных отношениях, отношениях с опекуном. У обучающейся 8 класса стрессовая ситуация, связанная с разрывом отношений, затянулась. Учебная мотивация снизилась. В последнее время ученица стала проявлять интерес к нашумевшим сайтам группы смерти. С ней проведена разъяснительная работа. С родителями ученицы проведена беседа. Учащаяся объяснила свой интерес тем, что хотела сама проверить, что пишут на этих сайтах, но на данный момент все ссылки заблокировала, и сайт не посещает.

Педагогу-психологу:

Наблюдение за учащейся, беседы и консультации по обучению способам снятия эмоционального напряжения.

Классным руководителям:

    Осуществлять тесную взаимосвязь с родителями учеников по вопросу ликвидации пробелов в знаниях, реализации индивидуального подхода к результатам обучения и воспитания ребенка.

    Консультативная помощь семьям и подросткам по предупреждению суицидального поведения.

Родителям:

1. Быть последовательными в своих действиях, не запрещать подростку безо всяких причин то, что вы разрешали раньше.

    Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям, одноклассникам.

    Доверять своему ребенку, принимать его таким, какой он есть.

Кризисные состояния складываются в ситуации угрозы жизни и здоровью (тяжелая болезнь, умирание), в случае утраты – реальной физической утраты другого человека, разрыва отношений, разлуки, развода, либо утраты в сфере ментальной, например, крушения иллюзий, краха надежд.

В структуре кризисного состояния можно выделить четыре основных компонента.

1. Информационная неопределенность

Психологическим последствием дефицита информации является тревога. Тревога – закономерная психологическая реакция в ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Эмоция тревоги запускает целый комплекс других эмоциональных переживаний, обрастая переживаниями страха, отчаяния, печали, подавленности, уныния, надежды, безнадежности, апатии, депрессии, агрессии.

Тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. Как правило, она повышена при нервно-психических и хронических соматических заболеваниях.

Личностная тревожность – это относительно устойчивая индивидуальная характеристика человека, дающая представление о его склонности: а) воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу; б) реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревоги.

Тревога определяется как отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, которое проявляется в «ожидании неблагополучного развития событий».

Страх и тревога изменяют течение познавательных психических процессов, наблюдается дезорганизация интеллектуально-мнестической деятельности.

2. Эмоциональное напряжение.

Эмоциональная напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, часто также гнева, депрессии и отчаяния. Наиболее значимы в структуре кризисного состояния тревога , депрессия и гнев, интеграция которых и формирует психическую напряженность.

Важную роль в формировании кризисного состояния играет депрессия . Бек, рассматривая депрессию как комплекс психических феноменов, относит характеристики депрессивного состояния к четырем основным группам. Эмоциональные проявления выражаются часто наблюдающимися унынием или угнетенным настроением. Когнитивные проявления представлены склонностью депрессивного человека рассматривать себя как неполноценного в отношении того, что является наиболее для него важным. Мотивационные проявления представлены пассивностью, зависимостью, избеганием и параличом воли; вегетативные и физические – потерей аппетита и расстройствами сна.

3. Потенциальная возможность развития и роста

Заключается в возможности активизации адаптивных и компенсаторных возможностей личности.

4. Трансцендентные аспекты кризиса.

Трансцедентное – это то, что выходит за пределы непосредственного опыта.

Переживая кризис, в кризисном состоянии человек выходит за пределы непосредственного чувственного опыта. Он приобретает принципиально новое знание, которое никакими иными способами приобретено быть не может.

Виды кризиса.

1. Возрастной кризис

Возрастной кризис - это относительно небольшие по времени (около года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, когда личность человека приобретает новое психологическое качество (новую психологическую модальность).

Кризис трех лет. Спокойный, послушный до этого возраста ребенок вдруг становится вспыльчивым, раздражительным, нетерпеливым, упрямым.

Кризис 6-7 лет связан с возникновением принципиально новой социальной ситуации – ситуацией обучения

Пубертатный переживается молодым человеком особенно остро и болезненно. В подростковом возрасте возникает психологический аспект «Я-концепции», с формированием ощущения и острого переживания собственной психологической неповторимости, уникальности психологического мира.

