Как отвлечь собаку. Собака не хочет оставаться одна. Современные методы дрессировки

Причины подобной беды обычно следующие:
Психические травмы, полученные в прошлом. Боязнь процедуры.
Возможно на одной из процедур Вы напугали собаку, причинили боль.

Главное не успокаивать и не гладить собаку, если она испугалась, иначе можно закрепить эту проблему. Когда собаку гладят или дают ей лакомство, она воспринимает это как похвалу, за то, что она делает. Если, мы ее гладим, успокаиваем голосом или даем что-то вкусное, когда собака испугалась, она думает, что бояться хорошо, что прижимать уши, скулить, поджимать лапы и хвост, трястись - это поведение, которое нравится хозяину.

Для того чтобы приучить собаку ничего не бояться, необходимо перестать ее успокаивать.

Не замечаем ее испуга, не показываем, что сами боимся, не хвалим за страх. Стараемся отвлечь собаку от источника ее испуга игрой или какой-либо командой.

Собака не приучена к процедуре и поэтому постоянно пытается вырваться и убежать.

Проблема доминирования .
Собака считает себя главнее вас и ей разумеется не нравится, что вы принуждаете ее или ограничиваете ее свободу.

Как правильно проводить гигиенические процедуры и решить проблему
Приучать к фену, когтерезке, щетке собаку необходимо как можно раньше, желательно с первых дней жизни малыша у вас дома.
Обязательно попросите заводчика или вашего ветеринарного врача, объяснить вам как правильно ухаживать за собакой. Проводите первые процедуры под их руководством.
Перед этим собаку необходимо хорошо выгулять на улице или активно поиграть в квартире, чтобы утомить. Главное правило – не торопитесь, не удерживайте собаку силой. Будет намного лучше если вы отвлечете собаку игрушкой или дадите вкусный хрустик или косточку. В противном случае Вы напугаете животное и в следующий раз Вам будет намного сложнее.
Если же четвероногий друг сильно вырывается и сопротивляется, то отложите процедуру на некоторое время и попробуйте вновь, когда пес устанет. Например щенка лучше причесывать, когда он сильно устал и хочет спать или даже уснул.
Первое время гигиенические процедуры не должны длится больше чем несколько минут, ведь малышу так сложно усидеть на одном месте.
Пока собака не привыкла спокойно переносить эти процедуры, не стоит делать все разом, в один прием. Намного будет лучше если вы разобьете уход за собакой на несколько коротких сеансов. Например, сначала можно причесать и отпустить малыша побегать, через некоторое время постричь коготочки.

Не скупитесь на похвалу, после каждой процедуры и во время нее обязательно хвалите собаку, можно давать маленькие кусочки лакомства.
Если все прошло удачно, то обязательно поиграйте с собакой, она должна связывать гигиеническую процедуру с чем-то приятным.
Если же собака испугалась, начала сильно вырываться, ее не выходить отвлечь, то лучше собаку отпустить, но при этом полностью игнорируя хотя бы 30-40 минут. Собака должна видеть, что вы ей не довольны и не хотите общения.

Если же собака боится, испытывает сильный стресс, так как ранее ее напугали или причинили боль, лучше пойти немного другим путем.
Главное правило – не спишите. Не стоит приучать ко всем процедурам одновременно. Начните с чего-то одного и постепенно вводите новое.

Приучение необходимо разбить на несколько этапов :
Первый этап:
Сначала собаку придется приучить к когтерезке, фену, щетке, воде и только потом активно использовать.
Собака не должна бояться места в котором проводится процедура или предмета, которым она совершается.
Поэтому в течение нескольких дней показывайте собаке ножницы, расческу, фен, при этом за спокойное поведение поглаживайте и угощайте вкусным лакомством. Если собака не боится, то пощелкайте ножницами около собачки, тихонько включите фен, опять же не забывайте поощрять за спокойное поведение.
Если собака испугается, то игнорируйте собаку, как будто ничего не произошло, через некоторое время предложите собаке поиграть и повторите процедуру.
Как можно чаще заводите в ванную, конечно не силой, а например за вкусный кусочек или игрушку, включайте воду.
Если страх очень сильный в течении нескольких дней кормите собака только в присутствии включенной воды или фена.

Второй этап:
Поставьте перед собакой тарелочку с вкусным угощением, но не давайте из нее брать еду. Посадите собаку, напротив, в одну руку возьмите ножницы в другую лапку собаки и пощелкаете около лапки ножницами, держа ее в руке. Если Вам сложно держать и собаку и ножницы, то попросите кого-нибудь подержать собаку. Пощелкав несколько раз, отпустите собаку и позвольте скушать угощение.
Если собака испугается, то предложите ей интересную игру, чтобы отвлечь ее. На 5-7 дней вернитесь к первому этапу.
Так же образом поступите с феном или щеткой.

Третий этап:
Опять поставьте тарелочку с вкусными кусочками напротив собаки. Посадите собаку, возьмите ее лапку в руку, в другую руку возьмите ножницы и очень аккуратно начинайте стричь когти, состригая самый кончик. На первый раз хватит и одного коготочки, после этого сразу отпустите собаку к блюдцу с угощением.
С феном и щеткой поступите так же.
С каждым разом увеличивайте длительность процедуры.

Если собака не боится гигиенических процедур, вида фена, щетки и ножниц, ведет себя активно. Пытается кусаться и рычит, то скорее всего, вы столкнулись с проблемой доминирования.
В этом случае для решения проблемы Вам потребуется обратиться к кинологу. Он покажет как правильно справится с агрессией.
Научит собаку слушаться вас и выполнять ваши требования.


♦ Одно из важнейших условий успешной дрессировки собаки - активное использование задатков, привычек и движений, свойственных животному по природе.

♦ Дрессировка собаки будет успешной только в том случае, если здоровье собаки в общем находится в хорошем состоянии, что обеспечивается правильным уходом и сбалансированным питанием.

♦ Для дрессировки собаки необходимо иметь комплект специального индивидуального и группового снаряжения и инвентаря.

К индивидуальным средствам относятся: обычный и металлический (строгий) ошейники, короткий и длинный поводки, намордник, шлейка, цепь, прикол, различные предметы для апортировки, сумка для лакомства (см. рис.).

♦ При работе с собакой очень важно знать и учитывать ее индивидуальные особенности. Индивидуальность собаки определяется различными факторами: наследственностью, индивидуально приобретенным опытом, воспитанием. Она проявляется, главным образом в чертах темперамента. У собак, как и у людей, выделяют четыре типа темперамента.

Собакам-холерикам свойственна очень высокая активность, энергичность, яркая эмоциональность, проявляющаяся прежде всего в злобе и агрессивности. Сангвиники также характеризуются высокой эмоциональностью, но только положительно окрашенной, подвижностью; флегматики - низкой активностью, медлительностью; меланхолики - также низкой активностью, высокой эмоциональной реактивностью. Методические приемы подбирают в соответствии с темпераментом собаки для выработки тех или иных навыков.

Следует также учитывать возраст животного, наличие уже приобретенных навыков, как положительных, так и отрицательных, пол животного, его естественные повадки. Общий принцип таков: что пригодно и необходимо для одной собаки, совершенно не нужно для другой. Дрессировщик должен сам, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, изобретать полезные раздражители, вызывающие желаемые ответные реакции. Во время дрессировки собаки следует сознательно вызывать и использовать для выработки навыков нужные и тормозить, или вообще предотвращать нежелательные, мешающие дрессировке например, эмоции, связанные с половым влечением.

Специальный инвентарь для выработки общедисциплинарных навыков

а - ошейник; б- поводок; в- поводок длинный; г - намордник; д - строгий ошейник (парфорс); е- цепь; ж- апортировочные предметы (1-матерчатый, 2- деревянный); з - сумка для лакомства; и - сумка для инвентаря; к - прикол.

Процесс выработки навыков у животного сопровождается переживаниями в форме приятных и неприятных эмоций. Нужные для дрессировщика действия поощряются и поэтому сопровождаются положительными эмоциями, в то время как ненужные действия тормозятся и вызывают проявление отрицательных эмоций. Еще раз подчеркнем, что для каждой деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором достигается наилучший эффект, но за верхним пределом которого активность животного движется по убывающей.

Чтобы не передрессировать собаку

♦ Для эффективного формирования рефлекса и предупреждения охранительного торможения, иными словами, чтобы не передрессировать собаку, между упражнениями необходимо выдерживать достаточный интервал. В первых стадиях выработки навыка количество упражнений должно быть минимальным: 10-20 упражнений в день на отработку общедисциплинарных навыков с интервалом между ними от 2 до 5 и более минут, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки.

По мере упрочения навыка продолжительность интервалов между упражнениями меняют: сокращают или удлинняют, в зависимости от конкретной ситуации. При этом нужно учитывать характер вырабатываемого навыка. Так, при выработке сложных навыков количество упражнений уменьшают, при выработке простых - увеличивают. При пищевом подкреплении количество упражнений можно увеличить, при механическом - уменьшить. Если собака активна и долго не утомляется, количество упражнений можно увеличить, если утомляется быстро - уменьшить.

