Инородные тела верхних дыхательных путей первая помощь. Удаление инородного тела из дыхательных путей. Лечение инородного тела бронха

При попадании инородного тела в дыхательные пути, сразу же появляется кашель, который является эффективным и безопасным средством удаления инородного тела и попыткой его стимулирования — средством первой помощи.

При отсутствии кашля и его неэффективности при полной обструкции дыхательных путей быстро развивается асфиксия и требуются срочные меры для эвакуации инородного тела.

Основные симптомы ИТДП:

  • Внезапная асфиксия.
  • «Беспричинный», внезапный кашель, часто приступообразный.
  • Кашель, возникший на фоне приема пищи.
  • При инородном теле в верхних дыхательных путях одышка инспираторная, при инородном теле в бронхах - экспираторная.
  • Свистящее дыхание.
  • Возможно кровохарканье из-за повреждения инородным телом слизистой оболочки дыхательных путей.
  • При аускультации легких - ослабление дыхательных шумов с одной или обеих сторон.

Попытки извлечения инородных тел из дыхательных путей предпринимаются только у пациентов с прогрессирующей ОДН, представляющей угрозу для их жизни.

  1. Инородное тело в глотке - выполните манипуляцию пальцем или корнцангом по извлечению инородного тела из глотки. При отсутствии положительного эффекта выполните поддиафрагмально-абдоминальные толчки.
  1. Инородное тело в гортани , трахее, бронхах - выполните поддиафрагмально-абдоминальные толчки.

2.1. Пострадавший в сознании .

  • Пострадавший в положении сидя или стоя: встаньте позади пострадавшего и поставьте свою стопу между его стоп. Обхватите его руками за талию. Сожмите кисть одной руки в кулак, прижмите ее большим пальцем к животу пострадавшего на средней линии чуть выше пупочной ямки и значительно ниже конца мечевидного отростка. Обхватите сжатую в кулак руку кистью другой руки и быстрым толчкообразным движением, направленным кверху, нажмите на живот пострадавшего. Толчки нужно выполнять раздельно и отчетливо до тех пор, пока инородное тело не будет удалено, или пока пострадавший не сможет дышать и говорить, или пока пострадавший не потеряет сознание.
  • Хлопки по спине младенца: поддерживайте младенца лицом вниз горизонтально или с несколько опущенным головным концом на левой руке, положенной на твердую поверхность, например, на бедро, причем средним и большим пальцами поддерживайте рот младенца приоткрытым. Проведите до пяти достаточно сильных хлопков по спине младенца открытой ладонью между лопатками. Хлопки должны быть достаточной силы. Чем меньше времени прошло с момента аспирации инородного тела – тем легче его удалить.
  • Толчки в грудь. Если пять хлопков по спине не привели к удалению инородного тела, попробуйте толчки в грудь, которые выполняются так: переверните младенца лицом вверх. Поддерживайте младенца или его спину на своей левой руке. Определите точку выполнения компрессий грудной клетки при ЗМС, то есть приблизительно на ширину пальца выше основания мечевидного отростка. Сделайте до пяти резких толчков в эту точку.
  • Толчки в эпигастральную область – прием Геймлиха – можно проводить ребенку старше 2-3 лет, когда паренхиматозные органы (печень, селезенка) надежно скрыты реберным каркасом. Поместите основание ладони в подреберье между мечевидным отростком и пупком и надавите внутрь и вверх.

О выходе инородного тела будет свидетельствовать свистящий/шипящий звук выходящего из легких воздуха и появление кашля.

Если пострадавший потерял сознание, выполняйте следующую манипуляцию.

2.2. Пострадавший без сознания .

Уложите пострадавшего на спину, положите одну руку основанием ладони на его живот вдоль средней линии, чуть выше пупочной ямки, достаточно далеко от конца мечевидного отростка. Сверху положите кисть другой руки и надавливайте на живот резкими толчкообразными движениями, направленными к голове, 5 раз с интервалом 1-2 с. Проверьте ABC (проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение). При отсутствии эффекта от поддиафрагмально-абдоминальных толчков приступайте к коникотомии.

