Как понять красна речь поговоркой. Проект (6 класс) на тему: "Красна речь пословицей". Пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл

Оглавление [Показать]

«Красна речь пословицей!» — говорит нам народная мудрость поговорки. Издавна, с незапамятных времён, в русском языке слово «красный» воспринималось как «красивый». Возможно, это произошло из-за любви к красному цвету. На Руси считали, что красный цвет – символ жизни, красоты, здоровья, солнца, любви, энергии, жизненной силы, цвет солнца, символ огня. Считалось — огонь обладает очищающими свойствами. Вот и пошло издревле: «Красна!» Значит красивая. Сейчас «Красна» в значении «красоты» мало употребляется. Но и в нашей жизни мы можем найти такие редкие слова. Например в пословицах, в поговорках… К примеру: «Красная девушка». Это не означает ведь, что она красная, а значит он красивая. Также как пример можно разобрать самую известную площади в России – «Красная площадь». Обозначает «Красивая, богатая.» Ну а теперь к поставленной задаче -«Красна речь пословицей!». Значит красива речь пословицей. Богата речь на пословицы.

  • Красен обед пирогами, река - берегами, сходка - головами.
  • Красен посул, да голоден.
  • Красна баба повоем, а корова удоем.
  • Красна весна, да голодна.
  • Красна весна цветами, осень - снопами.
  • Красна девка до замужества,
  • Красна дорога ездоками, а обед - едоками.
  • Красна пава пером, а жена - нравом.
  • Красна пава перьем, а жена - мужем.
  • Красна птица пением, а человек - умением.
  • Красна птица пером, а человек - умом.
  • Красна река берегами, а обед - пирогами.
  • Красна речь поговоркою.
  • Красна речь с пословицей.
  • Красна речь слушаньем.
  • Красна ягодка, да на вкус горька.
  • Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
  • Красненькая ложечка охлебается, и под лавкой наваляется.
  • Красно бранье отдачею.
  • Красно говорит, а слушать нечего.
  • Красно гумно стогами, а стол - пирогами.
  • Красно, да полиняло; умно, да поветшало.
  • Красно лето - зеленый покос.
  • Красно лето - никому не докучило.
  • Красно поле пшеном, а беседа-умом.
  • Красно поле снопами, а гумно - скирдами.
  • Красному яблоку червоточинка не укор.
  • Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.
  • Красны займы отдачею, а наймы - уплатою.
  • Красны похороны плачем, свадьба - песнями.
  • Красный гроб не для покойника хорош.
  • Красен разговор, да не спор.
  • Красна речь поговоркой.
  • Красна речь пословицей.
  • Красна речь притчею (пословицей).
  • Красна речь умом.
  • Красна речь слушанием.
  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
  • Красна сказка складом, а песня - ладом.
  • Красно поле зерном, а беседа - умом.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Красно поле рожью, а речь ложью.
  • Красное дерево редко, красное слово метко.
  • Красное слово всегда впору.
  • Красное слово не ложь.
  • Красное словцо всегда бывает остро.
  • Красное словцо не ложь.
  • Красную речь красно и слушать.
  • Красному утру не верь!
  • Красный день познается утром.
  • Красна ложечка с похлебочкой.
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
  • Красна милость и в правде.
  • Красна пава пером, а жена нравом.
  • Краснее красна не нарядишься.
  • Красен человек статью.
  • Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.
  • Для красного словца не пощадит (не пожалеет) ни матери, ни отца.

средняя общеобразовательная школа № 000

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Волгоград 2010

« Красна речь пословицей ».

Цели:

· Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

· Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

· Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

· Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

1 конкурс

Всему свое время

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Маленькое дело











– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то… (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле… (не воин)

— Дело мастера… (боится)

3 конкурс

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

· Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

· Когда … на горе свистнет. (Рак. )

· … рубят – щепки летят. (Лес. )

· Не …, так и не мычи. (Корова. )

· Не плюй в… – пригодится воды напиться. (Колодец. )

· Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс


Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва. Введенская и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г. Хлысталова развитие мл. школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68. Волина играя. – М.: Новая школа, 1994г. Морозова в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г. , Пословицы и поговорки народов Востока.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г Шорыгина Т. Пословицы и поговорки. Книголюб, 2008

Проекты по теме:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №100

Кировского района г. Волгограда

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2-4 классов

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

Шлыкова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

Волгоград 2010

«Красна речь пословицей».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование. Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО. У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске: Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится. Пословица — всем делам помощница. – Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения? Дети. Пословицы. У. Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится». Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда … на горе свистнет. (Рак. )

    … рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не …, так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень . Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

Список использованной литературы

    Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва.

    Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г.

    Хлысталова А.Н. Литературное развитие мл.школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г.

    Вавилова Н.С. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68.

    Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.

    Морозова Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г.

    Г. Л. Пермяков, Пословицы и поговорки народов Востока.
    Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г

    Шорыгина Т. Пословицы и поговорки.Книголюб, 2008

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Исследование их как средств выразительности и идейно-эмоциональной характерности. Определение функций пословиц и поговорок в русской речи. Использование их в произведениях великих писателей.

    реферат , добавлен 30.10.2014

    Понятие, признаки, языковые особенности разговорной речи, основная сфера ее реализации. Место разговорной речи в составе литературного и национального языка. Слоговая редукция, другие фонетические явления. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей.

    реферат , добавлен 20.07.2013

    Составляющие паремии, двуплановая характеристика пословиц. Явление пареомиологической омонимии и синонимии. Смысловые соответствия пословичных изречений. Связь между немецкими и русскими пословицами, трудности, возникающие при переводе на русский язык.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Письменная разговорная речь. Обмен электронными письмами программистов. Традиционное понимание разговорной речи как "разновидности устной литературной речи". Феномен речи, обладающей многими характеристиками разговорной речи в условиях Интернет-дискурса.

    реферат , добавлен 11.05.2014

    Место разговорной речи в системе языка, ее характерные особенности, проявляющиеся на разных языковых уровнях. Синтаксические особенности русского и английского разговорных языков. Граница между нормами литературного языка и тенденциями разговорной речи.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2013

    Понятие и отличительные особенности разговорной речи, ее общая характеристика и использование в литературном языке. Фонетические, морфологические, синтаксические и лексические нормы разговорной разновидности литературного языка, случаи ее применения.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Многообразие функциональных стилей русского языка. Использование языковых стереотипов при написании официальных бумаг. Функции научного стиля. Особенности морфологии разговорной речи. Эмоциональность как характерная черта публицистического стиля.

    Пословица Ø жанр устного народного творчества. Ø жанр фольклора, краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Ø краткое народное изречение с назидательным содержанием (из толкового словаря С. И. Ожегова).

    БЕЗ ПОСЛОВИЦЫ НЕ ПОЖИВЁШЬ. ПОСЛОВИЦА ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОШНИЦА ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ

    «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы, хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. » Л. Н. Толстой

    «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в народных изречениях. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда. » М. А. Шолохов

    Что с возу упало, того не вырубишь топором. Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь. Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. Один в поле – семеро с ложкой. Чай пить – щепки летят.

    Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Сто голов – сто умов. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один за всех и все за одного. Ум – хорошо, а два – лучше. Для друга и семь вёрст не околица.

    Определи, все ли пословицы про лентяя üЛюди пашут, а он руками машет. üНа чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и сам добывай. üДень гуляет, два больной, а на третий выходной. üКак волка не корми, все в лес смотрит. ü Словами и туда и сюда, а делами никуда.

    ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ ЯЗЫК … СЛОВО… ИСКРУ… НЕ ДОРОГ… ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, НЕ ГОТОВЬ… НЕ В СВОИ… ЖИЗНЬ… ГУСЬ… ПОЙМАЕШЬ ТУШИ ДО ПОЖАРА, БЕДУ ОТВОДИ ДО УДАРА ПОДАРОК, ДОРОГА ЛЮБОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ САНИ НЕ САДИСЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА СВИНЬЕ - НЕ ТОВАРИЩ

    Все ли пословицы про ум, учение üКорень учения горек, да плод сладок. üЧеловек неученый, что топор неточеный. üПравда в воде не тонет, в огне не горит. üНе зная броду не суйся в воду. üПо одежке встречают, по уму провожают.