Дрессируя собаку

♦ Дрессируя собаку, необходимо использовать как можно большее количество факторов, сочетать их по мере возможности и необходимости. Такого рода факторами являются: игра, естественны повадки, имеющиеся навыки, непосредственное воздействие на собаку, «заразительное» поведение.

♦ Следует помнить, что любые действия дрессировщика в ходе работы с собакой сразу влекут за собой ответную реакцию со стороны собаки, то есть формируют условный рефлекс.

Если действия дрессировщика достаточны четки, то навык формируется более успешно. Ошибочные же действия дрессировщика формируют ненужные навыки и препятствуют выработке нужных. Нежелательный рефлекс может возникнуть у собаки, даже если дрессировщик допустил всего один неверный шаг. Например, она может начать бояться сильных раздражителей или самого дрессировщика.

Какое-то конкретное воздействие на организм собаки у разных животных может привести к неодинаковому результату, порой противоположному ожидаемому. Поэтому дрессировщик должен творчески подходить к процессу дрессировки и в каждом конкретном случае искать индивидуальные приемы воздействия. Практика показывает, что, чем больше творческая активность дрессировщика, тем дружелюбнее отношение собаки к человеку.

♦ При дрессировке собаки следует применять общепедагогическое правило: от простого к сложному. На каждом занятии рекомендуется отрабатывать один основной навык в необходимом сочетании с некоторыми выработанными раньше, постепенно усложняя и совершенствуя их. При этом следует выбирать такую последовательность, чтобы один навык не оказывал отрицательного влияния на подкрепление другого.

♦ Никогда не бейте собаку ни во время дрессировки, ни в повседневном общении, не натравливайте на других собак, людей и других домашних животных ради развлечения!

Отвлекающие раздражители собаки

Отвлекающими раздражителями собаки называются такие раздражители, которые действуют на собаку сильнее, чем раздражители, даваемые дрессировщиком. Они затормаживают влияние дрессировщика, и собака выходит из его подчинения.

В нестандартной обстановке они служат более сильными факторами, влияющими на собаку и отвлекающими ее от работы. Поэтому, чтобы процесс дрессировки был наиболее эф­фективным, следует воспитывать в собаке невнимательность к окружающей среде и развивать у нее безотказность исполнения. Необходимо помнить, что в период обучения влияние дрессировщика должно быть сильнее влияния внешнего мира!

Развитие дисциплины у молодой собаки начинают в тихом, уединенном месте, где раздражители сведены к минимуму. Когда ее связь с дрессировщиком будет установлена, можно переходить к работе в присутствии людей, собак, шуме транспорта и т.п. После этого уже возможен переход к условиям, приближающимся к условиям реальной службы.

Невнимательность собаки

Следует заметить, что отвлекающие раздражители собаки могут иметь внутреннюю, физиологическую природу, например, холод или голод. Они могут действовать на собаку сильнее, чем внешние раздражители. Отвлечение на внешние раздражители сопровождается чувством страха невнимательностью со стороны собаки. В обоих случаях условный рефлекс отсутствует по причине внешнего торможения.

В первом случае сигнал не воспринимается, вследствие появления ориентировочного рефлекса на новые раздражители, результатом чего становится невнимательность собаки. Во втором - новый раздражитель воспринимается как сигнал опасности и вызывает соответствующую оборонительную реакцию у собаки, а также чувство страха. Для преодоления невнимательности собаки, дрессировщик должен применить угрожающую интонацию, чтобы вернуть ее к действительности.

В случае страха следует успокоить собаку лаской и игрой, чтобы новый раздражитель потерял свою значимость в качестве сигнала опасности. Дело в том, что сигнал, не подкрепляемый несколько раз непосредственным раздражителем, теряет свое значение и становится безразличным для собаки. В последующие дни искоренению у собаки боязни данного раздражителя следует посвятить несколько специальных уроков.

Лучшим временем для дрессировки собаки

Лучшим временем для дрессировки собаки является раннее утро. Чистый воздух, минимальное количество раздражителей, свежесть сил собаки - все это способствует успешной работе. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Сильный холод и сильная жара являются очень сильными отвлекающими раздражителями.

Они тормозят у собаки заинтересованность к работе и стремление к достижению результата. Поскольку у собаки отсутствуют потовые железы, в жаркую погоду она очень быстро теряет выносливость и становится вялой. Этого можно в некоторой степени избежать, подавая более сильные, чем обычно раздражители. Но безотказность выполнения работы при любой температуре можно привить только путем постепенного закаливания организма.

