Хазары - это что за народность? Древние и современные хазары. Потомки хазар. Хазарейцы - афганские родственники бурят Из международных медиа о хазарейцах

Целью смертника были именно хазарейцы. Задача суннитских террористических организаций – истребить как можно больше хазарейцев и заставить их вернуться в Афганистан. В Афганистане ситуация ничуть не лучше. При талибах хазарейцев вырезали тысячами. Но и сегодня, когда Афганистан контролируют оккупационные войска США и их союзников, хазарейцев продолжают убивать талибские партизаны, все еще контролирующие значительные территории. В чем же причина столь лютой ненависти к хазарейцам? Что не так с этим народом и есть ли у него будущее?

Ответ лежит на поверхности – хазарейцев убивают в связи с тем, что они являются шиитами в окружении суннитского большинства. Однако есть и другая причина – монгольское наследие. В целом генетические исследования доказывают, что определенная часть хазарейцев действительно имеет сильную связь с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии. На мусульманском Востоке жива память о монгольском завоевании и владычестве. Несмотря на то, что монгольские завоеватели со временем приняли ислам, современные мусульмане воспринимают потомков Чингисхана как неверных. Это вызывает неприязнь к хазарейцам даже у шиитов Ирана. Для многих иранцев важно не столько религиозное сходство с хазарейцами, сколько их этническая инаковость.

Афганские и пакистанские исламские радикалы умело используют и мифы о численности хазарейцев, которая, по явно преувеличенным оценкам, составляет якобы более 6 миллионов человек. Говоря об огромном числе хазарейцев, легче мобилизовывать суннитов на их массовые убийства в условиях все возрастающей конкуренции за землю. Таким образом, хазарейская проблема вызвана сложной совокупностью политических, экономических, исторических, а также, несомненно, религиозных причин. Вариант силового решения хазарейского вопроса привел к огромным жертвам среди этой уникальной этнорелигиозной общности.

Сегодня хазарейцы основном проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн). Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Самоназвание хазаров – хезаре. Слово хезар в иранских языках означает «тысяча». По всей видимости, костяк этого народа составили оставленные чингисидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг. монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, которые женились на местных женщинах и за века проживания в Афганистане породили смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Смешиваясь с местным населением, победители-монголы переняли язык побежденных. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана (Хазараджат), а также на северо-западе страны. Вытеснение хазарейцев на бесплодные территории окончательно завершилось в конце XIX в., когда афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат силами кочевых пуштунских племен, которым он «выделил» там летние пастбища. В результате хазарские крестьяне потеряли веками культивировавшиеся земли и подверглись жестокой крепостнической эксплуатации. Многие попали в рабство и оставались в нем вплоть до отмены рабовладения в правление Амануллы-хана. В связи с экспроприацией плодородных земель хазарейцы оттеснялись на каменистые горные склоны. Это заставило их осваивать орошаемое и богарное земледелие. Ныне немало хазар разбросано по остальной территории Афганистана. Отдельные группы хазар ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком. Основная же масса хазар проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают монгольские юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.

Поражение хазарейцев было обусловлено и отсутствием единства в их рядах. Родо-племенное разделение у хазарейцев Афганистана не преодолено доныне. Это особенно заметно у хазар Хазараджата, где ясно прослеживается деление на восемь главных племен: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Есть мнение, что хазары не считают себя одним народом, и каждая этнотерриториальная группа живет своей отдельной жизнью. Даже если поселения восточных и западных хазарейцев соседствуют, как, например, у Калаи-Нау, что в Хорасане, каждая группа живет обособленно. Восстания, вспыхивавшие с 1880-х годов против репрессий суннитских режимов и соседних народов, терпели поражения, прежде всего, в силу этой разрозненности, когда одно племя, обещав совместное выступление, в решающий момент покидало поле битвы.

В связи с малоземельем массовый характер приобретает переселение хазарейцев в города Афганистана и Пакистана, что приводит к реакции со стороны радикальных суннитов, которые актами террора и устрашения пытаются остановить волны шиитской миграции. В окружении враждебного большинства хазарейцы консолидируются, стираются их родоплеменные перегородки. Это не может не способствовать этнической консолидации хазарейцев и появлению в их среде амбициозной интеллигенции, устремленной вперед. Через активное использование социальных сетей образованные хазарейцы уже сумели отладить глобальную информационную кампанию для привлечения внимания мирового сообщества к фактическому геноциду их народа в Афганистане и Пакистане. Несмотря на гонения и экономические ограничения, хазарейцы смогли дать образование значительному кругу своих выходцев, и эти «инвестиции» начинают приносить свои плоды. В немалой мере этому способствовали сначала советские, а затем американские оккупационные режимы, которые видели в хазарейцах своих союзников. В советский период немало хазарейцев прошло обучение в Баку, а в последние годы множество хазарейских студентов уехало на учебу в Европу и США.

Образованная элита хазарейцев демонстрирует огромный интерес к монгольским народам и Монголии. В США и других западных странах хазарейцы все чаще и организованней стали посещать монгольские землячества, участвовать в культурной жизни монгольских народов. Сами монголы также с большим интересом «открывают» для себя хазарейцев. В Монголии о них снимаются документальные фильмы и пишутся книги, вызывающие большой интерес у зрителей. Немало студентов хазарейцев обучаются в Монголии. Многие хазарейцы мечтают переехать в Монголию на постоянное жительство, хотя в монгольском обществе осознают, что их массовое переселение способно привести к непредсказуемым последствиям. И все же монгольское общество симпатизирует хазарейцам. Есть мнение, что в период репрессий хазарейцев в Афганистане в период 1995-1998 и 2001-2003 гг. сочувствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан.

Хазары весьма предприимчивы и активны. В США проживает крупнейшая диаспора хазарейцев, включающая несколько десятков тысяч человек. Немало хазарейских эмигрантов живет и в Великобритании (54230 человек), Канаде (36373 человек), Австралии (90 000 человек), Турции (33200 человек). Хазарейцы активно занимаются бизнесом и готовы инвестировать в экономику Монголии. Несмотря на продолжающиеся несчастья и трагедии хазарейцев, у этого народа есть будущее и оно, несомненно, связано с монгольскими народами.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Слово «куру» обозначает традиционное население Курильских островов, айны, на языке которых оно всего лишь означало «человек». Очевидно, небольшая цепочка островов представляла собой в их представлении весь обитаемый людьми мир. Однако в XVII веке «цивилизованные люди» быстро объяснили им, что это не так.

Начало XX века прошло под знаком одной из самых азартных гонок в истории человечества - гонки к Северному полюсу. Её официальным победителем стал американский морской офицер Роберт Пири, достигший заветной географической точки в 1909 году. Но это не стало концом полярной эпопеи. На чём только последователи Пири не пытались добраться до полюса. В дело шли лыжи, сани, собачьи упряжки, воздушные шары, ледоколы и даже дирижабли. Но, пожалуй, самым экзотичным видом антарктического транспорта были и остаются подводные лодки.

По телевизору только что закончили показывать сериал «Вольф Мессинг». Кажется, не осталось уже «белых пятен» в жизни этого удивительного человека, известны все его биографические данные. И всё-таки загадка его уникальных способностей так и осталась неразгаданной.

В знаменитой битве у Чувашского мыса на реке Иртыш горстка казаков, возглавляемая Ермаком Тимофеевичем, наголову разгромила многотысячное полчище сибирского хана Кучума. Как такое могло произойти? Этот вопрос до сих пор не даёт покоя историкам.

Многие, вероятно, встречали в книгах такое понятие как «греческий огонь». О губительном действии этой горючей смеси есть подробные, яркие и драматические описания. Греческий огонь помог византийцам одерживать победы во многих сражениях, но мало кто знал его состав и способ приготовления. Все попытки не только врагов, но и друзей Византии раскрыть тайну этого «химического оружия» были тщётными. Ни просьбы союзников, ни родственные связи императоров, например с киевскими князьями, никому не помогли получить секрет греческого огня.

Совсем недавно по киноэкранам всего мира с триумфом прошёл фильм «Джейн Эйр». Режиссёр фильма Кэрри Фукунага представил зрителям своё видение классической истории бедной девушки, о которой в своё время так трогательно написала Шарлотта Бронте. Думается, нашим читателям будет интересно узнать об авторе романа, который, завоевав невероятную популярность в начале XIX века, сохранил её до наших дней.

