Как правильно провести квотирование рабочих мест для инвалидов? Как соблюдать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов Квота по инвалидам в организации

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Любопытная информация

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года) . Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации

Любопытная статистика

Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек (ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.

Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:

  1. Общественные объединения инвалидов.
  2. Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.

При квотировании рабочих мест не принимается во внимание вид деятельности фирмы, ее форма собственности, правовая форма. Государственная также как и коммерческая организация имеют одинаковые обязанности по приему инвалидов.

Количество сотрудников

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

  • выполняющие свои обязанности в опасных и вредных условиях труда, что подтверждено аттестацией должностей или специальной оценкой (ст. 21 ФЗ № 181);
  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от 3 сентября 2012 г. по делу № А32-13713/11).

Величина квоты

Некоторые факты

Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г. , который действителен и сегодня.

Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. предписывают устанавливать квоту в пределах:

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области - 3%, в Ростовской - 4%.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Сокращение

Согласно законодательству, при сокращении штата увольняемым сотрудникам предлагаются вакантные должности, соответствующие или ниже их квалификации. Если же таковых не имеется, но присутствуют места, зарезервированные для инвалидов, предлагать их увольняемым нельзя. Такое возможно лишь в случае, если сокращаемый сотрудник имеет инвалидность.

Про квотирование рабочих мест для инвалидов смотрите в ролике

Отчетность

Согласно п. 3 ст. 25 Закона № 1032 — 1 раз в месяц или квартал (зависит от региона) организации должны предоставлять отчет по квотированию рабочих мест для инвалидов в службы занятости. Его форма и порядок предоставления устанавливаются региональным центром занятости (ст. 7.1-1 ФЗ № 1032-1). Приблизительное содержание отчета должно включать следующие сведения:

Дополнительная статья

Пенсия по инвалидности – это пособие, которое выделяется государственным бюджетом гражданам, имеющим 1, 2 или 3 группу инвалидности. Как оформить пенсию по инвалидности узнайте .

  1. Наименование организации, ее адрес.
  2. Содержание локальных нормативных актов.
  3. Количество сотрудников.
  4. Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  5. Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  6. Требуемая профессия, квалификация.
  7. Образование, опыт работы.
  8. Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  9. Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  10. Продолжительность рабочего дня.
  11. Размер заработной платы.
  12. Социальные гарантии.

В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.

Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео

Ответственность

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

Поиск сотрудников

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе. В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии - 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  • Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  • Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.
  • Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

    Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

    Важно учитывать лишь несколько нюансов:

    • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
    • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

    Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

    Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

    Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

    Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

    Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

    Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

    Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях

    Государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов. В связи с этим наниматели получили новые обязанности. Была усилена ответственность руководителей за несоблюдение установленных правил. Рассмотрим далее, как предоставляется квотируемое рабочее место, что это такое.

    Нормативная база

    Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

    • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
    • КоАП;
    • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

    Общая направленность внесенных изменений - содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

    Квотируемое - что это такое?

    Разъяснение термина можно найти в официальных отраслевых нормативных актах. Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности с профессиональной занятостью. Его устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций. Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями. Устанавливая такой порядок, государство решает проблемы трудоустройства инвалидов.

    Локальные документы

    В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

    Состав информации для уполномоченных служб

    Ранее руководителям необходимо было каждый месяц направлять в органы занятости данные о наличии на предприятии свободных должностей и о том, как исполняется квота для трудоустройства инвалидов. В настоящий момент данная обязанность существенно расширена. Сейчас руководители предоставляют сведения:


    Усиление ответственности

    Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

    Особенности утверждения актов

    В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

    1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
    2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
    3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

    Необходимо сказать, что в законодательстве не предусматривается четкого перечня актов, которые должны быть на каждом предприятии в обязательном порядке. Отсутствуют и типовые формы внутренних документов. Их содержание и состав определяется каждым руководителем индивидуально.

    Классификация документов

    Традиционно выделяется три группы актов:

    1. Прямо предусмотренные в законодательстве. В таких случаях устанавливаются требования к срокам, сфере, пределам действия, содержанию, правилам разработки и другие;
    2. Предусмотренные в иных правовых актах, определяющих вопросы процедуры их утверждения и сущности;
    3. Не названные в документах, однако, активно применяющиеся в практике.

