Как правильно толковать свои сны: метод психотерапии. Смысл сновидений: анализ и толкование Как интерпретировать образы из сна

Каков истинный смысл снов? Попробуем использовать научный подход к анализу сновидений.

Сны - это своего рода письма в бессознательном состоянии мозга. Если бы они были написаны на одном языке с реальностью бодрствования! К сожалению, они зашифрованы нашим подсознательным мышлением. Тем не менее, мы можем декодировать эту информацию с помощью анализа сновидений.

Вспоминаем сон

Анализ сна начинается с дневника снов. Ведение дневника важно по многим причинам. Во-первых, это улучшает запоминание Ваших снов, со временем вы сможете запоминать до пяти снов за одну ночь.

Техника запоминания сна состоит в том, чтобы просыпаться в конце каждого цикла REM-сна (REM-сон - сон со сновидениями): сначала через 3 часа, затем каждые 90 минут. Просыпаясь, следует записывать свой сон в дневник снов, иначе вы рискуете все забыть к утру.

Кроме того, дневник снов позволяет отслеживать повторяющиеся символы в сновидениях и понять главный смысл снов. Например, чаще других может повторяться сон о падении. Это легко установить, если подсчитать, сколько раз он записан в Вашем дневнике снов. Это повторение сна происходит потому, что Ваш мозг в бессознательном состоянии пытается отправить Вам сообщение, в концептуальной форме.

Писать и говорить о своих снах важно для подсознания. Сила подсознания поистине удивительна, и если дать подсознанию задание (вспомнить как можно больше снов) - оно будет выполнять это задание. Вы сможете запоминать больше снов, что даст больше возможностей для расшифровки их смысла.

Символика снов

Следующий шаг состоит в том, чтобы понять смысл символов снов. Можно использовать сонник. Но еще более важно использовать при толковании сна происходящее в вашей жизни.

Символы снов не следует принимать слишком буквально. Видеть во сне смерть не значит, что вы умрете. Это может символизировать конец определенного этапа Вашей жизни. Сны носят символический характер, и было бы глупо интерпретировать их как прочитанные.

Человеческий мозг думает и учится посредством нейронных структур. Например, если в детстве вы упали с велосипеда и разбили при этом колени, это событие будет связано с болью. Ваш мозг в бессознательном состоянии сделает заметку - избегать падения с велосипеда в будущем. Это нейронные пути, связи между нейронами мозга, построенные исключительно за счет личного опыта.

С течением времени нейронные связи становятся более сложными. Они распространяются на физические законы (например, упасть с велосипеда) и эмоции (например, любовь или ненависть) - по сути, каждый опыт в Вашей жизни сформировал нейронную структуру в Вашем мозгу. Ваше подсознание использует эти структуры в сновидениях.

Сонник

На протяжении многих лет исследования сновидений позволили экспертам создавать всевозможные словари снов. Это интерпретация смысла снов со списком символов, их перевод на реальные события. Однако следует помнить, что словари снов могут быть разными у различных культур, так как мы смотрим на вещи по-разному, в зависимости от нашего социального воспитания.

Например, большинство европейцев испытывают страх перед пауками, а жители Южной Америки меньше боятся пауков и даже используют их в качестве традиционных продуктов питания. Таким образом, мы видим, что культурные взгляды оказывают значительное влияние на то, каким мы видим мир вокруг нас, и это должно быть отражено в соннике.

Толкование снов

При анализе своего сна ищите наиболее важные и яркие аспекты ваших сновидений, и не забудьте учесть его влияние личного опыта. Проанализируйте, какие важные события происходили в Вашей жизни в последнее время, события из прошлого. Зачастую они затрагивают вас на эмоциональном уровне и присутствуют во сне.

Познание смысла снов - это путешествие в страну самостоятельных открытий. Никто не сможет сказать, что значат Ваши сны, не зная, какой вы человек. Поэтому лучший толкователь Ваших снов - вы сами! Ведите дневник снов, определяйте важные символы, и наблюдайте за повторяющимися темами снов.

|

Эту книгу я начал с выявления различий между знаками и символами. Знак всегда меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение. Более того, символ - это естественный и спонтанно возникающий продукт. Ни один гений не брался за перо или кисть со словами; «Ну, сейчас я сотворю какой-нибудь этакий символ». Ни один человек не может взять более или менее рациональную мысль, полученную путем логических умозаключений или направленным усилием, и придать ей «символическую» форму. В какие бы фантастические одежды ни облечь ее, она останется знаком, прикрывающим стоящую за ним рациональную идею, а не символом, таящим в себе что-то неведомое. Сны спонтанно порождают символы, поскольку сами случаются, а не изобретаются. Поэтому они являются основным источником всех наших знаний о том, что входит в понятие «символичность».

Я должен отметить, однако, что символы появляются не только во сне, но и в любых психических проявлениях. Бывают символические чувства и мысли, действия и ситуации. Зачастую создается впечатление, что даже неживые объекты взаимодействуют с подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации. Известны многочисленные факты, достоверность которых не вызывает сомнений, когда часы останавливались после смертиих владельца. Один такой случай произошел с маятниковыми часами Фридриха Великого во дворце Сан-Суси: они перестали идти после кончины императора. Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина, или когда при сильном эмоциональном возбуждении одного из живущих в доме происходят мелкие, но необъяснимые поломки.

Хотя скептики отказываются верить в подобные истории, они, тем не менее, время от времени происходят. Одно только это должно было бы стать серьезным доказательствомих психологического значения. Существует, кроме того, ряд символов (в том числе и важнейшие из них), которые по своей сущности и происхождению являются не индивидуальными, а коллективными. Это главным образом религиозные образы. Верующие считают их возникновение божественным - через «откровения». Скептики же категорически утверждают, что их просто придумали. Не правы ни те, ни другие.

Скептики верно отмечают, что религиозные символы и концепции веками являлись объектом заботливой и вполне сознательной работы по их усовершенствованию. Так же верно и утверждение верующих о том, что их первоисточник настолько глубоко сокрыт под таинственным покровом прошлого, что кажется, будто они имеют нечеловеческое происхождение. В действительности они есть «коллективные представления», порожденные первобытными снами и творческими фантазиями, и как таковые являются спонтанно и непреднамеренно возникшими проявлениями, никем специально не придуманными.



Этот факт, как будет разъяснено ниже, имеет непосредственное и особенное отношение к толкованию сновидений. Очевидно, что человек, придерживающийся мнения о символическом характере снов, будет толковать их иначе, чем тот, кто считает, что мысль или эмоция, несущая основной заряд энергии, заранее известна и лишь «маскируется» сном. В последнем случае толковать сны бессмысленно, ибо вы обнаружите лишь то, что заранее вам известно.

Именно по этой причине я всегда говорил ученикам: «Научитесь всему, что известно о символичности, и забудьте об этом при анализе конкретного сновидения». Этот совет настолько полезен и практичен, что я взял за правило напоминать самому себе, что я никогда не пойму чужой сон настолько, чтобы верно его истолковать.

Я делал так с целью остановки потока моих собственных ассоциаций и реакций, которые в противном случае могли бы затмить неуверенную и нестабильную реакцию пациента. Работа по исследованию содержания сна и точному определению его посыла (то есть помощи подсознания сознанию) имеет огромное терапевтическое значение и должна проводиться максимально тщательно.

Это место хорошо иллюстрирует сон, приснившийся мне еще во времена совместной работы с Фрейдом. Мне приснилось, что я нахожусь у себя дома, скорее всего на втором этаже, в уютной приятной гостиной, меблированной под XVIII век. Меня поразило, что я никогда не видел этой комнаты раньше, и я заинтересовался, что из себя представляет первый этаж. Спустившись вниз, я увидел мрачноватые апартаменты с обшитыми деревом стенами и внушительной мебелью XVI века, а может, даже более старинной. Мое удивление и любопытство усилились. Я захотел изучить весь дом и спустился в подвал. Там была дверь, за которой оказались каменные ступени, ведущие в большую комнату, походящую на склеп. Ее пол был покрыт здоровенными каменными плитами, а стены казались очень древними. Изучив кладку, я обнаружил, что раствор перемешан с кирпичной крошкой. Это явно были древнеримские стены. Мое возбуждение усилилось. В углу помещения одна из плит оказалась с металлическим кольцом. Приподняв ее, я увидел узкую череду ступеней, ведущих в какую-то пещеру, напоминавшую доисторическое захоронение. На полу виднелись два черепа, остатки костей, обломки битой посуды. На этом я проснулся.

Если бы Фрейд, анализируя этот сон, стал бы по моей методе изучать вызванные им ассоциации, а также подтекст сновидения, то чего бы только он не услышал - но, увы, он наверняка отклонил бы мой рассказ как попытку уйти от сути.

На самом деле этот сон был кратким изложением моей жизни, а точнее - этапов развития моих взглядов. Я рос в доме, построенном двести лет назад, нашей мебели было тоже около двух сотен лет, а наибольшим до сих пор потрясением души и разума было для меня столкновение с философией Канта и Шопенгауэра. Сенсацией того времени стала публикация работ Чарльза Дарвина.

Незадолго до этого я жил средневековыми представлениями своих родителей, для которых весь мир с его обитателями находился под покровительством Господнего всемогущества и провидения. Эти представления можно было сдавать в утиль.

После знакомства с восточными религиями и греческой философией мои христианские убеждения стали скорее относительными. Вот почему в моем сне первый этаж был тихим, сумрачным и запустелым.

Мой тогдашний интерес к истории начался с палеонтологии и сравнительной анатомии, захвативших меня с самого начала работы ассистентом в Анатомическом институте. Меня потрясли останки ископаемого человека, особенно вызвавшего столько дискуссий Neanderthalensis, и черепные кости Pithecanthropus, обнаруженные Дюбуа.

Таковы были мои ассоциации, вызванные сном, но я не осмелился сказать об этом Фрейду, ибо он не любил упоминаний о скелетах, черепах, трупах. Он почему-то упорно считал, что я предчувствую его раннюю кончину, выводя это заключение из моего активного интереса к мумиям, выставленным в Блейкеллере под Бременом, куда мы с ним заехали в 1909 году по пути в Америку.

Так что я не хотел открывать перед ним свои мысли - и особенно после того поразившего меня случая, когда я осознал, сколь глубоки различия между воззрениями и научным багажом Фрейда и моими собственными. Я боялся, что, открывшись, я потеряю в нем друга, ибо услышанное покажется ему крайне странным. Будучи не очень уверенным в своих собственных психологических мотивах, я почти автоматически солгал, выдумав «свободные ассоциации» только для того, чтобы не заниматься непосильным делом растолковывания моего сокровенного и ни с чем не соизмеримого внутреннего мира.

Я должен принести свои извинения за столь долгое описание истории, в которую «влип», рассказав Фрейду о приснившемся. Однако на этом примере хорошо видны трудности, возникающие при профессиональном анализе сновидений. Здесь очень многое зависит от индивидуальных различий между исследователем и пациентом. Смекнув, что Фрейд ищет в моем сне ненормальное, недопустимое желание, я подкинул ему предположение, что увиденные мною во сне черепа могли означать желание смерти кого-то из моих родных. Он согласился с этим, но я был недоволен таким, высосанным из пальца, решением.

Пока я искал подходящие ответы на вопросы Фрейда, ко мне вдруг пришло интуитивное понимание роли субъективного в психологическом процессе понимания. Озарение было столь сильным, что я решил поскорее закончить с возникшей путаницей, выбрав ложь как самый простой способ. Это не было элегантно или морально оправданно, но в противном случае мне бы предстояло неизбежное выяснение отношений с Фрейдом, чего мне не хотелось по многим причинам. Догадка, пришедшая ко мне, состояла в том, что мой сон означал меня самого, мою жизнь и мой мир, противопоставленных теоретическому построению, воздвигнутому чужим умом для каких-то его целей и задач. Это был мой сон, а не Фрейда, и мне внезапно открылось его значение.

Этот конфликт демонстрирует, что главное в анализе сновидений совсем не методика, которую можно выучить и применять по определенным правилам. Анализ сновидений - это прежде всего диалектический диспут двух личностей. Если подойти к нему механически, то индивидуальность пациента и его психологическое своеобразие не будут востребованы и терапевтическая задача сведется к простому вопросу: чья индивидуальность-исследователя или пациента - одержит верх?

Именно потому я и отказался от использования гипнотерапии, чтобы не навязывать свою волю испытуемым. Я хотел, чтобы процесс выздоровления вызревал благодаря личным импульсам пациентов, а не из-за моих внушений, дающих лишь кратковременный результат. Я действовал так, чтобы оберечь и сохранить достоинство и свободу моих пациентов, чтобы их жизнь направлялась их же желаниями. В диспуте с Фрейдом меня впервые осенило, что прежде чем разрабатывать общие теории о человеке и его психике, необходимо как можно ближе познакомиться с тем конкретным человеком, с которым собираешься работать.

Индивидуальное - вот единственная реальность. Чем дальше мы уходим от личности к абстрактным представлениям о Homo sapiens, тем вероятнее мы совершаем ошибку. В нынешнее время социальных потрясений и необычных перемен желательно обладать большими знаниями об индивидууме, чем мы располагаем, ибо от качеств его ума и души столь многое зависит. Однако, если комплексно подходить к этому вопросу, то так же хорошо, как мы знаем наше настоящее, надо разобраться и с нашим прошлым. А для этого существенное значение имеет знание мифов и символов.

Люди третью часть своей жизни проводят во сне. Большинству из них снятся сны, некоторым даже по несколько за одну ночь. Как происходит процесс засыпания, наука давно объяснила, а вот о психологии снов ученые не любят говорить, ссылаясь на то, что это не их епархия. Исследователи снов и психологи пока не пришли к единому мнению о причинах возникновения образов сна и их интерпретации.

Более того, в культурах разных стран суеверия и приметы, связанные со снами, довольно различны, что еще больше затрудняет понимание возникновения снов и психологии образов, которые они передают.

Что такое сон?

Понятия сна среди людей разного склада ума, верования и образа жизни существенно различаются:

Наука объясняет сон как пониженную реакцию на внешние воздействия, когда тело и сознание «отключаются» и отдыхают, восстанавливаются, а мозг в процессе сна проходит четыре различных стадии, и во время фазы БДГ (быстрого движения глаз) человек видит образы, которые являются следствием прошедшего дня, переживаниями и разного рода впечатлениями.

С точки зрения эзотерики во время сна человек покидает свою физическую оболочку и может путешествовать с помощью астрального тела, а сны - это события, которые с ним происходили во время этих путешествий.

Древние египтяне верили, что во передает людям свою волю (именно они создали первый толкователь снов), которую потом жрецы-толкователи доносили до остальных.

Сны с точки зрения психологии

По мнению психологов, сон - это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения. Недаром все мощно воздействующие техники работы с подсознанием (гипноз, медитация) близки по своему состоянию ко сну. Только в последнем случае состояние ума полностью контролируемо, а во сне, наоборот, полностью свободно.

Некоторые ученые относят эффект «дежавю» тоже к снам: некогда увиденное во сне, но забытое событие или место через период времени действительно имеет место в жизни человека и кажется повторяющимся.

Автор «Психологии снов»

Трактовку снов довольно обширно исследовал Зигмунд Фрейд, считая сны подавленными желаниями и подавленным либидо, проявляющимися в виде образов.

Эту концепцию австрийский психотерапевт подробно описал в своей книге «Психология сновидений», тщательно описывая разные случаи применения психоанализа сна, какими могут быть связи образов и реальной жизни человека, его прошлого и скрытого. Теория объяснения сути сновидений Зигмунда Фрейда разделяет все на два типа:

Сексуальное влечение (любовь, инстинкт самосохранения и размножения);

Влечение к смерти (стремление к гармонии в жизни, правильный уклад жизни, цикличность).

При этом автор делает акцент на том, что главный образ сна - это не обязательно что-то архиважное, случается, что мелкая, незначительная деталь куда сильнее влияет на бессознательное, чем ключевой момент. Особенность метода Фрейда в том, что осмыслить образы, связать с другим объектом или ситуацией и сделать вывод может только сам пациент, отталкиваясь от глубинных переживаний и эмоций, а психолог только направляет его.

Также его теория основывается на том, что самая первая ассоциация к анализируемому образу зачастую самая точная, поэтому первое, что пришло в голову при пробуждении, часто самое точное трактование.

Архетипы Юнга

Юнг (ученик Фрейда) является основным его оппонентом в науке исследования природы сна. Его позиция в трактовке психологии снов более обширна, не являясь категорично привязанной к сексу и его проявлениям. Юнг считал, что образы сна - это нечто действительно важное и переживаемое в процессе жизни, а смешивать сны шизофреника со снами человека с Эдиповым комплексом просто глупо.

В своей теории трактовки снов Карл Густав придерживался связи образов с архетипами (психологический образ, присущий коллективному бессознательному), семь из основных он использовал постоянно. Анимус и Анима (мужское и женское начало), Самость Мудрец (символ абсолютного знания) и Тень (хаос, пороки и недостатки). Взаимосвязь таких образов и их влияние на сознание человека ярко прослеживается во время всех исследований Юнга и дает понимание человеческой сути с более обширной стороны.

Сделанный вывод дает понять, что Фрейд использовал низменные инстинкты, в то время как Юнг уповал на духовность.

Как интерпретировать образы из сна?

Чтобы понять сигналы подсознания, нужно сделать следующее:

Записать сон сразу по пробуждении, чтобы не забылись мелкие детали. Описывать как можно четче и подробнее.

Возникающие спонтанные ассоциации с образами сразу прописывать, не анализируя. Иногда активная работа мозга и попытки логических умозаключений сводят на нет важные глубинные образы. Со временем умение объяснить сон будет совершенствоваться, и можно будет с легкостью управлять событиями жизни и внутренними состояниями.

Если своих ассоциаций нет, воспользоваться авторитетным толкователем снов.

Для более глубокого анализа сновидений психологи рекомендуют вести дневник, в который записываются сновидения, их трактовки и если сны вещие, то период времени, через которое сон сбылся.

Вещие сны - это вестники судьбы?

Принято считать, что вещий сон предугадывает будущее, дает подсказку на предстоящие события, при этом действительно сбываясь в ближайшем времени. Обычно такие сны снятся людям с повышенной чувствительностью и особым психологическим настроем (накануне важного экзамена, свадьбы), хотя бывает и без причины. По приметам старожилов, вещие сны чаще могут присниться в день именин, в Святочную неделю (между Рождеством и Крещением) и в ночь с четверга на пятницу (самые судьбоносные сны снятся именно в этот день, но их труднее запомнить).

Что такое сонник?

Сонник - это толкователь образов, которые человек видит во сне. Самыми популярными считаются сонник Густавуса Миллера, Зигмунда Фрейда и сонник Ванги, также молодежь часто прибегает к услугам онлайн-толкования, не углубляясь в тонкости трактовки. Среди любителей эзотерики пользуется спросом «Толкование снов и сновидений» Нострадамуса, а также сонник Менегетти.

Для удобства поиска зачастую в толкователе символы сновидений написаны в алфавитном порядке. Чтобы понять психологию сна и что он хочет донести до сознания, вспоминают образы из сна, далее нужно отыскать в толкователе и прочесть объяснения образов и из всех попытаться создать общую картину. Это и будет трактовка.

Если один и тот же сон снится несколько раз

Бывает, что людям в течение длительного периода времени периодически снится один и тот же сон: с теми же образами, ситуациями и действиями. Иногда сюжет незначительно меняется, но чаще совпадает на 100 %.

С точки зрения психологии повторяющиеся сны - это попытки бессознательного указать на одни и те же ошибки в жизни либо привычки, которые человек не меняет в себе. Это будет повторяться до тех пор, пока человек не решит проанализировать сигналы, обратится к специалисту по толкованию снов и сновидений и сделает сопутствующие выводы.

Также иногда во сне человек видит трагедии прошлого, в которых он был невольным участником или зрителем: автомобильные аварии, сцены насилия, война или случаи суицида. От сильного эмоционального шока увиденное отпечатывается на подсознании и через сны периодически о себе напоминает, заставляя очевидца снова испытывать страдания. В таких случаях также рекомендуется обратиться за помощью к психотерапевту.

Суеверия, связанные со снами

В каждой культуре мира, практически в каждой народности существуют свои суеверия, связанные с увиденным во сне.

Славяне верили, что нельзя рассказывать страшный сон до рассвета, иначе он сбудется. Нужно, глядя в окно, трижды повторить: «Куда ночь, туда и сон» (некоторые советовали такие же слова сказать проточной воде, заменяя «ночь» на слово «вода»).

Если в праздничный день (церковный), то он должен был исполниться не позже обеда следующего дня, поэтому считался очень хорошей приметой.

Если младенец смеялся во сне, запрещалось его будить - считалось, что с ним играет ангел.

Во сне наступить или вымазаться в экскременты считалось огромной удачей, к деньгам и везению.

Об умерших людях, приходящих во сне, есть целая система интерпретаций. Если покойник просто виделся во сне - это предвещало непогоду, а если звал за собой, то предвещало скорую смерть тому, кто пойдет за ним. В таких случаях старые люди рекомендовали пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Считалось, что вообще лучше не отзываться во сне на «зов», даже если приснившийся человек был жив - это было к несчастью, неудачам и болезням.

Как грамотно анализировать сны и быть убежденным в правильности толкования? На этот вопрос ответит психоанализ. Его родоначальником был Зигмунд Фрейд, разработавший свою систему анализа снов , являющихся частью бессознательной сферы человека. Теорию Фрейда мы примем за основу интерпретации сновидений.

«Но отчего недостаточно сонника? – удивитесь Вы. – Можно раскрыть его на определенной странице – и вот, пожалуйста: «Лук во сне предрекает Вам ненависть и зависть, с которыми Вы столкнетесь, когда добьетесь успеха»». Сон – это элемент персональной бессознательной жизни индивида, которая таит в себе его психологические проблемы, страхи, значимые события жизни, мотивы – его и только его.

Отдельные части сновидения имеют отношение ко вполне определенным моментам нашего прошлого, разве может об этом иметь представление сонник? Он может знать о тонкостях наших взаимоотношений с родителями, о проблемах с близкими, о том, в связи с какими действиями нашего прошлого мы испытали чувство вины? Разумеется, нет. Толкование сонников весьма ограничено, если не сказать «неправильно».

Какие шаги сделать, чтобы осознать скрытый смысл сна и не ошибиться, навешивая стандартные ярлыки?

Первый этап. Поэлементный анализ сна.

Имеет смысл приступить к анализу сна с деления целого сюжета на части. Спросите сновидца о конкретных элементах сновидения и их отношениях к последним событиям его жизни. Так Вы сможете отбросить детали, втянутые в сон впечатлительностью психики на события ближайшего дня. Непременно зафиксируйте все тонкости толкуемого сна, т.к. даже незначимые, на первый взгляд, элементы для толкования могут стать самыми главными. Так функционирует наше бессознательное.

Второй этап. Сновидение как реализация желания.

Одной из функций сна, согласно представлению Фрейда, обнаруживается реализация желания. У ребенка, психика которого еще не нагружена бесчисленными психологическими защитами, исполнение желания совершается явно: во сне он съедает запрещенный мамой продукт или одерживает победу над противником.

Бессознательное взрослого индивида осуществляет огромную работу по зашифровке смысла сна. Ведь в эту часть нашей психики помещены непроработанные психологические проблемы, незаконченные дела, страхи, конфликты. Такое вытеснение в бессознательное предохраняет психику от «перегрева», от нестерпимой тревоги за свои проблемы, которых у любого из нас несметное количество. Вообразите, что было бы, если бы все психологические проблемы, приобретенные за жизнь, одновременно набросились на наше сознание? Это убило бы любого, даже самого сильного. Однако поштучно такие проблемы извлекать надо, ведь чтобы справиться с ними, необходимо хотя бы иметь представление о них.

Таким образом, у взрослых людей реализация желания совершается во сне неявным образом. Так, молодой человек, влюбленный в девушку и ощущающий ревность к ней, в своем сновидении делает ее парня только другом, чтобы косвенно реализовать собственное желание быть рядом с ней. А что приносит Вам ситуация, сформировавшаяся во сне? Даже если это чья-то смерть, то какие новые возможности она могла бы Вам обнаружить (что Вам «мешает» этот человек осуществить в реальности)?

Основное здесь – отмести этические нормы и взглянуть правде в глаза. Не опасайтесь осознать свои низменные, враждебные или тяжкие бессознательные желания. Примите это как часть себя самого. Не каждый человек решится признаться себе в аналогичном, а ведь такое признание – шаг на дороге плодотворных трансформаций, которые Вы способны реализовать в себе.

Третий этап. Свободные ассоциации как обязательный элемента анализа.

На всякий элемент сна мы просим сновидца дать те ассоциации, которые появляются в отношении его. Необходимо сделать акцент на следующем: сообщать нужно совершенно все, что приходит на ум, не исключая того, что выглядит непристойным, безнравственным, неприглядным. Чаще всего как раз в этом источник проблемы сновидца.

Как предъявлять вопросы и помочь сновидцу инициировать поток ассоциаций? Скажем, снится какой-то человек. Необходимо узнать, что это за человек, какие у него взаимоотношения со сновидцем, что для него этот человек воплощает, какие события прошлого, связанные с ним, приходят на ум и т.д. Или во сне приходит обычная квартира. Кто ее хозяин по логике сна, чем это место не похоже на реальное, как передвинута мебель, где получается в процессе сновидения побывать в данной квартире. Все, что Вы получили, необходимо зафиксировать для того, чтобы не вылетела из головы ни одна деталь. Если Вы интерпретируете свой сон, то фиксируйте на бумаге детально каждую являющуюся Вам мысль, а потом стремитесь рассматривать их беспристрастно, как бы «позабыв» временно, что интерпретируете собственный сон.

Четвертый этап. Чувства, приходящие во сне.

При толковании снов я полагаю значимым учет эмоций и чувств, которые переживал сновидец в процессе сна. В особенности это имеет отношение к тем случаям, когда эмоция не отвечает сюжету сновидения. Например, сновидец опечален, плачет, но ничего ужасного во сне не совершается. Или погибает кто-то из близких людей, а сновидец не чувствует грусти – словно его этот факт не волнует. За подобными несоответствиями способны скрываться тяжелые психологические проблемы, отчего на эти составляющие сна в особенности необходимо обратить внимание при толковании.

Пятый этап. Общий анализ и интерпретация полученного материала.

