Дистанционные институт для инвалидов. Доступность высшего образования для инвалидов. Какие документы предоставляет абитуриент инвалид

  • Вступительные экзамены для инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями
  • Особые права для поступающих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
  • Электронные и интернет-технологии, которые в последние десятилетия активно используются в академических организациях по всему миру, открывают для людей с ограниченными возможностями здоровья новые перспективы. Так же как инклюзивное образование, обучение по Интернету (e-Learning) позволяет инвалиду получить профессию в максимально удобном для себя режиме. Для учебы вам достаточно иметь компьютер (ноутбук или планшет) с неограниченным интернет-доступом.

    Дистанционное образование для инвалидов, особенно маломобильных, - это интерактивная среда, в которой вам доступна та же программа и учебники, что и другим студентам, которые зачислены на очное, заочное или вечернее отделение. Вы получаете такую же поддержку преподавателей и даже больше: в рабочее время онлайн-куратор всегда готов помочь вам по любому вопросу.

    Что очень важно, обучение в престижном университете обходится студентам достаточно дорого, профессиональное образование для инвалидов по технологии e-Learning позволяет существенно экономить, получая диплом того же самого вуза.

    Дистанционное обучение инвалидов

    Онлайн-факультет Университета «Синергия» дает вам возможность получать высшее образование в любом месте, в любое время и по собственному удобному графику. Уже 18 тысяч студентов выбрали специальное образование «Синергии» по Интернету, и инвалидам данная платформа предлагает следующие преимущества:

    • Широкий выбор специальностей. Онлайн-факультет объединяет более 100 программ обучения, на каждой из которых вы можете получить востребованную профессию и пройти через уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, дополнительное образование. Для инвалидов предусмотрены льготные условия приема на каждую программу.
    • Социализация. В рамках e-Learning обучение инвалидов проходит в смешанных онлайн-группах. В платформу интегрированы социальные возможности, такие как виртуальные классы, чаты, блоги, обмен графикой и видео. Дистанционное обучение инвалидов в вузах не равно отсутствию общения.
    • Диплом государственного образца. По окончании Университета «Синергия» вам выдается диплом государственного образца, в котором не указывается, что вы учились дистанционно. Согласно диплому, ваша форма обучения - заочная.
    • Легкое изучение материала. С онлайн-платформой вы быстро поймете и выучите то, что раньше, возможно, вызывало затруднения. Видеолекции с наглядной графикой можно посмотреть несколько раз, интерактивные тесты и контрольные интуитивно понятны. Если же что-то непонятно, можно спросить у онлайн-консультанта.

    Как проходит дистанционное обучение инвалидов в Университете «Синергия»?

    После заключения договора и оплаты обучения вы получаете логин и пароль для доступа в ваш личный кабинет. Отсюда вы можете заходить в электронную библиотеку учебной и дополнительной литературы, видеть расписание занятий и экзаменов, смотреть онлайн-лекции и участвовать в семинарах, общаться с преподавателями и однокурсниками. Все, что нужно для учебы, находится всего в двух-трех кликах от вас. Неважно, находитесь ли вы в Москве или в регионах, профессиональное обучение для инвалидов доступно вам, как только вы включите компьютер и выйдете в Интернет.

    Программы обучения для инвалидов

    Интересные и современные специальности, востребованные на российском рынке труда и ориентированные на практическую подготовку программы - все это домашнее обучение инвалидов в «Синергии». Начиная информационными технологиями и управлением проектами и заканчивая интернет-маркетингом и дизайнам - среди более 100 направлений вы легко найдете то, которое поможет вам реализовать себя и стать успешным профессионалом своего дела. Инвалидам мы предлагаем такие же программы и специальности, что и студентам очной формы обучения.

    Многие, включая вышеперечисленные, направления подготовки позволяют нашим выпускникам работать дистанционно: развивать свой онлайн-бизнес, оказывать консалтинговые услуги, быть удаленным сотрудником в компании.

    Дистанционное обучение инвалидов на дому - это ваша возможность получить качественное и престижное образование, которого вы заслуживаете. Используйте новейшие технологии e-Learning, чтобы сделать свою жизнь лучше, а карьеру успешнее!

    Около 1,2 миллиона москвичей — люди с ограниченными возможностями здоровья. В Международный день инвалидов рассказываем, куда пойти учиться, где искать работу и какие ещё виды помощи существуют в городе.

    Инвалидность — сложное понятие, у которого есть медицинский, социальный и юридический аспекты. Она может быть врождённой или приобретённой — из-за тяжёлой травмы или несчастного случая, временной или постоянной. Согласно одному из определений, инвалид — человек, чьи возможности ограничены из-за физических, сенсорных, умственных или психических нарушений.

    Сейчас в Москве живут около 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество инвалидов, состоящих на диспансерном учёте, составляет 878 774 человека, из них трудоспособного возраста — 852 690, детей — 26 084.

    Часто инвалидность становится барьером между человеком и обществом. Речь идёт не только о физическом препятствии, не менее страшны психологические, экономические и другие преграды. У человека сужается круг общения, становится меньше способностей для учёбы, работы, путешествий — всего, что доступно другим людям.

    При этом у каждого из нас есть способности или таланты, которые зачастую не зависят от наших физических способностей. Чтобы их развить, нужны лишь подходящие условия.

    Таким образом, инвалидность — проблема не только для самого человека, но и для общества. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и принимает меры по её реализации. Её основная цель — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

    В рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» в столице действует подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».


    Право на труд и чемпионат профмастерства

    Несмотря на ограниченные возможности здоровья, многие могут и хотят работать. Помогает в этом . За 10 месяцев этого года сюда обратились более 2200 москвичей с инвалидностью, более половины из них получили работу. Также для них проходят занятия по профориентации, обучающие курсы, консультации психологов и лекции, где можно узнать, как открыть собственное дело.

    В ноябре в банке вакансий службы занятости было около 900 предложений для инвалидов. Средняя зарплата по рабочим профессиям составляет почти 30 тысяч рублей, для служащих — около 40 тысяч рублей.

    Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не только следит за трудоустройством инвалидов, но и контролирует предприятия, выделяющие соответствующие рабочие места.

    II Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», прошедший в Москве 18-19 ноября, позволяет оценить высокую компетенцию и трудолюбие участников. Это своеобразная трудовая олимпиада организована в рамках международных конкурсов «Абилимпикс», которые проходят во многих странах мира с 1972 года. Показывая, каких высот мастерства можно достичь, инвалиды подают пример другим и внушают неподдельное уважение. Один перечень профессий чего стоит — от резьбы по дереву, поварского и парикмахерского искусства до флористики, ювелирного дела, художественного, ландшафтного и компьютерного дизайна.

    В этом году чемпионат посетили более пяти тысяч человек, непосредственными участниками стали около 500 человек из 63 регионов России. Среди победителей «Абилимпикса» — 45 представителей Московского региона, в том числе 26 школьников. Кроме того, на чемпионате прошла ярмарка вакансий, где было представлено около 8500 предложений. Соискателям помогали составлять и размещать резюме в банках данных, оказывали консультации по условиям труда и профессиональному обучению.

    Куда пойти учиться?

    В Москве работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где созданы благоприятные условия для обучения и воспитания граждан с ограниченными возможностями здоровья. Их основная аудитория — дети от трёх лет и молодёжь, но есть и специальные проекты для людей среднего возраста (до 45 лет). Сейчас в них обучаются более двух тысяч детей-инвалидов, в том числе более 300 — по программам профессиональной подготовки.

    Кроме того, внедряются методики раннего вмешательства: детям от одного года, у которых выявлены отклонения в развитии, оказывают всестороннюю помощь, чтобы предотвратить инвалидность или минимизировать возможные последствия для здоровья. Активными участниками программ становятся родители и близкие родственники.

    Один из самых востребованных центров профессионально-трудовой реабилитации — «Ремёсла» в Зеленограде. Гончарная, деревообрабатывающая, текстильная и полиграфическая мастерские проводят индивидуальные и групповые занятия для инвалидов в возрасте от 14 до 45 лет, есть также группы раннего развития (от трёх лет), летние детские лагеря и другие направления. В 2016 году услугами центра воспользовались более 1500 человек.

    Научно-практический реабилитационный центр также проводит обучение по популярным творческим и техническим специальностям — живописи, дизайну, ландшафтному строительству, издательскому делу, документообороту, экономике, праву и так далее. В этом году здесь учатся более 300 человек.

    Все виды помощи: отдых и лечение, спорт и обучение

    Реабилитация инвалидов включает психологическую, медицинскую и юридическую помощь, профориентацию и обучение востребованным специальностям, физкультуру, спорт и различные виды терапии. В Москве работает более 100 госучреждений, занимающихся реабилитацией, в основном на базе территориальных центров социального обслуживания. По итогам первых трёх кварталов этого года их услугами воспользовались более 41 тысячи человек. Планируется, что до конца года комплексную реабилитацию пройдут более 55 тысяч москвичей с инвалидностью. Новейшие технологии используются в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой и реабилитационном центре «Текстильщики» .

    На основе действующих учреждений создаются многопрофильные комплексы, в которых используются современные программы и методики. Один из таких центров планируется открыть в следующем году в Бутове (улица Поляны, дом 42): в помещении проводится ремонт, идёт закупка необходимого оборудования и обучение персонала.

    Также услуги комплексной реабилитации оказывают негосударственные центры: реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», научно-производственный центр «Огонёк», реабилитационный центр «Три сестры», Российский реабилитационный центр «Детство» и другие.

    Кроме того, применяются уникальные методики, например иппотерапия — лечебная верховая езда— и канистерапия, когда положительный эффект достигается благодаря общению со специально обученными собаками.

    Развивается программа по реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в здравницах Подмосковья, средней полосы России, Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Только для детей-инвалидов Департамент труда и соцзащиты закупил в 2016 году порядка 14 тысяч путёвок в лучшие отечественные санатории.

    Фестивали, выставки и мастер-классы

    В ноябре — декабре в Москве пройдёт около 300 концертов, мастер-классов, экскурсий, квестов, выставок, ярмарок, творческих вечеров и других мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Организаторы ожидают, что в них примут участие более 29 тысяч инвалидов, но на самом деле количество гостей в несколько раз превысит эту цифру. Во-первых, многие придут с сопровождающими. Во-вторых, большинство мероприятий открыто для всех желающих, так как их главная цель — преодолеть психологические и коммуникативные барьеры, показать возможности и таланты особенных людей.

    Одним из мероприятий станет десятый фестиваль прикладного искусства для инвалидов «Я такой же, как ты!», который состоится 3 декабря в Экспоцентре, — он соберёт более 1500 человек. Посетителей ждут выставка-ярмарка предметов, сделанных руками инвалидов, мастер-классы по бисероплетению, живописи, росписи по дереву, вязанию и скульптуре.

    Центральный дом художника 6 декабря соберёт детей-инвалидов и сирот на традиционную, седьмую по счёту благотворительную акцию «Дерево желаний». Ребята встретятся со знаменитостями, примут участие в мастер-классах, пройдут квест «Дорогою добра» и, конечно, получат подарки. Эту встречу можно считать своеобразной репетицией Нового года.

    7 декабря в ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» наградят победителей ежегодного конкурса «Город для всех», а также отметят представителей общественных организаций, которые способствуют социальной интеграции инвалидов. После торжественной части состоится праздничный концерт. На мероприятие приглашены около 2500 инвалидов.

    Дистанционное обучение

    Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и студентов. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения.
    До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Наряду с печатными средствами широко использовались возможности телевидения, видеозаписи, учебные радиопередачи. Довольно успешно видео и аудиозаписи использовались в преподавании литературы, биологии, географии, ряда других предметов. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила. С развитием информационных технологий появились компьютерные телекоммуникационные сети, позволяющие передавать информацию в виде текста и графики, а в перспективе аудио и видео информацию.
    Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - инвалидам, проживающим на всей территории Республики Татарстан. Дистанционное обучение – наиболее действенная форма организации учебного процесса для лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях, нуждающиеся в обучении исключительно на дому. Важнейшим условием профессионализации инвалидов является возможность дистанционного обучения (ДО). Естественными требованиями к ДО для инвалидов являются:

    • возможность получить не выходя из дома информацию об условиях обучения, о факультетах и их программах, о преподаваемых специальностях;
    • льготная стоимость обучения;
    • нерегламентированная общая и «курсовая» продолжительность обучения;
    • возможность заочного зачисления в ВУЗ по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного на ДО);
    • оплата за обучение и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте);
    • дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
    • возможность консультаций по телефону, Интернет или по почте.

    Дистанционное обучение практически единственно возможная и эффективная система обучения лиц с ограниченными возможностями. Это экономически рациональная форма социальной реабилитации инвалидов и членов их семей. Дистанционное обучение позволяет создать единое коммуникативное пространство. Предлагаемая технология позволяет создать индивидуальную программу профессионального обучения каждого студента, поэтапного повышения его квалификации, непрерывного образования в течение всей жизни. В настоящее время в Республике Татарстан активно внедряются формы дистанционного обучения. Министерством социальной защиты Республики Татарстан при Республиканском реабилитационно-техническом центре открыто отделение дистанционного обучения инвалидов. Почтовый адрес: 420135, г. Казань, ул. Волгоградская, 47, «Центр дистанционного обучения».

    Высшие учебные заведения

    Государственный специализированный институт искусств , Москва, Резервный проезд, 10/12 - театральный, музыкальный, изобразительного искусства.

    Заокская семинария церкви адвентистов седьмого дня , 301000, Тульская обл., пос. Заокский, ул. Руднева, 43а - богословский (заочно), сельскохозяйственный.

    Заочный народный университет искусств , 101026, Москва, Армянский пер., 13 - изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный, (индивидуальное платное дистанционное обучение).

    Московский институт-интернат , 107150, Москва, Лосиноостровская, ул., 49 - экономический, прикладной математики, редакционно-издательской, правоведения, иностранных языков, (до 30 лет).

    Московский областной государственной институт физической культуры (заочное отд.), 140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33 - кафедра физкультурно-оздоровительной работы.

    Российская академия предпринимательства , 129272, Москва, ул. Трифонова, 57 - курсы брокеров (2-недельные).

    Средние специальные учебные заведения

    Калачевский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 23-84, 404520, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2 – экономика, бухгалтерский, учет и контроль (по отраслям).

    Калужский сельскохозяйственный техникум-интернат , тел.: 71-134, 249102, Калужская обл., Дзержинский район, село Льва Толстого – производство из кожи.

    Кинешемский технологический техникум-интернат , тел.: 5-33-12, 155400, Ивановская обл., г. Кинешма 1, ул. Юрьевецкая, 46 – производство из кожи.

    Кунгурский техникум-интернат , тел.: 3-3-87, 617401, Пермская обл., г. Кунгур, п/о Садоягоднае – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям).

    Михайловский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 2-15-62, 391710, Рязанская обл., г. Михайлов – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), менеджмент (по отраслям).

    Новочеркасский технологический техникум интернат , тел.: 2-31-72, 346430, г. Новочеркасск, проспект Подтелкова, 116 – швейное производство, производство изделий из кожи.

    Оренбургский техникум-интернат , тел.: 3-11-90, 460021, г. Оренбург, проспект Гагарина, 9 – экономика, бухгалтерский учет и контроль, (по отраслям).

    Московский политехникум , тел.: 267-75-41, 107082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, 20 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), делопроизводство и архивоведение, право и организация социального обеспечения.

    Сиверский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 92-041, 188230, Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Сиверский, Республиканский пр., 72 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям).

    Армавирское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-43-28, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, 55 – портной, обувщик (широкого профиля), вышивальщица.

    Архангельское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 1-25-79, 163015, г. Архангельск, ул. Дачная, 57 – портной, переплетчик.

    Ессентукское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-32-53, 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Чкалова, 10 – слесарь-ремонтник (бытовых машин и приборов), слесарь (слесарь-ремонтник электрических машин), обмотчик электрических машин и приборов, радиомеханик (по ремонту радиоэлектрического оборудования).

    Иркутское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 27-30-16, 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 1 – портной, обувщик (широкого профиля.

    Советское техническое училище-интернат , тел.: 27-30-16, 238700, Калининградская обл., г. Советск, ул. Кировоградская, 6 – радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры.

    Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов , тел.: 2-23-39, 248011, г. Калуга, ул. Тарутинская, 171а – обувщик (широкого профиля), портной, изготовитель художественных изделий из дерева.

    Камышловское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-46-32, 623530, Свердловская обл., Камышлов, ул. Урицкого, 13 – портной, обувщик (широкого профиля).

    Курское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-50-08, 305000, г. Курск, ул. Дзержинского, 17 – портной, обувщик (широкого профиля), швея.

    Мокшанское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-16-72, 442370, Пензенская обл., Мокшанский район, пос. Мокшан – часовщик-ремонтник (механических часов).

    Московское городское профессионально-техническое училище №1 . тел.: 267-77-04, 129301, г. Москва, ул. Большая почтовая, 20 – портной, слесарь-ремонтник (швейное производство), слесарь механосборочных работ.

    Московское городское профессионально-техническое училище №2 . тел.: 400-00-47, г. Москва, ул. Абрамцевская, д. 35 – цветовод-декоратор.

    Тел.: 37-16-51, 603024, Нижний Новгород, ул. Невзоровых, 100 – часовщик-ремонтник (механических часов), киномеханик, художник росписи по дереву(хохломская роспись).

    Нижегородское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 3-28-95, 175200, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Володарского, 34 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), портной.

    Новокузнецкое профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 37-96-14, 654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Малая, 9 – радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь ремонтник (швейное производство), слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

    Сарапульский комплекс для инвалидов , тел.: 2-16-40, 427900, Удмуртская республика, г. Сарапул, ул. Зайцева, 13 – портной, экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, радиомеханик по обслуживанию и ремонту видеотехники, закройщик, модельер головных уборов.

    Сергиевпосадское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 4-58-97, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад 12, пос. Каляева – портной, оператор ЭВМ (3 года), оператор ЭВМ (2 года), оператор ЭВМ-программист.

    Тульское профессионально-техническое училище №1 . тел.: 77-00-80, 300024, г. Тула, ул. Заварная, 11 - радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь-ремонтник (швейное производство), портной.

    Челябинское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-17-90, 391920, Рязанская обл., рабочий пос. Ухолово. ул. Революции, 93 – портной, закройщик, слесарь-ремонтник (швейное оборудование).

    Казанское профессионально-техническое училище №40 . г. Казань, ул. Гвардейская, 9 - художественные промыслы.

    Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов

    Гарантии инвалидам в сфере образования

    В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

    1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

    Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

    2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

      основного общего;

      среднего (полного) общего

      начального профессионального;

      среднего профессионального;

      высшего профессионального.

    3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

    Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

    Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

      приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

      адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

    4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

    В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

    5. Обеспечение:

      инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

      инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

    6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

      на уровне Российской Федерации;

      в отдельных субъектах РФ.

    7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании »:

    "Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

    Особенности приема инвалидов в вузы

    Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования " предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

    Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка .

    К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

    • слабослышащие;

    • слабовидящие;

      с тяжелыми нарушениями речи;

      с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

      другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

    "Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья" (пп. 21-21.1).

    "Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

    Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании " право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях" (п. 29).

    Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

    Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования ", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно - в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья .

    Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

    На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов » для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

    Федеральные головные центры по обучению инвалидов

      по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";

      по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата , - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный институт-интернат";

      по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург);

      по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет";

      по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".

    Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов

    Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера

    В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.

    Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

    Формы профессионального обучения безработных инвалидов

    Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения »]:

      профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

      обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;

      повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

      стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;

      повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

    Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.

    Материалы по темесоциальная защита и социальная поддержка инвалидов,
    а также материалы по проблеме получения образования инвалидами:

      Социальная поддержка инвалидов. Социальная поддержка инвалидов в России

      Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. - М.: Эксмо, 2012. С. 79-87.

    Любой гражданин обладает правом на высшее образование. Реализовать его можно при изъявлении желания и пройдя соответствующие испытания на заинтересовавшую его профессию. Не лишены такой возможности и инвалиды. В статье расскажем про льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ в 2019 году, рассмотрим порядок оформления.

    Кому доступны льготы при поступлении в ВУЗ

    Получение высшего образования на льготной основе отдельной категории граждан регулирует правовой акт № 185-ФЗ от 02.07.13г. в котором оговорены условия приема и основания для обучения студентов, имеющих статус инвалидности. Благодаря тому, что на государственном уровне ведется работа по поддержанию получения профессии инвалидам у них появляется возможность интеграции в социуме, адаптироваться среди окружающих его людей и состояться как профессионал и как личность.

    Законодательством установлено кто имеет право воспользоваться льготами при поступлении в ВУЗ с прохождением обязательных испытаний:

    • Дети инвалиды;
    • Инвалиды 1 и 2 групп;
    • Инвалиды с детства;
    • Граждане, получившие инвалидность после военной травмы или заболевание в период военной службы;
    • Дети сироты (или оставшиеся без родительского попечения);
    • Некоторые ветераны боевых действий.

    При этом существует несколько способов зачисления на льготной основе:

    • Зачисление без вступительных экзаменов;
    • Зачисление на бюджетную форму обучения с успешным прохождением вступительных испытаний;
    • Преимущественные права, при конкуренции с абитуриентом по конкурсу на одно место, передают льготнику.

    Льготные группы студентов принимаются на факультет по предоставляемой ежегодной квоте от государства, которая составляет не меньше, чем 10% от основного потока кандидатов.

    Какие льготы положены на подготовительном отделении

    Каждое учебное заведение предоставляет подготовительные группы обучения. Они созданы для подготовки поступающих в высшие учебные заведения на базе ЕГЭ. На них также распространяются льготные условия для поступающих впервые:

    • Инвалиды 1 и 2 групп;
    • Дети инвалиды;
    • Дети сироты, оставшиеся без родительской опеки. Читайте также статью: → « ».
    • Абитуриенты до 20 лет, на попечении которых один родитель инвалид 1 группы;
    • Пострадавшие от Чернобыльской АЭС.

    Все вышеперечисленные виды кандидатов должны иметь на руках документы о полном среднем образовании.

    Правом зачисления без вступительных испытаний наделены:

    • Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
    • Призеры чемпионата Европы, мира, занявшие 1 место;
    • Победители и призеры школьных общероссийских и международных олимпиад;
    • Призеры и чемпионы всеукраинских олимпиад, сборных, ученических, принимавших участие в международных общеобразовательных олимпиадах.

    Результаты участников соревнований, олимпиад принимаются к зачету в течение четырех последних лет, после года участия в данных мероприятиях.

    О преимуществах в случае успешного прохождения экзаменов

    В процессе экзаменации, преимущество, при одинаковом количестве набираемых баллах у кандидатов на бюджетное обучение, свободное место передается лицу входящему в льготную группу испытуемых:

    • Выпускники учебных заведений, находящихся в ведении федеральных государственных структур;
    • Детям военнослужащих, которые уволены в силу возраста, по состоянию здоровья при этом совокупный стаж службы составил 20 и более лет;
    • Абитуриенты, имеющие право обучения на бакалавра за счет федерального бюджета.

    Иные группы кандидатов, которые могут рассчитывать на право зачисления по федеральной программе обучения в ВУЗах:

    • Призеры и победители школьных олимпиад за предыдущие четыре года, которые поступают с профильной подготовкой на бакалавриат или специалитет;
    • Поступать без прохождения вступительных экзаменов на обучение с соответствующей профильной подготовкой по специальностям и отраслям которые соответствуют проводимым олимпиадам;
    • Результаты лиц, успешно прошедших вступительные испытания и прошедшие дополнительную подготовку по профильной специальности, приравниваются к максимальным баллам по ЕГЭ.

    Успешно прошедшим дополнительные профильные испытания дается преимущество при поступлении на обучение по федеральной программе бесплатно.

    Какие документы предоставляет абитуриент инвалид

    Поступающему в ВУЗ по льготной программе при прохождении экзаменов следует осознано подойти к выбору учебного заведения. Льгота инвалидам и группам лиц, имеющих преимущества предоставляется одиножды, до исполнения 20 лет. Абитуриентам инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства комиссия предоставляет дополнительно до 1,5 часов на подготовку в период прохождения экзамена.

    Исчерпывающий перечень документов при поступлении по льготной программе:

    • Заявление о зачислении;
    • Паспорт гражданина РФ;
    • Свидетельство о среднем образовании;
    • Справки подтверждающие результаты ЕГЭ;
    • Справки о подтверждении инвалидности (удостоверение);
    • Фотографии 3х4.

    Все льготы предоставляются инвалидам при прохождении обучения на подготовительном отделении, при первичном поступлении на бесплатной основе.

    Способы предоставления и получения льготы

    Чтобы льготной группе поступающих воспользоваться своими правами при прохождении процедуры зачисления в ВУЗ необходимо подтвердить законное право дополнительными документами. Для детей инвалидов с детства подробная медицинская карта с диагнозом болезни; у детей военнослужащих погибших при выполнении служебного долга справку с места работы родителя; для детей, у которых родители инвалиды, соответствующий рескрипт о состоянии родителей.

    Комиссия и юридическая служба ВУЗа внимательно изучает каждый отдельно взятый случай индивидуально. Знакомится с личным делом абитуриента инвалида, его успехами, достижениями и наградами за участие в олимпиадах и соревнованиях. Читайте также статью: → « ».

    Тщательно оценивает знания и потенциальные возможности, чтобы кандидат имел возможность использовать предоставленную ему льготу на бесплатное обучение и преимущества при поступлении для развития личности, получения качественного профессионального образования. В дальнейшем это поможет инвалиду достойно и беспрепятственно подыскать себе место работы, интегрироваться в социальное общество, построить успешную карьеру, несмотря на ограничения из-за болезни.

    Причины отказа при поступлении в ВУЗ

    Государство гарантирует получение профильного образования инвалидам всех групп и обеспечивает условия по обеспечении и реализации льготных программ для поступления в ВУЗы. Если кандидат счел свою оценку заниженной у него есть право составить апелляцию, подать ее в соответствующие структуры для пересмотра результатов экзамена.

    Для объективной и справедливой оценки поступающих ВУЗ создаются вступительные испытания, соответствующие базовым знаниям, профильным требованиям экзамена. В тест включают только те вопросы которые проходили в процессе обучения в общеобразовательных заведениях.

