Как долго может отсутствовать кошка. Почему коты уходят из дома. Почему взрослый кот ушел из дома

Подскажите, пожалуйста, как совершается коллективный намаз и какие дуа нужно произносить вслух, а какие - про себя? Рамиля К.

Тот, кто участвует в коллективном намазе, должен совершать его так:

1) Каждый мусульманин должен сделать соответствующий ният , например: «Намереваюсь совершить фард утреннего намаза, следуя за имамом , ради Аллаха». Затем имам, подняв руки, со словами «Аллаху акбар» начинает намаз. Верующие следом за ним также поднимают руки, повторяют такбир про себя и приступают к богослужению. Имам и джамаат про себя читают «Субханака», после чего джамаат перестаёт произносить. Имам про себя читает «А’узу», «Бисмиллях» и делает кыраат.

При совершении первых двух ракаатов намазов субх, магриб и иша, в каждом ракаате намаза витр, двух ракаатах намаза джума и праздничных намазах имам читает «аль-Фатиху» и дополнительные суры или аяты вслух, чтобы слышали все собравшиеся. В этих молитвах также вслух читаются такбиры, «тасми» (самиаллаху лиман хамидах) и салямы. Третий ракаат намаза магриб, третий и четвёртый ракааты намаза иша имам произносит шёпотом. Все такбиры намазов зухр и аср, тасми и салямы читаются вслух, а «Субханака» и Коран - шёпотом.

2) В намазе субх имам читает в первом ракаате в два раза больше аятов, чем во втором, так как это является Сунной . Ибо так многие люди успевают присоединиться к джамаату в начале богослужения.

3) Джамаат произносит такбиры про себя. Выпрямляясь из рукуу, имам говорит «Самиаллаху лиман хамидах» вслух, а «Раббана ва лакяль хамд» - про себя. По мнению Абу Ханифы, имам не должен произносить «Раббана ва лакяль хамд», а обязаны читать про себя только те, кто следует за ним. Можно прочитать и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд», и «Раббана лакяль хамд». Затем верующие вместе с имамом выполняют рукуу , и каждый триджы про себя произносит: «Субхана раббияль азым» (я прославляю Аллаха, который превыше всего). Во время сажда все участники коллективного намаза опять три раза произносят «Субхана раббияль аля» (я прославляю Аллаха, который превыше всего).

4) Имам и джамаат при первом сидении читают шёпотом только «ат-Тахият», а во втором сидении вместе с «ат-Тахият» читают «салли-барик» и «Раббана атина». Когда имам вслух отдаст салям сначала в правую сторону, а затем в левую сторону, джамаат вместе с ним тоже должен отдать салям шёпотом.

Когда имам закончит чтение «аль-Фатихи» и шёпотом произнесёт «аминь», джамаат также шёпотом говорит «аминь ».

5) Условия и требования к выполнению намазов основаны на указаниях Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Кроме того, существует единогласное мнение, закреплённое многовековыми традициями Ислама. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Совершайте намаз так, как я!» Поэтому богослужение , которое выполняется вразрез с его требованиями и советами, считается недействительным.

08:16 2017

Совершение ежедневного пятикратного намаза является фардом - обязательным действием для всех мусульман. И мужчинам, и женщинам полезно совершать его коллективно. О достоинствах такой молитвы говорят многие хадисы Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), советовавшего особенно мужчинам молиться вместе и, таким образом, не лишать себя дополнительной награды Всевышнего.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сам старался следовать данному правилу и потому всегда молился в мечети вместе с другими мусульманами.

Для мужчин коллективная молитва всегда является Сунной, а для женщин - не обязательным, но одобряемым действием.

Что касается обязанностей имама - возглавляющего молитву - их должен исполнять только мужчина. Женщина также может быть имамом, но только в кругу молящихся женщин. Если в коллективной молитве принимают участие мужчины, то она не имеет права возглавлять данный намаз.

Обязательно ли джамаатом молиться семье?

Шейх Ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Можно иногда совершать добровольные намазы, такие, как ночное стояние, Духа-намаз, иногда можно совершать сунан-рауатиб (сунны которые после или до обязательных намазов) с джамаатом (в коллективе) со своими домочадцами, детьми, женой и т.д, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил намаз в доме Анаса, с Анасом, и сиротой позади него, и Умм Сулейм, которая стояла позади них. Также он (мир ему и благословение Аллаха) совершил Духа-намаз коллективно (джамаатом) в доме ‘Утбан, когда он посетил его. Можно так делать.

Однако, если ты пропустил обязательную молитву, т.е. не совершил её джамаатом в мечети, по причине болезни, или по какой-либо другой причине, и вернулся домой, то можешь совершить намаз со своей семьёй, детьми джамаатом. Но при этом необходимо знать, что нельзя оставлять намаз джамаатом в мечети. Ты и твой дети, вы все должны в обязательном порядке совершать намаз в мечети джамаатом. Так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв на молитву, и не пришёл (совершить её), то не будет для такого намаза, если только у него есть причина…» (Из сайта шейха Ибн База).

