Каким должно быть отношение человека к инвалидам. Инвалид и жизнь в обществе. Научиться жить с инвалидностью

Начну с того, что я ни разу не писатель. Ну совсем ни разу. Просто у меня есть мнение. И я хочу его выразить. Есть отношение. И я хочу о нем рассказать. Может кому- то будет интересно.

Открыла словарь на слове «инвалид». Invalid (существ.) – больной, инвалид. С этим не поспоришь. Invalid (прилаг.) – больной, нетрудоспособный, непродуктивный, неплодотворный. А вот тут согласна только с первой формулировкой про болезнь. Трудиться, создавать продукты и творить плоды особенные люди умеют зачастую получше самых здоровых. Написанные ртом картины, связанные ногами ковры, созданные сайты, изданные книги… Примеров миллионы. Конечно, они не стоят у станка и не добывают нефть. Но их труд не менее созидателен. И они опровергают всяческие словари и ярлыки, оставаясь трудоспособными.

Неважно, что толкает людей на подобные подвиги. Нужда или желание выразить себя. Их примеры более чем красноречивы для остальной, здоровой части населения.

Я про отношение. Не было у меня отношения к инвалидам. Раньше не было. Никакого. И мне стыдно в этом признаваться. Хотя и не считаю вину только своей. Я родилась и росла в то время, когда в нашей стране не было не только инвалидов, но и свободы, доступной информации и многого другого.

Об инвалидах молчали, родные и близкие их стеснялись, особые дети учились исключительно в спецшколах. В 17 лет я узнала, что у знакомых моих родителей есть дочь, но она с рождения в интернате и о ней стараются забыть. Им стыдно за нее. Возможно, она не могла обходиться без медицинской помощи или оборудования, я не знаю. Но зачем забывать? И почему за нее стыдно, а не за себя?

Не было интернета, телевидение не освещало таких людей и их проблемы. Среди родных и близких такие люди не встречались. А в школе мы часто слышали о Мересьеве. Но ведь он не инвалид, он герой! Вот, пожалуй, основные причины, которые я сама себе могу объяснить.

С детства мне привили любовь к книгам, и я читаю их сотнями в год. Значит, это важно. Воспитание нас как настоящих людей именно с детства. Значит, именно тогда мы восприимчивы к добру, сопереживанию, уважению…

Я рада, что ко мне пришло это понимание. Я отношусь к инвалидам как к равным себе. А во многом считаю их лучше. Ведь я боюсь и не терплю боли, я позволяю себе лениться, я завидую, стремлюсь к материальным благам, я часто поощряю свое беспричинное плохое настроение. Пожалуй, хватит. Я стараюсь быть лучше.

У них есть право быть в обществе, жить комфортно и достойно, принимать решения, быть услышанными и понятыми, зарабатывать теми способами, которые позволяют их физические и умственные возможности. Они имеют право на помощь. Имеют право ее просить, если она необходима. И у государства, и у людей. Цивилизованное общество не должно жить по принципу львиного прайда, где больной лев – одинокий лев.

Но вот только я их не вижу. Этих людей. Речь о тех, которые могут передвигаться при помощи инвалидной коляски.

Мы отдыхали много раз в Крыму. В маленьком курортном городке Саки. Там есть несколько специализированных санаториевдля людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И людей на колясках всегда очень много. Очень. Они как часть города. В кафе, в магазинах, на пляжах, в парках. И абсолютно не выделяется их присутствие. Ничем. А вот в своем городе я их не встречаю. Конечно, скажете, не та концентрация. Ну и хорошо. Пусть все будут здоровы. Туда люди едут специально за лечением. В городе предусматривается их присутствие, обеспечивается степень комфорта. А в своем районе я этого не наблюдаю. Конечно, все новые станции метро оснащены спецподъемниками, лифтами. Правда, не знаю, пользуются ими или нет. Точнее, предоставляют их при необходимости или нет. Новые здания строятся с пандусами. Это радует. Значит мы на правильном пути.

А пока мои наблюдения не очень приятные. Я столкнулась в последний год со всеми трудностями передвижения по своему городу с коляской. С малышом. Те же трудности и ограниченность будут и у человека на инвалидной коляске. Выбирали мы коляску самой легкой, узкой и маневроспособной модели. За это даже переплатили, так как я активный человек и сидеть в заточении с малышом дома не собиралась. И вот. Я с огромным трудом вхожу в лифты, колеса не соответствуют ширине дорожек на лестницах (причем они везде разной ширины, что в принципе мне кажется странным, должны же быть стандарты), в магазинах, ателье, химчистках на входе вертушки, в общественном транспорте при входе ступени, их нет только в новых троллейбусах, но все равно без посторонней помощи я зайти в них не могу (несоответствие по высоте бордюра и двери). В нашей аптеке с гордым названием «государственная»целых 2 лестничных пролета с 10-ю ступеньками в каждом! А дорожки для колес давно заросли травой и цветами. Зимой туда сбрасывают снег. Правильно, зачем чистить, ведь на этот Эверест навряд ли кто-то рискнет взойти. В другой аптеке всего 8 ступенек. Но они вместе с пандусом облицованы полированной плиткой.

Мой ребенок скоро подрастет и коляску мы оставим. А вот как быть тем, для кого это на всю жизнь?

Грустно читать статьи о том, как у них там хорошо, и как у нас тут плохо. И самой писать про это грустно. Создание «доступного» города не является неразрешимой проблемой. Есть примеры за рубежом, остается только перенять и применить.

Когда люди говорят о своем отношении к чему-то или кому-то, они рассказывают о своей самой общей программе поведения и состоянии готовности к ней. Я о своей программе написала. Я готова общаться с ними, помогать им, говорить об их проблемах. В рамках своих возможностей и способностей.

Отношение — такое же поведение, и менять его можно, как и любое другое поведение: определяя и ставя цели, нарабатывая умения, навыки и привычки. И если раньше вы невольно отводили взгляд от человека в инвалидном кресле и переключали канал, увидев на экране историю про инвалида, то это легко изменить. Было бы желание. Начните с малого. Начните просто думать про этих людей, общайтесь с ними.

А всех пользователей данного сайта я не стану призывать к силе, стойкости духа и терпению. Из уст относительно здорового человека это может показаться нелепым и даже смешным. Мол, что ты понимаешь, да знаешь ли ты…

Однако если заранее, приступая к чтению, верить в искренность автора, то негативных ассоциаций и эмоций возникнуть не должно.

Большинство здорового российского общества относятся к инвалидам должным образом и не считают их обузой. Многие из них согласны с тем, что инвалиды способны внести огромный вклад в развитие общества.8Однако почти половина инвалидов по зрению, а также сообщество глухих и слабослышащих считают, что отношение общества к ним однозначно изменилось из-за принятия новых социальных законов и перехода к рынку. В современном российском обществе больше нет каналов занятости, предприятий для глухих и слепых.

Практически все опрошенные инвалиды-женщины регулярно стакиваются с грубым отношением в больницах, поликлиниках, в транспорте. Люди раздражаются из медлительности инвалидов, их ограничениях в физических возможностях. Очень часто нарушаются права по отношению к людям с нарушением интеллекта.

По статистике, более грубое отношение претерпевают инвалиды, которые живут в мегаполисах. Маленьких городах отношение к таким людям более сердечное.

Из-за своих физических ограничений инвалиды не очень редко посещают общественные учреждения, культурные места, пользуются транспортом. Отношение общества здоровых людей к инвалидам будто бы исключает их из полноценного общества. Эти люди нередко становятся жертвами манипуляций и дискриминации. Для таких людей нет специально оборудованного транспорта, чтобы выезжать на инвалидной коляске, нет специального подъезда к магазинам, банкам и многим аптекам. А если даже такие и встречаются, то сделаны так, что невозможно переехать бордюры. Что касается инвалидов по зрению, в нашей стране в них практически ничего не сделано. Эти люди вынуждены жить в специальных домах для инвалидов, из-за неприятия их обществом. Уровень занятости для инвалидов практически сведен к нулю. Есть выражение, что инвалидом человека делает не коляска, а окружение. А ведь инвалидов в каждой стране миллионы. И это далеко не одни бабушки и дедушки, очень часто это молодые здоровые люди, которым просто когда-то не повезло. Неужели так сложно помочь этим людям: устроить на работу, помочь перейти через дорогу, поднять на автобус или просто по-доброму улыбнуться. Это ведь просто человеческое отношение, которое не требует особых затрат от общества. Из-за равнодушия общества инвалиды продолжают жить в своем инвалидном мире болезней, с кучей комплексов, депрессий и личных переживаний. Как не печально, но когда инвалиды выходят «в свет», как случилось недавно с группой детей-инвалидов в океанариуме, они сталкиваются с явным отвращением. В начале 2012г. московская школа, где учатся дети-аутисты, обратилась в океанариум с вопросом об организации экскурсии для школьников. Руководство учреждения ответило согласием, после чего в школе было сделано объявление о грядущей поездке, а также собраны группы, сопровождать которые должны были преподаватели и родители. Вскоре один из педагогов в очередной раз позвонила в океанариум, чтобы уточнить даты экскурсий, и обмолвилась, что школьники страдают аутизмом. Сотрудница учреждения, беседовавшая с преподавателем, решила проконсультироваться с директором, после чего школе было отказано в экскурсии.Аргументация начальства звучала следующим образом: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось. Педагогам предложили устроить визит в океанариум в санитарный день, чтобы никто не видел школьников.


