Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу. Нужно ли менять систему аттестации учителей

Она выражается и в заработной плате, и в моральном поощрении работников образования, и в том почете и уважении, которые складываются в общественном сознании. Вопрос заключается только в том, кто и как именно производит оценку конкретных учительских трудозатрат.

Нет никаких возражений против того, что параметры должны быть общероссийскими. Стране действительно остро необходимы так называемые единые федеральные оценочные материалы. Так родилось известное поручение президента Российской Федерации «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

И вот Минобрнауки России предлагает Московскому государственному психолого-педагогическому университету разработать современную модель аттестации педагогических кадров, которую можно было бы распространить на территории всей Российской Федерации. Сказано - сделано. И даже апробировано на всех желающих. В итоге на общественно-профессиональное обсуждение вынесена якобы новая модель аттестация.

Москва отреагировала мгновенно и недвусмысленно. Особенно ценными и приятными для столичного учительства стали слова руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины : «Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию». Руководство столичной системы образования не только на словах, но и на деле доказало, как важно беречь время учителя, высвобождая его на личностный и профессиональный рост, творчество, культурный досуг, чтение, посещение музеев и театров. Исключительно с целью дебюрократизации учительского труда на протяжении ряда лет в Москве были сохранены ключевые подходы к аттестации педагогических кадров, в основе которых лежат принципы экономии ресурсов и здоровьесбережения.

«Но, позвольте, а в чем новизна проекта?», - задается вопросом председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова , адресуя его разработчикам от Московского государственного психолого-педагогического университета. «Выделение предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов? - продолжает свои размышления Екатерина Морозова. - Вроде старо как мир. Предоставление учителем плана (конспекта) урока и его письменного самоанализа? Мы это проходили десять лет назад. Приложение видеоурока? Да, есть что-то новое, ведь используются информационные технологии. Однако всем очевидно, что сделать постановочный урок способен практически всякий работающий в школе учитель. Проверенные учителем работы обучающихся! Только зачем?! Такое ощущение, что учитель мало проверяет работы. Попробуй вовремя не проверить - родители тут как тут, бьют тревогу!».

В дискуссию вступает председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова: «Немного возражу. Новизна, безусловно, есть. Например, запрос информации от работодателя об условиях работы педагога и учет отзывов выпускников учителя, которые окончили школу не менее четырех лет назад. Все бы ничего, только для меня и моих коллег первое выглядит как своеобразная игра в бумаги, а второе вообще смотрится как нечто из области фантастики. Кто же обяжет выпускника, особенно спустя четыре года, оставлять о педагоге те или иные отзывы?! В нашей российской действительности такие подходы неприменимы по целому ряду причин».

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский также без оптимизма воспринимает предлагаемую модель: «Я не могу сказать, что не доверяю разработчикам модели в их самых благородных намерениях и устремлениях. Но здесь, как мне представляется, тот самый случай, когда с большим трудом обнаруживается прямая связь между позиционируемой системой аттестации и собственно системой учительского роста. Вектор учительского роста можно было задать, не усложняя и без того тяжелый труд педагога. А главное - кто будет тот судья, в чьи руки попадет вся груда информации об аттестуемом? Как всегда, мы столкнемся с тем, что называется человеческим фактором. Со всеми вытекающими последствиями. Думаю, что в формируемом Министерстве просвещения Российской Федерации с должным вниманием отнесутся к замечаниям и примут правильные решения. Раз мы говорим о четкой и понятной всем системе учительского роста - значит, ей под стать должна быть абсолютно прозрачная и объективная система аттестации».

«Полностью согласна с экспертами, настороженно относящимися к нововведению. Если работаешь, то и об аттестации не думаешь. А работы всегда много. Вот, например, Московская электронная школа. Это и интересно, и много времени занимает, думать заставляет, опыт лучших перенимаешь. Не открою большого секрета, если скажу, что самое правильное при аттестации педагога - обращать внимание на результаты, показанные его учениками. Весь педагог - в успехах своих воспитанников», - так комментирует ситуацию Ольга Житкова, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ.

Московское учительство рьяно защищает признанную педагогическим сообществом Москвы модель аттестации педагогов. Готово к публичным обсуждениям на Форуме педагогов города Москвы «Надежный учитель - надежная школа - надежный вуз» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетская среда для учителей». Мероприятие пройдет 27 августа в стенах Российского университета дружбы народов, и вопрос о новой системе аттестации будет на форуме ключевым.

