День железнодорожных войск российской федерации

В России много профессиональных праздников. Про некоторые праздники знают только те, кому они посвящены. Но некоторые праздники известны всем. Среди них и день железнодорожника.

Мы не мыслим свою жизнь без железных дорог. В нашей стране, растянувшейся на 11 часовых поясов, железные дороги служат кровеносной системой, объединяющей страну в единое целое. Недаром в XIX веке профессия инженера железнодорожника была одной из самых престижных. И этот праздник имеет давнюю историю.

История дня железнодорожника

Этот праздник в России был установлен 10 июля 1896 года, приказом министра сообщения, князя Михаила Хилкова. Дата приказа была приурочена к дню рождения императора Николая Первого, во время правления которого были построены железные дороги из Царского села в Санкт-Петербург и магистраль из Петербурга в Москву.

Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения.

— Министр путей сообщения князь М. Хилков.

В этот день устраивались гулянья, железнодорожные служащие не работали. В храмах проходили торжественные молебны, а в Министерстве путей сообщения в Петербурге, на Фонтанке устраивался торжественный прием, который посещали и высокопоставленные особы.

В те времена железнодорожные вокзалы имели не только утилитарное назначение по обслуживанию пассажиров, но служили культурными центрами в пригородах Санкт-Петербурга и Москвы. В этот день на вокзалах устраивались музыкальные представления, концерты.

День железнодорожника регулярно праздновался в России до 25 июля 1917 г. Революция и гражданская война прервали эту традицию.

После революции праздник был отменен, наряду со всеми датами "старого режима", и возобновлен был только в 1936 г. День праздника был назначен на 30 июля и приурочен к встрече товарища Сталина с участниками Совещания работников железнодорожного транспорта в Москве. Он стал называться "Всесоюзный Сталинский День железнодорожника"

В 1940 году день его перенесли на ближайшее воскресенье 4 августа, а впоследствии он стал праздноваться в первое воскресенье августа. С 2003 года этот праздник является корпоративным праздником ОАО РЖД.

Всем известно какой огромный вклад внесли советские железнодорожники во время великой отечественной войны. Под бомбежками и обстрелами они бесперебойно доставляли войска и грузы на фронт. Без них невозможно было бы создание предприятий в тылу. Не даром в советское время многим поездам были присвоены имена героев. Например одна из пригородных электричек в советское время носила имя старшего машиниста паровозной колонны Елены Чухнюк.

Праздники железнодорожников в странах бывшего СССР

Этот день существует не только в России. Его празднуют и в странах бывшего СССР: Айзербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Узбекистане, Украине и Эстонии. В некоторых странах это также первое воскресенье августа, в некоторых существует фиксированная дата, приуроченная к какому-либо событию. В Литве, например, праздник отмечается 28 августа. В этот день первый паровоз приехал в Вильнюс из Динабурга (нынешний Даугавпилс) в 1860 году.

Какого числа отмечается эта дата, все страны решают самостоятельно.

Праздники железнодорожников в мире

Этот профессиональный праздник существует и в других странах. Его отмечают в Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии, Боснии и Герцеговине. В нынешней Германии такого дня официально не существует. Но в прежней ГДР он широко отмечался. Сейчас Германия проводит для сотрудников и пассажиров рекламные компании рельсового транспорта. Эти компании проводятся локально по регионам как в восточной так и западной части страны.

Какого числа день железнодорожника каждая страна решает сообразно своим принципам.

Подарки на праздник

На каждый праздник принято дарить подарки. День железнодорожника не исключение. Подарки делаются на всех уровнях. На официальном - это и правительственные награды, и грамоты, почетные дипломы и денежные премии. Их удостаиваются лучшие сотрудники холдинга. Вручаются знаки "Почетный работник транспорта" и "Почетный железнодорожник." Во всех подразделениях РЖД премии по результатам работы, тоже стараются приурочить к праздничной дате.

Но если среди ваших близких есть работники этой сферы, вы наверняка их хотите порадовать. В этом случае подарки стоит выбирать без оглядки на профессиональную принадлежность. Иначе это будет выглядеть смешно, и может вызвать непонимание. Подарок должен быть от души и выбирая его, вы наверняка будете учитывать вкусы и особенности того, кому он предназначен.

Поздравления

Какой праздник, может обойтись без поздравлений. После официальных торжеств всем хочется собраться в узком кругу, обменяться теплыми словами, пошутить, посмеяться. Работники путей сообщения не исключение. Они не только охотно слушают анекдоты про себя, но и сами их сочиняют. Поздравления с днем железнодорожника прикольные, адресованные людям разных специальностей: машинистам, путейцам, связистам, диспетчерам.

Эволюция железных дорог

Со времен братьев Черепановых, которые в 1833 г. в Нижнем Тагиле изобрели прототип паровоза, названый "самоходным пароходом" развитие железных дорог не прекращается на минуту. Сейчас строятся новые пути и модернизируются старые. На старейшей Николаевской дороге ходят и комфортные электрички "Ласточка". Введено в эксплуатацию для проезда пассажиров Московское Центральное кольцо (МЦК), которое много десятилетий использовалось только для грузоперевозок. Продолжает совершенствоваться Байкало-Амурская магистраль. Ведутся работы по созданию И современный персонал - это не кочегары с лопатой. Это высокообразованные инженеры и рабочие, в распоряжении которых весь арсенал современной техники и информационных технологий.

Особенное распространение железные дороги получили во времена царствования Николая I. Впервые в России соединили два крупных города – Москву с Санкт-Петербургом. Был проложен маршрут для путешествия в Царское село. В связи с радостными событиями государем было принято решение о праздновании дня железнодорожника 6 июля. Так и продолжалось, пока не наступила революция.

После 1930 года началось возрождение праздника. Людям нужно было поднимать рабочий дух, поэтому благодаря небольшой группе передовиков день железнодорожника был возобновлен. Изначально он планировался на конец июля, однако с наступлением выходных дней перенесся на первое воскресенье августа.

День железнодорожного работника является международным днем. Его празднуют во всех бывших союзных республиках.

Празднование

Основная цель праздника – показать престижность профессии железнодорожного работника. В этот день проходят торжественные концерты, где высшее руководство и городская администрация награждают почетными грамотами, дипломами и денежными премиями самых выделившихся работников, ветеранов труда, кто работал и продолжает работать на железной дороге.

Мероприятия часто приобретают масштабность действий, поэтому нередко в крупных городах устраиваются по этому поводу концерты со звёздами эстрады. Большинство мероприятий проходят бесплатно, на концерт могут приходить все желающие.

Поздравления с Днем Железнодорожника


Поздравить работника железной дороги можно любыми способами: приемлемы как памятные сувениры и ценные подарки, так и простые поздравления в устной форме. Можно вручить открытку с теплыми пожеланиями.

Поздравляем с профессиональным праздником и желаем успехов на нелегком трудовом поприще, верных и понимающих коллег, развития и карьерной стабильности. Спасибо за Ваш бесценный и ежедневный труд, благодаря которому миллионы людей могут передвигаться из одной точки земли в другую. Своими руками вы осуществляете прогресс жизни в нашей стране. Мы гордимся Вами и ценим то, что Вы для нас делаете и продолжаете делать.

Работников железнодорожных магистралей поздравляю с торжественным днем! Хочу пожелать, чтобы Ваш поезд жизни мчался с большой скоростью к осуществлению всех желаний, а на пути всегда горел зеленый свет. Желаю удачи в профессиональных начинаниях, сплоченного коллектива и много радостных дней!

Уважаемые железнодорожники! Ваш профессиональный путь, который Вы выбрали, вызывает только восхищение и гордость за нашу страну! Спасибо за все, что Вы делаете для нашей Родины и нас, продолжайте любить свое дело и заниматься им с удовольствием. Успехов на трудовом фронте, карьерного роста и простых человеческих радостей!

Свой памятный день есть у сотрудников железнодорожных войск России, установленный указом президента для Вооруженных сил РФ от 2006 года. Впервые учрежденная в 1996 году, дата 6 августа не случайна - имеет свою давнюю историю.

Именно в этот день 1851 года утверждено особое положение императором Николаем I, касающееся образования специальных воинских подразделений. Их задача заключалась в охране, безопасной эксплуатации железной дороги, соединяющей два основных города того времени – Москву и Санкт-Петербург, построенной также во время его правления. Было сформировано несколько рот численностью около 4-х тысяч человек из военно-рабочих, кондукторов, работников телеграфа.

Уникальность этого решения в том, что такие войска именно в России созданы первыми в мире. Боевое крещение они прошли уже в Крымскую войну (1853-56 гг). После её окончания, довольно неутешительного для Российской империи, выявлена необходимость пересмотра политики в области строительства железных дорог, её развития, особенно к югу от Москвы, о чём издал указ наследник Николая, Александр II.


Впоследствии, с 1870 года, железнодорожные силы стали входить в инженерные войска. Проявили себя в ходе освободительной русско-турецкой компании 1877-1878 гг., обеспечивая снабжение армии, построив для этих целей отдельный участок пути. С установлением советского периода, после разрушительной гражданской войны, действия отдельных корпусов были направлены не только на военные миссии, но и на подъём страны, её развитие, как топографическая разведка БАМа, другие глобальные проекты того времени.

Военные совместно со штатскими железнодорожниками проявили мужество, организованность в Великую Отечественную. О значимости их действий говорят цифры: восстановлено главных путей 80 тыс. км; станционных путей 29 тыс. км; построено много новых железных дорог, линий связи, более 7 тыс. станций и разъездов, ряд других сооружений. В тяжелый послевоенный период строительство полотна, вокзалов, мостов шло ударными темпами.

В современное время в обязанности, кроме обороноспособности, входит ликвидация некоторых негативных последствий от наводнений, аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций, а так же контртеррористических операций. С 2004 года специальное формирование находится в подчинении тыловых Вооруженных сил. Сегодня численность этого рода войск составляет около 25 тыс. человек, в том числе 10 бригад регулярной готовности. Они усиливают потенциал военной сферы России, и 6 августа это обязательно подчеркивает высшее руководство, поздравляя сотрудников.

Техническому оснащению придаётся не меньшее значение: в ближайшем будущем запланировано полное переоснащение. Постоянно вводятся в работу усовершенствованные образцы высокопроизводительной техники, причём, отечественного изготовления. Например, сваебойные агрегаты на автомобильном шасси КамАЗ, выполняющие операции в температурном режиме, актуальном для России от + 40 до – 40 градусов.

Сохранить развитие воинских традиций, отметить заслуги специалистов в обеспечении безопасности и обороны государства на протяжении более 165 лет, призваны разнообразные культурные мероприятия. Чтобы познакомить с этим праздником подрастающее поколение, проводятся викторины, презентации.

На территории железнодорожных воинских частей проходят свои торжественные церемонии: вынос флага, награждение памятными знаками, открытие Аллеи героев, обязательное чествование ветеранов. Организуются масштабные учения, конкурсы профессионального мастерства - соревнования за звание лучшего специалиста и расчета. День железнодорожных войск важен для специалистов-военнослужащих, лиц гражданского персонала, как оценка их деятельности, а именно - верное служение национальным интересам России.


В годы правления Николая I были построены первые железные дороги. Для их охраны были созданы специальные железнодорожные войска. В настоящее время они являются частью Вооруженных Сил России и Белоруссии и следят за состоянием железнодорожного полотна, обеспечивают безаварийное движение поездов через мосты и безопасную работу всей железной дороги. Военным, осуществляющим службу в этих войсках, посвящен памятный день.

Когда отмечают

Дата в РФ учреждена 31 мая 2006 года президентским Указом № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». В 2019 году ее справляют 14-й раз.

В Белоруссии она определена 12 мая 1999 г. Указом Президента страны № 268 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь». В 2019 году торжества проходят 21-й раз.

Кто празднует

Дату отмечают более 50 тысяч военнослужащих железнодорожных войск России и Белоруссии.

История железнодорожных войск

Первое упоминание о военно-железнодорожном подразделении произошло 6 августа 1851 года, когда император Николай I ратифицировал «Положение о составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Были созданы военно-рабочие, кондукторские и телеграфические роты (позднее команды и батальоны) общей численностью более 4000 человек, которые охраняли мосты и переезды, поддерживали технически исправное состояние железнодорожного полотна.

История железнодорожных войск Беларуси исчисляется с августа 1876 года, когда один из батальонов располагался в городе Барановиче Брестской области. Русско-турецкая война доказала необходимость их существования, и в дальнейшем ни одно из сражений не происходило без них. В военные годы они внесли весомый вклад в оборону страны и приближение победы (восстановление, строительство и реконструкцию новых железных дорог, мостов и магистралей).

О профессии

Военнослужащие железнодорожных войск осуществляют строительство, использование, восстановление железнодорожного полотна, которое необходимо для военных транспортировок, модернизацию техники и оборудования и многое другое, то есть выполняют задачи ж/д обеспечения. Они также участвуют в ликвидациях последствий ЧС, аварий, катастроф. Большое внимание уделяется и обучению личного состава.

Массированные удары по железной дороге начались только во время Второй мировой войны. За первые 2 дня было разрушено 100 стратегически важных ж/д объектов. В декабре 1941 года количество достигло 1504 шт.

День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден приказом по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю).

В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

Традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена по инициативе самих железнодорожников, впервые за долгие годы перевыполнивших план перевозок в 1935 году.

В конце июля 1935 года на состоявшемся в Кремле приеме работников железнодорожного транспорта была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.

В настоящее время российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение , перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

18 сентября 2003 года постановлением правительства РФ было учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет правительство РФ.

По итогам 2016 года, ОАО "РЖД" перевезено 1,371 миллиарда пассажиров (+1,6% к 2015 году), из них в дальнем следовании — 101,4 миллиона (+3,6%), в пригородном сообщении — 935,7 миллиона (+1,4%). Суммарные доходы холдинга за 2016 год выросли на 7,1% по сравнению с 2015 годом и