Классный час «Электробезопасность. Урок "электробезопасность", начальная школа Занятия по электробезопасности в школе

Данный урок – конференция проводился как заключительный урок по теме: «Электрические явления» в 9 классе (по учебнику Громов С. В.); как внеклассное мероприятие во время месячника физики; как интегрированный урок физика – ОБЖ; часть материала использовалась в 11 классе при изучении темы: «Производство, передача и использование электроэнергии» «Развитие средств связи». При двухчасовой программе удобно данные темы рассматривать в виде защиты проектов по разным разделам темы, уделяя внимание не только высоким материям, а реальности данного явления в быту, развивая и поддерживая интерес к физике у учащихся с гуманитарным складом ума, на конкретные проблемы и особенности жизненных ситуаций.

Подготовительная работа
В начале изучения темы в классах озвучивается тема урока – конференции «Электробезопасность»; формируются группы, назначаются руководители, определяются темы выступлений.
Учащиеся знакомятся с формами выполнения творческой работы: плакат по электробезопасности, слоганы, рассказ, сообщение по теме. В библиотеке и кабинете имеется папка по данной теме, список литературы, презентация. Все учащиеся должны во время изучения темы обсудить с учителем свои работы.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет ресурсами по данной теме.
  2. Выработать у учащихся умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме и оформлять информационные стенды.
  3. Выработать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
  4. Развить интерес учащихся к физике.
  5. Познакомить с правилами поведения во время грозы.
  6. В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

Цели урока:

  1. Образовательные - научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
  2. Воспитательные - воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем здоровье.
  3. Развивающие - развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.

План проведения урока – конференции:
I Вступительное слово учителя.
II Доклады учащихся класса

  1. Молния
  2. История исследования молнии
  3. Громоотвод
  4. Правила поведения во время грозы
  5. Первая помощь пострадавшим от молнии
  6. Действие электрического тока на живые организмы
  7. Правила электробезопасности в быту

Ход урока:

Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет непривычным и вести его будут ваши одноклассники. В течение трех недель мы с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки. Сегодня на обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работу наших групп.
Позвольте представить вам сегодняшних докладчиков
(Идет представление ребят приготовивших сообщения)

Докладчик №1
Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию - это красивое и небезопасное явление природы. Подчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний.

Подборка материалов и типовая программа урока по электробезопасности для проведения уроков в средних школах Ставропольского края

(для начальников и главных инженеров РЭСов, мастеров линейных участков электрических сетей)

Основные правила электробезопасности, которые необходимо довести до учащихся и преподавателей ОБЖ

1. Нельзя разжигать костры и складывать дрова, солому и другие легковоспламеняющиеся предметы под проводами линий электропередачи.

2. Нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи, чтобы не погибнуть, если удочка приблизится на недопустимое расстояние до проводов воздушных линий электропередачи – электротравма неизбежна.

3. Нельзя запускать воздушных змеев или планеры около электроустановок и линий электропередачи.

4. Никогда нельзя подходить к оборванному проводу линии электропередачи ближе, чем на 8-10 метров, даже в том случае когда оборванный провод находится на мокром после дождя дереве, лежит на земле, на заборе или других предметах.

5. Нельзя набрасывать проволоку, магнитную ленту, веревку и другие предметы на провода линий электропередачи, нельзя бросать какие-либо предметы в электроустановки. Нельзя запускать воздушных змеев вблизи линий электропередачи.

6. Нельзя залезать на опоры линий электропередачи.

7. Нельзя открывать двери трансформаторных подстанций, нельзя открывать электрощиты на лестничных площадках. Нельзя заходить на территорию подстанции.

8. Нельзя тянуть вилку из розетки за провод.

9. Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками.

10. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами, поврежденными проводами электроприборов, нельзя ремонтировать электроприборы, включенные в сеть.

11. Не чините электропроводку самостоятельно, пригласите электрика.

12. Не подключайтесь самостоятельно к электрической сети. Пригласите специалистов.

Примерное методическое обеспечение

Исходная ситуация (тезисы и аргументы).

Необходимость программы обусловлена тем, что:

Летний и осенний сезоны неблагоприятны в аспекте травматизма на объектах электросетевого хозяйства;

Несмотря на принимаемые ОАО «Холдинг МРСК» и распределительными электросетевыми компаниями ("Ставропольэнерго") меры, случаи несанкционированного проникновения в электроустановки, набросов на провода воздушных линий электропередачи и, как следствие, травм и гибели сторонних лиц продолжаются;

Не уменьшаются случаи получения электрических травм со смертельным исходом.

Система тезисов и аргументов направлена на последовательное, доказательное формулирование и разъяснение с помощью специалистов-энергетиков с нарастающим итогом преимуществ осторожного обращения с объектами электросетевого хозяйства распределительных электросетевых компаний. Важным фактором, стимулирующим потребителей осторожно относиться к объектам электросетевого хозяйства, является боязнь получения электротравмы, вызванная с помощью трансляции видео- и аудиоматериалов о последствиях поражения электрическим током.

Тезисы:

Холдинг МРСК и его дочерние распределительные электросетевые компании ответственно относятся к сохранению здоровья и жизни потребителей электрической энергии;

Энергетики социально ответственны, поэтому электросетевые объекты защищены ограждениями, предупреждающими знаками и замками;

Сетевые компании регулярно проводят проверку защиты энергообъектов от проникновения сторонних лиц, а также наличия знаков безопасности;

Причины детского электротравматизма - любопытство и отсутствие понятия об опасности;

Энергетики проводят разъяснительные мероприятия среди детей в образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях;

Оборудование, которое энергетики устанавливают на своих объектах, является на текущий момент самым современным, сочетая в себе последние разработки в области электробезопасности;

Несанкционированное подключение к электрическим сетям представляет опасность для жизни и здоровья граждан и, кроме того, уголовно наказуемо;

Безучетное и бездоговорное потребление электрической энергии ставит под угрозу энергетическую безопасность как отдельных граждан, так и регионов Российской Федерации в целом.

Аргументы.

Основными причинами несчастных случаев сторонних лиц на электросетевом оборудовании являются:

Совершение противоправных действий: при попытке хищения цветного металла, несогласованные с владельцем электрических сетей работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи;

Самовольные работы на вводе в частное домовладение;

Самостоятельный ремонт электроустановок лицами, не имеющими специальной подготовки.

