Амбивалентность человеческих чувств — патология или зрелость? Амбивалентный - это что такое? Амбивалентность как отношение субъекта и как характеристика объекта

(лат. ambit-вокруг, с обеих сторон +valens, valentis - сильный), несогласованность, противоречивость нескольких эмоциональных переживаний (симпатии и антипатии, любви и ненависти и т. п.), связанных с двойственным отношением к человеку, предмету или явлению. Человек одновременно переживает, испытывает и положительное, и отрицательное чувство. Мать может испытывать сильное недовольство сыном или дочерью, гнев, а порой и озлобленность, но чаще всего эти отрицательные отношения переживаются на фоне любви, беспокойства за судьбу или здоровье ребёнка. Здесь наблюдается противоречие между устойчивым чувством и временным эмоциональным состоянием. В интимных отношениях мужчина и женщина могут переживать досаду, стыд, гнев, вызванный недостойным поведением любимого человека. Особой остроты амбивалентность чувств достигает в связи с переживанием ревности, в которой чувство любви сочетается с ненавистью, вызванной реальной или воображаемой (Отелло - Дездемона) изменой.

(Источник: Сексологический словарь)

Смотреть что такое "Амбивалентность чувств" в других словарях:

    амбивалентность чувств - см. чувство: амбивалентность. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentis имеющий силу) комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви … Психологический словарь

    Амбивалентность чувств - (от лат. ambo – оба и valeo – имею силы) – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением, например … Словарь-справочник по социальной работе

    Амбивалентность (чувств) - (от лат. ambo «оба» и valeo «имею силы») – испытывание противоположных или смешанных чувств к кому л. или чему л., особенно любви и ненависти; склонность к постоянному изменению чувств или отношения к кому, чему л.; несогласованность,… …

    Амбивалентность чувств - (от греч ambi приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia сила) сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у… … Педагогический терминологический словарь

    АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - (от греч. ambi приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia сила) сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у… … Педагогический словарь

    АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - несогласованность эмоциональных переживаний (симпатии и антипатии, любви и ненависти и т. п.), связанных с двойственным отношением к человеку, предмету или явлению. При этом наблюдается противоречие между устойчивым чувством и временным… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к какому л. объекту … Психомоторика: cловарь-справочник

    АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - (от греч. amphi приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia сила) несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту … Юридическая психология: словарь терминов

Книги

  • Политическая психология. Учебник для бакалавров
  • Политическая психология , П. С. Гуревич. Учебник посвящен относительно новой, но весьма перспективной области психологического знания. В нем анализируются классические и современные версии политики, рассматриваются…

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов

«Амбивалентный» - это сейчас очень модное слово. Но мало кто знает, что оно означает. В этом случае школьный курс химии помогает слабо. Поэтому мы и решили написать эту статью. В ней будет дано определение, представлены основные случаи употребления. Чтобы читателю было не скучно, примеры подобраны простые и понятные каждому.

Определение

Амбивалентное отношение - это двойственное расположение к какому-либо объекту. Здесь очень важно отличать двойственность от отношения «с одной стороны…с другой стороны…». Первый случай - это амбивалентность, а второй - обычная аналитическая оценка объекта. Как отличить одно от другого? При типе отношений «с одной стороны… с другой стороны…» в человеке нет противоборства. Субъект точно знает, как именно он оценивает событие или явление внешнего мира. Когда же отношение человека можно с полной уверенностью охарактеризовать термином «амбивалентный» (это, как мы помним, некоторая двойственность), то он и сам не скажет, как именно воспринимает нечто.

Архетипы К.-Г. Юнга

Самые знаменитые примеры амбивалентности дал К.Г. Юнг - родоначальник аналитической психологии, автор концепции коллективного бессознательного. Также он подарил миру учение об архетипах.

Архетип - это наиболее древние представления человечества, которые предопределяют восприятие субъектом реальности. Они - часть «фонда» коллективного бессознательного. Проявляют себя в сновидениях, мифах и легендах, одним словом, в творчестве. В любом сотворении из ничего, как известно, силен подсознательный элемент. Архетип всегда амбивалентный, это его основное качество.

Архетип матери

В теории Юнга образ матери двойственен по природе. С одной стороны, мать - это дом, защищенность, спокойствие, отсутствие тревог, а с другой стороны, мать, старуха во снах может символизировать смерть.

В реальности мы тоже можем уловить эту двойственность. Кто из подростков не испытывал к матери и нежность, и вместе с тем ненависть? Материнская любовь может спасти, а может и убить, задушить. Вот такой вот амбивалентный это феномен - материнская любовь.

И еще один интересный момент, о котором стоит упомянуть. Материнское лоно во снах может символизировать могилу. В каждом языке есть представления, которые уравнивают мать и смерть. Если анализировать отношение «лоно-могила», то мы можем вспомнить, что есть такое выражение, как «мать сыра земля». Соответственно, погребение может восприниматься как возвращение в материнское лоно. Так оно и есть, в принципе, ибо мы прах, и в прах мы обратимся в итоге.

Но, однако ж, пора отвлечься от тяжелых тем и дум и поразмышлять о женской привлекательности.

Амбивалентность красоты

Этот раздел будет интересен не только мужчинам, но и женщинам.

Когда парень видит красивую девушку, о чем он думает в первую очередь? Конечно, он прежде всего мечтает о физическом обладании. Потом, когда первая волна очарования объектом вожделения сходит, молодой мужчина ловит себя на мысли о страхе перед красотой. Отличный пример, который можно отнести в категорию «амбивалентные чувства».

Парадокс, но наш воображаемый парнишка даже не знает, чего больше в его отношении к девушке: страха или желания. Как мы видим, это рассуждение подводит нас к разгадке тайны, почему красивые женщины несчастны и одиноки (да-да, это не миф) - их боятся, но в то же время любят.

Можно ли победить страх перед женской красотой?

Разумеется, можно. Для этого надо, прежде всего, унять внутреннюю дрожь. И разложить свой страх на простейшие составляющие, задав себе вопрос: «А чего конкретно я боюсь?» Каждый раз, сосредотачиваясь на предметных опасениях и тревогах, человек побеждает свою неуверенность, которая может выражаться в таком феномене, как амбивалентная привязанность - «и хочется, и колется, и мама не велит».

Амбивалентное отношение к тексту. Кафка, «Замок»

Как известно, одной из характеристик классической литературы является полифония смыслов. Но есть такие авторы, как, например, Франц Кафка, чья проза настолько самобытна, что может спровоцировать амбивалентное поведение читателя. Оно выражается в том, что любитель классической литературы может, с одной стороны, не любить Кафку, но с другой стороны, читать его сочинения, ибо в творчестве немецкоязычного писателя силен магический элемент. Он-то и гипнотизирует читателя.

Например, возьмем одно из известнейших произведений Кафки - «Замок». Когда человек читает это сочинение первый раз, то его держит в напряжении только ожидание финала, чем же закончатся скитания землемера. При этом нельзя не отметить, что сама проза занудно-тягостная. Но бросить ее нет никакой возможности, интересно же. Чем закончилось путешествие землемера, читатель узнает, если ознакомится с содержанием романа.

Дмитрий Горчев. Смешение высокого и низкого стиля

Амбивалентное восприятие читателем текста еще более характерно тогда, когда он читает современного, к сожалению, уже ушедшего от нас в 2010 году писателя Дмитрия Горчева. Он своей манерой неуловимо напоминает Д.И. Хармса. На устах Ювачева (настоящая фамилия Даниила Ивановича) также все время играет ироническая улыбка. Правда, Горчев обильно «посыпает» свою прозу нецензурной лексикой, а Хармс позволяет себе такое только в записных книжках, которые не предназначались для печати первоначально. Но мы снова отвлеклись.

Проза Горчева, возможно, не так глубока, и классиком он, конечно, не успел стать. Но в то же время, если уметь воспринимать скрытый месседж текста, то выйдет, что это вполне себе экзистенциальная проза со смысложизненным подтекстом. Особенно это справедливо в отношении его сказок, например «Злодей». Горчев через аморальный образ напоминает о классической триаде - «Добро, Истина и Красота».

В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, - это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, - противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.

Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем - шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo - «оба», valentia - «сила») - одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические , и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. - Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».

Психиатр выделял три типа амбивалентности. Эмоциональной амбивалентностью он описывал одновременное позитивное и негативное чувство к человеку, предмету или событию. Например, при ревности можно испытывать и любовь, и ненависть, а ностальгия вызывает не только радость от приятного воспоминания, но и грусть от того, что событие осталось в прошлом.

Волевая амбивалентность значит, что человек не может сделать выбор и в итоге часто вообще отказывается принимать решение. Такие сомнения наглядно иллюстрирует притча про Буриданова осла: голодное животное стоит между двумя одинаково привлекательными стогами сена и не может выбрать ни один. Избегая выбора, человек часто испытывает облегчение, но в то же время стыдится своей нерешительности - то есть один вид двойственности порождает другой.

Третий тип, интеллектуальная амбивалентность, - это когда в рассуждениях чередуются взаимоисключающие идеи. К примеру, уверенность в справедливости «божественного промысла» сменяется атеизмом. Считается, что именно такой «раскол» мышления в первую очередь указывает на развитие шизофрении.

При этом Блейлер отмечал, что противоречивое поведение - не обязательно признак шизофрении. По его мнению, оно может быть свойственно совершенно здоровым людям, особенно с типом личности. Тревожиться стоит, если человек постоянно страдает от двойственности идей, чувств или затрудняется принимать решения, а его настроение и реакции меняются очень быстро, когда это ничем не мотивировано. Психологи обращают внимание на то, что сомнения и неопределенность являются естественной составляющей жизни. Причинами амбивалентности, если речь не идет о патологии психики, может быть нерешительность, замкнутость, фобии, склонность к или наоборот - перфекционизм, подсознательный страх совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональная и интеллектуальная незрелость. Считается, что алкоголь, наркотики, наркоз и сильный стресс усиливают проявления амбивалентности. Как правило, осознать состояние сложно, потому что это подсознательный процесс.

Как говорить

Неправильно: «Весь день у меня было вялое, амбивалентное состояние, поэтому из дома я так и не вышел».

Правильно: «Меня доводит до отчаяния собственная амбивалентность: повышение на работе одновременно и радует, и пугает».

Правильно: «Амбивалентное отношение Коли к деньгам удивляет: он то экономит на каждой мелочи, то спускает всю зарплату за день».