Анатомо-физиологические особенности черепа и головного мозга у детей. Головной мозг: строение, физиология, нарушения, заболевания Вес мозга ребенка 6 лет

Средние размеры человеческого мозга 20×20×15 см. У новорожденного он весит примерно 350 г. При хорошем развитии масса мозга молодой женщины составляет от 1200 до 1300 г, молодого мужчины – от 1300 до 1400 г. При этом данный орган состоит примерно из ста миллиардов нейронов, а также клеток, поддерживающих их работу.

В возрасте от двадцати до шестидесяти лет мы теряем примерно 1–3 г мозговой ткани ежегодно. После шестидесяти лет потери увеличиваются до 3–4 г. Чем старше мы становимся, тем быстрее теряем клетки мозга.

Масса мозга человека

Головной мозг, encephalon, располагается в полости черепной коробки и отделяется от внутренней поверхности черепа системой мозговых оболочек. Форма мозга и его линейные размеры соответствуют форме черепа. Головной мозг человека в среднем имеет следующие размеры: длина мозга (в переднезаднем сечении) - 160-175 мм; ширина (в поперечном сечении) - 135-145 мм; вертикальный размер (по высоте) - 105-125 мм.

Средняя масса головного мозга

Средняя масса мозга человека достигает 1300 г, с индивидуальными отклонениями в пределах нормы от 900 до 2000 г. Одаренность, умственные и творческие способности человека никак не связаны с размерами и массой мозга. Плотность головного мозга равна 1,038-1,041. Эти цифры позволяют вычислить массу мозга, исходя из объемов черепа.

Масса головного мозга имеет возрастные, половые и индивидуальные особенности. Масса головного мозга человека составляет 2,5% массы тела, в то время как масса головного мозга младенца - 10% массы тела (в среднем 450 г). От 28 до 50 лет масса и размеры головного мозга достигают максимальных значений и остаются постоянными для каждого человека. После 50 лет масса мозга постепенно уменьшается, примерно на 30 г каждые 10 лет. Масса мозга мужчин в среднем на 100-150 г больше, чем у женщин. Среднее значения массы мозга мужчин - 1380 г; женщин - 1240г.

Минимальная и максимальная масса мозга

Следует отметить минимальные и максимальные значения массы мозга человека, которые не отражаются на умственных способностях. Минимальная масса мозга, которая не отражалась на социальном поведении человека - 900 г. Самый маленький мозг был ннайден у 46-летнего мужчины, он имел массу 680 г, и это не сказывалось на его социальном и психологическом статусах.

В 19 веке особый интерес представлял вопрос о минимальной массе мозга при различных формах патологии, когда больной еще может вести социальную жизнь. Исследования К. Фохта (1873) показали, что при объеме мозга 296-622 м3 люди, страдающие микроцефалией (болезнь, при которой у пациента наблюдается малый объем мозга), могли произносить слова и вести упрощенную социальную жизнь. В большинстве случаев это были пастухи и собиратели дров. Общее развитие микроцефалов соответствовало развитию 3-6 - летних детей, это может говорить о существовании порога массы мозга. Если мозг человека имеет массу меньше 750-800 г, то вероятнее всего полноценная жизнь в социуме становится невозможной.

Большая масса мозга - это следствие патологических процессов. Многочисленные исследования показывают, что максимальная масса мозга не превышает 2850 г. Вероятнее всего, граница максимальной массы здорового головного мозга человека около 2200-2300 г. Наблюдение самого тяжелого здорового мога было выполнено в XIX веке. Мозг массой 2222 г был описан Рудольфи и принадлежал неизвестному обывателю.

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Дыхание: теория и практика

Теория

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

19024 0

Своеобразие патогенеза, особенности клинических проявлений, течения, диагностики, методов лечения, а также осложнений и отдаленных последствий черепно-мозговой травмы у детей определяется анатомо-физиологическими особенностями детского возраста.

Организм ребенка в каждый период его жизни претерпевает непрерывный процесс функционально - морфологических перестроек органов и систем, подчиняясь особым законам роста и неравномерного развития частей его тела - головы, туловища, конечностей. Однако, несмотря на многообразие явлений, лежащих в основе развития детского организма вообще, черепа и головного мозга в частности, выделяют три основных взаимосвязанных процесса - роста, дифференцировки и формообразования.

Диспропорция роста, особенно выраженная в первые годы жизни ребенка, проявляется бурным увеличением относительного увеличения объема головы. Объем черепа в среднем составляет 375 см 3 у мальчиков и 350 см 3 у девочек. В первые 6 месяцев жизни он удваивается (750 см 3 и 700 см 3), до взрослого состояния он возрастает в 4 раза (1500 - 1550 см 3 и 1350 - 1400 см 3). Окружность ее, равная в среднем у новорожденного 34 см, достигает к концу 1-го года жизни 46 см, к 6 годам окружность головы увеличивается до 51 см, изменяясь в дальнейшем лишь на 5 - 6 см.

Покровы черепа

Послойная топография мягких тканей, покрывающих свод черепа не отличается, как таковой от взрослых и содержат несколько слоев: - кожу (S kin), слой плотной соединительной ткани(textus C onnectivus), апоневроз (A poneurosis), слой неплотной соединительной ткани (L oose connectiv tissue) и надкостницу (P ericranium). Объединение начальных букв дает общепринятую аббревиатуру мягких тканей головы - «SCALP» . Первые три слоя скальпа плотно приращены друг к другу, а надкостница к наружной поверхности кости.

Собственно кожа характеризуется слабым развитием соединительной, эластичной ткани и мышечных слоев. Подкожная клетчатка у детей сравнительно хорошо выражена. Артерии покровов головы тонкие, при травме они не зияют, легко спадаются из-за отсутствия соединительнотканных перемычек. Вены также сравнительно тонки, просвет их узок, диаметр основного ствола и ветвей почти одинаков, а венозные анастомозы многочисленны. Особенностью кровоснабжения головы является и то, что к ней направляется около 20% сердечного выброса. Поэтому кровотечение при ранах скальпа может быть массивным.

Череп

Для черепа ребенка характерно преобладание мозговой части над лицевой. У новорожденных оно составляет 8: 1, у взрослых - 2: 1.Основание черепа сравнительно малое и длинное, а свод его большой. Кости свода черепа, минуя хрящевую стадию, развиваются по эндесмальному типу и являются первичными. К моменту рождения ребенка процесс окостенения не завершается, вследствие чего на местах стыка отдельных костей сохраняются участки соединительной ткани - роднички. Различают непарные - передний родничок (fonticulus anterior) ромбовидной формы, с большой переднезадней осью. Родничок размером 2,5 - 5,0 см прогрессивно уменьшается до 6 месяца жизни, когда обе половины лобной кости окончательно срастаются, и исчезает в 80% случаев к концу второго года жизни.

Задний родничок (fonticulusposterior) имеет треугольную форму с каудальным основанием и диаметр - 1,0см. Обычно ко времени рождения этот родничок закрыт. Они расположены по средней линии. Первый находится на месте соединения лобной и теменных костей, второй - на заднем конце сагитального шва между теменными и затылочной костями. Парные - боковые роднички, по два с каждой стороны, расположены у нижних углов теменных костей. Различают основные роднички - переднебоковые (fonticulus sphenoidalis), в месте соединения теменной кости с лобной, большим крылом основной кости и височной костью, и сосцевидные - заднебоковые (fonticulus mastoideus). Он расположен около сосцевидного угла теменных костей, в месте соединения между теменными костями, чешуей затылочной кости и височной костью.

Сосцевидные роднички закрываются ко второму году жизни, а основные через 2 - 3 месяца после рождения. Кроме этих постоянных родничков, могут существовать непостоянные роднички, добавочные: продольный родничок ромбовидной формы, расположенный между двумя теменными костями на одинаковом расстоянии от переднего и заднего родничков; родничок надпереносья (носолобный), расположенный между двумя половинами лобной кости, исчезающий одновременно с образованием метопического шва; теменной родничок наблюдается очень редко и совпадает с разделенной на две части теменной костью; он расположен в средней трети межтеменного шва.

Роднички имеют важное функциональное значение. Они увеличивают « резервное пространство » в полости черепа при изменении объема мозга при различных патологических состояниях. Диплоические вены и их анастомозы, лишенные клапанов, обеспечивают беспрепятственный ток крови из полости черепа и в обратном направлении, играя важную роль в окольном кровообращении и регуляции гемодинамики.

Между костями свода имеются пространства для швов; одни из этих пространств прямые узкие, другие более широкие (3-5мм), покрытые фиброзными перепонками, становящимися впоследствии швами. Швы и роднички исчезают в процессе окостенения, начинающемся всегда между внутренними пластинками составных костных частей крыши и происходящем в следующем порядке: сначала на уровне продольного шва, затем венечного, ламбдовидного и чешуйчатого. Костное сращение в чешуйчатых швах обычно асимметричное. На черепе новорожденного расположены пять швов; некоторые из них имеют отличительные черты: а) продольный шов (sutura sagittalis) более длинный, чем у взрослого.

Он начинается от лобно-носового шва (sutura frontonasalis), распространяется до верхнего угла чешуи затылочной кости и состоит из двух сегментов: переднего (или средне-лобного) и заднего (или межтеменного). б) Венечный шов (sutura coronalis) между лобной и теменными костями пересекается с предыдущим швом по средней линии на уровне переднего родничка. в) Ламбдовидный шов (sutura lambdoides) между теменными костями и чешуей затылочной кости пересекает продольный шов по средней линии на уровне заднего родничка. г) и д) Чешуйчатые швы (sutura sguamosa) расположены между теменными костями и чешуей височной кости.

Передняя черепная ямка уплощена вследствие недоразвития лицевой части черепа, в частности глазниц, относительно больших размеров решетчатой кости и более высокого ее стояния.

Средняя черепная ямка сравнительно глубже и шире. Размеры естественных отверстий относительно больше, чем у взрослых. Турецкое седло уплощено. Каменистая часть височной кости у детей недостаточно развита. Канал лицевого нерва короткий и в верхнем отделе пирамиды не имеет костных стенок. Вследствие отсутствия стенок канала возможно сдавление лицевого нерва субдуральной гематомой.

Задняя черепная ямка у детей уплощена. С возрастом объем ее увеличивается, изменяется форма большого затылочного отверстия от грушевидного и овального до круглого, как у взрослых. Затылочный бугор выпячивается кзади с 7 - летнего возраста, принимая округлую форму к 18 годам.

Оболочки головного мозга

Головной мозг окружен тремя оболочками (твердая, паутинная и мягкая). Все три оболочки обладают обширными зонами чувствительной иннервации, тесными связями с сосудами головного мозга и ликворной системой, посредством ликворных каналов и периваскулярных пространств, играют важную роль в регуляции мозгового кровообращения и ликвороциркуляции, в контроле за химическим составом спинномозговой жидкости, являющейся непосредственной питательной средой для центральной нервной системы.

Твердая мозговая оболочка (dura mater encephali) имеет тоже строение, что и у взрослого и представляет собой крепкое соединительнотканное образование, в котором различают наружную и внутреннюю поверхности. Наружная поверхность ее шероховата, богата сосудами и прилегает непосредственно к костям черепа, являясь их внутренней надкостницей. Проникая в отверстия черепа, через которые выходят нервы, она обхватывает их в виде влагалища.

С костями свода черепа твердая мозговая оболочка (ТМО) головного мозга связана слабо, за исключением мест прохождения швов.

У детей до заращения родничков соответственно их расположению ТМО плотно срастается с перепончатым черепом и тесно связана с костями свода черепа. Площадь сращения ее в области основания черепа относительно больше и прочнее, чем у взрослых. Вследствие этого переломы основания черепа, как правило, сопровождаются повреждениями твердой мозговой оболочки. Внутренняя поверхность ТМО головного мозга обращена к мозгу. Она гладкая и блестящая, покрыта эндотелием. ТМО образует отростки, которые располагаются между частями мозга, отделяя их одну от другой.

По линии прикрепления отростков ТМО в ней образуются пространства, имеющие на поперечном разрезе призматическую или треугольную форму - пазухи или синусы твердой мозговой оболочки (sinus duraematris). Верхний продольный синус (sinus sagittalis superior) имеет среднюю длину 20 см и начинается на уровне слепого отверстия (foramen cecum) , проходит за срединным лобным швом, еще открытым, за передним родничком, где имеет высоту 4 мм и ширину 3,5 мм; на уровне продольного шва синус имеет одинаковые ширину и высоту - 7 мм и оканчивается на уровне заднего родничка.

Поперечный синус (sinus transversum ) пересекает шов mendosa на уровне сосцевидного родничка и оканчивается в сигмовидном синусе (sinus sigmoideum ). Последний очень широк (высота 5мм, ширина 6мм), проходит краниально от сосцевидной части височной кости и достигает сзади до затылочно-сосцевидного шва. Между верхним каменистым синусом и сигмовидным существует анастомоз в виде большой вены, пересекающей среднюю черепную ямку. Нижнийпродольный синус (sinus sagittalis inferior ), прямой синус (sinus rectum ) и кавернозный синус (sinus cavernosus ) не представляют особенностей. Между надкостницей и твердой мозговой оболочкой находится эпидуральное пространство (cavum epidurale ), а между твердой и мозговой оболочкой и паутинной - субдуральное пространство (cavum subdurale).

Паутинная и мягкая оболочки головного мозга (arachnoidea encephali et pia mater encephali) тонкие и нежные. В отличие от твердой мозговой оболочки с возрастом в них не наблюдается развития эластической ткани, количество коллагеновых волокон нарастает. В 4-летнем возрасте в мягкой мозговой оболочке появляется пигмент.

Интерес вызывают возрастные особенности, связанные с пахиновыми грануляциями. Последние представляют собой выросты паутинной ткани в виде кругловатых телец, соединяющие ликворную и венозную системы. Врастая в твердую мозговую оболочку, они проникают за ее пределы и открываются в просвет венозных синусов или лежащие рядом «кровяные озера», оставляя заметные углубления, так называемые зернистые ямочки (foveolae granulares) на внутренней поверхности костей черепа взрослого человека, которых особенно много возле стреловидного шва крыши черепа.

Субдуральное пространство в детском возрасте почти не выражено, субарахноидальное, наоборот, очень большое. Объем образования ликвора варьирует в пределах 0,3-0,4 мл/мин. и 350-750 мл/сут, очень часто 500 мл/сут. Количество спинномозговой жидкости - 30 см 3 у грудного, 40 - 60 см 3 у дошкольника, 100- 140 см 3 у 8-летнего ребенка. У взрослых людей общее количество ликвора составляет 110-160 мл.

Головной мозг (encephalon)

Форма головного мозга близка к форме черепа. Вес мозга у новорожденного составляет 389 г у мальчиков и 355 г у девочек. До 5-летнего возраста он быстро увеличивается и в 6-летнем возрасте составляет 85 - 90% окончательного веса, затем увеличивается медленно до 24 - 25 лет. Средняя масса его у мужчин 1375 г, у женщин - 1275 г. Все поверхности полушарий большого мозга покрыты плащом(pallium), образованным серым веществом - корой головного мозга. Толщина ее составляет 1,5 - 3,0 мм. Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (межневральные синапсы). Дифференцировка нервных клеток в основном заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Миелинизация нервных путей происходит в том порядке, в каком они развивались в филогенезе и имеет свои закономерности: раньше всего заканчивается миелинизация тех систем, которые раньше начинают функционировать. Так двигательные волокна миелинизируются раньше чувствительных, но в переднем мозгу раньше миелинизируются чувствительные пути и области. Наиболее интенсивно миелинизация происходит в конце первого - начале второго года жизни. В целом она заканчивается к 3 - 5 годам. Мозг у детей находится в лучших условиях кровоснабжения, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни затруднен из-за неразвитости диплоитических вен, которые образуются после закрытия родничков.

Для детей характерна более высокая, чем у взрослых, проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это создает условия для легкого проникновения и накопления токсических веществ и метаболитов в ЦНС при различных патологических состояниях.

Таким образом, ориентировка в приведенных данных имеет важное практическое значение для оценки клинического состояния, понимания особенностей методов диагностики, обоснования наиболее рациональных методов и видов лечения детей в различные периоды травматической болезни головного мозга.

Бычков В.А., Манжос П.И., Бачу М.Рафик Х., Городова А.В.

Головной мозг – является центром управления всего организма, отвечает за мышление и сознание. Находится в черепной коробке, которая защищает его от повреждений. Удивительно, но он является самым жирным из всех органов в теле, так как больше чем на половину состоит из жира. Это утверждение невольно дает задуматься о том, что если самый жирный, значит и самый тяжелый. Так ли это? Сколько весит мозг человека? Есть ли разница в массе мозга взрослого человека, младенца и старика? Сколько мозгов у человека? Насколько различаются в этом вопросе мужчины и женщины? Влияет ли интеллект на вес мозга? Одинакова ли средняя масса серого вещества у представителей разных национальностей? Кто в животном мире обладает самым большим и самым маленьким мозгом? Попробуем разобраться и ответить на все поставленные вопросы.

Вес мозга и факторы, которые на него влияют

Человеческий мозг, как и весь организм в целом, меняется на протяжении всей жизни. Головной мозг человека начинает свое развитие с 15 по 21 день внутриутробного развития ребенка, к моменту рождения полностью формируется и его вес составляет от 300 до 500граммов. На протяжении первых 27 годов жизни вес головного мозга увеличивается пропорционально росту всего организма, а после уменьшается примерно на 3 грамма в год. Архимед в свою бытность пытался вычислить, сколько весит мозг взрослого человека путем помещения головы в бочку с водой. После подсчитывался объем выплеснувшейся воды, и на основании этой цифры вычислялась масса. Результат такого исследования был, мягко говоря, не совсем точен и понятен лишь самому Архимеду. На сегодняшний день учеными установлено, что средний вес человеческих мозгов составляет 2% от общей массы тела, в целом это составляет от 1 до 2кг.

Полезно узнать: На сколько процентов работает мозг человека и как задействовать его полностью

В организме человека помимо головного, который находится в черепной коробке, существует еще 2 вида:

  • спинной. Располагается в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделе позвоночника. Его средний вес составляет всего 30 – 50грамм, длина около 50–ти сантиметров;
  • костный. Располагается в тканях бедер, ребер, таза и грудины. Весит 2000-4000грамм.

Масса мозга мужчины не намного больше женского, всего на 100 – 150грамм, так как от природы женщины миниатюрнее мужчин. А если высчитать процентное соотношение, то вес серого вещества у женщин будет больше. Самый большой женский «ум» весил 1565граммов, самый маленький – 1096граммов. В 1956 году 10–летняя девочка с успехом прошла тест на IQ, с результатом в 228. Это говорит о безосновательности мужского убеждения в том, что раз они больше по весу и росту чем женщины, значит и умнее. Тургенев, например, считал, что содержимое его черепа весит около трех килограмм.

Влияет ли интеллект на вес мозга? У гениального математика Гаусса, он составлял 2400грамм, у писателя Байрона более 2000грамм, Ленина всего 1340грамм. Существуют болезни, такие как болезнь Альцгеймера влияющие на толщину мозговой коры, тем самым, увеличивая его объем, но, никак не прибавляя ума. Шизофрения и частые депрессии наоборот его истончают. Самая большая масса мозга была зафиксирована у умственно отсталого человека – более 3000грамм. А если верить ученым, содержимое черепной коробки австралопитеков, было около 500грамм. Обращая внимание на эти цифры можно сделать вывод, что масса головного мозга здорового человека не влияет на умственные способности. Уровень интеллекта и таланта зависят от числа связей, в количествах и густоте расположения формирующих электрические импульсы нейронов. Нейроны анализируют поступающую информацию, реагируют на внешние воздействия, контролируют деятельность всего организма в целом. Они и представляют собой то самое серое вещество.

Полезно узнать: Операция на головной мозг

Доказано что масса головного мозга зависит от национальности и расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что в этом вопросе белый человек превосходит чернокожего. Обладателями самого тяжелого мозга являются белорусы – 1429грамм, а самый легкий у австралийцев – 1185грамм и французов – 1300грамм. У японцев и корейцев, которые отличаются хрупким телосложением, серое вещество в объеме не более 1400грамм.

Из выше написанного стало понятно, что на тяжесть человеческого мозга влияет масса факторов. Так же и у животных. Многие крупные млекопитающие не могут похвастаться большой массой мозга. К примеру, доисторические динозавры. При росте больше девяти метров их мыслительный орган весил меньше 1000грамм. Если сравнивать людей и животных, вес мозга самых крупных особей в 2 раза больше человеческого, от 4000 до 5000грамм. Млекопитающим с самыми огромными мозгами является голубой кит -9000грамм. А обладателем самого маленького, менее одного грамма являются первичнополостные черви нематоды. Среди птиц, самые маленькие мозги у дятла. Человек, если верить теории Дарвина, произошел от обезьяны. Средняя масса мозга взрослых шимпанзе 300-400грамм. Другая теория утверждает о происхождении человека от дельфинов. Масса мозга дельфина – 1800грамм. Средняя масса собачьего мозга, менее 100г, но это не мешает собакам быть одними из самых разумных существ наряду с людьми.

Если бы уровень интеллекта зависел от массы мозгов, самым умным существом на планете считался бы не человек, а кит. В этом вопросе главное не количество, а качество. Для нормальной работы этому органу, как и всему организму в целом необходим кислород. Его потребляется около 30% от всего поступающего объема. Нейроны начинают отмирать через 6 минут кислородного голодания, когда доступ воздуха к ним перекрыт полностью. Если человек, к примеру, тонет или случилась остановка дыхания. Больше всего насыщение кислородом человек получает при физических нагрузках и занятии спортом. Известно, что с возрастом физическая активность людей снижается, что влияет на остроту ума. Пожилые люди страдают расстройствами памяти, теряется способность логического мышления. Мозги нужно постоянно тренировать точно так же как мышцы спины или мышцы пресса. Если вести активный образ жизни, продолжать тренировать свою память на протяжении всей жизни, то и в 90 лет можно оставаться полноправным членом общества.


Головной мозг ребенка начинает активно развиваться еще во время его внутриутробного развития. Около 70% всего каркаса мозга формируется еще до рождения малыша, и лишь остальные 30% после. Первый год жизни является временем самых пиковых изменений. Никогда больше человек не испытает столько перемен, сколько приходится на первые 12 месяцев жизни. Большие изменения претерпевает и головной мозг ребенка.

Мозговая ткань закладывается еще в самом начале беременности, на первых ее неделях. Это период зарождения нейронов – нервных клеток, которые и осуществляют передачу сигналов. Уже после второго месяца развития внутри утробы, начинает происходить дифференцировка и разделение мозга на функциональные части. К концу беременности формируется кора головного мозга, которая по своему уровню развития и функциональных возможностей может сравниться с корой взрослого.

Формируясь, детский головной мозг проходит несколько стадий:

  • Внутриутробную;
  • Младенческую, которая имеет две подгруппы. Первая из которых соответствует возрасту 1-8 недели и ознаменована формированием функций визуализации. Ее нарушение приводит к слабому развитию нейронов;
  • Детских лет;
  • Юношества.

Каждая из стадий уникальна. На любой из них мозг претерпевает большие изменения. А значит детский возраст требует особенно трепетного и бережного отношения к ребенку ввиду того, что негативное влияние может стать причиной проблем с развитием мозга малыша.

Образуясь, мозг проходит строго определенные этапы. Изначально, вся нервная система представлена лишь пластинкой, которая шаг за шагом становится трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность.

Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная часть – лимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа.

Образование нейронной сети детского мозга

Ввиду того, что ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту в мозге создаются новые связи между нейронами. Словно мостики, они прокладываются между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение знаний, усвоение информации. Особенно сильно укрепляется связь между ними во время первых 3 лет жизни. В итоге, в возрасте 3 лет, дети имеют мозг немного меньше объемом, нежели взрослый. Так, они отличаются массой всего на 15%.

Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает примерно в 20 раз численность всего населения земного шара. Нейронов в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в Млечном пути. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний. Так, трехлетний малыш имеет около 1000 триллионов нейронных соединений.

После достижения ребенком возраста 3 лет, темп развития его мозга снижает свои обороты. Его физиологическое формирование оканчивается к возрасту 6 лет. Именно поэтому возраст 6-7 лет служит отправной точкой для школы. Ребенок физиологически становится способен к усвоению информации, адекватной мыслительной деятельности, подобной взрослой.

Влияние среды на развитие мозга ребенка

Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани. Первые годы жизни малыша служат ему трамплином для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков.

Задача родителей заключается не только в заботе о физическом состоянии ребенка, но и в обеспечении помощи в формировании гармоничной мозговой деятельности малыша. Благоприятными являются стимуляции с помощью различных звуков и изображений, запахов и прикосновений. Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят:

  • Уровень образования мамы ребенка ниже среднего;
  • Неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод;
  • Психические проблемы у одного из родителей или близких родственников;
  • Низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости;
  • Жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если ребенок находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чье детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

У таких деток, как правило, очень бедный словарный запас. Зачастую, асоциальный образ жизни родителей, приводит к тому, что малыш отстает в умственном развитии. Редко, уже в возрасте 3 лет, ребенок способен понять, что окружающая его домашняя обстановка ненормальна. Такие малыши стремятся заполнить дефицит необходимого развития общением со сверстниками в детском саду или на улице.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и грудного вскармливания ребенка играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому так важно маме питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание мамы не сказывалось отрицательно на ребенке.

Образ жизни особенно сильно влияет на образование мозговой ткани ребенка. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Факты о развитии головного мозга малышей

Обобщая вышесказанное, можно привести несколько любопытных фактов относительно развития детского мозга:

  • На первом году жизни, головной мозг деток увеличивает свои размеры примерно в 2 разаи достигает веса около 1 кг, в то время как взрослый мозг весит около полутора килограмм;
  • Вес головного мозга растет благодаря образованиюи укреплению связей между нейронами. А новые связи образуются в момент получения нового опыта ребенком. При чем важно, чтобы этот опыт был закреплен, и ребенок повторил его вновь;
  • Мозг новорожденного малыша имеет около 150-200 миллиардов нейронов, а головной мозг взрослого может похвалиться суммой, меньше примерно в 2 раза. Эти нейроны или объединяются в соединения или отмирают из-за ненадобности;
  • Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей;
  • Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние;
  • Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария. По мере взросления ребенка такими средствами может стать игра на музыкальных инструментах, а также плавание;
  • Масса мозжечка новорожденного младенца составляет около 21–23 грамм. Интенсивно эта часть мозга растетв период между 5 и 11 месяцем жизни, в момент, когда малыш только учится сидеть и ходить. Так, в годик мозжечок ребенка составляет порядка 85 –95 грамм, а в 15 лет достигает около 150;
  • Занятие физической активностью увеличивает скорость химических реакций в гиппокампе, а также количество нервных клеток, что позволяет овладевать когнитивными навыками;
  • Самыми плодотворными в плане развития мозга ребенка являются первые три года его жизни. Ведь именно в этот период детки легко усваивают родной язык. Более позднее обучение менее эффективно, так темпы усвоения нового материала снижают обороты. Но это не значит, что до 3 лет только и нужно развивать способности малыша. На всем протяжении его взросления это необходимое условие для полноценного формирования мозга;
  • Момент беседы, с еще не умеющим разговаривать малышом, закладывает его основы владения языком.

Современный мир, полный статистических данных, методик, направленных на улучшение и совершенствование, позволяет составить наилучший план для развития своего ребенка. Стоит лишь прислушаться к врачам, поинтересоваться дополнительной литературой и развитие головного мозга малыша уже не представится такой трудной задачей. Следует помнить, что заложенный при зачатии геном – не полностью определяет развитие мозга. Стимулируйте своего ребенка, заинтересовывайте ко всему новому, создавайте условия для нормальной жизни, и, конечно, не забывайте позволять ему быть ребенком и радоваться детству.