    Найди и исправь ошибку Долог день до вечера, коли кушать нечего. Знает Мурка, чьё мясо съела. Деньгами горю не поможешь Сам кашу пересолил, сам и расхлёбывай. Кашу маслом не измажешь. Не говори «УРА» пока не перепрыгнешь. Не спеши ногами, торопись делом. Кончил дело, отдыхай смело.

    Поговорка - ? ? ? Ø меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения; Ø украшение речи.

    пословицы Легко чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь – вода и будет. И нашим и вашим за копеечку спляшем. Шито-крыто, а узелок-то тут. Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда. поговорки Чужими руками жар загребать В ступе воду толочь И нашим и вашим Шито-крыто Чудеса в решете


    Цели исследования: Что такое пословица? Происхождение русских пословиц. Известные собиратели русских пословиц. Тематика и художественные особенности пословицы. Пословица в современной речи. Нужны ли нам сегодня пословицы? Способы, путиисследования: Работа с теоретическим материалом (учебник, словари, материалы Интернета). Анкета для учащихся 5 в класса (вопросы и задания). Анализ анкетирования, выбор интересного материала. Создание презентации « Красна речь пословицей ». Итоги: ответ на вопрос « Нужны ли нам сегодня пословицы?» Выступление на классной конференции.


    Что такое пословица? Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: « без труда не выловишь и рыбку из пруда ». Автором их, как правило, является народ. Кто - то когда - то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что - то свое … Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять « авторские » пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг … Но значение пословиц в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Итак. что же такое пословица?












    Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от XVII в. Первый такой сборник « Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту ». В него входит около двух тысяч восьмисот текстов из более ранних сборников. Петр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины XVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу « Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие », где поместил около тысячи пословиц.




    В 1862 году вышел сборник В. И. Даля « Пословицы русского народа », включавший уже пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике. 4- томный « Толковый словарь живого великорусского языка » (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.


    Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В. И. Даля и А. С. Пушкина. В этом немалую роль сыграли работа Даля над словарем и собирание им пословиц. Даль и позднее вспоминал о том, с каким энтузиазмом Пушкин говорил о богатстве русских пословиц. По свидетельствам современников, великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка. Александр Сергеевич и Владимир Иванович не раз делили тяготы нелегких путешествий по дорогам России, ездили по местам пугачевских походов.


    ПОСЛОВИЦЫ О ПОСЛОВИЦАХ «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится» «Пословица да присказка беседу красят»


    Пословица как фольклорный жанр Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. « Без пословицы не проживешь », - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места. Многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл.




    Эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.


    О труде Землю красит солнце, а человека труд. Труд человека кормит, а лень портит. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. О Родине Своя земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. О семье При солнышке тепло, при матушке добро. Нет такого дружка, как родная матушка. О дружбе Крепкую дружбу топором не разрубишь. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Старый друг лучше новых двух. О природе и человеке Лето собирает, а зима поедает. Снег на полях – хлеб в закромах. Солнце пригреет, и все поспеет. Мороз не велик, стоять не велит.






    Из сказок, преданий, анекдотов: « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает », « По усам текло, да в рот не попало » Из церковных книг: « Бог дал, Бог и взял » Пословицы литературного происхождения: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Я там был, мёд, пиво пил - И усы лишь обмочил. « А ларчик просто открывался », « А Васька слушает да ест », « А (да только) воз и ныне там », « У сильного всегда бессильный виноват ». И. А. Крылов А. С. Пушкин


    Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? АНКЕТА 1. Моя любимая пословица. 2. Пословицы в речи моих родителей. 3. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников. 4. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?




    Переносное значение 1: Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности. Переносное значение 2: Если вам что - то очень нужно, значит он должно прийти в вашу жизнь. Чтобы оно туда поместилось, нужно свободное пространство. Чтобы появилось пространство, нужно его создать. Чтобы создать пространство, нужны определенные действия. Если вы будете бездействовать (лежать, как камень) пространство не появится. И вы никогда не получите того, что хотите. Под лежачий камень вода не течёт


    Н. В. Гоголь: « В них всё есть издевка, насмешка, попрек, словом всё шевелящее и задирающее за живое » А. С. Пушкин: « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Л. Н. Толстой: «… свод глубокой житейской мудрости, которой живет народ » М. Горький: « Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги »



    Красна речь пословицей

    Ход занятия

    1. Сообщение темы урока

    ЦОВСПОАИЛ (пословица)

    2. Выставка книг с пословицами и поговорками

    3.Основная часть

    Что такое пословица?

    Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

    Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

    Объясните смысл?

    (На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)

    ЦЕЛЬ : Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

    Что же общего между ними?

    А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

    Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

    Как сыр в масле катается. (Поговорка)

    Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

    Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

    Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

    Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

    Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

    Решетом воду носит. (Поговорка)

    Б) Русские писатели

    В) Пословицы о пословицах.

    Пословица недаром молвится.

    (Портрет)

    Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

    4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

    А) Игра «Перепутаница»

    Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

    В) Игра «Закончи пословицу»

    Чтение - лучшее………….(учение)

    На безрыбье……..(и рак рыба)

    Шила в мешке……(не утаишь)

    Один в поле…..(не воин)

    Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

    Д) Конкурс «Магические числа»

    Ж) Конкурс «Собери пословицу»

    Пословицы рассыпались.

    (ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)
    (ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

    (СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

    З) Конкурс «Поле чудес»

    Е) Конкурс «Угадай»

    Досказать пословицу

    Овчинка…….(выделки не стоит)

    5. Заключительная часть(рефлексия).

    Что было самым интересным?

    Красна речь пословицей

    Ход занятия

    1.Сообщение темы урока

    –Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…

    Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

    ЦОВСПОАИЛ (пословица)

    2.Выставка книг с пословицами и поговорками

    –Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

    3.Основная часть

    Что такое пословица?

    Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

    Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

    Объясните смысл?

    (На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)

    ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

    Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

    Что же общего между ними?

    В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.

    Чем пословица отличается от поговорки?

    (Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в

    ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее,

    охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)

    А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

    Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

    Как сыр в масле катается. (Поговорка)

    Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

    Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

    Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

    Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

    Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

    Решетом воду носит. (Поговорка)

    Б) Русские писатели

    Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)

    «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

    «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

    «Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

    В) Пословицы о пословицах.

    Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.

    Пословица недаром молвится.

    Пословица ведётся, словно веником метётся.

    Пословица - всем делам помощница.

    Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

    Когда появились пословицы и поговорки?

    Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)

    Таким писателем был Владимир Иванович Даль?

    (Портрет)

    Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

    Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

    4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

    (Класс делится на три команды, дети получают задания)

    А) Игра «Перепутаница»

    К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.

    Что с возу упало, того не вырубишь топором.

    (Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)

    Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

    (Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

    Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

    (Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)

    Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.

    (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)

    Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

    (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

    (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)

    В) Игра «Закончи пословицу»

    (Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)

    Терпение и труд…………(всё перетрут)

    Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)

    Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)

    Чтение - лучшее………….(учение)

    Поспешишь - ………..(людей насмешишь)

    Сделал дело -……………(гуляй смело)

    С волками жить……..(по-волчьи жить)

    Худой мир….(лучше доброй ссоры)

    На безрыбье……..(и рак рыба)

    Шила в мешке……(не утаишь)

    Один в поле…..(не воин)

    Новый враг хуже……(старых двух)

    Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

    Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь

    Д) Конкурс «Магические числа»

    Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)

    Ж) Конкурс «Собери пословицу»

    Пословицы рассыпались.

    (ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)

    (ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

    (СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

    З) Конкурс «Поле чудес»

    На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.

    УЧЕНЬЕ-СВЕТ,НЕУЧЕНИЕ-ТЬМА

    Е) Конкурс «Угадай»

    Досказать пословицу

    Любишь……..(кататься, люби саночки возить)

    Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)

    Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)

    Жизнь………(прожить - не поле перейти)

    Овчинка…….(выделки не стоит)

    5.Заключительная часть(рефлексия).

    Вот и подошло наше занятие к концу.

    С чем мы сегодня знакомились на уроке?

    Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.

    Что было самым интересным?

    Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?