Коникотомия : нащупайте щитовидный хрящ и соскользните пальцем вниз вдоль срединной линии. Следующий выступ — перстневидный хрящ, имеющий форму обручального кольца. Углубление между этими хрящами и будет являться конической связкой. Обработайте шею йодом или спиртом. Зафиксируйте щитовидный хрящ пальцами левой руки (для левшей — наоборот). Правой рукой введите коникотом через кожу и коническую связку в просвет трахеи. Выньте проводник.

У детей до 8 лет, если размер коникотома больше диаметра трахеи, то применяется пункционная коникотомия. Зафиксируйте щитовидный хрящ пальцами левой руки (для левшей — наоборот). Правой рукой введите иглу через кожу и коническую связку в просвет трахеи. Для увеличения дыхательного потока можно последовательно вставить несколько игл.

Всех детей с ИТДП обязательно госпитализируют в стационар, где есть реанимационное отделение и отделение торакальной хирургии или пульмонологическое отделение и где можно выполнить бронхоскопию.

Изобретение относится к медицине, реаниматологии. Способ предназначен для оказания неотложной помощи при извлечении инородного тела из дыхательных путей. Для этого спасатель пальцами перекрывает носовые отверстия пострадавшего, помещает салфетку на губу пострадавшего и в положении "рот ко рту" с помощью дыхательных мышц и мышц рта создает отрицательное давление в ротоглотке. Инородное тело останавливается перед салфеткой.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для неотложной помощи при извлечении инородного тела из дыхательных путей. Известны два приема применяемые при обструкции дыхательных путей инородными материалами на уровне гортани, глотки и самого верхнего отдела трахей, в условиях, когда отсутствуют специалисты и необходимый инструментарий (лярингоскоп, бронхоскоп, щипцы и т.д.): 1) резкий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы (прием Геймлиха) и сжатие нижних отделов грудной клетки 2) удар между лопаток пострадавшего ладонью спасателя

Однако эти способы имеют существенные недостатки. Как показали физиологические исследования оба метода незначительно увеличивают давление и ток воздуха в воздухоносных путях. Из потенциальных осложнений сжатия живота указывают на разрыв желудка, повреждение печени и других органов, регургитацию содержимого желудка. Сдавление (сжатие) живота и груди не следует проводить детям во избежания повреждения печени и беременным. В свою очередь резкое сжатие груди может вызывать фибрилляцию сердца у лиц с И.Б.С. Эти способы не могут создать силу воздействия до 400 мм рт.ст. на инородное тело, которая создается согласно изобретению. По исследованиям Н.J.Heimlich (1975) его прием, при котором диафрагма резко смещается краниально, создается среднее внутрилегочное давление 4,1 кПа (31 мм рт.ст.)

Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является способ отсасывания мокроты из дыхательных путей специальными катетерами и аспираторами, создающими разрежение в 70 кПа (525 мм рт.ст.) 6] Однако этот способ применяется при обструкции дыхательных путей, если инородный материал жидкий (мокрота), если есть аспиратор и специалист, владеющий методикой оказания помощи

Целью изобретения является повышение эффективности оказания помощи и уменьшение сроков лечения обтурационной непроходимости дыхательных путей, закрытых инородным телом. Цель достигается тем, что в ротоглотке пострадавшего создается отрицательное давление, (до 400 мм рт.ст.), и на инородное тело действует однонаправленная сила давление воздушного столба (перепад внутрилегочного давления и давления, созданного мышцами рта спасателя). Способ осуществляется следующим образом. После установления диагноза обтурации дыхательных путей инородным телом и невозможности его удаления при осмотре ротоглотки пострадавшего спасатель перекрывает пальцами левой руки носовые отверстия пострадавшего, который может находиться в любом положении. Плотно прижав свои губы через марлевую салфетку или носовой платок ко рту пострадавшего, спасатель мышцами своего рта и дыхательными мышцами создает отрицательное давление в полости ротоглотки пострадавшего. При этом спасатель может одновременно применить известный способ, ударив ладонью своей руки между лопаток пострадавшего. При сочетании двух способов пострадавший не должен лежать на спине. На инородное тело действует однонаправленная сила давления воздушного столба, извлекающая инородное тело из дыхательных путей. П р и м е р 1. Е-ва. 78 лет. Во время еды внезапно возникло нарушение дыхания, признаки удушья. Удар ладонью в межлопаточную область не дал эффекта. Состояние тяжелое. Грудная клетка во время вдоха не поднимается, а опускается, асфикция, цианоз. Из ротовой полости удалены протезы. Применен предлагаемый способ извлечения инородного тела (отрицательное давление, созданное мышцами рта спасателя). После удаления куска пищи (мясо) из дыхательных путей пострадавшая жаловалась на болевые ощущения в области гортани, купировавшиеся приемом жидкого аналгетика. П р и м е р 2. З-в, 61 год. Во время еды возник судорожный кашель, затрудненное дыхание, цианоз. Через марлю, прижав свои губы ко рту пострадавшего, спасатель своими дыхательными мышцами создал отрицательное давление в ротоглотке пострадавшего. Извлечен кусок картофеля из дыхательных путей пострадавшего. П р и м е р 3. Б-а, 32 года. Во время внезапного глубокого вдоха кусок конфеты попал в дыхательные пути. Возникли нарушения речи, затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Удар ладонью в межлопаточную область не дал эффекта. Инородное тело удалено сочетанием двух способов: на фоне созданного дыхательной мускулатурой спасателя отрицательного давления в ротоглотке пострадавшей произведен удар ладонью в межлопаточную область. Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает:

Возможность реального спасения жизни пострадавшего, которую нельзя достичь другими способами в конкретных условиях;

Возможность оказания неотложной помощи до прибытия медиков обученным населением;

Снижение потребности в реанимационных и оперативных вмешательствах (коникотомия, крикотиреотомия, трахеостомия);

Профилактику осложнений после подобных операций и длительной потери трудоспособности;

Увеличение числа длительноживущих после оказания помощи, осуществленной согласно предлагаемому способу;

Снижение нагрузки на врачей и парамедицинский персонал. Использованная литература

1. Бунятян А.А. Рябов Г.А. Маневич А.З. "Анестезиология и реаниматология", М. 1984. 2.3.4. Там же, с.351. Зильбер А. П. "Респираторная терапия в повседневной практике", Ташкент, 1986 г. 1. с.88

7. с.90-91.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНОРОДНОГО ТЕЛА ИЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, включающий создание отрицательного давления в воздухоносных путях, отличающийся тем, что перекрывают пальцами носовые отверстия пострадавшего, между ртом спасателя и пострадавшего размещают салфетку, в положении "рот-ко-рту" с помощью мышц рта и дыхательных мышц спасателя создают отрицательное давление в ротоглотке до момента остановки инородного тела перед салфеткой.

К сожалению, в нашей жизни малыши могут засунуть себе в рот все что угодно, чтобы родителям не растеряться и оказать первую помощь малышу. Об этом наш материал.


Ребенок первого года жизни

Если ребенок потерял сознание, начните с того, что откройте ему рот:
- верхняя челюсть — указательный палец одной руки;
- нижняя челюсть — большой палец другой руки;
- большой палец одновременно прижимает язык. (Рисунок 1)

Осмотрите полость рта: если видите инородное тело и в состоянии его извлечь — извлеките.
Никогда не пытайтесь удалять инородное тело «вслепую»! Любые попытки извлечения того, чего вы не видите, опасны — реальный риск протолкнуть инородное тело еще дальше.
ТАКТИКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОМОЩИ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА!

Ребенок первого года жизни
Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 2)

Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя пальцами на грудину посередине грудной клетки. При нажатии грудина должна опускаться на 1,5—2 см. (Рисунок 3)

Ребенок дошкольного возраста

Положите ребенка лицом вниз. Голова ниже туловища. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 4)

Переверните ребенка на спину. Основание ладони поместите на грудину посередине грудной клетки. Быстро надавите 5 раз. При нажатии грудина должна опускаться на 2,5—3 см. (Рисунок 5)

Ребенок школьного возраста
если ребенок может стоять:
- встаньте сбоку и немного позади;
- наклоните ребенка, придерживая его рукой;
- сделайте 5 резких ударов основанием ладони другой руки между лопатками в направлении от спины к голове. (Рисунок 6)

Если после этого не стало легче:
- двумя руками обхватите ребенка сзади на уровне талии;
- кулак одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонью второй руки обхватите кулак (рисунок 7);