Из этой фетвы становится ясно, что мужчины должны совершать обязательную молитву в мечетях с джамаатом. Также, шейх говорит, что человек может совершить намаз, как обязательный, если пропустил его по причине и не совершил в мечети, так и добровольный дома со своими домочадцами джамаатом. Однако, остаётся вопрос, получит ли человек за этот намаз, совершённый дома с домочадцами, дополнительную награду, или нет?

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву, то за каждый сделанный им шаг Аллах обязательно станет возвышать его на одну степень и снимать с него одно прегрешение до тех пор, пока он не войдёт в мечеть. А когда (человек) войдёт туда, (будет считаться, что) он занят молитвой всё то время, пока он станет ожидать её начала, и ангелы будут продолжать молить Аллаха помиловать его всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, говоря: “О Аллах, прости его, о Аллах, оказывай ему милость Свою, пока он не осквернится!”». (Аль-Бухари, 477, Муслим и другие). Среди учёных существует разногласие по поводу намаза, не совершаемой в мечети. Так, некоторые сказали, что имеется в виду намаз, совершённый в одиночестве, без джамаата. Другие сказали, что это намаз, совершённый вне мечети с джамаатом или в одиночестве.

Предпочтительным мнением в этом вопросе является первое мнение, а именно, что имеется в виду молитва, совершённая в одиночестве. Поэтому, тот, кто совершит намаз дома джамаатом со своими домочадцами, или гостями, он заслуживает награду джамаата. Однако, это вознаграждение не равно, награде намаза, совершённого джамаатом в мечети.Таким образом, намаз за пределами мечети, совершённый джамаатом, лучше, чем намаз, совершённый в одиночестве.

Так имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Под словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке» имеется в виду намаз, совершаемый дома или на рынке в одиночестве. Это и является правильным мнением». («Шарх Сахих Муслим», Ан-Навави). Ведь, в большинстве случаев, человек, не совершивший намаз в мечети, совершает её дома уже один, т.к. остальные должны были уже совершить его джамаатотм.Таким образом, намаз, совершаемый дома с домочадцами джамаатом лучше нежели намаз, совершаемый в одиночестве.

Данная статья содержит: молитва джамаат намаз - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Единство исламской уммы – это один из тех вопросов, которому Ислам придает важнейшее значение. Для сохранения и укрепления этого единства в Исламе имеются специальные программы, одной из которых является намаз-джамаат (общественный намаз).

При совершении намаза-джамаат один из молящихся, который обладает особыми качествами, становится впереди джамаата, а остальные сзади него формируют организованные ряды и согласованно с ним совершают намаз.

Человек, который при совершении общественного намаза стоит впереди рядов, называется имамом джамаата а тот, который при совершении намаза-джамаат стоит сзади имама, называется «Ма’мум» т.е. стоящий за имамом.

Важнейшее значение намаза-джамаат

Кроме того, что в хадисах очень много говорится о том, что за совершение общественного намаза, человек получает большое вознаграждение, внимательно рассмотрев некоторые из положений, касающиеся предписаний общественного намаза, узнаем о важности этого поклонения и упомянем некоторые из них.

Положение 310. Желательно участие в намазе-джамаат, особенно для тех, кто живет рядом с мечетью.

Положение 311. Желательно, если человек проявит немного терпения для того, чтобы совершить намаз-джамаат.

Положение 312. Совершение намаза-джамаат лучше, чем совершение намаза-фурада , даже если этот намаз совершается не в самом начале положенного времени.

Положение 313. Намаз-джамаат, который совершается только с обязательными предписаниями (без желательных), лучше намаза-фурада, который совершается в полном виде (с желательными деяниями).

Положение 314. Не подобает человеку, без уважительной причины, не посещать намаз-джамаат.

Положение 315. Не дозволяется не посещать намаз-джамаат из-за того, что этому делу не придается должного внимания.

Положение 316. Во время совершения намаза-джамаат необходимо соблюдать следующие условия:

1. Ма’мум не должен стоять впереди имама. Если ма’мум будет не один, а их будет несколько, то в порядке обязательной предосторожности, они должны находиться немного сзади имама.

2. Место, где находится во время намаза имам, не должно быть выше того места, где находятся ма’мумы.

3. Расстояние между имамом и ма’мумами, а также между рядами молящихся не должно быть большим. На основе обязательной предосторожности, расстояние между тем местом, на которое совершает Саджда ма’мум и тем местом, где стоит имам, не должно быть более одного большого шага.

4. Между имамом и ма’мумами, а также между рядами ма’мумов, не должно быть ничего такого, чтобы разделяло их, например, стена, занавес или стекло, но если эта преграда будет в виде занавеса между рядами мужчин и женщин, то в этом не будет ничего предосудительного.