В начале XX века Британию захлестнула волна экстремизма. Горели почтовые ящики, в домах разбивались стекла, а сами здания нередко поджигались, правда, в основном пустующие. Причём все эти антиобщественные действия совершали отнюдь не бандитствующие молодчики с дубинками в руках, а хрупкие женщины, требовавшие всего-навсего… допустить их к урнам для голосования!

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал салют. Город праздновал снятие блокады. Она началась 8 сентября 1941 года и закончилась через 872 дня, 27 января 1944 года.

Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.


- Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, - сказал я, - к сожалению, о них практически ничего неизвестно.
- Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречался.
- Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.
- Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
- Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
- Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", - и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу - тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"...
Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем".
Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".
Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... "
Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет.
- Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат".

Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.
Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".
Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках...
Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Анатолий ДЖАВИНОВ


PS. Вопрос о том, кто такой Чинхиз-хан, и откуда он пришёл, давно будоражит исследователей. И окончательная точка по нему, судя по всему, скоро поставлена не будет. Если, вообще, будет когда-то поставлена. Я сторонник теории что он ни какого отношения к Монголии не имел. А имел отношения, как и его внук Батый, к нашим причерноморским степям. На мой взгляд, и хазарейцы пришли в Афганистан, именно, от туда. Так что, это, по сути, родственный для России народ. Правда, не для русских.

Компания «Армслайдинг» продаёт обратный клапан для воды и другую технику для трубопроводов. Под заказ затворы обратные, могут поставляться с фланцами, шпильками, гайками, прокладками для присоединения к трубопроводу.

Хазарейцы, как гласит общепринятая теория происхождения этого народа, являются потомками монгольских воинов Чингисхана, оставленных монголами ок. 800 лет назад, в период монгольского завоевания этих земель. Англоязычное наименование хазарейцев hazara people, от hazār с персидского слова, означающего «тысяча», которое, по мнению исследователей, может отсылать к наименованию монгольских частей. В войсках Монгольской империи «тысяча» являлась боевой единицей, по количеству уступавшей только наиболее крупной из единиц, называемой «тумэн» (Түмэн, в русской версии также известен как «тьма» (темник, и город Тюмень в России производные от слова «тумэн»). Хазарейцы / численность Всего около 6 миллионов:В Афганистане ок. 2 млн. 500 тыс. чел.В Пакистане ок. 1 млн. чел.В Иране ок. 1 млн. чел.Также новые крупные диаспоры хазарейцев присутствуют на Западе: в Европе, США, Канаде, Австралии;Несмотря на то, что ряд исследователей рассматривают версию о происхождении хазарейцев от местного индоевропейского народа кушан, большинство все-таки придерживаются «монгольской версии» происхождения хазарейцев. Область Хазараджат Итак, хазарейцы - народ, живущий в Афганистане и Иране, но также и в Пакистане. Но исторической родиной хазарейцев является географическая область Хазараджат (Hazarajat, Hazaristan) в горном районе западной оконечности Гиндукуша, в центральной части нынешнего Афганистана. Часть территории Хазараджат занимает провинция Бамиан (Bamyan), где большинство населения (около 60%) также составляют хазарейцы (Название Бамиан ведет свое происхождение от санскритского varmayana - «цветной», в честь одного из когда-то существовавших здесь буддийских монастырей).