Кризис середины жизни – наблюдается приблизительно в возрасте 33 лет. Психологическая проблематика смысла, существования человека актуализирует философское отношение к жизни, сомнения и размышления над законами человеческой природы и окружающего мира. Формируется третий аспект «Я-концепции» – философский, связанный с осознанием себя в мире, и мира в себе.

Кризис связан с климаксом. Это возраст после 40 лет, когда человек начинает подводить итоги прожитой жизни. Он отдает себе отчет в том, что ему удалось сделать в

своей жизни и что осталось неисполненным.

2. Невротический кризис

Психические расстройства, входящие в эту группу, объединяются общим признаком – психогенностью, т.е. главной причиной заболевания считается психологический фактор, или, как чаще говорят, психическая травма. Психогенные заболевания делятся обычно на две группы: неврозы и реактивные психозы.

3. Травматический кризис (Психическая травма)

Термин «психическая травма» – термин, используемый при описании экстремального состояния на психологическом уровне его существования; применяется при интерпретации психогенных заболеваний.

Психогении – разнообразные болезненные состояния, возникающие вследствие отрицательных психических воздействий, т.е. психических травм. Угроза жизни, потеря близкого человека, семейные неурядицы, обида, неразделенная любовь и масса других отрицательных переживаний могут вызывать функционально-динамические нарушения нервной деятельности.

Под влиянием психической травматизации у человека могут возникать нервно-психические расстройства непсихотического(неврозы) и психотического (реактивныепсихозы) типов.

Под непсихотическим уровнем реагирования понимаются симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружающей действительности, когда больной не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью, а поведение находится в рамках социально принятых норм (Пограничные состояния).

(«реактивная триада» Ясперса):

1. Реактивное состояние возникает вслед за психической травмой;

3. При устранении психической травматизации наступает улучшение и выздоровление больного.

Реактивные психозы – развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. Психические травмы отличаются большой силой, интенсивностью и внезапностью действия (стихийные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни).

Основным клиническим критерием реактивного психоза является отсутствие достаточной интрапсихической переработки ситуации, что сопровождается отсутствием переживания психопатологических расстройств как личностно чуждых и болезненных, для клиники характерна «реактивная триада» Ясперса.

Неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации.

Основные особенности неврозов: 1) психогенный фактор как причина; 2) вегетосоматические проявления; 3) личностный характер; 4) тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

В.Н.Мясищев рассматривал три основных типа невротических конфликтов: истерический (истерический конфликт определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий и требований окружающих), обсессивно-психастенический (обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями) и неврастенический (представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой).

4. Кризис лишения.

5. Экзистенциальный кризис (заключается в утрате смысла сущестования)

Также выделяют:

А) Тревога и страх.

Тревога - это эмоциональное состояние, заключающееся в переживании смутной, неопределенной опасности, имеющее направленность в будущее и содержащее в себе мобилизующий компонент.

Страх в отличие от тревоги – это переживание непосредственной, конкретной угрозы.

Составные тревоги – вегетативные, психологические и поведенческие симптомы.

К вегетативным проявлениям относятся следующие: одышка или ощущение удушья, сердцебиение, чувство сжатия или болей в сердце, учащение пульса, потливость, холодные липкие руки, сухость во рту, абдоминальный дистресс (тошнота, понос, боли в желудке), слабость, головокружение, приливы жара или холода, частое мочеиспускание, внутренняя дрожь, трудности при глотании или ощущение "комка в горле".

Психологические проявления многогранны, но преобладают следующие: чувство подавленности, беспомощности, неуверенности, ощущение опасности, пониженная самооценка и уровень притязаний, низкий порог возникновения реакции тревоги, трудности концентрации внимания, ощущение «Пустоты в голове», внушаемость, подчиняемость, комплекс вины и неполноценности, слабость «Я», раздражительность, ощущение взвинченности и нетерпения, инсомния.

Поведенческие особенности отражают психологические проблемы пациента и его вегетативные дисфункции и выражаются в дезорганизации деятельности, скованности, зажатости, напряжении, неусидчивости, в стремлении к избеганию стрессовых ситуаций. Возможна повышенная утомляемость, неусидчивость, тремор, пошатывание при ходьбе.

Описаны следующие виды тревоги.

1. Нормальная и мобилизационная тревога.

2. Личностная тревога или тревожность.

3. Ситуационная тревога

4. Социальная тревога - тревога, часто сопровождающаяся страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. согласно МКБ–10 они классифицируются, как социальные фобии - F40.1

5. Невротическая тревога - хроническое, клинически оформленное состояние, которое сопровождается страхом, тревогой, паническими, обсессивно–фобическими, генерализованным тревожным расстройством, а также вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами. Она лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности. В МКБ–10 эти состояния классифицируются следующим образом.

F40. Тревожно–фобические расстройства

F40. 0 Агорафобия

00 без панического расстройства

01 с паническим расстройством

F40.1 Социальные фобии

F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F40.8 Другие тревожно–фобические расстройства

F40.9 Фобическое тревожное расстройство, неуточненное

F41. Другие тревожные расстройства

F41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)

F41.1 Генерализованное тревожное расстройство

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства

F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства

F41.9 Тревожное расстройство, неуточненное

F42. Обсессивно–компульсивное расстройство

F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)

F42.1 Преимущественно компульсивные действия (обсессивные ритуалы)

F42.2 Смешанные обсессивные мысли и действия

F42.8 Другие обсессивно–компульсивные расстройства

F42.9 Обсессивно–компульсивное расстройство, неуточненное

6. Соматическая тревога - возникает на базе длительно переживаемой тревоги по поводу соматических симптомов.

7. Физиологическая тревога - тревожно–астеническое состояние, иногда с паническими приступами, являющееся следствием операции, интоксикации, родов и т.п.

8. Витальная тревога - состояние, связанное со страхом невозможности осуществления витальных функций (голод, жажда, секс и т.п.).

9. Психотическая тревога - сопутствующий психическому расстройству симптом (тревожно–параноидный, тревожно–депрессивный).

10.Тревога как посттравматическое стрессовое расстройство. Возникает после чрезвычайно сильного, угрожающего жизни стресса (войны, природные и техногенные катастрофы). Ее специфические проявления описаны ниже.

Б) F43. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

В эту рубрику включены расстройства, которые обусловлены воздействием "исключительно сильного стрессового жизнеопасного события или значительного изменения в жизни, приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам, в результате чего развиваются расстройства адаптации". Помимо специфических биологических и психологических особенностей у этой группы лиц не сформированы (у детей) или ригидны (у пожилых) копинг–механизмы.

F43.0 Острая реакция на стресс - транзиторные расстройства значительной тяжести, которые развиваются у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительно сильные стрессовые жизненные события (природные катастрофы, несчастные случаи, изнасилование и т.п.).

F43.1 Посттравматическое стресовое расстройство (ПТСР) - возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т.п.).

Диагностические критерии: травмирующее событие; начало расстройства после латентного периода, следующего за травмой (от нескольких недель до 6 месяцев, но иногда и позже); вспышки воспоминаний ("flashbacks"), повторяющие психотравмирующие события, актуализация психотравмы в представлениях, снах, кошмарных сновидениях; социальное избегание, дистанцирование и отчуждение от других, включая близких родственников; злоупотребление алкоголем и наркотиками, особенно для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств; депрессия, суицидальные мысли или попытки; острые приступы страха, паники; вегетативные нарушения и неспецифические соматические жалобы (напр., головная боль).

В) F.43.2 Расстройства адаптации.

К расстройствам адаптации относятся "состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительным жизненным изменениям или стрессовому жизненному событию.

В целом клиническая картина характеризуется тревогой, беспокойством, анорексией, диссомнией, ощущением собственной неполноценности, снижением интеллектуальной и физической продуктивности, вегетативными расстройствами, повторяющимися воспоминаниями, фантазиями, представлениями о кризисной ситуации (особенно в дневное время). В некоторых случаях возможно драматическое поведение или вспышки агрессивности. Клинические проявления возникают обычно в течение месяца после стрессовой ситуации, а продолжительность симптоматики не превышает 6 месяцев.


Похожая информация.