Положение 317. Имам джамаата должен быть совершеннолетним, справедливым и умеющим правильно совершать намаз.

Присоединение к намазу-джамаат

Положение 318. Если человек по какой-то причине опоздает на начало намаза-джамаат, то в любом рак’ате между кираат и руку’ он может присоединиться к намазу-джамаат (т.е. к следованию за имамом). Если он опоздает и не успеет вместе со всеми, вслед за имамом, выполнить руку’, то может в следующем рак’ате присоединиться для совершения намаза-джамаат. Если молящийся успеет вместе со всеми совершить руку’, то этот рак’ат ему засчитывается, как выполненный полностью, даже если он и не совершит в нем кираат.

Положение 319. Существуют различные положения, связанные с присоединением к намазу-джамаат

В первом рак’ате:

1- При совершении кираат: Если кто-либо опоздает на намаз-джамаат и придет в то время, когда совершается кираат, то ма’мум суру «Фатиха» и другую суру в этом рак’ате уже не читает, но все остальные действия совершает вслед за имамом.

2- При совершении руку’: Если ма’мум придет при совершении руку’, то он сразу руку’ и другие действия совершает вслед за имамом.

Во втором рак’ате:

1- При совершении кираат: Ма’мум не должен читать суру «Фатиха» и другую суру, но вместе с имамом совершает кунут, руку’ и саджда. В то время, когда имам будет совершать ташаххуд, ма’мум, в порядке обязательной предосторожности, должен сесть на корточки если этот намаз будет двухракатным, то второй – рак’ат он должен совершить самостоятельно и закончить намаз. Если намаз будет трех или четырехракатным, то во втором рак’ате необходимо прочесть суру «Фатиха» и какую-нибудь другую суру, хотя здесь не следует забывать, о том, что имам в это время будет совершать уже третий рак’ат и следовательно будет читать тасбих. В то время, когда имам джамаата совершит третий рак’ат и поднимется для того, чтобы начать совершать четвертый рак’ат, ма’мум обязан после совершения второго саджда прочесть ташаххуд и только после этого встать, чтобы начать совершать третий рак’ат. Когда имам джамаата в последнем рак’ате намаза прочтет ташаххуд и таслим и этим закончит намаз, ма’мум обязан после этого встать и самостоятельно совершить еще один рак’ат.

2- При совершении руку’: Руку’ совершатся вместе с имамом джамаата, а остальные действия намаза должен совершать точно таким же образом, как было сказано выше.

В третьем рак’ате:

1- При совершении кираат: Если ма’мум знает, что в то время, когда захочет присоединиться к остальным для совершения намаза джамаат, время для чтения суры «Фатиха» или какой-нибудь другой суры, или время имеется только для чтения суры «Фатиха» имеется, то может присоединиться к намазу-джамаат и тогда он будет обязан прочесть суру «Фатиха» и какую-нибудь другую суру или же только суру «Фатиха». Если же ма’мум знает, что не имеет времени для чтения суры «Фатиха», то в порядке обязательной предосторожности, должен подождать до тех пор, когда имам джамаата начнет совершать руку’ и тогда присоединиться для совершения намаза-джамаат.

2- При совершении руку’: Когда ма’мум присоединяется к намазу-джамаат при совершении руку’, то руку’ он должен совершить совместно с имамом джамаата, а сура «Фатиха» и другая сура им пропускаются, но все остальные части намаза совершает так, как было сказано ранее.

В четвертом рак’ате:

1- При совершении кираат: Здесь предписания для присоединения к намазу джамаат такие же, как и в третьем рак’ате, и в то время, когда имам джамаата в последнем рак’ате намаза будет сидеть и читать ташаххуд и таслим, ма’мум может встать и один продолжить совершение своего намаза. Или же в то время, когда имам джамаата будет читать ташаххуд и таслим, ма’мум должен сидя на корточках дождаться окончания намаза имама джамаата, а затем встать и самостоятельно совершить свой намаз.

2- При совершении руку’: Руку’ и саджда. нужно совершать вместе с имамом джамаата (но при этом следует помнить, что имам джамаата совершает четвертый рак’ат, а ма’мум совершает всего лишь первый рак’ат), а остальные части намаза совершить точно так, как об этом было сказано ранее.

Заповеди для намаза джамаат

Положение 320. Если имам джамаата совершает один из обязательных ежедневных намазов, то можно присоединиться к нему и совершить любой обязательный ежедневный намаз, т.е. если имам джамаата будет совершать намаз «Аср», то ма’мум может присоединиться и прочесть вместе с ним намаз «Зухр». Если ма’мум, после того, как самостоятельно прочтет намаз «Зухр», увидит, что люди собираются для совершения общественного намаза, то он может присоединиться к ним и в то (время, когда они вместе с имамом будут совершать намаз «Зухр», прочесть вместе с ними свой намаз «Аср».

Положение 321. Ма’мум, может присоединиться для совершения любого своего пропущенного намаза, к намазу, выполняемому имамом джамаата, даже если в это время имам джамаата будет совершать другую обязательную ежедневную молитву, а не ту, которую пропустил ма’мум, т.е. имам джамаата может совершать намаз «Зухр», а ма’мум, присоединившись к нему, читать свой пропущенный намаз «Субх».

Положение 322. Намаз-джамаат должен состоять не менее, чем из двух человек, один из них – имам джамаата, а другой ма’мум, но это правило не относится к пятничному намазу, а также к празничным намазам «Фитр» и «Курбан».

Положение 323. Желательные намазы, в порядке обязательной предосторожности, нельзя, совершать вместе с джамаатом, кроме намаза просьбы о дожде , а также празничных намазов: намаз «Фитр», по окончанию месяца Рамазан и намаз «Курбан», совершаемый в праздник жертвоприношения.

Положение 324. Ма’мум не должен произносить «такбират-уль-ихрам» раньше имама джамаата, а в порядке обязательной предосторожности, до того времени, пока имам джамаата не закончит произносить такбир, ма’мум не должен произносить его.

Положение 325. Ма’мум обязан при совершении намаза все читать сам, кроме чтения суры «Фатиха» и какой-либо другой суры, но если ма’мум совершает первый или второй рак’ат, а имам джамаата в это время совершает третий или четвертый рак’ат, то в таком случае, ма’мум, должен самостоятельно прочесть суру «Фатиха» и другую суру.

Намаз-фурада – это необщественный намаз.

Не следует забывать о том, что любой намаз всегда начинается с «такбират-уль-ихрам», поэтому опоздавший на общественный намаз сперва должен совершить «такбират-уль-ихрам», а затем уже руку’. то правило (произносить «такбират-уль-ихрам» касается всех других положений.

Э то действие называется «Таджафи»

Намаз просьба о дожде, называется намаз-истиска.

Молитва джамаат намаз

18 важных правил совершения намаза с джамаатом

В хадисах сообщается, что намаз совершенный джама‘атом, в 25 или в 27 раз превосходит по вознаграждению намаз, совершенный в одиночку.

1) Мужчина не может следовать за женщиной или ребенком.

2) Точно так же джама‘ат не может следовать за человеком, который страдает каким-либо недугом, проявляющимся в постоянном нарушении малого омовения.

3) Намерение. Имам, приступая к намазу, делает следующее намерение: “Я намереваюсь провести намаз ради Всевышнего Аллаха, в качестве имама для следующих за мной мужчин и женщин (Ана имамун лиман таби‘ани ва таби‘атни)”.

Имамом может быть только мужчина.

4) Первые два рака‘ата утреннего намаза, вечернего и ночного, а также джум‘а-намаз, праздничные намазы, а также все рака‘аты таравих и витр-намаза, имам проводит вслух (это является ваджибом).

Муктади (человек, следующий за имамом)

5) Намерение: “Я намерился ради довольства Всевышнего Аллаха совершить (такой-то) фард-намаз, повернувшись к кыбле (которой является Ка‘аба) и следуя за присутствующим здесь имамом”.

6) Джама‘ат, стоя на ногах, читает “Ду‘а Субханакя” только в первом рака‘ате.

Масбук (человек, присоединившийся к джама‘ату позже, не с самого начала намаза):

7) Тот, кто успеет присоединиться к имаму, находящемуся в руку‘, считается успевшим на этот рака‘ат.

8) Если же человек не успел присоединиться к имаму до этого момента, то он считается пропустившим этот рака‘ат (при присоединении к имаму такбир необходимо произнести, стоя на ногах).

Пропуск одного или нескольких рака‘атов намаза (положение масбука)

9) Тот, кто пропустил один или несколько рака‘атов намаза, во время последнего сидения читает только “Ат-тахият” и ждет имама. Когда имам начинает отдавать второй салям, масбук встает на ноги и совершает пропущенные рака‘аты.

10) Если масбук пропустил один рака‘ат, то естественно это будет считаться первым рака‘атом, поэтому при совершении этого рака‘ата он должен прочесть все то, что читается в первом рака‘ате, то есть «Ду‘а Субханакя”, «Аль-Фатиху” и дополнительную суру.

11) Если масбук пропустил два рака‘ата, то точно так же они будут считаться для него первым и вторым рака‘атами, и он должен будет прочесть все то, что читается в первых двух рака‘атах намаза.

12) Если масбук пропустил три рака‘ата, то это означает, что он совершил с имамом только четвертый рака‘ат.