Приступая к работе с собакой, необходимо учитывать степень ее акклиматизации.

Немаловажное значение имеет ветер. Он особенно значим при работе собаки по запаховому следу. Ветры следует рассматривать по: 1). Направлению. 2). Характеру. 3). Силе. По направлению ветер может быть попутный, встречный, боковой и угловой. По характеру - благоприятный (южный и западный) и неблагоприятный (северный и восточный в зимний период). Сила ветра имеет большое значение для сохранения следа: чем слабее ветер, тем лучше будет удерживаться запах на следе и, соответственно, наоборот. Сильнее всего следовую работу затрудняет боковой ветер: он отводит молекулы запаха со следа под углом в сторону.

Это заставляет собаку отклоняться, иногда очень значительно, от правильного направления, резать углы, забегать вперед и делать проскачки. Ориентировка собаки поэтому затрудняется: ее внимание отвлекается рассеянными в воздухе молекулами запаха, которые сбивают собаку с правильного направления. При встречном ветре, особенно при работе с коротким запаховым следом, молекулы запаха идут по воздуху навстречу носу собаки.

Это заставляет ее прибегать к верхнему чутью, что усложняет работу и сбивает собаку со следа. Попутный ветер уносит весь запах, находящийся в воздухе, вперед, оставляя его исключительно на самом следу. Легкий попутный ветер является наиболее удачным при работе со следом, так как он заставляет собаку пользоваться исключительно нижним чутьем. Немаловажным фактором является почва.

Дрессировка собаки по следу

При дрессировки собаки по следу почва является держателем молекул запаха, оставленного на следе. Благоприятными почвами можно считать следующие: влажную, взрыхленную, чернозем, луговую, пресную, глинистую, торфяную, снежный покров. Неблагоприятны следующие почвы: сухая, каменистая, песчаная, болотистая.

Пыль и мелкий песок в жаркую погоду забивают поры обонятельных путей собаки. Из-за этого ее нюх притупляется. При работе на почвах, удерживающих молекулы запаха, влияние температуры не имеет решающего значения. При работе же на почвах, не удерживающих запаха, влияние температуры значительно усложняет работу. Еще одним важным фактором является характер местности. Ровная местность облегчает работу собаки, заметно пересеченная, напротив, осложняет. Близость озера или реки освежает атмосферу и тоже облегчает работу.

Мелкий кустарник способствует развитию у собаки поисковой активности. Весьма полезен изменяющийся рельеф и характер местности, так как он способствует активизации поиска. Но такого рода рельеф не следует вводить с самого начала занятий. При работе с собакой необходима периодическая перемена места, так как смена впечатлений вызывает большую заинтересованность и, следовательно, большую энергичность в работе. Населенность местности, а также движение по ней служат отвлекающими раздражителями, и это тоже следует учитывать при построении работы. Планируя занятие с собакой, следует также учитывать состояние погоды.

Прохлада и свежесть облегчают работу, а напряженность в атмосфере, например перед грозой, состояние способствуют упадку общей жизнедеятельности собаки, вызывают подавленность. Мелкий дождь для работы активных и энергичных собак значения практически не имеет. Собака же со слабой конституцией может при дожде и снеге отказываться от работы. Небольшой ветерок освежает собаку, особенно в жаркие дни, но влияет, однако, на степень сохранности следа. Сильные и встречные ветры мешают работе, затрудняют дыхание собаки и поднимают молекулы запаха.

Если вы бывали на выставках собак, то наверняка обращали внимание на некоторых хэндлеров, собаки которых ни на секунду не отрывали от них взгляда во время работы в ринге. Наверняка вы думали о тесной взаимосвязи между собакой и хэндлером и о том, как здорово иметь подобный контакт с собакой. Действительно ли все так?

Когда я впервые столкнулась с обучением послушанию в условиях постоянных отвлекающих факторов, я была очень разочарована, когда узнала каким способом, была достигнута подобная концентрация внимания.

Наиболее часто практикуемый способ обучения подобным навыкам - силовой. Во время тренировки вы стоите со своей собакой, подавая ей команду «Смотри на меня!» В это время помощники пытаются всеми возможными способами отвлечь вашу собаку: свистят, хлопают в ладоши, предлагают колбасу и сыр. Если собака отвлекается на раздражители, вы должны сказать «Смотри на меня!» после чего следует резкий рывок поводка (на собаку в это время одет строгий ошейник). Собаки очень скоро начинают понимать, что цена, которую им приходится платить за взгляд в сторону, чересчур высока и вот ее глаза уже приклеены к лицу хозяина из страха перед болью в случае поступи она иначе.

Следующий способ отработки команды «Смотри на меня» называется «горячим» и доставляет больше удовольствия обеим сторонам. Он заключается в том, что вы набиваете полный рот теплой (так она вкуснее!) измельченной сосиской и даете время от времени кусочек вашей собаке. Вы можете при этом плавно перемещаться или поворачиваться вокруг своей оси. Суть в том, что собака не знает, в какой момент выдадите ей очередной кусочек, и она ей приходится постоянно контролировать вас, и ее взгляд постоянно устремлен на ваше лицо. Конечно, она больше смотрит на ваш рот, чем в глаза, однако когда собака пищевик и вы занимаетесь с ней регулярно, этот метод позволяет достичь успехов в концентрации внимания в условиях среды полной отвлекающих факторов.

Я предпочитаю второй способ как более позитивный, и мои собаки работают, но при условии большого количества отвлекающих факторов, приобретенные этим методом навыки, дают иногда сбой.

Оба описанных выше способа стары как мир, в то время как изучение собачьей психологии не стоит на месте, и сейчас практикуются более современные концепции обучения.

Современные методы дрессировки

Современные тренеры, практикующие позитивные технологии дрессировки, имеют более сложный подход к обучению команды «Смотри на меня» Смысл тренировки в том, чтобы убедить собаку в том, что глядя на нее тренер (владелец) всегда делает что-то хорошее, независимо от того, где он с собакой в данный момент находится.

На первое занятие владельцы приходят без своих собак, и тренер объясняет, что во время следующего занятия, когда они уже придут со своими собаками, они будут стоять спокойно, не будут дергать поводки, пытаясь привлечь внимание своего питомца. Как только пес хотя бы на секунду посмотрит на своего владельца - он нажмет кликер* и даст собаке угощение. Дрессировщик (которым для своей собаки являетесь Вы) должен продолжать нажимать кликер и давать собаке угощение пока она смотрит на него. Если собака смотрит в сторону, кликер не нажимается, угощение не дается. Целью этого упражнения является обучение собаки тому, что любое произвольное внимание является хорошо поощряемым.

Подобное упражнение не должно занимать более пяти минут, так как собаке трудно быть сосредоточенной на чем-то в течение более продолжительного периода времени. Когда провалы внимания слишком велики, время от времени можно звать свою собаку, называя ее кличку, но в идеале желательно находить возможность кликнуть и вознаграждать собаку за непроизвольное внимание.

Как только собака достигает определенного прогресса, необходимо добавить несколько отвлекающих факторов. Но вместо того, чтобы наказывать собаку в моменты, когда она отвлекается, необходимо продолжать нажимать на кликер и поощрять ее в момент когда она обратит внимание на дрессировщика. Они должны знать, что сохранение внимания на владельце в таких ситуациях хорошо вознаграждается.

«Она просто смотрит на еду!»

В течение 6ти недель после начала дрессировки, некоторые владельцы начинают отмечать, что собака ориентируется не на лицо, а на место, где хранится лакомство - мешочек на поясе, карман или руки или руки с кусочком лакомства. Это не совсем то, чего мы добиваемся. Что делать?

Владелец при дрессировке начинает акцентировать внимание именно на зрительном контакте с собакой. Как только собака смотрит ему в глаза, дрессировщик нажимает на кликер и поощряет собаку. После чего он может повернуться чуть в сторону и ждать. Рано или поздно собака, которая внимательно смотрит, допустим, на карман, заглянет в лицо владельца, как бы спрашивая, почему же он не кликает. В этот момент тренер жмет на кликер и угощает внимательного пса. Он повторяет эти действия до тех пор, пока собака смотрит ему в глаза.

Затем можно отойти от собаки на пару шагов подальше и продолжить игру. В этот момент добавляется команда «Смотри» или «Внимание». Важно говорить эту команду одновременно нажимая на кликер и поддерживая в этот момент визуальный контакт. Важно успеть произнести команду и кликнуть до того как собака отведет взгляд, постепенно удлиняя время визуального контакта, пока собака не начнет понимать, что «Смотри» означает «поддерживать визуальный контакт до тех пор пока не будет дан отбой».

В конце концов, поощрение может быть где угодно, в то время как взгляд любимца остается прикован к лицу владельца в течение длительного периода времени. Вуаля! Теперь эта собака и ее владелец могут прийти на выставку, где их совместная работа в ринге станет предметом восхищения и зависти зрителей и участников шоу. И это будет не потому, что собака ждет сосиску или из страха быть наказанной, это произойдет потому, что собаки действительно понимают и с удовольствием выполняют желательное и поощряемое поведение поддержания зрительного контакта и внимания.

Для обычных собак это тоже работает!

Лакомство не должно быть единственной наградой за внимание. Если ваш шарпей одержим теннисным мячом, научите его, что как только он смотрит вам в глаза (а не прыгает на вас), это как раз то, что заставляет бросить вас мяч. Вы также можете научить собаку, что сидя спокойно рядом с вами и смотря на вас, она заработает шанс пойти на прогулку или поиграть с вами.

Хотя этот навык имеет решающее значение для достойной конкуренции в шоу ринге, это не менее ценное поведение для «обычных» собак и их владельцев.

Хорошо помогает отработанная команда «Смотри (внимание, смотри на меня)» на улице, если у вас очень активная собака и в этот момент другие собаки (или другие раздражители) проходят неподалеку. Применение отработанной команды привлечения внимания очень широко в повседневной жизни. Считается, что социализация собаки с другими собаками - это воспитание такой собаки, которая сможет играть с любой собакой, которую она встретит, без всякой агрессии. Но не всегда это реально, очень многое зависит от врожденного темперамента животного, особенно после наступления половой зрелости. И в этих случаях умение обращать внимание собаки на вас и концентрироваться на этом поможет избежать неприятных ситуаций в тот момент, когда вокруг находятся другие собаки или иные раздражители.

*Кликер это небольшая металлическая или пластиковая коробочка, при надавливании на которую раздаётся тихий щелчок. Продается во многих зоомагазинах. Суть метода дрессировки посредством кликера состоит в условном поощрении: давая команду, вы наблюдаете за собакой и, если последовала правильная реакция на команду, быстро нажимаете на кликер и даёте лакомство. Таким образом, у собаки вырабатывается условный рефлекс. Как только рефлекс выработан, кликер становится не нужен.

СИНДРОМ ОДИНОЧЕСТВА

Синдром одиночества «SEPARATION ANXIETY» (автор статьи не известен)
Синдром одиночества — специфический синдром, который определяется как ответная реакция на физическую изоляцию от людей, к которым собака привязана. Очень важно не запустить его, пока он не превратился в серьезную проблему. При особо тяжелых случаях и если данная методика не поможет, необходимо обратиться к ветеринару.
Синдром обычно возникает, когда хозяева уходят. Когда хозяева возвращаются собака ОЧЕНЬ СИЛЬНО РАДУЕТСЯ И ПРИВЕТСТВУЕТ ИХ. Примерно 14% собак имеют симптомы синдрома одиночества, такие как:
— лай или вой;
— испражнение в доме;
— деструктивное поведение (царапанье дверей, мебели, пола, кромсание ковра и т.д.);
— волнение;
— чрезмерное слюноотделение;
— потеря аппетита;
— дрожание;
— чрезмерное приветствие хозяев, вплоть до непроизвольного мочеиспускания;
— слишком сильное ухаживание за своей шерстью, это вообще нехороший признак;
— повсюду ходит за своим хозяином.
Работа с синдромом одиночества включает тренировку поведения и, возможно, применения применения медикаментов в особо серьезных случаях. Если собака совместно с симптомами синдрома проявляет агрессию (рычание, кусание и т.д.), необходима дополнительная консультация у ветеринара.
Важно:
1. Сделайте все ваши (и членов семьи) уходы — приходы МАКСИМАЛЬНО НЕЙТРАЛЬНЫМИ. Никаких долгих трепетных прощаний:
— когда собираетесь уходить — не обращайте на собаку внимания за 10-30 минут до ухода. Потом просто подойдите к двери и выйдите;
— когда приходите — игнорируйте собаку (не гладьте, не говорите, даже НЕ СМОТРИТЕ на нее до тех пор пока она полностью не успокоится).
2. Оставьте специальную игрушку или лакомство (косточку) чтобы отвлечь собаку от вашего ухода (об этом подробно далее).
3. Приучите свою собаку спокойно воспринимать сигналы, говорящие о том, что вы скоро уйдете. Мы даже не замечаем, как одинаково себя ведем, когда собираемся куда-то — одеваемся в одном месте, гремим ключами, как роботы. Собаки очень часто ассоциируют все эти сигналы с уходом и уже заранее начинает волноваться. Как делала я со своей собакой — как только она видела, что я начинаю одеваться, начиналось скуление, беспокойство, тянула меня за одежду и т.д. Я начала с того, что переодевалась в разных местах — в ванной, на кухне, даже в туалете (ха-ха). Но не бойтесь, это не навсегда. Я переодевалась и НЕ УХОДИЛА. Я одевала пальто и сапоги и НЕ УХОДИЛА. Я брала сумку, гремела ключами, подходила к двери и НЕ УХОДИЛА. Постепенно моя собака перестала обращать внимания на свою СТРАННУЮ хозяйку. Может, это и покажется глупым, но задача на данном этапе показать, что данные сигналы не означают УХОД. Параллельно нужно отвлечь собаку — дать игрушку или лакомство.
4. Не ругайте собаку за беспорядок. Не важно, что ждет вас дома, помните, что ваша бедная собака не может себя контролировать, когда вас нет. Наказание может только усилить синдром.
5. Когда вы дома, постарайтесь меньше общаться с собакой (странно, но нужно на время коррекции), а если общаетесь, то только когда она расслаблена и спокойна. Чтобы поощрить независимость, старайтесь поменьше физически контактировать с собакой. Даже если она лежит у ваших ног — отодвиньтесь.
6. Научите свою собаку вести себя спокойно вдали от вас, ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО увеличивая время и дистанцию.(подробности — далее).
7. Убедитесь, что собака имеет достаточное количество физической активности. Усталая собака вероятнее всего будет спать, а не безобразничать.
8. Можно сочетать коррекцию с медикаментами типа валерьянки и других растительных успокоительных. ВНИМАНИЕ! Обязательна консультация с ветврачом о дозировке и противопоказаниях.
9. Попробуйте оставить на месте, где спит собака вашу майку не первой свежести. Это помогает, как ни странно.
10. Если возможно, попросите семью или друзей побыть с собакой на время коррекции.
11. Возможно, это звучит странно, но иногда синдром бывает связан с изменениями уклада жизни (переезд, развод и т.д.) Покажите собаке свою любовь и что вы не собираетесь ее бросать.
12. Радио — не включайте радио ТОЛЬКО когда уходите. Пусть оно работает когда вы дома, когда тренируетесь и когда уходите.
Теперь, наверное, о самом сложном. На время коррекции от 1 до 3-х месяцев в зависимости от запущенности (у меня это заняло 2 месяца) нужно, чтобы собака не была одна и тренировки проводились непрерывно. Это трудно, но стоит того. Мы например с мужем начали работать сменами — он уходит я прихожу и т.д. Но, честно говоря, я до сих пор не приучила свою собаку к тому, что ВСЕ люди в доме уходят одновременно. Мы до сих пор уходим по очереди с интервалом в 2 минуты.
КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ОДИНОЧЕСТВА
Вам понадобится некоторое оборудование:
1. Специальная собачья игрушка КОНГ. Идея в том, что эта такая груша из толстой резины, ее невозможно разгрызть. В середине сквозное отверстие — широкое снизу и узкое вверху. В Конг можно положить всякие вкусности — паштет, кусочек колбасы и т.д. то, что ваша собака ОЧЕНЬ любит. И все это закрыть кусочком хлеба или печеньем. Вашей собаке придется поработать и подумать, как это достать. Это не просто игрушка, это ГОЛОВОЛОМКА.
2. Если нет возможности достать Конг, советую использовать большую кость, полую, в которую тоже можно будет напихать что-то вкусненькое. Убедитесь, что вкусности можно достать, но не очень легко.
3. Если нет кости, можно взять коробку из под маргарина, положить в пакет из под молока, это все еще в одну коробку и завязать чем-нибудь.
В ОБЩЕМ, ЭТО ДОЛЖНО ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС СОБАКИ И ЗАНЯТЬ ЕЁ НА ВРЕМЯ.
САМО УПРАЖНЕНИЕ (Написано для Конг, но можно использовать замены.) Попробуйте эти упражнения, пока не выходя из дома.
1. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, отойдите на 5 шагов. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
2. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, отойдите на 10 шагов. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
3. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, выйдите в другую комнату, вне зоны видимости. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
4. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, выйдите в другую комнату, вне зоны видимости, подождите 10 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
5. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, выйдите в другую комнату, вне зоны видимости, подождите 30 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
6. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, возьмите ключи, сумку и т,д,. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
7. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, возьмите ключи, сумку и т,д, отойдите на 5 шагов. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
8. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, возьмите ключи, сумку и т,д, отойдите на 10 шагов. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
9. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, возьмите ключи, сумку и т,д, выйдите в другую комнату. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз
10. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, возьмите ключи, сумку и т,д, выйдите в другую комнату, подождите 10 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
11. Дайте собаке заполненный Конг, подождите, когда собака заинтересуется, возьмите ключи, сумку и т,д, выйдите в другую комнату, подождите 30 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
12. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
13. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, подождите 10 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
14. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
15. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь,подождите 10 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
16. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь,подождите 30 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
17. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь, подождите 30 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
18. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь, выйдите. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
19. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь, выйдите, подождите 10 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
20. Дайте собаке заполненный Конг, возьмите ключи, сумку и т,д, подойдите к двери, возьмитесь за ручку, откройте дверь, выйдите, подождите 30 секунд. Немедленно вернитесь и возьмите Конг обратно. Повторите 5 раз.
21. Теперь делая тоже самое, увеличьте время до 45 секунд. Повторите 5 раз.
22. Теперь делая тоже самое, увеличьте время до 1 мин. Повторите 5 раз.
23. Теперь делая тоже самое, увеличьте время до 1,5 мин. Повторите 5 раз.
24. Теперь делая тоже самое, увеличьте время до 5 мин. Повторите 5 раз.
25. Теперь делая тоже самое, увеличьте время до 10 мин. Повторите 5 раз.
26. Теперь делая тоже самое, увеличьте время до 15 мин. Повторите 5 раз.
Примечания: Не пытайтесь пройти все шаги за пару тренировок. Вы можете проводить 3 занятия в день, с перерывами на несколько часов. Делайте не более 5 репетиций каждого шага в одно занятие. Убедитесь, что собака спокойна и расслаблена, прежде чем переходить к следующему шагу.
Немного страшновато? Только начните — это не так долго и не так много занимает времени. Помните, нельзя наказывать собаку за то, что она просто очень привязана к вам. Эта методика работает. Я была просто в трансе, когда моя собака выла, царапала двери, я не могла выйти из дома. Сейчас она спокойно ждет меня по 8 и более часов. Мне даже не пришлось пройти все эти 26 шагов. Просто у нас прогресс шел быстрее.

Даже при условии "потому что в собачьей драке при хватке за шкирку тебя самого могут цапнуть случайно."? эээ, нет. в собачьей драке обычно за руку цапает не та собака, которую за шкирку схватил, а противник, который тоже активно до шеи достать старается. потому обычно свою хватаешь и оттягиваешь, а противника пихаешь ногой и орешь). конечно,. если своя собака в раж вошла или по жизни истеричная, то она в запале может принять хозяйский хват за шкирман как укус и отмахнуться зубами, но это если человек внезапно и молча ее хватает. если хозяин ей чего-то орет и пытается подавать команды, то обычно она понимает, что это свой. а своих не жрут)). крупных собак вообще за шкирку удобно ловить и оттаскивать, типа как чемодан за ручку.

Ну, у меня общирный опыт разнимания собачьих драк и кусали меня часто. тут такое дело: если собака даже очень средних размеров от души прихватит за кисть, запястье, колено и тыды, то это сильно влияет на на боевой дух и общую мобильность. когда собака кусает полной пастью(с использованием задних зубов) человека за конечность, то мало того, что больно,это пол беды, но потом эта рука-нога на какое-то время перестает тебя слушаться и частично теряет чувствительность. коряво объяснила, но суть в том, что боевые способности сильно понижаются). это я все к томучто добровольно крупной собаке в пасть руки совать не надо - пожует. и отбиться от нее будет сложнее.

Я почитала, и поняла, что если он попробует просто оттащить ее за уши\загривок, то она может его грызануть в пылу боя и остановиться, верно? за ухо может схватить, почему нет. если мимо себя ее прпустит, закрутит несчастое ухо и попробует ей хоть голову к земле пригнуть. просто от зубов руки и лицо держать подальше надо. но это или навык или везенее.
за загривок как он ее будет ловить, если она на него уже бросилась? обнимет?)))

Просто нужны несмертельные увечья оттаскивающему, как-нибудь без инвалидности, и оставить собаку в живых и лучше тоже не калечить. ну,пусть орет уверенным голосом команды для начала. не "фу", а "лежать" или " на место" к примеру. это может сбить с толку и затормозить, а то и послушается. если на собаке есть ошейник, пусть схватит за него, завернет и придушит насколько получится, это тоже в чувства приводит.
вариант с тазиком воды лично у меня не сработал совсем. плюс я об них от расстройства этот тазик потом сломала - даже не заметили. а вот если бы это был тазик с какими-то мелкими железками/пустыми алюминиевыми банкаи и тыды, дымаю, что отвлеклись бы.