Амбруаз паре достижения. Победы и парадоксы амбруаза паре. Призвание, признание и наследие

Паре родился в городе Бург-Эрсан (северо-запад Франции), в эпоху, когда хирургические операции выполняли не врачи, а цирюльники. Сначала Амбруаз служил подмастерьем парикмахера во французской провинции, а в 19 лет отправился в Париж. Там он стал учеником хирургического отделения в знаменитом госпитале Отель Дье – старейшей больнице Франции. После окончания обучения в 1536 году, Паре отправляется в армию в качестве полкового хирурга.

Практика военного врача

Паре служил в армии (с перерывами) последующие 30 лет. Во время осады Турина (1536-1537) он сделал свое первое медицинское открытие. Огнестрельные ранения в то время лечили прижиганием кипящим маслом. Паре стал импровизировать, используя старую римскую технику с успокаивающей мазью (розовое масло, яичный желток, скипидар). На следующее утро Паре отметил улучшение состояния своих пациентов, а солдаты, обработанные маслом, были в агонии, их раны опухли. Методика не была совершенной: проблемой оставались риск заражения и боль; но ее следует считать новацией относительно использования кипящего масла. Однако, такая техника лечения широко не применялась до публикации первой книги Паре «Метод лечения ран, вызванных аркебузами и огнестрельным оружием». Популярным столь революционный способ обработки ран становится с 1545 года.

Паре также отверг прижигания для герметизации раны после ампутации. Вместо этого он использовал лигатуры (впервые примененные Галеном) для «связки» кровеносных сосудов. Это было менее болезненно для пациентов, чем прижигания раскаленным железом, которые зачастую не останавливали кровотечение и вызывали у пациентов шок и даже смерть. Паре для лигатуры артерий разработал своеобразный «бердыш» – предшественник современных нитей и латексных колец. Хотя при такой технике часто распространялась инфекция, ее можно считать прорывом в хирургической практике. Паре подробно описал технику использования лигатур для предотвращения кровотечения при ампутации в книге 1564 года «Трактат о хирургии». Поскольку лигатуры могли привести к инфекции, осложнению и смерти, они не были приняты в качестве альтернативы другими хирургами.

Работая с ранеными солдатами, Паре документально изучал боль, испытываемую пациентами в ампутированных конечностях. Врач считал, что фантомные боли возникают в головном мозге – консенсус медицинского сообщества сегодня.

Достижения Паре

Паре считается важной фигурой в развитии акушерства середины XVI века. Хирург возродил практику «поворот плода за ножку» и доказал, что при отсутствии головного предлежания, можно извлечь ребенка безопасно, а не расчленять тельце младенца и извлекать по частям, как это практиковалось. Он также научился вызывать преждевременные роды в случае маточных кровотечений.

Паре разработал методику вскрытия десен у детей с использованием ланцета, ошибочно полагая, что долгое прорезывание зубов может стать причиной смерти. Эта практика сохранялась столетия и только к концу XIX века была признана спорной.

Труды Паре содержат и результаты его исследований о воздействии насильственной смерти на органы. Он также разработал процедуру написания правовых актов по медицине. Его инструкции положили начало современной судебно-медицинской экспертизе.

Паре внес вклад не только в практику хирургической ампутации, но и в конструкции протезов конечностей. Он изобрел глазные протезы , которые изготавливали из серебра, золота, фарфора, стекла. Паре был новатором, всегда готовым попробовать новые практики.

Служба при дворе

В 1552 году хирурга приняли на службу при династии Валуа. Однако, он не смог спасти короля Генриха II от смертельного удара по голове, который тот получил во время турнира 1559 года. Паре остался на службе при французском дворе до конца своей жизни будучи личным врачом Генри II, Франциска II, Карла IX и Генриха III.

Паре был гугенотом. В день Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), его спас король Карл IX, заперев врача в гардеробе. Паре умер в Париже в 80 лет от естественных причин. Он был дважды женат, его дети были крещены в католическую веру.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И.

«Пара Нормальных» - одна из самых романтичных, по мнению поклонников, групп, исполняющая хиты на русском и украинском языках. Коллективу уже более 10 лет, но Анна и Артем продолжают радовать зрителей новыми композициями и клипами несколько раз в год.

История создания

Первое упоминание о группе появилось в прессе в 2007 году. К этому моменту Анна и Иван уже записали несколько песен. В 2008 году дуэт стал популярен с песней «Happy End» - композиция месяц лидировала в хит-параде «Шереметьева-Борисполь» на «Гала радио», продержалась в десятке лучших хитов на Love радио 2 недели.

После этого хита солисты в 2009 году отправились в первый гастрольный тур, в рамках которого посетили 29 украинских городов. Всего на те концерты пришли более 20 тыс. человек. После гастролей количество поклонников коллектива увеличилось в разы.

Полная история создания коллектива подробно описана в онлайн-книге «Путеводитель «Как стать звездой»: «Пара Нормальных» - правда, мифы и легенды», размещенной в блоге исполнительного продюсера и директора группы Андрея Гулыка.