13) Встав на ноги, он совершает первый рака‘ат и, перед тем как встать на второй рака‘ат, читает «Ат-Тахият” (так как в общей сложности он совершил два рака‘ата).

14) Второй рака‘ат он совершает с чтением дополнительной суры и, не оставаясь сидеть после него, встает на третий рака‘ат.

15) Третий рака‘ат он совершает без чтения дополнительной суры, и затем, сев, завершает свой намаз. (Точно так же совершается намаз, если были пропущены два рака‘ата вечернего намаза).

16) Если же масбук пропустил все рака‘аты, присоединившись к имаму только в самом конце намаза, то в этом случае он совершает все рака‘аты намаза (так, как будто он только что приступил к намазу).

17) При совершении пятикратного намаза, када-намазов, а также джум‘а-намаза, для мужчин является сунной-муаккада чтение азана и икамата.

18) Однако повторное чтение азана и икамата в мечети, где азан и икамат уже были прочитаны, не требуется.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Достоинства беременности

Спросите любую рожавшую женщину, и она скажет вам, что это самое прекрасное состояние, которое Аллах дал испытать только ей! Несомненно, беременность – это милость Всевышнего. Только женщина может вытерпеть боль и муки во время родов. За это она получает такую награду, о величине которой знает один Аллах

  • Платок – не предмет украшения

    На днях моя близкая подруга, с которой мы уже не первый год учимся в вузе, занимаемся в медресе на курсах и слушаем наставления нашего муаллима, меня вдруг удивила таким заявлением: «Встретив меня завтра, не удивляйся, я решила расстаться с хиджабом»

  • Первый раз держу уразу, проспал сухур, испугался, что не выдержу и нарушил пост. Что теперь делать?

    Человек первый раз начал соблюдать пост. У нас в России летом световой день очень длинный, поэтому ему очень тяжело поститься с непривычки, к вечеру он сильно устает, у него болит голова и желудок. В один из дней он проспал сухур, не успел поесть до начала молитвы фаджр

  • Эта дуа способна открыть для мусульманина все восемь врат Рая

    Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Тому, кто после совершения тахapaтa прочитает эту ду"а. по воле Аллаха откроются все восемь врат Рая, и этот человек может войти в Рай через любые из них»

  • Как быть, если вы не можете определить, в какую сторону совершается намаз?

    Если человек не способен определить направление, где находится кибла, и нет возможности спросить об этом кого-то, то в этом случае человеку следует обратиться в ту сторону, куда.

  • Разрешается ли в исламе пользоваться кредитными картами?

    Кредитные карты представляют собой сделку, основанную на выплате процентов, и человек в случае неудачного исхода становится стороной выплаты процента. Даже если мусульманин приобретает кредитную карту только для пользования в беспроцентный период и не намеревается нарушать его

  • Автор фильма "Крестный отец" Фрэнсис Форд Коппола процитировал Коран

    Всемирно известный режиссер сказал удивительные слова об исламе.

  • Мусульманин поразил окружающих реакцией на ограбление своего кафе

    Кофе-шоп, принадлежащий мусульманину по имени Абдул Эленани стал одним из нескольких кафе, подвергшихся нападению в числе прочих заведений на этой улице. Через несколько дней на двери кафе посетители увидели обращение к грабителю, которое моментально стало хитом в социальных сетях.

    О важности коллективного намаза (джамаат намаз)

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗ

    Совершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) нашего Пророка Мухаммада, солляллаху алайхи васаллам. Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, является наш досточтимый Пророк Мухаммад, солляллаху алайхи васаллам. Впервые коллективный намаз совершили в Мекке. Из-за преследований неверующих и слабости ислама в то время его совершали скрытно. После переселения Пророка, солляллаху алайхи васаллам, и его последователей из Мекки в Медину его стали совершать открыто.

    Сказано в Священном Коране (Смысл):

    «…кланяйтесь вместе с совершающими коленопреклонения в совместной молитве предо Мной, чтобы получить воздаяния за молитвы…» (Сура «Аль-Бакара», аят 43 Тафсирульуль Мунтахаб).

    Передают со слов Абу Хурайры, радыяллаху анху, что Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать людей на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к людям, (которые не пришли на молитву) и сжечь их дома дотла! Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!» (аль-Бухари).

    По мазхабу имама аш-Шафии совершение джамаат-намаза является фарз-уль-кифаятом (т. е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека из джамаата). Если джамаат-намаз будут совершать так, чтобы люди не узнали об этом, фарз-уль-кифаят коллективного намаза считается не исполненным. Если из жителей определенного населенного пункта никто не будет совершать джамаат-намаз или если совершат его втайне, обязанность, возложенная на всех жителей этого населенного пункта, считается не исполненной, и все они впадают в грех.

    О достоинствах джамаат-намаза есть достаточно много хадисов, но если человек, который, воистину, боится своего Господа, любит Его Посланника, солляллаху алайхи васаллам, и признает его пророчество, прочтет хотя бы один из этих хадисов, он поймет, какое место занимает джамаат-намаз в исламе и какое внимание ему уделяется. Для разумного человека было бы достаточно даже одного этого хадиса. В хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, переданном от Тирмизи, сказано: «Кто бы ни совершал 40 дней намаз в джамаате, успевая на первый призыв «Аллаhу акбар» вступления в намаз вместе с имамом (т.е. начиная намаз сразу вслед за имамом), Всевышний Аллаh ему записывает два спасения: от Ада и от лицемерия» .

    Истинный мусульманин, очистившийся от лицемерия, в дальнейшем тоже не может сидеть дома и не ходить на джамаат-намаз. Ибн Мас’уд сказал: «Сподвижники Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, считали того человека, который не приходит на джамаат, явным лицемером» . Из слов этого великого сподвижника следует, что все сподвижники нашего Пророка, алайхи ссалату васаллам, считали совершение джамаат-намаза признаком искренней веры человека. Совершение мусульманином пятничного и джамаат-намаза есть самый большой признак, свидетельствующий о вере человека в Аллаhа. Если даже и лицемер участвует в коллективном намазе из боязни или по другой причине, то есть большая вероятность, что он умрет искренне верующим во Всевышнего благодаря благодати молитвы мусульман. В другом хадисе нашего Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, говорится: «Если бы знал тот, кто не приходит на коллективный намаз, какое воздаяние получает тот, кто совершает намаз коллективно, то он бы пришел на джамаат-намаз, даже если пришлось бы ползти» (Хадис передан Табарани).

    Пророк, алайхи ссалату васаллам, сказал: «Совершенный в джамаате намаз превосходит (в вознаграждении) в 27 раз тот намаз, который совершается в одиночку» (аль-Бухари). В другом хадисе сказано, что однажды один слепой пришел к Посланнику Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, и попросил разрешения пропустить джамаат-намаз, так как не было никого, кто мог бы показать ему дорогу. Пророк, алайхи ссалату васаллам, разрешил ему остаться дома. Но когда тот собирался уйти, Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Ты слышишь призыв на молитву?» Тот ответил: «Да» . Пророк, алайхи салам, сказал: «Тогда ты приходи на намаз» .

    Сами подумайте, дорогие братья, если Пророк, алайхи ссалату васаллам, не разрешил остаться дома даже слепому, разрешил бы он оставаться дома здоровым людям Конечно же, нет. Если мы будем пренебрегать тем, чему Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, уделял такое внимание, не будет ли это пренебрежением его Сунной? Не приведет ли человека к плохому концу такое отдаление от пути Пророка, алайхи салам?

    В другом хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, говорится: «…Вы постарайтесь совершать намаз в джамаате. Поистине, волк унесет овцу, отбившуюся от стада» . Комментируя этот хадис, алимы говорят: «Тем человеком, который не совершает намазв джамаате, овладевает шайтан (дьявол)» . Несомненно, что после того, как шайтан овладеет человеком, он поведет его по своей дороге прямо в Ад. Дорогие братья, подумайте над тем, какие плоды может нам дать пренебрежение тем, что сказал Посланник Аллаха, алайхи ссалату васаллам, и его Сунной?

    Когда салафу-ссалихины (праведные мусульмане, которые жили во времена Пророка, алайхи салам) опаздывали или не успевали на джамаат-намаз, они считали это бедой или поспешным наказанием Всевышнего Аллаха за какой-нибудь грех. Однажды сын Умара Абдуллах, радыяллаху анху, не успел на ночной намаз с джамаатом. Чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился. Случилось так, что один из салафу-ссалихинов пропустил джамаат-намаз, работая в саду. Тот сад, ставший причиной упущения, он отдал как милостыню для бедных. Таких примеров много, но для разумного и этого достаточно.

    Может возникнуть вопрос: в чем причина того, чтобы так возвеличивать джамаат-намаз? Почему джамаат-намаз превосходит намаза, совершаемый в одиночку, в 27 раз? В первую очередь , приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллаhа. А Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришел в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого было бы достаточно. Во-вторых , приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом и между ними укрепляются дружеские отношения. В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего. В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других. В-пятых, как провинившийся раб, чтобы просить прощения у своего хозяина, отправляет к нему людей, так и молящийся является тем, кто просит прощения у Аллаhа, и он, приходя на джамаат-намаз, как бы собирает людей для заступничества перед Всевышним Аллаhом. В-шестых, молитву можно сравнить с накрытым столом, и благородный человек не накроет свой стол, кроме, как для джамаата (группы людей). В-седьмых, после джамаат-намаза, выходя из мечети, мусульмане говорят друг другу о своих проблемах и дают друг другу советы. Это тоже укрепляет дружбу между ними. В-восьмых, в мечети, кроме вознаграждения за то поклонение, которое мусульманин совершает, он может получить вознаграждение за и’тикаф (намерение поклоняться Аллаhу, находясь в мечети), если есть, конечно, соответствующее намерение. В девятых, такое объединение мусульман устрашает неверующих и говорят, что если бы мусульмане всегда объединялись, совершая джамаат-намаз или посещая другие подобные маджлисы (собрания), ислам не был бы ослабленным. Нельзя забывать, что если мы не будем вести себя как подобает в мечети, вместо вознаграждения мы заслужим гнев Всевышнего Аллаhа.