Идею социальной интеграции инвалидов на словах поддерживает большинство, однако углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровье предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид – Ваш сосед по дому», «инвалид - коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение, ровно, как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице. В целом, таким образом, можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реализующим конституционные права их наравне со всеми. При этом наиболее негативные установки высказывает молодежь. Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Так, например, здоровые оценивают качество жизни инвалидов значительно ниже (1,62 балла по 5-балльной шкале), чем сами инвалиды (2,74 балла), признавая серьезность имеющихся у них проблем. Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, подозрительными, злыми, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастливость». Сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются как отличившиеся в худшую сторону, а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которое сосуществует с симпатией и сочувствием. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов. Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.д.. Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции. Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т.п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтернативу. При этом обращает на себя внимание активность респондентов, часто сопровождая свои ответы комментариями, что свидетельствует о его актуальности. Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть равны», «Инвалиды такие же люди, как и здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь наиболее полное моральное удовлетворение». Как видно из этих комментариев, защищая идеи интеграции, инвалиды опираются не на социально-экономические критерии, не ставят во главу угла улучшение материальных условий, а отдают предпочтение социально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотношений со здоровыми людьми.

Конечно, инвалиды получают от государства финансовую, медикаментозную поддержку, льготное обеспечение, но всего этого в большей мере не достаточно для нормального существования в обществе, обеспечения полноценной жизни и возможности реализации своих прав и свобод.

Дети–инвалиды всегда нуждаются в еде, игрушках, а также в реабилитационных программах, которые помогут им жить в социуме наравне со сверстниками. В настоящее время таких программ очень мало, а имеющиеся помогают лишь 2 – 5 % детей.

Таким ребятам необходимо нормальное полное образование. Качество преподавания в специализированных школах не внушает особого доверия. Большинство детей даже не рассчитывают после учебы устроиться . Они находятся в зоне риска, и будущее таких детей неопределенно.

Социальная – самая главная проблема в жизни людей–инвалидов. Она направлена на восстановление функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.

Физический, сенсорный (нарушение слуха или зрения) либо интеллектуально-психологический недостатки изолируют больного от общества, мешают ему передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Люди с ограниченными возможностями не имеют больших возможностей найти нормальную работу. Обычно приходится существовать на свое пособие либо на небольшую зарплату. Чаще предприниматели негативно настроены по поводу трудоустройства работников–инвалидов, предпочитают платить штрафы, но не принимать их на работу.

По статистике каждый шестой работающий инвалид не доволен своей заработной платой. Отношение к себе по пятибалльной шкале коллектива оценивается им в 4,3 балла, администрации – менее одного.

На первом месте среди потребностей в работе инвалиды признают материальное обеспечение (около 70%). На втором – желание быть полноценным членом общества, на третьем – потребность в общении, существуя вместе с коллективом.

Инвалидов очень волнует вопрос об отношении к себе окружающих людей. При этом треть из них чувствует пренебрежительное касательство. Здоровые люди не хотят общаться с ними, предпочитают общение, не требующее тесного контакта. Большинству легче контактировать «на равных», когда человек–инвалид является его соседом или коллегой.

Они часто считают людей с ограниченными возможностями несчастными, подозрительными, замкнутыми и злыми. Поэтому такое отношение наряду с симпатией и сочувствием порождает неприятие и враждебность. Появляется напряженность в общении, неискренность, желание прекратить контакт и прочее.

Реакция окружающих на инвалидов сходится на любопытстве, насмешках и неловкости. Наиболее негативно настроена к больным людям молодежь.

Все эти обстоятельства приводят к тому, что, имея потенциальные возможности, инвалид не может активно участвовать в социальной жизни. Человек, неудовлетворенный в личной и интимной жизни, испытывает жалость к себе, недоброжелательное отношение к окружающим его людям, ожидает огромной опеки над собой.

Часто взаимоотношение инвалидов в семье носит неблагоприятный характер. Почти каждый третий больной отмечает ухудшение контакта после получения инвалидности. Большинство семей – инвалидов создается не по взаимной любви, а по соглашение, чтобы не оставаться в одиночестве.

Дети-инвалиды чаще не могут создать своей семьи не только благодаря своему физическому нездоровью. Обычно родители не обеспечивают ребенку необходимую социально-психологическую адаптацию ко взрослой жизни. Взросление задерживается, человек остается пассивным, инфантильным, неуверенным в себе. Нередко семьи, где ребенок является инвалидом, распадается, и малыш остается с матерью.

Говоря о семье со взрослым инвалидом, каждый желал бы устранить конфликтные ситуации. Неблагоприятными можно назвать каждую шестую семью, которая имеет пожилого инвалида.

Не вполне благополучно складываются взаимоотношения между самими инвалидами. Обычно они объединяются в группы людей, имеющих одинаковые заболевания, и негативно относятся к остальным больным.

Интеграция инвалидов в обществе очень важна. Это процесс восстановления разрушенных отношений инвалидов должен обеспечивать его вовлеченность в сферы жизнедеятельности: труд, и быт. Люди с ограниченными возможностями обладают огромным творческим и умственным потенциалом. Он нужен нашей стране.

Поэтому необходимо создать все условия, чтобы этот потенциал был реализован. А именно, обеспечение их социальной защищенности, создания необходимых предпосылок для развития способностей инвалидов. Необходимо уравнять шансы больных и здоровых людей, относится к ним более благонамеренно.

Большинство здорового российского общества относятся к инвалидам должным образом и не считают их обузой. Многие из них согласны с тем, что инвалиды способны внести огромный вклад в развитие общества.

Однако почти половина инвалидов по зрению, а также сообщество глухих и слабослышащих считают, что отношение общества к ним однозначно изменилось из-за принятия новых социальных законов и перехода к рынку. В современном российском обществе больше нет каналов занятости, предприятий для глухих и слепых.

Практически все опрошенные инвалиды-женщины регулярно стакиваются с грубым отношением в больницах, поликлиниках, в транспорте. Люди раздражаются из медлительности инвалидов, их ограничениях в физических возможностях. Очень часто нарушаются права по отношению к людям с нарушением интеллекта.

По статистике, более грубое отношение претерпевают инвалиды, которые живут в мегаполисах. Маленьких городах отношение к таким людям более сердечное.

Из-за своих физических ограничений инвалиды не очень редко посещают общественные учреждения, культурные места, пользуются транспортом. Отношение общества здоровых людей к инвалидам будто бы исключает их из полноценного общества. Эти люди нередко становятся жертвами манипуляций и дискриминации. Для таких людей нет специально оборудованного транспорта, чтобы выезжать на инвалидной коляске, нет специального подъезда к магазинам, банкам и многим аптекам. А если даже такие и встречаются, то сделаны так, что невозможно переехать бордюры. Что касается инвалидов по зрению, в нашей стране в них практически ничего не сделано. Эти люди вынуждены жить в специальных домах для инвалидов, из-за неприятия их обществом. Уровень занятости для инвалидов практически сведен к нулю.
Есть выражение, что инвалидом человека делает не коляска, а окружение. А ведь инвалидов в каждой стране миллионы. И это далеко не одни бабушки и дедушки, очень часто это молодые здоровые люди, которым просто когда-то не повезло. Неужели так сложно помочь этим людям: устроить на работу, помочь перейти через дорогу, поднять на автобус или просто по-доброму улыбнуться. Это ведь просто человеческое отношение, которое не требует особых затрат от общества.

Из-за равнодушия общества инвалиды продолжают жить в своем инвалидном мире болезней, с кучей комплексов, депрессий и личных переживаний. Как не печально, но когда инвалиды выходят «в свет», как случилось недавно с группой детей-инвалидов в океанариуме, они сталкиваются с явным отвращением. В начале 2012г. московская школа, где учатся дети-аутисты, обратилась в океанариум с вопросом об организации экскурсии для школьников. Руководство учреждения ответило согласием, после чего в школе было сделано объявление о грядущей поездке, а также собраны группы, сопровождать которые должны были преподаватели и родители.

Вскоре один из педагогов в очередной раз позвонила в океанариум, чтобы уточнить даты экскурсий, и обмолвилась, что школьники страдают аутизмом. Сотрудница учреждения, беседовавшая с преподавателем, решила проконсультироваться с директором, после чего школе было отказано в экскурсии.

Аргументация начальства звучала следующим образом: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось. Педагогам предложили устроить визит в океанариум в санитарный день, чтобы никто не видел школьников.

Или когда инвалид решает устроить себе «человеческий» праздник, бронирует столик в кафе\ресторане. Разве думает он, что в заведении, оборудованном пандусом для коляски, ему откажут в обслуживании?

В коридоре ресторана ему и друзьям пришлось провести больше часа. Радостное настроение после долгого спора с охраной оказалось безнадёжно испорченным. В зал, где он собирался праздновать свой 27-й день рождения, Александра Мокина не пропускали даже при том, что он заранее забронировал столик, предупредив об инвалидной коляске. Однако арт-директор клуба такому посетителю решила дать от ворот - поворот.

»Она вышла, подошла. Сказала что: «Вы будете смущать наших посетителей. Как вы себе представляете, в таком виде отдыхать в нашем заведении», - рассказал Александр.

Травму, приковавшую его к инвалидной коляске, молодой человек получил два года назад, ныряя, он ударился о дно водоема. Но сидеть дома в четырех стенах не стал, и особенным себя не считает. Александр уверен - он, как все - и никто не может лишить его этого права

Отказ ресторана кажется еще более парадоксальным, если учесть, что внутри заведения пандус для инвалидов-колясочников все же есть.

Будем надеяться и предпринимать всё возможное, чтобы ситуация в отношении к инвалидам изменилась в лучшую сторону и мы с вами всегда готовы были прийти на помощь тем, кто в ней остро нуждается.

Кто помнит старую добрую сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? Девочка Женя потратила шесть волшебных лепестков на выполнение собственных капризов, когда встретила мальчика Витю. Витя был инвалидом и не мог играть с другими детьми, поэтому был грустный и одинокий. Женя загадала цветику-семицветику, чтобы Витя стал здоровым.

Инвалид и общество

В сказке Катаева, на первый взгляд доброй и позитивной, непроизвольно отражено отношение общества к данной категории населения: инвалид не может быть полностью счастлив в своем состоянии. Как это цинично не звучит, но во времена Советского Союза именно таким и было отношение к . Их не дискредитировали, не ограничивали в правах, но их стеснялись.

А маскировкой латентной дискриминации было возвеличивание «настоящего советского человека», существование которого скрыть было невозможно - Маресьев, Николай Островский. Официальная же позиция государства заключалась в отрицании существования как явления.

Абсурд, причем не единственный в истории Советского Союза. Но именно эта политика привела к тому, что инвалиды стали несуществующей категорией – они есть, но их как бы нет. Поэтому отношение к ним на территории постсоветского пространства, прежде всего со стороны общества, сильно отличается от отношения мирового сообщества к людям с ограниченными возможностями.

Положение инвалидов в РФ

Государство наконец-то признало существование проблемы, разработана целая программа по правовой и социально-экономической реабилитации инвалидов. Но складывающееся десятилетиями отношение общества перебороть будет сложнее.

Брезгливо-жалостно-сочувственное – примерно такими словами можно описать отношение к инвалидам среднестатистического .

Ограниченные возможности

Человек с ограниченными возможностями – так позиционируется сегодня инвалид. Хотя по логике, предел возможности, определить достаточно трудно. Вряд ли можно назвать ограниченными возможности параолимпийцев, когда слаломист с отсутствующей конечностью проходит трассу, которую не по силам пройти здоровому человеку.

Как вести себя с инвалидами

Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.

Естественно, что первым впечатлением от внешнего вида инвалида может быть что угодно, вплоть до ступора. Но, во-первых, умный человек сможет взять себя в руки и не демонстрировать свои ощущения, а во-вторых, инвалиды, как правило, уже жизнью подготовлены к такому восприятию.

Так что следующим этапом может быть уже просто общение, в ходе которого выяснится, могут люди стать друзьями или встреча обернется простым знакомством. Ведь и среди людей с «неограниченными возможностями» не все отношения перерастают в дружбу.