В отечественной психологии. Л.С.Выготский о построении возрастной периодизации. Деление онтогенеза на устойчивые и кризисные периоды.Понятие возраста. Структура возраста. Основные критерии возрастного развития. Социальная ситуация развития (Понятие, особенности с.с.р. детей и подростков). Ведущий вид деятельности (понятие, структура и развитие ведущей деятельности детей и подростков). Возрастные новообразования детей и подростков, трудности перехода от одного этапа развития к другому.

Тема 1.2. Проблема возрастных кризисов в отечественной психологии

Обоснование деления онтогенеза на отдельные возрасты П.П.Блонским, его концепция о «переходных возрастах». Анализ возрастной динамики и места кризиса в общем ходе развития Л.С.Выготского, его теоретическое представление о двух типах возрастов, выделение критических периодов (кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет и семнадцати лет), различение стабильных и критических возрастов, внешние поведенческие особенности кризисов, представление кризиса как кульминацию микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода, глубинные характеристики кризиса. Понятие социальной ситуации развития Л.С.Выготского; понятие критического периода как смены социальной ситуации развития.

Развитие концепции о критических периодах в отечественной психологии. Деятельностная парадигма развития А.Н.Леонтьева. Понимание кризиса как смены ведущей деятельности. Понятие кризиса как не неизбежности, а перелома, качественного сдвига в развитии.

М.И.Лисина: понимание возрастного перехода как взаимодействия формы и содержания общения; внесение дополнительного измерения в кризис – общение ребенка с окружающим его миром.

Л.И.Божович: представление о внутренней позиции (отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к кризисам развития).

Позиция Д.Б.Эльконина: определение кризисов как переходов от одной системы к другой (мотивационно-потребностной и операционально-технической). Понятие кризиса по Д.Б.Эльконину.

Две принципиальные позиции в понимании критических возрастов: признание критических возрастов необходимыми моментами развития и признания необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений .

Современное состояние проблемы переходных периодов. Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемости. Позиция Л.И.Божович, Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина о преодолении кризиса как предоставление ребенку новых свобод (в зависимости от содержания кризиса), изменения педагогической системы. Внутренние противоречия данного подхода


Тема 1.3. Проблема переходных периодов в зарубежной психологии

Основные концепции переходных периодов: представление о смене некоторой структуры или организованности (Ж.Пиаже, Л.Колберг); психологический механизм возникновения нового (Я.Боом); о кризисе как некотором отрезке онтогенеза (Э.Эриксон, Д.Левинсон). Новые направления в исследовании онтогенеза. Р.Хавигурст о задачах развития. Определение «задачи развития». Механизм действия инкантации (П.Хейманс). Д.Левинсон о кризисе как сенситивном периоде развития.

Тема 1.4. Возрастные кризисы детства, их содержание

Понятие о возрастном кризисе. Определение кризиса по Л.С.Выготскому. Понятие о фрустрированности в период кризиса. Хронологические возрастные кризисы. Биологические и социальные факторы кризиса. Особенности протекания возрастных кризисов. Отличия критических периодов развития от стабильных периодов по критериям: темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения ребенка, направленность развития, особенности возрастных новообразований.

Содержание возрастных кризисов. Объективация способности. Механизм субъективации Содержание кризисных периодов в дошкольном возрасте (кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет; основные симптомы). Содержание кризисных периодов в развитии детей школьного возраста (кризис семи лет, подростковый кризис, кризис семнадцати лет; основные симптомы). Содержание кризисных периодов взрослости (кризис тридцати лет, кризис сорока лет, пенсионный кризис, кризис смерти; основные симптомы).

Структура возрастного кризиса. Три типа процессов, из которых складывается критический период в развитии (нарастающие стабилизационные процессы; процессы действительно критические; процессы, приводящие к оформлению основы для дальнейшего развития). Фазы кризиса (предкритическая, фаза собственно кризиса: 1, 2, 3 этапы; посткритическая фаза), содержание каждой из этих фаз.

Тема 2.1. Психические состояния детей и подростков в период кризиса
Тема 2.2. Формы поведения детей и подростков в период кризиса.

Поведенческие реакции в период возрастных кризисов. Своеобразие поведенческих траекторий в зависимости от индивидуального развития. Психологические защиты, функции психологической защиты, внешнеповеденческие проявления защит. Межличностные защиты. Понятие «совладание», преодоление, приспособление. Переживание, характеристики «удачных» и «неудачных» процессов переживание, характер протекания: произвольность, сознательность; отношение к внешней и внутренней реальности; дифференцированность. Техники поведения в кризисных ситуациях. Основные техники и приемы совладания. Приемы приспособления, вспомогательные приемы самосохранения в ситуации трудностей. Техники, применяемые в случае неудачи. Образ мира личности и поведение в период кризиса.

Тема 2.3. Психологические последствия кризиса

Кризис как психологическое последствие трудных ситуаций. Понятие «кризис». Два типа кризисов. Кризис адаптации к жизни. Исследования кризиса адаптации. Психические состояния человека в период кризиса. Динамика переживаний в период кризиса. Закономерности протекания кризиса. Травматический кризис. Особенности образа мира в период кризиса.

Формы последствий кризиса: девиантное поведение; делинквентное поведение; отклонения в поведении, сопровождающие психосексуальное развитие; аддиктивное поведение; суицидальное поведение

Модуль 3. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисные периоды развития

3.1. Диагностика психических состояний в период кризиса



  1. Диагностика тревожности у детей и подростков ;



6. Диагностика копинг-стратегий в преодолении кризисных ситуаций

3.2. Методики преодоления осложненных форм поведения детей и подростков

Общение психолога с человеком в кризисной ситуации. Два варианта организации общения. Общение в ситуации оказания «скорой помощи». Модели взаимодействия психолога и клиента при преодолении кризиса и работе с жертвами чрезвычайных ситуаций. Базовые техники консультирования. Психотехники, помогающие построить процесс общения. Методы психологического воздействия. Помощь в преодолении отчуждения. Технологии групповой психологической работы. Психодрама и ролевое моделирование. Методы поведенческой психотерапии. Приемы самостоятельной работы между встречами с психологом: дневники, письма, аффирмации.
3.3. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний детей и подростков

Виды запросов при обращении к психологу; Проблемные ситуации и алгоритмы их решения; Формы и методы работы с родителями в решении проблем кризисных состояний.

3.4. Технологии работы с детьми и подростками в кризисных ситуациях

Методы поведенческой психотерапии: особенности поведенческой психотерапии, этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний; методы поведенческой психотерапии кризисных состояний

Психологическое сопровождение как модель психологической помощи в период кризиса. Понятие «сопровождение». Основные принципы психологического сопровождения. Основные компоненты психологического сопровождения. Основные стадии психологического сопровождения.. Следствия принятия идеи сопровождения. Диагностическая стадия психологического сопровождения. Основные принципы диагностики в сопровождении. Диагностика жизненного мифа и работа с ним. Основная стадия психологического сопровождения.
6. Планы семинарских занятий.

Практическое занятие 1.

Тема: Психологическое понятие возраста и проблема периодизации развития в онтогенезе

Вопросы темы


  1. Категория «психологический возраст», его структура и проблема кризисов

  2. История различных подходов к периодизации жизни человека. Детство как культурно-исторический феномен

  3. Проблема периодизации детского развития в работах Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина

  4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Основные понятия

Психологический возраст, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразование возраста, возрастной кризис, периодизация психического развития, поуровневое развитие личности.


Вопросы для самопроверки

1. Раскройте идею Л.С.Выготского об «исторически детском».

2. Сформулируйте гипотезу Д.Б.Эльконина об историческом происхождении и природе детства.

3. Какие исторические тенденции в развитии феномена детства вы можете обозначить?

4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?

5. Определите понятие «психологический возраст».

6. Какие принципы, по мнению Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития?

7. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?

8. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б.Элькониным?

9. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни человека.

Задание

Продумайте решение ситуаций.

Ситуация 1. По Д.И.Фельдштейну у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая деятельность, познавательная сфера. В процессе этой деятельности появляются новообразования: произвольность, рефлексия. Приобретается самостоятельность, относительная автономия (индивидуализация).

Что происходит в подростковый период по мнению Д.И.Фельдштейна?

Ситуация 2. Витя (12,5 лет) учится в шестом классе, а Митя (12,5 лет) учится в седьмом классе .

Можно ли сказать, что Витя и Митя находятся на разных этапах психического развития?


Практическое занятие 2.

Тема: Исследование критических возрастов в отечественной психологии

Основные понятия темы:

Возраст, критический возраст, стабильный возраст, возрастной кризис, кульминационная точка кризиса, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, форма общения, внутренняя позиция,

Вопросы темы:




Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение критического возраста в культурно-исторической концепции.


  2. В чем суть расхождения в понимании возрастных кризисов в культурно-исторической теории и теории деятельности?
Задание

Прокомментируйте следующие фрагменты. Согласны ли Вы с их основными тезисами? Почему?


  1. Приходится признать, как это ни парадоксально, что явление фрустрации становится более распространенным с ростом экономического и культурного уровня общества. Культура приводит к росту количества потребностей у человека, причем многие из этих потребностей, если воспользоваться определением Эпикура, не являются «ни естественными, ни необходимыми для человека». Обилие запросов не всегда бывает возможно удовлетворить полностью.

  2. Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но зависит от особенностей личности, от ее «способности» терпеть.

  3. При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате чего может возникнуть совокупность фрустраций. Типичные ситуации такого рода складываются, например, при призыве молодого человека в армию, при перемене места жительства. Даже такое радостное событие, как свадьба, таит в себе фрустрирующие моменты для каждого из супругов .

Практическое занятие 3.

Тема: Исследование критических возрастов в зарубежной психологии

Основные понятия темы:

Упорядоченность, кумулятивность, направленность, рост, развитие, нормативное развитие, индивидуальное развитие, критический период по Г. Крайгу, кризис по Э.Эриксону, сенситивный период, рефлексивная абстракция, жизненные задачи, сценарий развития, инкантация.

Вопросы темы:


  1. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии;

  2. Развитие концепции о критических периодах в отечественной психологии

  3. Современное состояние проблемы переходных возрастов
Вопросы для самопроверки

1. Что такое «задача развития»? Дайте определение.

2. Каков психологический смысл понятия «инкантация»?

3. Какие не изучавшиеся отечественной психологией характеристики перехода можно почерпнуть из анализа западных исследований?

4. Каково господствующее в западной психологии отношение к регулярности онтогенеза?

Задание

Постройте траекторию воспитания детей в кризисные периоды с точки зрения различных подходов зарубежной психологии

1. Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы, выполните задания.


Практическое занятие 4.
Тема: Возрастные кризисы детства, их содержание

Вопросы темы


  1. Кризис трех лет, психологическое содержание, симптомоматика, поведенческие проявления, психолого-педагогические рекомендации по преодолению кризиса.

  2. Кризис семи лет, психологическое содержание, симптомоматика, поведенческие проявления, психолого-педагогические рекомендации по преодолению кризиса

  3. Кризис 13 лет, психологическое содержание, симптомоматика, поведенческие проявления, психолого-педагогические рекомендации по преодолению кризиса
Основные понятия

Кризис, кризисный период, кризисный возраст, стабильный период, трудновоспитуемость, культурный возраст.

Вопросы для самопроверки


  1. Дайте определение критического возраста в культурно-исторической теории.

  2. Определите позицию представителей теории деятельности в отношении возрастных кризисов.

  3. Приведите примеры возникновения кризисов в зарубежных теориях.

  4. Каково происхождение современных периодов детства?

  5. Кризис и проблема трудновоспитуемости: каково соотношение этих явлений?

  6. «Культурный возраст» - как можно определить это понятие?
Задание

Продумайте решение ситуаций.

Ситуация 1. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире. Он испытывает много новых ощущений, в которых трудно разобраться .

Кризис новорожденности заключается в том, что ребенок отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. Ребенку нужно взаимодействовать с близким человеком – мамой. Но как?

Как должно осуществляться взаимодействие между мамой и ребенком?

Какое центральное новообразование формируется в этот период?

Ситуация 2. Нина (1 год)требовательно и капризно произносит: «ла, ла … ла», что на ее языке означает ЛАМПА. А мама, пытаясь угадать, чего она хочет, то зажжет лампу, то погасит ее… Нина негодует, настаивает, обижается… Ситуация, в которой мама не может угадать, чего хочет дочка, повторяется неоднократно.

- С чем связано подобное поведение Нины?

- Как правильно вести себя в подобных ситуациях родителям?

Ситуация 3. «Сегодня Саше исполнилось 2 года 5 мес. Многое нужно отметить в его поведении, что вновь появилось в последний период или приняло новые формы. В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросаться на пол, дергает руками и ногами, но такие истерики бывают с ним нечасто. Его легко и быстро удается отвлечь от шалостей». /Из дневника А.М.Менчинской/.

- Почему Саша «показывает характер»?

- Какова основная причина первых кризисов?

- как должен вести себя взрослый в подобных ситуациях?

Ситуация 4. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 года 10 мес.) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке – забастовала. Ей уступили. Ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: «Не хочу, не пойду».

Что случилось с девочкой? Объясните причину.

Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

Ситуация 5 . Андрюша (6 лет 5 мес.), чтобы не пить горького лекарства, закатил истерику. Затем поток эмоций захлестывает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю.

Допустим, машинку ему купили. Тотчас возникает новый повод для криков и слез.

Чем объяснить подобное поведение Андрюши?

Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут уступать?

Ситуация 6. а) Витя (13 лет) успешно учится в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие оценки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.

б) Катя, девочка- подросток, вдруг «ни с того, ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит.

в) Дима (12 лет 11 мес.) на мимолетное замечание отца о том, что задачу модно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас – сын перестал доверять ему.

г) В семье Вани (12 лет 6 мес.) отношения формировались на здоровой основе: уважения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителями не было.

А сейчас проблем у Вани много и все надо решать самому. Трудно спросить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда возникает неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты «Я» с «Я».

Что объединяет эти четыре случая, казалось бы разных?

Что происходит с подростками?

Ситуация 7. Надя (22 года) пишет: «…в последнее время, вот уже полгода, все валится у меня из рук, перестает интересовать учеба в институте и работа, которую раньше любила, раздражают даже знакомые. Внешне ничего страшного в моей жизни не случилось, но что-то все же происходит… Что именно, я сама понять не могу».

- Почему в жизни Нади возник такой период, когда ранее ценимое кажется потерявшим свою жизненную ценность?

Практическое занятие 5.


Тема: Содержание подросткового кризиса

Вопросы темы


  1. Различные подходы к пониманию подросткового кризиса;

  2. Основные симптомы подросткового кризиса;

  3. Психологическое содержание подросткового кризиса;

  4. Психолого-педагогические рекомендации по преодолению кризиса
Основные понятия темы: кризис, возрастной кризис, интерес, «эгоцентрическая доминанта», «доминанта дали», «доминанта усилия», «доминанта романтики», фактор риска, аддиктивное поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение, агрессивное поведение дисгармония, конфликтность, агрессивность
Практическое занятие 6.

Тема: Психические состояния детей и подростков в период кризиса

Вопросы темы


  1. Проблема агрессивности у детей и подростков;

  2. Возникновение и преодоление тревожности у детей и подростков в период кризиса;

  3. Депрессивные состояния подростков в период кризиса
Методические рекомендации студенту к практическому занятию

Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.

Практическое занятие 7.

Тема: Формы поведения детей и подростков в период кризиса

Вопросы темы


  1. Девиантное поведение;

  2. Делинквентное поведение;

  3. Отклонения в поведении, сопровождающие психосексуальное развитие;

  4. Аддиктивное поведение;
Суицидальное поведение

Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.

Практическое занятие 8.

Тема: Диагностика психических состояний в период кризиса

Вопросы темы


  1. Диагностика агрессивности у детей и подростков

  2. Диагностика тревожности у детей и подростков;

  3. Диагностика склонности к аддиктивному поведению;

  4. Диагностика эмоциональной напряженности у детей и подростков;

  5. Диагностика суицидальных намерений у подростков

  6. Диагностика копинг-стратегий в преодолении кризисных ситуаций
Методические рекомендации студенту к практическому занятию

Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.

Практическое занятие 9

Тема: Методики преодоления осложненных форм поведения детей и подростков

Вопросы темы


  1. Содержание коррекционной работы в кризисные периоды;