    Вознаграждение за совершение намаза в коллективе

    Самый вознаграждаемый коллективный намаз – это намаз-джума, затем утренний намаз пятницы, затем ночной, послеобеденный, обеденный и вечерний. Коллективный намаз, где людей больше лучше, чем тот, на котором людей меньше. Намаз, совершенный за богобоязненным алимом лучше, чем совершенный за невеждой. Для мужчины намаз лучше совершать в мечети, а для женщины – дома. Если намаз совершить отдельно от коллектива, то полноценного воздаяния не получить. Это люди, не совершающие Сунну Пророка, солляллаху алайхи васаллам, у них есть шанс сбиться с истины, над ними сатана имеет власть и, как волк убивает овцу, отбившуюся от стада, губит такого человека. Это большое несчастье. Ему будет легче залить в уши расплавленный свинец, чем пропустить коллективный намаз.

    Дай Аллаh нам тауфик постоянствовать в джамаат намазах в мечетях, так чтобы Всевышний был доволен нами, нашими деяниями! Амин.


  • (джамаат-намаз)

    Совершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) нашего Пророка Мухаммада, солляллаху алайхи васаллам. Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, является наш досточтимый Пророк Мухаммад, солляллаху алайхи васаллам. Впервые коллективный намаз совершили в Мекке. Из-за преследований неверующих и слабости ислама в то время его совершали скрытно. После переселения Пророка, солляллаху алайхи васаллам, и его последователей из Мекки в Медину его стали совершать открыто.

    Сказано в Священном Коране (Смысл):

    وَارْكَعُواْ مَعَ الرَّاكِعِينَ …

    «…кланяйтесь вместе с совершающими коленопреклонения в совместной молитве предо Мной, чтобы получить воздаяния за молитвы…» (Сура «Аль-Бакара», аят 43 Тафсирульуль Мунтахаб).

    Передают со слов Абу Хурайры, радыяллаху анху, что Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать людей на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к людям, (которые не пришли на молитву) и сжечь их дома дотла! Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!» (аль-Бухари).

    По мазхабу имама аш-Шафии совершение джамаат-намаза является фарз-уль-кифаятом (т. е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека из джамаата). Если джамаат-намаз будут совершать так, чтобы люди не узнали об этом, фарз-уль-кифаят коллективного намаза считается не исполненным. Если из жителей определенного населенного пункта никто не будет совершать джамаат-намаз или если совершат его втайне, обязанность, возложенная на всех жителей этого населенного пункта, считается не исполненной, и все они впадают в грех.

    О достоинствах джамаат-намаза есть достаточно много хадисов, но если человек, который, воистину, боится своего Господа, любит Его Посланника, солляллаху алайхи васаллам, и признает его пророчество, прочтет хотя бы один из этих хадисов, он поймет, какое место занимает джамаат-намаз в исламе и какое внимание ему уделяется. Для разумного человека было бы достаточно даже одного этого хадиса. В хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, переданном от Тирмизи, сказано: «Кто бы ни совершал 40 дней намаз в джамаате, успевая на первый призыв «Аллаhу акбар» вступления в намаз вместе с имамом (т.е. начиная намаз сразу вслед за имамом), Всевышний Аллаh ему записывает два спасения: от Ада и от лицемерия» .

    Истинный мусульманин, очистившийся от лицемерия, в дальнейшем тоже не может сидеть дома и не ходить на джамаат-намаз. Ибн Мас’уд сказал: «Сподвижники Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, считали того человека, который не приходит на джамаат, явным лицемером» . Из слов этого великого сподвижника следует, что все сподвижники нашего Пророка, алайхи ссалату васаллам, считали совершение джамаат-намаза признаком искренней веры человека. Совершение мусульманином пятничного и джамаат-намаза есть самый большой признак, свидетельствующий о вере человека в Аллаhа. Если даже и лицемер участвует в коллективном намазе из боязни или по другой причине, то есть большая вероятность, что он умрет искренне верующим во Всевышнего благодаря благодати молитвы мусульман. В другом хадисе нашего Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, говорится: «Если бы знал тот, кто не приходит на коллективный намаз, какое воздаяние получает тот, кто совершает намаз коллективно, то он бы пришел на джамаат-намаз, даже если пришлось бы ползти» (Хадис передан Табарани).

