Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида пример. Индивидуальная программа реабилитации, карта ипр. Санаторно-курортное лечение в рамках ИПР

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (сокращенно — ИПР) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью (в том числе ребенка-инвалида). Разработкой занимаются специалисты во время медико-социальной экспертизы с учетом состояния здоровья, а также ряда других факторов (психологических, профессионально-трудовых, социально-бытовых и прочих). Результаты ИПР утверждаются руководителем МСЭ.

Для чего нужна такая программа? Как ее получить? Что учесть при оформлении? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

Назначение

В состав ИПР входит полный комплекс мероприятий, а также технических средств, используемых человеком для дальнейшей реабилитации. В программе указываются формы и виды процедур, требования к их выполнению и сроки.

В ИПР также включается направление на лечение, адаптацию в социальном обществе, профессиональное обучение и иные мероприятия. В комплексе такая методика обеспечивает прогресс реабилитационных процедур и повышает качество жизни пациента.

Цель оформления ИПР — помочь инвалиду восстановить здоровье при условии четкого следования программе. Она имеет рекомендательную форму, поэтому человек может отказаться от тех или иных мероприятий или вообще игнорировать установленные рекомендации.

Отказ инвалида или представителя ребенка-инвалида от ИПР (частично или полностью) освобождает составителей от ответственности за невыполнение рекомендаций. При этом человек теряет право на компенсацию расходов за самостоятельно купленные технические средства.

Вопрос финансирования

Проблема финансирования программ ИПР лежит на государственном или региональном бюджетах РФ. В первом случае деньги выделяются для покупки технических устройств и оплаты услуг, включенных в специальный государственный перечень. Остальные средства, не входящие в федеральный список и необходимые для проведения восстановительных мероприятий, финансируются из регионального бюджета.

При покупке технического или иного оборудования, предусмотренного программой ИПР за собственные деньги, инвалид вправе рассчитывать на компенсацию. Ее размер определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ.

Правила получения — инструкция

Для получения индивидуальной программы реабилитации выполняются следующие шаги:

  • Посещение местной поликлиники и обращение к профильному доктору (в зависимости от проблемы).
  • Получение справки (форма №088/у-06). Суть документа заключается в направлении инвалида на прохождение МСЭ (медико-социальной экспертизы уполномоченной организацией). На этом этапе важно контролировать состав реабилитационных мер (оговаривается в упомянутой выше справке).
  • Посещение филиала Главного бюро МСЭ по адресу проживания.

В процессе составления программы важно быть внимательным и обратить внимание на записи в ИПР. Важно, чтобы в нем были указаны следующие элементы — протез или отрез, купальный протез, костыли, трость, ортопедическая обувь, а также чехлы (на культю из х/б или полимерного материала). Перечень необходимых изделий зависит от проблемы. Главное, чтобы перечисленных средств было достаточно для прохождения восстановительных процедур.

Программа ИПР создается на различные временные промежутки — 12 месяцев, 24 месяца или без ограничений по времени. В случае реабилитации ребенка с инвалидностью период действия ограничивается одним или двумя годами, а также до момента совершеннолетия.

Если после оформления окончательной версии документа требуется его дополнение или внесение правок, составляется направление (форма №088/у-06). Далее человек отправляется на МСЭ с целью получения новой ИПР.

Вопросы и ответы

При оформлении индивидуальной программы реабилитации у инвалидов (детей или взрослых), а также их представителей часто возникают вопросы по оформлению услуги. Рассмотрим их подробнее:

  1. Что делать в случае несогласия с рекомендациями ИПР? Человек вправе отказаться полностью или частично от указанных в программе мероприятий. Такой шаг влечет за собой ряд последствий — невозможность получения компенсации за технические средства и процедуры, предоставляемые бесплатно, а также отказ уполномоченных органов от ответственности.

При нежелании подписывать ИПР инвалид (его представитель) не получают карту (она подкрепляется к акту освидетельствования). В случае претензий к содержанию программы заинтересованное лицо вправе обратиться в ГБ МСЭ. Главное бюро обязано в срок до 30 дней с момента обращения вынести решение по сделанным замечаниям.

  1. Бывают ли ситуации, когда человек имеет инвалидность, но никогда не получал ИПР? По законодательству инвалид (совершеннолетний или ребенок) получает справку. В документе подтверждается факт наличия инвалидности, указывается группа и индивидуальная реабилитационная программа. ИПР может отсутствовать в случае, если человек от нее отказался или не нуждался в прохождении процедур. В такой ситуации процесс создания ИПР производится с учетом действующего порядка. Это значит, что для получения программы обязательно направление на МСЭ, выданной органом соцзащиты или ЛПУ.
  2. Как поступить в случае утери ИПР? Бывают ситуации, когда человек не может найти программу, необходимую для прохождения реабилитационных процедур. В этом случае нужно обратиться в бюро МСЭ, выдавшее документ, и попросить выдать копию бумаги.

Индивидуальную программу реабилитации нельзя недооценивать. Ее преимущества заключаются в подробном описании необходимых процедур и технических средств, используемых для восстановления. Дополнительный плюс — возможность экономии на покупке дорогостоящих изделий или услуг, необходимых для улучшения самочувствия, качества жизни, а, возможно, и полного восстановления.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской

школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.

«____»_________20 ____ г.

Н.А.Маликова__________

С.А.Чернышкова

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида

Литвинова Евгения Евгеньевича

20.05.2008 года рождения

Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г

«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».

Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,

Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.

Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности нервной деятельности:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

Планирование работы учителя

Педагог-психолог,

Реализа-ции програм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Итоговое заседание ПМПк

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

- педагог-психолог,

Логопед;

Учитель ЛФК;

Мед. работник;

Учитель начальных классов.

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.

Таблица 2.Содержание программы

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы работы

Формы работы

Результаты освоения

Рябокобыленко Е.Н.

Развитие зрительно-моторных координаций;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторики пальцев рук;

Развитие связного речевого высказывания

Слуховые и графические диктанты;

Пальчиковая гимнастика

Совместное выполнение заданий;

Объяснение;

Построение учебного высказывания

Индивидуаль-ная;

Групповая

Понимать и принимать учебную задачу;

Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;

Обратиться к учителю в случае затруднений

Учитель - логопед:

Боровинская Л.В.

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие слухового внимания и памяти;

Формирование фонематических процессов;

Формирование связного речевого высказывания

Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

Составление вопросительных предложений по образцу

Демонстрация;

Объяснение;

Самостоятельное выполнение;

Отраженное проговаривание;

Упражнения артикуляционной гимнастики

Индивидуаль-ная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Способность удерживать базовые артикуляционные позы;

Сформированность слухового внимания к речевым звукам;

Умение задать вопрос

Педагог - психолог:

Соколовская Е.И.

1)адаптация в образовательном учреждении:

Соблюдение правил поведения,

Соблюдение режимных моментов,

Осознанное выполнение обязанностей;

2)развитие высших психических функций;

3)развитие ЭВС.

Создание ситуаций успеха;

Чередование видов деятельности;

Наблюдение

Практическая деятельность

Тестирование

Групповая;

Индивидуальная

Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Проявление слухового внимания на уроках;

Демонстрация слухового сосредоточения;

Проявление интереса, установление зрительного контакта

Проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК:

Нарижняк О.В.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие темпо-ритмической организации

Развитие координации движений

Выполнение упражнений под счет;

Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

Выполнение речевых инструкций

Совместное выполнение упражнения

Оказание направляющей помощи;

Самостоятельное выполнение ребенком

Групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

Соблюдение темпа выполнения упражнений;

Скоординированность движений;

Понимание и принятие инструкций с первого раза

Критерии оценки эффективности программы:

Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемые результаты:

Улучшения физического и психического здоровья учащегося;

Развитие его познавательной сферы;

Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

Развития положительных качеств личности;

Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

Формирование прочных учебных умений и навыков.

Приложение 1

Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения

Сроки

Коли- чество

заня-

деятельности

Сентябрь

Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности

Диагностика уровня школьной мотивации

НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос.

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование.

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики.

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская

Список литературы.

1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей

работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.

3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.

Приложение №3

с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем

20.05.2008 года рождения

Сроки

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Выявление знаний и умений.

Занимательные упражнения.

Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки.

Различение звуков, которые издают школьные принадлежности.

Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче.

Цвет, назначение предметов.

Дидактический материал, карточки.

Игровые методы формирования учебной мотивации.

"Цветовая угадай-ка"

*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Фрукты. Овощи. Одежда.

Дидактические наглядные материалы

Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;

Математические веера;

Раздаточные карточки;

"Раскрась правильно"

Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения.

Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат.

*Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.

картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Картинная азбука;

Карточки для индивидуальной работы;

Настенная касса для букв разрезной азбуки;

Наборное полотно;

Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).

*Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование.

Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.

Трафареты

Геометрические фигуры

Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти.

Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.

*Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам.

Игра "Найди фигуру"

Игра "Подбери картинку"

Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка"

*Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких.

Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

Русские народные сказки.

Игра "Найди образец"

"Повтори и добавь"

Игры: «Эхо», «Поймай звук».

*Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

Игры: "Эхо", "Поймай звук"

Раскрась фигуры.

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).

Выделение звука в начале слова в ударной позиции.

*Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками.

Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.

"Выше, слева, правее, снизу"

Игра "Летает - не летает"

"Говори правильно"

Игра "Где спрятались игрушки"

"Найди одинаковые"

Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко

Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.

Собака — поводырь с комплектом снаряжения входит в перечень «средств технической реабилитации». Фото: диакон Андрей Радкевич

Существуют вещи, без которых инвалиду не обойтись. Бывают и такие, которые просто повышают качество его жизни. На языке медиков и юристов эти предметы называются «технические средства реабилитации». Государство гарантирует бесплатное предоставление многих из них. Тем не менее, чтобы получить необходимое устройство быстро и без проблем, надо соблюдать определенные «правила игры».

Кресло-коляска

Елена Заблоцкис , юрист Центра лечебной педагогики, рассказала, какие шаги должны предпринять родители, чтобы получить для ребенка-инвалида необходимую разновидность кресла-коляски.

Шаг 1. Подготовка к медико-социальной экспертизе

Включение любых технических средств реабилитации (ТСР) в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) происходит в процессе медико-социальной экспертизы (МСЭ).

После прохождения МСЭ человек получает два документа: справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы последняя бумага была заполнена правильно, об этом нужно заботиться уже тогда, когда семья впервые обращается к лечащему врачу ребенка по поводу установления инвалидности.

По стандартной процедуре ребенка направляют на диспансеризацию ко всем необходимым врачам. Родителям важно при этом отследить, чтобы все врачи записали свои рекомендации как можно детальнее. Если речь идет о коляске, то профильным врачом может быть невролог, ортопед, хирург, и этот специалист должен подробно описать, какая именно коляска нужна ребенку.

Существует документ, которым обычно руководствуются врачи: это «Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ». В нем перечислены заболевания, при которых выдаются те или иные ТСР, а также противопоказания, при которых использование конкретного технического средства пациенту запрещено. Тем не менее, напоминать врачу о записи рекомендаций все равно необходимо.

Елена Заблоцкис советует не ограничиваться посещением одного специалиста, а обратиться в разные лечебные организации, в том числе негосударственные, имеющие соответствующую лицензию. При этом врачу, составляющему направление на МСЭ, надо предоставить абсолютно все собранные рекомендации, хотя он и не обязан включать в документ каждую из них, так как имеет право на собственное профессиональное мнение.

Шаг 2. Медико-социальная экспертиза

Получив направление, родители идут записывать ребенка на МСЭ. Важно приобщить к документу копии тех рекомендаций, которые не были в него включены, продолжает Елена Заблоцкис. Копии надо сопроводить заявлением: просим при проведении МСЭ учесть рекомендации таких-то специалистов.

В ходе МСЭ составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). В форме этого документа есть раздел, посвященный ТСР, который делится для детей-инвалидов на три подраздела (для взрослых – на два). Первый – это ТСР, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета и включены в федеральный перечень. Второй – ТСР, которые обеспечиваются за счет субъекта Российской Федерации (в каждом регионе есть отдельный перечень), или за свой счет. Третий – услуги и средства реабилитации, которые можно приобрести за счет средств материнского капитала.