При этом гибнут и страдают люди, а государство несет многомиллионные убытки. В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации это преступление карается, в том числе, лишением свободы:

За кражу проводов с линий электропередачи предусмотрено уголовное наказание. Потенциальные риски, не только для здоровья, но с точки зрения возможного лишения свободы слишком высоки для того, чтобы, пренебрегая ими, становиться «энерговором»;

Ремонт и монтаж электропроводки выполняется по специальным правилам, и поэтому должен производиться только специалистами-электриками;

Нельзя прикасаться к провисшим или лежащим на земле проводам. Во избежание несчастного случая необходимо постоянно помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8-10 м к лежащему на земле (дереве, забору и пр.) оборванному проводу;

Особенно часто электрические травмы получают дети.

Ни в коем случае нельзя:

Влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных ЛЭП;

Играть под воздушными линиями электропередачи;

Набрасывать проволоку и другие предметы на провода;

Запускать воздушные змеи и управляемые авиамодели самолетов и вертолетов в непосредственной близости от линии электропередачи;

Влезать в электроустановки.

Одной из причин несчастных случаев является ловля рыбы в охранной зоне воздушных ЛЭП. В результате рыбаки получают электротравмы, как правило, смертельные;

Знание правил охраны труда при взаимодействии с электричеством и нахождении вблизи электросетевых объектов предупреждает несчастные случаи.

Вариант 1

Примерный конспект типового урока по теме «Электробезопасность»

(на основе материалов ОАО «МРСК Центра»)

Цели и задачи урока:

Обучение детей правилам электробезопасности, профилактика электротравматизма, профилактика хищений оборудования с энергообъектов.

Оборудование:

ноутбук, проектор, проекционный экран, учебный тренажер (при наличии), учебные фильмы.

Ход урока:

Организационный момент

Вступительная беседа:

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о важной и интересной теме об электрической энергии и правилах безопасного обращения с электрическим оборудованием и поведении вблизи объектов энергетики.

Все вокруг нас, так или иначе, связано с электричеством. О некоторых свойствах статического электричества знали еще древнегреческие ученые, однако только в XVIII-XIX веках началось систематическое изучение электрических явлений. Проводя многочисленные исследования, ученые научились получать электрический ток и использовать его.

Трудно представить современный мир без электричества. Тепло, свет, движение - всем этим мы обязаны электричеству. Электричество сделало наши дома комфортабельнее, а домашний труд легче. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос. Благодаря электрическому заряду работают фары и контрольные приборы автомобилей. Не будет преувеличением, если мы скажем, что электричество является двигателем развития цивилизации. Это положение сохранится и в будущем, хотя некоторые способы получения электрической энергии и передачи ее на расстояние станут эффективнее, экологически чище и удобнее.

Явление статического электричества привлекало внимание людей в течение многих веков. Ярким примером разряда в природе является молния. В грозовом облаке, состоящем из капелек воды и льдинок, возникают мощные потоки воздуха, которые перемешивают и сталкивают капельки воды и льдинки. При этом часть электронов покидает льдинки, и те приобретают электрический заряд. Когда разряды достигают громадных значений, между верхней и нижней границей облака или между облаком и землей происходит разряд в виде гигантской искры – молнии.

Во время грозы ни в коем случае нельзя приближаться в электрообъектам. Нередко во время шторма от электрического разряда молнии происходит разрыв проводов на линиях электропередачи. Запомните, что к оборванным проводам на земле, на деревьях, в лужах нельзя приближаться ближе, чем на 8-10 метров, так как пробой воздушного пространства происходит на таком значительном расстоянии.

Теперь подробнее мы вам расскажем об электроснабжении. Система электроснабжения переносит энергию от электростанций, где она вырабатывается, в дома и на предприятия, где ее используют. Сеть линий электропередачи, по которым энергия поступает к потребителям, называется энергетической системой данного района или целой страны. Обычно в систему поступает энергия, вырабатываемая тепловыми, атомными, гидроэлектростанциями. Эта же сеть снабжает энергией потребителей, которые зачастую находятся далеко от мест, где электроэнергия производится.

Поступающее по проводам воздушных и кабельных линий электропередачи напряжение необходимо преобразовать в такое, которым пользуются потребители. Для этого используются трансформаторные подстанции. Трансформаторы повышают выходное напряжение на генераторах электростанции, чтобы снизить потери энергии в длинных линиях электропередач. Подстанции вблизи потребителей снижают напряжение до значений, на которые рассчитаны промышленное оборудование и домашние электроприборы.

Ребята! Каждый из вас неоднократно видел такие трансформаторные подстанции, на них имеются предупреждающие надписи: «Стой! Высокое напряжение!». Такая информация говорит людям о той опасности для жизни, которая таится за железными дверями подстанций. (В качестве примера можно привести какой-нибудь случай, возможно даже из другого региона).

Действие электрического тока губительно сказывается на работе всех внутренних органов человека. Сильный электрический разряд вызывает остановку сердца.

Работа на электроустановках не терпит халатности. Проводить любые работы на линиях могут специально-обученные электромонтеры. Прежде чем приблизится в электроустановке, напряжение отключается. Трогать голыми руками провода, идущие к жилым домам, гаражным постройкам нельзя, так как может произойти поражение электрической дугой – так называемый «пробой через воздух». В результате чего может наступить смерть.

Дома, неисправные бытовые приборы не являются игрушкой. Если вы видите оголенные провода, искрящиеся розетки немедленно сообщите об этом взрослым. Помните, что электрическая энергия таит в себе значительную опасность для жизни.

Просмотр типового мультипликационного фильма (при наличии).

Ребята! Вы еще раз увидели, как нельзя себя неразумно вести с электрическими проводами и вблизи подстанций.

Нередко человек страдает от действия электрического тока. Вернуть его к жизни возможно в течение первых 5 минут. Сейчас на учебном тренажере мы вам покажем, как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Теперь все желающие могут попробовать это сделать сами (при наличии такой возможности).

Закрепление материала. Ответы на вопросы.

Подведение итогов:

Дорогие ребята! Сегодня вы многое узнали. Самое главное: запомните правила безопасного поведения с электричеством. От всей души желаем вам никогда не попадать в такие ситуации, когда эти правила нужно было бы применять на деле.

Вариант 2

СЦЕНАРИЙ УРОКА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

Аудитория: 5-9 классы.

Вступление. Кто мы такие? (рассказать о том, что мы - энергетики, люди, отвечающие за устойчивое бесперебойное электроснабжение)

Добрый день, ребята!

Мы энергетики - люди, которые работают с электричеством. Мы обслуживаем линии электропередачи во всех городах и районах области, оперативно ликвидируем возникающие аварийные ситуации. Наша задача - чтобы в ваши дома и дома всех жителей области электроэнергия поступала бесперебойно.

Сегодня мы с вами поговорим об электрической энергии и правилах безопасного обращения с электрическим оборудованием и поведении вблизи объектов энергетики.

Электричество - незримая опасность.

Что такое электричество? Электрическая энергия – верный помощник современного человека. Электричество - это уют, удобство, комфорт, и без него сегодня невозможна современная жизнь. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос. Благодаря электрическому разряду работают фары и контрольные приборы автомобилей. Не будет преувеличением, если мы скажем, что электричество является двигателем цивилизации.

Но неразумное использование электрической энергии может привести к непоправимым последствиям для жизни и здоровья людей. Любые электрические приборы и оборудование, независимо от уровня напряжения, являются потенциальными источниками опасности. И эта опасность не видна, потому что электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Ежегодно от поражения электрическим током в мире погибает более 40 тысяч человек.

Мы пришли к вам, чтобы рассказать об этой опасности и предостеречь от неправильных контактов с электричеством. Электричество – вещь серьезная, и шутить с ним нельзя!

Электроэнергия окружает нас повсюду – и дома и на улице.

Скажите, где в течение дня вы соприкасаетесь с электричеством?

На улице: Система электроснабжения переносит энергию от электростанций, где она вырабатывается, в дома и на предприятия, где ее используют. Сеть линий электропередачи, по которым энергия поступает к потребителям, называется энергетической системой данного района или целой страны.

Поступающее по проводам воздушных и кабельных линий электропередачи напряжение необходимо преобразовать в такое, которым пользуются потребители. Для этого используются трансформаторные подстанции. Трансформаторы повышают выходное напряжение на генераторах электростанции, чтобы снизить потери энергии в длинных линиях электропередачи. Подстанции вблизи потребителей снижают напряжение до значений, на которые рассчитаны промышленное оборудование и домашние электроприборы.

Энергетические объекты на улице не несут опасности, если вы не соприкасаетесь с ними для удовлетворения своего любопытства или по каким - то другим причинам. Поэтому не открывайте электрощиты и не пытайтесь проникнуть на энергообъекты. Все они обозначены специальными знаками, предупреждающими об угрозе поражения электрическим током.

Из-за сильного ветра или грозы провода на воздушных линиях электропередачи могут провисать или обрываться. Подходя к линии любого напряжения, убедитесь, что на пути нет провисших и оборванных проводов. Помните, смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе чем на 8-10 метров к лежащему на земле, на дереве, на заборе оборванному проводу. Вы можете попасть под шаговое напряжение. Дело в том, что земля, являясь проводником электрического тока, становится как бы продолжением оборванного провода. Электрический ток растекается по почве и постепенно сходит на нет. Достаточно сделать шаг внутрь этого невидимого круга, чтобы из-за разницы электрических потенциалов под правой и левой ногами, получить электротравмы. При этом чем шире шаг, тем больше разница потенциалов, тем тяжелее поражение. Кстати, с помощью такого искусственно созданного шагового напряжения охраняют многие секретные объекты.

Есть случаи, когда люди погибают от прикосновения не с самим электрическим проводам, а к идущим от них случайным токопроводящим предметам. В России был такой случай, когда у подростка, переходившего железнодорожную линию, заела кассета в плеере. Не желая отложить починку до дома, мальчик стал вручную перематывать магнитофонную ленту прямо на мосту. Один ее конец выскочил из его рук и коснулся контактного провода, напряжение в котором составляет 27 тыс. вольт! В результате полученной травмы мальчик лишился обеих рук.

В прошлом году в Республике Коми водитель автомобиля марки «КАМАЗ» при отсыпке грунта двигаясь с поднятым кузовом по обочине дороги в охранной зоне линии электропередачи зацепил один из проводов линии 10 кВ. Водитель, со слов очевидцев, при выходе из машины и держась за ручку двери машины, ступил на землю и был поражен электрическим током. Доврачебная помощь результатов не дала. Водитель скончался. Хорошо проводит ток вода, протекающая через оголенный провод. Вот почему говорят, что во время грозы нельзя купаться? Разряд молнии – это электричество, и когда молния попадает в реку или озеро, то в радиусе нескольких метров в воде гибнет все живое. То же самое и с проводом, который упал в воду.

Запрещено приближаться к любым электроустановкам. Ни в коем случае нельзя влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода. Несколько лет назад был случай – мальчишки прыгали с крыши дома на гараж. Один из них оступился и при падении зацепился за электрические провода. Подросток погиб. Еще один случай произошел в одном селе. Электрические провода проходили к частному дому. Рядом стояли детские качели. Ребенок раскачался на них слишком высоко и задел оголенный провод. Он также погиб.

Нельзя влезать на опоры и набрасывать проволоку и другие предметы на провода. Нельзя разводить костры и рыбачить под линиями электропередачи. Даже закинув на линию простую леску с крючком или коснувшись провода удочкой, можно погибнуть.

Если вы обнаружили обрыв провода, открытую дверь трансформаторной подстанции, распределительного щитка, энергооборудования необходимо сообщить об этом взрослым. Они в свою очередь сообщат работникам электрических сетей, которые приедут и все починят.

Работа на электроустановках не терпит халатности. Проводить любые работы на линиях могут специально-обученные электромонтеры. Прежде чем приблизится в электроустановке, напряжение отключается.

В быту: Около половины смертельных случаев от поражения током в домашних условиях происходит при пользовании электробытовыми приборами.

Вы наверняка знаете, что нельзя тянуть включенные приборы за провод, браться за него мокрыми руками, пытаться вставить, подогнать вилку, которая не подходит к розетке. Желательно также не пользоваться электрическими приборами в ванной комнате, не разбирать и не ремонтировать неисправные приборы во включенном состоянии. Не пытайтесь чинить проводку. Нельзя вбивать гвозди в стену и сверлить в месте, где может располагаться скрытая проводка.