    Пророк, алайхи ссалату васаллам, сказал: «Совершенный в джамаате намаз превосходит (в вознаграждении) в 27 раз тот намаз, который совершается в одиночку» (аль-Бухари). В другом хадисе сказано, что однажды один слепой пришел к Посланнику Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, и попросил разрешения пропустить джамаат-намаз, так как не было никого, кто мог бы показать ему дорогу. Пророк, алайхи ссалату васаллам, разрешил ему остаться дома. Но когда тот собирался уйти, Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Ты слышишь призыв на молитву?» Тот ответил: «Да» . Пророк, алайхи салам, сказал: «Тогда ты приходи на намаз» .

    Сами подумайте, дорогие братья, если Пророк, алайхи ссалату васаллам, не разрешил остаться дома даже слепому, разрешил бы он оставаться дома здоровым людям Конечно же, нет. Если мы будем пренебрегать тем, чему Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, уделял такое внимание, не будет ли это пренебрежением его Сунной? Не приведет ли человека к плохому концу такое отдаление от пути Пророка, алайхи салам?

    В другом хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, говорится: «…Вы постарайтесь совершать намаз в джамаате. Поистине, волк унесет овцу, отбившуюся от стада» . Комментируя этот хадис, алимы говорят: «Тем человеком, который не совершает намазв джамаате, овладевает шайтан (дьявол)» . Несомненно, что после того, как шайтан овладеет человеком, он поведет его по своей дороге прямо в Ад. Дорогие братья, подумайте над тем, какие плоды может нам дать пренебрежение тем, что сказал Посланник Аллаха, алайхи ссалату васаллам, и его Сунной?

    Когда салафу-ссалихины (праведные мусульмане, которые жили во времена Пророка, алайхи салам) опаздывали или не успевали на джамаат-намаз, они считали это бедой или поспешным наказанием Всевышнего Аллаха за какой-нибудь грех. Однажды сын Умара Абдуллах, радыяллаху анху, не успел на ночной намаз с джамаатом. Чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился. Случилось так, что один из салафу-ссалихинов пропустил джамаат-намаз, работая в саду. Тот сад, ставший причиной упущения, он отдал как милостыню для бедных. Таких примеров много, но для разумного и этого достаточно.

    Может возникнуть вопрос: в чем причина того, чтобы так возвеличивать джамаат-намаз? Почему джамаат-намаз превосходит намаза, совершаемый в одиночку, в 27 раз? В первую очередь , приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллаhа. А Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришел в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого было бы достаточно. Во-вторых , приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом и между ними укрепляются дружеские отношения. В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего. В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других. В-пятых, как провинившийся раб, чтобы просить прощения у своего хозяина, отправляет к нему людей, так и молящийся является тем, кто просит прощения у Аллаhа, и он, приходя на джамаат-намаз, как бы собирает людей для заступничества перед Всевышним Аллаhом. В-шестых, молитву можно сравнить с накрытым столом, и благородный человек не накроет свой стол, кроме, как для джамаата (группы людей). В-седьмых, после джамаат-намаза, выходя из мечети, мусульмане говорят друг другу о своих проблемах и дают друг другу советы. Это тоже укрепляет дружбу между ними. В-восьмых, в мечети, кроме вознаграждения за то поклонение, которое мусульманин совершает, он может получить вознаграждение за и’тикаф (намерение поклоняться Аллаhу, находясь в мечети), если есть, конечно, соответствующее намерение. В девятых, такое объединение мусульман устрашает неверующих и говорят, что если бы мусульмане всегда объединялись, совершая джамаат-намаз или посещая другие подобные маджлисы (собрания), ислам не был бы ослабленным. Нельзя забывать, что если мы не будем вести себя как подобает в мечети, вместо вознаграждения мы заслужим гнев Всевышнего Аллаhа.

    Вознаграждение за совершение намаза в коллективе

    Самый вознаграждаемый коллективный намаз – это намаз-джума, затем утренний намаз пятницы, затем ночной, послеобеденный, обеденный и вечерний. Коллективный намаз, где людей больше лучше, чем тот, на котором людей меньше. Намаз, совершенный за богобоязненным алимом лучше, чем совершенный за невеждой. Для мужчины намаз лучше совершать в мечети, а для женщины – дома. Если намаз совершить отдельно от коллектива, то полноценного воздаяния не получить. Это люди, не совершающие Сунну Пророка, солляллаху алайхи васаллам, у них есть шанс сбиться с истины, над ними сатана имеет власть и, как волк убивает овцу, отбившуюся от стада, губит такого человека. Это большое несчастье. Ему будет легче залить в уши расплавленный свинец, чем пропустить коллективный намаз.

    Дай Аллаh нам тауфик постоянствовать в джамаат намазах в мечетях, так чтобы Всевышний был доволен нами, нашими деяниями! Амин.