Именно в Бамиане до недавнего времени находились взорванные талибами в 2001 году две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки. Лица этих статуй уже были повреждены ранними исламскими завоевателями, но ультраконсервативное в вопросах религии движение талибов довело процесс уничтожения этих еретических для ислама статуй, расположенных на ортодоксальной исламской территории, до логического завершения. Бамианские Будды были поставлены в свое время, чтобы символизировать торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш. В долине, по которой в древности двигались караваны т.н. «Шелкового пути», расположилась столица провинции город Бамиан. При том, что горы занимают 90% территории провинции Бамиан. Климат провинции характеризуется долгой холодной зимой и коротким летом. Провинция Бамиан является родиной крупнейшего хазарейского клана Дайзанги (Daizangi, «страна племени с колокольчиками», утверждается, что название возникло в в период покорения хазарейцев пуштунами в XIX веке в знак обозначения их рабских колокольчиков). Также другими кланами хазарейцев являются Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана), Туркмани (Turkmani Hazara), Кара-Батор (Qara Baator) и еще около пятидесяти кланов. Кроме широко известной провинции Бамиан в состав географический области Хазараджат входит недавно образованная правительством Карзая провинция Дайкунди, где также большинство населения (86%) составляют хазарейцы. Остальные части исторического Хазараджата поделены между афганскими провинциями Вардак (Wardak), Гильменд (Helmand), Газни (Ghazni), Урузган (Orūzgān), Сари-Пуль (Sar-e Pol), Саманган (Samangan), Гор (Ghowr) и Парван (Parvan). При древних персах и древних греках область Хазараджат была частью региона Паропамисады (название с иранских диалектов «выше орлиного полета»). Также областью управляли Александр Великий, затем эллинистические правительства - Селевкидов и Греко-бактрийское царство. Позднее областью правили, принесшие сюда ислам арабы, а затем исламизированные ираноязычные, а также тюркские династии, вроде Хорезмшахов, с последними и начали воевать монголы, проникая в Центральную Азию. Монгольские войны, ставшие предками современных хазарейцев, пришли в исторический регион Паропамисады к 1220 году. К тому времени регион управлялся правителями из тюрок-узбеков Хорезма - Хорезмшахов, основавшими в Центральной Азии огромное государство. Монгольские завоеватели довольно сурово расправились с местным населением будущего Хазараджата, при этом самого Чингисхана в Афганистане не было, он не выдвигался дальше Самарканда (в современном Узбекистане). Территорию будущего Хазараджата завоевал для монголов бывший при отце в этом походе на Среднюю Азию один из сыновей Чингисхана Толуй (его имя носит, как уже упоминалось один из кланов хазарейцев). Новые поселенцы, ставшие со временем известны как хазарейцы в области, получившей наименование Хазараджат Hazarajat (Hazaristan), смогли и с падением власти монголов многие столетия сохранять относительную независимостьот сопредельных стран и областей. При этом, хотя монгольская армия, пришедшая в Афганистан была еще шаманистской и говорящей на монгольском и кипчапском (половецком) языках,оставленные ею в Афганистане монголы, названные хазарейцами, со временем приняли ислам, а их языком стал диалект персидского. Язык хазарейцев Как уже отмечалось хазарейцы говорят на языке, близком к дари - одном из двух (наряду с пушту) государственных языков Афганистана. Дари, как известно, это разновидность персидского (фарси) языка. Поэтому, обычно говорят, что хазарейцы говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов. Относительно вольная жизнь хазарейцев продолжалась до 1880 года, когда усилившиеся пуштуны (народность, которая говорит на западном диалекте перидского) под предводительством тогдашнего афганского владетеля Абдуррахман-хана присоединили область Хазараджат к Афганистану. Начались преследования хазарейцев, чье положение усугублялось тем, что они являются не просто мусульманами, а мусульманами-шиитами, в то время как пуштуны, как и большинство населения Афганистана, и образовавшегося позднее соседнего Пакистана, являются суннитами. Хазарейцы-шииты принимают участие, в том числе, и в экстравагантных шиитских религиозных церемониях самобичевания. После завоевания Хазараджата, и в недавний период правления в Афганистане талибов, положение хазарейцев, которых считали в Афганистане еретиками, было очень тяжелым. В 1880-х годах их даже объявляли вне закона, либо убивали или продавали в рабство. Именно