5 раз сильно нажмите вверх и внутрь (способ удаления инородного тела из дыхательных путей посредством нажатия снизу на диафрагму получил название прием Геймлиха (Генрих Геймлих — американский врач) (Рисунок 8)

Если ребенок не может стоять:
- уложите его на пол;
- встаньте на колени так, чтобы ноги ребенка были между вашими ногами;
- основание ладони одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонь второй руки положите на тыльную сторону первой;
- 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь. (Рисунок 9)


После того как выполните два приема помощи (удары между лопатками + нажатия на живот), следует осмотреть полость рта — нет ли там инородного тела. Если есть — извлечь.
Если состояние ребенка не улучшается, следует повторять циклы 5 ударов между лопатками — 5 нажатий на живот до прибытия помощи.

ВНИМАНИЕ!
Удары по спине и нажатия на живот — это заменители кашля, это способы создания в дыхательных путях давления, способствующего выходу инородного тела.
Еще раз повторяем: кашель сам по себе эффективнее, чем любые удары и нажатия, поэтому если кашель сохранен, то бить и нажимать не надо.

Профилактика. инородное тело в дыхательных путях:
- учите детей пережевывать пищу.
- не разрешайте детям брать в рот посторонние предметы.
- Ограничивайте разговоры во время еды, не разрешайте ребенку говорить с пищей во рту.
- во время еды не провоцируйте ситуации, которые могут вызвать смех.
- не пытайтесь давать лекарства или кормить ребенка во время плача.
- не давайте ребенку надорванные соски.
- не разрешайте детям активно двигаться с едой или жевательной резинкой во рту.
- не используйте в питании детей до 4 лет плотные, плохо жующиеся продукты. Особая осторожность:
- орехи, семечки;
- твердые овощи и фрукты (яблоко, морковь);
- попкорн;
- леденцы и ириски.
- не давайте детям до 3 лет неочищенные фрукты и фрукты с косточками (вишня, черешня, слива и т. п.).
- не кормите лежа детей, которые уже умеют сидеть.
- следите, чтобы рядом с младенцем не было мелких предметов, которые он может взять в рот.
- не давайте детям до 5 лет игрушки с отсоединяющимися мелкими частями.
-храните мелкие бытовые предметы вне досягаемости детей.

Студент должен знать:

– причины, приводящие к необходимости проведения ИВЛ;

– причины, приводящие к неэффективности ИВЛ;

– тактику спасателя при проведении ИВЛ пострадавшему с трахеостомой, зубными протезами; повреждением головы, шеи, позвоночника;

– причины, остановки сердца;

– особенности проведения ИВЛ младенцам и детям;

– особенности проведения приема Хеймлиха беременным и тучным пострадавшим;

– особенностях проведения СЛР у детей и младенцев.

Студент должен уметь:

– провести прием «запрокидывание головы - поднятие подбородка»;

– оказать помощь пострадавшему при частичной обструкции дыхательных путей;

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся в сознании при помощи обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся без сознания при полной обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать самопомощь при полной закупорке дыхательных путей;

– определить признаки остановки сердца;

– проводить непрямой массаж сердца (взрослому, ребенку, младенцу);

– проводить СЛР (взрослому, ребенку, младенцу).

ГЛОССАРИЙ

15.1. Первая помощь при дыхательных расстройствах пострадавшему вне лечебного учреждения.

Распознавание признаков дыхательных расстройств и оказание своевременной помощи часто становится предупреждением других грозных осложнений, например, анафилактического шока. Дыхательные расстройства требуют немедленной помощи, иначе могут привести к смерти.

Признаки дыхательных расстройств - поверхностное, частое дыхание. Несмотря на попытку дышать, пострадавший не может вдохнуть достаточно воздуха или начинает задыхаться, появляются признаки удушья, сопровождаемые чувством страха и растерянности. У пострадавшего может быть головокружение, иногда он хватается рукой за шею.

В любом случае оказывая помощь, нужно быть уверенным в собственной безопасности, так как пострадавший может выдыхать токсичные вещества.

Если пострадавший дышит, хотя и с трудом, значит сердце бьется.

Нужно помочь ему удобно сесть, открыть окно, расстегнуть ворот рубашки, ослабить галстук и ремень. Попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь» (если не можете сделать сами) и убедиться, что она вызвана.

Если есть свидетели происшествия, нужно опросить их о случившемся. Пострадавший может подтвердить их рассказ кивком головы или сказать «да», «нет». Нужно попытаться уменьшить тревогу пострадавшего, которая тоже затрудняет дыхание, узнать, какие лекарственные средства помогают ему в этом состоянии (бронхолитические средства и др.), продолжая наблюдать за признаками, свиде­тельствующими о расстройствах дыхания. Следует укрыть пострадавшего, если на улице холодно, перенести (помочь уйти) в тень, если на улице жарко.

Если видно, что частое дыхание вызвано эмоциональным возбуждением, нужно предложить пострадавшему расслабиться и дышать медленно. Часто этого бывает достаточно. Когда пострадавший перестанет дышать, ему требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) «рот в рот», или «рот в нос».

Искусственная вентиляция легких.

Запомните! Без дыхания (т. е. без поступления кислорода) мозг может жить 4-6 мин (рис. 15.1). При проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода, которого достаточно для поддержания жизни мозга.

Если вы не видите, не слышите, не чувствуете никаких признаков дыхания, немедленно сделайте два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего через салфетку (носовой платок). Затем нужно проверить наличие пульса.

Если пострадавший не дышит, но пульс на сонной артерии у него есть, следует начать ИВЛ: делать выдохи, держать дыхательные пути открытыми при запрокинутой голове и поднятом подбородке (рис. 15.2). Запрокинутая голова и приподнятый подбородок не только открывают дыхательные пути, исключая западение языка, но сдвигают надгортанник, открывая вход в трахею.

Рис. 15.1. Время - решающий момент для начала реанимации.

Нужно бережно сжать ноздри пострадавшего большим и указательным пальцами, надавливая ладонью на его лоб. Затем, охватить своим ртом рот пострадавшего и медленно выдыхать в него, пока не будет видно, что его грудная клетка поднимается (рис. 15.3). Каждое дыхание должно длиться около 1,5 секунд с паузами между вашими вдохами. Нужно наблюдать за грудной клеткой при каждом дыхании, чтобы быть уверенным, что ИВЛ действительно проводится. Если подъема грудной клетки не видно, возможно, недостаточно запрокинута назад голова пострадавшего. Нужно запрокинуть голову и попробовать вдохнуть еще раз. Если грудная клетка не поднимается, значит дыхательные пути перекрыты инородным телом, которое необходимо удалить.

поднятие подбородка.

Нужно проверить пульс после первых двух дыханий: при наличии пульса можно продолжать ИВЛ с частотой 1 дыхание каждые 5 с. При счете «раз и», «два и», «три и», «четыре и», «пять и» пройдет 5 с. После этого спасатель должен вдохнуть сам и затем выдохнуть в пострадавшего. Далее продолжать дыхание с частотой 1 дыхание каждые 5 с. Каждое дыхание длится 1,5 с. После одной минуты ИВЛ (около 12 дыханий) нужно проверить пульс и убедиться, что сердце бьется. Если дыхание не появилось - продолжать ИВЛ. Проверять пульс каждую минуту.

Запомните! Прекратите ИВЛ, если:

Пострадавший начал дышать самостоятельно;

У пострадавшего исчез пульс (нужно начинать сердечно-легочную реанимацию);

Другие спасатели пришли вам на помощь;

Приехала «скорая помощь» и продолжает ИВЛ;

Вы исчерпали свои силы.

Чаще всего в дыхательные пути попадают пища (орехи, конфеты, жевательная резинка) и мелкие предметы (шарики, бусинки, части детских игрушек). Естественный кашель является самым эффективным способом при удалении инородных тел. Но в случае, когда дыхательные пути полностью перекрыты, для предотвращения угрозы жизни используют прием Геймлиха. Цель этого приема — резко вытолкнуть из легких воздух, вызвать искусственный кашлевой толчок и освободить дыхательные пути от инородного тела.

