Дислексия. Дислексия и дисграфия у взрослых: причины, формы, симптомы и лечение Признаки дислексии у детей

Многие родители слышали термин «дислексия», но не знают, что это такое за диагноз, как проявляется заболевание, какие последствия возможны в развитии ребенка. Нужно знать, что с первыми признаками болезни сталкиваются уже в детском саду и начальной школе, поэтому родителям необходимо ознакомиться с симптомами и первыми признаками данного неврологического нарушения. Это жизненно важно для нормального будущего ребенка.

Дислексия – это неврологическое нарушение деятельности головного мозга, последствия которого выражаются в трудностях социальной адаптации в обществе, частичном нарушении восприятия информации, трудности при обучении навыками чтения. С такими детьми возникают сложности в процессе обучения, которые можут сохраняться всю жизнь.

Ребенок постоянно повторяет ошибки при чтении книг: заменяет звуки, читает по буквам, искажает слоги, не понимает прочитанного. Это не является следствием нарушения функционирования органов зрения или слуха, это не слабоумие . У детей с нормальным интеллектом частота поражения составляет около 5%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

За процесс чтения отвечают зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Сначала текст воспринимается зрительно и узнаются буквы. Затем он соотносит их со звуками, образует слоги, слоги объединяет в слова, а слова в предложения. На последнем этапе осмысливается теста. При дислексии последовательность нарушается.

С точки зрения психологии, это болезнь рассматривается как парциальная (частная) задержка развития психических функций, которые отвечают за чтение.

Сюда входят нарушения зрительного узнавания, пространственных ориентировок, процессов памяти, фонетической и лексико-грамматической речи, зрительно- и слухо-моторной координации, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Причины и факторы заболевания

Зарубежные специалисты придерживаются теории, что причина дислексии и дисграфии у детей – наследственный фактор .

В анамнезе человека исследователи выявляют минимальную мозговую дисфункцию, вызванную воздействием патологических биологических факторов. Внутриутробное повреждение головного мозга чаще всего носит гипоксический характер (порок сердца у мамы или плода (), аномальное развитие пуповины, отслойка плаценты и др.). Кроме того, огромное влияние оказывает токсическое поражение центральной нервной системы , инфекционные заболевания женщины во время беременности, а также проблемные роды.

После рождения выделяют следующие причины дислексии:

  • черепно-мозговая травма (подробнее про симптомы и помощь при сотрясении мозга у детей читайте );
  • нейроинфекции и другие инфекционные заболевания (ветрянка, краснуха и другие).

Чаще всего болезни проявляется у детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Некоторые исследования связывают причины и виды дислексии:

  • дислексия травмы – причина в травме головного мозга;
  • первичная – ребенок не может читать до 4 класса, испытывает трудности в письменной и устной речи (является наследственной, чаще встречается у мальчиков);
  • вторичная – нарушение гормонального развития в раннем возрасте (в том числе во время внутриутробного развития).

Помимо биологических причин, на процесс освоения навыком чтения оказывают влияние социальные факторы : педагогическая запущенность, дефицит общения, неблагополучная социальная обстановка, обучение в раннем возрасте, слишком быстрый темп обучения.

А вы знали, что данное заболевание диагностировано у мировых звезд и знаменитостей: Кира Найтли, Альберт Энштейн, Том Круз, Мэрилин Монро. И это далеко не полный список.

Классификация

В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.

  1. Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
  2. Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
  3. Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
  5. Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
  6. Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).

Симптомы по возрастам


Без поправки возраст, общий и наиболее распространенный признак при дислексии – затрудненное правописание

По проявлениям выделяют 2 формы дислексии: литеральную (трудности в усвоении отдельных букв) и вербальную (трудности при прочтении слов). Для каждого возраста существуют свои особенности, рассмотрим их.

В дошкольном возрасте

Малыш поздно начинает говорить, ему трудно учить и произносить слова, из-за чего могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. Словесная память плохая (не может вспомнить, какие уже выучил). Базовые навыки письма и чтения даются с трудом, путает расположение букв и слов. Не может определить, где верх-низ, право-лево.

В младшем школьном возрасте

Тяжело распознает слова, заменяет их другими, схожими по смыслу и звучанию. Во время письма переворачивает или переставляет при чтении буквы и слова, путается в арифметических знаках. Младший школьник плохо осваивает новые навыки, запоминает факты.

У детей с диагнозом «дислексия» наблюдается пониженная самооценка и депрессия

Это отражается на поведении и личности ученика : он становится неловким и импульсивным, нарушается координация движений, самооценка снижается, появляется депрессия.

В среднем школьном возрасте

По сравнению со сверстниками читает медленно, мало и плохо. Категорически отказывается читать вслух и писать на доске, слова пишет и произносит неправильно. Память плохая, почерк разобрать невозможно. Отношения со сверстниками не ладятся.

В старшем школьном возрасте

Навык письма развит плохо, читает медленно, при этом делает много ошибок. Слова произносит с ошибками. Старшему школьнику тяжело дается восприятие, пересказ, изложение и обобщение, как следствие – плохая память. Работает медленно, плохо адаптируется к новым условиям.

У взрослого

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.

Лечение дислексии

Прежде чем приступать к лечению, необходимо провести специальную диагностику дислексии, которую проводит психолог. С ребенком проводится тестирование, смотрят, как он читает, какие совершает ошибки, насколько понимает прочитанное . Результаты сравниваются с возрастной нормой. Также проверяют слух, как ребенок воспроизводит речь, воспринимает информацию.

Логопед изучает уровень сформированности устной речи, историю развития. Кроме того, обследуется состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторки. Оценивается звукопроизношение, связанность речи и другие показатели. Тест на дислексию включает списывание, письмо на слух.

По результатам специалист дает соответствующее заключение. Он может направить больного на консультацию к неврологу и офтальмологу.

В младшем возрасте исследование проводится в игровой форме. Родителям и учителям не рекомендуется присутствовать при диагностическом исследовании , чтобы не смущать школьника.

Хотя есть много теорий относительно того, как успешно лечить дислексию, вылечить ее до конца невозможно. В любом случае, лечение проводится под наблюдением специалистов. Корректируются трудности, возникающие в процессе обучения, пациента помогают обучить коммуникативным навыкам.

Коррекция дислексии и дисграфии подразумевает:

  • изменение звукопроизношения;
  • усвоение грамматических норм языка и систем словообразования и словопроизношения;
  • развитие слухоречевой памяти, зрительно–пространственных представлений и др.

Отмечаются случаи, когда уровень интеллекта в норме или выше среднего, а читает хуже всех . Обычно у таких детей наблюдаются проблемы с бинокулярным зрением (это не снижение остроты зрения). В результате ребенок либо испытывает дискомфорт после чтения, либо начинает путать слова и не может их идентифицировать. Необходимо пройти полное обследование у офтальмолога, который проверит бинокулярное зрение, назначит ношение специальных очков и тренировку зрения.

Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

При дисэйдезии ребенок не распознает слова как единое целое. Темп чтения становится медленным, так как приходится расшифровывать каждое слово. С помощью мультисенсорной методики можно помочь некоторым детям.

Лечение дислексии требует корректировки учебного процесса. Используется прямое обучение (специальные фонетические техники) и непрямое (особая программа, при которой дети учатся читать).

Прогноз на выздоровление


Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает

При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.

Профилактика и упражнения

Профилактикой необходимо заниматься с дошкольниками по следующей программе:

  • развивают зрительно-пространственные функции;
  • дают задания на улучшение памяти, внимания;
  • преодолевают нарушения звукопроизношения;
  • формируют лексико-грамматический строй;
  • разрабатывают мелкую моторику рук.

Особенно популярна коррекция дислексии у младший школьников с помощью системы Дейвиса , который сам страдал этой болезнью). Она проводится в несколько этапов.

  1. Ребенка помещают в зону комфорта.
  2. Развивают координацию (право-лево, верх-низ) с помощью резинового мяча.
  3. Лепка. Из пластилина лепят цифры и буквы, учатся различать слоги.
  4. Чтение. Сначала ребенок переводит взгляд слева направо и узнает буквы, закрепляет эту способность. Затем учится понимать смысл отдельного предложения и всего текста.

Согласно отзывам родителей, благодаря этой методике повышается успеваемость обучения, улучшается почерк.

Очень важно вовремя заметить детей с нарушениями речи и проводить с ними логопедические занятия.

Коррекция дислексии у младших школьников с логопедом предполагает выполнение различных упражнений. В зависимости от вида заболевания предлагаются следующие упражнения:


Наиболее популярна у младший школьников коррекция дислексии с помощью системы Дейвиса
  • Фонематическая. Уточняют артикуляцию: перед зеркалом показывают, как правильно нужно открыть рот и поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. Далее сопоставляются различные смешиваемые звуки при произношении и прослушивании.
  • Аграмматическая. Составляются сначала небольшие, затем длинные предложения, учатся менять слова в зависимости от рода, числа и падежа.
  • Мнестическая. Используются предметы, похожие на букву.
  • Оптическая. Необходимо найти определенную букву среди рисунка, которую нужно дорисовать, составляются буквы и цифры из пластилина и счетных палочек.
  • Семантическая. Ребенка обучают понимать значения слов, смысл прочитанного.

Самостоятельно можно заниматься с ребенком с помощью:

  • скороговорок;
  • проговаривания отдельных звуков;
  • артикуляционной гимнастики;
  • многократного чтения текста.

Для лечения у детей дислексии в сложных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специалистов, которые предлагают специализированные центры.

Выводы

Нужно понимать, что данное заболевание возникает не только у детей, но и у взрослых. Нужно быть заранее проинформированным и понимать, что это за болезнь – дислексия, ее первые симптомы. И в случае их обнаружения необходимо сразу же обратиться за помощью к специалистам, которые поставят точный диагноз и подберут соответствующую программу лечения.

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

«Я постоянно путаю «право» и «лево», у меня дислексия?». «Почему ребёнок плохо читает и меняет местами буквы?» Наверняка, вы не раз слышали подобное от знакомых или даже, может быть, сами задавались таким вопросом. Что же такое дислексия на самом деле? Существует ли тест на дислексию? Дислексия — это «детское заболевание» или дислексия у взрослых также может наблюдаться?

В этой статье мы расскажем, что это за «болезнь гениев», перечислим её виды, назовём признаки и симптомы дислексии у детей и взрослых. Также вы узнаете о том, как выявить дислексию, какова коррекция и лечение этого расстройства, а также как тренировка мозга может помочь при дислексии.

Что такое дислексия

Что такое дислексия? Определение. Диагностика дислексии

Дислексия у детей : симптомы и признаки

Считается, что в 80% случаев диагностированные проблемы обучаемости связаны с дислексией. Приблизительно от 2 до 10% школьников страдают этим расстройством.

Как правило, это расстройство не диагностируется до 7-летнего возраста, несмотря на то, что первые признаки могут проявляться в дошкольном возрасте и особенно — в начальной школе, когда детей начинают учить чтению. Что совершенно очевидно, в случае дислексии важно вовремя обнаружить проблему, её ранняя диагностика, чтобы как можно скорее начать применять коррекцию и лечение.

В ряде случаев дислексия может быть связана с другими специфическими расстройствами обучаемости, такими, как нарушение письма (дисграфия) или неспособность к счёту и арифметике (дискалькулия).

Нейропсихологический . Проверьте себя и своих близких на риск присутствия расстройства, связанного с неспособностью к математическим вычислениям и обучению математике

Для детей с дислексией характерны проблемы, связанные с развитием языка и речи. Одним из первых симптомов может стать трудность с чтением алфавита, распознаванием и чтением букв, подбором самых простых рифм. В дальнейшем могут проявляться проблемы с пропуском, заменой, добавлением букв, лексикализацией при чтении. Обычно дети с дислексией не любят и не хотят читать, во время чтения невнимательны и импульсивны. Такой ребёнок воспринимает чтение как что-то неприятное и будет всячески его избегать. А это, в свою очередь, затруднит обучение и сделает этот процесс более долгим по сравнению с обучением сверстников и одноклассников.

Поскольку дислексия доставляет ребёнку значительный дискомфорт, как правило, это отражается на его социальных отношениях в школе. Кроме того, возможная школьная неуспеваемость может привести к проблемам с адаптацией, пропуску занятий, эмоциональным проблемам (появляющимся ещё в раннем возрасте) и проблемам поведения (при переходе из начальной школы, в подростковом возрасте).

Дислексия у взрослых

Важно подчеркнуть, что несмотря на некие общие признаки, нарушения у дислексиков весьма различаются. Поэтому важно изучить каждого ребёнка, понять, какие трудности он испытывает, выявить слабые и сильные стороны его обучаемости. Такая оценка даст возможность разработать индивидуальную программу лечения и коррекции дислексии в зависимости от конкретной проблематики.

При подозрении на дислексию у ребёнка необходимо узнать историю его жизни: физическое и психологическое развитие, историю болезней; школьные оценки, каковы его привычки чтения дома и на уроке, возраст, уровень интеллекта. Чтобы понять, действительно ли его успеваемость настолько отличается от ровесников.

Для такой оценки нужны специфические тесты — на словарный запас, понимание, скорость обработки информации и т.д.

Примерами таких упражнений могут быть:

  • Упражнения на слова-омофоны. Например, дать определение и попросить указать на верное слово.
  • Можно дать ребёнку список слов-псевдоомофонов , и спросить, какие слова из этого списка существуют в русском языке.

Для оценки фонологического маршрута также можно использовать упражнения.

  • Одним из таких упражнений является чтение громко вслух списка псевдослов , что может быть очень трудно для детей с дислексией. Они будут делать большое количество ошибок.
  • Также можно попросить ребёнка прочитать список слов, относящихся к различным категориям, например, конкретные и абстрактные . В данном случае наибольшее количество ошибок будет при чтении абстрактных понятий.

Как лечить дислексию

Коррекция при дислексии

Коррекция дислексии: как лечить дислексию? Как уже было упомянуто выше, чем раньше начать коррекцию дислексии, тем успешнее она будет. Важен интегральный подход на основе синтеза и анализа всей полученной во время тестирования информации. Коррекция или лечение должны очень точно быть подобраны для решения конкретных проблем, обнаруженных у дислексика. Вся стратегия лечения должны быть направлена на восстановление нарушенных функций.

Программа CogniFit является лидером в области когнитивной стимуляции при дислексии . Исследования показали, что дети и взрослые с проблемами дислексии, тренирующиеся с помощью CogniFit, значительно повысили уровень своего когнитивного развития, работоспособность и производительность при чтении (число правильно прочитанных слов в минут увеличилось на 14.73%). Кроме того, результаты сохранялись в течение шести последующих месяцев после окончания тренировки, что несомненно, позитивный результат при дислексии.

Когнитивная стимуляция дислексии: платформа CogniFit

Также дополнительно можно использовать программы развития фонологической компетенции и обучение правилам преобразования «фонема-графема» . Применять упражнения на рифму, на идентификацию, на выделение букв, подсчёт звуков, добавление и соединение слогов и фонем и т.д. При этом важно во всех этих упражнениях использовать материалы, которые могут помочь ученикам: например, рисунки или расчерченные листы и т.д.

При обучении правилам преобразования «фонема-графема» необходимо использовать в упражнения все органы чувств. Например, с помощью заданий на взаимосвязь визуальных и слуховых стимулов : ребёнку показывают букву, которую он должен озвучить; слуховых и визуальных стимулов : ребёнок, прослушав звук, должен узнать букву; слуховых и двигательных стимулов и т.д. Также можно применять совместное чтение слов или текстов с взрослым или ребёнком, у которого это лучше получается, а также повторное чтение коротких текстов и т.п.

С помощью этих упражнений, развивающих фонологические компетенции, также улучшается зрительный маршрут, узнаваемость слов. Некоторые упражнения для развития лексического маршрута специально предназначены для повышения визуальной узнаваемости слов. Обычно это упражнения с карточками-картинками. Также можно применять упражнения, в которых необходимо разделять слова на группы и категории

Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación.
Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.

Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.

При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.

Что такое дислексия

Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.

Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.

Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):

  • слабое понимание, неправильное написание букв;
  • проблемы с образованием речи;
  • снижение слуховой памяти;
  • сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
  • слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • нарушения вербальной речи.

Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.

Примеров множество:

  • Леонардо да Винчи.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Кира Найтли.
  • Том Круз.
  • Владимир Маяковский.
  • Орландо Блум.
  • Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.

Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.

Особенности:

  • нестандартное, образное мышление;
  • развита любознательность, проявляется яркий ум;
  • развитие проницательности, интуиции;
  • тяга к творчеству;
  • восприятие мыслей как реальности;
  • интеллект выше среднего уровня.

Совет родителям! Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией. При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление. Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.

Причины развития патологии

Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:

  • повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
  • токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
  • грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
  • родовые травмы;
  • внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
  • инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
  • тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
  • как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.

Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.

Общие причины дислекции:

  • дефицит общения, невнимание к развитию речи;
  • отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
  • использование двух – трёх языков в семье.

Диагностика и признаки

Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:

  • специальные тесты для выявления проблем с чтением;
  • исследование головного мозга.

При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:

  • логопеду;
  • детскому психологу:
  • неврологу.

Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.

Ранние признаки:

  • проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
  • ребёнку сложно выполнить простые указания;
  • малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
  • никак не удаётся правильно держать ложку;
  • заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
  • выраженные проблемы с речью;
  • сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
  • ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
  • малыш отказывается читать вслух;
  • ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.

В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:

  • плохая речевая память;
  • развитие речи проходит с опозданием;
  • ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
  • при чтении, письме возникают сложности;
  • ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.

У младших школьников отмечены следующие нарушения:

  • движения импульсивные, неловкие;
  • новые навыки сложно освоить;
  • ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
  • появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
  • возникают проблемы с декодированием многих слов;
  • ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
  • при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.

При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:

  • закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
  • почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
  • ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
  • техника чтения низкая;
  • речевая память слабая;
  • ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
  • неправильное произношение, написание слов;
  • сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
  • учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

По адресу узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.

В старших классах проблема не исчезает:

  • сохраняется неправильное произношение слов;
  • ученик не полностью воспринимает объём информации;
  • скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
  • ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
  • подростку сложно приспособиться к изменениям;
  • навыки письма развиты недостаточно для возраста.

Эффективные способы коррекции

Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.

Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.

Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.

Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.

В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:

  • дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
  • дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
  • диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.

Хорошие результаты дают:

  • метод Дейвиса;
  • физическое движение;
  • психологическая помощь;
  • обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
  • создание комфортного микроклимата в семье и классе;
  • точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
  • при тяжёлых формах – народные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
  • раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.

  • развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
  • первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
  • приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
  • привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
  • читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
  • не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
  • поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
  • развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.

Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.

Подробнее о том, что такое дислексия у детей в следующем видео:

Дислексия

Дислексия - это вид специфического нарушения обучения , имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова , осуществлять декодирование , осваивать навыки правописания . Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка . Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения . Вторично возникают нарушения понимания текста , дефицит читательского опыта и словаря .

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии : «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции : «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения . Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами , что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения . Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте , живописи , музыке , математике или физике .

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам , угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

История

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 % . В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены , ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15 .

Диагностика дислексии

Дислексия - сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислектиков

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик.

Самые распространённые проблемы дислектика:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Все симптомы дислексии - это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.

См. также

  • Фильм «Звёздочки на земле» (англ. ) (2007)

Примечания

Литература

  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. - М .: Эксмо, 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дислексия" в других словарях:

    ДИСЛЕКСИЯ - (англ. dyslexia; от греч. dys повреждение + lexia речь) существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными… … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 2 нарушение (54) расстройство (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДИСЛЕКСИЯ - В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных… … Толковый словарь по психологии

    ДИСЛЕКСИЯ - (dyslexia) нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь… … Толковый словарь по медицине

    - (dyslexia; дис + греч. lexis речь, слово) 1) легкая степень алексии; 2) см. Легастения … Большой медицинский словарь

    Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена… … Педагогический терминологический словарь

    Дислексия - от греч. dis расстройство и lexis речь, расстройство речи: ஐ Таким образом, мозг и построен из нетождественных у разных людей структур (функциональная схема Мерседеса такая же, что и схема Фиата, но это не тоже самое), и такие структуры,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Дислексия - (от лат. dis приставка, означающая расстройство, и lego читаю) частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Д. проявляется в стойких,… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Дислексия - Собирательное понятие для обозначения трудностей и дефектов произношения, испытываемых людьми, чаще в детском возрасте, с нормальным в других отношениях развитием. Описал в 1896 г. W. Morgan … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дислексия - (dyslexia), затруднения при чтении, непропорциональные др. интеллектуальным способностям. Считается врожденным нарушением, к рое воздействует на оперативную память, моторику рук и восприятие, что затрудняет овладение грамотностью. Для Д. типичны… … Народы и культуры