все это имеет ввиду радиостанция «Голос Монголии», когда говорит в упомянутой выше передаче «о печальной судьбе (хазарейцев), полной горечи и страданий». В тоже время в современном Пакистане хазарейцы периодически подвергается нападениям экстремистов из суннитского большинства, а в Афганистане за ними сохраняется роль общины, которая занята, в основном, на самой грязной и тяжелой работе. При этом отметим, то небольшое число хазарейцев исповедует суннитскую ветвь ислама, в частности часть хазарейского клана нойманов в Афганистане. Традиционно хазарейцы занимаются земледелием, включая орошаемое, скотоводством и ткачеством. Но в последние десятилетия многие из них ушли на заработки в города. Несмотря на интеграцию в крупные города Афганистана и Пакистана, общественные нравы хазарейцев остаются довольно архаичными, по сравнению с их прародителями - монголами, которые в независимой Монголии давно усвоили все европейские ценности и создали вполне современное общество. Приведем два примера хазарейской архаики. В хазарейских школах в Кветте (Пакистан) школы для молодых людей и девушек организованы по раздельному принципу. В Афганистане в семейных отношениях хазарейцы руководствуются очень жестким семейным кодексом, который провозглашает верховный статус в качестве главы семейства для мужчины. В Монголии об этом нет и речи. Такая разница, несомненно, определяется влиянием на хазарейцев ислама и обшей отсталостью общественного развития в Афганистане и Пакистане. Из международных медиа о хазарейцах «Лидеры хазарейцев Пакистана утверждают, что около 600 членов общины были убиты с 1999 года. Лашкар-и Джангви (Lashkar-e Jhangvi), запрещенная экстремистская суннитская организация, которая в настоящее время рассматривается как союзник Аль-Каиды, взяла на себя ответственность за большинство нападений» (англ.сайт объединенной службы информации, американская станция «Радио Свобода - Радио «Свободная Европа», октябрь 2011); Молодой хазареец занимается паркуром в пакистанском городе Кветта.Развернуть текст«Считается, что треть населения пятимиллионного Кабула, очень сильно выросшего в последние годы из-за притока в столицу жителей из деревень, составляют таджики, их язык дари - официальный язык Кабула; но традиционно тяжелой городской работой здесь занимаются хазарейцы, - народ, который исповедует ислам шиитского толка и ведет свое начало от воинов Чингисхана. В городе много и пуштунов, которые вообще-то составляют большинство населения этой страны«, (рос. ТВ, 2010); В Афганистане долгое время ущемлялись права этнических меньшинств, - говорит один из основателей нового афганского университета Ибн-Сины Аль Арими. И продолжает: «Например, хазарейцы не могли служить в армии или учиться на юридическом и медицинском факультетах. Сегодня этих ограничений больше не существует. Вот молодые люди и наверстывают упущенное» (русская служба, иновещание ФРГ «Немецкая волна», август 2011); «Президент Афганистана Карзай подписал законопроект, легализирующий применение традиционного семейного права хазарейцев, - закон, который должен применяться только к этому меньшинству. Шиитские парламентарии утверждают, что это стало юридическим признанием культуры хазарейцев, но многие внутри и за пределами Афганистана осудили закон, как ущемляющий права женщин. Под давлением Карзай пообещал тогда пересмотреть данный закон. Позже он подписал отдельный закон, который делает насилие в отношении женщин незаконным. В июле, однако, Карзай утвердил пересмотренный вариант закона о семье для хазарейцев, который, наряду с другими положениями, запретил женщине работать вне дома без разрешения мужа, а также позволил мужчине лишать свою жену средств на пропитание, если та отказывается вступать с ним в интимную связь» (Afghanistan-Year-In-Review-2009 Encyclopædia Britannica Online 2010); Хазарейцы в Пакистане На территории будущего Пакистана хазарейцы появились в начале XIX в., когда там усилились местные князья, а власть Великих Моголов ослабла, иначе говоря переселение хазарейских работников на будущую пакистанскую территорию произошло за несколько десятилетий до включения этих территорий в состав Британской Индии. В современней период полумиллионная община хазарейцев проживает в пакистанской провинции Белуджистан и ее центре - городе Кветта (Отметим, что белуджи родственны по языку хазарейцам, но в отличии от хаарейцев, белуджи - сунниты). В Пакистане хазарейцы являются религиозным шиитским меньшинством, в отличие от преимущественно шиитского Ирана, куда многие хазарейцы также эмигрировали в поисках лучшей жизни.

Хазарейцы - это народ, проживающий в Афганистане. Численность довольно-таки приличная. Они также проживают в Пакистане, в Иране. Основная масса проживает в Афганистане. Точная численность этого народа неизвестна. В средствах массовой информации иногда проскальзывают цифры 3-5 млн. чел. Тема о хазарейцах известна узкому кругу ученых. О хазарейцах написал книгу Луфти Темирханов «Хазарейцы» (Очерки новой истории). Также о них опубликовал свой труд в 1898 г. в Ташкенте Мухаммед Азим «Хеза-ристан, Туркменский военный округ. Штаб. Сведения, касающиеся стран, сопредельных с Туркестанским военным округом». В советское время, во время ввода войск в Республику Афганистан для оказания интернациональной помощи, солдаты, воевавшие там, не раз встречались с представителями этого народа. Я имею в виду тех солдат, которые призывались с Калмыкии. Вы, наверное, ранее слышали про перевал Саланг (не правда ли созвучно с калмыцким Солнг), где проходили ожесточенные бои между войсками ограниченного контингента и моджахедами. В этой местности также проживают хазарейцы. Вот далеко не полный список воинов-интернационалистов, которые, так или иначе,соприкасались с хазарейцами, это ст. лейтенант Шалхаков Г., преподаватель средней школы Ики-Бурульского района П. Кукудаев, Дорджиев и некоторые другие. Вспоминает П. Кукудаев: «Было это в октябре 1981 г. Наша группа получила очередное задание. Служил я в составе батальона спецназа. На одном из перевалов находился кишлак, где проживали хазарейцы, о них я узнал позже. В этом районе наши войска соприкоснулись с большими трудностями. Военные колонны, проходя через этот перевал, несли большие потери. Нам поступил приказ об уничтожении данного кишлака. Группу десантировали с вертолетов за 15-20 км от местности. Через этот кишлак и перевал должна была пройти колонна. Так что задание было получено... На подходе к кишлаку сделали короткий привал. Дозорный в бинокль увидел подходившую к арыку пожилую афганскую женщину. Командир приказал взять ее. Женщину взяли. В группе у нас были узбеки, таджики, которые знали афганские языки: фарси, дари, пушту и могли бы допросить эту женщину. Я не стал подходить к ним. Через некоторое время ребята подходят ко мне и говорят: «Петя, может быть, ты попробуешь допросить ее, нас она не понимает». Я подхожу к ней и буквально немею от услышанного, не пойму, словно я на родине. Пожилая женщина стоит на коленях, сложив руки в ладонях, причитает: «Бичә намаг алтн, бичә намаг алтн...». Придя в себя, я крикнул ей: «Таниг күн алшго, бичә әәтн!» Женщина от неожиданности вдруг замолчала, затем заплакала и начала вновь причитать: «Я, хәәмнь, я дәрк, я, хәәмнь, мана кел меддг күн бәәҗ!» Я отошел от женщины и пошел к командиру докладывать: «Товарищ капитан, наше задание выполнено, считайте, что кишлак в наших руках...». «Как выполнено, ведь мы ничего еще не сделали?!» - говорит командир. Я ему говорю, что сейчас иду в кишлак. Если через полчаса меня не будет, бейте по кишлаку. Помог женщине донести воду. Попросил ее, чтобы вышел кто-то из старших. Вышел седой старик в чалме и удивленно посмотрел в мою сторону, словно не веря, как это советский солдат говорит на их языке, но, не сдержав себя, он сказал: «Менд, шурави, герәд ор». Зашел в дом, сели на ковер, тут же принесли чай. Вначале я был настолько удивлен, услышав родную речь вдали от родины, что совершенно забыл, где я нахожусь и с какой целью. Когда старик начал говорить, я вновь пришел в себя и ответил ему: «Танахс кучтә кевәр дәәлднә, мана церг нам яяхан медҗәхш...». Далее продолжаю: «Нанд ахлачнр бәәнә, тигәд ода яахмб?» Старик отвечает: «Энтн ода аальта йосн орҗ йовна. Эн үүмәтә цагт арh уга болад, бийән харсх болҗанавидн». Я ему говорю: «Эн цагас авн тадниг мана церг көндәхн уга. Боле үг гиснтн хоосн үг. Танахс нанд иткхин төләд юн кергтә?» «Маднд бу болн hуйр кергтә»,-ответил старик. Если сравнить с тем, сколько наших солдат они положили в этой местности и сколько еще могут положить, просьба старика была несущественной. Воевать они действительно умели, ничего не скажешь. Сидя со стариком, распивая чай, я неоднократно слышал, как он говорил своим внукам: «Болҗ тагчг бәәцхәтн, һарцхатн» и так далее... Женщины у хазарейцев говорят только на своем языке, а мужчины еще на пушту и дари, так распорядилась история. Язык пушту и дари основной в Афганистане. Вот свидетельство другого воина-интернационалиста, не будем называть его. Он рассказывает: «Как-то в одно время в результате зачистки к нам в плен попало много афганцев. Мы построили их в шеренгу. Проходя вдоль шеренги, вдруг я услышал калмыцкую речь. Был удивлен... Откуда здесь, в Афганистане, могли быть калмыки». Пригляделся, несколько афганцев разговаривают между собой на калмыцком языке. Естественно, я прекрасно понял, о чем они разговаривали. Через некоторое время, после разбирательства, я отвел одного из них в сторону и начал с ним разговаривать на калмыцком языке, он был настолько удивлен и взволнован, что в течение некоторого времени потерял дар речи... Эти афганцы были крестьянами. Потом мы их отпустили по домам. Эти простые афганские крестьяне потом неоднократно звали меня в гости на чаи, естественно, я бывал у них неоднократно и разговаривал с ними на своем родном языке... Вот тогда я впервые повстречался с хазарейцами. Раньше все они для меня были душманами». Еще один свидетель той непонятной войны. «Во время боя с душманами мы попали в окружение. Нас оставалось два офицера и три солдата. Я был тогда командиром штурмовой роты. Боеприпасы закончились. У пулемета оставалось полмагазина (так солдаты называют рожок от пулемета, куда набивают патроны). Положение было аховое. Сверху из ущелий стреляли душманы, а мы были внизу. Мы были окружены. Выхода не было. Я в порыве ярости взял пулемет и начал стрелять по душманам, при этом всячески проклиная их матом на калмыцком языке. Вдруг стрельба закончилась. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал. Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем. Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"... Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем". Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком". Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... " Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет. - Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды. Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая. Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. " Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой. В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат". Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано. Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории. В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии". Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд). Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами. Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане. Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках... Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов. Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь. Анатолий ДЖАВИНОВ

Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, — говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, — и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.
— Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, — сказал я, — к сожалению, о них практически ничего неизвестно.
— Хазарейцы? — вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, — мой брат с ними в Афганистане встречался.
— Как встречался, кем он был, когда встречался? — не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.
— Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
— Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
— Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются «полчки», изредка вставят: «А помнишь?», — и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: «Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу — тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: «Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!» — и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание — разведать тропы через перевал.
Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. «Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба… Но держатся ребята молодцами»…
Декабрь 1986 г. «… Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег… Бывает иногда трудно… Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие… Ах, как нужна ребятам физическая закалка… Мы это дома недооцениваем».
Июнь 1987 года. «Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)… Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат… Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко… Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком».
Декабрь 1987 года. «… Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили… На днях Новый год. Но я в это время буду в горах… Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире… »
Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое — нет.
— Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: «Шурави, менд, ямаран бяянчи», — засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, — вспоминал Геннадий Шалхаков, — я был готов к любому бою, но от такого… растерялся и вслед мальчишке крикнул: «Кембчи, хамаhас ирвчи?» — но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, — откуда здесь калмыцкий мальчишка? » Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: «Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!» Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: «Откуда здесь калмыки? » Они ответили: «Мы не калмыки, мы — хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы — их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. »
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.
В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете «Совершенно секретно» № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: «В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой… И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства — Хазараджат».
Так что это за народ — хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: «Хазарейцы (самоназв. — хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие — мусульмане-шииты». Скромно и фактически ничего не сказано.
Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге «Чингисхан», изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов «Потрясатель Вселенной» начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи — всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру «Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии».
Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: «Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны — Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов — Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность — около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов — Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает «зюнгары» и «бехсуд». Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется «бексюд». Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Ученый В. Кисляков в журнале «Советская этнография» в №4 от 1973 г. опубликовал статью «Хазарейцы, аймаки, моголы» (к вопросу об их происхождении и расселении), — где говорится: «Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках…
Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным «хазар», что на персидском языке означает «тысяча». А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками… Уже В. Бартольд называл хазарейцев «иранизированными монголами». Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы — народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.