Очевидным становится одно: совместными усилиями профессиональному педагогическому сообществу предстоит решить довольно непростую задачу, стоящую на повестке дня. С одной стороны, наспех апробированная модель национального учительского роста, включающая в том числе прохождение учителем, по сути своей, некоего многоэтапного квалификационного экзамена. С другой стороны, уже имеющийся у Москвы опыт упрощенной модели аттестации, при которой учитель фактически сам ничего не делает, все выгружается из базы (личного кабинета учителя), учитель только заполняет заявление и отправляет в аттестационную комиссию (аттестация в два клика, как ее называют в народе).

Промежуточную аттестацию 2018 все московские «нешкольники» будут сдавать в Московском центре качества образования. Слух, который несколько месяцев ходил в родительских сообществах, получил подтверждение в сентябре. Когда руководители государственных школ получили письмо от московского Департамента образования, подписанное заместителем руководителя Департамента Алимовым Г.Т. В этом письме школам предписывают направлять учеников 9 и 11 классов (семейное, самообразование и заочная форма) на промежуточные аттестации в тот самый Центр независимой диагностики МЦКО.

Там же в письме Департамент объясняет эту меру желанием снизить нагрузку на школьных учителей и психологически подготовить школьников к итоговой аттестации. Ещё к письму приложен проект Положения о проведении аттестации, которое школы должны принять.

Мы постарались выяснить, какие последствия может иметь это письмо.

С точки зрения закона

Промежуточная аттестация – это условие допуска к итоговым аттестациям в 9 и 11 классах, пройти итоговую аттестацию и получить документ об образовании без промежуточной аттестации невозможно. Значит, промежуточную аттестацию за 9 класс (и за 11 – если вы выбираете полное среднее образование) сдавать придётся в любом случае.

Федеральный закон об образовании даёт право родителям учеников самим выбирать образовательные организации (часть 3 статьи 44). Определяем учебный план (сроки, порядок, объём, предметы, аттестации) ребёнка на семейном образовании тоже мы, родители. Департамент образования и любая другая организация ограничить нас в этом праве не может. А вот учебный план детей на заочном обучении определяет школа.

Письмо не может быть обязательным к исполнению, во-первых, потому что у Департамента образования нет полномочий вмешиваться в образовательный процесс. И во-вторых, потому что письмо не было оформлено как нормативный акт, не опубликовано официально и не зарегистрировано в Минюсте. Пока документ не опубликован как положено, он не является обязательным и может носить только рекомендательный характер.

Ответ Департамента образования

С просьбой прокомментировать ситуацию и ответить на несколько вопросов мы обратились в Департамент образования города Москвы. Получили обстоятельный, но малопонятный обычному родителю ответ. И попросили юриста Марию Меркурьеву объяснить ситуацию более простым языком.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией в осуществлении образовательной деятельности. В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Комментарий юриста
Здесь декларируется автономия школы – она самостоятельно определяет порядок аттестаций. То есть, с точки зрения закона, школы не обязаны принимать письмо к исполнению.

Государственная образовательная организация, подведомственная Департаменту образования города Москвы, принимает решение о проведении промежуточной аттестации обучающихся 9 и 11 классов, осваивающих образовательные программы в заочной, семейной форме или в форме самообразования, с использованием ресурсов Центра независимой диагностики МЦКО, и соответствующим образом регламентирует это в своём локальном акте о формах, периодичности и порядке проведения промежуточной аттестации для данных категорий обучающихся.

Комментарий юриста
А в этом пункте мы видим противоположную позицию: школе не оставили возможности выбора. Утверждение «школа принимает решение» вместо «школа может принять решение» означает, что Департамент действительно пытается заставить школы принять указания из письма к действию. Школы зависимы от Департамента, потому что определение размера выплат школам за аттестации учеников на семейной и заочной формах конкретно не регламентируется, только в общих чертах. Если школа не выполняет условия Департамента, она может не получить деньги за организацию аттестаций.

Безвозмездное использование образовательной организацией ресурсов Московского центра качества образования снизит нагрузку на педагогический коллектив по проведению процедуры промежуточной аттестации для данных категорий обучающихся, обеспечит современный уровень надёжности и технологичности оценки образовательных результатов, положительно скажется на формировании психологической готовности данных категорий обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации.

Комментарий редакции
Аттестации в Центре независимой диагностики МЦКО бесплатны, но по закону аттестации для учеников бесплатны везде в любом случае. Цель всей затеи с переводом туда аттестаций в том, чтобы разгрузить школьных учителей и помочь ученикам психологически подготовиться к итоговой аттестации. С разгрузкой учителей всё понятно, а вот с психологической подготовкой, наоборот, совсем не ясно, как это будет реализовано.

Организационное обеспечение промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы в заочной, семейной форме или в форме самообразования, регулируется локальным актом образовательной организации (положение, порядок и т.п.), с которым должны быть ознакомлены обучающиеся и (или) их родители (законные представители).

Тенденции к повышению стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – современные требования и реалии ближайшего будущего. Чем хороша нынешняя система аттестации и нужно ли её менять?

«ВО» обратились с этим вопросом к Андрею Милехину, проректору ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе, и Екатерине Морозовой, председателю региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподавателю английского языка.

Андрей Милехин, проректор ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе :

– В 2016 году по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент дал поручение «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

Аттестационный механизм

– Наш университет исследовал состояние аттестационных механизмов в 85 субъектах нашей страны, в ближнем зарубежье и в западных странах.

В нашей стране – 85 субъектов и 85 подходов.

Эти подходы не противоречат друг другу, но разъединены, поэтому единого понимания образцов лучшей педагогической практики нет. Это фактор риска для формирования единого образовательного пространства в России.

По итогам прохождения аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600.

В ряде региональных подходов ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Это, безусловно, один из главных результатов деятельности учителя.

Но такая оценка не определяет вклада именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровни владения профессиональными компетенциями педагога, его дефициты, перспективы развития и роста.

Основание для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя и построению новой системы аттестации – профессиональный стандарт педагога.

Апробация новой модели

– Новая модель аттестации подразумевает введение такого понятия, как единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Прохождение учителем ЕФОМов позволит оценить сформированность и уровень владения профессиональными компетенциями.

В соответствии с «дорожной картой» формирования и введения национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703) недавно был объявлен конкурс на разработку первого набора ЕФОМов по предметным и методическим компетенциям.

В «дорожной карте» указаны девять предметов, по которым должны быть разработаны и апробированы ЕФОМы. Наш университет принял участие и организовал работу по формированию ЕФОМов по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Структура и содержание ЕФОМ по всем компетенциям, в соответствии с «дорожной картой», формируются на основе профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Апробация модели начала проходить в мае этого года, и первый этап окончился 22 июня. Это была добровольная апробация. В качестве экспертов были приглашены сами учителя.

Итоги апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМов будут представлены на общественно-профессиональное обсуждение осенью 2018 года, а на 2020 год запланирована итоговая апробация новой модели аттестации.

Какие инструменты были апробированы для оценки компетенций? Это анализ образца профессиональной деятельности. Сам по себе диплом на вопросы о том, как учитель владеет навыками преподавания детям, не отвечает.

Структура образца профессиональной деятельности проста – в свободной форме план-конспект или сценарий урока, который, по замыслу аттестуемого учителя, отражает сформированность, например, психолого-педагогической компетенции, касающейся формирования универсальных учебных действий (УУД) или индивидуализации.

Для аттестации нужно приложить видеофайл, снятый камерой, установленной в конце класса, которая не снимает лица, и это видеосъемка без монтажа. Плюс несколько примеров анонимных работ учащихся и рефлексивный самоотчет учителя.

Задача независимого эксперта – оценить сформированность психолого-педагогической или коммуникативной компетенции.

Новое в аттестации

1. На выбор: урок или кейс

– В будущей аттестации появится второй инструмент - решение кейса, или педагогической ситуации. Она обозначена в текстовом виде с обозначением педагогической проблемы. Также представлены возможные варианты разрешения этой ситуации, требующие представления соответствующего обоснования. Здесь оценивается профессиональное мышление.

Учитель имеет право выбора, какую составляющую каждой из двух компетенций (психолого-педагогической и коммуникативной) в какой форме он выразит: урок или решение кейса.

Урок – феномен многогранный.

Урок может быть смоделирован так, чтобы обе компетенции в нем были отражены – психолого-педагогическая и коммуникативная.

В таком случае один и тот же урок может быть представлен как отражение и той и другой компетенции, но с разным акцентом, указанном в прилагаемых файлах-описаниях.

2. Три уровня аттестации

3. Профессиональный экзамен

– В новой модели появляется еще один, предварительный, уровень, первая «ступень учительского роста» – профессиональный экзамен, или «вход в профессию», первичная аттестация.

Профессиональный экзамен можно сдать по желанию студента в период окончания педагогического вуза.

Это позволит даже в ситуации успешной сдачи увидеть те профессиональные дефициты, над которыми нужно работать.

Эта независимая процедура подразумевается для тех, кто не оканчивал педагогических учебных заведений, или для учителей, имеющих большой перерыв в педагогической практике.

4. Учет образовательных результатов

– Для уже практикующих учителей в рамках аттестации крайне важно учитывать образовательные результаты учащихся.

5. Сведения из справки работодателя

– Наряду с образовательными результатами планируется учитывать сведения из справки работодателя – объективной информации, которая собирается руководителем образовательной организации по нескольким направлениям, начиная от социально-демографической характеристики школы и класса до предоставления информации о материально-технических условиях, в которых учитель находится.

Задача этой справки – контекстуализировать условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога.

Например, выяснить – это выдающаяся гимназия или сельская школа.

6. Учет мнений выпускников

– Пристальное внимание вызывает учет мнения выпускников. Предварительная апробация показала дисбаланс мнений в этом пункте. Не каждый учитель выпускает: физкультура, технология, начальные классы, музыка – эти учителя не являются классными руководителями, ведут уроки у класса не весь период обучения, и отзывы выпускников о них собрать очень сложно.

Учет мнений выпускников собирают спустя четыре года после окончания школы.

Учитель может переехать из одного региона в другой, а его ученики остались в прежнем регионе. В настоящее время мы видим, что учет мнения выпускников – это не всегда объективно, поскольку сколько людей, столько и мнений, а выпускники – еще не совсем взрослые люди и могут сказать что-то от старой обиды, незаслуженно дать педагогу не самую лестную характеристику из-за двойки в пятом классе. Сам сбор вызывает сложности, не каждый учитель может себе позволить разыскать таких учеников.

Важно профессионально отнестись к первым итогам апробации модели аттестации, принять к сведению все экспертные мнения и продолжать дальнейшую доработку новой модели аттестации учителей.



Екатерина Морозова, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподаватель английского языка

Сейчас проверка нацелена на результат – учителя и ученика

– Имеющаяся система аттестации себя отлично показала. Являясь не первый год членом городской аттестационной комиссии, могу сказать, что учителя проходят проверку совершенно безболезненно, в два клика.

Глагол «проходят» - самый подходящий, поскольку они на ней не зациклены. Их результаты заложены в электронных ресурсах – сейчас это московская электронная школа. Учитель пишет заявление, потом все данные загружаются из электронных источников, и он просто нажимает кнопку «отправить».

В прошлом году аттестационная комиссия приняла решение, по которому некоторые учителя получают аттестацию автоматически. Это те учителя, у которых ученики на ЕГЭ получили за три экзамена по 80 и более баллов.

Такая система нацелена на результат.

Новая аттестация мешает преподаванию?

– Новая система отрывает учителя от учебного процесса, поскольку он обязан к ней готовиться - создать видеоурок: красиво подготовить, снять и отправить неизвестным экспертам.Кто эти люди? Мы их не знаем.

Зачем собирать отзывы учеников, окончивших четыре года назад школу? Такие поиски и просьбы комментариев унижают учителя.

Квалификационные экзамены – тоже не очень понятный пункт. Есть ЕГЭ, который педагог по своему желанию может сдать, чтобы проверить, имеет ли он право готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Учителя возмущены.

Нынешняя аттестация направлена на комфортные условия для учителя: не заставляет никуда ехать, не нужно снимать «спектакль» (тот самый видеоурок)...

Мы находимся в тесном контакте с учителями тех школ, которые входят с нами в комплексное учебное заведение – нам хватает обмена опытом. Зачем нам его транслировать незнакомым людям? Дети перед камерой, очевидно, будут стесняться – это лишняя головная боль для всех.

Новая система затратнее электронной

– С этой новой моделью мы только вернемся к старому – когда учителя стояли на улице в очередях с огромными папками с доказательством своей работы.

Учитывая, что Москва – огромный город, тратить минимум три часа на поездку в комиссию – это потеря времени. Тогда как сейчас, чтобы пройти аттестацию, ему даже не нужно вставать с рабочего места.

Может быть, должны быть общие подходы к аттестации. Возможно, в регионах это имеет смысл, но в Москве - точно нет.

Система становится субъективной, потому что каждый эксперт – это отдельный человек. Сейчас мы не привлекаем третьих лиц. Есть база с результатами ученика, учителя и аттестационная комиссия, которая просматривает и собирает эти показатели по каждому пункту.

Нельзя отрицать и финансовый момент.

Экспертам нужно будет платить деньги за то, чтобы они тратили свое время на чтение и просмотр аттестационных работ.


​Официально тема конференции заявлена так: "Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей".

В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.

Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов - первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург и другие эксперты.

На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.

11.30

Тема одного из круглых столов - "ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям - механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования". В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.

Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов - будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, "чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах".


Он сформулировал цель аттестации:

Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.

Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.

Первая - это анализ образца профессиональной деятельности учителя - плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме.

"Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления", - добавил Андрей Милехин.

При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой - предоставить образец профессиональной деятельности.


12.05.

По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ - "не знаю". Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос "Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?".

"Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?". За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим.

Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы.


12.30.

Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.

1. Демонстрация учителем постановочного урока.

По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок - это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными - вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя.

Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, - констатировала учитель.

2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов.

"Качество видеоматериалов моет быть различным", - утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику.

Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким.

3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур

Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, - убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.

4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей.

Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда":

В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно.

5. Процедурные сложности.

Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.

Есть ли в законе форма Экстернат?
В Законе сохраняется форма аттестации экстерном. По сути это ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому Закону. Ведь и прежде все взаимоотношения учащихся-экстернов и образовательного учреждения сводились именно к аттестации. Все остальное, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось только как платные образовательные услуги.

По какой форме обучения возможно пройти обучение, если Экстерната больше в законе нет?
Сейчас школы могут принимать документы на семейное образование, на самообразование, аттестация по обеим этим формам проходит экстерном.

Чем отличаются обычные школьники от экстернов?
Вопрос об отличии традиционных школьников от экстернов волнует и родителей, и учащихся. Разница между ними существует, но она не в пользу… школьников. Казалось бы, уровень знаний школьников, которые существенно больше занимаются с учителями в школе, чем экстерны (речь идет об экстернате с дополнительными консультациями), должен быть выше по сравнению с обучающимися по «скоростному» методу. Но давайте разберемся.
Педагоги отмечают: экстерны имеют положительную мотивацию на учебу. Они понимают, что окончание школы - только ступенька на пути к их будущему, а последнее для них уже осязаемо (практически все они готовятся поступать в ВУЗы). Эти ребята хотят самостоятельности и получают ее. Экстернов отличает здоровый напор в учебе. Они не задают преподавателям вопрос «зачем мне это надо?», потому что сами знают ответ на него. Они не говорят фраз типа «мне неинтересно», так как у каждого из них - своя цель, причем жизненно значимая.

Можно ли учиться экстерном в своей школе, или это отдельная специализированная школа?
Экстернат – это форма аттестации, которая, возможно, есть и в той школе, где Вы обучаетесь. Специализированных школ, которые обучают только экстернов, нет. Если Вы готовы полностью самостоятельно заниматься, а в школе только сдавать экзамены, то не стоит переходить в другую школу.
Если же Вам нужны дополнительные занятия по подготовке к экзаменам (интенсив, дистанционное обучение), тогда есть смысл переходить в другую школу, которая имеет опыт проведения таких занятий для экстернов. Но в этом случае нужно учитывать, что выбирать будете не только Вы, но и Вас.

Нужно ли переводить ребенка на альтернативные формы обучения?
Прежде всего, необходимо решить, какая форма обучения Вам более подходит: очная, очно-заочная, заочная, семейное, самообразование. Можно использовать дистанционные технологии, индивидуальный учебный план, ускоренное обучение, сочетание разных форм обучения.

Имею ли я право перейти на экстернат? Имеет ли право обычная, моя школа отказать мне в экстернате?
Вы имеете право перейти на самообразование, но это не значит, что каждая школа обязана работать с экстернами. Школа может отказать в переводе учащегося, если в ней не проводится аттестация экстерном.

Можно ли совмещать обучение в своей школе и обучение в экстернате?
Одновременно учиться в двух общеобразовательных школах нельзя. Вы можете только дополнительно готовиться к экзаменам во втором учебном заведении, но сдавать экзамены Вы можете только в той школе, где находятся Ваши документы.

Требуется ли подготовка к экстернату, на что обратить внимание в 8 классе?
Если говорить о специальной подготовке к экстернату, то это в первую очередь способность работать самостоятельно. Вот на это и нужно обратить внимание.

Сроки обучения в экстернате

Какой график занятий у 11 класса - они проходят программу за 6 месяцев? а во второй половине года занятий нет?
Во всех школах независимо от расписания во втором полугодии проходят консультации и пробные ЕГЭ. Промежуточная аттестация как правило проходит в декабре-январе, иногда занятия проходят до марта.

Можно ли закончить 11 класс за половину учебного года?
Пройти интенсив (занятия по подготовке к экзаменам по программе 11 класса) за одно учебное полугодие можно, но ЕГЭ Вам нужно будет сдавать вместе со всеми, просто у Вас будет больше времени на подготовку к ЕГЭ. Итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена проходит единовременно по всей стране в мае-июне.

Можно ли учиться в экстернате без сокращения сроков обучения?
В экстернате можно учиться без сокращения сроков обучения. Сокращение или увеличение сроков обучения возможно только по желанию учащегося и родителей.

Возможно ли закончить 8-9 класс экстерном за один год, а потом завершить 10-11 в нормальном темпе, за 2 года?
Экстернат возможен с сокращением сроков обучения, но это только по желанию родителей и ребенка. Вы в любой момент можете перейти на обучение без сокращения сроков обучения.

Какие предметы входят в программы - 10+, 10-11, 11?
Занятия проходят по всем предметам школьного учебного плана, по этим же предметам проходят экзамены. По положению об экстернате не нужно было проходить аттестацию по физкультуре, искусству и технологии. Сейчас по Закону об образовании необходимо пройти аттестацию по всем предметам общеобразовательной программы, включая МХК, физкультуру, ОБЖ, если таковые предусмотрены учебным планом.

Обучение в экстернате

Что получают учащиеся по программам Интенсива?
Интенсив - занятия в школе по всем предметам, изучение предметов в основном блочное (основные предметы - в течение всего года, остальные – с погружением, в течение нескольких недель, потом сразу учащиеся сдают экзамен и больше к этому предмету не возвращаются). Изучение предмета проходит по базовой программе, т.е. дается все основное содержание предмета.
Подготовка к ЕГЭ дается при изучении основной программы, во втором полугодии проходят пробные ЕГЭ и консультации.

Можно ли мне будет не заниматься по тем предметам, которые мне не нужны, и не сдавать по ним экзамены в школе, вообще отказаться от этих предметов?
Нет. При обучении на любой форме Вы должны пройти аттестацию по всем предметам государственного стандарта и выполнить учебный план. В противном случае Вы не будете переведены в следующий класс, а в 9 и 11 классе не будете допущены до государственной итоговой аттестации и, как следствие, не получите аттестат об образовании.

Экстернат и дистанционное обучение

Как занимаются дистанционно?
- Получаете доступ к учебным материалам.
- За Вами закрепляется куратор, к которому Вы можете обращаться в любое время за консультациями по всем организационным вопросам.
- Составляется расписание изучения каждого предмета, назначаются тесты и контрольные работы.
- Вы прорабатываете все материалы, которые включают в себя:
теорию (справочники, основные правила, формулы и положения, наглядные схемы и таблицы, примеры, цитаты, таблицы с данными, исторические справки и биографии);
дополнительные материалы;
интерактивные практикумы;
тренировочные тесты.
По расписанию проводятся онлайн-уроки, где учащиеся общаются с учителем.
Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Насколько сложно пройти аттестацию по непрофильным предметам в случае дистанционного обучения? Можно ли сдавать экзамены очно?
Дистанционное обучение позволяет максимально сэкономить время не только за счет отсутствия необходимости тратить его на дорогу и обзорные лекции, которые зачастую мало что дают учащемуся. Дистанционные технологии позволяют тщательно организовать подготовку по всем предметам, распределив время в течение учебного года.
Непрофильные предметы обычно даются в течение первого полугодия, чтобы максимально освободить второе полугодие для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учебные материалы составлены таким образом, чтобы при минимальных затратах времени получить максимальный результат. Кроме текстов есть видео-лекции, видео-консультации, например, с разбором задач, тестовые задания, которые позволят проверить свой уровень подготовки. Если же учащийся что-то не понял, в любой момент он может обратиться за консультацией к учителю.
Конечно, аттестацию можно проходить очно, более того, по основным предметам она всегда проходит очно. И только в случае невозможности очного присутствия (болезнь, непредвиденная ситуация) организуется дистанционная аттестация в режиме онлайн. Это очень важно не только для того, чтобы своевременно обнаружить проблемы учащегося, это крайне необходимо для уверенности учащегося, что он готов к экзамену.
Формат очной аттестации дисциплинирует учащегося, одновременно давая ему уверенность в своих силах.

Что такое интернет-обучение?
Интернет-обучение используется в различных формах обучения, в том числе в очном обучении. Это дистанционные технологии, о которых достаточно подробно говорится в Законе об образовании. В соответствии с Законом возможно не только дистанционное образование во всех классах, можно дистанционно пройти промежуточную аттестацию. Дистанционное обучение в Онлайн(интернет-школе) включает обязательное обучение по всем базовым учебным предметам: русский язык, литература, английский язык, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание (включая экономику и право), география, биология, физика, химия.

ЕГЭ в экстернате

Какие предметы сдаются на ЕГЭ в экстернате? Можно ли подготовиться к ЕГЭ хорошо, занимаясь в 11 классе 2 раза в неделю в течение 1 полугодия?
Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена – это обязательное требование для всех выпускников 11 класса, независимо от формы обучения. Без ЕГЭ выпускник не получит аттестат. ЕГЭ для учащихся-экстернов ничем не отличается от ЕГЭ для всех остальных учащихся. Более того, учащиеся все вместе сдают экзамены.
Выпускники 11 класса сдают 2 обязательных предмета – русский и математику (математику можно сдать базовую и/или профильную), остальные – по выбору (не обязательно).
Занятия в интенсиве 2 раза в неделю позволят справиться с основной программой 11 класса, не стоит рассчитывать на какое-то чудо, за это время нереально дать программу 11 класса и подготовить к ЕГЭ. Для подготовки к ЕГЭ требуются специальные занятия. Конечно, если учащемуся достаточно сдать русский и математику на удовлетворительные результаты, занятий в интенсиве вполне может хватить.

Какие результаты получают дети? Как достигаются такие результаты?
Среди наших выпускников результаты ЕГЭ (ОГЭ) выше, чем при традиционном обучении, т.к. учащиеся могут целенаправленно готовиться к экзаменам.
Отчисление - только в случае, если учащийся не посещает занятия в школе и не занимается. Программа обучения подбирается так, чтобы учащийся смог подготовиться.
Причины достижения высоких результатов просты:
Школа с большим опытом организации обучения.
Опыт работы с альтернативными формами обучения, использование современных педагогических и информационных технологий.
Ответственный подход к работе с учащимися, сопровождение учебного процесса.
Разумная стоимость обучения, которая позволяет с одной стороны, организовать полноценный и эффективный учебный процесс, с другой, привлечь к обучению сильных учащихся.

Как совместить обучение в школе и подготовку в ВУЗ?
Собственно, экстернат и можно рассматривать как решение этой проблемы. Выбор обучения экстерном – продуманный и взвешенный результат обсуждений форм обучения между ребенком и родителями. В экстернат очень часто поступают учащиеся именно для совмещения занятий по базовой программе школ и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В экстернате я буду сдавать ЕГЭ вместе с обычными 11-классниками?
Да, все учащиеся школы независимо от формы образования сдают ЕГЭ все вместе в основные сроки.

Можно ли в экстернате сдать ЕГЭ досрочно?
Имеют право сдавать ЕГЭ досрочно:
выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в ряды Российской Армии;
выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения;
направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации;
выпускники общеобразовательных учреждений Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями.

Можно ли не сдавать ЕГЭ после окончания 11 класса (мне сказали, что он не влияет на аттестат) и сдать его на следующий год? Я хочу еще год готовиться и сдать ЕГЭ на следующий год.
Аттестат без сдачи ЕГЭ Вы не получите. Аттестат получают учащиеся, успешно сдавшие ЕГЭ. А вот результаты ЕГЭ действительно не влияют на оценки в аттестате.
Для поступления в ВУЗ результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет.

Можно ли получить медаль в экстернате?
Выпускники экстерната имеют равные права и при получении медали. Никаких ограничений по форме обучения нет. Надо помнить, что порядок получения медалей определяется субъектами федерации самостоятельно.

Поступление в вуз после экстерната

После экстерната в какие ВУЗы можно поступить? Сдают ли точно также ЕГЭ, как и все остальные?
- В аттестате не указывается форма обучения.
- Ни один вуз никогда не ограничивал поступление в связи с формой обучения.
ЕГЭ сдают наравне со всеми, документы получают такие же, как и учащиеся очной формы.

Какой документ выдается экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию?
Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в государственном аккредитованном учреждении, выдается документ государственного образца (аттестат) об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Смогу ли я поступить в высшие учебные заведения без проблем, как обычный выпускник? Или же в аттестате будет написано, что я заканчивала школу экстерном? Как это повлияет на поступление в вуз?
Во-первых, в аттестате не указывается форма получения образования.
Во-вторых, получение образования в форме экстерната не только не мешает поступлению в вузы, а как раз способствует. Значительное количество студентов и выпускников лучших московских вузов закончили школу в форме экстерната.

Какие школы закреплены за ВУЗами?
Сотрудничество с вузами имело смысл, когда выпускные в школе одновременно были вступительными в вуз, этого давно уже нигде нет. Все вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, + некоторые проводят дополнительные испытания. Все остальное сотрудничество со школами якобы для последующего поступления в эти вузы – только для сбора денег с родителей.

Обучение в экстернате после колледжа

В случае перехода после 1 курса колледжа в школу на программу 10-11 за 1 год, какие предметы засчитываются?
Засчитываются предметы, по которым объем часов в академической справке соответствует объему часов в школьном учебном плане. В лучшем случае 1 курс закрывает 10 класс, но не по всем предметам.

Я поступила в колледж после 9 класса, в колледже закончила 10 класс и получила оценки. Можно в школе-экстернате сразу 11 класс начинать?
Обучение по программам среднего профессионального образования не предполагает получение школьных документов об образовании. Нельзя автоматически приравнять аттестацию за 1 семестр в колледже к 10 классу, ее можно частично зачесть при аттестации за 10 класс.

Можно ли учиться в экстернате и колледже одновременно? Сейчас я на 2 курсе, мне еще 4 года учебы, а я хотела бы получить аттестат о среднем образовании через год. Учеба в двух местах возможна?
Учиться можно, документ об образовании не сможете получить, т.к. в школу нужно сдать аттестат за 9 класс, а он в колледже.

Можно ли, проучившись на первом курсе колледжа с сентября по февраль, забрать документы и вернуться обратно в школу в 10 класс?
Можно. Но не откладывайте, в конце года это труднее сделать. И не забирайте документы из колледжа без предварительной договоренности со школой.

Экстернат для младших классов

Можно ли закончить экстерном 3-4 класс за один учебный год? Что нам нужно сделать? Куда обратиться?
Закон об образовании не ограничивает возраст или уровень образования для аттестации экстерном. Прежде всего четко сформулируйте, что Вы хотите. Эти вопросы помогут Вам принять решение:
- Вы хотите пройти аттестацию по программе 3-4 класса в течение одного учебного года. Когда Вы готовы будете пройти промежуточную аттестацию за 3 класс? За 4 класс?
- Вы готовы пройти аттестацию в своей школе или хотите сделать это в другой?
- Вы самостоятельно будете готовить ребенка к аттестации?
После того, как ответите для себя на эти вопросы, можете позвонить в наш образовательный центр и получить консультацию.