Состав

Коллектив с момента образования и до сегодняшнего дня состоит из 2-х человек: парня и девушки. Анна Добрыднева поет в группе со дня основания. Украинская певица родилась 23 декабря 1984 года в Кривом Роге. Окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища. До того как оказаться солисткой «Пары Нормальных», входила в состав группы Mournful Gust, выступала с fire-show и даже работала регентом церковного хора.


Сначала с Анной дуэтом пел . Молодой человек родился 17 октября 1988 года в Челябинске, но, когда мальчику было 2 года, семья переехала в украинский город Славутич. У Ивана музыкальное образование по классу фортепиано, в 2006 году юноша поступил в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В это же время он знакомится с Анной Добрыдневой на концерте Jamiroquai, и молодые люди решили выступать вместе.


Летом 2010 года Иван Дорн решил начать сольную карьеру и покинул группу. После ухода молодого человека в Интернете гуляли слухи, что он оставил Анну из-за появившихся разногласий в дуэте. Однако из интервью поклонники узнали, что у Дорна и Добрыдневой хорошие отношения после ухода Ивана из коллектива.

На место Дорна был принят молодой талантливый вокалист и автор песен, участник украинской версии «Фабрики звезд-3» Артем Мех. Певец родился 17 декабря 1991 года в поселке городского типа Новотроицкое Херсонской области. Артем в 2010 году окончил киевский институт музыки им. Р. М. Глиера, факультет эстрадного вокала.


В августе этого же года получил предложение от продюсерского центра «Catapult Music» стать участником коллектива «Пара Нормальных». Плодотворное сотрудничество продолжалось до 2014 года, за это время Анной и Артемом было выпущено немало хитов, группа активно гастролировала по странам СНГ.

В 2014 году Артем и продюсерский центр не пролонгируют договор, но в сентябре 2016 года солисты вновь объединились. Параллельно и Артем, и Анна развивают сольные карьеры – это оговорено с «Catapult Music».

Музыка

Группа стала открытием на фестивалях «Черноморские Игры 2008» и «Таврийские Игры – 2008». Музыкальные критики отметили их выступления дипломами. В апреле 2009 года коллектив попал на финальный отбор международного конкурса «Новая волна». Оттуда «Пара Нормальных» привезла приз от МУЗ-ТВ, клип «Happy End» получил 100 ротаций российского телеканала. С этого момента песни крутятся по ТВ и радио РФ.

Песня «Happy End» группы «Пара Нормальных»

В 2009 коллектив выпустил песню и клип «Не улетай». Это была первая композиция после накрывшей Ивана и Анну волны популярности. Одним из самых узнаваемых хитов группы стала песня «По улицам Москвы». Клип на динамичную композицию снимали на нескольких столичных площадках, в том числе на Красной Площади.

С приходом в группу Артема Меха старые хиты зазвучали по-новому. Поклонники отмечают, что коллектив вышел на уровень выше, особенно с точки зрения клипов. Если при Иване группа снимала видео среднего качества, то клипы «Пары Нормальных» второго состава отличаются хорошей режиссерской работой и смысловым сценарием.

Песня «Не улетай» группы «Пара Нормальных»

Сольная творческая биография Анны развивается не менее успешно, чем в коллективе. В 2014 году девушка презентовала самую популярную из сольных композиций – «Пасьянс», которая становится визитной карточкой певицы. Песня использовалась саундтреком к сериалу «Молодежка».

Сольная карьера Артема Меха развивается также параллельно работе в группе. Самый знаменитый авторский хит – «Розмова» – длительное время занимал первые места в престижных украинских хит-парадах. Иногда молодой человек выступает за диджейским пультом в популярных клубах, отмечая, что это скорее хобби, чем работа.

«Пара нормальных» сейчас

У коллектива размещена официальная страничка в «Инстаграме» . Фотографии и видео там появляются редко, приурочены к праздникам или премьерам новых треков. В 2018 году ребята представили новую песню – «Как воздух». Это энергичный, полный эндорфинов хит о мире, состоящем только из двух влюбленных сердец.


В настоящее время Анна также работает над записью новых сольных песен и планирует съемки новых клипов. У девушки есть свой сайт, на котором размещена официальная информация, новости и фото певицы.

Любовь Анна и Артем изображают лишь на сцене и съемочной площадке, в жизни коллеги – друзья. В начале их совместного творчества в Сети ходили слухи, что между ними роман. Информацию даже подтверждали свадебными фотографиями. Как потом выяснилось, снимки сделаны на съемках клипа «Невеста».

Песня «Невеста» группы «Пара Нормальных»

Личную жизнь солистка не афиширует: на мероприятиях появляется одна, провокационных снимков в социальных сетях нет. На официальной странице певицы во «ВКонтакте» указано, что певица «не замужем». В «Инстаграме» Артема Меха размещены фото с девушкой, но лицо спутницы закрыто и понять, кто она, невозможно. Официально молодой человек также свободен.

Клипы

  • 2008 - «My Honey»
  • 2008 - «Возвращайся»
  • 2008 - «Скандал»
  • 2008 - «Happy End»
  • 2009 - «Не улетай»
  • 2010 - «История любви»
  • 2011 - «Ах, Ира»
  • 2011 - «По улицам Москвы»
  • 2012 - «Невеста»
  • 2013 - «Love Is»
  • 2017 - «Как мы любили»

Дискография

  • 2008 - «Я придумаю Happy End»
  • 2010 - «Скандал во время рекламы»

В течение многих веков дипломированные врачи неохотно брались за тяжелую хирургическую работу, брезгливо уклоняясь от всего того, что могло бы их унизить в глазах публики, и особенно от процедур, требовавших приложения собственных рук. В случае «вульгарных» хирургических вмешательств, врач всецело предоставлял хирургам право делать разрезы, прижигания, ставить пластыри, пускать кровь и т.д. Врач считал ниже своего достоинства заниматься подобными «грязными» делами. Тем не менее он обязан был изучать хирургию, знание которой было ему крайне необходимо при руководстве сложной операцией, как, например, трепанация черепа, ампутации, которые могли повлечь опасное кровотечение, и, наконец, врач осуществлял контроль, чтобы хирург, например, при удалении грыжи случайно не произвел кастрацию.

Действия хирургов были ограничены и другими запретами, что сказывалось и на их авторитете, и признании заслуг. Так, они не имели права назначать принимаемые внутрь лекарства, а если больному требовалась операция — решающее слово принадлежало врачу. В случаях судебно-медицинских вскрытий, исследования ранений врач всегда имел преимущество перед хирургом, являвшимся в этих делах лишь помощником врача. Врач обязан был вести наблюдения за состоянием инструментов, пластырей и мазей, применяемых хирургом.

Итак, главное зло, от которого по-настоящему страдала хирургия, заключалось в том, что положение хирурга было намного ниже, чем статус врача. Хирурги были возмущены, что присутствующий и ничего не делающий при операции врач получал гораздо бoльшие гонорары, чем они, трудившиеся в поте лица.

В отличие от врачей хирурги, которыми были цирюльники и банщики, специального образования не получали. Переезжая из города в город, они осуществляли свою работу на площадях в обществе скоморохов и плясунов на канате. Цирюльникам в первые века Средневековья предоставлялось исключительное право производить кровопускание. Выпущенную кровь они обязывались зарывать в землю, для этого в некоторых городах были отведены особые места. Например, в Париже для кровопускания была предназначена площадь «крови». Постановления многих магистратов о запрещении свиньям в утренние часы бродить по городским улицам мотивировались опасением, что свиньи будут пить небрежно разлитую цирюльниками человеческую кровь.

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность и обративших внимание на положение хирургов, был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии. Амбруаз Паре родился в 1516 году в городке Ловаль Майенского департамента в семье бедных крестьян. Рос тихим, угрюмым мальчиком и, казалось, интереса ни к чему не проявлял. Волею обстоятельств по соседству жил цирюльник Виоло, который также хорошо резал тела больных людей, как и стриг их волосы.

Сначала Паре изучал хирургию у Виоло, а по достижении 17 лет продолжил в самой старой парижской больнице Отель-Дьё, основанной в 651 году н.э. при монастыре. Официальным годом основания считается 660 год. С XII по XVIII век она реконструировалась и достраивалась, а в 1878 году, когда в Париже проходил конгресс психиатров и первый Международный антиалкогольный конгресс, она приобрела современный вид. Пройдя в Отель-Дьё двухгодичную школу хирургов, Паре, в возрасте девятнадцати лет, получает звание хирурга и отправляется добровольцем на театр военных действий.

Во время войн 1536-1569 годов. Паре находился при войсках Монтэжо (Montejeau), затем Роана (Rohan) в качестве полевого хирурга. С 1552 года состоял лейб-хирургом («Chirurgien-Valet») при дворе Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и пользовался огромным влиянием. Последнее находит свое подтверждение в драматическом эпизоде, когда 24 августа 1572 во время Варфоломеевской ночи он спасся только благодаря тому, что Карл IX спрятал его в своей комнате. В противном случае как гугенота его ждала неминуемая гибель.

Перечень достижений Паре, имевших решительное влияние на дальнейшее развитие хирургии, достаточно большой, чтобы мы могли здесь его привести. Он разработал методы лечения огнестрельных ранений; ввёл мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом или маслом, перевязку (лигатура) крупных сосудов при кровотечениях, операциях и ампутации. Рассказывают случай, когда ему удалось определить безболезненный и более эффективный метод лечения огнестрельных ран.

Пулевые ранения плохо поддавались лечению, во многих случаях раны становились источником гангренозного заражения крови, причину которого видели в отравлении пороховой сажей. Лучшим средством против этого яда считалось кипящее масло, которое цирюльники старались как можно глубже влить в рану. Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом. Вполне понятно, что эту же систему лечения огнестрельных ран применял и Паре.

После одной битвы Итальянской кампании, в 1537 году, где было много раненых, у Паре кончилось кипящее масло, обычно применяемое им для прижигания огнестрельных ран. Приписывая этот недостаток своей непредусмотрительности, Паре сильно переживал. Каково же было его удивление, когда оказалось, что у раненых, пользованных «по всем правилам хирургического искусства», заживление протекало гораздо медленнее, чем у тех, кто не подвергался прижиганиям маслом, кому он сделал простую перевязку, как при обыкновенных, не пулевых ранениях. Кроме того, раны, не залитые кипящим маслом, выглядели лучше, они не так сильно покраснели и опухли, боли у раненых были меньше, и они более или менее спокойно провели ночь. Обратив на это внимание, он решил применить вместо кипящего масла пищеварительное средство из желтка, розового масла и скипидара.

Вскоре его ждало приятное удивление: раны раненых, леченных этим средством, не только не воспалялись, как это имело место при ожогах кипящим маслом, а наоборот, успешно заживлялись. С тех пор он решил никогда более не прижигать огнестрельные раны, а применять мазевые повязки. Впервые он опубликовал свой способ лечения ран в 1545 году, когда ему было 35 лет.

Примечательно, что Паре был в медицине самоучкой, не получил не только общего системного образования, но и специального медицинского. Однако это не помешало ему сыграть значительную роль в превращении хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.

Другое крупнейшее достижение Паре - это применение перевязки кровеносных сосудов во время операции. Хирурги его времени умели кое-как приостанавливать небольшие кровотечения; они прижимали рану губкой или сухим куском полотна, иногда пропитанного каким-нибудь целебным средством. Но при сильном кровотечении, особенно во время ампутации конечностей, способ этот не давал нужных результатов. Заметив, что кровь свертывается при высокой температуре, хирурги стали применять для операций раскаленные докрасна ножи, а позже ввели даже специальный инструмент для прижигания ран. У богатых людей такие инструменты делали из серебра или золота, но это помогало не всегда, и многие операции кончались смертью пациента, вызванной потерей крови.

Какой-то неизвестный хирург внедрил в практику систему погружения культи непосредственно после ампутации в кипящую смолу. Эта варварская процедура сразу же прекращала кровотечение, но далеко не всякий человек мог вынести болевой шок. Поэтому вместо нее стали перевязывать оперируемую конечность несколько выше будущего места операции. Во время операции это прекращало кровотечение, но стоило только снять жгут, как кровотечение возобновлялось, и пациенты погибали; в случае удачи и приостановки кровотечения послеоперационная рана заживала с трудом, потому что происходило омертвение зажатого участка конечности.

Амбруаз Паре применил новый способ. Он надрезал кожу несколько выше места операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые Паре подвязывал во время самой операции. Знаменитая нить Паре произвела переворот в операционной технике, избавила пациентов от большой кровопотери и применяется в наши дни.

Последующий 45‑летний период, отпущенный ему Всевышним, Амбруаз Паре верой и правдой служил медицине. В 1552 году он возобновил применение перевязки сосудов при ампутации, улучшил методику ампутаций конечностей, описал перелом шейки бедра; предложил ряд сложных ортопедических аппаратов (искусственные конечности, суставы и др.). Он разработал способ лечения переломов. Самому Паре пришлось быть жертвой перелома «обеих костей левой ноги на четыре пальца выше сустава стопы» (1561 г.). Это не помешало ему позже совершить поход почти по всей Франции во время религиозных войн.

Хирург Паре - автор труда по трепанации черепа, производство операций которых он улучшил. Он подробно разработал методику трепанации черепа при некоторых мозговых страданиях (абсцессы), изложенных в специальных произведениях (1562 г.). В его трудах впервые описываются фантомные боли: «Больные долгое время после ампутаций говорят, что еще чувствуют боль в мертвых и ампутированных частях, и жалуются на это».

Амбруаз Паре занимался также женскими болезнями. Ему принадлежат работы в области акушерства, в частности им восстановлен забытый в течение многих веков «поворот на ножку». Он описал много случаев истерических расстройств и вылечил многих больных. Однако предлагаемое им лечение истерии было абсурдным. Достаточно сказать, что лечебная тактика Паре была бесцеремонной и грубой, например, пиявки на шейку матки или волочение по земле за волосы или лобковое оволосение.

Несмотря на свою известность, он оставался скромным, что видно из его любимой поговорки: «Je le pansay et Dieu le guarist - Я его перевязал, а Бог вылечил». Ушел из жизни великий хирург Амбруаз Паре 20 декабря 1550 года.

Кроме Паре, активно защищал своих собратьев по цеху один из лучших хирургов своего времени, немецкий врач Лоренц Гейстер (1683-1748), профессор в Альтдорфе и Гельмштедте, автор «Анатомического компендиума». Он многое сделал, чтобы униженное положение хирургов изменилось. Гейстер родился во Франкфурте-на-Майне, общую медицину изучал в Гисене, хирургию - в Лейдене и Амстердаме. Пробыв долгое время на службе в Голландии, он стал первым хирургом, приглашенным в германский университет в Альтдорфе. В этом университете он развил обширную практическую и научную деятельность, в ходе которой страстно доказывал, что хирургия не только искусство, она также требует значительных медицинских знаний. Из этого следовало, что профессии хирурга необходимо обучать в медицинских учебных заведениях. К числу бессмертных заслуг Гейстера следует отнести учебник по хирургии. Это было первое, вышедшее в 1718 году, удовлетворительно написанное пособие, главным достоинством которого был страстный призыв приравнивать хирурга к врачу. Лоренц Гейстер, конечно, был не единственным немецким врачом, посвятившим себя хирургии. Много услуг хирургии, превративших ее в науку, оказал лейпцигский профессор Захар Платнер (1694-1747). Его сочинение «Institutiones chirurgiae rationalis», выпущенное в 1745 году, широко распространилось и пользовалось неизменной популярностью.

Во Франции было положено, чтобы хирург сдавал врачу экзамен и давал клятву: «Поклянитесь, что вы будете повиноваться декану факультета во всех пристойных и честных делах, и будете оказывать почет и уважение всем докторам того же факультета, как обязан делать ученик». Из-за неприязни к врачам эта формула имела убийственное значение для всех сколько-нибудь выдающихся хирургов. Первым отказался давать клятву Жан Пти. Сопротивление Пти требованиям врачей разожгло настоящую войну между врачами и хирургами.

Несмотря на то что Жан Луи Пти (Jean Louis de Pеўtit, 1674-1750), точно так же как в свое время Паре, вышел из среды цирюльников, он достиг высокого положения в хирургии. Медицинская карьера Пти развивалась стремительно: в 1692 году он - демонстратор препаратов на лекциях хирурга и анатома Алексиса Литтрe (Littre Alexis, 1658-1725), который изучал медицину в Монпелье, а затем в Париже, где 15 лет состоял приват-доцентом по анатомии, и в 1699 году был избран членом Парижской академии наук.

В 1692-1700 годах. Пти участвует в нескольких военных походах, где приобретает практический опыт в военно-полевой хирургии. Вернувшись в Париж, он быстро занимает ведущее место среди хирургов и в 1699 году получает место хирурга в Шаритэ, одной из самых старых парижских больниц. Получив в 26 лет степень преподавателя хирургии (maоtre en chirurgie), он читает лекции о костных заболеваниях в Сен-Комском анатомическом театре. Его курс был напечатан в 1705 году и переведен на немецкий язык в 1711 году в Дрездене. После «Гиппократова сборника» еще не появлялось в истории медицины более ясного и точного трактата. Его работа о разрыве ахиллесова сухожилия и его лечения стала мишенью для ожесточенных нападок со стороны многих врачей, в особенности доктора Андри, отъявленного врага хирургов, считавших их слишком независимыми и дерзкими. Труд Пти о вывихах современен до настоящего времени; в нем он излагает причины, механизмы и способы лечения вывихов; приводит точные способы наложения повязок; впервые дает точное и ясное описание механизма вывихов нижней челюсти.

В 1715 году Пти избирается членом Парижской академии наук, а с 1731 года он - первый директор Академии хирургии. Для достижения высокого уровня подготовки хирургов профессор Пти добивался, чтобы хирурги тщательно изучали анатомию. Он понимал, что только с расширением анатомических знаний хирургия может сделать шаг вперед. Но, увы, долгое время это не могло быть привнесено в жизнь из-за отсутствия анатомических театров.

Развитие хирургии значительно отставало от прогресса других отраслей медицины, что прежде всего было обусловлено запретом анатомировать трупы. В результате враждебного отношения к вскрытию человеческого тела оно все еще принадлежало к числу больших редкостей. Врачи питали сильное предубеждение против занятий анатомией. Профессора ограничивались тем, что, присутствуя при вскрытиях, давали устные объяснения, пользуясь при этом палочкой. Первое публичное вскрытие трупа человека, умершего своей смертью, произвел Ян Йессений (Jesensky de Magna Jessen J., 1566-1621), уроженец Бреслау, ныне Вроцлав, хирург, крупный ученый-медик, ректор Карлова университета в Праге, и поплатился за это. В 1621 году на Староместской площади Праги ему отрубили голову. Его перу принадлежит более 40 трудов по анатомии и кожным болезням. Он был одним из первых сторонников введения в символику в качестве общемедицинской эмблемы изображения горящей свечи. По его мнению, именно она отражает постоянную готовность врача принести себя в жертву ради спасения больного человека.

В Германии поднялся чудовищный шум вокруг произведенных в 1629 году знаменитым йенским профессором Рольфинком публичных вскрытий трупов двух казненных преступников. Впоследствии каждую анатомическую секцию трупа человека стали в насмешку называть «рольфинк». По прошествии 100 лет положение не изменилось: хирурги не имели возможности свободно изучать анатомию человека на трупах, на вскрытие умерших продолжали действовать всяческие запреты.

Приведем маленький пример. Желая совершенствоваться в анатомии, Альбрехт фон Галлер приехал в сентябре 1727 года в Париж. Он работал у хирурга А. Ледрана, посещал лекции датского анатома Ж. Винслоу и физиолога П. Ширака, дежурил в больнице Шаритэ. В феврале 1728 года он купил за 10 франков специально для него вырытый из могилы труп, положил его дома на стол и занялся препарированием. Хозяин квартиры, обнаружив сие непотребство, вызвал полицию. Обошлось все штрафом. Но если бы не заступничество сильных мира сего, не миновать ему тюрьмы. Однако на всякий случай из Парижа он бежал.

Наконец, в 1745 году в Париже был построен первый анатомический театр. Заслуга его основания принадлежит анатому, члену Королевской академии хирургии Винслоу (Jacob Benymes Winslow, 1669-1760), прекрасному педагогу, лектору, воспитавшему большую плеяду выдающихся анатомов, занимавшему с 1705 года кафедру анатомии в Сорбонне. Еще раньше анатомический театр был создан в Берне для Галлера.

Первый в Германии Анатомический институт основал в Кёнигсберге немецкий анатом и физиолог Бурдах. Карл Фридрих Бурдах, родившийся 12 июня 1776 года, с 1811 года становится профессором Дерптского, а с 1814 года Кёнигсбергского университетов. Он один из представителей анатомо-физиологического направления в исследовании головного и спинного мозга и изучения нервной системы с точки зрения ее развития. Бурдах стал широко известен тем, что первый разрезал при помощи тончайшего скальпеля головной и спинной мозг. Он предложил различать в головном мозге проекционные, комиссуральные и ассоциационные проводящие системы. Именем Бурдаха назван пучок (в задних столбах спинного мозга), проводящий тактильную и глубокую чувствительность для верхней конечности и верхних отделов туловища. В 1800 году впервые использовал термин «биология» для обозначения науки о жизни. Скончался замечательный хирург и ученый 16 июля 1847 года.

Анатомические театры, где исследователи занимались не только своими наблюдениями, но делали публичные вскрытия, превратились в постоянные учреждения при многих высших медицинских школах, особенно в Италии, где этому способствовал величайший итальянский анатом и хирург Антонио Скарпа (Scarpa, 1747-1832), ученик великого Морганьи (1682-1771), одного из основоположников патологической анатомии. Скарпа, отличившийся исследованиями носа и уха, ганглий и нервов, за 8-9 лет пребывания в Модене воссоздал все медицинские учреждения, в частности анатомический театр и хирургическую клинику. Он изучал медицину в Падуе и Болонье, в 1772 году - профессор анатомии в Модене и Павии; когда же последняя в 1796 году была присоединена к Цизальпинской республике, Скарпа возглавил дирекцию медицинских учреждений, курировал хирургию. Буонапарте, став Наполеоном I, назначит Скарпу своим главным хирургом.

Дискриминация хирургов обусловила их стремление к отделению от заносчивых врачей, и эта тенденция распространилась по всей Европе. Однако Парижский медицинский факультет упорно препятствовал созданию хирургической академии. Казалось, этой войне не будет конца. Переломный этап начинается с того времени, когда Жан Питар, лейб-медик французских королей (Людовика Святого, Филиппа Сильного и Филиппа Красивого), основал в Париже братство Св. Кузьмы, преследовавшее цель оградить хирургов от посягательств докторов на их самостоятельность.

Жорж Марешаль (1685-1736) - первый королевский хирург Людовика XIV, ученик Мореля и Рожера, которому монарх пожаловал в 1707 году дворянский титул, - настойчиво добивался независимости для хирургов. Наконец, Людовик XV под влиянием своего лейб-медика учредил в 1731 году в Париже Медико-хирургическую академию и во все времена своего правления не переставал ей покровительствовать и поддерживать щедрыми пожертвованиями.

В дальнейшем Королевская академия хирургии создавалась трудами и усердием своего первого директора Жана Луи Пти и его наследника в этой должности - Франсуа Жиго де ла Пейрони. Огромный вклад в становление хирургии внес ла Пейрони (Franxois Lapeyronie, 1678-1747). С 17 лет он изучал хирургию в Монпелье, затем, став магистром хирургии, в течение 15 лет работал хирургом в госпитале Монпелье; основал частные курсы по анатомии и хирургии, пользовавшиеся большой известностью. В 1714 году он переезжает в Париж и занимает пост демонстратора на медицинском факультете, затем последовательно трудится главным хирургом Отель-Дьё, Hо^pital Saint-Eloy, Шаритэ.

Прежде всего он добился официального признания хирургии как науки, которая наравне с внутренней медициной должна была стать самостоятельной специальностью. Его стараниями, начиная с 1743 года, хирургической академии были предоставлены права, равные с медицинскими факультетами как в обучении и аттестации хирургов, так и в присуждении докторских степеней. Он употребил все свое влияние лейб-медика Людовика XV (с 1736 г.), чтобы создать целый ряд кафедр и резко разграничить сферы деятельности цирюльников и настоящих хирургов. Пейрони основал журнал «Mеўmoires de l`Academie royale de chirurgie».

Через 20 лет после учреждения «Academie de chirurgie» была образована дополнявшая ее «Ecole pratigue», что дало Франции большое преимущество в области хирургического образования. В этой медицинской школе, основанной при медицинском факультете Сорбонны, Пейрони преподавал анатомию. В борьбе парижских докторов и хирургов он был оплотом последних. Ему удалось значительно расширить права хирургов, склонив на их сторону симпатии короля. Все свое состояние он завещал учреждениям, преследующим цель развития хирургии. Благодарное потомство в 1864 году воздвигло ему памятник в его родном городе Монпелье.

Полного расцвета Академия хирургии достигла при Рафаэле Бьенвеню Сабатье (1732-1811), возглавлявшим хирургическую академию вплоть до 1790 года. После известного развала высших школ он - главный врач дома инвалидов, профессор Ecolle de Santе.

В Вене с оглядкой на Париж в 1780 году также основали хирургическую академию, в придачу к которой император Иосиф II в 1784 году организовал школу хирургии, называемую «школой гениев». Личный хирург императора, специально выписанный из Италии Джиованни Александро Брамбилла (1728-1800), лечивший своего пациента от подагры, возглавил эту школу. И, наконец, в 1785 году там же, в Вене, создается первая в мире Медико-хирургическая академия для совершенствования военных хирургов в медицине и хирургии.

Христиан VI в Копенгагене в 1785 году последовал примеру Австрии. В Англии хирурги отделились от врачей еще раньше, в 1745 году, причем парламент дал им новую хартию. Лондонское Королевское медико-хирургическое общество создано в 1805 году. В Италии, чтобы стереть грань между хирургией и остальной медициной, практиковалось преподавание хирургии и анатомии одним и тем же учителем.

«Вековой спор» - борьба отвлеченной медицины с хирургией - был решен в пользу последней, важнейшей отрасли медицинской науки и искусства. Несмотря на энергичные протесты членов Парижского факультета, в 1731 году Академия хирургии была создана.

Амбруаз Паре - великий хирург Средневековья

Придворный хирург при четырех королях, ему принадлежат ряд в области лечения ран, изобретение и усовершенствование хирургических инструментов. Великий хирург создал учение об огнестрельных ранах и доказал, что они относятся к группе ушибленных, а не отравленных, а также отказался от варварских методов их лечения (заливки кипящим маслом).

Самый замечательный хирург Средневековья француз Амбруаз Паре (1510-1590) родился в пригороде Лаваля (департамент Майн, между Нормандией и Луарой), в семье бедного сундучного мастера. С детства он отличался любознательностью, ловкостью и прилежанием, проявлял сострадание к ближним. Родители решили дать ему профессию, которая, по их понятиям, позволила бы жить безбедно. Так он попал в обучение к цирюльнику, практиковавшему в небольшом городке Анжере.

Ставшему учеником Амбруазу приходилось с утра до вечера заниматься разными подсобными делами и многим другим, не имевшим никакого отношения к будущей профессии. Однако учение все-таки пошло на пользу: освоив способы стрижки и бритья, он увлекся самым интересным в ремесле средне- векового цирюльника — хирургией. Особенно увлекательными стали для него занятия в низшей медицинской школе в Париже, куда он приехал из провинциального Анжера. На способного, подававшего надежды юного цирюльника обратили внимание. Его взяли подмастерьем-цирюльником в крупнейшую парижскую больницу Отель-Дье (Hotel-Dieu), где он проработал три года, с 1533 по 1536 г., и мало-помалу освоил многие оперативные вмешательства, стал искусным хирургом.

Еще три года своей жизни он посвятил военной хирургии — в 1536-1539 гг. служил в армии как цирюльник- хирург. Именно здесь он стал отличным мастером своего дела и проявил себя как вдумчивый и изобретательный врач. Наконец, в 1539 г. Паре сдал экзамен на звание "мастер цирюльник-хирург". Продолжая хирургическую практику в войсках, он участвовал во многих походах во время проходивших тогда религиозных войн. Одновременно он находил время заниматься анатомией и немало преуспел в этой науке.

Раны от мушкетных пуль

Авторитет и известность Амбруаза Паре возрастали, и в 1554 г. он стал хирургом братства святого Козьмы. Его талант и мастерство получили признание: в 1563 г. он становится главным хирургом больницы Отель-Дье, той самой парижской больницы, где он начинал свою хирургическую деятельность. Приходит признание и от королевского двора: Паре получает титул "первого хирурга и акушера короля".

Вклад Паре в хирургию настолько велик, что его не без основания считают одним из основоположников этой специальности. Именно Паре первым предложил рациональный метод лечения огнестрельных ран ("ран, причиненных мушкетными пулями"), которые считались тогда отравленными. Доказав, что это не так, он отверг варварское прижигание их раскаленным железом или заливание кипящим маслом, заменив эти пыточные средства гораздо более гуманными и эффективными.

Паре пришлось столкнуться и с другими методами лечения ран, применявшимися тогда хирургами. Так, сам он писал впоследствии о том, что в 1553 г., во время одной из войн, большинство раненых солдат обращалось за помощью не к нему, а к другому хирургу, который лечил раны водой, которую предварительно "заговаривал". В Средневековье это был довольно распространенный способ лечения (не потому ли о нем вспомнили недобросовестные и неграмотные "целители" в конце ХХ в.?). Паре тоже использовал чистую воду при лечении ран, но, что делает ему честь, решительно порицал всякие заговоры и заклинания, считая их и бесполезными, и "совершенно чуждыми христианскому духу". Правда, нельзя не сказать, что необходимым условием заживления ран Паре, как и большинство тогдашних хирургов, считал нагноение, которое должно было очистить рану, удалить из нее все погибшие части, и затем уже образовавшийся восполняла рубцовая ткань. В этом Паре разделял взгляды своих коллег.

В вопросе ампутации конечностей

В другом медицинском вопросе — распространенной в то время, ампутации конечностей, Паре в отличие от своих современников, хирургов и врачей сформулировал новое и очень важное требование: ампутировать в пределах здоровых тканей и обязательно производить при этом перевязку больших сосудов вместо кровоостанавливающих средств и варварского прижигания раскаленным железом. Вначале, правда, он сам использовал такие методы. Однако затем клинический опыт убедил его в необходимости производить перевязку сосудов. Он захватывал кровеносный сосуд пинцетом, вытягивал его наружу и затем перевязывал льняною нитью, вдетой в предложенную им же особую кривую трехгранную иглу.

Если перевязка оказывалась неудачной и кровотечение возобновлялось, он вторично накладывал лигатуру, захватывая при этом и окружающие ткани.

Словом, именно Паре усовершенствовал и, по сути, внедрил метод перевязки сосудов нитью вместо широко применявшегося перекручивания и прижигания (хотя его современники и даже некоторые ученики далеко не сразу признали это нововведение). Он предложил использовать двойную лигатуру сосудов не только при ампутациях, но и при аневризмах. Характерно также, что Паре настаивал на необходимости щадить артериальную стенку при лигатуре: сосуд в этих случаях перевязывали вместе с окружающими тканями на матерчатом валике.

Гноекровие, то есть сепсис

Паре был первым, кто описал перелом шейки бедра. Одним из первых он обратил внимание на необходимость предупреждения чрезвычайно частого тогда гноекровия (сепсиса). Его важная заслуга перед хирургией состоит еще и в том, что он разработал и успешно применял ряд новых оперативных вмешательств. Так, он первым произвел резекцию локтевого сустава. Он описал операции камнесечения (хотя сам и не производил этого вмешательства) и катаракты. Ему принадлежит усовершенствование техники трепанации черепа и самого трепана — инструмента для этой операции, установление рациональных показаний и противопоказаний к этой операции.

Паре предложил использовать застойную гиперемию в случаях замедленного образования костной мозоли при переломах трубчатых костей. Он доказал нерациональность производившейся тогда "попутной" кастрации при грыже сечениях. Ему принадлежит идея создания ряда ортопедических аппаратов, среди которых были протезы верхних и нижних конечностей, жестяные корсеты, корригирующая обувь и многое другое. Он разработал также новые хирургические инструменты.

Все свои сочинения Паре писал на французском языке, а не на латыни, принятом тогда языке науки. После выхода в свет трудов Паре медицинский факультет Парижского университета, относившийся к бывшему цирюльнику с плохо скрываемой ненавистью, выдвинул против него, среди прочих, и такие обвинения, что его труды написаны на французском языке, а не на латыни, что в них употребляются постыдные слова для обозначения частей половых органов, что автор использовал яды — , серу, ртуть и применял метод перевязки сосудов вместо древнего способа прижигания. Однако попытка Парижского медицинского факультета дискредитировать Амбруаза Паре не удалась, впоследствии факультет вынужден был признать его выдающимся специалистом по хирургии.

Кириллов Вадим

Не забудьте включить сайт в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во

Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало раз­граничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних бо­лезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не счи­тались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Так, например, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в «Братство св. Косимы», в то время как врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов» происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лече­нии переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и походов.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высо­кое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и зани­мались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирурговбан­щики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мо­золей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов:им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать рецепты.

В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем стали от­крываться хирургические школы. Репутация их росла, и в 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории) в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление меди­цинского факультета Парижского университета, решением короля была от­крыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к меди­цинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской бур­жуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, имен­но хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схола­стической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта. (Заметим, что медицина народов Востока и античная медицина не зна­ли подобного разделения.)

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в средние века причиняли жесточайшие муче­ния пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневе­ковой Европе (до 90%) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450-1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой по­верхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял го­раздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (Pare» Ambroise, 1510-1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них - в Северной Италии молодому тогда армейскому цирюльнику Амбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрылих чистыми повяз­ками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опа­сался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненных бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда боль­ше так жестоко не прижигать несчастных раненных». Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. Учение о лечении огнестрель­ных ранений стало выдающейся заслугой Паре.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хи­рургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хи­рургом Hotel-Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургиче­ских операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации че­репа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедиче­ских аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие изних были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им деталь­ным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии.

В то же время, наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, аку­шерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Крупные деятели сложнейшей переходной эпохи Воз­рождения жили на стыке средневековья и Нового времени. Они были не толь­ко участниками борьбы окружающего их мира - борьба проходила в них са­мих. Ломка традиционных средневековых взглядов проходила на фоне противоречивого сочетания старого и нового. Таким был Парацельс - новатор в хи­рургии и медицине, не изживший средневековой мистики. Таким был и нова­тор в учении о заразных болезнях Джироламо Фракасторо. Таким был и Амб­руаз Паре.Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправ­ного врача-специалиста.

Хирургия эпохи Возрождения достигла значительного прогресса. Карди­нально изменилось лечение огнестрельных ран и кровотечений. При отсутст­вии обезболивания и средств антисептики средневековые хирурги отважно производили трепанацию черепа и камнесечение, прибегали к радикальному лечению грыж, возрождали операции глазной и пластической хирургии, кото­рые требовали ювелирного мастерства.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было про­должено его многочисленными последователями и продолжателями.

Изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволя­ет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные гори­зонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авто­ритеты и ломали рамки национальной ограниченности. Исследуя природу, они служили прежде всего истине и гуманизму, а следовательно - науке в единст­венно возможном смысле этого слова.