Родителям надо заранее ознакомиться со всеми перечнями – и с федеральным, и с региональным, и с перечнем того, что можно получить за счет материнского капитала. А затем просить МСЭ – лучше письменно, зарегистрировав свою просьбу как входящий документ – о включении всего необходимого в ИПРА.

Зачем это делать? Врачи не всегда досконально изучают эти перечни, отмечает Елена Заблоцкис.

Елена Заблоцкис, юрист Центра лечебной педагогики. Фото с сайта ccp.org.ru

Кроме того, родители должны отследить, чтобы характеристики необходимой коляски были адекватно отражены в ИПРА. Особенно важно это может быть для детей со множественными нарушениями развития. Коляска, которая не соответствует потребностям ребенка, вызывает риски вторичных осложнений.

Если в ИПРА не попадает ТСР с необходимыми для ребенка характеристиками, то этот документ можно обжаловать в течение месяца. Основанием для обжалования является рекомендация специалиста.

Шаг 3. Получение технического средства

В регионах уполномоченным органом, выдающим ТСР, может быть Фонд социального страхования или орган исполнительной власти субъекта федерации (департамент социальной защиты, например).

Пишется заявление: прошу обеспечить меня в соответствии с ИПРА таким-то ТСР.

Если в наличии есть коляски, подходящие по своим характеристикам для конкретного ребенка, то подбирается одна из них. Если их нет, то уполномоченный орган должен провести торги для закупки соответствующих колясок.

Здесь выходят на первый план рекомендации ИПРА – насколько они подробны. Родителю могут сказать: есть только такие коляски, берите, других не будет. Если предложенная коляска не соответствует рекомендациям ИПРА, то родитель пишет заявление и просто констатирует этот факт. Если же коляска не подходит только с точки зрения родителя, то ему придется подробно написать в своем заявлении, почему не подходит коляска, может быть, даже опять обратиться к врачу, чтобы тот более точно перечислил характеристики нужного ТСР.

Бывает, что получение ТСР затягивается. В таком случае надо жаловаться в вышестоящий орган, по подчиненности, советует юрист. Если вы уже везде пожаловались, а «воз и ныне там», значит, надо идти в прокуратуру.

Шаг 4. Если вы сами купили ТСР

Вы можете самостоятельно купить кресло-коляску для ребенка-инвалида, а потом получить компенсацию от государства. Елена Заблоцкис рекомендует сначала запросить в письменной форме размер компенсации по конкретному виду коляски. Этот размер определяется по последней закупке. То есть вам дадут ровно столько денег, сколько потратило государство на аналогичный товар, когда приобретало его в последний раз.

Если, получив ответ, семья принимает решение купить ТСР самостоятельно, важно проследить, чтобы документы о покупке были оформлены надлежащим образом. Из них должно быть ясно видно, какая именно коляска была приобретена.

Затем семья обращается в уполномоченный орган с заявлением о компенсации, с приложением документов о покупке. Если выплата компенсации затягивается, юрист вновь советует писать жалобы или даже обращаться в прокуратуру.

Шаг 5. Кресло-коляска сломалось

Эта ситуация урегулирована законодательно. Если кресло-коляска вышло из строя, нужно обращаться в уполномоченный орган (департамент соцзащиты или ФСС, в зависимости от региона) с заявлением о проведении медико-технической экспертизы. Специалисты оценят ТСР с точки зрения возможности его ремонта. На основании их заключения кресло-коляску отремонтируют за государственный счет, или же выдадут новое.

Родители могут сами отремонтировать ТСР, основываясь на заключении медико-технической экспертизы, а потом получить компенсацию.

Показания и противопоказания

Согласно законодательству, показаниями для получения кресла-коляски могут быть стойкие «выраженные» или «значительно выраженные» (II и I группы инвалидности) нарушения двигательных функций, вызванные заболеваниями суставов, позвоночника, центральной и периферической нервной системы. Нарушения той же степени выраженности функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и т.д. А также «умеренные» нарушения (III группа инвалидности), связанные с ампутацией одного бедра или двух стоп.

В случае, если «выраженные» нарушения имеются и в функциях верхних конечностей, а также в случае системных заболеваний костно-мышечной системы и определенных нарушений функций кровообращения и дыхания, рекомендуется использование коляски с электроприводом.

Этот вид ТСР противопоказан, если инвалиду нельзя сидеть. Кроме того, коляски с электроприводом нельзя использовать, если у пациента тяжелое психическое расстройство или некоторые другие заболевания.

Сроки, на которые выдаются кресла-коляски : комнатные с ручным приводом – не менее 6 лет; прогулочные с ручным приводом – не менее 4 лет; с электроприводом – не менее 5 лет.

Подгузники для взрослых

Шаг 1

Врач-терапевт районной поликлиники делает запись в карте о необходимости прохождения МСЭ. Он же выдает «посыльный лист», с которым пациент начинает обход врачей для разработки ИПРА.

Шаг 2

ИПРА составляется в Бюро МСЭ. Этот документ должен обязательно выдаваться на руки вместе с «розовой» справкой об инвалидности.

В случае, если человек не согласен с содержанием ИПРА, он может обжаловать его в вышестоящем Бюро МСЭ.

Шаг 3

Абсорбирующее белье и подгузники выдаются в Пункте выдачи ТСР в территориальном центре социального обслуживания (ТЦСО) по ИПРА. При постановке на обслуживание в ТЦСО понадобятся паспорт, справка об инвалидности, ИПРА, паспорт доверенного лица, получающего ТСР, СНИЛС, медицинский полис.

При получении этого вида ТСР может возникнуть только одна трудность: его выдают раз в месяц, сразу на весь месяц. Поэтому необходим транспорт или помощники для доставки на дом (это правило действует в том ТЦСО, который предоставил информацию, возможно, в других местах можно получать абсорбирующее белье и подгузники не раз в месяц, а чаще).

Купить этот вид ТСР можно самостоятельно, а потом получить компенсацию по отпускным ценам Департамента труда и социальной защиты, точную сумму надо узнавать уже при получении ТСР. Раньше цены разнились, но сейчас практически не различаются.

Показания и противопоказания

Подгузники выдают инвалидам с выраженными или значительно выраженными (II и I группы) нарушениями функции выделения. Противопоказанием является аллергическая реакция на материал подгузников. Срок пользования изделием – не более 8 часов.

Телефонное устройство с текстовым выходом

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов. Фото с сайта rgsu.ne

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов рассказал «Милосердию.ru», какие «камни преткновения» можно встретить, получая техническое средство реабилитации для глухих.

«В свое время мы добились, чтобы в федеральный перечень технических средств и услуг для инвалидов, которые выдаются бесплатно, включили и телефоны с текстовым выходом, и телевизоры с телетекстом, слуховые аппараты, световые и вибрационные сигнализаторы звука», – сообщил он.

Региональные отделения общества готовы оказывать помощь инвалидам в получении всех этих приспособлений, а также в получении услуги сурдоперевода, напомнил Иванов. Зачем такая помощь нужна?

Сотрудники медико-социальной экспертизы могут просто не вписать в ИПРА необходимое для конкретного человека устройство. «Зачем глухому телефон, рассуждают они, – пояснил Иванов. – Мы говорим, что это глупости. Ведь можно и СМС передавать, и видеоизображения. Мобильные телефоны крайне необходимы для глухих».

Если инвалид сам купит себе необходимое телефонное устройство, он должен быть готов к тому, что размер компенсации может оказаться очень маленьким. Например, 800 рублей, в то время как телефоны с необходимыми характеристиками стоят значительно дороже. Хотя, в некоторых регионах закупают достаточно качественные технические средства для глухих, отметил эксперт.

Александр Иванов рекомендует обращаться за консультацией в региональные отделения общества глухих еще на этапе подготовки к МСЭ и составлению ИПРА. Дело в том, что помимо федерального перечня ТСР, выдаваемых инвалиду за счет государства, в каждом регионе существует свой перечень. Не исключено, что какие-то виды необходимых глухим технических устройств можно отыскать там.

Иванов также советует инвалидам по слуху приходить на МСЭ в сопровождении сурдопереводчика , чтобы устранить любое недопонимание со стороны сотрудников экспертизы.

Главное – все делать вовремя, потому что опротестовать решение МСЭ и внести изменения в ИПРА можно только в течение месяца.

Что касается получения телефонного устройства, то в Москве этот вид ТСР предоставляет департамент социальной защиты, а в большинстве регионов – Фонд социального страхования, отметил Иванов. Выдают в Москве эти устройства по месту жительства, в Центрах социального обслуживания (ЦСО), сказал он.

Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

431 27.07.2019 6 мин.

ИПР или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, государственные и местные органы разрабатывают, учитывая потребности таких граждан. Медицинскую экспертизу (МСЭ) проводят не только для присвоения группы, но и с целью выяснения, в чем человек особенно нуждается.

С 2016 года законодательством страны внесены изменения, которые коснулись социальной защиты лиц, признанных инвалидами, появился новый термин – абилитация. ИПР составляется для человека уже, когда он только проходит экспертизу, на основании которой присваивается статус.

Что представляет собой

ИПР – это целый комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основе законодательства уполномоченным органом и МСЭ, чтобы помочь гражданам восстановить функции, утраченные в связи с болезнью или травмой.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации предусматривает средства и услуги, которые нужны человеку, чтобы тот мог жить полноценно. Она учитывает не только физические особенности инвалида, но и психическое состояние, приобретенные навыки и желание самой личности работать, быть нужной обществу. Программа включает

  • обучение;
  • труд;
  • медицинское обслуживание;
  • социальную адаптацию.

Абилитация охватывает меры, которые должны помочь личности двигаться к поставленной цели другим путем, если основной стал недоступен.

Реабилитация предусматривает восстановление способностей человека к профессиональной деятельности, к участию в решении общественных вопросов, а не только к самостоятельному обслуживанию в повседневной жизни.

Дифференциация в зависимости от группы

Индивидуальная программа, составляемая в стандартной форме, включает обязательные разделы. В первый из них заносится информация об образовании, квалификации человека, остальные охватывают:

  • медицинскую реабилитацию;
  • социальную адаптацию;
  • профессиональную приспособляемость;
  • психо-педагогические мероприятия.

Чтобы быть уверенным в правильности присвоенной статуса внимательно изучите принципы классификации групп инвалидности.

Социальная адаптация

Помимо медицинской помощи, без которой инвалидам просто невозможно обойтись, ИПР предусматриваются и другие мероприятия:

  • психологическую и юридическую поддержку;
  • подбор необходимых технических средств;
  • адаптацию к новым условиям жизни;
  • предоставление информации по вопросам восстановления;
  • спортивную реабилитацию.

Гражданам, имеющим 1 гр. инвалидности, разрешается поступать вне конкурса в учебные заведения государственной формы собственности при условии сдачи экзамена. Лицам, обучающимся на стационаре, выплачивается стипендия в повышенном размере.

Присвоение статуса возможно только по итогам прохождения медико-социальной экспертизы

Люди с ограниченными возможностями имеют право работать на предприятии или в компании на 5 часов меньше в неделю, чем другие сотрудники, уходить в отпуск на 2 месяца за свой счет. Инвалидам 1гр. разрешается ездить в общественном транспорте бесплатно. Такие граждане освобождаются от налогов на недвижимость. Если работать человек не может, но у него есть любой трудовой стаж, он вправе получать . А никогда не работавшему будет начисляться .

Социальная реабилитация для 2 группы также включает возможность:

  1. Поступать вне конкурса в ВУЗы.
  2. Работать меньше времени.
  3. Получать высокую стипендию.
  4. Не платить налоги на жилье.

Инвалиды III группы поступают в вузы и учатся в них на общих основаниях.

Для лиц, имеющих проблемы со слухом, предоставляются услуги сурдопереводчика, предусмотрена специальная помощь слепым или плохо видящим гражданам.

Медицинская помощь

В ИПР для людей, что имеют проблемы со здоровьем, согласно законодательству предусматривается бесплатное обслуживание в лечебных учреждениях, технические средства для восстановления. Инвалид вправе рассчитывать на мероприятия в области:

  • медикаментозной терапии;
  • протезирования;
  • санаторного оздоровления;
  • хирургических операций.

Многие граждане из-за состояния своего здоровья не могут вставать, двигаться, оправлять естественные надобности. В отделе, который отвечает за социальную защиту, им предоставляются технические средства в виде:

  • костылей и тростей;
  • специальных колясок;
  • протезов и особой обуви;
  • кресел с санитарным обслуживанием.

Медицинская реабилитация распространяется на приобретение инвалидами со скидкой или бесплатно некоторых групп лекарств. Это антибиотики, антидепрессанты, обезболивающие препараты, средства от аллергии, противовоспалительные медикаменты.

Для инвалидов первой группы предусмотрены предметы личной гигиены – памперсы, постельные принадлежности. Оптические и слуховые приборы по ИПР могут получить лица с нарушениями зрения и слуха.

Психолого-педагогическая поддержка

Помимо взрослых людей, ставших инвалидами, немало детей и подростков страдает от того, что не имеют достаточных физических возможностей. Программа реабилитации предусматривает для таких граждан комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы каждый ребенок мог посещать дошкольное учреждение, получил среднее образование.

ИПР предусматривает прохождение инвалидами социотерапии , что стимулирует подростка или ребенка к улучшению поведения, к реализации своих способностей.

Психическая коррекция направлена на то, чтобы человек смог поверить в себя, восстановить утерянные связи, адаптироваться в обществе, избавиться он чувства неудовлетворенности в личной жизни.

Педагогическая реабилитация инвалидов включает:

  1. Консультирование по вопросам здоровья.
  2. Предоставление информации об общественных объединениях людей с ограниченными возможностями.
  3. Проведение культурных и спортивных мероприятий.

Основной задачей реализации программы служит интеграция лиц с инвалидностью в социальную среду, а не изоляция их в семьях и специальных учреждениях. Реабилитация предусматривает вовлечение таких граждан в различные кружки, способствующие не только проведению досуга, но и развитию навыков.

Профессиональная абилитация

Инвалидам гораздо сложнее приспосабливаться к социальным изменениям, возможности самозащиты у них понижены. ИПР предусматривает мероприятия и в этой сфере реабилитации, что включает:

  • обучение и получение квалификации;
  • помощь в трудоустройстве;
  • психологическую коррекцию;
  • производственную адаптацию;
  • профессиональную ориентацию.

Психологическая коррекция проводится для того, чтобы восстановить навыки, утраченные из-за травмы или болезни. Мероприятия способствуют самореализации инвалида как личности.

Людям с ограниченными возможностями оказывают содействие в нахождении места работы в соответствии с их способностями и требованиями на рынке труда. При необходимости и по желанию инвалида помогают в получении профессии, повышении квалификации.

Как получить

Часто люди не знают, для чего разрабатывалась программа реабилитации, не понимают значения специальной карты, без которой нельзя поступить вне конкурса в вуз, сложно трудоустроиться, а если и работать, то наравне со здоровыми людьми.

ИПР для конкретного лица разрабатывают на протяжении месяца, включает конкретные услуги, многие из которых предоставляются бесплатно.

Лечащий врач обязан отправить больного на прохождение медицинской комиссии, а инвалид должен написать заявление в государственное бюро МСЭ, где указывает свои данные, перечень мероприятий, в которых нуждается, ставит подпись. Визируется документ должностным лицом. Один экземпляр бланка нужно оставить себе. К заявлению стоит приложить рекомендации и заключения. Карту придется менять ежегодно, даже если группа установлена до конца жизни. Обратить внимание нужно на основные нюансы:

  1. Если человек не согласен с тем, что ему предложено по ИПР, необходимо обратиться в вышестоящую организацию или в суд.
  2. Перечень реабилитационных услуг не должен быть меньше минимального набора мероприятий.
  3. Инвалид вправе отказаться от любого пункта из списка, но требовать компенсацию за это бесполезно.

Внимание! Имея на руках карту, гражданин сможет получить образование, повысить квалификацию. Без нее нельзя стать на биржу, возникают проблемы с трудоустройством.

Как составить план для ребенка-инвалида в ДОУ

Малышам, которых преследуют болезни, сложно адаптироваться в обществе. К ним нужен особый подход. В последние годы создаются и сады, и школы для такой категории инвалидов, где обучение проводится по индивидуальной программе. Этот документ разрабатывается с учетом психического развития, состояния здоровья, вида патологии, возможностей каждого ребенка.