Дислексия у детей: лечение, симптомы, признаки, причины. Виды дислексии Болен дислексией

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.

При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.

Что такое дислексия

Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.

Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.

Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):

  • слабое понимание, неправильное написание букв;
  • проблемы с образованием речи;
  • снижение слуховой памяти;
  • сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
  • слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • нарушения вербальной речи.

Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.

Примеров множество:

  • Леонардо да Винчи.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Кира Найтли.
  • Том Круз.
  • Владимир Маяковский.
  • Орландо Блум.
  • Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.

Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.

Особенности:

  • нестандартное, образное мышление;
  • развита любознательность, проявляется яркий ум;
  • развитие проницательности, интуиции;
  • тяга к творчеству;
  • восприятие мыслей как реальности;
  • интеллект выше среднего уровня.

Совет родителям! Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией. При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление. Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.

Причины развития патологии

Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:

  • повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
  • токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
  • грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
  • родовые травмы;
  • внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
  • инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
  • тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
  • как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.

Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.

Общие причины дислекции:

  • дефицит общения, невнимание к развитию речи;
  • отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
  • использование двух – трёх языков в семье.

Диагностика и признаки

Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:

  • специальные тесты для выявления проблем с чтением;
  • исследование головного мозга.

При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:

  • логопеду;
  • детскому психологу:
  • неврологу.

Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.

Ранние признаки:

  • проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
  • ребёнку сложно выполнить простые указания;
  • малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
  • никак не удаётся правильно держать ложку;
  • заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
  • выраженные проблемы с речью;
  • сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
  • ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
  • малыш отказывается читать вслух;
  • ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.

В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:

  • плохая речевая память;
  • развитие речи проходит с опозданием;
  • ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
  • при чтении, письме возникают сложности;
  • ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.

У младших школьников отмечены следующие нарушения:

  • движения импульсивные, неловкие;
  • новые навыки сложно освоить;
  • ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
  • появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
  • возникают проблемы с декодированием многих слов;
  • ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
  • при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.

При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:

  • закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
  • почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
  • ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
  • техника чтения низкая;
  • речевая память слабая;
  • ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
  • неправильное произношение, написание слов;
  • сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
  • учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

По адресу узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.

В старших классах проблема не исчезает:

  • сохраняется неправильное произношение слов;
  • ученик не полностью воспринимает объём информации;
  • скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
  • ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
  • подростку сложно приспособиться к изменениям;
  • навыки письма развиты недостаточно для возраста.

Эффективные способы коррекции

Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.

Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.

Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.

Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.

В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:

  • дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
  • дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
  • диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.

Хорошие результаты дают:

  • метод Дейвиса;
  • физическое движение;
  • психологическая помощь;
  • обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
  • создание комфортного микроклимата в семье и классе;
  • точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
  • при тяжёлых формах – народные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
  • раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.

  • развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
  • первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
  • приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
  • привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
  • читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
  • не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
  • поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
  • развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.

Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.

Подробнее о том, что такое дислексия у детей в следующем видео:

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.


Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.


По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.


Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии


В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.


Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая


Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.


Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая


Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.


Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.


Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).


На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.


Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.


Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.


Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.


Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение


Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.


Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.

Дислексия

Дислексия - это вид специфического нарушения обучения , имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова , осуществлять декодирование , осваивать навыки правописания . Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка . Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения . Вторично возникают нарушения понимания текста , дефицит читательского опыта и словаря .

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии : «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции : «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения . Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами , что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения . Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте , живописи , музыке , математике или физике .

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам , угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

История

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 % . В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены , ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15 .

Диагностика дислексии

Дислексия - сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислектиков

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик.

Самые распространённые проблемы дислектика:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Все симптомы дислексии - это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.

См. также

  • Фильм «Звёздочки на земле» (англ. ) (2007)

Примечания

Литература

  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. - М .: Эксмо, 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дислексия" в других словарях:

    ДИСЛЕКСИЯ - (англ. dyslexia; от греч. dys повреждение + lexia речь) существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными… … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 2 нарушение (54) расстройство (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДИСЛЕКСИЯ - В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных… … Толковый словарь по психологии

    ДИСЛЕКСИЯ - (dyslexia) нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь… … Толковый словарь по медицине

    - (dyslexia; дис + греч. lexis речь, слово) 1) легкая степень алексии; 2) см. Легастения … Большой медицинский словарь

    Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена… … Педагогический терминологический словарь

    Дислексия - от греч. dis расстройство и lexis речь, расстройство речи: ஐ Таким образом, мозг и построен из нетождественных у разных людей структур (функциональная схема Мерседеса такая же, что и схема Фиата, но это не тоже самое), и такие структуры,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Дислексия - (от лат. dis приставка, означающая расстройство, и lego читаю) частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Д. проявляется в стойких,… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Дислексия - Собирательное понятие для обозначения трудностей и дефектов произношения, испытываемых людьми, чаще в детском возрасте, с нормальным в других отношениях развитием. Описал в 1896 г. W. Morgan … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дислексия - (dyslexia), затруднения при чтении, непропорциональные др. интеллектуальным способностям. Считается врожденным нарушением, к рое воздействует на оперативную память, моторику рук и восприятие, что затрудняет овладение грамотностью. Для Д. типичны… … Народы и культуры