Что такое революция кратко. Что такое

Революции, как способ повлиять на коренное изменение существующего порядка, начинают волновать передовые умы с конца XVIII века. Как правило, основные революции, названные великими, ознаменовали переход от монархической формы правления к республиканской. Такой способ государственного переворота сопряжен с многочисленными жертвами. Все известные примеры революции - это трагическая часть истории любой страны. Разберем самые популярные перевороты и попробуем ответить на вопрос, напрасны или нет были смерти людей, отдавших жизнь за идею.

Революция: определение понятия

Для начала необходимо дать определение термину «революция», ведь это не просто преобразование, а коренное изменение, отличающееся быстротечностью. Вообще данное понятие принадлежит не только истории. Встречаются революции в науке (какое-то важнейшее открытие), в природе (резкое изменение каких-либо параметров, чаще всего, геологических), в общественном развитии (промышленная или культурная революция).

Следует отличать данный процесс от схожих по результатам, но различным по приемам и срокам. Так, термин «эволюция» означает поэтапное, очень медленное изменение. Чуть быстрее проходит процесс реформирования, однако он лишен эффекта молниеносности, да и изменения не являются столь значительными.

Следует разграничить термины «революция» и «государственный переворот». Этимологически они являются родственными, ведь revolutio в переводе с латинского и означает «переворот». Однако понятие революции более обширно, оно касается изменений всех аспектов общественной жизни, тогда как государственный переворот, по сути, - это лишь смена власти одного правителя на другого.

Причины революций

Почему же возникают революционные движения? Что толкает людей ввязываться в столь трагичное мероприятие, уносящее тысячи жизней?

Причины продиктованы многими факторами:

  1. Недовольства чиновничьего аппарата и элиты снижением экономических потоков. Происходит на фоне экономического упадка.
  2. Внутренняя борьба элит между собой. Так случается, что высшие слои общества - достаточно замкнутые структуры, подчас делящие власть. Эта борьба может вылиться в настоящий бунт, если какая-либо из элит заручится поддержкой народа.
  3. Революционная мобилизация. Общественные волнения, вызванные недовольством всех слоев общества - от элиты до самых низов.
  4. Идеология. Должна подкреплять любую революцию, имеющую заявку на успешность. В центре может стоять гражданская позиция, религиозное учение или другое. Общей будет борьба с несправедливостью, учиненной нынешней властью и государственным устройством.
  5. Положительная динамика во внешней политике. Страны-союзники отказываются принимать и поддерживать существующую власть.

Таким образом, при наличии данных пяти пунктов революцию возможно считать успешной. Примеры революций дают понять, что не всегда соблюдаются все пять пунктов, но большинство имеют место в подобной нестабильной обстановке.

Специфика российских революций

Кардинальные изменения общественно-экономического порядка свойственны многим государствам. Примеры революции можно встретить практически в каждой европейской стране, в США. Однако нигде не приносила она столь трагических последствий, как в России. Здесь каждая русская революция могла упразднить не только но и саму страну. В чем же причины?

Во-первых, особые отношения между ступенями иерархической лестницы. Между ними не было никакой «сцепки», власть и элита существовали совершенно отдельно от народа. Отсюда - слишком завышенные экономические требования власти к низшим слоям, большинство которых находилось за чертой бедности. Проблема была не в чрезмерной корысти высших слоев, а в невозможности проследить жизнь «низов» из-за несовершенного аппарата управления. Все это приводило к тому, что «верхушке» власти приходилось подчинять народ силой.

Во-вторых, передовая интеллигенция, вынашивающая революционные идеи, представляла последующее устройство слишком утопично ввиду недостаточного опыта управления.

Также следует учитывать и особенности человека, способного долго терпеть притеснения, а потом одномоментно «взорваться».

Эти все особенности и стали плацдармом сформировавшегося большевизма, к которому привела русская революция.

1905 год: первая революция

Первая революция в России случилась в январе 1905 года. Она не была очень быстрой, ведь закончилась лишь в июне 1907 года.

Предпосылками стали снижение экономики и промышленных темпов, неурожай, накопившийся до огромных размеров государственный долг (в этом виновна война с Турцией). Всюду требовалось реформирование: от административного управления на местах до внесения изменений в государственный строй. После отмены крепостного права система управления промышленностью требовала переработки. Труд крестьян был слабо мотивирован, ведь оставалась общинные земли и постоянное сокращение наделов.

Следует отметить, что революция 1905 года получила хорошее финансирование извне: в ходе войны с Японией объявились спонсоры террористических и революционных организаций.

Этот бунт охватил все слои российского общества - от крестьянства до интеллигенции. Революция была призвана отсечь какие-либо остатки феодально-крепостнического строя, нанести удар самодержавию.

Итоги революции 1905-1907 годов

К сожалению, революция 1905 года была подавлена, в анналы истории она вошла как незавершенная, однако привела к важным изменениям:

  1. Дала толчок русскому парламентаризму: этот орган государственного управления был учрежден.
  2. Власть императора ограничили путем создания Государственной думы.
  3. Согласно Манифесту 17 октября, даны демократические свободы гражданам.
  4. Положение и условия труда рабочих изменились в лучшую сторону.
  5. Крестьяне стали менее привязаны к своей земле.

Февральская революция в 1917 году

Февральская революция 1917 года явилась продолжением событий 1905-1907 годов. В самодержавии разочаровываются не только низшие слои (рабочие, крестьяне), но и буржуазия. Эти настроения значительно усугубила империалистическая война.

В результате переворота в общественно-государственном управлении происходят значительные изменения. Революция 1917 года по характеру была буржуазно-демократической. Однако была в ней особая самобытность. Если взять примеры революции такого же направления в европейских странах, увидим, что движущей силой в них были трудящиеся, да и свергался монархический строй, предшествующий капиталистическим отношениям (они стали развиваться сразу после изменения государственности). Причем двигателем процесса были трудящиеся, а вот власть переходила к буржуазии.

В Российской империи все было не так: наряду с временным правительством, во главе которого стояли выходцы из высшего класса буржуазии, возникает альтернативное правительство - Советы, формировавшиеся из класса рабочих и крестьян. Такое двоевластие существовало вплоть до событий октября.

Главным результатом революции февраля 1917 года был арест царской семьи и свержение самодержавия.

в 1917 году

Примеры революции в России возглавляет, несомненно, Великая Октябрьская социалистическая революция. Она коренным образом перевернула ход не только истории России, но и мира. Ведь один из ее результатов - выход из империалистической войны.

Суть революции-переворота сводилась к следующему: было смещено а власть в стране перешла к большевикам и левым эсерам. Во главе переворота стоял В. И. Ленин.

В результате произошел передел политических сил: верховной стала власть пролетариата, земли были отданы крестьянам, а заводы под управление рабочим. Был и печальный, трагический итог революции - гражданская война, расколовшая общество на два враждующих фронта.

Революционное движение во Франции

Так же как и в Российской империи, во Франции движение по свержению самодержавия состояло из нескольких этапов, страна прошла через свои великие революции. Всего в ее истории их было 4. Началось движение в 1789 году с Великой французской революции.

В ходе этого переворота удалось свергнуть абсолютную монархию и установить Первую республику. Однако возникшая в результате революционно-террористическая не могла просуществовать долго. Ее власть закончилась очередным переворотом 1794 года.

Революцию в июле 1830 года принято называть «Три славных дня». Она установила на правление либерального монарха Луи-Филиппа I, «короля-гражданина», который окончательно упразднил неизменное право короля на принятие законов.

Революция 1848 года устанавливает Вторую республику. Произошла она потому, что Луи-Филипп I постепенно начал отходить от первоначальных либеральных убеждений. Он отрекается от престола. Революция 1848 года позволила провести в стране демократические выборы, в ходе которых народ (в том числе рабочие и другие «низшие» слои общества) выбрал Луи-Наполеона Бонапарта, племянника знаменитого императора.

Третья республика, навсегда покончившая с монархическим укладом общества, сложилась во Франции в сентябре 1870 года. После затяжного кризиса властвования Наполеон III принимает решение сдаться в плен (тогда шла война с Пруссией). Обезглавленная страна проводит в срочном порядке выборы. Власть переходит попеременно от монархистов к республиканцам, и только в 1871 году законодательно Франция становится президентской республикой, где избранный народом правитель находится у власти 3 года. Такой страна просуществовала до 1940 года.

трансформация механизмов нечто с опережением изменяемости базовых структур над изменением периферических, сопровождающаяся общей дестабилизацией нечто до складывания новых базовых структур.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

revolution) - 1. (Политическая и социальная) "насильственный захват государственной власти лидерами массового движения для последующего использования этой власти с целью крупных процессов социальной реформы" (Гидденс, 1989). Это отличает революции от переворотов, которые также предполагают использование силы для захвата власти, но без преобразования

классовой структуры и политической системы и без массовой поддержки. В 20-м столетии революции происходили не в индустриальных обществах, а в сельских крестьянских обществах, подобных России (1917), Китаю (1949), Северному Вьетнаму (1954). Объяснить революционное изменение пытаются различные теории, из которых наиболее влиятельными были марксистские. Пример применения марксизма к текущей революционной ситуации дается Лениным в контексте России. Он доказывает, что революционная ситуация создается, когда в игру вступают три элемента: массы не могут жить по-старому, правящие классы не могут управлять по-старому, а страдания и нищета эксплуатируемого и угнетенного класса достигают большей остроты, чем обычно. Но революция будет успешна только тогда, когда будет выполнено наиболее решающее условие: наличие партии-авангарда с необходимой марксистской программой, стратегией, тактикой и организационной дисциплиной, чтобы гарантировать победу. В своем сравнительном изучении революций Скокпол (1979) критикует марксистские теории и приводит доводы в пользу сосредоточенного на государстве подхода. В частности, она рассматривает международное влияние в виде войны или сопротивление высшего класса провозглашению реформ в качестве ключевых факторов, приводящих к краху административного и военного аппарата, который в свою очередь прокладывает путь революции. См. также Мур; Революция сверху. 2. (социальная) - коренное изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к изменению характера этого общества. Понятие может относиться к экономическому преобразованию, как в промышленной революции, к изменениям в индивидуальном поведении, как в современной "сексуальной революции", или к революции в знании, как в "научной революции" в Европе XVII века, которая заложила основу для всех последующих достижений в современной науке. Словоупотребление во втором смысле весьма изменчиво и может относиться к сравнительно продолжительным периодам времени.

Неполное определение ↓

Наверняка сегодня всякий знает, что такое революция, особенно в свете событий, которые происходят в мире. То тут, то там, то в Европе или Африке, то в Азии или Америке народы, неудовлетворенные условиями своей жизни, а следовательно, правительством своих стран, начинают бороться за свои права. Если такое противоборство приводит к смене власти, это означает, что в данной стране имела место революция. Давайте узнаем, какая существует трактовка этого понятия, и какие выделяют виды революции.

Определение

Переворот, поворот, превращение - эти слова на позднелатинском произносятся как "revolution". Исходя из этого, на вопрос "что такое революция" можно дать следующий ответ: глубокое, радикальное, качественное изменение в виде скачка, новый цикл в развитии общества, познания или природы, которое сопряжёно с явным разрывом с прежним состоянием. Некоторые считают, что этот процесс есть не что иное, как эволюция, о которой говорит Дарвин. Однако это не совсем так, поскольку события революции происходят быстро, скачкообразно и радикально, тогда как эволюционные процессы протекают медленно.

А вот реформа от революции отличается тем, что в данном случае изменения происходят не во всей, а только в какой-то части системы, к тому же они не затрагивают ее основ.

Виды

Мы уже знаем, что такое революция, а сейчас пришло время рассказать о ее видах. Они происходят в различных сферах нашей жизни. В обществе различают революцию:

  • неолитическую;
  • промышленную;
  • культурную;
  • “зелёную”;
  • революцию растущих потребностей;
  • демографическую.

В политическом плане она делится на:

  • социальную;
  • политическую.

В науке выделяют:

  • научную;
  • научно-техническую революцию.

Политическая революция

Политологи делят революцию на социальную и собственно политическую. Первый вид приводит к смене одного строя другим, а политическая - к смене политических режимов. Согласно марксистской теории, в обществе она бывает двух видов: социалистическая и буржуазная революция. Примером второго вида являются самые первые революции, которые произошли в XVI веке в Нидерландах и в XVII веке в Англии. Войну за независимость американских колоний, а также Великую французскую революцию также можно отнести ко второму типу. В случае, когда буржуазная революция приводит к замене одного строя другим, но не до конца, а частично, это ведет к возникновению буржуазно-демократической революции. Ее смысл заключается в приведении в равновесие политической надстройки по отношению к экономическому базису.

Примерами данного вида являются Французская революция в1848 и 1871 годах, Вторая революция в Америке, которая известна нам как Война Севера и Юга, а также две российские - в 1905 и в 1917 (февральская) годах. Турецкая, или Кемалистская революция в 1918—1922 гг., Испанская в 1931—1939 гг., а также Иранская Исламская революция 1979 года также относятся к данному виду революций.

Согласно сталинской традиции, существует третий вид политического типа, а именно - социалистическая революция. В этом случае на смену капитализму приходит социализм. И первой среди данного вида является Октябрьская революция 1917 года. За ней следуют народно-демократические революции в 40-х годах ХХ века, произошедшие в некоторых странах Восточной Европы, в Китае в 1949 году, а также революция на острове Куба в 1959 году и т. д. Кстати, многие марксистские направления (например, неомарксизм, каутскианство, постмарксизм, Франкфуртская школа и др.) и отдельные теоретики (Рудольф Баро, Юрий Семенов, Иштван Месаро, Александр Тарасов) не считают эти революции социалистическими. Но разве важно, как они называются? Сама суть революцииближе всего к социалистическому типу.

Провальные революции

Не все восстания, смуты и бунты приводят к смене одной формации другой. В истории были такие ситуации, когда революционное движение терпело поражение. К таким случаям относятся, например, крестьянские войны в средневековой Англии, Франции и в других европейских странах или же революция 1905 года в России, а также Парижская коммуна и т. д.

Национально-освободительные революции

К данному виду относится борьба народа одной страны против иностранных захватчиков. Причины революции данного типа - желаниеосвободиться от колониального ига или национальной зависимости. Например, самая первая из революций - Нидерландская, а также Первая американская, Война за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская, Вьетнамская Августовская и Июльская в Египте относятся к национально-освободительным.

Бархатные революции

В странах Варшавского договора, а также в Монголии в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов прошлого столетия с целью ликвидации политических режимов были осуществлены так называемые бархатные революции. Предпосылкой этому послужила перестройка в СССР, а также политика Михаила Горбачева. Если подвести итоги революции,то можно заметить, что, несмотря на смену общественно-политического строя, в вышеперечисленных странах никаких существенных изменений во власти не произошло.

Причина этого кроется в том, что данные революции происходили с ведома и даже при участии членов правящей элиты, которая в ходе действий не только не теряла своих позиций, но и присоединяла собственность. Учитывая эти обстоятельства, данные революции можно назвать мнимыми, или же псевдореволюциями. В результате “переворота” правящий класс не только не утрачивает свои позиции, но и не теряет свою собственность. К тому же в итоге революции происходит возвращение на качественно более низкую ступень развития общества (по марксизму), то есть к капитализму. Несмотря на то что эти события в мире называют революцией, они скорее являются “реставрацией” прежнего строя.

Цветные революции

А этот термин возник совершенно недавно, в начале XXI века. Политологи считают их последующим развитием бархатных революций. Что же они собой представляют? Они далеки от того определения, которое имеет, например, октябрьская революция.Здесь речь чаще всего идет о смене политического режима ввиду народного протеста. В 2003 году такая революция произошла в Грузии, когда действующий президент страны Шеварднадзе был отстранен от своего поста. Ее прозвали “розовой”. А вот революция в Украине, когда к власти пришел Ющенко, была “окрашена” в оранжевый цвет. Примерно в одно и то же время с ними в Киргизии произошла “тюльпановая” революция. В ее ходе был отстранен от власти действующий президент Аскар Акаев. Несмотря на то что все эти события в прессе описываются как революции, ученые их не считают таковыми.

Великая французская революция

Несмотря на то, что первые серьезные революционные события произошли еще в конце XVI века, тем не менее, наиболее серьезной из них историки считают Révolution française. Она проходила во Франции с середины 1789 года. Именно тогда произошла глубокая трансформация в политической и социальной системах французского государства. Это привело к уничтожению старого государственного устройства, то есть монархии, и провозглашению в 1792 году Первой Французской республики.

Это классический пример того, что такое революция. Ее девизом была фраза, состоящая из трех слов: свобода, равенство и братство. За три года до этого, в июле 1789 года, народом была взята самая страшная из Парижских тюрем, так называемая Бастилия - один из символов монархической власти. Эта дата и считается началом Révolution française. Далее идут напряженные годы революции (1789-1799 гг.). 9 ноября последнего года XVIII века произошел переворот 18 брюмера, что и считается концом Великой Французской революции. Далее последовал период реставрации монархии, ну а затем - новые перевороты.

Этапы

Великая французская революция проходила в три этапа. На первом власть была захвачена крупной буржуазией и либеральным дворянством. Их целью было провозглашение конституционной монархии. Лидерами на данном этапе были М. Лафайет, А. Барнав и А. Ламет. В сентябре 1791 года их цель была достигнута: Людовик XVI был вынужден подписать конституцию, согласно которой во Франции должна была установиться конституционная монархия. После этого отношение к Франции в мире изменилось, и она была вынуждена объявить войну некоторым европейским странам.

Первые месяцы войны ознаменовались неудачами для французских войск. Вместе с этим в Париже произошло народное восстание под предводительством парижской коммуны. Это стало началом второго этапа войны. Во главе коммуны стояли такие революционные деятели: П. Г. Шометт, Ж. Р. Эбер и др. В обществе произошли перемены. Например, все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательное право. Позже коммуна организовала вооруженный штурм царского дворца, в котором находился сам Людовик XVI и все члены его семьи. После того как дворец был взят, коммуна приняла постановление об отрешении короля от власти. В результате этого монархия во Франции была ликвидирована.

Чуть позже в Париже был создан Конвент - новое революционное собрание. Политическое руководство сосредоточилось в руках жирондистов, представителей республиканской торгово-промышленной и земледельческой буржуазии. Их оппонентами были якобинцы: М. Робеспьер, Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат и др. Они были на стороне революционно-демократической буржуазии. К ним присоединились крестьянство и плебейство. Между этими двумя партиями шла борьба. Жирондисты выступали против казни короля, в то время как якобинцы считали ее необходимостью. Несмотря на это, в Конвенте были приняты следующие положения: о неприкосновенности частной собственности, об упразднении монархии и установлении республиканской власти.

Первая Республика во Франции была провозглашена 21 сентября 1792 года. Ровно через 4 месяца Людовик XVI был обезглавлен, а через несколько месяцев была казнена его супруга Мария-Антуанетта. Однако французский народ не успокоился и 2 июня 1793 г. восстал против жирондистов, а якобинцы для установления порядков в стране ввели якобинскую диктатуру. Это стало началом третьего этапа.

Причины революции

Давайте рассмотрим, почему же произошла Révolution française. Французская монархия XVIII века опиралась на регулярную армию и на бюрократическую централизацию. В стране в результате противостояния различных политических сил, а также длительных гражданских войн сложился особый социально-политический режим, основанный на компромиссе. Например, такая договоренность существовала между двумя привилегированными сословиями и королевской властью: государство стояло на защите их прав.

Другой компромисс был в отношении крестьян. Последние смогли добиться отмены большинства налогов, взимаемых с них деньгами, а также перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Был еще и третий компромисс - по отношению к буржуазии. Она в те времена считалась средним классом, да и была таковым. Правительство в ее интересах делало довольно много поблажек. Например, сохраняло некоторые привилегии буржуазии в сравнении с основной массой населения, то есть крестьянства. Государство также поддерживало существование многих тысяч мелких предпринимателей - представителей сословия французских буржуа.

Но все эти сложные компромиссы не могли способствовать нормальному развитию страны. В результате всего этого Франция в XVIII веке стала отставать от других соседствующих европейских государств, прежде всего от Англии. Власти осознавали это и подвергали народ чрезмерной эксплуатации, а это все больше настраивало против них народные массы, среди которых появлялись лидеры. Они собирали вокруг себя недовольных властью и разрабатывали план борьбы с ней. В этом и состояли главные причины революции.

К концу XVIII века в верхних слоях французского общества созрело понимание того, что неразвитость рыночных отношений, хаос в управленческой системе, коррумпированность в верхних эшелонах власти, отсутствие законодательства, устаревшая система налогообложения по византийскому образцу, а также архаичная система сословных привилегий должны быть подвергнуты реформам. Вместе с этим власть короля постепенно теряла доверие верхушки духовенства, дворянского сословия и буржуазии. Все они начинали понимать, что королевская власть является ничем иным, как узурпацией в отношении прав народа (так считал Жан-Жак Руссо) или сословий и корпораций (по Монтескье). На политическую арену в этот период времени вышли просветители, физиократы и энциклопедисты. Образованная часть французского общества не желала больше мириться с подобным положением в обществе. К концу правления Людовика XV (а потом при его сыне Луи XVI) были произведены реформы в политической и экономической сферах, что должно было привести к разрушению старых порядков.

Русская великая революция

Известные революционные события, которые произошли в Царской России в феврале 1917 года (при которых был свержен царизм, а власть перешла к так называемому Временному правительству), и октябрьское вооруженное восстание большевиков, приведшее к свержению новосозданного правительства и провозглашению Советской Власти, в совокупности принято называть Великой русской революцией. Однако она была не первой в ХХ веке.

Революция 1905 года стала первым вестником того, что скоро в стране произойдет грандиозный переворот. Все события разворачивались в Петрограде. В те годы Верховным Главнокомандующим царской армии был генерал М. В. Алексеев. В самый критический для страны момент он посчитал, что Россия не владеет достаточными средствами для подавления революции. В этот же период Император всея Руси Николай Второй отрёкся от царского престола. Великий князь Михаил, предполагаемый преемник, также отказался от царской власти, и тогда Государственной думе пришлось взять страну под контроль и создать Временное правительство России. Параллельно с ним образовались Советы, то есть в России воцарилось двоевластие.

Большевики стали формировать отряды из вооружённых крестьян и рабочих, которые, объединившись, образовали Красную Гвардию. Партия большевиков благодаря своим популистским лозунгам стала завоёвывать большую популярность в Петрограде и Москве, а также в крупных промышленных российских городах. В рядах военнослужащих, а именно на Балтийском флоте и в сухопутных войсках Западного и Северного фронтов, это учение также стало получать отклики. Революция 1917 года произошла именно благодаря тому, что убольшевиков была большая армия единомышленников.

25 октября (по старому стилю) красногвардейцы под предводительством Троцкого и Ленина сумели свергнуть Временное правительство. На II Всероссийском съезде большевистская партия выдержала тяжёлую борьбу с правыми эсерами и меньшевиками, в результате которой было сформировано первое Советское правительство. В декабре того же года к ней присоединились левые эсеры, была создана коалиция. Через полгода после этого правительство стало однопартийным, однако в стране началась Гражданская Война. После ее окончания были созданы все условия для образования СССР. Многие современные историки считают, что великая революция в России состоит из трех этапов: февральской и октябрьской революций и Гражданской воны.

Октябрьская революция: итоги

В этой главе мы попробуем подробней раскрыть суть Октябрьской революции. В литературе можно встретить несколько ее названий, а именно - Октябрьский или большевистский переворот, Октябрьское восстание и т. д. Как бы ее не называли, революция 1917 года является одним из важнейших политических событий ХХ века, ведь она повлияла на ход истории всего мира.

В результате произошедшего вооруженного восстания и штурма Зимнего дворца, в котором восседало временное правительство, к власти пришли большевики, а позже к ним присоединились крестьянские депутаты. Октябрьская революция в России была организованаВладимиром Лениным и Львом Троцким. Несмотря на то, что многие политические силы считали эти события восстанием, большевики с первых же дней ее именовали революцией. И первым ее так назвал сам Владимир Ленин.

В официальной историографии СССР уже с начала 30-х годов было утверждено следующее название: Великая Октябрьская социалистическая революция. Также нужно отметить, что в то время, когда в стране произошел переворот, Россия находилась в состоянии войны. Отречение царя, февральский переворот, а также октябрьская революция отрицательным образом сказались на военном духе армии. Да и вся страна была на грани краха. Поэтому революция была неизбежной. Как известно, государство, которое было создано в результате Великой Социалистической революции, продержалось ровно 70 лет.

Политические термины не являются идеологически нейтральными, но, напротив, чаще всего являются инструментом актуальной политической борьбы или выражением существующей в обществе системы властных отношений. T&P выясняют, что те или иные термины означали в разное время и что за ними стоит сейчас. В новом выпуске - многострадальная и парадоксальная «революция», которой манипулировали, кажется, практически все: от якобинцев до Махатмы Ганди.

Термин «революция» происходит от латинского слова «revolution», которое в значении «оборот» применялось к астрономическим процессам и указывало на их цикличность. Термин стал широко употребляться после выхода труда Николая Коперника «О вращении небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestiam»).

Ханна Арендт в книге «О революции» указывает на то, что цикличность изначального астрономического термина соотносилось с цикличностью представления о человеческой судьбе. К XVII веку термин перешел в политическую сферу и в качестве метафоры обозначал постоянную смену разных форм правления, которые, подобно небесным светилам, сменяют друг друга, сохраняя при этом вечную неизменность циклов.

Арендт пишет, что современное понимание революции связано с опытом абсолютной новизны происходящих исторических событий. Идея свободы, легшая в основу Американской и Великой французской революций, предполагала выход из замкнутого круга сменявших друг друга закономерных процессов - усиления деспотии и бунта бесправных масс против угнетателей с целью временного освобождения. Теперь же ставился вопрос не об освобождении, а о свободе, то есть полноценном участии граждан в политическом процессе, для чего требовалось кардинальное изменение формы правления. Однако первые революционеры были абсолютно лишены этого пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка. Отсюда - изначальный парадокс, заложенный в термин «революция».

М. Одесский и Д. Фельдман в монографии «Поэтика власти» подробно описывают специфику понимания термина современниками политических перемен. Так восстановление сильной королевской власти Генрихом IV в 1594 году называлось революцией, в то время как свержение Карла I, которое позже в XIX веке стали называть «Великой английской революцией», по аналогии с французской, современники называли «великим бунтом». Таким образом, в XVII веке, в частности, в английской традиции, революция воспринималась, прежде всего, как восстановление законной власти, как ее понимали в то время, то есть возвращение трона его законному претенденту. События 1688-1689 годов, изгнание Якова II Стюарта и восшествие на престол Вильгельма III также назвали «Славной революцией». Однако в результате этого события произошло расширение полномочий парламента и принятие «Билля о правах». Это приблизило значение термина «революция» к современному.

Первые «революционеры» были абсолютно лишены пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка.

Опыт такого переворота не прошел даром, так как именно к свержению Якова II американцы апеллировали во время колониального мятежа 1775 года - если британцы имели право свергнуть тирана и назвать это «славной революцией», то по той же логике могли действовать американцы, выступая против действующего монарха. В итоге, однако, американцы пошли по иному пути - для того, чтобы иностранные государства не считали американцев мятежниками, они объявили себя не подданными Великобритании, а отдельной нацией. «Декларация независимости» подкрепила идеологическую базу революции учением о «естественных правах» Джона Локка.

Последовавшая вскоре после этого Великая французская революция, во многом, унаследовала идеалы английской «Славной революции» и Американской революции. В результате созыва Генеральных Штатов и требования организации законодательного органа, власть монарха была ограничена. Трактовка революции как возвращения законной власти выразилась в том, что гражданам вернули их «естественные права», а Людовик XVI был назван «восстановителем свободы».

По мнению Ханны Арендт, точно так же, как, по выражению Маркса, Французская революция «выступала в римских одеяниях», все дальнейшие революции вплоть до Октябрьской прошли под знаком Французской революции. Как уже отмечалось, пафос новизны и радикальных перемен, с которыми впоследствии ассоциировалась Французская революция, поначалу был чужд первым революционерам. Они трактовали эти события как закономерное восстановление утраченных свобод. Характерен в этом смысле известный диалог между герцогом Ларошфуко-Лианкуром и Людовиком XVI в день взятия Бастилии: «C’est une révolte!» («Это бунт! - фр.) - воскликнул король. На что Лианкур ему ответил: «Non, Sire, c’est une revolution!» («Нет, сир, это революция!»). Восприятие революционных событий лидерами революции в корне менялось по мере того, как они разворачивались.

8 июля 1791 года выходит декрет французского Конституционного собрания, в котором вводится понятие «осадное положение», принципиально отличное от понятия «состояние войны». Речь идет о ситуации, когда все функции, которыми наделена гражданская власть для поддержания общественного порядка, переходят в компетенцию военной власти. Как пишет Джорджо Агамбен в «Homo sacer. Чрезвычайное положение», впоследствии понятие «осадное положение» постепенно дистанцировалось от военной функции, перейдя в область политического. Позже был принят закон, позволяющий приостановить действие конституции на неопределенный срок в случае беспорядков, угрожающих безопасности государства. С этого момента начинает свою историю концепция «чрезвычайного положения», воспользовавшись которой, государство действует в обход законов, пренебрегая принципом разделения властей. Так двенадцать лет правления нацистов в Германии, с правовой точки зрения, были непрерывным чрезвычайным положением.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации.

Д. Фельдман в работе «Терминология власти» отмечает, что в течение 1792–1793 годов именно якобинцы ввели новый смысл в понятие «революция». После переворота 1793 года, в ходе которого якобинцы захватили власть в Конвенте, революция официально трактуется уже не как единичное событие, а как процесс построения нового социального устройства и защита его от сторонников реакции. Основным методом управления в этой ситуации становится превентивное устрашение социума, которое реализуется с помощью террора толпы или государственного террора. Любые действия «революционного правительства» считаются априорно законными. Прилагательное «революционный» означает теперь «чрезвычайный», а в сочетании с названием какого-либо государственного органа он указывает на то, что данный орган наделен чрезвычайными (неограниченными) полномочиями. Таким образом, якобинцы впервые в истории утвердили практику революционного террора.

В последующие годы понятие «революционный» табуировалось по причине ассоциации с якобинским террором, в то время как термин «революция» сохранил свою сакральность. Участники Июльской революции во Франции 1830 года пытались повторить модель 1789 года за вычетом якобинского переворота. Российские декабристы хотели, чтобы их считали революционерами, а не мятежниками (как их упорно пыталось представить царское правительство), но также и не хотели ассоциироваться с якобинским террором 1792–1793 годов. К 1840 годам в ходе радикализации демократической части общества происходит дальнейшая романтизация революционной мифологии. Во время революции 1848 также использовались методы, впервые опробованные якобинцами.

В середине XIX века первый в истории анархист Пьер Жозеф Прудон ввел в обиход термин «перманентная революция», означающий, что не существует отдельных локальных революций, а есть единый мировой революционный процесс. В это время социалисты трактуют предыдущие революции как «буржуазные», в которых широкие бедные слои населения оказывались исключенными из политического процесса. Проблема революционного террора решается социалистами теоретически. Предыдущие революции совершались меньшинством, из-за чего сопровождались массовым кровопролитием. Если же революционный переворот совершится большинством, то террора и убийств будет меньше. Маркс в предисловии к «Капиталу» сформулировал концепцию «социальной революции», которая совершается, когда производственные отношения больше не удовлетворяют потребности производительных сил.

В течение 1850–60-х годов в Европе происходит реабилитация якобинского террора трудом европейских радикалов. Как отмечают М. Одесский и Д. Фельдман, во время французской революции 1870–1871 годов террор окончательно утвердился в качестве революционного метода. Лидеры Парижской коммуны использовали основные мифологемы периода якобинского террора, например, возродив Комитет общественного спасения. Закон о заложниках, принятый 5 апреля 1871 года Парижской коммуной, предполагал казнь любого лица, подозреваемого в связях с контрреволюционным версальским правительством. Целью этого метода декларировалось предотвращение будущих жертв Версаля, в то время как реальная цель заключалась в устрашении социума.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации. Настолько положительные, что в послевоенные годы в Германии консерваторы разрабатывают собственное революционное движение под названием Консервативная революция, сочетавшее антикапиталистическую риторику и националистическую идеологию. Главный идеолог движения Артур Меллер ван ден Брук противопоставлял Веймарской республике идеальное государство - Третий Рейх, - в котором при помощи национальной мобилизации удастся устранить классовые противоречия. Клеменс фон Клемперер в своем исследовании пишет, что течение, объединяющее таких разных мыслителей, как Освальд Шпенглер, Томас Манн и Макс Вебер, было попыткой создания современной теории, противостоящей реакционному консерватизму, с одной стороны, и интернациональному коммунистическому движению, с другой, в результате, однако, приведшей к возникновению нацизма в Германии.

Провал революций Нового времени связан с заменой понятия свободы как возможности активного участия в публичной сфере понятием социальной «свободы от бедности».

В предреволюционной России термин «революция» также имел положительные коннотации, хотя якобинский террор в сознании общественности воспринимался отрицательно. Для большевиков в целом оставалась актуальной традиция социалистической трактовки якобинского террора как буржуазного. Тем не менее, язык якобинцев (в названиях первых советских репрессивных органов) и методы управления обществом прочно вошли в их практику после Октябрьского переворота.

По мнению Славоя Жижека, ключевая идея работы Ленина «Государство и революция» состоит в том, что подлинная демократия невозможна в рамках такого института, как государство. Следовательно, в условиях существования государства, которое само по себе является инструментом подавления, террор становится легитимным средством управления. В этом, по мнению Жижека, кроется связь между характером Октябрьской революции и сталинизмом. При этом разница состоит в том, что в первые годы власти большевиков террор открыто признавался официальным методом управления, так что Троцкий даже говорил (по выражению Жижека, «in an almost cocky way») о недемократичной природе большевистского режима.

В первые годы после Октябрьской революции прежнее уголовное право было упразднено как буржуазное. В сохранении правопорядка советские лидеры полагались на «революционное творчество масс», а правосудие осуществлялось революционными трибуналами и местными судами, выносящими приговоры по собственному усмотрению, на основе «революционной совести» и «революционного правосознания». Понятия эти были намеренно размыты, так как никакие законы не должны были препятствовать осуществлению революции и сковывать действия правительства.

Как отмечает Фельдман, прилагательное «революционный» в официальном советском языке, как и другие прилагательные, образованные от советских идеологем (класс, народ, пролетариат), использовалось для противопоставления какого-либо явления его аналогу в капиталистических странах («народный депутат» не есть просто депутат). Уже в 1921 году официально используется термин «революционная законность», появление которого должно было дать понять иностранным правительствам, что период военного коммунизма и красного террора в Советской России закончился. При этом в официальных документах, в том числе, в Конституции СССР 1922 года, подчеркивалась не только необходимость соблюдения законов, но и возможность их обхождения, если этого потребует целесообразность. Позже для решения актуальных политических целей (во время пропагандистской кампании против Троцкого или осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС), вплоть до распада СССР, советские вожди осуждали тот или иной предшествовавший политический курс как отклонение от «революционной законности», завещанной Лениным.

1960-е годы сопровождались во всем мире революционными движениями и восстаниями. В. Подорога пишет, что майские события в Париже 1968 года воспринимались как продолжение революции 1848 года, то есть последней буржуазной революции во Франции. Подъем достатка 1950–1960-х годов привел ко второй модернизации во Франции, появлению нового большинства (будущего silent majority) в бесклассовом постиндустриальном обществе. Волнения в мае 1968 года в Париже - это еще и последняя попытка «революции Освобождения». Освобождение, к которому стремились участники восстания, трактовалось не в гражданском, а в экономическом и экзистенциальном контексте.

Список литературы:

Х. Арендт. О революции.

М. Одесский, Д.Фельдман. Поэтика власти.

Д. Фельдман. Терминология власти.

Slavoj Zizek. Revolution at the Gates. Afterword: Lenin «s Choice.

Д. Агамбен. Homo sacer. Чрезвычайное положение.

В. Подорога. Апология политического.

Adam Roberts, Timothy Garton Ash. Civil Resistance and Power Politics: The Experience of Non-violent Action from Gandhi to the Present.

Klemens von Klemperer. Germany’s New Conservatism.

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.


Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.

Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).