    Апелляционная комиссия вправе оценить промежуточные результаты, тесты ЕГЭ в школах и прочие испытания для подтверждения правильности оценки уровня знаний абитуриента инвалида. Также учебные заведения не могут отказать поступающему по причине отсутствия условий для жизнедеятельности инвалида в стенах ВУЗа. По закону он обязан обеспечить доступ ко всем кафедрам, общественным помещениям для перемещения инвалида на коляске (если это необходимо).

    На каких условиях предоставляется общежитие инвалиду

    Общежитие обеспечивает беспрепятственный доступ для иногородних и международных студентов, имеет все условия для комфортного проживания. Созданный администрацией студенческий совет дает возможность участвовать в общественной жизни ВУЗа и общаться со сверстниками и одногрупниками. За проживание взимается плата, состоящая из платы за аренду жилья и компенсации коммунальных услуг, взимается ежемесячно.

    Для льготной категории абитуриентов инвалидов 1 и 2 групп, детей сирот или оставшихся без попечения родителей, инвалидам с детства, студенты инвалиды получившие военную травму рядах российской армии, студенты, пострадавшие при аварии на ЧАЭС, лица имеющие социальные преимущества предусмотрено освобождение от платы за пользование жилым помещением общежития.

    Льготы и выплаты студенту инвалиду

    Администрация ВУЗа по письменному обращению студента инвалида 1 и 2 группы предоставляется право на получение индивидуальной материальной помощи. Также в отдельных случаях студентам инвалидам назначается стипендия учащегося и социальная.

    Для того чтобы студенту получить льготу на выплату социальной стипендии ему нужно обратиться в службу социальной поддержки по месту жительства с соответствующим заявлением. Подтверждение права на получение социальной помощи требуется предоставлять ежегодно. Читайте также статью: → « ».

    Студентам, имеющим задолженности в учебе выплата стипендии учащегося прекращается вплоть до погашения всех долго перед кафедрой. После чего выплаты возобновляются в установленном порядке. Минимальные границы социальной стипендии составляют 730 рублей для учащихся в средних профессиональных заведениях, для студентов ВУЗов – 2010 рублей. Окончательную величину стипендии определяет администрация конкретного учебного заведения. Данные выплаты ежегодно пересматриваются, индексируются.

    Ответы на распространенные вопросы

    Вопрос №1. Родители абитуриента инвалиды 1 группы. Имеет ли он право на льготы при поступлении в Вуз?

    Предусмотрено зачисление без экзаменов кандидатов, которые стали призерами и победителями Олимпиад и профильных соревнований. А также категории инвалидов 1 и 2 групп, дети инвалиды. Все поступающие имеющие право на льготу должны подтвердить ее документами.

    Вопрос №2. Могут ли льготные студенты претендовать на место в общежитии в родном городе?

    Место в общежитии для студентов учебных заведений предоставляется на основании территориальной удаленности от места жительства. Если студент прописан в пределах города или области претендовать на жилье в общежитии он не вправе.

    Вопрос №3. Какая стипендия выплачивается студентам по целевому договору обучения? Положена ли социальная выплата?

    Студентам очного обучения в ВУЗах назначается стипендия социальная – льготникам, академическая – по результатам сессии, определяется для каждого студента в зависимости от проявленных способностей. Целевой студент получает выплату на своем предприятии.

    Вопрос №4. Какие льготы предоставляются студентам в городском транспорте?

    Для льготного проезда в городском и пригородном сообщении нужно предъявить ученический билет и оформить проездной абонемент. Скидка предусмотрена до 50%, если нет других льготных условий.

    Вопрос №5. Может ли студент обратиться за помощью в ближайшую к ВУЗу поликлинику.

    Да, по российскому законодательству, на основании прописки или временной регистрации гражданин имеет право прикрепиться к лечебному учреждению. Там же пройти бесплатную медкомиссию один раз в три года.