    Утверждение норм с учетом нововведений

    Не все руководители четко понимают, как именно следует применять установленные изменения, необходимо ли разрабатывать новые локальные документы или допускается корректировка уже принятых актов. В традиционный список, как правило, входят правила трудового распорядка на предприятии и штатное расписание. При этом первые могут содержать особенности регулирования деятельности в определенной компании, подробные разделы по зарплате, аттестации, режиму, правилам ОТ и другие. Некоторые руководители предпочитают принимать по каждому такому вопросу отдельный документ. Внесенные изменения в закон о соцзащите лиц с ограниченными возможностями обязывают нанимателей утверждать акты, в которых присутствуют данные о соответствующих свободных должностях. Вместе с этим, ФЗ не содержит каких-либо правил или порядка по их принятию. В связи с этим такие вопросы могут решаться руководителями самостоятельно. Так, к примеру, наниматель может внести новые положения в действующие на предприятии. Он может также разработать отдельные документы, например, Положение о квотируемых рабочих местах.

    Важный момент

    В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

    Изменения в процедуре

    Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

    1. Название должности.
    2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
    3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
    4. Источники финансирования.
    5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

    Приказ о квотируемых рабочих местах

    Этот документ должен отражать следующие данные:

    • Число резервируемых мест.
    • Перечисление профессий, должностей, специальностей согласно штатному расписанию.

    Необходимо учесть, что по ст. 20 Закона о соцзащите лиц с ограниченными возможностями, наниматели должны осуществлять резервирование в особом порядке. В частности, квотированные рабочие места должны создаваться в соответствии с профессиями, которые максимально подходят для привлечения к ним социально незащищенных граждан. В качестве основания будет выступать Перечень, утвержденный Постановлением №150 от 08.09.1993. В связи с тем, что квота устанавливается каждый год, приказ необходимо утверждать каждый раз после заключения очередного договора.

    План мероприятий

    Специальными называют рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда. К ним, в числе прочего, относят адаптацию вспомогательного и основного оборудования, организационного и технического оснащения, обеспечение необходимыми приспособлениями. При этом учитываются индивидуальные возможности лиц. Таким образом, следует разработать и утвердить план таких мероприятий. Трудоустройство инвалидов 1 группы может потребовать установки пандусов, расширения проемов. Зачастую возникает необходимость переоборудовать туалеты, предусмотреть дополнительные въезды на парковку. В остальном все процедуры проводятся как обычное трудоустройство. Для инвалидов 3 группы (первой или второй), как и для остальных граждан, в любом случае должны быть созданы безопасные условия. В плане нужно подробно расписать все мероприятия, указать срок их исполнения и ответственных лиц. В документе должна присутствовать информация и об источнике финансирования.

    Сроки сдачи информации

    Осуществляется по форме, разработанной территориальной службой занятости. Она же устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать. К примеру, в Санкт-Петербурге информацию нужно предоставить не позже 15-го числа того месяца, который идет после отчетного. Форма, по которой сдаются сведения, утверждена Комитетом по занятости и труду. В Ростове-на-Дону информация предоставляется до 5-го числа месяца, идущего за отчетным. Руководители предприятий в Москве направляют данные каждый квартал, а не ежемесячно.

    Выводы по законодательству

    Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

    1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
    2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

    "Пошлины"

    Те руководители, которые не выполняют квоту, до 15-го числа каждого месяца вносит плату в городской бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ее величина в Москве составляет прожиточному минимуму. Можно избежать уплаты такой "пошлины". В общем-то, в законодательстве не установлена ответственность за отказ от осуществления бюджетного отчисления. По ст. 5.42 КоАП штраф может грозить тем, кто отказал гражданину с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Тем не менее задолженность по выплатам может быть взыскана в принудительном порядке. Кроме прочего, руководителю, не предоставляющему в установленные сроки необходимые сведения, грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП.

    Общий порядок

    В течение месяца после госрегистрации в налоговой службе предприятие встает на учет в Центре квотирования. Это не требуется тем, кто внесен в реестр Фонда занятости. Следует отметить, что отсутствие факта регистрации в одном из указанных органов не освобождает руководителя от требования закона. То есть, он должен осуществить трудоустройство инвалидов 2 группы, равно как и первой или третьей.

    Зачисление в штат родственников

    Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать "пошлину" за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

    Уловки крупных компаний

    Чтобы избежать необходимости выплачивать за нетрудоустроенных инвалидов, предприятия договариваются со специализированными организациями, обществами и оформляют нужное количество людей. Им также начисляется минимальная зарплата. Соответственно, посещать предприятие им тоже нет необходимости.

    Спорные моменты

    Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение "пошлины" не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

    Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении

    НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

    Проводки

    В ООО было трудоустроено 4 инвалида 2 группы. Свою профессиональную деятельность они исполняют дома. В этой связи, предприятию нет необходимости переоборудовать рабочие места для них. Зарплата каждого из них - 600 р. Налоговый вычет составит по ст. 218 НК 500 р. По ст. 239 ЕСН не выплачивается. Отчисление в ПФР осуществляется по ставке 14%, величина тарифа страхового взноса - 0.2%. В учете бухгалтер делает следующие записи:

    Дб 20 Кд 70 2400 р. - начислена зарплата сотрудникам;

    Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет с ПФР" 336 р. - взносы в ПФР;

    Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет взносов на страхование" 2.88 р. - начислены страховые взносы.

    Сумма расходов, учтенных при налогообложении прибыли, 2738.88 р.

    По взносы на обязательное соцстрахование выплачиваются по тарифам и в порядке, установленным в ФЗ №17. За сотрудников-инвалидов 1-3 гр. начисление осуществляется в размере 60%.

    Заключение

    С января по декабрь 2011 года по программе трудоустройства инвалидов было заключено 11 тысяч договоров с предприятиями. В результате в штат было зачислено 10 730 человек с ограниченными возможностями. Для них, соответственно, были переоборудованы рабочие места, оснащены необходимыми техническими средствами. В целом, как показывает статистика, большинство предприятий исполняет установленные требования закона.

    Достаточно часто нашими клиентами задается вопрос о необходимости внесения платежей за невыполнение квот и о возможности признания данных платежей в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Предлагаем Вашему вниманию позицию КОРПУСА ПРАВА по данному вопросу.

    В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы. Те категории граждан, которым наиболее сложно реализовать свое право на труд пользуются особой социальной защитой государства. Одним из способов обеспечения государством дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе инвалидам, является установление квоты для приема на работу инвалидов. 1 Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости населения и способствовать реализации конституционных прав граждан, то есть обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов и предоставлять в органы социальной защиты информацию о наличии вакантных рабочих мест и о выполнении квоты. 2 Механизм установления квоты, а также размер и порядок внесения платы за невыполнения квоты устанавливаются на уровне субъектов Российской Федерации 3 .

    На территории г. Москвы порядок квотирования рабочих мест инвалидов установлен Законом г. Москвы от 12.11.1997 г. № 47 "О квотировании рабочих мест инвалидов в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 г. № 125 - ПП "Об утверждении положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

    Согласно статье 2 Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", работодатели обязаны организовать рабочие места для инвалидов в пределах квот или внести в бюджет города Москвы обязательную плату за каждого неустроенного инвалида в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Платежи должны вноситься ежемесячно, в соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

    Таким образом, квоты для приема на работу инвалидов, введены на территории г. Москвы надлежащим образом. Однако, правовая природа платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты неоднозначна. Указанные платежи не признаются, в соответствии с Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", мерой ответственности за нарушение закона. Также, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты не может быть признана налоговым платежом или сбором, так как не указана в перечне налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации 4 . Согласно пункту 1.5 Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", квота считается выполненной в случае трудоустройства инвалида или уплаты суммы за нетрудоустройство, следовательно, плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты является альтернативным способом исполнения закона, предусмотренным самим законом.

    В случаях, когда для выполнения квоты работодатель создает рабочие места в рамках специального проекта, утвержденного, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы заключаются договоры на создание рабочих мест и получение субсидий. В этой ситуации между работодателем и Фондом квотирования г. Москвы возникают гражданские правоотношения, и плата за непредоставление рабочих мест в пределах квоты может быть квалифицирована как альтернативное обязательство 5 или как санкция за нарушение обязательств, в зависимости от условий договора.