Не следует перегружать сеть розетками.

Раньше в стране при строительстве домов электропроводку делали из расчета, что в доме горят несколько лампочек, работает холодильник, телевизор и пылесос. Сейчас наши дома наполнены электроприборами. Как узнать, перегрузили ли вы сеть электроприборами? У многих есть сетевые фильтры. К нему могут быть подключены компьютер, принтер, монитор, телевизор, вентилятор. Если все это одновременно работает, а сетевой фильтр теплый, значит сеть вы уже перегрузили, и вам надо что-то отключить.

Последствия электротравм

Поражения электрическим током – одни из самых тяжелых видов травм. Дело в том, что тело человека на 80% состоит из воды. А вода, как мы говорили, хорошо проводит ток. Когда человека поражает ток, разряд проходит по телу человека, выжигая по пути все органы. Это приводит к ряду нарушений сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервной системы, психического состояния. Её последствиями могут быть потеря зрения, ожоги, травмы органов слуха, внутренних органов. Причины летальных исходов – параличи сердца и дыхания, а также мозга. Определить, что повреждено у человека, получается не сразу. После травмы люди лечатся годами. Бывало, люди умирали через 3-4 месяца после травмы – организм не справлялся с поврежденными органами.

Если на ваших глазах человек получил электротравму, вернуть его к жизни возможно в течение первых 5 минут. Сейчас на учебном тренажере мы вам покажем, как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  • По возможности продемонстрировать тренажер «Гоша»

Теперь все желающие могут попробовать это сделать сами.

Кражи цветных металлов

Ещё о чем бы мы хотели вам рассказать, это о кражах. Воровство провода с линии или оборудования с подстанции – уголовное преступление, и взрослые, чтобы избежать наказания, предлагают детям принять участие в кражах цветных металлов с объектов энергетики. В результате дети получают серьёзные ожоги и травмы.

Был случай, когда отец с сыном пошли воровать провод. Сын закинул веревку с палкой на линию и попал под напряжение. Отец видел, как на его глазах горит сын, но не мог подойти и спасти его – вокруг сына образовалось электрическое поле и шаговое напряжение не позволяло приблизится к мальчику. Сын так и сгорел на глазах отца.

Поэтому нужно помнить, что объекты энергетики – это зона повышенной опасности!

Дорогие ребята! Сегодня вы многое узнали. Самое главное, запомнили правила безопасного поведения с электричеством. От всей души желаем вам никогда не попадать в такие ситуации, когда эти правила нужно было бы применять на деле.

Подсказка для преподавательского состава:

При наличии интернета в учебном заведении, факультативно можно воспользоваться корпоративным разделом сайта ОАО «МРСК Северо-Запада», посвященным вопросам электробезопасности детей и подростков. Адрес раздела: http://clients.mrsksevzap.ru/podryjis_s_elektrichestvom

При этом следует иметь в виду, что руководство департамента по связям с общественностью ОАО «МРСК Северо-Запада» разрешает пользоваться данным разделом БЕЗ ПРАВА КОПИРОВАНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИЗМЕНЕНИЯ КОНТЕНТА!

Примерный план проведения экскурсии на объект электросетевого комплекса

  1. Сбор учащихся (выполняется при содействии прикрепленного преподавателя).
  2. Доставка группы учащихся на энергообъект (по согласованию с дирекцией учебного заведения).
  3. Инструктаж по технике безопасности во время нахождения на энергообъекте.
  4. Доступ на энергообъект осуществляется в сопровождении специалистов электрической сети "Ставропольэнерго". Необходимо вести группу учащихся единым строем, при этом позади группы необходимо присутствие сотрудника электрической сети (для предотвращения отставания, расхождения в стороны отдельных учащихся от группы и приближения их к токоведущим частям оборудования).
  5. Рассказ о работе энергообъекта. Показ основных элементов оборудования подстанции, подробное объяснение степени опасности при нахождении посторонних лиц вблизи энергооборудования.
  6. Завершающая часть: напоминание учащимся основных правил техники безопасности.

Примечание: рекомендуется во время посещения энергообъекта подчеркнуть роль специалистов электрических сетей "Ставропольэнерго" в обеспечении устойчивого бесперебойного электроснабжения всех групп потребителей района/населенного пункта.

Начальник ОСО А.В. Колосков


Классный час.

Тема: «Электробезопасность школьников.»

(Возрастная группа- 5-6 класс. Можно так же использовать и для учеников начальной школы).

Разработала учитель высшей категории МБОУ СОШ №18 г. Брянска Завадская Е.В.

Задачи:

Привитие культуры безопасного поведения на улице и дома. Привитие чувства ответственности за свои поступки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, особенно в критических, умение находить выходы из нестандартных ситуаций.

Цели :

Познакомить учащихся со знаками,предупреждающими об электрической опасности. Научить правильно вести себя в жизненных ситуациях, связанных с электричеством.

Ход классного часа.

Организационный момент. Постановка целей и задач занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о электробезопасности школьников. Как вы думаете какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?

(Предполагаемые ответы детей: Узнаем, что такое электричество и его историю. Кто открыл и когда. Какую пользу и какой вред приносит электричество. Причины поражения электрическим током. Знаки предупреждающие об опасности. Как вести себя в разных житейских ситуациях.Проверочная работа.)

По детским ответам учитель составляет на доске «ромашку» , которая и является совместной постановкой целей и задач занятия и планом к действию.

Учитель: Итак. Мы живём в современном мире и в повседневной жизни часто встречаемся с электричеством. А где же это электричество « вокруг нас» ?

Предположительные ответы учеников : Это различные электроприборы, бытовая техника, линии электропередач, трансформаторные будки. И в природе бывает электричество в виде разрядов молнии….)

Учитель: Верно. Ребята а в чем польза электричества.

Ученики: (ребята предположительно отвечают, что это прогресс человечества. Это и телевидение и Интернет. Это различные предметы бытовой техники, которые упрощают нашу жизнь. И, вообще, это большой шаг в развитии человечества.)

Учитель :А в чём же вред?

Ученики: (Дети говорят о том, что с появлением электричества жизнь упростилась и люди стали меньше двигаться. Есть вред и для окружающей среды. А так же из-за не умелого обращения электричество может нанести физический вред человеку.)

Учитель: Хорошо. Ребята, электричество имеет такую особенность, как отсутствие привычных для человека факторов, вызывающих тревогу или опасение. Например, приближающийся транспорт мы видим и слышим. Утечку газа мы можем распознать по характерному запаху. А электричество не имеет ни цвета ни запаха.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему классному часу я поручила одному из учеников подготовить краткую справку об электричестве. Предоставим ему слово.

Ученик : Я узнал, что электричество мы будем изучать на уроках физики. Там мы узнаем о том, что электрический ток бывает постоянный и переменный. Что ток имеет силу и сопротивление. И ещё много других интересных фактов.

Также я узнал о том, что факт действия эл. тока на человека был установлен в последней четверти 18 века. Опасность этого действия впервые установил изобретатель электрохимического высоковольтного источника напряжения В.В. Петров. Описание первых промышленных электротравм появилось значительно позже в 1863 году -от постоянного тока и в 1882- от переменного.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие причины поражения током могут быть?

Ученики (предположительные ответы) : Прикосновение к неизолированным электроприборам, к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением в следствии повреждений. Поражение молнией. Если полезешь в электробудку…)

Учитель: Всё верно. Скажите, а как предупредить об опасности?

Ученики: Рассказать об этом. Или с помощью знаков.

Учитель. Группа учеников приготовила рассказ о знаках. Предоставим им слово.

Ученики показывают знаки и рассказывают о них .(показ сопровождается слайдами презентации)

1 : « Осторожно! Электрическое напряжение!» - знак постоянный для предупреждения об опасности поражения током. Применяется в электроустановках. Прикрепляется на внешней стороне двери

2 Знак предупреждающий постоянный» Осторожно! Электрическое напряжение» Применяется на железобетонных опорах воздушных линий.

3. Плакат « Стой! Напряжение!» Применяется в электроустановках. Вывешивается на временных ограждениях токоведущих частей, находящихся под напряжением.

4 Плакат переносный « Испытание. Опасно для жизни». Применяется в электроустановках. Вывешивается на ограждениях и оборудовании токоведущих частей,находящихся под напряжением при подготовке к испытаниям.

5 Плакат « Не влезай! Убьёт!». Вывешиваетя по соседству с конструкцией, предназначенной для подъёма персонала на высоту

.

Учитель: Ребята, а вы любите мультфильмы? Иногда герои мультфильмов тоже делают ошибки. Предлагаю вам посмотреть 2 сюжета и найти ошибки героев.

(смотрят сюжет из мультфильма о Крокодиле Гены и Чебураше, где Гена помогает детям во дворе организовать досуг и залезает в электробудку под напряжением. Его бьёт током А так же из мультфильма « Ну, погоди!» О волке и зайце в студии.)

После просмотра сюжета организовывается обсуждение о том, что неправильно сделал Гена и Волк.

5) Учитель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить свои творческие способности. Мы разделимся на группы. Вы получаете плакат, на котором изображены сюжеты неправильного обращения с электричеством. Вы должны его быстро раскрасить и представить свою работу, сопроводив её стихами, которые тоже вам предложены. Можете представить свои стихи. У вас должна получиться сценка-мини- презентация правильного поведения.. Ваша задача быть артистичными и убедительными!

Идёт работа в группах 5-7 минут, а затем представление командной работы.

1 группа:

Я на крышу гаража

Посадить решил кота

Пусть погреется на крыше

Крыша к солнцу ведь поближе!

Стой! Над крышей провода!

Ток течёт по ним всегда!

А поэтому усвой

Ты, дружок закон такой:

Ни с котами, ни с друзьями

Не стремись попасть туда!

Там опасность и беда!!!

2 группа:

Красный шар несёт Анюта,

Синий шар несёт Денис

А давай- ка их отпустим

Мы в заоблачный полёт!!

Только шарики взлетели,

Устремились только в высь,

Как за провод зацепились….

Ой, что делать нам, Денис!?

Длинный шест Денис хватает:

Надо их освободить!

(К сожаленью, он не знает, чем ему это грозит!)

Дети!!! Запомните главное правило:

Палкой ли, веткой, шестом -никогда

Не прикасайтесь вы к электропроводу

Может случиться большая беда!!

3группа:

Стоя как-то у розетки

Думал маленький Федот:

« Интересно, кто же в этих

Чёрных дырочках живёт?

Может, крошечные мышки,

Две подружки,две норышки?

Или крошечный енот

Поселился и живёт?

А чтоб это всё проверить,

А чтоб это всё узнать,

Надо гвоздик или прутик,

Или проволочку взять…и….»

Стой, малыш! Остановись!!

Под угрозой твоя жизнь!

Кроме штепселя, в розетку

Ничего нельзя вставлять!

Даже мальчик-пятилетка

Должен твёрдо это знать!!!

6) Учитель: Молодцы. Какие вы творческие и артистичные.

Перед тем, как мы проведём проверочную работу я предлагаю вам посмотреть ещё один небольшой мультфильм « Уроки Тётушки Совы.-Уроки осторожности.-электричество.»

(Дети смотрят мультфильм.)

Вот теперь, я думаю, вы готовы проверить свои знания по электробезопасности.

Приготовьтесь к тесту. Возьмите ручки и бумагу.

(проводится тест, который демонстрируется на слайдах презентации)

Тест.

ВОПРОС №1

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО:

А. можно увидеть

Б. можно услышать

В. не слышно, не видно, не имеет запаха

Г. можно попробовать на вкус

ВОПРОС №2

УВИДЕВ ОТКРЫТУЮ ДЕВЕРЬ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ (ТП) ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

А. пройдешь мимо

Б. позовешь друзей чтобы вместе заглянуть на подстанцию

В. позвонишь по телефону, указанному на ТП и сообщишь об открытой двери

ВОПРОС №3
РЕБЯТА ПЫТАЮТСЯ НАБРОСИТЬ ВЕРЕВКУ НА ПРОВОД ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

а. пройдешь мимо
б. поможешь им набросить веревку
в. объяснишь что набрасывать веревку на линии электропередач смертельно опасно

ВОПРОС №4

НА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОБОРВАЛСЯ ПРОВОД, ЕГО КОНЕЦ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ. ТВОИ ДЕЙСТВИЯ?

А. пройдешь мимо
Б. попытаешься подойти к нему и поднять
В. Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, немедленно сообщишь об этом взрослым

ВОПРОС №5

У ТЕБЯ ДОМА СЛОМАЛАСЬ РОЗЕТКА. ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ?

А. попытаешься ее разобрать и отремонтировать самостоятельно

Б. сообщишь об этом взрослым

ВОПРОС №6

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАК?

А. сюда била молния?

Б. ничего не означает

В. электричество! Опасно для жизни!

ВОПРОС №7

ВЫБЕРИТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ОБ ОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.


ВОПРОС № 8

ЗА ВИЛКУ ЭЛЕКТРОПРИБОРА НЕЛЬЗЯ БРАТЬСЯ?

А. грязными руками

Б.холодными руками

В.мокрыми руками

ВОПРОС №9

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ НЕЛЬЗЯ?

А. в гостиной

Б. на кухне

В. в ванной комнате

ВОПРОС № 10

ХИЩЕНИЕ ПРОВОДА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ:

А. Ничем не грозит

Б. Безопасно для жизни и здоровья

В. Смертельно опасно и наказывается штрафом до 1 млн.руб. или уголовным наказанием до 10 лет лишения свободы

Ответы тестирования:

ВОПРОС №1 - Электричество не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Его нельзя увидеть или услышать

Правильный ответ - В

ВОПРОС №2 - Проникновение на территорию трансформатороной подстанции смертельно опасно. Об открытой двери необходимо сообщить энергетикам.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №3 - набрасывать какие-либо предметы на линии электропередач смертельно опасно

Правильный ответ - В

ВОПРОС №4 - К лежащему на земле проводу нельзя приближаться ближе чем на 10 метров. В этом радиусе образуется опасная зона, проводящая электрический ток!

Правильный ответ - В

ВОПРОС №5 - Пользоваться не исправной розеткой опасно для жизни!

Правильный ответ - Б

на трансформаторных подстанциях, опорах линий электропередачи.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №7 - Этот знак предупреждает об опасности поражения электрическим током.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №8 - Вода-проводник электрической энергии взявшись мокрыми руками за розетку, Вас может поразить электрическим током.

Правильный ответ - В

ВОПРОС №9 - Ванная комната - помешение с повышенной влажностью, которая отрицательно влияет на работу электроприборов

Правильный ответ - В

ВОПРОС №10 - Хищение провода с линии электропередачи условно наказуемо. При соприкосновении с проводом человек может получить ожоги и смертельные травмы.

Правильный ответ - В

«Ключ» для оценивания результатов теста.

8-10 правильных ответов

Вы на «отлично» справились с заданием!

8-6 правильных ответов

Вы на «хорошо» справились с заданием!

6-7 правильных ответов

Вы на «удовлетворительно» справились с заданием. Вам необходимо повторить правила электробезопасности

5- и менее правильных ответов

Вам необходимо ознакомиться с правилами элетробезопасности. Ваша жизнь и здоровье под угрозой.

7) Учитель: Ребята подведём итог. Что мы сегодня узнали нового?

Ученики говорят о знаках и правилах поведения с электричеством.

Учитель: Ребята, а какой итог нашего занятия и что полезного мы могли бы сделать, чтобы больше ребят узнали о правилах безопасного поведения с электричеством?

Ученики предлагают повесить на стенде получившиеся плакаты и с материалами сегодняшнего занятия провести мини лектории для учеников начальной школы.

Учитель: Ребята, а дома я предлагаю вам просмотреть мультфильмы « Фиксики. Короткое замыкание» . И найти в них ошибки героев.

Наше занятие завершено! Желаю вам здоровья и успехов!

2)http://electricvdome.ru/electrobezopastnost/znaki-elektrobezopasnosti.html

Классный час на тему «Электробезопасность»

Цели и задачи: раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами; показать, чем опасно поражение электрическим током, как выглядит опасность и почему она возникает; воспитывать бережное отношение к своей жизни.
Оформление : картинки электроприборов и плакат электробезопасности; шарики, ручки, вырезанные бабочки из бумаги

Ход классного часа

Отгадайте загадку:
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается. (Электричество)
- Ребята посмотрите вокруг, как светло, хорошо. Давайте закроем глаза. Что же произошло? (Стало темно ).
- А как же быть с наступлением вечера, темноты. Ведь, когда темно совершенно ничего не видно? (ответы детей )
Люди перестали пользоваться и свечками, и газовыми фонарями, и керосиновыми лампами, когда один очень умный человек изобрел электрическую лампочку. Она горела ярко и была удобной и безопасной. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и... загорится свет!

А почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Отгадайте загадку:

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам? (Электрический ток).

Сегодня невозможно себе представить жизнь человека без электрической энергии. Электричество – наш верный помощник дома и в школе, на работе и на отдыхе, но оно становится очень опасным для жизни человека, если с ним неправильно обращаться.

Чтобы не попасть в беду каждый из вас должен запомнить и соблюдать несколько очень простых правил, о которых мы с вами сегодня и поговорим.

Для начала давайте посмотрим, что же такое электричество? Откуда оно берется? Самый простой пример источника электрической энергии – батарейка! У всех вас, ребята, наверняка есть много игрушек, которые работают от батареек. Если такая игрушка перестала работать, значит в батарейке, которая у нее внутри, закончился заряд.

Кто знает, что нужно сделать, чтоб игрушка опять начала работать? (ответы детей )

В нашей жизни используется большое количество электрических приборов. Какие электрические приборы вы можете назвать? (ответы детей)

Для того, чтобы работали маленькие игрушки и приборчики (например, фонарик), хватает напряжения от батареек, а для того, чтобы работали большие приборы – холодильник, телевизор или электрообогреватель – нужно гораздо больше электричества. Поэтому в каждой электрической розетке имеется напряжение как в 150 батарейках вместе! Это - очень много!

Электричество передается по проводам. Все вы, дети, видели такие провода на улице, видели, что провода прикреплены к специальным высоким опорам и от них спускаются к каждому дому, чтобы в каждом доме было такое полезное электричество.

Но дело в том, что электричество не только полезно, но и очень опасно!

Для того чтобы правильно и безопасно пользоваться электричеством каждому человеку необходимо знать и соблюдать несколько очень простых правил.

Электричество на улице. Что нужно помнить и выполнять.

Электричество подводится в дома, как правило, по воздушным линиям электропередачи – так называются опоры с прикрепленными к ним проводами. Опоры воздушных линий специально сделаны такими высокими для того, чтобы люди даже случайно не могли к ним прикоснуться или приблизиться.

Однако, из-за сильного ветра или гололеда, а также от других различных повреждений на воздушных линиях провода могут провисать или обрываться. Если притронуться к оборванному или провисшему проводу, то обязательно получишь сильный удар электрическим током! Это очень больно и опасно! Очень часто от прикосновения к проводам люди получают ожоги и даже погибают!

Итак, ребята, запомните 1-е правило:

Нельзя прикасаться к оборванному или свисающему с опоры проводу воздушной линии, залезать на опоры, растущие под проводами деревья или постройки рядом с которыми проходят электрические провода!

Электрическим током может ударить и даже убить человека, который просто подошел к проводу, который лежит на земле, на расстояние меньше 8 метров, то есть на расстояние, равное … (наглядно показать расстояние 8 метров, используя размеры классной комнаты).

Итак, ребята, запомните 2-е правило.

Нельзя подходить к лежащему на земле проводу ближе, чем на 8 метров, а также не подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод!

Теперь, ребята, мы с вами знаем, что линии электропередачи очень опасны для людей, и поэтому провода подвешены на высоких опорах, а с этих опор спускаются к каждому дому. А откуда же приходят провода? Где начинаются воздушные линии?

Все воздушные линии подключены к трансформаторным подстанциям, в которых напряжение во много раз больше, чем розетке! Конечно же, такое напряжение еще более опасно для человека, поэтому нужно уметь отличать трансформаторные подстанции от других зданий.

Трансформаторные подстанции могут выглядеть по-разному. Это может быть небольшой кирпичный домик, может быть железный киоск, похожий на сарайчик, а может быть и железный ящик, стоящий на столбах. Для того чтобы кто-нибудь случайно не перепутал очень опасную трансформаторную подстанцию с каким-то другим домиком, на дверях подстанций рисуют специальные знаки. Например, эти знаки предупреждают всех людей, что дальше идти нельзя! Может убить электрическим током. (Показать знаки )

Конечно же, ни в коем случае нельзя подходить к трансформаторным подстанциям, играть возле них, а тем более входить внутрь или залезать на них!

И это будет наше 3-е правило , ребята:

Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решеткам, устраивать рядом с ними игры!

А что же нужно делать, если вдруг кто-нибудь из вас увидит где-нибудь лежащий на земле провод? Или увидит трансформаторную подстанцию с открытыми дверями? (ответы детей )

В таком случае, ребята, нужно как можно быстрее рассказать обо всем взрослым.

А теперь давайте вспомним все наши правила, которые мы сегодня узнали!

    Нельзя прикасаться к оборванному или свисающему с опоры проводу воздушной линии, залезать на опоры или растущие под проводами деревья!

    Нельзя подходить к лежащему на земле проводу ближе, чем на 8 метров!

    Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решеткам, устраивать рядом с ними игры!

    Если видишь оборванный или провисший провод, открытые двери трансформаторной подстанции или что другие дети нарушают правила обращения с электричеством – немедленно расскажи взрослым!

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов », где мы научимся ловить электричество.
Опыты.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Я предлагаю повесить их на стену. (Ученики пытаются повесить их на стену, у них не получается ).
Учитель :
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей ).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся ).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод : в волосах тоже живет электричество.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите ручки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно ).
Сейчас мы сделаем эти ручки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им ручку. Медленно поднесите ручку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Ручки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как ручки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Техника безопасности (работа с плакатом)
Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом, если не знать правила безопасного пользования электричеством.

Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать
1. Используй электрические розетки только по назначению.

2. При любой поломке вызови мастера.

3. Не включай электроприборы во влажных помещениях.

4. Не подходи к поврежденным электрическим проводам.

5. Не открывай электрические щиты.

6. Не оставляй включенный утюг без присмотра.

Запомни : (выучить с учащимися )

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Итак, будем использовать электричество только по назначению, т. е правильно им пользоваться.

Итог:

Электричество друг или враг?
- Какие правила по электробезопасности вы запомнили?

Ребята, а как вы думаете, мы сегодня всё узнали об электричестве? (ответы детей )

Конечно же, нет, мы только затронули поверхностно эту тему, а более глубоко вы будете изучать её в старших классах на уроках физики.

Учитель . Ну все не мешайте нам. Иван Царевич, показывайте нам свои загадки

(Иван Царевич показывает кроссворд)

Учитель. Да, большой кроссворд. Давайте подумаем.

Вопрос 1: ключевое слово (самое длинное) – от чьих ударов нужно оберегаться? Вспомните, какое понятие объяснила вам Лампочка?

Дети . От электрического тока.

Учител ь . Правильно, молодцы!

(Баба Яга и Леший недовольны, начинают шуметь. Иван Царевич останавливает их.)

Учител ь. А теперь слово на букву Л. Вспомните, кто был гостем в начале урока.

Дети . Лампочка,

Учител ь . Верно.

Баба Яга (Лешему). Так гляди, деревянный, они все отгадают.

Л еши й (озабоченно) Прямо и не знаю.

Иван Царевич . Я знал, что ребята очень умные, и зря вы смеялись.

Учител ь. Ну что, будем отгадывать дальше? Какими руками нельзя трогать электрические приборы?

Дети . Мокрыми.

Учитель. Правильно, ребята! Видно вы внимательно слушали рассказы охотников. А теперь следует вопрос: каким бывает электрический ток, если выполнять все правила при обращении с ним?

Дет и . Добрым.

Учитель . Молодцы! Вы не устали? Давайте постараемся, осталось всего 3 слова.

Иван Царевич . Ребята, подумайте же еще немного, пожалуйста, а то мне без вас ни за что не отгадать.

Баба Яга и Леший . Да, бросьте вы, ребята, посмотрите какая на улице

погода, идите гулять.

Учитель . Ну что поможем Ивану Царевичу, а потом и погуляем? Дети, а ведь есть такая пословица: “Сделал дело, гуляй смело” (Дети соглашаются)

Учител ь . Ну так вот, слушайте: под чем нельзя стоять во время грозы?

Дети . Под деревом.

Учитель . Очень хорошо, ну а какой бывает электрический ток, если его разозлить?

Дети . Злой.

Баба Яга (Лешему) Бежим, а то придется все рассказать Ивану Царевичу про невесту.

(Иван Царевич удерживает их.)

Учитель . Ну вот и последний вопрос: что любят все дети, но этого нельзя делать во время грозы?

Дети . Купаться!

Тест на знание ключевых правил электробезопасности

    Где человек встречается с электричеством?

    Какие основные причины поражения человека электрическим током?

    Почему опасно пользоваться электроприборами без разрешения взрослых?

    Можно ли пользоваться телевизором, чайником, пылесосом, если они неисправны?

    Что нужно сделать, если искрят контакты в розетке и пахнет горелым?

    Почему нельзя трогать оголенные концы провода?

    Как нужно себя вести на улице, чтобы не получить удар электрическим током?

    На что нужно обратить тебе внимание, выбирая место для игр? А для рыбалки?

    Что необходимо делать, если ты увидел на улице оборванный провод?

    Как правильно оказать первую помощь пострадавшему от действия электрического тока?

    Что означают предупреждающие знаки?

Введение

Представление об опасности электрического тока

Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения.Запомните: безопасного тока не существует!

Электроустановки – это оборудование, которое используется энергетиками для передачи электрической энергии, а также все бытовые приборы, окружающие нас в повседневной жизни.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце, возникают тяжелые ожоги. Человек может погибнуть или стать инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!

Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.

Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 - 380 вольт (220 вольт - для освещения и бытовых приборов, 380 вольт - для трехфазных электродвигателей и других промышленных потребителей). Но это напряжение очень опасно для человека.

Наибольшее количество смертельных электротравм происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 - 380 вольт.

Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Конструкторы и энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.

Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитовые, играх вблизи электрооборудования возникает реальная угроза для жизни.



Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и другими электроустановками, во время предупредить товарища об опасности шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения в электрической сети.

Электричество в быту

Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:

1). Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик!

2). Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно!

Вы не должны проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!

Запомните, разбивая ради боловства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

3). Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампынапряжением 12 вольт , включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе.

Некоторые люди пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях, а подобные нарушения приводят к печальным последствиям.



Примеры:

Мальчик решил приготовить уроки вечером в саду. Взяв включенную через удлинитель напряжением 220 вольт настольную лампу, в которой была повреждена изоляция внутренних проводов, он стал выходить из дома. В комнате по его телу, очевидно, проходил небольшой электрический ток, который он не ощущал, так как сухой деревянный пол оказывал большое сопротивление. Но как только мальчик коснулся земли, сопротивление резко снизилось, ток увеличился, и мальчик был смертельно поражен электрическим током.

Юноша 16 лет самовольно провел проводку напряжением 220 В в погреб и при ввертывании лампы коснулся пальцем цоколя и погиб.

Имеются случаи гибели людей, которые производили замену электроламп и ремонт электропроводок под напряжением, стоя на батареях отопления, водопроводных трубах, ваннах, газовых плитах и других хорошо заземленных предметах или касаясь их.

Запомните!

Запрещается пользоваться электрическими приборами и переносными электролампами напряжением 220 вольт в помещениях и на открытом воздухе при наличии земляных, цементных, бетонных и других полов, хорошо проводящих электрический ток, а также в сухих помещениях, в которых не исключена возможность одновременного прикосновения к электроприбору и хорошо заземленным предметам.

4). Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что данный предмет находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети. Это сигнал серьезной опасности!

В других, более худших условиях (например, стоя босиком на мокром полу), повторное прикосновение к этому же предмету, находящемуся под напряжением, может привести к смертельному поражению электрическим током.

Что необходимо сделать в этих случаях:

Немедленно отключить поврежденный электроприбор от сети;

Если появилось напряжение на трубах, ванне и т. д., немедленно отключить электросеть при помощи автоматических выключателей или выкручивания предохранителей у электросчетчика;

Предупредить окружающих об опасности и немедленно сообщить о случившемся взрослым!

Примеры:

При переходе с поднятым вверх удилищем под воздушной линией коснулся провода удилищем и погиб 18-летний юноша.

6-летний мальчик погиб от электротравмы, которую он получил, коснувшись провода на крыше одноэтажного дома, где он играл с друзьями.

3). Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников или вблизи от них. Не прикасайтесь к таким деревьям и не раскачивайте их, особенно в сырую погоду! Они служат проводником электрического тока.

Пример:

7-летний мальчик, играя во дворе дома, залез на высокую березу и, раскачиваясь на ветвях, приблизился к проводам линии напряжением 10 киловольт и был поражен электрическим током.

4). К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят.

Пример:

Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи и погибли от удара электрическим током.

5). Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом человека возникнет электрическая дуга и нанесет несовместимые с жизнью ожоги.

Примеры:

Подросток влез на металлическую опору воздушной линии напряжением 110 киловольт, чтобы палкой спугнуть с нее голубя. Приблизившись к проводу, он был смертельно поражен электрическим током.

5-классник, игравший со своими сверстниками рядом с электроустановкой, несмотря на предупредительные плакаты, поднялся по дверцам ячейки на крышу электроустановки, приблизился к токоведущим частям и был поражён током.

Подросток 14 лет сломал вентиляционную решетку трансформаторной подстанции и залез в нее с целью хищения цветного металла. Случайно прикоснувшись к токоведущим частям попал под напряжение и погиб.

Два мальчика с насыпи полезли на крышу трансформаторной подстанции чтобы поиграть. Приблизились к высоковольтным проводам и получили удар током. Один из них остался инвалидом.

- играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;

- делать набросы на провода воздушных линий и запускать «воздушного змея» вблизи них;

- влезать на опоры воздушных линий, приставлять к ним лестницы и другие предметы;

- проникать за ограждение, внутрь или на крышу подстанций, открывать дверцы электрических щитков;

- залезать на крыши домов и сооружений, а также деревья, если вблизи проходят линии электропередачи.

6). Летом, находясь в походе, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций.

Пример:

Семья отдыхала па берегу реки, поставив палатку в уютном уголке под проводами воздушной линии электропередач. От порыва ветра дерево упало на провода, оборвав провод, и он упал на землю вблизи 15-летней девушки, которая в это время загорала около палатки. Девушка была смертельно поражена электрическим током. Ее мать, пытаясь оказать помощь, приблизилась к телу дочери и тоже погибла.

Запомните!

Вывод

Ребята, не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым и в РЭС.

Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!

Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей

Урок по электробезопасности для старших классов

Введение

Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.