Анализ стихотворения "вхожу я в темные храмы" по плану. Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блок

Данное стихотворение было написано тогда, когда молодому Александру Блоку едва исполнилось 22 года. Именно это время ознаменовано самим поэтом как период активного творчества, открытого духовного поиска собственной высшей истины и правды. Целый цикл любовных стихотворений посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. В ее лице поэт нашел милую подругу и музу, которой служил всю жизнь. Он боготворил эту девушку, впоследствии ставшую его женой, и видел в ней проявления божественной сути.

Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» призван показать и обозначить главную особенность духовных исканий Александра Блока на конкретном этапе развития творчества. А именно служение образу Вечной Женственности, попытки отыскать ее в материальном мире, приблизиться к ней и сделать цельный и нерушимый лик частью собственного существования.

Тема стихотворения

«Вхожу я в темные храмы» - одна из вершин поэзии Александра Блока в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Ключевым моментом следует считать попытку отыскать мечту, образ Вечной Женственности в мире обыденном с преобладающими материальными ценностями и установками. Отсюда явственно прослеживается момент несовпадения в представлениях, безответность, тщетность поиска.

Анализ «Вхожу я в темные храмы» показывает, насколько лирический герой А. Блока оторван от реальности, поглощен собственной навязчивой идеей. И с этим мистическим желанием ему трудно совладать, оно подчиняет его себе, лишает воли, здравого смысла, рассудка.

Состояние лирического героя

Стих «Вхожу я в темные храмы» - одиннадцатый по счету в числе произведений, адресованных Любови Дмитриевне Менделеевой. Лирический герой находится в состоянии беспокойства, он хочет обрести целостность с самим собой, отыскать свою утраченную половинку - часть себя, без которой он не может сделаться счастливым. В святом месте, храме, он видит лишь отголоски того таинственного, неземного образа, на который направлены его искания, на чем сосредоточено и все внимание. Здесь сам автор соединяется с чувствами лирического героя в этих глубоких внутренних переживаниях.

Образ Вечной Женственности

Одним из самых красивых и загадочных является стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Блок наделил свою героиню сказочными, мистическими чертами. Она неуловима по своей сути, прекрасна и непостижима, как сама мечта. Так возникает образ Красоты как ипостаси божественной любви. Нередко лирический герой сравнивает ее с Богородицей, дает ей мистические имена. Александр Блок называл ее Мечтой, Пречистой Девой, Вечно Юной, Владычицей Вселенной.

У читателей всегда оставались восторженные отзывы и впечатления после прочтения таких стихов, как «Вхожу я в темные храмы». Блок является любимым поэтом многих интеллектуалов, особенно его творчество оказывается близким молодым юношам и девушкам. Та, кому служит лирический герой, окутана величайшей загадкой. Он относится к ней не как к земной женщине, а как к божеству. Она окружена и тенями, в которых угадывается ее тяготение к аполлонистическому началу - герой созерцает ее и сам получает от переживания чувства. Анализ «Вхожу я в темные храмы» демонстрирует читателю интересный подход к интерпретации известных и любимых миллионами строк.

Ключевые символы

В стихотворении можно выделить несколько образов, которые создают своеобразный фон для развития действия, дополняют сюжет яркими картинами.

Ризы подчеркивают святость и возвышенность образа Прекрасной Дамы. Это материальное воплощение божественного начала (Богородица, церковь). Все земное ей чуждо, она являет собой возвышенную стихию свободы и света. Ей можно молиться ночами при лунном свете, каждой мыслью и действием воспевая непревзойденную красоту.

Красные лампады символизируют недостижимость мечты, ее далекость и нереальность, по сравнению с повседневной жизнью. Здесь происходит соединение вымышленного мира с действительностью.

Таким образом, анализ «Вхожу я в темные храмы» подчеркивает мысль о том, что интимно-личностные переживания молодости происходили у поэта на фоне стремления разгадать тайну Красоты.

Блок написал это стихотворение в период расцвета символизма, будучи влюбленным и увлеченным философией Благодаря такому сочетанию мыслей и чувств поэта, оно наполнено яркими и загадочными символами, атмосферой любви и ожидания.

Кратко о поэте

Александр Блок был одним из ярчайших представителей Серебряного века. Из множества течений он выбрал символизм и следовал его основам на протяжении всего своего творческого периода. Известен поэт во многих странах благодаря стихотворению "Незнакомка", которое переведено на множество языков, а также стихотворению, которое мы будем изучать в статье и делать его анализ, - "Вхожу я в темные храмы".

Блок родился в дворянском роду, мать и отец его были образованными, талантливыми людьми. Он унаследовал от родителей любовь к литературе и искусству. Правда, все имеет две стороны. Темной стороной медали рода Блока оказалось наследственное психическое заболевание, что передавалось через поколения.

Первая публикация стихов поэта была в 1903 году в московском журнале Мережковского, и с этого момента он покорил сердца читателей своим легким слогом, скрывающим не всегда доступные символы и образы.

Анализ: "Вхожу я в темные храмы" (Блок)

Стихотворение создано в 1902 году. По данным литературоведов, это время было периодом возвышенной влюбленности поэта в свою будущую жену - Любовь Менделееву (дочь того самого Менделеева, который открыл таблицу химических элементов), и увлеченности концепцией философа Соловьева о высшей женственности и божественной сути любви к женщине. Два этих мотива сплелись в один и создали стихотворение "Вхожу я в темные храмы". Божественное начало любви и божественное женское начало создают незримый образ «Вечной жены» поэта. Его чувства светлые, духовные. Любовь его несет тоже платоническую, нематериальную форму. Любимая сравнивается с божеством, она незрима и недоступна взгляду, но автор, называя ее «Милая - ты!», говорит о том, что давно знаком с ней, ему привычен и близок ее образ, и такое вот мистическое свидание завораживает, удивляет, привлекает внимание и не оставляет равнодушным читателя.

В стихотворении описано дивное ожидание, предчувствие скорой встречи с "Прекрасной дамой". Влюбленность автора окрыляет его, темные холодные стены храма наполняются радостью ожидания.

Что же это за храм? Вспомним, что автор принадлежал к символистам, значит, понятие здесь не фактическое, а символическое. Возможно, темный храм символизирует душу поэта. Темнота же не тьма, а сумерки ожидания. Красная лампада символизирует любовь, огонь которой только-только загорелся, но уже томит своим ожиданием.

А Та, которую он ждет? Кто она, "Величавая Вечная Жена"? Скорее всего, здесь, как и в "Незнакомке", речь идет об образе любимой поэта. Он еще не видит ее, но уже чувствует и ждет. Слово "привык" говорит, что это ожидание ему не в новость, он привык ждать ее, образ в сердце светит подобно лампаде в храме. "Не слышны ни вздохи, ни речи" поэту, но он знает, что любимая рядом, и скоро она будет с ним.

"Вхожу я в темные храмы". Эмоциональная атмосфера стихотворения

Атмосфера поэзии обрушивается на читателя с первых строк. Это загадочные "темные храмы", строгость, аскетизм с примесью ожидания, предчувствия. "Дрожь от скрипа дверей" выдает напряжение, высокие ноты ожидания контрастируют с темнотой и тенями. Красные лампады придают остроту, кажется, будто мы находимся вместе с автором и так же, как он, ждем его дивную Даму.

Довольно трудным и неоднозначным может быть анализ "Вхожу я в темные храмы". Блок-символист так и не раскрывает нам, о каких же храмах идет речь, но его задача - не рассказать, а дать прочувствовать нам его поэзию. В этом стихотворении его замысел удался. Ощущение ожидания сливается с мистическим ощущением присутствия образа любимой автора рядом. Она невидима, не слышна, но поэт знает, что она придет в этот темный храм, наполненный тенями сомнений, и легко развеет их.

В заключение

Были созданы настоящие бриллианты поэзии. Проходят десятилетия, а их стихи все так же актуальны и ярки. К таким поэтам относится и Александр Блок. "Вхожу я в темные храмы" с его дивной атмосферой ожидания, томления и радости от осознания встречи, которая, может, будет лишь во сне, - удивительное стихотворение о любви и ожидании, о духовном начале чувств и о светлой мечте о любимой.

Читать стих «Вхожу я в темные храмы» Блока Александра Александровича надо с полным пониманием того, что это глубоко личное произведение. Оно было написано в 1902 году, когда поэту исполнилось 22 года. Он был молод и влюблен, занимался поиском собственной духовной истины, активно писал. Текст стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы» – это своеобразный гимн любви, содержащий в себе то нежное чувство, которое поэт испытывал в то время к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой. Это одиннадцатое по счету стихотворение, посвященное ей, самое красивое и загадочное. Оно вобрало в себя все лучшие мотивы цикла «Стихи о прекрасной даме». Учить его легко, оно льется, как песня.

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Все стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далек и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается ее присутствие. Блок - символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

А. Блок считается одним из первых символистов, это творческое направление ставит на первое место символ как знак, который может восприниматься по-разному, является неоднозначным. Символизм возникает во Франции и далее распространяется по другим странам.

В творчество поэта главное значение имеет любовная тема, которая приобретает разных красок. Это не удивительно, ведь сам поэт любил, и свою любовь пронес через всю жизнь. Его избранницей была Любовь Менделеева. Эта женщина стала для Александра Блока стала не только его музой, вдохновительницей на творчества, но и ангелом-хранителем. Даже после расставания Блок не переставал помогать бывшей супруге, потому видел в ней не только любимую женщину, но и истинного друга. Он доверял ей, как самому себе.

О своих таинственных чувствах и переживаниях Блок не рассказывает, он все раскрывает в своем творчестве. Поэт прекрасно относится к женщинам, все творчество поэта связано со стихами о Прекрасной Даме. Автор считал женщин очень тонкими и ранимыми натурами. Любовь Менделеева была для поэта настоящим идеалом женщины. Он боялся, что может очернить душу того человека, которую так любит. Но поэт прекрасно знает, что далеко не каждая может трепетное отношение. Человеческая натура обманчива, он и сам не раз обманывался в жизни, но продолжал верить любимым людям. Любовь Менделеева часто предавала Блока, отдавала предпочтение другим. И только через время поняла, насколько благородным был человек, который так долго находился с ней рядом.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» датировано 1902 годом. Образ Богоматери становится центральным в творчестве Блока, это образ-символ любимой женщины, которая находится рядом, но часто неуловима и недоступна. Именно такой автор представляет себе Прекрасную Даму. В образе Богоматери угадывается любимая поэта, которая для него становится воплощением чистоты и красоты. Очень много синонимов использует автор, он называет свою любимую Величавой Вечной Женой, Святой, Милой.

Лирический герой входит в храм и в «мерцании красных лампад» ждет Прекрасную Даму. Далее все больше раскрывается основная тема – любовная, становится понятным, что лирический герой все-таки ждет свою любимую. Все слова говорят о том, что для поэта действительно важным является именно искренние чувства, даже пусть невзаимные.

Блок все еще верит, что любовь – небесный дар, а не проклятье. Образ Прекрасной Дамы и Богоматери – это символические образы, в которых воплощается идеальная женщина. Мы имеем право любить, даже тогда, когда это противоречит рациональному, когда мы видим недостатки человека. Александр Блок в своей любовной лирике, показывает, как нужно относиться к женщине, какими должны быть истинные высокие чувства. Стихи написаны с душой и сердцем, в каждой фразе звучит любовь и уважение. В произведениях очень много символов, но они чаще всего повторяются, являются константами в творчестве. Блок - великий поэт символизма, воспевающий женскую чистоту и настоящую красоту.

Cтихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои. Ритуальность и святость происходящего подчёркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой. Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное. Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления. В этом стихотворении лирический герой ждёт Её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах. В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой — не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро. Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты). Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут … улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены]; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!).