Е. Пермяк.Две пословицы. Е пермяк смородинка две пословицы Две пословицы главные герои

О детях и для детей

Ответы к стр. 18

Евгений Пермяк

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это - не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: - Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: - Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: - Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: - Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

1. Укажи + жанр произведения.

сказка + рассказ стихотворение

2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.

Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.

3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

e-razumniki.ru

Е. Пермяк. Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

volshcebnojeslovo.blogspot.com

Урок литературного чтения "Две пословицы" 2 класс

Урок литературного чтения во 2 классе.

Е.Пермяк «Две пословицы»

Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна

Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».

Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).

Цель (учебные задачи):

    формировать умение работать с текстом произведения;

    обогащать читательский опыт детей;

    расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;

    формировать читательские умения, используя такие виды работы:

    аналитическое чтение (анализ сюжета);

    выборочное чтение (работа с иллюстрацией);

    формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;

    знакомить с литературоведческими понятиями;

    обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;

    формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;

    формировать универсальные учебные действия:

личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

регулятивные (саморегуляция,оценка,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания,)

коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

– Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

– Я желаю вам хорошего настроения.

– От чего зависит хорошее настроение?

(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)

– Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.

Речевая разминка

– Прочитайте предложение. (Друзья познаются в беде).

Слайд 2)

– Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)

Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)

– К какому жанру относится? (Это пословица).

– Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение)

– Определите тему. (О дружбе)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)

– Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?

– Давайте проверять наши предположения.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

– Прочитайте записи.(Слайд 7)

    Пичугин мост

    Смородинка

    Две пословицы

    Торопливый ножик

– Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)

– Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)

– Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)

– А тему? (Тоже не можем.)

– А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)

– Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)

–Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?

– Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)

– Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)

III. Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»

Е. Пермяк

«Две пословицы»

Слайд 8)

1.Слушание. (Читает учитель.)

–Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.

2.Первичное восприятие.

– Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)

–Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)

– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)

3.Анализ произведения.

–Как начинается произведение? Прочитайте. (Читают.)

–Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)

– Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)

–Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)

–Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)

–Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)

–Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)

–Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)

– Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?

–Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)

–Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)

–Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.

– Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)

–Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.

–Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.

–Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)

– Чем заканчивается произведение? Прочитайте.

IV. Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)

До- мой новый-новый дом

Ре-ребята во дворе

Ми - моих игрушек мир

Фа- фамилия моя

Соль - найдем мы на столе

Ля- поем мы ля-ля-ля

Си- сироп мы пьем с водой

И опять рисуем Дом!

V. Работа над образом героя

– Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.

– Сверьте свою работу с образцом.

Слайд 9)

– Просигнальте, у кого так?

– Есть другие варианты?

– Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)

– Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)

Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)

–Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)

– А Костя? (Благодарность.)

– А плотвичка? (Помощь.)

– Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)

– Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)

– Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)

– Каким был Костя в начале произведения?

– Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)

– Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)

– Кто помог ему понять это? (Собака. Она прошептала две пословицы.)

– Прочитайте первую пословицу.

Определите тему. (О дружбе.)

– Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)

– Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)

– Поясните?

VI. Включение в систему знаний и закрепления

– Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)

– Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.

– Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)

– Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)

– Рассмотрите его портрет.

– Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.

– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)

– Какова тема этой сказки? (Это сказка о детях, т.к. главный герой-Костя.)

– Выполним в тетради задание №2. (Составь модель обложки произведения.)

– Что может помочь в составлении обложки? (Памятка в конце тетради.)

– Сверьтесь, пожалуйста, с образцом. (Не согласны, т.к. это сказка, а не рассказ.)

Слайд 12,13)

– Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)

– Какие произведения подойдут к предыдущей модели?

(«Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)

Слайд 14)

VII. Домашнее задание (на выбор)

– Дома я предлагаю выполнить следующие задания:

    выполнить задания в тетради 3,4;

    рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);

    найти пословицы о дружбе, о доброте.

VIII.Рефлексия

– Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».

– Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни - доброта, душевная щедрость, дружба.)

– У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)

– Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны

для человека. (Слайд 16)

– Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему? (Это не все качества, необходимые человеку.)

– В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)

infourok.ru

Евгений Пермяк - Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.

Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой.

Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.

Костя шел через лес и сбился с дороги. Он увидел голубя и стал спрашивать у него, как пройти на ярмарку. Голубь сначала не хотел помогать мальчику, но когда узнал, что это Федин товарищ, подсказал ему правильное направление.

У реки Костя стал искать брод, и ему помогла рыба плотвичка, которая тоже узнала Фединого товарища.

На ярмарке с Костей приключилась беда – украли у него все накопленные деньги. И тут ему на помощь пришла собака, которая тоже знала Фединого друга. Она нашла похитителя и отняла у него деньги.

Собака вернула деньги Косте и что-то сказала ему на ухо. Костя накупил разных вещей и пошел домой. По дороге он кормил всех птиц, рыб и зверей. Дома Костя нашел Федю и вручил ему подарок – гармошку. Федя удивился, отчего это его скуповатый товарищ вдруг таким добрым стал. А Костя сказал, что он теперь всегда таким будет.

Костя стал добрым к другим, потому что собака сказала ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше».

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Пермяка «Две пословицы» заключается в том, что добрые отношения с людьми важнее любого богатства. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, а вот деньги помогают человеку далеко не во всех ситуациях.

Сказка учит быть дружелюбным и не быть скупым.

В сказке мне понравился мальчик Федя, которому не были присущи ни скупость, ни жадность.

Какие пословицы подходят к сказке Пермяка «Две пословицы»?

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Доброму человеку помощь не в убыток.

Е. Л. Пермяк
Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». положит денежку в копилку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы. Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.еть.еть. Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.ают.
- Покажи мне, голубь, дорогу! - просит Костя.- Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
- Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ,- отвечает Костя.
- Тогда другое дело,- говорит голубь.- Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт - и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит - плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил! Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
- Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и собак. Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
- Вот тебе мой хороший товарищ, подарочек!чек!
Тот глазам не верит.
- Да что с тобой случилось, Костя?
Какой ты добрый стал!
- Теперь я всегда таким буду,- говорит Костя и товарища обнимает. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Http://childrenfor.ru/max11.php

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
"Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли", - писал московский публицист, писатель Виктор Гура. Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.
http://modernlib.ru/books/permyak_evgeniy_andreevich/

Сперантова Валентина Александровна
24 февраля 1904, Зарайск - 6 января 1978, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Народная артистка РСФСР (1950).
Народная артистка СССР (1970).

Окончила Театральный техникум имени А.В. Луначарского (1925).
С 1925 года - актриса Первого государственного педагогического театра (впоследствии - Госцентртюз), в 1942-1944 гг. - фронтового театра ВТО, с 1944 года - актриса Центрального детского театра.

В кино с 1953 года (первая роль - бабушка Сима - в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). Член КПСС с 1953 года.

За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Около 50 раз выходила в прямой эфир в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
40 лет проработала на Всесоюзном радио, где создала большое количество литературных и сказочных образов.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/4069/bio/

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
  • учить правильно называть произведение (книгу);
  • развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
  • выделять главную мысль произведения;
  • делить текст на части и составлять схематический план;
  • соотносить пословицы с произведением.

Виды деятельности

    Выделять в тексте пословицы о труде; называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок); делить текст на части; составлять схематический план; определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?); различать пословицы по темам.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, рассказ, сказка, А. Митта, Е. Пермяк
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Учитель зачитывает отрывки из сказок В. Сутеева.) – Что объединяет все произведения, которые вы отгадали? (Это сказки Сутеева.) – Дома вы готовили пересказ сказки Сутеева «Кто лучше?». Расскажите.
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Вспомните, как называется раздел учебника, с которым мы сейчас работаем. – Сегодня мы познакомимся с новым произведением о детях. Найдите в учебнике рассказ А. Митты «Шар в окошке». – Прочитайте рассказ молча (про себя) и ответьте на вопросы: «Почему Коле стало хорошо?», «Какие друзья у Коли?» – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу.
3 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Перечитывание рассказа и составление плана.
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей – Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете? Объясните. – Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к рассказу А. Митты? – Интерактивное задание.
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – А теперь послушайте произведение Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы». (Учитель читает, а ученики следят по учебнику.) – Словарная работа. – Какими были мальчики? Прочитайте. – Почему Косте помогали животные? Найдите ответы в тексте. Прочитайте. – Выполните модель обложки. – Самопроверка.
6 6. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей – Что шепнула Косте собака на ярмарке? Прочитайте. – Что такое пословица? Как вы понимаете пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше»? Объясните. – На какую тему эти пословицы? (О дружбе.) – Вспомним и другие пословицы на эту тему. – Интерактивное задание.
7 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова «Прощание с другом». – Какие слова говорят о дружбе ежа и человека? Прочитайте. – Изменяется ли тон чтения? Почему? – Выполните задание в тетради.
8 8. Обобщение изученного – С какими произведениями вы познакомились на этом уроке? Назовите. – Что их объединяет? (Тема: о дружбе.) – Заполните схему. (Ученики работают на листочках самостоятельно. Затем проводится проверка.)
9 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Подготовьте подробный пересказ произведения А. Митты «Шар в окошке». – Расскажите о Косте из произведения Е. Пермяка «Две пословицы». – Выполните задания в тетради.

Почему «воз и ныне там»?

Как нужно поступать, если делаешь что-то вместе с друзьями?

А ты всегда находишь общий язык с друзьями?

Евгений Пермяк

ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя – наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник , обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости – колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.

Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит – голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

– Покажи мне, голубь, дорогу! – просит Костя. – Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

– Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

– А я Федин товарищ, – отвечает Костя.

– Тогда другое дело, – говорит голубь. – Покажу.

– Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших, и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:

– Не горюй! Жди меня тут.

А у собак известно – нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку.

Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.

Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:

– Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит:

– Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!

– Теперь я всегда таким буду, – говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Какие две новые пословицы ты узнал?

Что они обозначают?

Какая из них относится к дружбе?

Валентина Осеева

ВСЁ ВМЕСТЕ

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.

– Давай будем дружить, – сказала Наташа.

– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:

– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?

– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.

– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Как Оля понимает дружбу?

Что Наташа понимает под дружбой?

Что значит дружба для тебя?

Зинаида Александрова

МОЙ МИШКА

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

– На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку.

Ешь котлетку,

Ешь конфетку,

Молоко своё допей,

И пойдём гулять скорей.

Чёрный Шарик возле будки.

Мы его не позовём,

Убежим гулять вдвоём.

Пьёт козлёнок из корыта,

На тебя глядит сердито.

Ты не бойся – это гусь.

Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к речке,

Будем плавать, загорать,

Наши трусики стирать.

Мишка топал, баловался -

Лёгкий мостик зашатался.

По реке идут круги…

Шарик, Шарик, помоги!

Мишка мокрый, будто губка.

Сохнет плюшевая шубка.

Шарик убежал вперёд…

Нам от мамы попадёт!

Почему мишка стал мокрый?

Кого на самом деле может поругать мама? Будет ли она ругать мишку?

Валентина Осеева

ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

Почему Саша перестал обижать Толю?

Михаил Яснов

ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ

Горести-печалести,

Что-то мне не спится.