Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы. Корневая морфема (корень)

Корневая морфема (корень)

Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.

Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.

Шанский: вы-ну-ть

По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).

В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.

Следовательно, необходимо учитывать новое в науке.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 SS

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:

лес ® лесок ® лесочек

Корни имеют несколько групп ZZ :

· корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

· с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

дом ® домашний (все равно предметное Z)

соль ® солить (все равно предметное Z)

ходить ® хождение

ходьба (Z процесса, движения)

Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)

Но в учебниках в этом вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/кормл ю

люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

Почему происходит такое явление?

1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )

2. связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

Суфффикс

это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

S/О суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

чист ый® чистот а

чисти ть

чисто

чистюл я

Последний суффикс обычно является показателем ЧР:

чистот а - сущ.

чистюл я - сущ.

чисто - нареч.

f/О суф . служат для образования Gff S, при этом сохраняется тождество LZ.

Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

дубок / дубк а (к - алломорф к -ок )

подарок / подароч ный

старец / старч еский

Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

несØ /несл а

безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошадн ый)

Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

разрывØ разрывать

переходØ переходить

Ø в сущ., образованных от прил.:

сушьØ сухой

По происхождению суф. м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

Заимствованные:

ад блокада, клоунада

аж массаж, типаж, инструктаж

ант оккупант, диверсант, докторант

изм историзм, марксизм

Постфикс

это аффиксальная морфема, которая служит для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом.

Постфикс присоединяется к глагольной основе:

учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

ff - уч-ишь-ся, учащийся ( f причастия)

Постфикс входит в основу .

К постфиксам относятся –то, -либо, -нибудь (образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь ), -ка (присоединяются к глагольным основам - почитайØØ-ка - это трудные случаи морфемного разбора)

Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

к-ого-то

к-ому-то

к-ем-то

ч-его-то

Если мы выделим корень, то в Им. п. будут уникальные окончания: к-то-то

Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:



Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

§ 85. Морфемы как двусторонние, знаковые единицы языка различаются между собой по целому ряду внешних, формальных и семантических признаков, на основании которых осуществляется их классификация. В общепринятых классификациях морфем чаще всего учитываются такие их дифференциальные (различительные) признаки: а) роль в слове, которая определяется, прежде всего, характером выражаемого значения; б) место в слове но отношению к другим морфемам; в) выполняемая функция, или назначение.

Корневые и служебные морфемы

§ 86. По первому из названных признаков, т.е. в зависимости от роли в слове, от характера выражаемого значения, все морфемы того или иного языка подразделяются на два больших класса: корневые и служебные. Корневая морфема, в отличие от служебных, считается основной, стержневой, центральной частью слова. Такое положение корневой морфемы в слове, по сравнению со служебными морфемами, определяется некоторыми конкретными признаками:

  • 1) корневая морфема выражает основное лексическое значение слова, является "носителем основного лексического значения слова", морфемой, "заключающей в себе основной элемент лексического значения слова", в то время как служебные морфемы выражают дополнительные лексические (или словообразовательные) и грамматические значения;
  • 2) корневая морфема обязательна для каждого слова, это "обязательная и необходимая составная морфемная часть слова (словоформы)...", "слов без корня нет" (утверждение о том, что в русском слове вынуть нет корня, или он является нулевым, не соответствует действительности; подробнее об этом см. в § 79); служебные же морфемы являются факультативными элементами слова, в одних словах (словоформах) они имеются, в других отсутствуют, как, например, во многих грамматически неизменяемых словах (ателье, кино, кенгуру, вчера, вопреки, кроме, увы и др.);
  • 3) корневые морфемы могут употребляться в сочетании со служебными морфемами и без них, "это такие морфемы, которые могут использоваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов..."; служебные морфемы употребляются в речи только в сочетании с корнями, они "никогда не употребляются самостоятельно, не выступают, так сказать, в чистом виде".

По названным дифференциальным признакам в подавляющем большинстве случаев можно безошибочно отличить корневую морфему от служебной. Однако встречаются и такие морфемы, для определения вида которых (т.е. причисления к корням или аффиксам) данных признаков явно недостаточно. Это относится, в частности, к морфемам еже-, -лог, -теки, употребляющимся в русских словах типа ежегодный, терминолог, дискотека, которые в лингвистической литературе рассматриваются то как корни, то как аффиксы. С целью более строгого разграничения корневых и служебных (аффиксальных) морфем можно предложить такой критерий: корневыми считать морфемы, способные употребляться в данном языке вне сочетания с другими корнями , а морфемы, не употребляющиеся в отрыве от корней, рассматривать как служебные. Это позволило бы устранить существующие разногласия в определении морфемного статуса тех или иных значимых частей слов, в том числе и только что упомянутых.

На основании рассмотренных выше признаков корневая морфема может быть определена как основная, центральная морфема слова, обязательная для каждой лексической единицы, способная употребляться вне сочетания с другими корнями и служебными морфемами и выражающая основное лексическое значение слова; служебная морфема – это морфема дополнительная, причем факультативная (не обязательная в составе слова), неспособная употребляться вне сочетания с корнем, которая дополняет, уточняет значение корня, т.е. выражает различные грамматические или дополнительные лексические (словообразовательные) значения слова.

§ 87. Как видно из приведенного определения, корневые морфемы в известном смысле являются свободными (могут употребляться вне сочетания с другими корнями и служебными морфемами), а служебные морфемы – связанными (употребляются только при корне, в сочетании с ним). В то же время среди корневых морфем возможны корни связанные, а среди служебных – морфемы свободные, или относительно связанные. В этом проявляется некоторое сходство между корневыми и служебными морфемами.

Свободными (относительно связанными) служебными морфемами называются аффиксы, формально и семантически соотносящиеся с самостоятельными корневыми словами, т.е. употребляющиеся параллельно с ними в тех же значениях, например, глагольный префикс до- (ср.: добежать, донести, доиграться) и предлог до (подробнее об этом говорится в § 84).

Связанными корнями принято называть такие корневые морфемы, которые в современном языке употребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (префиксами, суффиксами), вне сочетания с ними не встречаются. В русском языке связанными являются корни таких слов, как, например: агит- атор, агит -ация, агит -ировать; реценз- ист, реценз- ия, реценз -ировать; роб-кий, роб-ость, роб-е ть; на-де-ть, о-де-ть, раз-де -ть; в-верг-нуть, с-верг-иуть, от-верг-нуть, опро-верг-нуть, ниспро-верг-нуть. Подобные (связанные) корни имеются и в других языках, например, в германских. В лингвистической литературе они иллюстрируются такими словами: английские ard- ent (пылкий), jeal- ons (ревнивый), rauc -ous (хриплый); немецкое fert- ig (готовый) и другие подобные. Корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов, называются свободными. (Вопрос о свободных и связанных корнях в русском языке подробно рассматривается в курсе "Современный русский язык".)

§ 88. Наряду с корневыми и служебными морфемами многие современные лингвисты особо выделяют морфемы, занимающие промежуточное положение между теми и другими, которые называются аффиксоидами, или полуаффиксами. Это такие морфемы, которые совмещают отдельные признаки и корневых, и служебных морфем. "Аффиксо́ид (от аффикс и греч. eidos – вид) – компонент сложного или сложносокращенного слова.., повторяющийся с одним и тем же значением в составе ряда слов и приближающийся по своей словообразовательной функции (способность образовывать новые слова с тем же компонентом) к аффиксу – суффиксу (для последних компонентов сложений) или префиксу (для первых компонентов)".

Как видно из приведенного определения, аффиксоиды (полуаффиксы) могут занимать в слове разное место по отношению к корню. Одни из них располагаются перед обычным (полноценным) корнем, другие – после него. Аффиксоиды, располагающиеся после корня, называются суффиксоидами, или полусуффиксами. Это конечные компоненты таких слов, как, например: русские паро-ход, тепло-ход, электро-ход, везде-ход, тихо-ход; паро-воз, тепло-воз, электро-воз; олене-вод, птице-вод, пчело-вод; пуле-мет, мино-мет, гранато-мет; трудо-способн-ый, бое-способн-ыи ; немецкие Arbeits-mann "рабочий" (ср.: Arbeit – "работа" и Мапп – "мужчина, человек"), Kauf-шгш – "купец, торговец" (ср. kaufen – "покупать"), Sее-тапп – "моряк" (ср. See – "море"); Arbeits-los – "безработный" (ср.: Arbeit – "работа" и los – "свободный"), hoffnungs-/os – "безнадежный" (ср. Hoffnung – "надежда"); английские clock-smith – "часовщик" (ср. clock – "часы" и smith – "мастер по металлу"), gold-smith – "ювелир" (ср. gold – "золото"), black-smith – "кузнец" (ср. black – "черный"), Аффиксоиды, находящиеся перед корнем, называются префиксоидами, или полупрефиксами. Это начальные компоненты некоторых сложных слов, например: русские пол -ведра, пол- года, пол -часа; полу -месяц, полушубок, полу -голодный, полу- живой, полу -сидеть, полу -потух путь; само -затцита, само -лечение, сам о-обслуживание; немецкие Hoch- achtung – "глубокое уважение" (ср.: hoch – "высокий, знатный", Achtung – "внимание, почтение, уважение"), hoch- fein – "очень тонкий, изысканный; высокого качества" (ср.: fein – "тонкий, нежный, чуткий").

Аффиксоидами (полуаффиксами) обычно называются морфемы, соотносящиеся с корнями знаменательных слов (как в приведенных выше примерах). В то же время в качестве аффиксоидов иногда рассматриваются морфемы, которые соотносятся со словами служебными, например предлогами (или предлогами-наречиями), такие, как немецкие auf – в составе глагола aufstchen (вставать, подниматься), mit – в mitgehen (идти вместе, сопровождать), nach – в nachlaufen (бегать вслед, гнаться) и т.п., или русские до- в добежать , из- в извлечь и другие подобные.

Сходство аффиксоидов с корневыми морфемами проявляется в следующем: 1) как и прочие корни, они могут употребляться вне сочетания с другими корневыми морфемами или в отрыве от них; 2) их значения в основном соотносительны с лексическими значениями обычных корневых морфем или основ; 3) при них часто сохраняется соединительный элемент, что характерно для производных слов, образованных путем соединения разных основ или корней (ср.: немецкие Arbeit-s-mann, arbeit-s-los, hoffnung-s-los, русские пар-о-воз, тепл-о-ход, пул-е-мет и другие подобные. Сходство аффиксоидов с обычными аффиксами обнаруживается в том, что их значения ввиду регулярности употребления приобретают обобщенный характер, они выражают "обощенно словообразовательную семантику". Сходство значений аффиксоидов и обычных аффиксов подтверждается тем, что в ряде случаев те и другие употребляются параллельно, в сочетании с одними и теми же корнями (ср„ например: русские славяновед и славист, рыболов и рыбак, садовод и садовник, Волгоград и Волжск, полумрак и сумрак, немецкие Arbeilsmann и Arbeiter. Показательно и то, что значения, которые в том или ином языке обычно выражаются с помощью аффиксоидов, в других языках могут быть выражены при помощи обычных аффиксальных морфем (ср.: немецкое Seemann и русское моряк, немецкое Каиfтапп и русское купец, торговец, немецкое arbeitslos и русское безработный ; английское clocksmith и русское часовщик и др.

Обратимся теперь к наиболее насыщенной содержанием морфеме. Корневая морфема представляет собой лексическое ядро слова. Например, в слове teacher (учитель, преподаватель) в качестве лексического ядра выступает морфема teach-, имеющая общее и абстрактное значение обучения.

Корневую морфему следует четко отличать не только от аффиксальной морфемы, но и от основы слова по следующим причинам: Прежде всего, между корневой морфемой и основой часто существует количественное различие. Так, например, и в слове horse (лошадь), и в слове horse-man (наездник), и в слове horse-man-ship (искусство верховой) езды корень слова один и тот же, а именно - horse, между тем как в качестве основы указанных слов будут выступать в каждом случае различные языковые образования: в первом случае - одноморфемное horse-, во втором - двухморфемное horse-man- и в третьем - трехморфемное horse-man-ship-.

Однако главное различие между корнем и основой состоит в том, что сами принципы выделения того и другого существенно различны. Корень выделяется на основе того, что он представляет собой семантическое ядро слова, но совершенно безотносительно к вопросам грамматического оформления слова, из которого он извлечен. При выделении основы, напротив, наиболее существенным оказывается то, что она является именно той частью слова, которая поступает в распоряжение грамматики, будучи непосредственно связана с системой формообразующих суффиксов, оформляющих слово. Корень и основа слова могут представлять собой реально одну и ту же морфему, но при этом та же самая морфема рассматривается с различных сторон.

Вернемся к корневой морфеме в слове horse. Она заключает в себе индивидуальное лексическое значение лошадь. Та же самая морфема, взятая как основа, рассматривается уже с точки зрения взаимоотношения между грамматическим оформлением слова и остальной частью слова. То, что морфема horse имеет в исходе звук [s], не играет никакой роли для характеристики этой морфемы как корня слова horse и, наоборот, играет очень важную роль при характеристике той же морфемы как основы: словоизменительный суффикс присоединяется к основе с помощью соединительного гласного [i] (horse"s, horses, horses"). Таким образом, в данном случае структурные особенности парадигмы слова находятся в прямой зависимости от основы слова.

Так же, следует отметить, что корневые морфемы в английском языке принято разделять на свободные и связанные. Свободные корневые морфемы способны образовывать одноморфемные слова типа cat, table, go, to, under, the, well, good. Все эти словесные знаки являются неделимыми на значимые сегменты, т.е. структура их значения целостна не только на уровне содержания как комплекс интегральной, родовой и дифференциальных категорий во всех контекстах данных знаков, но и на уровне формы. В английских одноморфемных словах невозможно выделить формальные сегменты, представляющие отдельные компоненты их целостного категориального значения, как мы это наблюдали в словах типа beautiful.

Так же, в числе свободных морфем выделяются такие, которые способны выражать грамматические категории языка. Это вспомогательные элементы аналитических форм: глагольные элементы do, be, have, will, shall, would, should, may, might; адвербиальные элементы: more,most; инфинитивная частица to; артикли.

Связанные корневые морфемы не встречаются в виде самостоятельно функционирующих слов, они выделяются только лишь как составная часть некоторого слова и обозначают интегральные категории. Так, сегмент chem(i/o) безусловно обладает значимостью в структуре английского языка, реализуя интегральную категорию, которую можно определить как отношение к сфере использования человеком свойств природных веществ. Данный корень, однако, не способен сам по себе выступать как словесный знак. Для превращения данной интегральной категории в целостное словесное значение, эта корневая морфема должна обязательно сочетаться с различными морфемами, прежде всего с аффиксами типа ist или ism. Данные сегменты включают определенные родовые характеристики объекта в структуру словесного знака и позволяют сегменту chem реализовать интегральную категорию в различных типах целостных значений: chemist; chemism. Здесь следует отметить, что, судя по всему, нам следует и в случае с одноморфемными словами различать слово и омонимичную ему корневую морфему.

Существует также несколько грамматических суффиксов среди связанных морфем. Они представлены следующими наборами сегментов: 1) утроенным набором сегментов [-z, -s, -iz] (множественное число существительного, родительный падеж существительного, третье лицо настоящего времени глагола); 2) удвоенным набором сегментов [-d, -t, -id] (прошедшее время и причастие прошедшего времени глагола); 3) удвоенным сегментом -ing (герундий и причастие настоящего времени); 4) сегментами -er, -est (сравнительная и превосходная степень прилагательного и наречия).

Наличие в языке связанных корневых морфем свидетельствует о том, что корень как носитель интегральной категории является необходимым, но не достаточным условием для образования слова. Включение в структуру одноморфемных слов всех родовых и дифференциальных категорий является не качественной характеристикой данных корней, а принадлежит природе слов - единиц принципиально другого уровня, чем морфема. В этом смысле полезно различать слова типа cat, table, go, under и омонимичные им корневые морфемы как носители исключительно интегральных категорий, лежащих в основе значения данных одноморфемных слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, прируч ить, обруч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить – ловля – вылавливать, рука – ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

Классификации морфем по их роли и месту в составе слова

По роли и месту в составе слова всœе морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы) по отношению к корню распределяются на:

6. суффиксы

7. постфиксы

8. приставки

9. окончания

10. интерфиксы.

Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.

Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.

Шанский: вы-ну-ть

По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).

В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.

Следовательно, крайне важно учитывать новое в науке.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 SS

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:

лес ® лесок ® лесочек

Корни имеют несколько групп ZZ :

· корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

· с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всœех производных словах:

дом ® домашний (всœе равно предметное Z)

соль ® солить (всœе равно предметное Z)

ходить ® хождение

ходьба (Z процесса, движения)

В случае если нужно установить, какое слово от какого произошло, крайне важно учитывать семантику корня:

ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)

Но в учебниках в данном вопросœе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Οʜᴎ возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z ʼʼубирать хлебʼʼ)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z ʼʼсдавливатьʼʼ)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/кормл ю

люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни бывают свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всœегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Οʜᴎ выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

Почему происходит такое явление?

1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )

2. связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром