Избирательное право по конституции рсфср 1918 г. Избирательное право. Список использованной литературы

Окончат. проект Кц-ии был опубликован в Известиях и внесен на обсуждение 5му Всерос. съезду Советов. 10 июля 18г Кц-ия РФ была единогласно принята. Она состояла из 6 разделов: 1)Дек-ция прав труд-гося и эксп-мого народа. 2)Общие положения Кц-ии РФ. 3)Конструкция сов. власти (орг-ция сов. власти в центре и на местах). 4)Активное и пассивное избират. право. 5)Бюджетное право. 6)О гербе и флаге РФ.

Кц-ия РФ определила сов. гос-во как гос-во диктатуры пролетариата, законодательно закрепив его основу - Советы рабочих, солдат и крестьянских депутатов.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, от­ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались: представители отдель­ных социальных групп, в отношении которых не применя­лись ограничения по признакам пола, национальности, осед­лости, образования и вероисповедания. Эти группы объеди­нялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населе­ния была лишена избирательных прав : лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «не­трудовые доходы»; частные торговцы и посредники; предста­вители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуй «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших изби­рательное право, не было равным. Так, при выборах на Все­российский съезд Советов городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором - от 125 тысяч избирателей. Подоб­ное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды Советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно мало­численному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закреплен­ным в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представитель­ных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выбо­ров в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначен­ный для отсева «чуждых элементов», тем более эффектив­ный, так как был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся кон­кретно гарантированным, а не только провозглашенным.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Конституция РСФСР 1918 г.

Революционные завоевания трудящихся нуждались в конституционном закреплении. Поручение о разработке проекта Основного закона Советской России было дано ВЦИК III Всероссийским съездом Советов. Учитывая эти пожелания. 8 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК создал Конституционную комиссию из 11 членов под председательством И.В. Сталина и Я.М. Свердлова. В комиссию вошли шесть наркомов и пять представителей от ВЦИК, представлявшие большевиков и эсеров (левых и максималистов).

На V Всероссийском съезде Советов, 10 июля 1918 г. был принят один из четырех рассматривавшихся проектов Основного закона РСФСР. 19 июля 1918 г. Конституция была опубликована в Известиях ВЦИК и с этого момента вступила в силу.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы Октябрьской социалистической революции.

Государственные, политические и экономические основы . Конституция законодательно закрепила образование первого социалистического государства, его социальную сущность и устройство. В Конституции открыто выражалась идея диктатуры пролетариата как социальной сущности РСФСР. Составившая первый раздел Конституции ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала следующие исторические задачи диктатуры пролетариата: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и установление социалистической организации общества.

Конституция провозгласила Россию свободным социалистическим обществом всех трудящихся. В соответствии с ней вся власть в пределах РСФСР принадлежала всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Тем самым впервые закреплялось и гарантировалось полновластие трудящихся и устанавливалась социалистическая форма государственной власти. Социалистический характер Советов как формы государственной власти объяснялся тем, что они были представительными органами исключительно трудящихся. Конституция гласила, что в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, последним не может быть места ни в одном из органов власти. Республика Советов законодательно закреплялась как государственная форма диктатуры пролетариата. Установив единовластии и полновластии представительных органов трудящихся - Советов, Конституция тем самым закрепила их в качестве политической основы Советского государства, хотя формально такое их определение в ней отсутствовало.

Конституция законодательно закрепила первые шаги по пути создания социалистической экономической основы Советского государства. Важнейшими положениями в этом отношении явились включенные в Конституцию нормы об отмене частной собственности на землю и объявлении всего земельного фонда общенародным достоянием. Тем самым как важнейшее условие строительства социализма и как важнейший элемент социалистической экономической основы Советского государства была установлена государственная социалистическая собственность на землю. Государственной социалистической собственностью были объявлены все леса, недра, воды общегосударственного значения, а также весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия.

В качестве первого шага по полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в общенародное достояние, превращению их в государственную социалистическую собственность Конституция закрепляла установление рабочего контроля и создание Высшего совета народного хозяйства. В свою очередь, это признавалось еще одним средством обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Еще одним из условий освобождения трудящихся из-под ига капитала Конституция признавала переход всех банков в собственность государства.

Права и обязанности граждан . Конституция предоставляла гражданам широкий круг демократических свобод: свободу выражения мнений, печати, совета, митингов, шествий, объединения во всякого рода союзы. Задачей Советской власти объявлялось предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования.

Провозглашалось равенство граждан независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. В качестве гарантии равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Конституция объявляла противоречащими основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ в зависимости от расы и национальности, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия. Тем самым в Конституции получил свое законодательное закрепление принцип социалистического интернационализма.

Данный принцип нашел свое выражение также и в том, что исходя из солидарности трудящихся всех наций. Конституция закрепляла предоставление всех политических прав граждан России проживающим на се территории рабочим и крестьянам - иностранцам - с целью трудовых занятий. Местным Советам при этом было предоставлено право предоставлять им беспрепятственно права российского гражданства. Всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления, устанавливалось право политического убежища. Впервые в истории человечества государственное признание в РСФСР получил атеизм, поскольку провозглашенная Конституцией свобода совести предполагала признание за всеми гражданами свободы антирелигиозной пропаганды.

Необходимо отметить, что всем демократическим свободам, закрепленным в Конституции, было придано новое, социалистическое содержание. Выражалось оно в том, что свободы обеспечивались именно за трудящимися, закреплялись именно за ними. Социалистическое содержание демократических свобод выражалось также в тех гарантиях, которыми они обеспечивались. Так, свобода собраний обеспечивалась предоставлением в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты всех пригодных для народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением. Таким образом. Конституция закрепляла новое, социалистической содержание демократических свобод, обратив при этом основное внимание на их гарантии, на обеспечение их реальности.

Вооружение трудящихся и разоружение имущих классов предусматривались Конституцией в качестве специальной гарантии полновластия трудящихся. Согласно ей вооружение трудящихся, образование социалистической Красной армии рабочих и крестьян, полное разоружение имущих классов декретировались в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров.

Конституцией предусматривалось лишение либо ограничение некоторых прав и свобод эксплуататорских классов. Отдельные лица или группы граждан могли лишаться прав в случае их использования в ущерб интересам социалистической революции.

Государственное устройство . Впервые в истории человечества Конституция РСФСР 1918 г. установила социалистические принципы государственного устройства многонационального государства. В ней закреплялись основные принципы Советской Федерации как формы честного и прочного союза народов России. Субъектами Российской Федерации были определены советские национальные республики. Данное положение Конституции имело важное историческое значение, так как тем самым устанавливалась важнейшая основная форма реализации права на самоопределение ранее угнетенных наций и одновременно советской национальной государственности. Конституция включала целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Конституция законодательно закрепила социалистические принципы Советской Федерации:

  1. федерация являлась объединением только советских, социалистических республик;
  2. в связи с тем что Федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, ее основу составляла свобода наций;
  3. поскольку субъектами Федерации являлись советские национальные республики - советские национальные государства, обладавшие определенной территорией, компактно заселенной той или иной национальностью, либо отличающаяся особым бытом, устанавливался национально-территориальный принцип Советской Федерации;
  4. поскольку Федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, на основе добровольности, как добровольное объединение по воле самих наций, утверждался принцип добровольности Советской Федерации;
  5. устанавливался принцип равноправия субъектов Советской Федерации, так как свободные равноправные нации создавали свои национальные советские государства, входившие в союз в качестве равноправных субъектов.

Поскольку Конституцией предусматривалась возможность объединения Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, а также их вхождение на началах федерации в РСФСР, закреплялось сочетание в ней федерации и автономии, а также автономный характер государств - субъектов Российской Федерации.

Установление новых социалистических принципов государственного устройства многонационального Советского государства, основных принципов Советской социалистической Федерации прежде всего, также подчеркивало социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Органы власти и управления . Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления, которая обеспечивала осуществление власти трудящихся.

Прежде всего, эта система состояла из представительных органов: Советов, съездов Советов и избиравшихся ими исполнительных комитетов. Основным принципом их организации и деятельности был социалистический принцип демократического централизма. Согласно нему все органы власти были выборными и нижестоящие подчинялись вышестоящим. Тем самым обеспечивалось выражение всеми органами власти интересов и воли трудящихся, единство центра и мест, осуществление единой политической линии.

Высшим представительным органом по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, обладавший всей полнотой власти в республике. Его верховенство обеспечивалось тем, что только он обладал правом установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции.

В период между съездами носителем всей полноты власти и главной системы представительных органов являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). По Конституции он был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он определял общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти, объединял и согласовывал законодательную и управленческую деятельность. Контрольная деятельность ВЦИК выражалась в отчетах членов правительства и других должностных лиц перед ВЦИК, его запросах к СНК и другим правительственным органам, а также деятельности временных комиссий ВЦИК по расследованию и контролю.

В юридической природе ВЦИКа нашел проявление новый социалистический принцип слияния в представительных органах законотворчества. управления, принятия решений и их исполнения. В Конституции упоминалось также о Президиуме ВЦИК, который также обладал исполнительно-распорядительными, правотворческими и контрольными функциями. Рабочий аппарат ВЦИК составляли его отделы.

Согласно социалистическому принципу образования правительства непосредственно самим высшим представительным органом государственной власти, по Конституции ВЦИК образовывал для общего управления делами РСФСР Совет народных комиссаров, а для руководства отдельными отраслями управления - народные комиссариаты.

Конституция установила 18 народных комиссариатов: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) здравоохранения.

Во главе народных комиссариатов по Конституции стояли народные комиссары, являвшиеся членами СНК. При народном комиссаре под его председательством образовывалась коллегия, состав которой утверждался СНК. Народные комиссары и коллегии при наркоматах были ответственны в своей работе перед СНК и ВЦИК.

В интересах создания эффективно действующего в условиях революционных преобразований государственного аппарата, СНК придавались функции законодательного органа. С этой же целью отраслевые отделы ВЦИК объединялись с соответствующими наркоматами.

Местные органы власти . Основной закон зафиксировал структуру местных органов власти и управления, которые составляли основу всей системы органов государственной власти. Она включала губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, исполнительные комитеты, отделы Советов и исполкомов.

Местные Советы и съезды Советов призваны были проводить в жизнь все акты соответствующих высших органов власти, принимать все меры к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях, разрешать все вопросы, имеющие значение для данной территории, а также объединять всю советскую деятельность в ее пределах. В Конституции закреплялось, что Советы в пределах своей компетенции являются высшей в границах данной территории властью.

Закрепление Конституцией местных представительных органов трудящихся в качестве единственных местных органов государственной власти, означало установление новой социалистической демократии, наиболее полное осуществление самоуправления трудящихся, - важнейших завоеваний Октябрьской революции 1917 г.

Необходимо отметить, что местные Советы рассматривались Конституцией РСФСР как постоянно действующие работающие органы. Ей предусматривалось, что городские Советы должны созываться не реже одного раза в неделю, а сельские - не реже двух раз в неделю. Согласно Конституции местные Советы, съезды Советов и исполкомы составляли единую систему органов государственной власти, которая снизу до верху состояла только из представительных органов, что в свою очередь также определяло социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Избирательные права . Органы советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы. Ею вводился единый избирательный ценз как для активного, так и для пассивного избирательного права. В отличие от избирательного права буржуазных государств, кроме возрастного. Конституция не устанавливала никаких других избирательных цензов. Согласно ней, впервые в истории человечества, избирать и быть избранными по достижении 18 лет могли быть все трудящиеся лица независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и пр. Активное и пассивное избирательное право предоставлялось также трудящимся, проходившим службу в армии и на флоте, трудящимся, потерявшим работоспособность, проживающим на территории РСФСР иностранным рабочим и крестьянам, не использующим наемного труда.

Вместе с тем выборы не были всеобщими. Социалистическая природа Советов как полномочного представительства только трудящихся обеспечивалась Конституцией тем, что правом избирать и быть избранным в советы обладали исключительно трудящиеся - рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в различных отраслях хозяйства, крестьяне и казаки-земледельцы, не использовавшие наемный труд для извлечения прибыли.

В Конституции предусматривалось лишение избирательных прав эксплуататоров, торговцев, живущих на нетрудовые доходы лиц, служителей культа, бывших полицейских, жандармов, агентов охранных отделений и членов царской семьи. Кроме того, от участия в выборах отстранялись лица, лишенные этого права судом за совершение преступлений, а также некоторые другие категории граждан.

В связи с существенным преобладанием в России крестьянского населения устанавливались неравные выборы. При этом голос одного рабочего приравнивался к двум-трем голосам крестьян.

Прямыми были выборы только в низовые Советы. Все остальные, начиная с волостного съезда и вплоть до Всероссийского съезда Советов формировались путем непрямых, многостепенных выборов. Вместе с тем, выборы не были косвенными, поскольку характерного для этого института выборщиков не была, а нижестоящие органы государственной власти выбирали своих представителей в вышестоящие органы государственной власти.

Порядок подачи голосов на выборах в Конституции не регулировался. На практике выборы в большинстве случаев были открытыми и осуществлялись путем открытого голосования. В Конституции предусматривалось, что избиратели в любое время могут отозвать своих депутатов, а также закреплялась процедура проверки выборов.

Необходимо отметить, что в тех сельских местностях, где это могло быть осуществимо. Конституция допускала разрешение вопросов управления общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Наряду с изложенным Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы Бюджетного права, а также положения о гербе и флаге Советского государства.

Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Заключительным этапом конституционного строительства стала Конституция 1918 г. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года. В её состав вошли представители от партийных фракций и от ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я. Ч. Свердлов. Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В её ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы˸ О федеративном устройстве государства . Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории. О системе Советов . Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций. О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии ᴇᴦο с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК. О социально-экономических преобразованиях . Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п. Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июле 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК в основном большевистский. Основные принципы Конституции были сформулированы в её шести разделах˸ 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общее положения Конституции РСФСР. 3. Конституция Coветской власти. 4. Активное и пассивное избирательное право. 5. Бюджетное право. 6. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и её политическая основа - система Советов рабочих, крестьян солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, у и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали˸ изменения в Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа˸ Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Избирательная система, закреплённая Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку полу, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав˸ лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на ʼʼнетрудовые доходыʼʼ; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Комплекс провозглашённых конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным. Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране˸ она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, поло-основания новую идеологию. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Российская конституция. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. и была опубликована в Собрании Узаконений РСФСР. Состояла из 6-ти разделов, 17 глав, 90 статей. Законодательно закрепила республику Советов, систему диктатуры пролетариата и её основную цель- построение социализма; декларировались демократические права трудящихся и основные обязанности граждан; определялись федеральная форма государственного устройства.

Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г." 2015, 2017-2018.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выбо­рам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав. К ней относились: лица, использующие наемный труд в целях извле­чения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматри­вать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов городские советы имели более высокую норму пред­ставительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором - от 125 тысяч избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных ор­ганах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Госу­дарственную Думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответ­ствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффек­тивный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

83. Первые декреты о суде

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточ­но многообразный характер: революционные суды, народные суды, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью» и обычаями.

Первым государственным актом, положившим начало формиро­ванию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1). Он упразднил все дореволюцион­ные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г., ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных сле­дователей, Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Со­став суда избирался местными советами.

Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важ­ных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (на­казание до двух лет лишения свободы) дел.

Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступив­шие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассацион­ное обжалование могло вести к отмене приговора или решения ниже­стоящего суда, если вышестоящий суд устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нару­шения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приго­вора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В своей деятельности суды должны были руководствоваться дек­ретами В1ДИК, СНК, положениями политических программ (партий большевиков и левых эсеров), «революционным правосознаньем» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат выше перечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 19J8 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде (№ 2), расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов, и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседа­телей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только об акте преступ­ления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания.

Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширяв­ший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассмат­ривали Советы местных народных судей, состоявшие из постоянных сулей нижестоящих судов. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей.

Выборы судей осуществлялись местными советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и рас­полагать опытом политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием».

Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые их советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус).

Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого являлся имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему.

Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название – Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы .

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции .



Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.

Особенностью Конституции 1918 года являлось то, что право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (рабочим или крестьянам, не пользующимся наемным трудом).

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100 человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывается не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирает исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом.

В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан. Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское .



Закрепляется производственно-территориальный принцип. Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание (собрание рабочих и служащих предприятия, сельский сход). День выборов устанавливается местными Советами (глава 14, ст. 66),то есть, нет единого дня выборов для страны или уезда, нет и избирательной компании. Порядок голосования Конституцией не определяется, то есть по усмотрению местных Советов оно могло быть и открытым и тайным. Для правильности проведения выборов Законом предусмотрено присутствие избирательной комиссии и представителя местного Совета. В Конституции закрепляется документирование – так о ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии (статья 69). Глава 15 Конституции 1918 года посвящена проверке и отмене выборов. Для проверки выборов Советом назначается мандатная комиссия, которая докладывает о результатах проверки совету. В случае неутверждения какого-либо депутата назначаются новые выборы. Если же выборы признаются неправильными в целом, то вопрос об отмене выборов решается высшим по порядку органом Советской власти (статьи 71-76). В конституции закрепляется право избирателей отозвать депутата и произвести новые выборы (статья 78). Это право позволяет народу более полно осуществлять свою волю, но отозвать можно депутата из совета, со съезда же Советов отозвать делегата на практике было практически невозможно.

Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР .

Заключение

Таким образом, в первой четверти XVIII века был создан аппарат чиновничье-дворянской империи. Новые учреждения, как и новая армия и флот, упорядочили работу администрации, но при этом, прежде всего, были обеспечены выгоды и преимущества господствующего класса. Новые государственные учреждения должны были охранять господство дворянства, самодержавная власть способствовала сохранению и упрочению крепостного строя.

Итак, в Конституции 1918года закрепляются довольно широкие избирательные права, но только для трудящихся. Трудящиеся могли избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и пр. Более того, в выборах имели право участвовать даже лица, не являющиеся гражданами России, если они принадлежат к рабочему классу или не пользующимся наемным трудом крестьянству. Устанавливался довольно низкий возрастной ценз. Различное представительство от сельского и городского населения вполне отвечало поставленной задаче – установлению диктатуры пролетариата. То есть, в Конституции закреплялись такие избирательные права граждан, которые позволяли строить демократию большинства трудящегося населения против меньшинства эксплуататоров.