    В связи с тем, что правовая природа этих платежей не определена, их взимание со стороны государственных органов фактически не контролируется. Обусловлено это следующим:

    1. работодатель несет гражданско - правовую ответственность за уклонение от уплаты сумм за нетрудоустройство, только если между ними заключен договор на создание рабочих мест, в пределах, предусмотренных договором;
    2. налоговой ответственности, работодатель не несет, так как плата за непредоставление рабочих мест в пределах квот, как отмечалось выше, не является налогом или сбором, следовательно, если работодатель не уплачивает данные платежи, он не совершает налогового правонарушения 6 ;
    3. уголовной ответственности за невнесение данных платежей не возникает, так как уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не попадает ни под один состав преступления 7 ;
    4. работодатель может быть привлечен к административной ответственности, однако следует иметь в виду, что работодатель привлекается к административной ответственности за нетрудоустройство, а не за уклонение от внесения платежей.
    За непредоставление рабочих мест в пределах квоты, на работодателя могут быть наложены следующие санкции:
    • штраф от 5 до 50 МРОТ за нарушение законодательства о труде 8 (риск наложения этого штрафа наиболее велик);
    • штраф от 20 до 30 МРОТ за отказ в приме на работу инвалида в пределах квоты 9 (избежать этого штрафа возможно, отказав, например инвалиду не по причине отсутствия рабочих мест, а по тому, что его квалификация не соответствует требуемой; кроме того, большинство отказов в приеме на работу производиться устно, следовательно, доказать факт отказа будет сложно);
    • штраф от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений о наличии рабочих мест для инвалидов 10 (избежать этого штрафа можно, предоставляя необходимую информацию, так как положения закона о внесении платежей за невыполнение квот и о предоставлении информации - это два самостоятельных требования, таким образом, работодатель, может не вносить платежи, но предоставлять при этом информацию).
    Следовательно, государственные органы не могут привлечь работодателя к ответственности за уклонение от внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот, а указанные выше штрафы могут быть наложены независимо от их внесения.

    Кроме того, проверка правильности исчисления, уплаты и взыскание данных платежей напрямую не отнесены к компетенции какого - либо государственного органа. Налоговые органы не вправе проверять работодателей на предмет внесение платы за невыполнение квот, доначислять невыплаченные суммы, пени и взыскивать штрафы, так как налоговые органы могут следить только за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов 11 . Инспекция труда осуществляет только контроль за исполнением работодателями законодательства о труде 12 , которым является нетрудоустройство инвалидов, но не уклонение от уплаты платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квоты, следовательно, Инспекция труда вправе только налагать штрафы, но не взыскивать неуплаченные суммы. В функции Министерства здравоохранения и социального развития и Городской комиссии по квотированию г. Москвы взыскание данных сумм также не включено.

    Таким образом, любые действия государственных органов по взысканию платежей за невыполнение квот или любые предписания государственных органов, обязывающие работодателей уплатить указанные платежи, можно обжаловать как ненормативные акты или незаконные действия государственных органов 13 .

    Если работодатель все-таки вносит платежи за невыполнение квот, у него возникают вопрос с их признанием в качестве расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль. По мнению налоговых органов г. Москвы, указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, так как не являются налогами и сборами, а представляют собой санкцию, наложенную государственными органами 14 . Однако, как рассматривалось выше, данные платежи не являются санкцией за нарушение закона, и, следовательно, могут быть признаны расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, как другие обоснованные расходы 15 . Подтверждением их обоснованности будут непосредственно Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", то есть нормативные акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с прямым указанием федерального закона, устанавливают условия, размер, сроки и порядок внесения платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот. Аналогичная позиция высказывается и в последних разъяснениях МНС РФ 16 и Минфина РФ 17 .

    На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    1. Наличие обязанности по уплате платежей за непредоставление рабочих мест в пределах квот не корреспондирует с наличием установленного законом механизма их принудительного взыскания, а также отсутствием ответственности за их неуплату;
    2. В случае взыскания этих платежей с работодателя государственными органами, он может оспорить действия государственных органов, основываюсь на том, что взыскание не относится к компетенции этих органов;
    3. Неуплаченная сумма платежей может быть взыскана с организации только по решению суда и только в размере суммы долга, пени и штрафы взысканы быть не могут;
    4. В случае внесения работодателем указанных платежей, уплаченные им суммы будут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

    Ирина КОЧЕРГИНСКАЯ,
    старший юрист Центра налогового планирования
    "Корпус права"

    1. Пункт 1 статьи 13 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подпункт 15 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
    2. Пункт 1, 3 статьи 25 Федерального закона РФ "О занятости населения в Российской федерации"
    3. Статья 21 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
    4. Статьи 18-20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
    5. Статья 320 Гражданского кодекса РФ
    6. Пункт 1 статьи 114, статья 106 Налогового кодекса РФ
    7. Часть вторая Уголовного кодекса РФ
    8. Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях
    9. Статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях
    10. Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
    11. Пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ
    12. Пункт 6 Положения "О федеральной инспекции труда", утвержденного Постановлением правительства № 78 от 28.01.2000 г.
    13. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2001 г. № КА - А 40 /1427-01
    14. Письмо УМНС по г. Москве от 27.04.2002 г. № 26-12/204833, Письмо УМНС по г. Москве от 31.12.2003 г. № 26-12/72532
    15. Статья 252, подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
    16. Письмо Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 06.02.2004г. № 02-3-07/ 17
    17. Письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 16.06.2004 г. № 03-02-05/1/55

    Работодатель обязан предоставить рабочие места для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы. К такой категории относится молодежь и инвалиды. В статье рассмотрим кто из работодателей обязан квотировать рабочие места для инвалидов, какие обязанности должен выполнять работодатель, размер квоты на территории Москвы и многое другое.

    Кто обязан квотировать рабочие места

    Квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ для каждой организации, учреждения, предприятии в пределах, установленных Федеральным законом.

    Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты составляет 2% -4% от среднесписочной численности работников. Если персонал работодателя находится в пределах от 35 до 100 человек, то квота - не более 3% (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2017).

    При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.

    От квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены:

    общественные объединения инвалидов
    организации, созданные общественными объединениями инвалидов
    хозяйственный товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов

    Какие обязанности работодателя в обеспечении занятости инвалидов

    В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ работодатель должен:

    создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и применять локальные нормативные акты, которые содержат сведения о данных рабочих местах
    создавать необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида
    предоставлять информацию в службу занятости

    Какая квота на территории Москвы

    Порядок установления квоты для инвалидов определен ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».

    Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты для инвалидов составляет 2% от среднесписочной численности работников. Расчет производится работодателем самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.

    Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

    Пример расчета квоты

    Среднесписочная численность работников компании (г. Москва) составляет 325 человек. Размер квоты для инвалидов: 325 х 0,02 = 6,5 Это значит, что квота для компании - 6 человек.

    Выполнением квоты является трудоустройство инвалида, который имеет рекомендации к труду. Подтверждение – заключение договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

    Пошаговая инструкция как организовать работу с квотированием

    Локальный нормативный акт о квотировании (образец)

    1. Общие положения

    1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ___________________________

    (закон субъекта РФ)

    1.2 Квотирование рабочих мест в ________________________________________ проводится в целях

    (наименование организации)

    усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

    1.3 Квота для приема на работу инвалидов для _____________________________ составляет 2%

    (наименование организации)

    от среднесписочной численности работников школы.

    1.4 Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников школы), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

    1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

    1.6 В среднесписочную численность работников _______________________ включаются состоящие в

    (наименование организации)

    штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

    1.7 Работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    1.8 Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет квоты, утверждаются приказом по школе по мере их создания.

    2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

    2.1 Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица:

    2.1.1 Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является ответственный за охрану труда.

    2.1.2 Ответственным за работу с центром занятости является секретарь руководителя.

    2.2 Секретарю руководителя:

    1. в течение месяца, а затем ежемесячно, направлять в центр занятости информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

    2. осуществлять учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

    3. ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты:

    • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
    • созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
    • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
    • выполнение квоты для приема на работу инвалидов.

    4. направлять в центр занятости населения информацию, о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок, после заключения трудового договора с инвалидом.

    2.3 Бухгалтер (расчетчик) школы ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности работников школы за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору школы предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов рабочих мест.

    3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

    3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

    3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

    3.3 Работодатель имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственный специалист школы направляет соответствующие запросы в центры занятости населения г. _______ и иные организации.

    3.4 Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

    3.5 За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица школы несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Какая отчетность по квотированию рабочих мест

    Работодатель обязан предоставлять органам службы занятости:

    данные о созданных им рабочих местах для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте
    информацию о локальных нормативных актах о квотировании
    сведения о выполнении квоты

    Бланки и сроки сдачи отчетности устанавливаются региональным законодательством о квотировании или принятым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости.

    Сведения о выполнении установленной квоты предоставляются в центр занятости ежеквартально.

    Ответственность работодателя

    Административная ответственность работодателя за несоблюдение установленных норм по квотированию установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

    Нарушение

    Основание

    Размер штрафа

    В отношении кого применяется

    Неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте

    ст. 5.42 КоАП РФ

    5 000 – 10 000 руб.

    Должностное лицо

    Отказ от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты

    ст. 5.42 КоАП РФ

    5 000 – 10 000 руб.

    Должностное лицо

    Непредставление (как полное, так и частичное; искажение данных) или несвоевременное представление необходимых сведений в службу занятости

    ст. 19.7 КоАП РФ

    300 – 500 руб.

    Должностное лицо

    3 000 – 5 000 руб.

    Юридическое лицо

    Согласно ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (утв. Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45) штраф за неисполнение обязанности по созданию квотируемых рабочих мест:

    для должностных лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
    для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

    Помимо работа-пылесоса вы получите ещё два дополнительных подарка при оплате счета. Первый - скидку 20% на годовую подписку на 2020 год. Второй - оставшиеся месяцы 2019 года.

    Мало кто из трудоспособного населения задумывается о том, насколько тяжело приходится лицам с ограниченными возможностями.

    Ведь инвалидам необходимо не только приспосабливаться к повседневной жизни и социуму, но и терпеть постоянное пренебрежение особенно со стороны работодателей, которые предпочитают принимать на работу граждан, не имеющих проблем со здоровьем, несмотря на то, что инвалиды 3 и 2 группы способны справляться со многими видами деятельности не хуже.

    Именно поэтому на законодательном уровне и предусмотрена норма, позволяющая обеспечить лиц с ограниченными возможностями рабочими местами в соответствии с их знаниями, квалификацией и физическими возможностями.

    Определение понятия

    На каждом предприятии с учетом специфики работы, а также сферой деятельности разрабатывает штатное расписание, которое содержит ряд должностей различного уровня, от руководства, до простых тружеников. При этом к претендентам на каждую вакансию предъявляются определенные требования, в частности, квалификацию, знания, опыт, навыки и другие возможности, используемые при выполнении определенного круга обязанностей.

    Естественно в виду того, что каждая профессия подразумевает различные требования, как по интеллектуальным, так и по физическим возможностям, на определенную должность, по сути, можно принять любого человека, если он будет соответствовать заданным требованиям. Допустим, для исполнения обязанностей системного администратора большая физическая сила не нужна, а вот высшее образование, а также математический склад ума просто необходим.

    То есть на оговоренную должность руководство компании может принять того же инвалида-колясочника, который с большим успехом будет решать виртуальные задачи в пределах своих обязанностей, причем без особых проблем. А так как работодатели заключать трудовые договора с оговоренной категорией лиц по собственной воле не стремятся, на государственном уровне предусмотрена норма, подразумевающая квотирование нескольких вакантных мест для инвалидов.

    То есть, по сути, квотой является создание рабочих мест, изначально приспособленных под лиц с ограниченными возможностями, и резервирование оговоренных вакансий государством именно для дальнейшего трудоустройства инвалидов с целью их социальной адаптации и предоставлением возможности реализовать себя как в профессиональном плане, так и в личном.

    Законодательная база вопроса

    Так в частности, в рамках ст.21 ФЗ №181 предприятия, имеющие среднесписочную численность тружеников более 100 человек, обязаны резервировать, а соответственно и предоставлять рабочие места для инвалидов в пределах 2-4%, то есть из 100 должностей, как минимум четыре должны быть предоставлены для трудоустройства лицам с ограниченными возможностями. Если же в компании задействовано более 35 сотрудников, но не свыше сотни, резервированию подлежит хотя бы 1 место труда, то есть 3%.

    При этом, учитывая, что специфика некоторых учреждений сопряжена с вредными условиями , квотирование вакансий предусмотрено только для должностей с нормальными условиями занятости, что подразумевает вычет опасных профессий из фактической численности работников, с последующим процентным расчетом исходя из полученной суммы. Также в силу оговоренной нормы от квотирования мест труда будут освобождены и те учреждения, которые организованы общественными объединениями инвалидов, в связи с тем, что в штате оговоренных организаций большинство работников изначально будут являться лицами с ограниченными возможностями.

    Следует отметить, что вопрос резерва мест труда для инвалидов регламентирован не только ФЗ №181, но и ФЗ №1032-1 «О занятости населения» , где в ст.13 закреплена норма об обязательном предоставлении вакансий лицам с ограниченными возможностями, которые заняты поиском работы. Также, учитывая, что вопрос трудоустройства лиц указанной категории, по сути, является достаточно проблематичным, порядок квотирования регламентирован и на региональном уровне , в частности, в г. Москва принят закон №90, а в Питере – Закон №280-25.

    Порядок трудоустройства

    В силу ФЗ №181 все компании, невзирая на форму собственности, при наличии штатной численности работников свыше трех десятков обязаны предоставлять хотя бы одно рабочее место для инвалида, но это в теории. На практике же далеко не все лица с ограниченными возможностями могут полноценно трудиться даже при наличии зарезервированной вакансии, ведь для некоторых из них нужно создать специальные условия , в частности, оборудовать места труда специальными приспособления теми же пандусами и поручнями либо иными локациями.

    Именно поэтому во исполнение ст.22 ФЗ №181 в некоторых организациях на основании утвержденного перечня компаний на региональном уровне, создаются рабочие места именно для инвалидов, полностью оборудованными в соответствии с требованиями Приказа Минтруда №685н и в количестве соответствующем квоте. В отношении остальных учреждений, в порядке норм ст.21 ФЗ №181 соблюдается общее требование о предоставлении мест лицам с ограниченными физическими возможности пропорционально к среднесписочной численности тружеников, в частности не менее 3%.

    Какие профессии могут быть зарезервированы

    Конечно, в силу своего физического состояния, инвалиды могут быть задействованы далеко не на всех предприятиях, а значит и должностях, учитывая, что условия их занятости должны соответствовать индивидуальному реабилитационному плану. Именно поэтому в компаниях резервируются именно те места труда, которые изначально созданы для оговоренной категории либо могут быть адаптированы под физические возможности инвалида.

    Также в рамках ФЗ №1032-1 лица с ограниченными возможностями по предложению Центра занятости по тем профессиям, овладение которыми позволяет данной группе лиц не только без особых усилий выполнять порученные задания, но и быть конкурентоспособными на общем рынке труда по вакансиям, утвержденным Приказом Минтруда №150.

    В частности, наиболее распространенными профессиями являются:

    То есть инвалиды обучаются именно тем профессиям, которые подразумевают умственную нагрузку, а не физическую, хотя в некоторых случаях, эмоциональные всплески данной категории тоже противопоказаны. Соответственно профессия для обучения в любом случае подбирается индивидуально с учетом физических возможностей инвалида, отраженного в медицинском заключении.

    Как узнать о вакансии и устроиться на работу

    Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости . То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.

    Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.

    Можно ли избежать квот

    На основании норм ст.21 ФЗ №181 требований к резервированию мест для лиц с ограниченными возможностями не предъявляются только к тем учреждениям, которые организованы сообществом инвалидов, в частности, те же общественные объединения либо компании, уставной капитал которых состоит из взносов перечисленных, инвалидами в общественные фонд.

    Также не требуется квотирование и тем организациям, где среднесписочная численность сотрудников не превышает 35 человек, что отражено в ФЗ №181. Но в виду того, что порядок квотирования вакансий для лиц с ограниченными возможностями регламентируется еще и на региональном уровне, некоторые компании, даже несмотря на сравнительно небольшой штат, все же могут обязать принять на работу хотя бы 1 инвалида.

    Существующие проблемы

    Несмотря на то, что нормы, подразумевающие резервирование либо создание рабочих мест для инвалидов, приняты еще в 1995 году, многие работодатели по-прежнему не соблюдают установленные рамки, учитывая, что административная ответственность в порядке ст.5.42 КоАП РФ предусматривает всего лишь штрафные санкции в размере 10000 тысяч . А ведь даже для средней компании оговоренная сумма является каплей в море, соответственно, действенных рычагов по обязательству учреждений исполнять нормы закона пока что нет.

    Также дополнительной проблемой является бытовые аспекты . В частности, даже если место труда будет найдено, общественный транспорт, который в принципе не предназначен для лиц с ограниченными возможностями, станет одним из самых главных препятствий, которое затруднит передвижение инвалида к работе к началу смены. А если офис компании расположен еще и в многоэтажном доме без лифта, добраться до своего рабочего места без посторонней помощи вообще будет невозможно. То есть, в настоящий момент инвалиды как бы и защищены законом в части поиска занятости, но вот в плане бытовых проблем вопрос пока что не решен.

    О резервировании должностей для граждан с ограниченными возможностями смотрите в следующем видеосюжете: