Корсары 3 неуловимая эскадра прохождение. "Погибаю, но не сдаюсь!"

Капитан 3 ранга Б.А. ЗВОНАРЕВ


Расположенный на восточном побережье далекой Камчатки, в одной из небольших бухт обширной, глубоко вдающейся в материк Авачинской губы, Петропавловск был основан в 1740 г. Долгое время Петропавловск оставался незначительным заброшенным селением, и только в конце XVIII в. царское правительство обратило внимание на этот замечательный по своим естественным удобствам и выгодному расположению порт.

Для защиты от нападения морских пиратов, грабивших побережье Камчатки и расхищавших огромные рыбные богатства омывающих ее морей, с 1790 г. Петропавловск начал укрепляться. Впоследствии он сделался пунктом, который русские моряки постоянно навещали, завершая свои кругосветные плавания. Здесь они неоднократно зимовали, производя необходимый корабельный ремонт, вплоть до капитального.

К началу Крымской войны был выдвинут проект создания из Петропавловска сильной приморской крепости и организации мощной системы береговых укреплений на подходах к Авачинской губе. Однако Николаю I этот проект не понравился. Найдя проект “мечтой и фантазией”, он ограничился установкой временных батарей лишь на побережье самой Петропавловской бухты.

Тревожные известия о вступлении в войну Англии и Франции дошли до далекой Камчатки лишь к июлю 1854 г. Они побудили командира Петропавловского порта генерал-майора Завойко немедленно приступить к фортификационным работам.

В результате упорного и напряженного труда уже к августу было построено шесть земляных батарей. На Сигнальном мысу (южной оконечности полуострова, прикрывающего вход в Петропавловскую бухту с запада) была поставлена батарея № 1 из пяти пушек. На низменной и песчаной косе Кошка, заграждающей вход в бухту с юга, — самая сильная батарея № 2 из 11 орудий. Батарея № 3 из пяти орудий стояла на перешейке между Сигнальной и Никольской горой. В некотором отдалении от Петропавловска, ближе к выходу из Авачинской губы, у подножья обрывистой горы Красный Яр располагалась батарея № 4 из трех орудий. На берегу озера Култушного - пятиорудийная батарея № 6. К северу от Никольской горы, на перешейке между Авачинской губой и озером Култушным - шестиорудийная батарея № 7.

Наспех возведенные батареи страдали рядом недостатков и, прежде всего, одним общим — почти полной неприкрытостью со стороны моря. Только батарея № 2 имела довольно прочный и надежный бруствер. Весьма важная батарея № 3, защищавшая подступы к городу и гавани, расположенные у нее в тылу, была настолько открыта, что у орудийного расчета, как говорил один из участников боя, “закрывались только одни пятки”.

Орудия преобладали старые, мелкокалиберные, стрелявшие литыми чугунными ядрами. Бомбических пушек насчитывалось всего только две. Боезапас был крайне ограничен — до 37 выстрелов на пушку.

В систему береговой обороны были включены и два военных корабля, пришедшие в Петропавловск незадолго перед боем — фрегат “Аврора” и транспорт “Двина”. Их поставили на якорях в глубине бухты за косой Кошка, развернув левыми бортами к выходу. На кораблях оставили пушки только по левому борту (22 на “Авроре” и 5 на “Двине”), с правого же борта орудия сняли для усиления береговых батарей. Вход в бухту (шириной около 0,5 кб.) был перекрыт деревянным боном на цепях.

Таким образом, в распоряжении защитников Петропавловска имелось всего 66 весьма несовершенных пушек, имевших ничтожный боезапас, восполнить который было неоткуда.

Гарнизон насчитывал 1016 человек. В это число входили 36 коренных жителей - камчадалов, а также 18 русских горожан, составивших отряд добровольцев. Все они были вооружены старыми, преимущественно кремневыми ружьями. Штуцеров не было ни одного.

В защите Петропавловска весьма важную роль сыграл фрегат “Аврора”. Этот корабль вышел из Кронштадта 21 августа 1853 г., направляясь под командой капитан-лейтенанта Изылметьева в устье р. Амур. Зайдя по пути своего следования в перуанский порт Кальяо, “Аврора” застала здесь ту самую англо-французскую эскадру, которая в дальнейшем появилась под Петропавловском. Настойчивые слухи о предполагавшемся вступлении Англии и Франции в войну (состоявшемся на самом деле уже месяц назад) заставили дальновидного командира фрегата поскорее покинуть порт. 14 апреля 1854 г. “Аврора” вышла из Кальяо.

Дальнейший 9000-мильный переход до Петропавловска был сопряжен с необычайными трудностями. Штормовая погода и проливные дожди сопровождали фрегат на всем пути. Корабль нередко черпал бортами, в палубах развелась сильная сырость. Под конец перехода корпус корабля настолько пострадал от штормов, что все пазы дали течь. За время длительного перехода истощились провизия и запасы пресной воды. У матросов появилась цинга, они выходили из строя десятками. На переходе умерли 13 человек. Заболели судовой врач и командир корабля. Учтя трудность обстановки, командир отказался от похода в необорудованное устье Амура и принял решение зайти в ближайший порт — Петропавловск, где можно было бы дать отдых экипажу.

Весь поход “Авроры” от Кронштадта до Петропавловска занял 10 месяцев. После Европы фрегат имел стоянки только в Рио-де-Жанейро и Кальяо. Но, несмотря на все перенесенные лишения и трудности, изнуренные, едва встав на ноги после болезни, русские моряки уже через два месяца приняли участие в бою против вчетверо превосходивших сил врага.

Утром 17 августа передовой пост у входа в Авачинскую губу сигнализировал Петропавловску: “В море вижу неизвестную эскадру из шести судов”. В городе пробили тревогу. Небольшой гарнизон приготовился к бою. Матросы “Авроры” и “Двины” встали у заряженных пушек. Даже 60 больных авроровцев с первым ударом боевой тревоги поспешили на фрегат и заняли свои места по расписанию, наравне со здоровыми. Командир “Авроры” Изылметьев, подойдя к флагу, призвал команду защищать его всеми силами. В ответ над бухтой прокатилось громкое “ура”.

Вскоре на рейд Авачинской губы, отделившись от эскадры, вошел английский пароход “Вираго”, замаскированный американским флагом. Не дойдя до Сигнального мыса, он застопорил ход и начал делать промер глубины. Не успела шлюпка, посланная с берега, подойти к нему для опроса, как пароход круто развернулся и полным ходом ушел в море к своей эскадре.

Несмотря на то, что остаток дня прошел сравнительно спокойно, петропавловцы не сомневались, что бой с противником неизбежен и близок. Была усилена бдительность, команды батарей и кораблей всю ночь провели у пушек. Женщины и дети были отправлены за город.

На следующий день к вечеру англо-французская эскадра в составе шести кораблей вошла в губу. Это были английские 52-пушечный фрегат “Президент” (флаг контр-адмирала Прайса), 44-пуш-ечный фрегат “Пайк”, 6-пушечный пароход “Вираго” и французские 60-пушсчный фрегат “Лафорт” (флаг контр-адмирала Депуанта), 32-пушечный корвет “Эвридика” и 18-пушечный бриг “Облигадо”. Общее командование эскадрой осуществлял контр-адмирал Прайс.

После незначительной перестрелки с петропавловскими батареями, имевшей целью выявить систему их расположения, союзная эскадра отошла в глубь губы и встала на якорь. Русские укрепления явились для противника большой неожиданностью, и в этот день он не решился что-либо предпринимать.

Ночь прошла спокойно, а в полдень 19 августа на англо-французской эскадре произошло событие, ярко свидетельствующее о начавшейся деморализации в рядах союзников. Командующий эскадрой контр-адмирал Прайс застрелился на глазах у всей команды. По всей вероятности, сознание потери во времени, благодаря которой русским морякам удалось увести “Аврору” из Кальяо и укрепить Петропавловск, реально ощутимая опасность крушения авантюристических расчетов покончить с Петропавловском одним коротким ударом, боязнь ответственности за неудачный исход сражения побудили английского адмирала на этот шаг. Как бы то ни было, этот жест отчаяния и малодушия не мог не произвести тяжелого впечатления на личный состав англо-французской эскадры. Место главнокомандующего занял Депуант.

Печальный для союзников пролог сражения не лишил их, однако, численного превосходства в силах перед русскими. Шесть новейших, превосходно оснащенных кораблей продолжали угрожать Петропавловску. 2-14 орудий противника были направлены против 67 русских пушек. На кораблях противника находились готовые к высадке, специально натренированные, отборные десантные отряды, вооруженные не кремневыми ружьями, а новейшими штуцерами. Боеприпасов было вполне достаточно.

Последующие события, однако, показали, что дело не только в количестве оружия, а в инициативном его использовании, в искусстве ведения боя и прежде всего в моральной стойкости бойцов. И здесь русские были гораздо сильнее англо-французов.

20 августа с 8 часов утра противник решился, наконец, произв"ести первую серьезную попытку нападения. День был прекрасный, солнечный. Весь гарнизон Петропавловска стоял на своих местах, приковав взоры к темной массе кораблей, медленно двигавшейся по направлению к бухте. Это пароход “Вираго” буксировал фрегаты “Президент”, “Пайк” и “Лафорт”.

Сражение началось ровно в 9 часов обстрелом батарей № 1 и 4. В течение полутора часов 8 пушек обеих батарей с исключительным мужеством геройством и стойкостью вели бой с 80 орудиями противника. Генерал-майор Завойко со своим штабом находился на Сигнальном мысу в сфере ожесточенного и губительного огня, руководя оттуда ходом боя. Батарея № 1 прекратила огонь только после того, как обнаружились крупные потери в личном составе, орудийные станки были засыпаны землей и осколками камней выше колес, ввиду чего пушки уже нельзя было поворачивать. Их пришлось заклепать, перебросив прислугу на батарею № 4, которой угрожал десант противника в количестве 600 человек, высаженный южнее Красного Яра.

Личный состав этой батареи, насчитывавшей всего 28 человек, был вынужден отступить к городу, предварительно заклепав орудия. Десант уже намеревался захватить батарею, но в это время “Аврора” и “Двина” открыли по нему меткий огонь, поддерживая наступление небольших стрелковых отрядов и матросов с “Авроры”, успевших прибыть из Петропавловска. Англо-французы в панике и беспорядке бросились обратно на шлюпки.

Тем временем, видя, что две русские батареи нейтрализованы, фрегаты и пароход противника открыли по батарее № 2 интенсивный огонь с дальней дистанции, будучи сами закрыты от пушек “Авроры” Сигнальным мысом. Однако батарея устояла. Неравное состязание одиннадцати слабых ее орудий с 80 орудиями противника, в котором русские моряки проявили подлинный героизм и боевую отвагу, продолжалось более 8 часов.

В это же время корвет “Эвридика” и бриг “Облигадо”, прикрывая шлюпочный десант, дважды пытались подойти к батарее № 3, но оба раза были отогнаны ее огнем, причем одна из шлюпок была потоплена. К вечеру англо-французы отступили, заняв позицию вне обстрела русских батарей.

Корабли противника были значительно повреждены. В бою 20 августа русские имели 6 убитых и 13 раненых. Как только противник вышел из боя, петропавловцы сразу же принялись за восстановление боеспособности батарей. Это было сделано за одну ночь.

21, 22 и 23 августа прошли спокойно. Англо-французы не предпринимали никаких решительных действий. Впоследствии выяснилось, что после первого неудачного боя союзники собрали военный совет, на котором возникли горячие споры о характере дальнейших действий. Контр-адмирал Депуант упрекал англичан в нерешительности, проявленной при обстреле батарей, и, выражая сомнение в успехе боевых действий против русских, прямо ставил вопрос об уходе из Петропавловска. Однако, поддавшись уговорам, он решил попытаться высадить большой десант, так как имелись сведения о наличии удобной дороги, ведущей от побережья в город с северной стороны Никольской горы.

Подготовка противника к новому нападению стала очевидна с вечера 23 августа, а на рассвете 24 августа, сквозь туман серого камчатского утра, стало заметно движение на союзной эскадре.

В 5 час. 30 мин. пароход “Вираго”, взяв на буксир фрегаты “Президент” и “Лафорт”, повел их к Петропавловску. Оставив “Лафорт” у батареи № 3, “Вираго” с “Президентом” направились к батарее № 7. Одновременно корвет “Эвридика” занял позицию на подходах к батареям № 1 и 4, а фрегат “Пайк” остался мористее.

Вскоре начался жаркий бой. Батарея № 3 первыми же залпами сбила кормовой флаг на “Президенте”, когда он проходил мимо нее. Единоборство этой батареи, совершенно открытой и располагавшей всего пятью пушками, с “Лафортом”, имевшим по 30 пушек на каждом борту, вначале велось успешно. Каждое ядро, пущенное с батареи, попадало в цель, снося рангоут и делая пробоины в корпусе фрегата. Однако страшный огонь противника (“Лафорт” сделал всего 869 выстрелов) нанес значительный урон батарее. На перешейке, где стояла батарея, не было ни одного клочка земли, не взрытого ядрами, а на территории самой батареи легло 182 ядра.

Находясь под ураганом ядер и бомб, русские моряки вели себя геройски. Англо-французы изумлялись исключительной выдержке одного из часовых, который под ядрами не переставал мерно и твердо ходить вдоль стенки батареи. По нему было сделано до 60 ружейных выстрелов, но часовой все же остался на своем посту.

Командир батареи № 3 лейтенант Александр Максутов, когда в строю осталась последняя пушка, бросился к ней и лично продолжал вести огонь по противнику, пока не упал, смертельно раненный.

Батарея № 7 несколько дольше противостояла сосредоточенному огню “Президента” и “Вираго”, имея защиту в виде земляного вала. Будучи в состоянии действовать (вследствие ограниченного угла обстрела) лишь тремя пушками против 29, она успешно вела огонь по неприятельским кораблям, нанося им серьезные повреждения. Только после того как пушки были сбиты и завалены землей и фашинником, а командир батареи капитан-лейтенант Кораллов сильно контужен в голову, прислуга батареи отошла и соединилась с остальным гарнизоном.

Подавив упорное сопротивление обеих батарей, англо-французы приступили к высадке десанта в количестве около 900 человек. 23 шлюпки и 2 бота были направлены к берегу южнее батареи № 7 и 5 шлюпок — к перешейку у батареи № 3. За главным десантом на вельботе шел командующий эскадрой контр-адмирал Депуант. Ободряя своих подчиненных воинственным размахиванием обнаженной саблей, сам он, впрочем, не решался сойти на берег.

Бриг “0блигадо” во время высадки десанта подошел к перешейку и пытался обстреливать “Аврору” перекидным огнем, не нанося ей, однако, существенных повреждений.

Высаженный десант разбился на три группы и повел наступление на город. Две группы стали взбираться по крутым тропам на северный склон Никольской горы, а третья, наиболее многочисленная, двинулась узкой обходной дорогой к батарее № 6, расположенной у Култушного озера.

Англо-французы, как видно, думали обосноваться в Петропавловске всерьез и надолго. Очевидец боя указывает, что десантные части имели при себе все необходимое, вплоть до мелочей: гвозди для заклепывания орудий, подрывной материал, завтрак на весь отряд, запас провизии и патронов, тюфяки, одеяла, походные аптечки и даже... кандалы для заковывания пленных (!). “Помните, что эта вещь часто бывает совершенно необходима”, — поясняла назначение кандалов специальная инструкция, найденная после боя в кармане у одного из убитых неприятельских офицеров.

Уже с началом бомбардировки генерал-майор Завойко, правильно оценив обстановку, пришел к выводу, что батарея № 6, являвшаяся последним ключом к овладению городом, станет главным и первым объектом нападения высаженного десанта. Он стянул все основные силы к пороховому погребу, где находился и сам. На вершине Никольской горы им был оставлен лишь небольшой отряд из 15 лучших стрелков. Однако вскоре после высадки десанта первоначальная обстановка резко изменилась и повлекла за собой необходимость перегруппировки русских сил. Главная десантная группа врага, подойдя к батарее № 6, была встречена дружным картечным огнем четырех батарейных пушек и малого полевого орудия, смешалась и начала отступать в направлении двух других групп на Никольскую гору. Воспользовавшись тем, что гребень горы к этому моменту был почти пуст, неприятельские войска, без особого труда овладели им, заняв командное положение над лежащей внизу местностью и угрожая атакой городу.

“Момент был, действительно, критический, — рассказывает участник боя мичман Фесун. - Красные мундиры английских морских солдат появляются над перешеечной батареей и штуцерные пули уже сыплются на “Аврору” градом. Потеряй мы секунду времени, успей союзники опомниться, собраться с силами - и все было бы кончено. Но мы не потеряли этой секунды!”

В этот трудный и ответственный момент руководители обороны Петропавловска Завойко и Изылметьев проявили исключительную находчивость, необычайное искусство и гибкость в руководстве боем. Немедленно после занятия англо-французами горы, со стороны перешейка были брошены бегом на противника три стрелковых отряда с “Авроры” и часть орудийной прислуги с батареи № 3, а со стороны порохового погреба — два портовых стрелковых отряда, стрелковый отряд авроровцев, отряд добровольцев и гарнизон батареи № 2. Небольшим отрядам русских храбрецов, насчитывавшим в общей сложности около 300 человек, предстояло взять Никольскую гору штурмом.

“Каким же образом 300 человек могли сбить с крепкой позиции 700 человек?”—спрашивает очевидец боя и тут же дает ответ: “Хотя наши небольшие отряды действовали отдельно и почти независимо один от другого, но у всех была одна общая и хорошо известная цель: во что бы то ни стало сбить с горы неприятеля. Числа его тогда хорошенько не знали, и каждый матрос вполне понимал одно, что французам с англичанами оставаться там, где они были, не приходится!”.

Несмотря на исключительно трудные условия, в которые были поставлены небольшие отряды русских при штурме Никольской горы, им вскоре удалось занять ее вершину. С громким “ура” отважные петропавловцы прорвались сквозь густой кустарник, устилавший склон горы, и ударили в штыки. Закипела жестокая рукопашная схватка. Видя стремительный натиск русских, появившихся с разных сторон, не отдавая себе отчета в их малочисленности и отсутствии у русских каких-либо резервов, англо-французы дрогнули, смешались и начали отступать. Отступление это приняло характер панического бегства, во время которого меткими выстрелами русских были сражены начальник десанта капитан Паркер и ряд других офицеров.

Теснимые русскими штыками к крутым и высоким обрывам западного склона Никольской горы, англо-французы стали группами бросаться вниз, разбиваясь о прибрежные камни и скалы. Те же, кому посчастливилось вырваться, в беспорядке побежали к шлюпкам. Обратная посадка десанта совершалась под метким огнем петропавловцев, успевших занять гребень горы. При отваливании шлюпок от берега противник понес весьма ощутительные потери.

К полудню сражение закончилось. Серьезно подбитые корабли англо-французов, приняв остатки разбитого десанта, ушли в глубь Авачинской губы, где принялись, как и после первого боя, за исправление повреждений.

Победа русских была налицо. Противник потерял на этот раз убитыми и ранеными около 450 человек. Более половины офицерского состава было ранено, 4 офицера были убиты. Петропавловцы же потеряли 32 человека убитыми и 64 ранеными. Они взяли в плен четырех человек и захватили в качестве военных трофеев английское знамя, 7 офицерских сабель и 56 ружей.

Контр-адмирал Депуант впоследствии сконфуженно признавался, что он не ожидал встретить такое сильное сопротивление в столь ничтожном местечке.

На рассвете 27 августа, кое-как исправив повреждения, союзная эскадра, крепко и убедительно проученная русскими моряками за наглую попытку овладеть Петропавловском, внезапно снялась с якоря и покинула негостеприимные берега Камчатки.

Выйдя в море, эскадра разделилась. Англичане пошли в Ванкувер (Канада), французы — в Сан-Франциско. Бегство противника было вызвано значительными потерями, которые он понес за время пребывания в русских водах.

Блестящая победа не вскружила головы петропавловцам и не усыпила их бдительности. Выгнав вон незвалых “гостей”, они тотчас же принялись за восстановление поврежденных батарей и за улучшение всей системы обороны города. Можно было предполагать (а эти предположения, как увидим, оправдались), что озлобленные неудачей англо-французы не успокоятся, соберут более значительные силы.и вновь появятся у Петропавловска. Непрерывные работы по укреплению города продолжались вплоть до ноября, пока не нагрянула долгая камчатская зима с ее лихими метелями и глубокими снегами. Удалось не только полностью восстановить поврежденные батареи, но и возвести несколько новых, прорыть крытые хода, построить прочные пороховые погреба и новые казармы. Вскоре после ухода англо-французов русская камчатская эскадра пополнилась несколькими судами. В Петропавловск пришли корвет “Оливуца”, транспорты “Иртыш” и “Байкал” и два бота.

3 марта 1855 г. в город прибыл курьер генерал-губернатора Восточной Сибири есаул Мартынов с предписанием эвакуировать Петропавловский порт, вооружить суда, погрузить на них все имущество, весь гарнизон вместе с семьями и ранней весной покинуть Камчатку. Срочность диктовалась достоверными известиями о подготовке англо-французами нового нападения на Петропавловск. Противник предполагал явиться с огромной эскадрой из 26 кораблей, в состав которой входил даже линейный 84-пушечный корабль “Монарх”. Петропавловск, буквально отрезанный от внешнего мира и лишенный собственных материальных ресурсов, в случае блокады оказался бы в крайне затруднительном положении. Почти полное отсутствие сухопутных сообщений (если не считать посещения города почтой один-два раза в год, да и то лишь зимой) сделало бы оборону порта, при нарушении удобного подвоза морем, весьма тяжелой. Ограниченность продовольственных и боевых запасов (оставалось всего лишь по 20 зарядов на пушку), острый недостаток медикаментов и отсутствие надежды на подкрепление усугубляли остроту положения.

Пункт назначения русской эскадры, в целях сохранения военной тайны, был объявлен одному лишь контр-адмиралу Завойко. Эскадра должна была идти в удаленное на 1000 с лишним миль и почти необорудованное устье реки Амур. “От быстрого и скорого изготовления к плаванию будет зависеть весь успех нашего предприятия, — обращался Завойко к подчиненным в приказе. - Союзники, как положительно известно, имеют намерение напасть на Петропавловск с силами, непомерно превосходящими все наши силы, а, следовательно, было бы лучшим выйти в море не позже 1 апреля, для того, чтобы сколь возможно поспешнее достигнуть места нового назначения нашего. На этом основании я покорнейше прошу командиров внушить их командам всю важность успешного производства работ по вооружению и изготовлению судов”.

На другой день закипела работа. Времени до наступления весны оставалось очень мало, и надо было торопиться. Пришлось отрывать засыпанные снегом пушки, с огромными трудностями и осторожностью спускать их с крутых гор и везти к транспортам на салазках по гнувшемуся от тяжести мартовскому льду. Отыскивание и откапывание из-под снега пушечных ядер также вызвало немало хлопот и затруднений. Однако вскоре все вооружение батарей, портовые грузы и личное имущество гарнизона были благополучно погружены на транспорты. Следует отметить, что, покидая порт, петропавловцы забирали с собой все, вплоть до мелочей домашнего обихода: оконные рамы, дверные петли, вьюшки от печей, кухонные плиты, железо с крыш. От городских жилищ оставались лишь голые бревенчатые стены.

Одновременно с погрузкой транспортов русские моряки прорубали проход во льду для выхода эскадры из гавани. Работа эта требовала упорства и настойчивости. Надо было сделать проход достаточно широким, совершенно свободным от льда и довести его до чистой воды, так как парусные деревянные суда не могли форсировать лед своими корпусами. Люди работали по 8-10 часов в сутки без отдыха, на сильном ветру, по колено. в воде, успевая за день пройти лишь несколько десятков саженей. Сильные ночные морозы вновь сковывали льдом водную поверхность и заставляли начинать всю работу снова. Однако все трудности были преодолены, и к 29 марта выход в море был открыт.

Не желая связывать боевое ядро эскадры тихоходными перегруженными транспортами, Завойко решил послать их вперед. 4 апреля из Петропавловска вышли “Иртыш” и “Байкал”, имея на бортах 282 пассажира, среди которых преобладали женщины и дети. Остальные корабли — фрегат “Аврора”, корвет “Оливуца” и транспорт “Двина” - покинули Петропавловск 6 апреля. Общее рандеву судам эскадры было назначено в бухте Де-Кастри, расположенной на побережье Татарского пролива в 100 милях южнее устья реки Амур.

В опустевшем городе остался есаул Мартынов с несколькими казаками и больными жителями. В случае появления противника ему было приказано перебраться в селение Авача, лежащее в 10 верстах от Петропавловска.

Русскую эскадру, покидавшую порт, ожидали неизбежные трудности далекого, сурового перехода и возможность встречи в море с сильнейшим противником. Это прекрасно понимали все. Общую решимость русских моряков выполнить до конца свой долг перед родиной выразил контр-адмирал Завойко, сказав, что если, сверх ожидания, они встретят в море сильного неприятеля, то или отразят его, или погибнут, не отдав врагу русских военных кораблей и славного русского флага.

Переход эскадры из Петропавловска в Де-Кастри был крайне тяжел. Жестокие штормы и густые туманы, которыми изобилует Тихий океан в весеннее время года, сопутствовали русским кораблям. Встречи с противником в море удалось избежать, хотя за три дня до выхода русских из Петропавловска отдельные англо-французские корабли подходили на видимость камчатских берегов. Русская эскадра прошла незамеченной благодаря сильному туману. Союзники рассчитывали, что петропавловцы никак не смогут покинуть порт раньше подвижки льда, и поэтому решили начать действия против города с половины апреля.

Когда этот срок наступил и сильная эскадра союзников вошла в Авачинскую губу, ее ожидало разочарование. Раздосадованные очередной неудачей англо-фраяцузы бросились в погоню и, очертя голову, стали метаться по широким просторам Тихого океана в поисках русских кораблей.

Русских искали всюду — вдоль побережья Камчатки, в Охотском море, у берегов Кореи и даже у далекой Батавии, но, конечно, безрезультатно. Неуловимая эскадра русских смельчаков между тем благополучно закончила первый этап тяжелого перехода и к 5 мая в полном составе собралась в Де-Кастри. Здесь эскадра была вынуждена ожидать вскрытия ото льда Амурского лимана, которое должно было произойти не раньше конца месяца. Надо было предполагать, что противник все же нападет в конце концов на следы эскадры. Так и получилось.

Утомленный бестолковыми походами английский адмирал Стирлинг с главными силами союзников ушел отдыхать в японские порты, поручив своему помощнику коммодору Эллиоту продолжать поиски в Татарском проливе. В то время существование сквозного прохода между Сахалином и материком было известно одним лишь русским. Англичане же и французы были убеждены, что Татарский пролив является заливом, а потому доступ к устью Амура возможен лишь с севера. Географическая безграмотность, как увидим, сыграла злую шутку над англичанами. На рассвете 8 мая три английских корабля — 40-пушеч-ный фрегат “Сибилл”, 17-пушечный винтовой корвет “Хорнет” и 12-пушечный бриг “Биттерн” - под флагом коммодора Эллиота появились у входа в бухту Де-Кастри.

Русская эскадра немедленно изготовилась к бою. Было решено драться до последней капли крови. Контр-адмирал Завойко приказал прибить стеньговые флаги гвоздями к мачтам, чтобы в том случае, если они в бою будут сбиты, противник не счел это за сигнал о сдаче.

Вскоре от неприятельской эскадры отделился винтовой корвет, который пошел на сближение с русскими кораблями. Однако, обменявшись с корветом “Оливуца” несколькими залпами, он внезапно повернул назад и полным ходом ушел к своей эскадре.

Громовые крики “ура” и звонкие песни русских матросов сопровождали загадочный маневр противника. Вот как описывает русский свидетель этот эпизод:

“Удивление на эскадре достигло высшей степени и, право, смотря на этот прекрасный винтовой корвет и на те два, по-видимому, исправные военные судна, поджидавшие его на высоте Клостер-Кампа (южный мыс у входа в бухту), трудно было верить виденному. Все находились в каком-то недоумении, и хотя картина, представляемая уходившим неприятелем, была перед глазами, но она казалась в такой степени невероятною, что до последней минуты мы поджидали какого-нибудь особенного маневра, какой-нибудь военной хитрости”.

Однако истинные причины непонятного на первый взгляд поведения английской эскадры были гораздо проще, чем они казались. Не решившись принять бой с русскими, коммодор Эллиот на следующий день отправил в Хакодате винтовой корвет с донесением адмиралу Стерлингу, а сам отошел мористее, предполагая блокировать русскую эскадру с юга. Посылая донесение, коммодор одновременно просил главнокомандующего выслать подкрепление и дать указания о дальнейших действиях. В поступке английского коммодора ярко сквозит полнейшее отсутствие личной инициативы. Очевидно, урок, полученный под Петропавловском, сильно повлиял на тактическое мышление представителей высшего союзного командования и породил чрезмерную осторожность и крайнюю боязнь ответственности, граничившие с трусостью.

В самом деле, на стороне англичан в Де-Кастри были все выгоды. Заветная цель долгих бесплодных поисков — уже ускользнувшая однажды “маленькая русская эскадра”, как называли ее французы, - теперь внезапно оказалась под носом и стояла в своеобразной западне. Казалось, эскадре коммодора Эллиота, бесспорно по вооружению превосходившей русскую эскадру, оставалось только напасть на противника, имея за своей спиной крупные резервы английских и французских кораблей. Но Эллиот предпочел смелому маневру шестидневное бездействие.

Весьма оригинальная “тактика” Эллиота сыграла на руку русской эскадре. Получив 15 мая известие, что Амурский лиман чист ото льда, она, не теряя времени, покинула Де-Кастри и, пользуясь густым туманом, незаметно прошла на север. Уход русских был своевременным. Через 14 часов после этого, дождавшись, наконец, подкреплений, коммодор Эллиот во главе эскадры из шести кораблей лихо вошел в бухту Де-Кастри. Но русские бесследно исчезли.

Уйдя ни с чем из Де-Кастри и не подозревая о возможности прохода русской эскадры на север, противник бросился к южному выходу из Татарского пролива в надежде найти ее там, но вскоре убедился, что все надежды напрасны. 24 мая русская эскадра благополучно вошла в Амурский лиман.

* * *
Европа была изумлена подвигами русской камчатской эскадры. Действия русских кораблей, искусно сумевших не только уйти целыми и невредимыми от численно превосходивших сил противника, но и одержать над ними ряд неоспоримых побед, сделались “злобой” дня.

Наряду с героизмом, проявленным русскими матросами и солдатами под Севастополем, эти успехи укрепили веру в силу русского оружия и развенчали дутую славу противника. Английская газета “Таймс”, признав поражение англо-французской эскадры под Петропавловском совершившимся фактом, с сокрушением писала, что русская эскадра под командой адмирала Завойко переходом из Петропавловска в Де-Кастри и действиями в Де-Кастри нанесла британскому флагу два черных пятна, которые никогда не могут быть смыты никакими водами океанов. Кавалер ордена Бани коммодор Чарльз Джильберт Джон Брайтон Эллиот разделил незавидную историческую участь своего бездарного коллеги Непира. Его имя стало предметом насмешек.

Имя Петропавловска наряду с именами Гангута и Гренгама, Чесмы и Наварина, Синопа и Севастополя горит золотыми немеркнущими буквами в летописи побед русского флота.

Гончие Океана. Часть вторая. Владивостокский отряд крейсеров


Лейтенант, водивший канонерки,

Под огнем неприятельских батарей,

Целую ночь, под южным небом,

Читал мне на память, мои стихи….

Н. С. Гумилёв

К сожалению, у меня нет возможности посмотреть разработанный Морским Ведомством Российской империи план морской войны против Великобритании, разработанный на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Но даже то, что удалось узнать, поражает и вызывает чувство глубоко и непреходящего восхищения. Нечто подобное, пытались претворить в жизнь немцы во время первой и второй мировых войн. Кстати, против той же Великобритании. Видимо, очень многим она насолила. Больше, ничего подобного в мировой истории не было. К сожалению, советская военная доктрина не предусматривала глубокое крейсерство и прерывание коммуникаций на всем протяжении Мирового Океана.

Вкратце, план крейсерской войны выглядел примерно так.

  1. В качестве главного противника Российской империи признавалась Великобритания. И этот тезис оставался актуальным и во время русско – японской войны. По сути, Англия воевала против России. Именно англичане вооружили Японию, построили на своих верфях тот флот, который именовался «японским», начиная с флагманского корабля адмирала Того «Микаса». Все броненосцы Страны Восходящего солнца были построены на британских верфях. И на протяжении всей русско-японской войны из Лондона, Глазго, Ливерпуля в Японию шли транспорты с оружием и боеприпасами, которыми носители «европейских ценностей» снабжали самураев, имевших совсем недавно привычку съедать печень убитого врага.
  2. В будущем англичане расплатятся за свою «филантропию». Очень скоро японцы сами научатся строить корабли не хуже — они сокрушат британские колонии в Юго-Восточной Азии в 1941 году и потопят королевский флот. Причем печенку пленных британцев особо ревностные хранители традиционных японских ценностей будут лопать и во Второй Мировой войне, если верить «свободной» английской прессе. Но до этого было еще далеко, а в 1904 году та же пресса изображала колониальную войну с Россией в Китае не иначе, как битву маленькой Японии «за свободу».
  3. Из – за невозможности нанести ей поражение в линейном морском бою, тактика действия Флота должна была сводиться к тому, что боеспособные части Балтийского и Черноморского флотов, в период ведения боевых действий обеспечивали оборону побережья и взаимодействие с сухопутными частями, избегая Генерального сражения. А выведенные в угрожаемый период рейдеры, базирующиеся на Дальний Восток, беспрепятственно выходят в Океан, без необходимости прорыва в Атлантику, что само по себе чревато, достаточно вспомнить судьбу линкора «Бисмарк» и выходят на коммуникации Тихого и Индийского океанов. К ним присоединяются вспомогательные крейсера, переоборудованные из гражданских судов. Основными районами действий рейдеров назначались воды, прилегающие к мысам Горн и Доброй Надежды, Красное море и Аденский залив, в целях блокирования судоходства через Суэцкий канал.
  4. Основными задачами рейдеров являлись затруднение переброски подкреплений из колоний и доминионов, обеспечение жизнедеятельности метрополии и распыление сил вражеского Флота.

И несмотря на то, что Англия начала войну с Россией руками Японии, рейдеры всё – равно вышли в Океан и, кроме японцев, их врагами стали английские корабли.


Основные торговые пути из Индийского в Тихий океан.

Так уж вышло, что переведенным на кануне войны во Владивосток рейдерам пришлось действовать в ближней морской зоне против непосредственного врага – Японии.

После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. Русская Тихоокеанская эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «миноносцев.
Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».

В связи с тем, что географически, Япония расположена на островах, то у России был шанс победить одной только крейсерской войной.

В 1902 году из собственного сырья железной руды Япония была в состоянии выплавить 240 тысяч тонн чугуна и добывала всего 10 миллионов литров нефти. Потребность страны в том же году составила 1850 тысяч тонн чугуна и 236 миллионов литров нефти. Стоимость импорта черных металлов и металлоизделий в 1901 г. составила 24 406,5 тысяч иен, нефти и нефтепродуктов — 15 миллионв иен, машин и оборудования для промышленных предприятий — 16,6 миллионов иен, шерсти и шерстяных изделий — 12 миллионов иен. А всего эти четыре вида товаров, имеющих жизненно важное значение для военно-экономического потенциала, обходились Японии в 73 006,5 тысяч иен, или 54,1% всей стоимости импорта в 1901 году.

В годы войны почти все тяжелые орудия, включая 11-дюймовые гаубицы, были получены Японией из-за рубежа. В 1904–1905 годах в страну было ввезено огромное количество военно-морского вооружения, включая пушки и торпеды, и даже подводные лодки.

Япония расположена на десятках островов, ее береговая линия составляет тысячи миль. Большинство ее городовнаходятся на побережье в пределах досягаемости 152/45-мм пушек Кане. Страна в значительной мере зависит от рыболовства.

Все это было хорошо известно русским политикам и адмиралам задолго до 1904 г. Прервав морские коммуникации японцев и напав на ее побережье, можно было быстро поставить на колени Империю восходящего солнца. Так, кстати, и сделали американцы в 1943–1945 гг. Их надводные корабли, подводные лодки и самолеты пускали на дно все суда, идущие в Японию или из нее, невзирая на национальность.

А чтобы избежать обвинений, что, мол, в 1904 году были совсем иные нравы, чем в 1941 году, можно процитировать адмирала и лорда британского Адмиралтейства Джона Фишера: «На первой мирной конференции в Гааге в 1899 г., когда я был британским делегатом, городили ужасную чушь о правилах ведения войны. Война не имеет правил... Суть войны — насилие. Самоограничение в войне — идиотизм. Бей первым, бей сильно, бей без передышки!»

На шестом месяце войны, Владивостокскому отряду крейсеров, которым командовал бывший командир «Громобоя», контр-адмиралу Иессен поступило распоряжение главнокомандующего сухопутными и морскими силами адмирала Алексеева:“Общее наступление японцев на Порт-Артур требует решительных действий на сообщениях их армий с метрополией. Вы с крейсерами “Россия”, “Громобой”, “Рюрик” имеете выйти в крейсерство для нападения на названные морские сообщения...При встрече с превосходящими силами противника, боя с ними необходимо избегать. Алексеев”.


Предупреждение главнокомандующего было вполне обосновано в связи с тем, что крейсера Владивостокского отряда строились для рейдерских операций и имели броневую защиту, не способную защитить при боевом столкновении с силами японского флота. Значительно уступали они японским кораблям и в огневой мощи. Тем более, что, к сожалению, крейсер «Богатырь» 15 мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...

15 июня 1904 года, русские крейсера подошли к острову Цусима. Мимо него и далее на юго-запад проходили главные морские коммуникации, по которым японское командование осуществляло войсковые перевозки в Маньчжурию. Южнее в 60 милях в бухте Озаки располагалась главная база эскадры адмирала Камимура. После непродолжительного поиска, сигнальщики обнаружили на горизонте несколько дымов, принадлежащих военным транспортам. Рейдеры устремились в погоню. “Громобой” нагнал войсковой транспорт “Идзумо Мару” водоизмещением 3229 тонн. После того как был открыт огонь, на транспорте по приказу его капитана были уничтожены все судовые документы и почта. Затем в четырех шлюпках 105 человек с “Идзумо Мару” переправились на крейсер, и пароход потопили. Заметьте. В то время войны велась по «джентельменски». Ненужных жертв среди гражданского населения старались избегать и экипажи ещё не уничтожали вместе с кораблями. Кстати, именно так будут вести себя и немецкие моряки, спустя десять лет… Тем временем со стороны пролива Симоносеки показались еще два дыма. Крейсера двинулись им навстречу. Японцы, обнаружив русские корабли, попытались вернуться, но не успели. И “Громобою” атаковав четырехмачтовый “Хитаци Мару” водоизмещением 6175 тонн, на котором находились 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа, предназначенных для разрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Капитан и экипаж перешли в шлюпки, однако гвардейцы покидать обреченное судно отказались. Оно было отправлено на дно торпедным выстрелом.А “Россия” и “Рюрик” преследовали транспорт “Садо-Мару” водоизмещением 6226 тонн, где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром и остановившийся только под наведенными орудиями русских крейсеров. 23 офицера, сопровождавшие груз, а также капитан парохода и его помощники были доставлены на “Рюрик”.Операция по уничтожению японских транспортов продолжалась уже более пяти часов. И броненосный отряд адмирала Камимура вышел на перехват русских рейдеров. Поэтому “Рюрику” было приказано транспорт потопить. Крейсер выпустил две торпеды в “Садо-Мару” и, не дожидаясь его окончательной гибели, стал уходить, тем более что эфир заполнили радиопереговоры японцев.А русские крейсера 20 июня вошли во владивостокскую бухту Золотой Рог, приведя в качестве приза захваченный пароход “Аллантон” водоизмещением 6500 тонн. Основные итоги рейда: потоплены два больших японских транспорта: “Идзумо Мару” и “Хитаци Мару”. На месяц была задержана отправка из Японии 9-й пехотной дивизии.


4 июля “Россия”, “Громобой” и “Рюрик” покинули Золотой Рог и направились к Сангарскому проливу, который разделяет острова Хонсю и Хоккайдо.Появления русских крейсеров здесь никто не ожидал. Светились окна в домах прибрежных поселков, ярко горели огни маяков. Скорость в 15 узлов и попутное течение позволили отряду спокойно пройти “сквозь Японию”, и в 6 часов утра 7 июля корабли вошли в Тихий океан и приступили к поиску. Уже через полчаса был задержан и потоплен пароход “Такасима Мару”, однако следующий - “Киодоуниу Мару” - пришлось отпустить. Большинство его пассажиров составляли женщины и дети. На следующий день крейсера потопили еще несколько крупнотоннажных японских шхун. 9 июля “Рюрик” задержал и досмотрел германский пароход “Арабика”. Груз признали контрабандным, и на пароходе была оставлена призовая команда, которая благополучно привела его во Владивосток. Ночью 13 июля “Рюрик” потопил зафрахтованный японцами германский пароход “Теа” с запасами продовольствия для маньчжурской армии, а днем был задержан английский транспорт “Калхас” водоизмещением 6748 тонн, зафрахтованный для доставки в Японию железнодорожных рельсов. На него высадили призовую команду и отправили во Владивосток, как и “Арабику”. И море вскоре опустело, а жизнь в японских портах замерла.Шестнадцатисуточное крейсерство обошлось, как писал в своем рапорте Иессен, “без потерь в людях, а равно и без человеческих жертв на уничтоженных судах или взятых призах”. Русский отряд за его неуловимость зарубежная пресса окрестила “эскадрой-невидимкой”. Контр-адмирал Иессен принимал заслуженные поздравления.Значительно хуже было положение адмирала Камимуры. Разъяренные понесенными убытками судовладельцы и грузополучатели сожгли его дом.

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. Вся Япония была напугана рейдами русских крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».

Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

В результате действий русских крейсеров, Командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами. Этого Морское Ведомство: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.

К сожалению, после гибели «Рюрика», 1 августа 1904 гола, крейсерские операции были свернуты и крейсера в дальнейшем ходе боевых действий практически не участвовали. Кто знает, как мог бы повернуться ход войны, останься рейдеры в море, не подорвись на «Петропавловске» вице – адмирал Макаров и устои Порт – Артур….


Схема действий русских крейсеров

Всего русскими рейдерами было потоплено и захвачено:

Пароходы:
1."Kaun Maru" (36 брт)

2. "Hagionoura Maru" (219 брт )

3. "Takashima Maru" (318 брт )

4. "Goyo Maru" (601 брт )

5. "Nakonoura Maru" (1084 брт )

6. "Izumi Maru" (3 229 брт )

7. " Kinshu Maru " (3 853 брт)

8. "Hitachi Maru" (6 175 брт)

Всего 8 паровых судов общим водоизмещением 15 515 брт. А это где-то 2 % от довоенного японского торгового тоннажа.

Парусники:

1. "Seiyei Maru" (69 брт)

2. "Hoksei Maru № 2" (91 брт)

3. "Ansci Maru" (105 брт )

4. "Seisho Maru" (122 брт )

5. "Hachiman Maru" (130 брт )

6. "Fukuji Maru" (130 брт )

7. "Kiho Maru" (140 брт )

8. " Jizni Maru " (199 брт)

9. "Hachiman Maru № 3" (204 брт)

Всего 9 парусных судов общим водоизмещением 1 190 брт. Очень достойный результат.

При этом, русские морякиутопилитри войсковых транспорта ("Kinshu Maru", "Izumi Maru" и "Hitachi Maru") и ещеодин ("Sado Maru" в 6 226 брт), подорвав на оба борта минами, тяжело повредили. И нанесли врагу безвозвратных потерь примерно таких же, как в многодневном сражении вроде Шахе или Сандепу. Следует особо отметить, что до появления подводных лодок, уничтожение судов, перевозящих войска (т. е. наиболее ценных и особо оберегаемых вспомогательных кораблей) случались весьма редко. Русским же удалось проделать это дважды, в ходе двух подряд набеговых операций. Не смотря даже на то, что Японцами, в той войне, для перевозок по морю, была создана система этапов, по которой суда следовали одно за другим, из пункта в пункт. Причем, эти пункты были связаны между собой телеграфом, и неприбытие судна в один из пунктов останавливало отправление других судов до выяснения обстоятельств неприбытия. А все мало-мальски важные и статусные (Гвардейская дивизия, например) перевозки обеспечивались конвоем из линейных сил флота. Тем не менее, добиваясь успехов в ходе своих рейдов, Владивостокский отряд крейсеров,трижды уходил от противостоящего ему отряда адмирала Камимуры.

Русский Флот, своими действиями на коммуникациях врага, коренным образом изменил доктрину применения военно – морских сил. И именно русскую тактику в ближайшем будущем разовьют германские рейдеры, «гончие кайзера». Но Россия, являясь первопроходцем, может и должна по праву гордиться своими сыновьями, которые, в очередной раз были первыми. Которые побеждали, а умирая, уходили под воду с поднятым Андреевским Флагом и поднятым до места сигналом: «Погибаю, но не сдаюсь!»…




Сюжетная линия начинается при первом посещении главным героем Порт Рояла.

Генерируемые квесты, а также генерируемые мини-квесты, возможности, события:

Сопровождение судна.
Где взять: У любого хозяина таверны

Что для этого необходимо: Не враждебные отношения с нацией колонии, в которой берём задание.

Помощь коменданту тюрьмы.
Где взять: У любого коменданта тюрьмы.

Что для этого необходимо: Ничего.

Помощь церкви. Поиск пожертвований.
Где взять: У любого священника.

Что для этого необходимо:
Ничего.

Помощь церкви. Уничтожение странных существ.
Где взять: У любого священника, кроме колоний на Испаньоле и Марии Галанте.

Что для этого необходимо:
Ничего.

Золотой караван.
Где взять: У пьяниц в таверне возможно получить информацию о золотом караване, перевозящем большой груз золота.

Вымогательство.
Где взять: У пьяниц в таверне можно узнать, что один из жителей богат. Идём к нему, и вымогаем:).

Прибытие важной личности.
Где взять: В зависимости от вашей удачи, на вопрос, "Не знаешь ли ты чего интересного?", хозяин таверны может вам рассказать о прибытии важной личности. Цель: Захватить важную личность и получить большой выкуп.

Торговый караван.
Где взять: В зависимости от вашей удачи, на вопрос, "Не знаешь ли ты чего интересного?", хозяин таверны может вам рассказать о том, что в n-ный город корабль, под n-ным названием везёт такой то груз в сопровождении кого либо.

Поиски сокровищ.
Где взять: В зависимости от вашей удачи, в тавернах и домах вы можете встретить продавцов картами сокровищ. Ценность клада зависит также от вашей удачи.

Плюс ко всему этому, в море на вас может напасть известнейший пират, а также в игре оставлены генерируемые квесты оригинальных "Корсаров 3" .

Негенерируемые:

Вымогатели.
Где взять: У ростовщика в Св.Мартине.

Что для этого необходимо: Не ниже 7-го ранга.

Помощь испанскому капитану.
Где взять: У испанского офицера, который сидит в таверне Сан-Хуан. Что для этого необходимо:
Не ниже 10 ранга. Не враждебные отношения с Испанией.

Помощь старому моряку.
Где взять: Берётся у человека, сидящего в таверне Исла Моны.

Что для этого необходимо:
Ничего. Но на первых порах не рекомендуется проходить.

Вторая часть этого квеста берётся в локации "Странный Дом" , что в джунглях. На каком острове, ищем сами.

Странное поведение пиратов (Неуловимая Эскадра).
Где взять: У главы пиратов на Исла Моне.
Что для этого необходимо: 15 ранг.

Алисия.
Где взять: У женщины, стоящей у церкви в Кюрасао.
Что для этого необходимо: 5 ранг.

Помощь главе контрабандистов (Он же линейка за контрабандистов).
В линейке 3 задания.
Где взять: У главы контрабандистов, что сидит в таверне Исла Моны.
Что для этого необходимо: Не ниже 15 ранга.

Магический золотой череп.
Где взять: Активируется автоматически при получении главным героем одноимённого предмета.

Фрегат "Флора".
Где взять: У тавернщика в Порт Рояле.
Что необходимо: 3 ранг.

Корабль обезьян.
Где взять: У человека, стоящего у Церкви Порт Рояла.
Что необходимо: 10 ранг.

В поисках Эльдорадо. (Похищение Диего де Ля Энкантарио)
Где взять: Получается во время прохождения квеста Неуловимая Эскадра (Странное поведение пиратов).

Совет: Чаще читайте описания квестовых предметов и записи в судовом журнале, а главное - сохраняйтесь!

Внимание, здесь нет прохождения квестов, а только небольшое описание!

Сюжетная линия начинается при первом посещении главным героем Порт Рояла.

Генерируемые квесты, а также генерируемые мини-квесты, возможности, события:

Сопровождение судна.
Где взять: У любого хозяина таверны

Что для этого необходимо: Не враждебные отношения с нацией колонии, в которой берём задание.

Помощь коменданту тюрьмы.
Где взять: У любого коменданта тюрьмы.

Что для этого необходимо: Ничего.

Помощь церкви. Поиск пожертвований.
Где взять: У любого священника.

Что для этого необходимо:
Ничего.

Помощь церкви. Уничтожение странных существ.
Где взять: У любого священника, кроме колоний на Испаньоле и Марии Галанте.

Что для этого необходимо:
Ничего.

Золотой караван.
Где взять: У пьяниц в таверне возможно получить информацию о золотом караване, перевозящем большой груз золота.

Вымогательство.
Где взять: У пьяниц в таверне можно узнать, что один из жителей богат. Идём к нему, и вымогаем:).

Прибытие важной личности.
Где взять: В зависимости от вашей удачи, на вопрос, "Не знаешь ли ты чего интересного?", хозяин таверны может вам рассказать о прибытии важной личности. Цель: Захватить важную личность и получить большой выкуп.

Торговый караван.
Где взять: В зависимости от вашей удачи, на вопрос, "Не знаешь ли ты чего интересного?", хозяин таверны может вам рассказать о том, что в n-ный город корабль, под n-ным названием везёт такой то груз в сопровождении кого либо.

Поиски сокровищ.
Где взять: В зависимости от вашей удачи, в тавернах и домах вы можете встретить продавцов картами сокровищ. Ценность клада зависит также от вашей удачи.

Плюс ко всему этому, в море на вас может напасть известнейший пират, а также в игре оставлены генерируемые квесты оригинальных "Корсаров 3".
Негенерируемые:

Вымогатели.
Где взять: У ростовщика в Св.Мартине.

Что для этого необходимо: Не ниже 7-го ранга.

Помощь испанскому капитану.
Где взять: У испанского офицера, который сидит в таверне Сан-Хуан. Что для этого необходимо:
Не ниже 10 ранга. Не враждебные отношения с Испанией.

Помощь старому моряку.
Где взять: Берётся у человека, сидящего в таверне Исла Моны.

Что для этого необходимо:
Ничего. Но на первых порах не рекомендуется проходить.

Вторая часть этого квеста берётся в локации "Странный Дом", что в джунглях. На каком острове, ищем сами.

Странное поведение пиратов (Неуловимая Эскадра).
Где взять: У главы пиратов на Исла Моне.
Что для этого необходимо: 15 ранг.

Алисия.
Где взять: У женщины, стоящей у церкви в Кюрасао.
Что для этого необходимо: 5 ранг.

Помощь главе контрабандистов (Он же линейка за контрабандистов).
В линейке 3 задания.
Где взять: У главы контрабандистов, что сидит в таверне Исла Моны.
Что для этого необходимо: Не ниже 15 ранга.

Магический золотой череп.
Где взять: Активируется автоматически при получении главным героем одноимённого предмета.

Фрегат "Флора".
Где взять: У тавернщика в Порт Рояле.
Что необходимо: 3 ранг.

Корабль обезьян.
Где взять: У человека, стоящего у Церкви Порт Рояла.
Что необходимо: 10 ранг.

В поисках Эльдорадо. (Похищение Диего де Ля Энкантарио)
Где взять: Получается во время прохождения квеста Неуловимая Эскадра (Странное поведение пиратов).

Совет: Чаще читайте описания квестовых предметов и записи в судовом журнале, а главное - сохраняйтесь!

Корабли русского флота - участники Русско-японской войны. Наверное в истории России нет более досадного поражения.


крейсер I ранга "Аскольд"

Заложен в 1898 году в Киле (Германия). Верфь - "Германия" (Дойчланд). Спущен на воду в 1900 году. Вступил в строй в 1902 году. В 1903 ушел на Дальний Восток. Один из самых активно действующих кораблей. В июле 1904 года участвовал в неудачном прорыве во Владивосток. Вместе с крейсером "Новик" (впоследствии затопленном в бухте Корсаков на Сахалине) ему удалось пройти из окружения. В отличии от "Новика" "Аскольд" пошел в ближайший порт - Шанхай где и был интернирован до конца войны. После окончания русско-японской войны вошел в состав Сибирской Флотилии и находился во Владивостоке. В годы ПМВ участвовал в различных боевых операциях совместно с кораблями союзников против эскадры адмирала Шпее. После этого ушел на Средиземное море, участвовал в Дарданельской операции (совместная операция сухопутных и морских сил союзников против Османской Империи, цель которой был прорыв в Константинополь, закончилась провалом сил коалиции несмотря на численное преимущество над Османами). После чего ушел в Тулон, где стоял на ремонте (весна 1916 - лето 1917 годов). Из Тулона крейсер ушел в Мурманск, где вошел в состав флота Северного Ледовитого Океана. В 1918 году в Кольском заливе был захвачен англичанами и вошел в состав британского флота под названием "Glory IV". В 1922 году выкуплен Советской Россией. Ввиду неудовлетворительного состояния корпуса и мехнизмов было принято решение о продаже крейсера на металлолом. В том же 1922 году "Аскольд" был разобран на металл в Гамбурге.
Во время Дарданельской операции "Аскольд" сражался вместе с британским крейсером HMS Talbot - тем самым, на который перешла команда "Варяга".




перед спуском на воду


корпус "Аскольда" (слева) в воде


у достроечной стенки - установка носовой трубы, 1901 год


крейсер уже практически принял свой окончательный вид, зима 1901 года


докование в плавдоке фирмы Blom & Foss, Гамбург, 1901 год


ходовые испытания, 1901 год


доустановка ходового мостика, осень 1901 года, Киль, Германия


приемочные испытания. Так как крейсер еще не зачислен в состав военного флота, на флагштоке - государственный (триколор), а не военно-морской (андреевский) флаг


в Кильском канале, 1902 год


Большой Кронштадтский рейд, 1902 год


уже в составе Балтийского флота, 1902 год


бухта Далянвань, 1903 год


Порт-Артур, 1904 год. Крейсер уже перекрашен в стандартную боевую окраску Тихоокеанских соединений тех лет - темно-оливковую


на боевом курсе, 1904 год


во время Дарданельской операции, 1915 год


в Тулоне, 1916 год


в составе флотилии Северного Ледовитого океана, 1917 год


заметка из журнала "Нива", 1915 год




чертеж и аксонометрическая проекция, журнал "Моделист-Конструктор". На аксонометрии противоминные сети показы в боевом положении




"Аскольд" во время службы на Балтийском море, современный рисунок


окраска крейсера "Аскольд" во время службы на Тихом океане


окраска крейсера "Аскольд" во время боевых действий на Средиземном море


Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 5 сентября 1899 года, спущен 21 июля 1901 года и вступил в строй 20 июня 1904 года. Перед переходом в Либаву и далее на Дальний восток был укомплектован Гвардейским экипажем.
В Цусимском бою возглавлял колонну русских кораблей. Получив тяжелые повреждения носовой части, уступил место головного корабля ЭБР "Бородино". Вследствии потери хода оказался под огнем броненосных крейсеров "Ниссин" и "Кассуга". На борту возник пожар. Попавшая через пробоины вода ухудшила ситуацию и в 18-50 14 мая 1905 года корабль перевернулся и затонул. Весь экипаж погиб. В том же году формально исключен из списков флота.
Перед уходом в Порт-Артур капитан I ранга, командир экипажа ЭБР "Император Александр III" Николай Михайлович Бухвостов сказал 2:

Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы ее желаем. Но победы не будет! Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры по пути, а если этого и не случится, то нас разобьют японцы: у них и флот исправнее и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь - мы все умрем, но не сдадимся.

Эскадра дошла до Цусимского пролива без потерь, там и погибла. Но честь осталась незапятнанной. Н. М. Бухвостов и его экипаж погибли все вместе. Твой гроб - броненосец. Могила твоя - холодная глубь океана. И верных матросов родная семья - твоя вековая охрана... 1


эскадренный броненосец "Император Александр III"


перед спуском на воду, 1901 год


во время достроечных работ на Балтийском заводе


переход из Санкт-Петербурга в Кронштадт


в сухом доке Кронштадта, 1903 год


на Кронштадском рейде, 1904 год


август 1904 года


на Ревельском рейде, сентябрь 1904 года


вид на правый борт, отдана кран-балка с паровым катером


на одной из стоянок во время перехода на Дальний Восток, слева направо - ЭБР "Наварин", ЭБР "Император Александр III", "Бородино"


Броненосный крейсер "Рюрик" - последний корабль такого класса с полным парусным вооружением в Русском Флоте

Последний русский крейсер с полным парусным вооружением. Развитие проекта "Память Азова". Последующие корабли - "Россия" и "Громобой" стали развитием данного проекта (изначально планировалось строить их по тому же проекту что и "Рюрик"). Основная задача - ведение боевых действий и рейдерских операций на британских и немецких коммуникациях. Особенностью корабля было то, что при погрузке дополнительного запаса угля он мог пройти из Санкт-Петербурга до ближайших Дальневосточных баз дополнительной погрузки угля 10-узловым ходом.
Начат постройкой на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в сентябре 1889 года. Официально заложен в мае 1890 года. Спущен на воду 22 октября 1892 года. Вступил в строй в октябре 1895 года. Переведен с Балтийского моря на Дальний Восток в состав I-ой Тихоокеанской эскадры,
прибыл в Нагасаки 9 апреля 1896 года. Входил во Владивостокский отряд крейсеров. В бою 1 августа 1904 года у о. Ульсан затоплен экипажем в результате полученных повреждений. Из 796 человек команды 139 погибли, 229 получили ранения.



в походе, вид на палубу с марсовой площадки фок-мачты


покраска борта в ходе подготовки к смотру


в походе


"Рюрик" в черной окраске


"Рюрик" в Нагасаки, 1896 год


в восточном бассейне Порт-Артура


в доке Владивостока


Порт-Артур


крейсер в походе, Дальний Восток


форштевень крейсера - отлично видно украшение носа - наследие "носовых фигур" парусных кораблей


эскадренный броненосец "Севастополь"

Заложен 22 марта 1892 года. Спущен на воду 25 мая 1895 года. Вступил в строй 15 июля 1900 года. Участвовал в бою в Желтом море. 20 декабря 1904 года накануне сдачи Порт-Артура затоплен экипажем. Последний корабль типа "Полтава".




у Галерного острова перед переводом на достройку в Кронштадт, 1898 год


"Севастополь" и "Петропавловск" во Владивостоке, 1901 год


справа (у стенки) ЭБР "Севастополь". Кран переносит неисправное 12-дюймовое орудие с "Цесаревича", Порт-Артур, 1904 год


ЭБР "севастополь" в походе


"Севастополь", "Полтава" и "Петропавловск" у стенки восточного бассейна Порт-Артура, 1901-1903 год


разорванный снарядом дефлектор вентиляции, 1904 год


в Порт-Артуре. Впереди - кормой к фотографу - "Цесаревич", вдали на заднем плане - "Аскольд"


в Порт-Артуре, кампания 1904 года, справа корма миноносца типа "Сокол", слева - корма "Новика"


после попадания японской торпеды в бухте Белый волк, декабрь 1904 года


матросы уходят на сухопутный фронт. после этого ЭБР "Севастополь" будет затоплен на внутреннем рейде Порт-Артура на кануне сдачи крепости


Эскадренный броненосец "Севастополь", цветная открытка


Бронепалубный крейсер II ранга "Боярин"

Заложен на заводе "Бурмейстер ог Вайн", Копенгаген, Дания в начале 1900 года. Официальная закладка состоялась 24 сентября 1900 года. 26 мая 1901 года спущен на воду.
Вступил в строй в октябре 1902 года. 27 октября 1902 года крейсер вышел из Кронштадта и 10 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур.
Подорвался на русской мине у порта Дальний 29 января 1904 года (погибло 6 человек). Команда оставила корабль, который оставался на плаву еще двое суток и лишь после повторного подрыва на минном заграждении затонул.




еще под датским флагом, ходовые испытания, 1902 год


1902 год - на флагштоке уже андреевский флаг. Перед переходом в Кронштадт.


"Боярин" на Дальнем Востоке, 1903 год


в Датском проливе, 1903 год


в Тулоне


Порт-Артур, 1904 год


Бронепалубный крейсер II ранга "Боярин", фотооткрытка

1 - это строфы из стихотворения "Памяти Адмирала Макарова". Его автор - С.ЛОБАНОВСКИЙ, кадет Владимирского Киевского кадетского корпуса выпуска 1910 года. Полностью оно выбито на постаменте памятника адмиралу Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте. Но эти стоки - память всем тем, кто до последнего оставался со своим экипажем, со своим кораблем. Таким, как Н. М. Бухвостов, С. О. Макаров и многим другим...

Спи, северный витязь, спи честный Отец,
Безвременно взятый кончиной, -
Не лавры победы - терновый венец
Ты принял с бесстрашной дружиной.
Твой гроб - броненосец, могила твоя
Холодная глубь океана
И верных матросов родная семья
Твоя вековая охрана.
Делившие лавры, отныне с тобой
Они разделяют и вечный покой.
Ревнивое море не выдаст земле
Любившего море героя –
В глубокой могиле, в таинственной мгле
Лелея его и покоя.
И ветер споет панихиду над ним,
Заплачут дождем ураганы
И саван расстелют покровом густым
Над морем густые туманы;
И тучи, нахмурясь, последний салют
Громов грохотаньем ему отдадут.


Напомню - адмирал Макаров погиб вместе с ЭБР "Петропавловск", который подорвался на мине во Владивостоке. Так же вместе с кораблем погиб русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин (автор полотен "Апофеоз войны", "Перед атакой под Плевной", "Наполеон на Бородинских высотах", "Скобелев под Плевной" и др.).
2 - кто регулярно следит за телепроектом "Живая история" ТРК "5 канал - Санкт-Петербург", мог слышать в одной из частей фильма о русском флоте "Яблочко" эту цитату. Правда Сергей Шнуров ее сократил - он убрал слова касающиеся потери кораблей в походе.