Что делать

  • Незамедлительно вызовите скорую помощь.
  • Если оказывающий помощь находится наедине с пострадавшим, а последний уже без сознания, то сначала в течение 2х минут надо провести реанимационные мероприятия (искусственное дыхание и закрытый массаж сердца), а потом вызывать скорую помощь.
  • Приступить к выполнению приемов по удалению инородного тела из дыхательных путей пострадавшего.

Если пострадавшим является ребенок младше 1 года

Ребенок находится в сознании

  • Уложите ребенка лицом вниз себе на предплечье так, чтобы его грудь оказалась на вашей ладони. Положите руку с ребенком на бедро или колено.
  • Голову ребенка опустите ниже его туловища.
  • Ладонью свободной руки нанесите 5 резких ударов между лопатками с интервалом в 1 секунду.
Если инородное тело с помощью этого приема удалить не удалось:
  • Положите ребенка на спину на твердую поверхность или держите его на коленях лицом от себя. Голову ребенка держите ниже его туловища.
  • Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами.
  • Энергично надавливайте на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку. Будьте очень осторожны.
  • Продолжайте выполнение приема до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей, или не прибудет скорая помощь.

Ребенок в бессознательном состоянии

  • Осмотрите полость рта и глотки, если вы видите инородное тело, и оно на выходе — удалите его.
  • Если инородное тело удалить не удалось, приступайте к выполнению приема по его извлечению (прием Геймлиха) в той же последовательности, что и для ребенка в возрасте до 1 года, находящегося в сознании.
  • После каждой серии ударов осматривайте рот и горло ребенка. Если вы видите в горле инородное тело — извлеките его.
  • Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию, а при отсутствии пульса, и к непрямому массажу сердца.
  • Проводите реанимационные мероприятия до приезда скорой помощи.

Если пострадавший — ребенок старше 1 года или взрослый человек

Пострадавший находится в сознании

  • Встаньте за спиной пострадавшего, обхватите его руками. Корпус пострадавшего должен быть слегка наклонен вперед.
  • Сожмите одну руку в кулак и положите ее на живот пострадавшего той стороной, где расположен большой палец, на уровне между пупком и реберными дугами (на эпигастральную область живота).
  • Обхватите кулак ладонью другой руки, быстро сделайте 6−10 толчкообразных надавливаний на эпигастральную область живота по направлению внутрь и вверх к диафрагме.
  • Продолжайте выполнение приема до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или не прибудет скорая помощь.


Если пострадавший без сознания:

  • Положите пострадавшего на спину.
  • Поверните его голову в сторону.
  • Сядьте верхом на бедра пострадавшего, лицом к голове.
  • Положите свои руки — одна на другую — на верхнюю область живота (эпигастральную область) пострадавшего.
  • Используя вес своего тела, энергично надавите на живот пострадавшего по направлению вверх к диафрагме.
  • Продолжайте выполнение приема до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или не прибудет скорая помощь

Если пострадавший не дышит, приступайте к искусственному дыханию, а при отсутствии пульса, и к непрямому массажу сердца.

Самопомощь

  • Сожмите одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положите ее на живот на уровне между пупком и реберными дугами.
  • Ладонь другой руки положите поверх кулака, быстрым толчком по направлению внутрь-вверх кулак вдавливается в живот.
  • Повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Также можно опереться на крепко стоящий горизонтальный предмет (угол стола, стул, перила) и произвести толчок в направлении вверх в эпигастральной области.

Что не надо делать

  • Не приступайте к приему Геймлиха, если пострадавший сильно кашляет.
  • Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший в горле пострадавшего — вы можете протолкнуть его еще глубже, воспользуйтесь пинцетом или другим подручным инструментом.
  • Неумело проведенный прием Геймлиха небезопасен, поскольку он может привести к регургитации, повреждению желудка и печени. Поэтому толчок должен выполняться строго в указанной анатомической точке. Он не производится при поздних сроках беременности, у очень тучных людей и детей до года. В этих случаях применяют сдавление грудной клетки, как при закрытом массаже сердца, и удары между лопатками.

Дальнейшие действия

Пострадавший должен быть обязательно осмотрен врачом — даже при благоприятном исходе.

Информация в статье предоставлена исключительно в ознакомительных целях.

Посоветуйтесь с врачом, прежде чем предпринять какие-либо действия. По материалам