Составленный материал, на первый взгляд, многообразен и не имеет общих точек соприкосновения. Действительно, что может общего иметь комната, в которой на месте двери теперь стоит диван; теплая, влажная спокойная по описанию сновидецы яма; подарок любимому человеку, сделанный его новой девушкой, который теперь весит на его шее; мудрая и добрая женщина (родственница), которая никогда в своей жизни не рожала детей и дает совет сновидице не рожать? За всеми этими элементами кроется страх родов на фоне их кажущейся сновидице необходимости (ребенок ею воспринимается как связующий пару элемент, который принесет девушке уверенность в том, что «теперь он не уйдет»).

Давайте посмотрим на эти элементы внимательнее, чтобы увидеть, как их связывает эта тема. В комнату через дверь входят, а диван – это препятствие, он не даст никому войти. И тогда ребенка зачать не получится. Первая теплая, влажная и спокойная «яма» в жизни каждого человека – это матка. Что может подарить «самодельного» молодому человеку другая, чего опасается каждая женщина и что теперь «повиснет на его шее»? Метафоричность сна изумляет своей чуткостью и прямотой. Еще отчетливее тема родов проявляется, когда заявляется во сне в речи пожилой мудрой родственницы и в ассоциациях сновидецы.

Любой фрагмент сна, считал Фрейд, имеет отношение к одной и той же теме. От любого элемента мы способны через ассоциации прийти к этой теме. Толкование считается грамотным, если мы способны интерпретировать все элементы сновидения одной и той же темой. Чтоб узреть подобные системы, надо владеть метафорическим мышлением, уметь размышлять синтетично. Формируйте у себя этот тип мышления, и толкование снов станет для Вас проще!

Ваш психолог Мария Минакова.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Педагогика и психология

Контрольная работа

На тему: Сновидения и методы их анализа

Екатеринбург 2009 г.


2. Важность анализа снов

5. Теория сновидений К. Г. Юнга

6. Практическое задание


1. Общая методика анализа снов

Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит это в основном из-за непонимания языка снов, неумения ориентироваться в образах и чаще всего - из-за неприятия правды о себе самом. Естественная защита эго от непонятного - забыть его, или отнестись небрежно и свысока. Так оно избегает неприятных для себя известий, проводя "страусиную политику", потому что очень ревниво относится к своей целостности и исключительности.

Но не во все времена было так, раньше да и сейчас во многих не западных культурах снам отводилась значительная роль как в жизни общины, так и индивидуума. В основном это обусловлено более слабым, еще не закостеневшим сознанием, как у современного "западного человека". Это длинная тема - сновидческая традиция, да и в Европе во времена античности и средневековых алхимиков ко снам относились серьезно. Часто серьезное отношение ко снам приписывают "примитивным" культурам или суевериям, тем самым оправдывая собственное незнание или неумение.

Редко когда человек может с честностью себе признаться - "я не знаю, что с этим делать". Потому что отсюда следует, что треть его жизни проходит втайне от него. И для некоторых это может быть серьезным крушением наивного убеждения, что его жизнь проходит только в сознании и контролируема только им. Немало в поддержание этого отрицательного имиджа вложили и составители различного рода сонников и шарлатаны. Только в нашем веке в западной мысли наметился прорыв в этой области благодаря Зигмунду Фрейду и его психоанализу. И хотя сейчас фрейдовский психоанализ никто уже не использует, это все же был серьезный прорыв в стене неприязни ко снам и своему бессознательному. Именно Фрейд связал вместе эти два понятия, наглядно показав, что сны тесно связаны с сознательной жизнью индивида и несут некое послание.

Сейчас уже мало кто сомневается в существовании бессознательного, хотя редко кто и задумывается над тем, что это значит для него как личности. Принимая этот факт, все же откладывают его в сторону, закрывая глаза на неизбежно вытекающие последствия и выводы.

Какая же связь между сном и бессознательным? Сон в нашем понимании - ДРУГОЙ режим восприятия, отличный от обычного дневного. Этот режим отличается прежде всего ослаблением эго-комплекса, его установок и ограничений, что непосредственно дает бессознательному себя проявить в большей мере, чем в дневном сознании. В сознательной жизни бессознательное проявляется обычно в виде оговорок, курьезов, поступков, которые мы не понимаем, как могли такое сделать, внезапно возникших мыслях, озарениях и интуиции, хотя каждая возникшая в голове мысль имеет свой источник в бессознательном.

Во снах же при ослабленном, "отдыхающем" эго-сознании, бессознательное врывается в виде образов, которые уже мало интерпретированы сознанием, поэтому так и непонятны для нас, если мы пользуемся обычной дневной логикой. Другой вопрос состоит в том - имеют ли эти образы какой то смысл? Мы утверждаем что ДА, подтверждение этому - практика. Впрочем, ответ на этот вопрос каждый должен дать самому себе, это будет наиболее убедительно. Наша же задача заключается в изложении теории и помощи в практическом анализе сновидений. Мы можем помочь понять язык бессознательного, но не сделаем чуда - на это способен лишь сам сновидец.

2. Важность анализа снов

Для стабильного функционирования разума и психологического здоровья необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или "диссоциируется", происходит психологическое расстройство. В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума. Расшифровка этих символов обогащает оскудевшие возможности сознания, оно учится вновь понимать забытый язык инстинктов.

Каким бы сон ни был - плохим, хорошим, странным, это твой сон. Его можно любить или не любить, но это часть твоей жизни. Избегая думать о снах или толковать их, пренебрегая ими, мы закрываем глаза на действительность, на треть своей жизни, которая не менее важна, чем сознательная - дневная, которая сама подвергается значительному влиянию бессознательного.

Анализ снов можно сравнить с усваиванием жизненно важного урока, необходимого для дальнейшего жизненного пути. Мы как будто нагружаемся во снах каким-то посланием, идеей и, анализируя, перерабатываем сырье, питая сознание и свою индивидуальность, ассимилируя новые, важные для нас содержания, а также укрепляя эту магическую связь между сознанием и бессознательным, ту связь, которой не хватает для целостности индивидуума. Признаком успешного анализа является состояние. Состояние легкости, полноты, целостности. Это невозможно описать, но каждый, кто сталкивался с ним, поймет о чем речь.

3. Практический метод анализа снов

Начать анализ стоит с ДЕТАЛЬНОГО описания сна, не пренебрегая ничем. Обстановка (справа слева), цвета (или их отсутствие), персонажи, их одежда, неувязки и эмоциональные реакции во сне - ВСЕ имеет значение. Детали - это ключ к пониманию языка снов; разбирая только сюжет, мы стреляем из пушки по воробьям. Очень незначителен шанс попасть. С другой стороны, привязка к деталям или разбор вырванного из контекста образа не дает нам увидеть общую картину и понять смысл послания. Подход к каждому сну должен быть отстраненным, как будто это не твой сон, а чужой. Нужно узнать все о символах, встречающихся в снах, но начиная анализ - все забыть. Каждый сон пусть будет новым листом, tabula rasa. В первую очередь смотрим на сон и выписываем общую идею, если таковая есть. Процесс выписывания также важен и не стоит им пренебрегать, делая разбор устно. Смотрим более детальнее и выписываем темы, которые возникли.

Следующее: нелепости, несоответствия в каждой теме. Постарайся их разглядеть, сопоставь с дневной жизнью, спроси себя: бывает так в дневной жизни? Выпиши эти нелепости-плеоназмы. Проговори вслух, в чем именно она состоит, где издевка, смысл, намек. Часто они являются "проделками трикстера", своеобразным юмором бессознательного, указывающим на какой-то дефект или мешающую установку сознания (мешающую развитию личности).

Следующее: количество персонажей, их пол, их "национальная" принадлежность, одежда, внешность. Отдели знакомых от незнакомых, посмотри, какую функцию они несут по отношению к сюжету. Формулируй предложения так, как если бы ты рассказывал событие маленькому ребенку. Выписывай все сказуемые, в ряд, отдельно от сна. Сказуемые - это твои действия. Иногда они отражают твою дневную жизнь и состояние. Когда выпишешь их все из сна, посмотри, не имеют ли они аналога в твоей дневной жизни - не повторились ли они в сон. Возможно, на осознание его смысла у тебя уйдет не день и не два. Это не значит, что ты должен целыми днями сидеть над тетрадкой и "думать". Нет. Выдели время, определенное для работы со снами. Пусть это будет полчаса в день в определенное время. И делай, каким бы дурацким и бессмысленным тебе это занятие ни показалось. Главное - соблюдать условия "состояния". Когда оно наработается, озарения по поводу снов начнут приходить в самое разное время - и в следующем сне, и во время обеда, и во время разговора с соседом.

Необходимо время от времени перечитывать свои старые сны - увидеть их логику последовательную, увидеть повторения, когда бессознательное на разные лады старается сообщить тебе что-то - разными образами, разными действиями, разными символами и прилагательными. Просмотр прошлых снов также помогает понять некоторые аспекты, что были пропущены в анализе, а также выстроить примерный ряд развивающихся событий, и возможно - их предопределение.

4. Теория сновидений З. Фрейда

В работе "Толкование сновидений" (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. "Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела".

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна. Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.

Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

· сгущения

· смещения (главное средство искажения сновидения)

· искажения

· трансформации

· перестановки

· перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.